Доклад о выборах в госдуму 2021

Обновлено: 17.05.2024

Подпишите петицию с требованием отменить закон об иноагентах!

Оглавление

Введение

Выборы депутатов Государственной думы Российской Федерации восьмого созыва проходят в условиях усиления репрессивной составляющей законодательства и правоприменительной практики, наступления на избирательные права граждан и ухудшения условий для общественного контроля за честностью подсчета голосов.

Ключевые выводы

1. Отсутствие стабильности избирательного законодательства

Общепризнанные стандарты демократических выборов гласят, что одним из главнейших условий их реализации является стабильность законодательства. Она является показателем того, что власти не манипулируют правилами проведения выборов для получения преимущества над своими оппонентами. В международной практике речь прежде всего идет о стабильности составов и порядка формирования избирательных комиссий, нарезки округов и самого дизайна избирательной системы. В идеале важные изменения законодательства не должны применяться к ближайшим выборам, чтобы у действующих депутатов не было соблазна использовать имеющуюся власть в личных интересах. Менее существенные поправки рекомендуется принимать не менее чем за год до старта избирательной кампании.

Однако в Российской Федерации не было еще ни одной федеральной избирательной кампании, которая прошла бы без существенного изменения правил в сравнении с предыдущими аналогичными выборами.

Изменения, внесенные Федеральным законом от 19 февраля 2018 года № 30-ФЗ касались только дополнительных выборов в Государственную думу: было установлено, что они должны проводиться в единый день голосования.

Остальные 12 законов внесли существенные изменения в правила проведения основных выборов в Государственную Думу. Отметим, что семь из них (т.е. более половины) были приняты в последний год, причем шесть — менее чем за четыре месяца до старта избирательной кампании. Вот полный перечень этих законов:

Следует отметить, что за обсуждаемый период Конституционный суд России четыре раза принимал решения о несоответствии Конституции России ряда положений избирательного законодательства (постановления от 13 апреля 2017 года № 11-П; от 15 ноября 2018 года № 42-П; от 24 марта 2020 года № 12-П; от 12 марта 2021 года № 6-П), и три из них нашли свое отражение в принятых законах.

2. Анализ содержания принятых поправок в избирательное законодательство

Сам по себе количественный анализ уже дает говорящую картину. Однако важнее содержание изменений. Далее мы проанализируем новеллы, внесенные этими законами, по разделам избирательного законодательства.

2.1. Ограничения пассивного избирательного права и другие ограничения

Следующий удар по пассивному избирательному праву был нанесен Федеральным законом от 4 июня 2021 года № 157-ФЗ. Он был принят в спешном порядке и вступил в законную силу непосредственно перед тем, как несколько организаций сторонников Алексея Навального были по сомнительным основаниям признаны экстремистскими. Законопроект был внесен группой депутатов 4 мая 2021 года, принят в первом чтении 18 мая, во втором чтении 25 мая, в третьем — 26 мая. Совет Федерации одобрил его 2 июня, через два дня Президент России подписал его и опубликовал. Таким образом, закон был принят в рекордный срок — один месяц, с нарушением сроков, установленных законами и регламентом Думы. Через пять дней, 9 июня, организации сторонников Алексея Навального были признаны судом экстремистскими.

Этот закон лишает пассивного избирательного права граждан России, причастных к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности в связи с признанием ее экстремистской или террористической организацией.

При этом выделяются две категории причастности. К первой относятся учредители, члены коллегиального руководящего органа, руководитель, заместители руководителя, руководители региональных или других структурных подразделений и их заместители, занимавшие одну из этих позиций в срок, начинающийся за три года до дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности организации. Эти граждане лишаются права быть избранными до истечения пяти лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности организации.

Ко второй категории относятся участники, члены, работники данной организации и иные лица, причастные к ее деятельности, занимавшие одну из этих позиций в срок, начинающийся за год до дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности организации. Эти граждане лишаются права быть избранными до истечения трех лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности организации. При этом для данной категории лиц требуется, чтобы причастность была установлена вступившим в законную силу решением суда. Закон устанавливает, что причастностью может считаться выражение поддержки высказываниями, включая высказывания в сети Интернет, либо иными действиями (предоставление денежных средств, имущественной, организационно-методической, консультативной или иной помощи).

Закон этот юридически неприемлем в первую очередь из-за того, что предусматривает обратную силу: он карает за действия, которые в момент их совершения не считались противозаконными. Кроме того, формулировки для ряда действий, подпадающих под столь серьезную санкцию, как лишение пассивного избирательного права (высказывания поддержки в Интернете, оказание различной помощи), довольно размытые, что создает большие возможности для произвола в отношении оппозиционно настроенных граждан, особенно учитывая значительную поддержку, которой пользовались среди данной категории граждан структуры сторонников Алексея Навального.

Легкость и произвольность лишения граждан важнейшего политического права с помощью нового закона была продемонстрирована уже на старте избирательной кампании. 21 июня окружная избирательная комиссия по выборам депутатов Государственной Думы России по округу № 201 отказала кандидату Олегу Степанову в открытии избирательного счета и регистрации финансового уполномоченного. 24 июня аналогичное решение приняла окружная избирательная комиссия по выборам депутатов Московской Городской Думы по округу № 37 в отношении кандидата Ильи Яшина.

Это яркое свидетельство правового произвола в отношении важнейшего конституционного права граждан.

Таким образом, ситуация с правом граждан быть избранными существенно ухудшилась в сравнении с 2016 годом.

2.2. Изменения правил выдвижения и регистрации кандидатов и списков кандидатов

В соответствии с этим постановлением Федеральный закон от 5 февраля 2018 года № 1-ФЗ внес изменения, предусматривающие в подобных случаях исключение кандидатов из списка кандидатов-одномандатников вместо отказа в заверении целого списка. Это положительная мера, которая страхует политические партии от риска снятия с выборов их кандидатов из-за технической ошибки.

Практика покажет, насколько эта формулировка поможет избегать ситуаций, когда избирком намеренно не извещает кандидата об устранимых нарушениях в его документах, а затем передает информацию об этих нарушениях конкуренту.

Однако одновременно были внесены две новеллы, уменьшившие возможности кандидата защищать свое право участвовать в выборах. Срок обжалования отказа в регистрации в вышестоящую избирательную комиссию уменьшен с десяти до пяти дней. И отменено право кандидата обжаловать решение вышестоящей комиссии об оставлении жалобы без удовлетворения в избирательную комиссию следующего уровня.

Еще одно Постановление Конституционного Суда России (от 15 ноября 2018 года № 42-П) не реализовано до сих пор. Формально оно касается правил обжалования результатов выборов. Но речь в нем идет о случаях, когда избирательное объединение и (или) выдвинутые им в качестве кандидатов граждане были лишены возможности представить в избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации кандидата или списка кандидатов, вследствие воспрепятствования со стороны должностного лица избирательной комиссии.

Еще ряд изменений в правилах выдвижения и регистрации кандидатов был внесен Федеральным законом от 23 мая 2020 года № 154-ФЗ. В отношении выборов в Государственную думу изменения следующие:

  • ЦИК России должна утвердить образец подписного листа;
  • избиратель в подписном листе должен не только собственноручно поставить дату внесения подписи, но также собственноручно указать свои фамилию, имя и отчество;
  • в подписном листе должно быть строго пять строк, а в одной папке должно быть не более 100 листов.

Эти изменения в основном затрудняют сбор подписей и повышают возможности по признанию их недействительными. Требование собственноручного указания фамилии, имени и отечества замедляет сбор подписей; учитывая, что у избирателей может быть плохой почерк, оно увеличивает долю подписей с неразборчивыми данными об избирателе и тем самым дает больше возможностей для выбраковки подписей; дополнительные возможности появляются у почерковедов, которые теперь могут браковать подписи на основании утверждений (как обычно, голословных) о несобственноручном проставлении фамилии, имени и отчества.

Требование пяти строк не позволяет кандидатам делать подписной лист удобным для их работы и является совершенно избыточным регулированием.

Таким образом, изменения в правилах регистрации кандидатов и списков кандидатов нельзя оценить однозначно. С одной стороны, благодаря решениям Конституционного Суда России были внесены некоторые изменения, которые защищают партии и кандидатов от злоупотреблений со стороны избирательных комиссий. С другой стороны, был существенно осложнен процесс сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, а одно из постановлений Конституционного Суда вообще не реализовано.

2.3. Введение голосования по месту нахождения вместо открепительных удостоверений

Голосование по месту нахождения было впервые введено федеральными законами от 1 июня 2017 года № 103-ФЗ и 104-ФЗ. Но эти законы касались президентских и региональных выборов. Для выборов в Государственную думу данный способ голосования был введен Федеральным законом от 4 июня 2018 года № 150-ФЗ. Он применялся на дополнительных выборах 2018, 2019 и 2020 годов, а на основных выборах будет применяться впервые в 2021 году.

2.4. Введение многодневного голосования

Впервые многодневное голосование было опробовано в ходе Общероссийского голосования по изменению Конституции России в 2020 году, но оно регулировалось отдельными нормативными актами. Федеральный закон от 23 мая 2020 года разрешил проводить фактически многодневное голосование, но формально речь шла о досрочном голосовании, и эти нормы применялись в сентябре 2020 года.

Введение многодневного голосования существенно снижает возможности граждан, кандидатов и партий убедиться в честности подсчета, создает дополнительные условия для фальсификации итогов голосования и снижает уровень доверия к выборам.

Этот же федеральный закон определил, как исчисляются сроки, привязанные к дню голосования. Часть сроков привязаны к первому дню, часть — к последнему.

2.5. Изменение правил голосования

Первое небольшое изменение в правила голосования внес Федеральный закон от 11 декабря 2018 года № 464-ФЗ. Он определил, что участковая комиссия обязана обеспечить возможность проголосовать вне помещения для голосования избирателям, находящимся под домашним арестом. Закон этот принимался еще в условиях, когда перечень оснований для голосования вне помещения для голосования оставался закрытым.

Этот же закон внес и другие новеллы в правила проведения выборов в Государственную Думу. Так, было разрешено дистанционное электронное голосование.

В целом предложенные изменения создают бóльшие удобства для некоторых категорий избирателей. Однако гораздо более существенно, что одновременно они создают большие возможности для злоупотреблений со стороны административного ресурса и в целом снижают доверие к результатам выборов.

2.6. Изменение правил наблюдения за выборами

2.7. Изменение правил формирования избирательных комиссий

Право ЦИК России менять членов избирательных комиссий, назначенных по ее представлению, можно оценить скорее положительно, а аналогичное право партий — скорее отрицательно. Оно может привести к усилению административного давления на партии с целью добиться от них замены наиболее активных и принципиальных членов избирательных комиссий.

2.8. Изменение правил формирования федеральных списков

Федеральный закон от 20 апреля 2021 года № 96-ФЗ увеличил с 10 до 15 максимальный размер центральной части федерального списка. Это решение имеет принципиальное значение. Если в центральной части списка 10 кандидатов (как было на выборах 2016 года), то при преодолении 5-процентного барьера мандаты получают не только эти кандидаты, но и хотя бы 2–3 кандидата из региональных групп. Если же в центральной части 15 кандидатов, то прохождение кандидатов из региональных групп не гарантировано.

Новелла эта выгодна партийной бюрократии, поскольку увеличивает число мест в списке, которыми распоряжается непосредственно руководство партии. Это дает ему возможность распределять такие места на возмездной основе.

2.9. Изменение правил формирования избирательного бюллетеня

Еще в предыдущем цикле для выборов в Государственную Думу было установлено, что при регистрации более 10 списков можно не указывать кандидатов, входящих в список. Федеральный закон от 5 апреля 2021 года № 89-ФЗ распространил это правило и на другие выборы. Одновременно в этом законе появилась новелла, касающаяся любых выборов, в том числе и выборов в Государственную Думу России. Теперь при регистрации более 10 кандидатов в бюллетене можно не указывать сведения о них (в этом случае они размещаются в специальном информационном материале, который размещается в кабине либо ином специально оборудованном месте для тайного голосования и/или на информационном стенде).

Несмотря на то, что избирательные комиссии должны были бы способствовать повышению информированности избирателей и созданию условий для более осознанного выбора, в реальности обе эти новеллы направлены на то, чтобы избиратель из бюллетеня получал как можно меньше информации. Такие новеллы обычно обосновываются желанием сократить размер бюллетеня или увеличить шрифт. Однако эти обоснования сомнительны, поскольку ранее число списков и кандидатов было значительно больше 10, и больших проблем это не создавало.

2.10. Изменение правил предвыборной агитации

Такое расширение полномочий по досудебной блокировке материалов в период избирательной кампании может стать еще одним инструментом по цензурированию политической дискуссии и негативно скажется на правах избирателей на получение разносторонней информации, необходимой для принятия осознанного решения.

2.11. Неурегулированность статуса новой федеральной территории в избирательном законодательстве

В целом большая часть новелл, принятых в 2018–2021 годах, направлена на снижение уровня политической конкуренции на выборах и создание более благоприятных условий для фальсификаций.

3. Изменения в партийной системе

В выборах депутатов Государственной думы 2016 года имели право участвовать 74 политические партии. В выборах 2021 года право участвовать имеют только 32 партии. Таким образом, число партий за пять лет сократилось более чем наполовину.

Таблица. Участие в региональных и муниципальных выборах партий, ликвидированных решениями Верховного Суда России

Примечание. Данные взяты из решений Верховного Суда России о ликвидации указанных партий. Для каждой партии оценивалось участие в выборах за семилетний период со дня ее регистрации.

Мы считаем, что нормы о ликвидации политических партий за недостаточное участие в выборах оказались не вполне продуманными, в результате чего оказались ликвидированы несколько достаточно активных партий, что снижает конкурентность выборов.

Отдельный вопрос: партии, имеющие право участвовать в выборах в Государственную Думу без сбора подписей. Эту льготу имеют партии, представленные в Госдуме или хотя бы в одном региональном парламенте.

В 2016 году в выборах в Государственную Думу принимали участие только партии, имевшие льготу. Вполне возможно, что в этот раз будет то же самое.


ТАСС-ДОСЬЕ. 17 июня 2021 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о назначении даты выборов в Госдуму РФ VIII созыва на 19 сентября 2021 года. Они пройдут в единый день голосования вместе с выборами региональных и муниципальных органов власти в РФ.

Организация и проведение парламентской кампании регулируются Конституцией РФ от 12 декабря 1993 года (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года), федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" от 12 июня 2002 года, "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" от 22 февраля 2014 года и другими.

Предыдущие парламентские выборы проходили в России в сентябре 2016 года. С тех пор в избирательное законодательство был внесен ряд важных изменений.

ТАСС подготовил материал о некоторых из основных нововведений, в соответствии с которыми будет организована кампания 2021 года.

Многодневное голосование

Голосование на думских выборах впервые может проводиться несколько дней подряд, но не более трех. Соответствующее решение принимает Центральная избирательная комиссия РФ в течение десяти дней со дня официального опубликования указа главы государства о назначении выборов депутатов Госдумы РФ. Пересмотру оно не подлежит. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования в последний из трех дней выборов. Ранее на выборы отводился лишь один день. Поправки в законы об основных гарантиях избирательных прав и о выборах депутатов Госдумы были приняты 31 июля 2020 года.

Голосование вне помещений

Голосование электронное и по почте

Впервые законодательно установлена возможность электронного дистанционного голосования избирателей и голосования по почте. Случаи и порядок такого голосования устанавливает Центральная избирательная комиссия РФ. Поправки в избирательное законодательство были приняты 23 мая 2020 года.

Возможность отмены выборов при режиме ЧС

Предусмотрена возможность отложить голосование в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации "при наличии угрозы жизни и (или) здоровью избирателей". Решение об отмене голосования на федеральных выборах на всей территории РФ либо на территории не менее чем одной трети субъектов Федерации принимается Центризбиркомом России. Изменения были внесены в избирательное законодательство РФ 1 апреля и 23 мая 2020 года.

Голосование по месту пребывания

Голосование по открепительным удостоверениям заменено на голосование по месту нахождения избирателя. Гражданин, который в день выборов будет находиться вне места своего жительства (регистрации), вместо получения открепительного удостоверения должен подать заявление о включении своей фамилии в список избирателей по месту пребывания. Заявление подается лично, через портал госуслуг или через МФЦ не ранее чем за 45 дней до выборов и не позднее 14:00 дня, предшествующего голосованию. Соответствующие нормы закреплены в избирательном законодательстве поправками от 1 июня 2017 года и 4 июня 2018 года.

Отмена пересмотра нарезки избирательных участков

Поправками от 1 июня 2017 года исключен пятилетний срок, на который образуются избирательные участки: нарезка участков может не пересматриваться, если в этом нет необходимости. При этом к основаниям для пересмотра добавлено уменьшение численности избирателей на участке до 1,5 тыс. или, напротив, ее увеличение до 3 тыс.

Расширение общефедеральной части списка кандидатов

Общефедеральная часть списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями по единому федеральному округу, расширена с 10 до 15 человек. Соответствующие изменения внесены в статью 39 закона о выборах депутатов Госдумы 20 апреля 2021 года.

Отмена дня тишины

Поправками от 30 апреля 2021 года отменен так называемый день тишины (запрет на агитацию) в день перед выборами при многодневном голосовании. Закон устанавливает, что предвыборная агитация должна быть завершена в 00:00 по местному времени первого дня голосования. Запрет на проведение агитации в дни выборов сохраняется.

Уточнения оснований для исключения одномандатников

В одном одномандатном избирательном округе политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата. Несоблюдение этого требования является основанием для исключения из списка всех претендентов, выдвинутых партией в данном округе, но только до его заверения избирательной комиссией. Соответствующие поправки внесены в статью 35 закона об основных гарантиях избирательных прав граждан и статью 42 закона о выборах депутатов Госдумы. Они приняты в соответствии с решением Конституционного суда РФ от 13 апреля 2017 года.

Новые требования к иноагентам

Кандидаты, получающие зарубежное финансирование, обязаны информировать избирателей о выполнении ими функций иностранного агента. Эти же нормы касаются и кандидатов, аффилированных с лицом-иноагентом. К ним относятся те, кто сам не является иностранным агентом, но в период за два года до назначения выборов входил в состав НКО-иноагента, работал в иностранном СМИ-иноагенте и пр. Все агитационные материалы данных лиц и/или выдвинувших их партий, выступления, платежные документы должны сопровождаться информацией о статусе иноагентов. Закон от 20 апреля 2021 года также ввел запрет иностранным агентам, включая СМИ, участвовать в избирательных кампаниях, в т. ч. вести агитационную работу.

Ограничения для осужденных за преступления средней тяжести

Установлены новые ограничения на выдвижение в качестве кандидатов ранее судимых лиц. Запрет баллотироваться в Госдуму теперь будет касаться не только тех, кто был осужден по особо тяжким и тяжким статьям Уголовного кодекса РФ, но и лиц, совершивших преступления средней тяжести. Речь идет о 50 статьях УК РФ, в частности о вовлечении несовершеннолетних в преступления, склонении к потреблению наркотиков и самоубийству, мошенничестве, отмывании преступных доходов, незаконном привлечении денежных средств участников долевого строительства, публичном оправдании терроризма, неоднократных нарушениях порядка организации и проведения митингов, уничтожении воинских захоронений и др. Ограничение пассивного права, установленное поправками от 23 мая 2020 года, будет действовать до истечения пяти лет со дня снятия или погашения судимости за преступления средней тяжести.

Ограничения для лиц, причастных к деятельности экстремистских организаций

Введен временный запрет на участие в выборах лиц, причастных к деятельности экстремистских или террористических организаций. Их учредители и руководители не могут быть выдвинуты кандидатами на выборные должности в течение пяти лет с момента вынесения судом решения о запрете или ликвидации таких организаций, а рядовые сотрудники и лица, чья причастность к их деятельности установлена судом, - в течение трех лет. Трехлетнее ограничение пассивного избирательного права распространяется и на лиц, которые за год до вступления в силу решения суда о признании организации экстремистской выражали ей поддержку. Руководителям таких организаций запрещено избираться в течение пяти лет, если за три года до решения суда они занимали соответствующие должности. На уже состоявшиеся выборы новые нормы не распространяются. Соответствующие изменения внесены в статьи 4 федеральных законов об избирательных правах граждан и о выборах депутатов Государственной думы 4 июня 2021 года.

Новые требования к заполнению подписных листов

Поправками от 23 мая 2020 года закреплено требование собственноручного заполнения избирателем в подписном листе своих фамилии, имени и отчества. В противном случае подписи будут забракованы. Подписной лист изготавливается для заполнения с одной стороны и должен содержать только пять строк.

Кандидаты, имеющие или имевшие судимость, будут обязаны сообщать эти сведения при сборе подписей избирателей в поддержку своего выдвижения. Данная информация должна быть размещена в подписном листе после указания фамилии, имени и отчества кандидата. Соответствующие поправки в избирательное законодательство приняты 20 апреля 2021 года.

Привлечение наблюдателей от общественных палат

Закон от 4 июня 2018 года закрепил право назначать наблюдателей в избирательные комиссии от Общественной палаты РФ, региональных и муниципальных общественных палат и общественных советов при федеральных и региональных органах исполнительной и представительной власти.

Порядок оспаривания решений избиркомов

В случае обжалования решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата или списка кандидатов исковое заявление может быть подано в течение пяти дней со дня принятия вышестоящим избиркомом решения оставить жалобу без удовлетворения. Срок подачи в избирком жалобы на решение, действие или бездействие нижестоящей комиссии составляет пять дней. Рассмотреть такую жалобу нужно будет в течение семи дней вместо десяти. Если решение останется в силе, оно может быть обжаловано в суде. Суд не может отменить решение комиссии о регистрации кандидата, оформленное с нарушением требований законодательства, если избирком ранее не известил кандидата об этих нарушениях. Согласно прежним нормам, срок оспаривания отказа в регистрации в вышестоящем избиркоме исчислялся со дня вынесения первоначального решения об отказе. Это зачастую не оставляло истцу достаточного количества времени для обращения в суд. На это, в частности, было указано в постановлении Конституционного суда РФ от 24 марта 2020 года. Соответствующие поправки в избирательное законодательство и Кодекс административного производства РФ приняты 30 апреля 2021 года.

17 сентября граждане России начали выбирать депутатов Госдумы восьмого созыва. Первыми на участки идут жители Камчатки и Чукотки – там голосование началось в 23:00 16 сентября по московскому времени. В Москве голосование начнется в 8:00 в пятницу и завершится в 20:00 в воскресенье, 19 сентября.

Кого и как выбирают

В Госдуме следующие пять лет (2021–2026 гг.) будут работать 450 депутатов. Их выберут по смешанной системе. 225 депутатов будут представлять одномандатные округа – территории, на которые разделена Россия. В этих выборах участвуют 2020 кандидатов-одномандатников, т. е. конкуренция составляет около 8,9 человека на место. Чтобы выиграть, одномандатнику достаточно победить оппонента, набрав простое большинство голосов.

Элла Памфилова представила доклад о конкуренции на выборах

Еще 225 кресел на Охотном Ряду распределят среди депутатов, избранных по партийным спискам, – таких 3828 человек, таким образом, конкуренция составляет 17 человек на место. Условия избрания от партии чуть сложнее: чтобы пройти в Госдуму, партийный список должен набрать более 5% голосов.

На выборах есть и другие бонусы, помимо самой победы. Набрав более 3% голосов, партия получит право на государственное финансирование – 152 руб. за каждый отданный в ее поддержку голос, даже если не дотянет до проходного барьера. На прошлых выборах государственное финансирование получили только четыре партии, которые набрали больше 5% и прошли в Госдуму, за остальных проголосовало меньше 3%.

Кто ведет партии на выборы в Госдуму

Специфика выборов 2021 года

Кто может принять участие в онлайн-голосовании

Еще одним новшеством этих выборов стало использование дистанционного электронного голосования (ДЭГ). В нем могут принять участие жители семи регионов – Москвы, Севастополя, Нижегородской, Ярославской, Ростовской, Мурманской и Курской областей. Всего на ДЭГ записалось более 2,8 млн человек, сообщила 15 сентября Памфилова. Из них в Москве дистанционно могут проголосовать более 2 млн человек.

Подведение итогов

В течение трех недель после дня голосования ЦИК должен опубликовать официальные результаты выборов. Мандаты распределяются между кандидатами в одномандатных округах и кандидатами, выдвинувшимися по спискам. В последнем случае используется так называемый метод Хэйра (проценты голосов, которые получили не прошедшие партии, де-факто перераспределяются в пользу прошедших, в выигрыше оказывается та партия, что набрала наибольшую долю голосов).

По Конституции Госдума должна собраться на первое заседание на 30-й день после избрания. Президент имеет право своим решением созвать первое заседание нижней палаты парламента и ранее этого срока. В 2003, 2007, 2011 и 2016 гг. президент пользовался этим правом.

Хотите скрыть рекламу? Оформите подписку и читайте, не отвлекаясь

Наши проекты

Контакты

Ведомости в Facebook

Ведомости в Twitter

Ведомости в Telegram

Ведомости в Instagram

Ведомости в Flipboard

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2022

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2022

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Отсутствие наблюдателей от ОБСЕ, экономия на видеонаблюдении и отсев несистемных кандидатов - чем уже отметилась кампания по выборам в Госдуму и чего ждать от трехдневного голосования?

Женщина на избирательном участке

Выборы в Госдуму начинаются 17 сентября и продлятся три дня

В среднем на место в парламенте по федеральному избирательному округу претендует 17 кандидатов, по одномандатным округам - около 9, сообщили в ЦИК. Самая высокая конкуренция - в Москве (Перовский округ) и в Санкт-Петербурге (Западный округ). Самая низкая - в Ингушетии, Магадане, Чукотке и Ямало-Ненецком автономном округе. Кроме того, по всей стране пройдут региональные и местные выборы. В ЦИК пообещали максимальную открытость и конкурентность выборов. Возможно ли это? DW собрала главное о проблемах и прецедентах осеннего голосования.

Без кандидатов от антикремлевской оппозиции

Заметным оппозиционным политикам в России и раньше с трудом удавалось стать кандидатами в депутаты Госдумы. Например, ЦИК предъявлял повышенные требования при проверке собранных ими подписей или к неверной информации, которую предоставляли такие кандидаты. В этом же году число и разнообразие причин, по которым несистемных оппозиционеров снимали с предвыборной гонки, заметно выросло.

Максим Резник, российский политик, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга

В частности, в отношении них заводили уголовные или административные дела вскоре после того, как они объявляли о своем желании баллотироваться. Это случилось с московским муниципальным депутатом Кетеван Хараидзе (обвинили в мошенничестве) или с петербуржцем Максимом Резником (возбудили уголовное дело по статье о наркотиках).

Из-за опасений, что против них возбудят уголовные дела, от участия в кампании отказались оппозиционеры Дмитрий Гудков, Александр Соловьев и депутат липецкого облсовета Олег Хомутинников. Все они уехали из России.

Из-за принятого в мае закона, предусматривающего недопуск членов экстремистских организаций к участию в выборах, возможности стать кандидатами лишились все те лица, что имели хоть какое-то отношение к организациям Алексея Навального (Фонд борьбы с коррупцией и все структуры оппозиционера сейчас запрещены в России). Так, например, избираться не смогли Любовь Соболь и глава московского штаба Навального Олег Степанов.

Илья Яшин, российский политик, председатель Совета депутатов Красносельского района Москвы

Пострадали и те, кто просто поддерживал деятельность Навального. Оказалось, что это также подпадает под новый антиэкстремистский закон. С такой формулировкой до довыборов в Мосгордуму не допустили оппозиционера Илью Яшина. "Практически любое публичное позитивное высказывание о Навальном или его сторонниках становится табуированным и может повлечь поражение в избирательных правах", - делает вывод движение "Голос".

Без наблюдателей от ОБСЕ

Другая проблема предстоящих выборов - отсутствие наблюдателей от Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ. По санитарно-эпидемиологическим причинам Россия ограничила их число, предложив квоту в 60 человек вместо запрошенных 500 (примерно столько было на выборах в Госдуму РФ в 2016 году). В организации ответили, что это слишком мало и недостаточно, чтобы эффективно наблюдать за выборами. Впервые с 1993 года ОБСЕ не будет наблюдать за выборами в России.

"Способность самостоятельно определять число наблюдателей, необходимое для эффективного и достоверного наблюдения, - это ключевой элемент международного наблюдения за выборами. К сожалению, российские власти настаивали на том, чтобы ограничить число направляемых нами наблюдателей при отсутствии каких-либо четких ограничений, связанных с пандемией", - заявил директор БДИПЧ Маттео Мекаччи.

Миссию наблюдателей прислала лишь Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ). В ней всего пять человек.

Без голосования за один день

Из-за пандемии думские выборы в этом году растянутся на три дня. Практику многодневного голосования, которую впервые применили летом 2020 года при принятии поправок к конституции, неоднократно критиковали эксперты.

Урна с избирательными бюллетенями установлена на столе на улице, рядом два человека

Так проходило голосование на местных выборах в Тамбовской области, сентябрь 2020 года

Они указывали, что провести полноценное независимое наблюдение в течение трех дней довольно сложно. Все это, по их мнению, повышает риски фальсификации результатов голосования. Эпидемиологические же соображения при продлении выборов на три дня некоторые из них считают неубедительным аргументом.

"Многотысячные мероприятия в Лужниках проводить можно, а одновременное присутствие на участке десятка избирателей - опасно. Если существует угроза жизни и здоровью участников выборов, то голосование следует откладывать и не подвергать людей риску", - считает сопредседатель движения "Голос" Григорий Мельконьянц.

Без видеонаблюдения для всех желающих

Зампредседателя ЦИК Николай Булаев объяснил, что открыть доступ всем желающим на три дня слишком дорого. "Мы все были запрограммированы на голосование на один день. Теперь у нас трое суток. Понятно, что это другое удовольствие и за другие деньги", - заявил он в интервью ТАСС.

Элла Памфилова, глава Центральной избирательной комиссии РФ

Глава ЦИК Элла Памфилова оценила стоимость трех дней видеонаблюдения в Москве в миллиард рублей. А само желание иметь доступ всех желающих к камерам назвала "простым любопытством диванных наблюдателей". Движение "Голос" с этой оценкой не согласно, там затраты на работу камер по всей стране оценили максимум в шесть миллионов долларов. Позже Памфилова добавила, что дело не только в экономии, но и в том, что другие страны могут "скачать" данные россиян. А после - подменить картинку и таким образом дискредитировать результаты выборов.

"ЦИК постоянно укоряет непрофессиональных, "диванных" наблюдателей. Но дело в том, что именно они и есть источник легитимности, - считает член движения "Голос" Иван Шукшин. - Именно простые люди, которые в любой момент видят, что творится на их участке. Каждый открыл, посмотрел - все хорошо".

Путин цепляется за край стола на фоне космоса

Российская политика в карикатурах

Стол Путина - ты просто космос!

Владимир Путин 15 февраля принял в Москве канцлера ФРГ Олафа Шольца. Длина переговорных возможностей президента РФ впечатлила, похоже, не только Сергея Елкина, но и самого хозяина Кремля.

Путин просит у Макрона гарантии безопасности

Российская политика в карикатурах

Гарантии безопасности: какую песню спел Путин Макрону

Кризис вокруг Украины и обсуждение вопросов в сфере безопасности - главные темы переговоров в Москве президентов Франции и России. Но Сергей Елкин сомневается, что Макрон понял Путина.

Путин пнул ногой буквы из логотипа DW, которые катятся вниз

Российская политика в карикатурах

Запрет DW в России: кому не угодила немецкая медиакомпания

МИД России объявил о запрете на вещание Deutsche Welle в стране и о закрытии корпункта медиакомпании в Москве. Кому именно не по нраву пришлась DW, догадывается Сергей Елкин.

Путин и Байден пытаются нести, направляясь в разные стороны, огромный ящик

Российская политика в карикатурах

Переговоры России и США - на зависть Тяни-Толкаю

Москва и Вашингтон далеки от компромисса в переговорах по вопросам безопасности. После нескольких встреч представителей России и США прогресса нет, констатирует Сергей Елкин.

голубь мира с лицом Лаврова

Российская политика в карикатурах

Будет ли война России с Украиной, или Метаморфозы Лаврова

Россия не хочет войны с Украиной, уверяет глава МИД РФ Сергей Лавров. Долетит ли эта благая весть до российских военных на границе с Украиной? Карикатурист Сергей Елкин очень на это надеется.

Путин бьет в огромный барабан

Российская политика в карикатурах

Такую музыку любит Владимир Путин?

Россия не собирается нападать на Украину? Последние уверения в этом главы МИД РФ Сергея Лаврова на встрече с госсекретарем США Энтони Блинкеном в Женеве не убедили карикатуриста Сергея Елкина.

Karikatur Sergey Elkin | Alexej Nawalny seit einem Jahr im Gefängnis

Российская политика в карикатурах

Как Путин отмечает год Навального в тюрьме

Алексей Навальный провел год в заключении после своего возвращения в Россию. 17 января - особенный день не только для оппозиционного политика, уверен карикатурист Сергей Елкин.

Karikatur von Sergey Elkin | Opposition

Российская политика в карикатурах

Раздутый "перечень экстремистов": Волков и Жданов в списке

Росфинмониторинг внес соратников Алексея Навального Леонида Волкова и Ивана Жданова в "перечень террористов и экстремистов". Это список раздулся настолько, что скоро лопнет, считает Сергей Елкин.

Карикатура Сергея Елкина

Российская политика в карикатурах

Новый год: инфляция бьет не только по праздничному столу

Инфляция в России к концу 2021 года ускорилась и обновила пятилетний максимум. Заметно выросли цены на продукты питания. Это не могло не сказаться на выборе Деда Мороза, заметил Сергей Елкин.

Карикатура Сергея Елкина

Российская политика в карикатурах

Обострение на границе России и Украины: что это было?

Стягивание российских войск к границе Украины спровоцировало очередную напряженность в отношениях между Западом и Россией. Сергей Елкин о том, кому и зачем это понадобилось.

Карикатура Сергея Елкина

Российская политика в карикатурах

Ликвидация "Мемориала": кто вершит в России суд над правозащитниками?

Верховный суд РФ постановил ликвидировать международное историко-просветительское общество "Мемориал". Кем на самом деле принято решение запретить организацию, знает Сергей Елкин.

Карикатура Сергея Елкина

Российская политика в карикатурах

Главное о пресс-конференции Путина в пяти словах

Во время ежегодной большой пресс-конференции президент России Владимир Путин обвинил страны Запада и Украину во лжи. Кто точно всегда говорит правду, знает карикатурист Сергей Елкин.

Карикатура Сергея Елкина

Российская политика в карикатурах

Требования Путина о нерасширении НАТО, или Кому кого бояться

Президент РФ Владимир Путин потребовал от НАТО письменных гарантий нерасширения на Восток. Отводить войска от границы с Украины он пока не собирается. Сергей Елкин - о фобиях президента.

Карикатура Сергея Ёлкина

Российская политика в карикатурах

Путин-таксист, или "Лихие 90-е" президента России

Президент России в начале 1990-х, по собственным словам, подрабатывал таксистом. Куда "лихие 90-е" завезли Владимира Путина, знает не только карикатурист Сергей Елкин.

Карикатура Сергея Елкина

Российская политика в карикатурах

Назальная вакцина, или Чем Путин ревакцинировался от коронавируса?

Владимир Путин заявил, что ревакцинировался от ковида "назальным порошком". Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков утверждает, что вакцина была жидкая. О коммуникационном сбое в Кремле - Сергей Елкин.

Карикатура Сергея Ёлкина

Российская политика в карикатурах

Путин об "иноагентах": что имел в виду президент РФ?

Президент РФ Владимир Путин в беседе с членами Совета по правам человека назвал "комичными" примеры ущемления прав тех, кого российская власть назвала "иностранным агентом". Им и Сергею Елкину - не до смеха.

Два спутника сталкиваются в космосе

Российская политика в карикатурах

Пуск российской противоспутниковой ракеты: сбей своих, чтоб чужие боялись

Россия провела испытания противоспутникового оружия, поразив советский спутник на орбите. Карикатурист Сергей Елкин о том, как это было.

Путин стоит на газопроводе, из которого выползает Лукашенко

Российская политика в карикатурах

Лукашенко грозит перекрыть газ ЕС: а Путин ему разрешал?

Александру Лукашенко мало наплыва мигрантов на границе с Польшей: теперь он грозит перекрыть транзит газа в ЕС. Но Лукашенко - лишь орудие в руках другого правителя, уверен карикатурист Сергей Елкин.

Семейная пара смотрит выпуск новостей

Российская политика в карикатурах

Чувства верующих все ранимее, или "Оскорбление и наказание"

В России все чаще возбуждают уголовные дела за действия, которые якобы оскорбляют чувства верующих. К чему это может привести, предполжил карикатурист Сергей Елкин.

Путин с красным флагом стоит перед двумя буржуями

Российская политика в карикатурах

Путин о капитализме: у КПРФ появился новый сторонник?

Президент России заявил, что "существующая модель капитализма" исчерпала себя. Какой альтернативный общественный строй может понравиться Владимиру Путину, знает Сергей Елкин.

Читайте также: