Доклад о состоянии местного самоуправления в красноярском крае

Обновлено: 02.07.2024

Муниципальные округа — новая форма местного самоуправления, которую могут использовать районы Красноярского края, отказавшись от прежней двухуровневой системы. Эксперты считают, что региональные власти заинтересованы в распространении этого нововведения, однако могут столкнуться с сопротивлением муниципальных элит.

В Красноярском крае появился новый вид местных органов власти — муниципальный округ. Соответствующий пакет законов принят Законодательным собранием. Возможность создания таких образований была утверждена на федеральном уровне в мае нынешнего года. Она предполагает передачу поселениями представительных и административных функций в административный центр округа. В этом случае сельсоветы и администрации поселений прекращают свое существование.

В Красноярском крае уже много лет по подобному принципу существовал Северо-Енисейский район. Для создания такого муниципального образования тогда потребовался отдельный федеральный закон. Теперь же подобная система может применяться на всей территории края, если переход от двухуровневой системы к одноуровневой будет поддержан жителями соответствующих районов.

Инициативу о переходе на новую систему ранее уже выразили представители Пировского и Шарыповского районов. Выступившие на сессии представители этих муниципалитетов аргументировали такое решение возможностью сэкономить несколько миллионов рублей на проведении выборов и содержании административного аппарата, консолидацией бюджетов, возможностью привлечения более квалифицированных управленческих кадров и созданием единого центра принятия решений. Для решения местных вопросов должны быть созданы советы сел — ТОСы.

В то же время избрание глав муниципальных округов будет, как и в других случаях, проходить через конкурсную комиссию, а не прямым голосованием.

Политолог Сергей Комарицын полагает, что переход на муниципальные округа может повысить управляемость региона, и поэтому краевые власти могут быть в нем заинтересованы, однако этот процесс не будет простым.

Настоящий Закон регулирует основы организации и деятельности местного самоуправления в крае.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Местное самоуправление в Красноярском крае

1. Местное самоуправление в Красноярском крае составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, является формой осуществления принадлежащей народу власти и позволяет населению самостоятельно и под свою ответственность решать непосредственно или через органы местного самоуправления вопросы местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

2. Вопросами местного значения являются вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и настоящим Законом к его ведению.

Статья 2. Цели местного самоуправления

Местное самоуправление призвано обеспечить наиболее полную и эффективную реализацию прав, свобод и интересов населения, а также его самодеятельность, инициативу и творчество в решении вопросов социально-экономического развития территории, учитывая исторические, национально-этнические и иные местные особенности.

Статья 3. Принципы местного самоуправления

Местное самоуправление строится на принципах:

- соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

- ответственности органов местного самоуправления перед населением;

- самостоятельности местного самоуправления в пределах своих полномочий при решении вопросов местного значения;

- государственной гарантии местного самоуправления;

- достаточности материальных и финансовых ресурсов для выполнения предусмотренных законом функций местного самоуправления;

- финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления;

- наделения местного самоуправления собственными полномочиями;

- многообразия форм организации местного самоуправления и самостоятельного определения населением структуры органов местного самоуправления;

- обособленности органов местного самоуправления от органов государственной власти и взаимодействия с ними в осуществлении общих задач и функций.

Статья 4. Правовая основа местного самоуправления

Правовую основу местного самоуправления составляют:

- устав муниципального образования.

Статья 5. Муниципальные образования

1. Муниципальные образования - городское, сельское поселение, несколько поселений (район, сельсовет), объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная федеральным законом и настоящим Законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

2. Границы территорий муниципальных образований - района, города, поселка, сельсовета - совпадают с границами соответствующих административно-территориальных единиц, существующими на момент вступления настоящего Закона в действие.

Статья 6. Право граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления

1. Граждане Российской Федерации осуществляют свое право на местное самоуправление в муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан.

Участие гражданина Российской Федерации в местном самоуправлении гарантируется правом:

- участвовать в непосредственном (путем референдума или схода) решении вопросов местного значения и иных вопросов, отнесенных к ведению муниципального образования;

- избирать и быть избранным в выборные органы местного самоуправления;

- состоять на муниципальной службе;

- получать полную информацию о деятельности органов местного самоуправления;

- на судебную защиту права на участие в местном самоуправлении.

Статья 7. Формы местного самоуправления

1. Местное самоуправление осуществляется:

а) непосредственно населением через референдум, выборы, собрания, сходы, конференции жителей и другие, не запрещенные законом формы непосредственной демократии;

б) органами местного самоуправления;

в) органами территориального общественного самоуправления.

2. Организационные формы местного самоуправления определяются в пределах, установленных федеральным законом и настоящим Законом, и закрепляются в уставе местного самоуправления.

Статья 8. Предметы ведения местного самоуправления

1. В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

2. К вопросам местного значения относятся:

принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;

владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;

комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;

организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;

организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;

регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;

контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;

организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

благоустройство и озеленение территории муниципальных образований;

организация утилизации и переработки бытовых отходов;

организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

организация и содержание муниципальных архивов;

организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;

создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;

сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;

организация и содержание муниципальной информационной службы;

создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;

создание условий для организации зрелищных мероприятий;

создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;

обеспечение социальной поддержки и занятости населения;

участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;

создание условий для обеспечения пожарной безопасности в муниципальном образовании;

вопросы социального партнерства и охраны труда, не отнесенные к компетенции органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований, а также органов государственной власти.

3. На территории муниципального образования (за исключением города), где имеются другие муниципальные образования, предметы ведения муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются в соответствии с федеральными законами, законами края, в том числе настоящим Законом, а в отношении внутригородских муниципальных образований - уставом города.

Разграничение предметов ведения муниципальных образований должно обеспечивать экономическую и финансовую самостоятельность муниципальных образований. Подчиненность одного муниципального образования другому не допускается.

4. Органы местного самоуправления не вправе в одностороннем порядке принимать к своему рассмотрению и решать вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти, других органов местного самоуправления.

5. Органы местного самоуправления на договорной основе могут передавать часть своих полномочий другим органам местного самоуправления и принимать на себя отдельные полномочия от этих органов.

6. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами и законами края с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и настоящим Законом.

Статья 9. Устав муниципального образования

1. Муниципальное образование имеет устав, в котором указываются:

границы и состав территории муниципального образования;

вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;

формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;

В Законодательном Собрании Красноярского края обсудили итоги создания муниципальных округов вместо районов.

Муниципальные округа, как новый вид административно-территориального устройства, появились в крае в конце 2019 года. Они предполагали упразднение сельсоветов и сельских администраций — управленцев на уровне поселений с передачей всех полномочий районным органам власти. Таким образом выстраивается единая система принятия решений, издания нормативных актов, финансирования и прочего. При этом интересы поселений учитываются через депутатов, избранных в Совет округа, а также через руководителей территориальных подразделений. По существу — каждое терподразделение — это бывший сельский Совет, но без административного аппарата и собственного совета депутатов. Разумеется, что такие преобразования возможны только при условии поддержки жителей всех населенных пунктов и при соблюдении строгой процедуры, предписанной федеральным и краевым законодательством.

Открывая заседание секции по вопросам местного самоуправления Координационного совета Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления и комитета по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению, первый заместитель председателя Законодательного Собрания, председатель комитета Сергей Попов напомнил коллегам, что к началу 2020 года все предусмотренные законом этапы прошли три территории и в крае появились Пировский, Тюхтетский и Шарыповский муниципальные округа. Из-за коронавируса организационные мероприятия растянулись по времени, округа начали действовать только с 2021 года.









Глава Тюхтетского муниципального округа Геннадий Дзалба рассказал, что период становления оказался непростым: для того, чтобы создать единую нормативно правовую базу округа, сформировать подходы, управленческую структуру депутаты округа собирались на сессии чуть ли не еженедельно. В качестве положительных эффектов от создания округа глава отметил, что средства, высвободившиеся за счет содержания аппарата поселений (на эти цели уходило раньше до 80 % сельских бюджетов) были направлены на решение многих острых проблем. Так, в округе всерьез взялись за энергосберегающее освещение населенных пунктов. В этом году на освещение улиц потрачено 1,2 миллиона рублей против 3 миллионов за аналогичный прошлый период. Консолидированный бюджет позволил приступить к программе замены дорогого электрического отопления бюджетных учреждений на модульные котельные. Создано окружное хозяйственное управление, специалисты которого — электрики, сантехники и другие, работают по заявкам всех населенных пунктов. Кроме того, министерство финансов края дополнительно выделило на период становления 22 миллиона рублей. На эти деньги были закуплены три трактора, они будут чистить снег на подъездах к дальним таежным селам.

Дорожную технику — экскаватор, грейдер, погрузчик — закупили на выделенные из краевого бюджета средства и в Пировском муниципальном округе. Глава округа Александр Евсеев объяснил переход на одноуровневую систему муниципального устройства тем, что сельские поселения испытывали кадровый голод и уже несколько лет назад передали на уровень района значительную часть полномочий. Сегодня в округе выработаны единые правила благоустройства, налоговой и тарифной политики, созданы централизованная бухгалтерия, служба закупок и т.д. При этом, по расчетам содержание аппарата снизилось — с 50-70 % до 28 %. Каждое поселение представлено в окружном совете своим собственным депутатом; везде, где раньше были сельские советы, сегодня работает руководитель территориального подразделения с полномочиями заместителя главы округа и специалист по работе с населением. Все документы, все услуги, оказываемые в сельских советах ранее, выдаются и оказываются в полном объеме и сегодня. Кроме того, получили активное развитие ТОСы (территориальное общественное самоуправление) и институт старост — без обсуждения с ними не принимается ни одно важное решение.

Глава Шарыповского округа Геннадий Качаев подтвердил сказанное коллегами: поселения, передав свои полномочия на уровень округа, избавились от составления отчетности и проведения закупок, от проверок и тяжб с надзорными органами. Вся бумажная работа ушла в округ, зато у терпредставителей и специалистов наконец-то появилось время работать непосредственно с людьми и решать насущные проблемы. В то же время глава отметил, что сдерживает работу в округах. В первую очередь, это несвоевременно корректируемое законодательство на уровне как края, так и федерации, в котором не всегда учтены вновь созданные административные единицы. Это же касается и информационных систем. Подобные несостыковки, к примеру, мешают округам полноценно участвовать в федеральных грантовых программах и проектах.

Члены комитета — Егор Бондаренко и Евгений Петренко активно интересовались у представителей округов относительно сохранения качества предоставления услуг населению, места их оказания; работой специалистов, возможностью получения необходимого образования и повышения квалификации для муниципальных служащих.

Муниципальные округа — новая форма местного самоуправления, которую могут использовать районы Красноярского края, отказавшись от прежней двухуровневой системы. Эксперты считают, что региональные власти заинтересованы в распространении этого нововведения, однако могут столкнуться с сопротивлением муниципальных элит.

В Красноярском крае появился новый вид местных органов власти — муниципальный округ. Соответствующий пакет законов принят Законодательным собранием. Возможность создания таких образований была утверждена на федеральном уровне в мае нынешнего года. Она предполагает передачу поселениями представительных и административных функций в административный центр округа. В этом случае сельсоветы и администрации поселений прекращают свое существование.

В Красноярском крае уже много лет по подобному принципу существовал Северо-Енисейский район. Для создания такого муниципального образования тогда потребовался отдельный федеральный закон. Теперь же подобная система может применяться на всей территории края, если переход от двухуровневой системы к одноуровневой будет поддержан жителями соответствующих районов.

Инициативу о переходе на новую систему ранее уже выразили представители Пировского и Шарыповского районов. Выступившие на сессии представители этих муниципалитетов аргументировали такое решение возможностью сэкономить несколько миллионов рублей на проведении выборов и содержании административного аппарата, консолидацией бюджетов, возможностью привлечения более квалифицированных управленческих кадров и созданием единого центра принятия решений. Для решения местных вопросов должны быть созданы советы сел — ТОСы.

В то же время избрание глав муниципальных округов будет, как и в других случаях, проходить через конкурсную комиссию, а не прямым голосованием.

Политолог Сергей Комарицын полагает, что переход на муниципальные округа может повысить управляемость региона, и поэтому краевые власти могут быть в нем заинтересованы, однако этот процесс не будет простым.

Читайте также: