Доклад о усадьбе воробьево

Обновлено: 02.07.2024

Часть 1. Прогулка в усадьбе Воробьево.

Долгорукие, Татищевы, Ершовы,
Вердиевские, Шателен

М О С К О В С К А Я о б л а с т ь .
. р а й о н П ОД О Л Ь С К И Й

Одним из мест на территории прихода Успенской церкви в усадьбе Прохорово, относительно неплохо сохранившим свой внешний вид до настоящего времени, является усадьба Воробьево.

В 1734 году на сестре Прасковьи – Ирине, женился один из приближенных царицы Анны Иоанновны – сын генерал-аншефа, действительный камергер, князь Борис Григорьевич Юсупов (1695-1759). Через свою дочь Евдокию, Борис и Ирина Юсуповы были в родстве с всемогущим фаворитом Бироном. Казалось бы, и младшая сестра жены князя Юсупова – Прасковья, не должна была страдать от недостатка женихов. Но, по какой-то причине владелица сельца Воробьево вышла замуж, когда ей было уже за двадцать. Ее мужем, в начале 1740 годов стал не блестящий гвардейский офицер или приближенный к императорской семье придворный, а скромный кавалерийский офицер, секунд-майор драгунского полка Евграф Васильевич Татищев.

Татищев был сыном известного государственного деятеля и историка Василия Никитича Татищева. Брак с П.М. Зиновьевой оказался недолговечным. Родив в 1742 году сына Ростислава, Прасковья Михайловна умерла. Все принадлежащее ей имение отошло во владение мужа, в том числе и сельцо Воробьево . Именно секунд-майор Евграф Васильевич Татищев, по следующей ревизии 1744–1745 годов, был записан владельцем этого поселения. В том году в Воробьеве жили 1 дворовый и 60 душ крестьян.

В своем доме на Петровском бульваре, в конце 1770-х годов, Евграф Васильевич принимал наследника царского престола, великого князя Павла Петровича. В этом доме Евграф Васильевич Татищев и прожил до самой кончины, последовавшей 6 сентября 1781 года.

Еще до кончины Евграф Васильевич Татищев передал часть своего недвижимого имения детям. Воробьево досталось его старшему сыну – гвардейскому прапорщику Ростиславу Евграфовичу Татищеву. В 1768 году, при межевании земель в Замыцком стане, Московского уезда, сельцо Воробьево было записано уже за Ростиславом Евграфовичем. В этой вотчине ему принадлежало: пашни более 190 десятин, перелога и мелкой лесной поросли около 20 десятин, столько же леса и сенного покоса, а также речек и болот. Собственно Воробьево имело территорию чуть более 12 десятин, в ней проживало 40 душ, подъездные проселочные дороги занимали около 1,5 десятин земли.

Перед тем, как стать самостоятельным гвардейским офицером и помещиком, Ростислав Татищев пережил немало горьких минут. Его мать рано умерла, и он провел свои детские годы не под ее родительским присмотром, а в семье деда – историка В.Н. Татищева, в сельце Болдино Клинского уезда.

О личной жизни Ростислава Татищева известно, что он, как и отец, был трижды женат. Первая жена Евдокия (или Авдотья) Ивановна Бакунина, от которой он имел дочь Александру, вышедшую замуж за Федора Ивановича Похвистнева. Второй женой была Евдокия Ивановна Грязново (1752-1805). От нее родилась дочь Елизавета (1786-1860), бывшая замужем за князем Сергеем Сергеевичем Вяземским. От третьей жены княжны Александры Ивановны Гагариной, у Р.Е. Татищева, уже пожилого человека, детей не было. Судьба этой третьей жены Татищева после смерти мужа печальна. Будучи молодой вдовой, она влюбилась в учителя своих падчериц – человека из духовного звания, и вышла за него замуж. Родные отвернулись от нее, и она доживала свой век взаперти, в маленьком домике в Георгиевском переулке, принадлежащем ее ревнивому мужу, который ее никуда не пускал.

Ростислав Татищев хотя и имел трех жен и двух дочерей, но имения свои не только сохранил, но и преумножил. По истечении 14 лет после смерти отца, в 1795 году он владел кроме сельца Воробьево – 65 душ; Клинской округи, сельцо Васильевское - 10 душ и многими другими владениями в Симбирской, Костромской, Кологодской, Тульской, Тверской и Новгородской области.

Местом своего постоянного жительства Р.Е. Татищев указал Воробьево . Еще при генеральном межевании земель Московской губернии в 1768 году, были составлены экономические примечания к каждому помещичьему владению. Из этих примечаний стало известно, что в 1760-х годах в имении Воробьево был господский деревянный дом, и при нем сад с плодовыми деревьями. Видимо по своем выходе в отставку, в 1780-1790-х годах Татищев в своей Подольской усадьбе построил новый каменный господский дом и хозяйственные постройки. Тогда же были посажены различные деревья. Очевидно, что выйдя в отставку, по крайней мере, летние месяцы, Ростислав Евграфович проводил в своем Воробьеве. Построенный им в конце XVIII века господский дом с флигелями и часть хозяйственных построек и парка, сохранились до настоящего времени.

Живя в Подольском уезде и заведя знакомых из числа местных помещиков, Татищев стал покупать земли вокруг своего имения. В 1798 году он приобрел часть села Коледино и деревни Шипчины (сейчас это микрорайон Шипчинки в черте города Подольска). В 1804 году Ростислав Евграфович присоединил к своим владениям сельцо Юшино (в настоящее время поселок МИС Подольского района), а в 1810 году деревню Поливаново (сейчас на территории Домодедовского района). А если учесть, что ему уже принадлежали, купленные после 1795 года: село Константиново и деревни Жуково, Кучино, Минькино, Ушмарь и Митрополье, расположенные к северо-востоку от Поливаново, получается, что Татищев владел огромной территорией, от северо-восточной части современного Климовска до западных окраин Домодедова.

11. Небольшая одноглавая церковь в псевдорусском стиле с колокольней, выстроенная на средства Е. Р. Вяземской.

В 1803 году Ростислав Евграфович отдал часть своих владений в приданое дочери Елизавете, вышедшей замуж за генерал-майора князя Сергея Сергеевича Вяземского (1775-1847). Их венчание произошло 5 июля 1803 года в Троицком храме села Коледино Подольского уезда. Возможно, Татищев специально настоял на проведении церковного обряда в этой простой сельской деревянной церквушке, так как его имение в селе Коледино вошло в приданое невесты. Свою Московскую городскую усадьбу на Петровском бульваре, отец также отдал любимой дочери.

Жених кстати также был богат. Его отец действительный тайный советник и сенатор князь Сергей Иванович Вяземский был видным екатерининским вельможей, владел большими имениями, среди которых выделалась усадьба Пущино-на-Наре в Серпуховском уезде. Отец жениха присутствовал на обряде венчания, так же как и другие представители княжеского рода Вяземских. Среди них наверняка был дядя жениха - Андрей Иванович Вяземский – отец Петра Андреевича, будущего поэта и близкого друга А.С. Пушкина. Петр Андреевич приходился Сергею Сергеевичу двоюродным братом. В 1803 году ему было 11 лет, так что и он мог присутствовать на обряде венчания своего родственника, сопровождая своего отца, который с 1792 года владел в том же Подольском уезде усадьбой Остафьево.

16 апреля 1820 года Ростислав Евграфович Татищев умер. Споров по разделу его движимого и недвижимого имущества между наследниками не возникло. Он умер, оставив после себя супругу Александру Ивановну, дочь Елизавету и внука Ивана Федоровича Похвиснева от уже умершей старшей дочери Александры. К сельцу Воробьево , части села Коледино с сельцом Юшино, деревней Поливаново и частью деревни Шипчины, к княгине Вяземской прибавились имения отца в других губерниях,

усадьба Воробьево

13. С 1993 проводятся богослужения, в настоящее время реставрируется.
В центре боковых фасадов - трёхчастные окна в архивольтах.

14. Псевдорусский стиль или русский стиль (включает неорусский стиль и русско-византийский стиль) — течение в русской архитектуре XIX — начала XX веков, основанное на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры.

15. Русский стиль возник в рамках общеевропейского подъема интереса к национальной архитектуре, и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия.

В 1834 году, во владениях Е.Р. Вяземской продолжали значиться несколько поселений в Подольском уезде. Среди них было и сельцо Воробьево . При проведении в тот год ревизии, в нем насчитали: 14 крестьян мужского пола и 13 душ женского пола. Всего же в Воробьевском и Колединском имениях княгини Вяземской жило 838 крепостных.

У Елизаветы Вяземской было семь детей. Но до взрослых лет жизни дожили только трое: Александр (1806-1867), Николай (1814-1881) и дочь Варвара (1815-1907). Больше всех Е.Р. Вяземская любила дочь Варвару. Вместе с ней она активно занималась благотворительностью, состояла в нескольких попечительных комитетах. Особенно Елизавета Ростиславовна заботилась об одаренных детях из низших сословий. Так дети управляющего ее Московского дома крепостного Ивана Куликова (сын и две дочери) стали известными личностями в театральной среде. Иван Иванович Куликов стал актером, музыкантом и драматургом. Александра Ивановна Куликова (по мужу Шуберт) была ученицей самого Михаила Щепкина, играла на сцене вместе с ним и другими известными актерами. Вторая дочь Прасковья (по мужу Орлова) была постоянной партнершей известного актера Мочалова, играла роли Офелии и Корделии в шекспировских спектаклях.

25 апреля 1837 года в Москве в церкви Григория Богослова, что на Большой Дмитровке, состоялось венчание Ивана Ивановича Ершова и Варвары Сергеевны Вяземской. В приданое за дочерью Елизавета Ростиславовна отдала принадлежащие ей земли в Подольском уезде.

В июне 1845 года княгиня Елизавета Ростиславовна Вяземская подала прошение на имя митрополита Московского и Коломенского Филарета, о разрешении строительства домовой церкви в Воробьево . В прошении было указано, что, проживая большую часть года в имении своей дочери, и находясь в преклонном возрасте (60 лет), она испытывает затруднения при посещении церквей. В связи с этим пожилая княгиня просила разрешить ей построить при усадьбе Воробьево домовую церковь во имя Сошествия Святого Духа. Митрополит Филарет разрешение на строительство новой церкви дал, и в сентябре 1848 года, в приходе Успенской церкви на Корытенском погосте, был освящен новый домовой храм.

8 марта 1860 года вдова генерал-майора, княгиня Елизавета Ростиславовна Вяземская скончалась. Ее старший сын Александр получил от матери имение Ратмино на берегу Волги (недалеко от современной Дубны). В 1861 году, на территории этого имения, он построил двухэтажный господский дом, обустроил парк и проводил там большую часть своего времени. У современников Александр Сергеевич прослыл крепостником, он написал много писем императору, протестуя против отмены крепостного права. Он был дважды женат, вторым браком на Екатерине Львовне Олсуфьевой, урожденной Бодэ. Отец Е.Л. Олсуфьевой, барон Лев Карлович Бодэ владел соседним с Воробьевым имением Мещерское. От этого брака у Александра Вяземского родился сын Константин (1852-1903) и дочь Софья (1859-1941).

Младшая дочь Е.Р. Вяземской Варвара, с мужем Иваном Ивановичем Ершовым, в 1850-х годах продав Московский дом Татищевых на Петровке купцу Катуару, большую часть года стали проводить в своей подмосковной усадьбе Воробьево . Выйдя в отставку с военной службы в 1839 году, И.И. Ершов поступил на гражданскую службу. С 1847 года, он многократно избирался Подольским уездным предводителем дворянства.

С 1847 по 1852 год имение Воробьево служило не только местом проживания его семьи, но и местом, где решались дела Подольского дворянства. В эти годы в усадьбе побывали представители большинства дворянских родов, проживающих на территории Подольского уезда.

У Ершовых были имения не только в Московской губернии. В 1859 году Варвара Сергеевна Ершова подала в Тульское губернское дворянское собрание прошение, с просьбой причислить ее с дочерью Марией к дворянству Тульской губернии. В качестве основания для этого, она указала, что вЕпифанском уезде Тульской губернии имеет имение, с проживавшими в нем 428 душами крепостных.

Начиная с 1860-х годов семейство Ершовых было особенно дружно с семейством своих соседей по подмосковной усадьбе Меньшово. С конца 1850 годов это имение перешло во владение княжны Аграфены Александровны Оболенской, а затем ее сестры Варвары Александровны Лопухиной. Между Варварой Ершовой и Варварой Лопухиной, а также их детьми, быстро наладились дружеские отношения.

27. При реконструкции усадьбы в конце 1920-х годов парадный двор был уничтожен, здание зимнего сада усадьба разобрано.

усадьба Воробьево

В 1860-х годах Ершовы нанимали садовника, следившего за их садом и оранжереями. Из числа Ершовских крестьян, была составлена бригада плотников, которые нанимались на работу в окрестных селениях. По мнению Алексея Лопухина, эти плотники брали непомерно высокую плату за свою работу. Находясь в Меньшово, Алексей Александрович Лопухин постоянно общался с Иваном Ивановичем Ершовым. Благодаря переписке Лопухиных, стали известны некоторые подробности из жизни хозяина Воробьево тех лет.

Усадьба расположена на юге Подмосковья, в одном из регионов городского округа Подольск на высоком берегу реки Рожайки, правого притока Пахры. Живописность местоположения в большой степени обусловлено тем, что река здесь круто петляет, изгибаясь почти под прямым углом и затем плавно спускаясь к следующему повороту реки..

Усадьбы на берегу.jpg

Тема сохранения культурного наследия России в эти годы приобретает особую остроту. Масштабы утрат памятников столь велики, что речь о них занимает особое место в средствах информации и отчасти в государственных структурах.

Усадебно - парковый ансамбль Воробьёво берёт начало как небольшая дворянская усадьба с деревянным главным домом (выкопировка из генплана сельца Воробьёво, 1768).
С 1744 года усадьбой владеет Евграф Татищев, сын первого историка России Василия Никитича Татищева.
С 1768 года усадьба переходит к его сыну, внуку историка и государственного деятеля, Ростиславу, в завтрашнем дне большому знатоку живописи и архитектуры. Современники отмечали его хороший вкус к приобретению предметов искусства, в том числе картины.

Усадебный дом Воробьёвл 1768 г..JPG

план межевания 1768 г..jpg

Иллюстрацией к нашему описанию служит дошедший до нашего времени геометрический специальный план сельца Воробьёва гвардии прапорщика Ростислава Евграфовича Татищева (1768 г.).
Расположены на запруженной речке Рожайке (плотина с мельницей) деревянные усадебные постройки (четыре на прямоугольном плане), стоящие напротив крестьянских дворов, на территории плодового сада показан искусственный пруд.
Среди окружающих Воробьёво селений упоминается сельцо Меньшово девиц Машковых, село Архангельское-Акулинино прокурора Н.А. Оболенского, села Спасское-Прохорово лейб-гвардии капитан-поручика Дмитрий Юрьевича Трубецкого, пустошь дворцовой Пахринской деревни Валищевой, сельцо Якимцево с деревней Лопаткиной Н. Бестужева-Рюмина. Все они позднее войдут в состав образуемого в 1782 году Подольского уезда.
Дошедший до наших времён каменный усадебный дом заложен был Ростиславом Евграфовичем Татищевым в 1806-м году. В 1809 году Ростислав отдаёт дом под архитектурно-оформительские работы.
Как следует из дошедших описаний основными изображениями и украшениями в комнатах были фрагменты архитектурного пейзажа (романтического), метафорические фигуры (роспись стен, сводов, потолков, плафонов).
И к моменту войны 1812 года семейство Татищевых освоило дом под постоянное жительство. Архивисты при просмотре материалов маклерских книг обнаружили имя архитектора - автора планов и фасадов Воробьёвского дома. Им оказался архитектор Манврини.
К сожалению, творчество этого иностранного архитектора, вероятно из Швейцарии, практически неизвестно. Возможно, он из команды выдающегося архитектора Д. Жилярди, который, по предположению искусствоведов Е.А. Белецкой и З.К. Покровской, работал на Р.Е. Татищева в Подольской вотчине селе Коледине над проектом нового каменного храма во имя Святой Троицы и мог с ним ранее быть знакомым.
Из особенностей становления усадебного дома. Вписанные в переходные к флигелям 24 колонны и фундаментальность их закладки дают основание говорить, что галереи первоначально были открытыми.

1 этап к. 1.jpg

Ростислав Татищев использовал идею таких переходов с соседнего Остафьево и других усадеб.
Но время изменило ситуацию. Открытый на высоком косогоре над рекой дом был подвержен всем ветрам, дождям и снегопадам.
И позднее хозяева принимают решение облицевать переходные галереи наглухо. Так они простоят до 1886 года. И тем не менее, стены переходов, наглухо закрытые, не спасали хозяев и гостей от осенних холодов и надвигающихся морозов. Соседка из Меньшово Лидия Лопухина в одном из своих писем родственникам отмечала: "У Ершовых все мерзнут, потому - что большие комнаты не протопить". Но усадьба находилась в центре событий, в её окрестностях царило необыкновенное для тех мест оживление.

к 1850 г..jpg


Вот таким маленьким дворцом в регионе того времени стал смотреться усадебный дом глазами уже известного по тем временам графа Сергея Дмитриевича Шереметева.
С одной особенностью - переходные галереи во флигеля были заложены кирпичом наглухо. Шереметев С.Д. по линии Вяземских-Татищевых-Ершовых в дальнем родстве состоял с Ершовым В.И., по тому времени предводителем Подольского дворянства.

Планировка усадебного ансамбля была тщательно продумана, спроектированы аллеи, дорожки в парке, соотношение партера, регулярной и пейзажной части парка с водной системой, включая и искусственные водоёмы.
Перед читателем первоначальный план дома. В его основе изюминкой активной жизни гостей дома была двухсветная гостиная с антресолями (1), где проходили балы, ставились спектакли силами молодёжи. В них принимал участие широкий актив гостей и соседей по дачам и поместным домам.

Первоначально задумывалось в одном из покоев устроить Домовый храм, но затем пришли к мысли его пос тройки обособленно. Хозяева проживали в левом флигеле, в правом был устроен обеденный зал. Кухней служила отдельно стоящая людская, в ней же проживал на втором этаже и приезжий священник.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Усадьба Воробьёво


Многие любители архитектурного стиля модерн уже побывали в усадьбе С.П. Фёдорова в Воробьёве, где сохранился усадебный дом и большой пейзажный парк. Но ведь хочется увидеть всё своими глазами, поэтому было принято решение заехать в санаторий Воробьёво, на территории которого и находится оригинальный двухэтажный особняк.

1. К сожалению, никаких изменений в лучшую сторону с домом не произошло, он продолжает разрушаться. И даже более того, музей уже давно закрыт, и внутри запустение, что можно увидеть, заглянув в окна. Но сохранилось всё же очарование заброшенной усадьбы и романтика старого парка.
Сразу отмечу, что доктор искусствоведения Мария Владимировна Нащокина, специалист по московскому модерну, считает автором проекта Льва Кекушева. В своих научных публикациях о московском модерне она убедительно связывает проект этого дома с творчеством Л.Н. Кекушева.


2. Действительно, в архитектуре дома много типично "кекушевских" элементов и много совпадений с московскими постройками, например с особняком Кекушева на Остоженке. По-видимому, шведский инженер-строитель Гуннар Свенсон только руководил строительством по просьбе владельца усадьбы.


Сначала несколько слов о достойнейшем человеке, с чьим именем связано возникновение этого архитектурного шедевра - выдающемся хирурге, основоположнике отечественной урологии Сергее Петровиче Фёдорове.



Сергей Петрович Фёдоров в рабочем кабинете Императорской военно-медицинской академии. Фото из интернета

3. В октябре 2006 года в здании усадьбы был открыт "Дом-музей Фёдорова С.П.", проводились экскурсии, но сейчас он почему-то уже закрыт.


Наверное, в интерьерах особняка ощущались рука и художественный вкус Евгении Николаевны Коншиной - невесты, а с 1899 года жены Сергея Петровича, происходившей из семьи крупнейших российских текстильных фабрикантов Коншиных. Евгения Николаевна обучалась живописи в Москве и в Париже, имела свой художественный салон и прекрасно знала тогдашние новейшие московские архитектурные веяния. Особняк в Воробьёво стал подарком Сергея Петровича жене.


4. Петербургский хирург С.П. Федоров приобрел земли в Калужской губернии в 1897 году, и год спустя начал строительные работы, которые были закончены к 1904 году. В этом же году на его средства были построены амбулатория для крестьян и церковноприходская школа, в которой до сих пор учится местная детвора.
А теперь давайте рассмотрим подробнее архитектурные детали особняка в стиле модерн. Наиболее эффектный фасад обращён к реке Суходрев.


5. Угловая башенка с окнами-бойницами выглядит как типичный элемент московского модерна. Обратите внимание на деревянные кронштейны.


6. Дверь главного фасада асимметрично оформлена необычной колонной.


7. Плавные линии модерна завораживают.


8. Замысловатой формы колонна у двери отсылает нас к постройкам Кекушева.


9. Помните угловую колонну особняка Кекушева в Глазовском переулке.


10. Капитель угловой колонки у двери особняка Фёдорова - крупным планом.


11. На фасадных плоскостях дома удачно сочетаются различные приёмы отделки и фактуры: гладкие поверхности, оштукатуренные участки "под шубу", ковка по металлу, дерево. Формируют образ и окна самых разных форм: овальные, арочные, прямоугольные, ступенчатые и узкие, наподобие бойниц.



13. На главном фасаде особенно эффектны огромное овальное окно с мелкой расстекловкой и входная дверь.


14. Ещё одно окно на главном фасаде.



16. И другие фасады этого причудливого двухэтажного особняка с мансардой индивидуальны. Его объёмная композиция усложнена угловой башней, террасами, балконами, выступами и крыльцами. На фото - правый фасад с большой террасой.


17. Из дерева выполнены фигурные кронштейны кровли, ограждения балконов, оформление козырьков.



19. В стиле мансарды с этой стороны, её линиях и элементах чувствуется что-то восточное.




22. Большая каменная терраса с крыльцом кажется необыкновенно уютной.


23. Ещё одно угловое крыльцо с плавными линиями модерна.



25. Задний фасад, обращённый в парк, тоже очень интересен.


26. Мансарда с оригинальными элементами оформления.


27. На заднем фасаде сохранилась мемориальная доска доктору С.П. Фёдорову.


28. Ах, эти окна в голубом.


29. Левый боковой фасад выглядит попроще.


30. Вот такое деревянное ограждение углового балкона.


31. В усадьбе Воробьево были большой плодовый сад, оранжерея, парк с прудами. Парк был распланирован на плато и на склоне к реке Суходрев. Здесь росли лиственницы, кедры, пихты, туи, голубые ели, грабы, ясени. Были посажены сиреневая и розовая аллеи. Для реки прорыли новое русло - ближе к дому, плотиной образовали пруд, на берегах которого устроили лодочную станцию и две купальни.


32. После революции в разные годы в бывшем имении размещались совхоз-коммуна, дом отдыха ВЦСПС, в годы войны - госпиталь. С 1945 года и до сих пор на территории бывшей усадьбы располагается санаторий "Воробьево", на балансе которого и находится особняк Фёдорова. Этот рисунок реконструирован по фотографии из бывшего музея.


33. Cуровой зимой 1939-40 года вымерз сад и часть деревьев в парке. В 1950–80-х годах была вырублена четверть бора и парка.


34. Спуск от дома Федорова вниз по парковой лестнице ведёт к прудам.



36. Территория этой части парка сейчас находится в совершенно запущенном состоянии, тем не менее очень живописна.



38. Пруды разделеы между собой небольшой плотиной или водосбросом, над которым устроен мостик.


Многие любители архитектурного стиля модерн уже побывали в усадьбе С.П. Фёдорова в Воробьёве, где сохранился усадебный дом и большой пейзажный парк. Но ведь хочется увидеть всё своими глазами, поэтому было принято решение заехать в санаторий Воробьёво, на территории которого и находится оригинальный двухэтажный особняк.

1. К сожалению, никаких изменений в лучшую сторону с домом не произошло, он продолжает разрушаться. И даже более того, музей уже давно закрыт, и внутри запустение, что можно увидеть, заглянув в окна. Но сохранилось всё же очарование заброшенной усадьбы и романтика старого парка.
Сразу отмечу, что доктор искусствоведения Мария Владимировна Нащокина, специалист по московскому модерну, считает автором проекта Льва Кекушева. В своих научных публикациях о московском модерне она убедительно связывает проект этого дома с творчеством Л.Н. Кекушева.


2. Действительно, в архитектуре дома много типично "кекушевских" элементов и много совпадений с московскими постройками, например с особняком Кекушева на Остоженке. По-видимому, шведский инженер-строитель Гуннар Свенсон только руководил строительством по просьбе владельца усадьбы.


Сначала несколько слов о достойнейшем человеке, с чьим именем связано возникновение этого архитектурного шедевра - выдающемся хирурге, основоположнике отечественной урологии Сергее Петровиче Фёдорове.



Сергей Петрович Фёдоров в рабочем кабинете Императорской военно-медицинской академии. Фото из интернета

3. В октябре 2006 года в здании усадьбы был открыт "Дом-музей Фёдорова С.П.", проводились экскурсии, но сейчас он почему-то уже закрыт.


Наверное, в интерьерах особняка ощущались рука и художественный вкус Евгении Николаевны Коншиной - невесты, а с 1899 года жены Сергея Петровича, происходившей из семьи крупнейших российских текстильных фабрикантов Коншиных. Евгения Николаевна обучалась живописи в Москве и в Париже, имела свой художественный салон и прекрасно знала тогдашние новейшие московские архитектурные веяния. Особняк в Воробьёво стал подарком Сергея Петровича жене.


4. Петербургский хирург С.П. Федоров приобрел земли в Калужской губернии в 1897 году, и год спустя начал строительные работы, которые были закончены к 1904 году. В этом же году на его средства были построены амбулатория для крестьян и церковноприходская школа, в которой до сих пор учится местная детвора.
А теперь давайте рассмотрим подробнее архитектурные детали особняка в стиле модерн. Наиболее эффектный фасад обращён к реке Суходрев.


5. Угловая башенка с окнами-бойницами выглядит как типичный элемент московского модерна. Обратите внимание на деревянные кронштейны.


6. Дверь главного фасада асимметрично оформлена необычной колонной.


7. Плавные линии модерна завораживают.


8. Замысловатой формы колонна у двери отсылает нас к постройкам Кекушева.


9. Помните угловую колонну особняка Кекушева в Глазовском переулке.


10. Капитель угловой колонки у двери особняка Фёдорова - крупным планом.


11. На фасадных плоскостях дома удачно сочетаются различные приёмы отделки и фактуры: гладкие поверхности, оштукатуренные участки "под шубу", ковка по металлу, дерево. Формируют образ и окна самых разных форм: овальные, арочные, прямоугольные, ступенчатые и узкие, наподобие бойниц.



13. На главном фасаде особенно эффектны огромное овальное окно с мелкой расстекловкой и входная дверь.


14. Ещё одно окно на главном фасаде.



16. И другие фасады этого причудливого двухэтажного особняка с мансардой индивидуальны. Его объёмная композиция усложнена угловой башней, террасами, балконами, выступами и крыльцами. На фото - правый фасад с большой террасой.


17. Из дерева выполнены фигурные кронштейны кровли, ограждения балконов, оформление козырьков.



19. В стиле мансарды с этой стороны, её линиях и элементах чувствуется что-то восточное.




22. Большая каменная терраса с крыльцом кажется необыкновенно уютной.


23. Ещё одно угловое крыльцо с плавными линиями модерна.



25. Задний фасад, обращённый в парк, тоже очень интересен.


26. Мансарда с оригинальными элементами оформления.


27. На заднем фасаде сохранилась мемориальная доска доктору С.П. Фёдорову.


28. Ах, эти окна в голубом.


29. Левый боковой фасад выглядит попроще.


30. Вот такое деревянное ограждение углового балкона.


31. В усадьбе Воробьево были большой плодовый сад, оранжерея, парк с прудами. Парк был распланирован на плато и на склоне к реке Суходрев. Здесь росли лиственницы, кедры, пихты, туи, голубые ели, грабы, ясени. Были посажены сиреневая и розовая аллеи. Для реки прорыли новое русло - ближе к дому, плотиной образовали пруд, на берегах которого устроили лодочную станцию и две купальни.


32. После революции в разные годы в бывшем имении размещались совхоз-коммуна, дом отдыха ВЦСПС, в годы войны - госпиталь. С 1945 года и до сих пор на территории бывшей усадьбы располагается санаторий "Воробьево", на балансе которого и находится особняк Фёдорова. Этот рисунок реконструирован по фотографии из бывшего музея.


33. Cуровой зимой 1939-40 года вымерз сад и часть деревьев в парке. В 1950–80-х годах была вырублена четверть бора и парка.


34. Спуск от дома Федорова вниз по парковой лестнице ведёт к прудам.



36. Территория этой части парка сейчас находится в совершенно запущенном состоянии, тем не менее очень живописна.



38. Пруды разделеы между собой небольшой плотиной или водосбросом, над которым устроен мостик.

Читайте также: