Доклад о скульптуре антонио канова

Обновлено: 18.05.2024

Вы здесь: Home Мировая художественная культура Изобразительное искусство и архитектура XIX века Скульптурные шедевры Антонио Кановы

Скульптурные шедевры Антонио Кановы

Самые крупные собрания работ Антонио Кановы находятся в парижском Лувре и в Эрмитаже Санкт-Петербурга.
При жизни Канову считали самым значительным скульптором новейшего времени, сыгравшим ключевую роль в развитии классической скульптуры. Его заказчиками были папы, короли и богатые коллекционеры. С 1810 г. он занимал пост директора Академии св. Луки в Риме.
Работал главным образом в Венеции и Риме.
Позже его стали критиковать за абстрактность, слащавость, безжизненность и холодность его мраморных статуй, вызывающих чувство отстранённости даже в самых чувственных сюжетах.
Но каждый зритель оценивает работы знаменитого скульптора по-своему, находя (или не находя) в них отзвук собственных чувств.

Кратко о жизни Антонио Кановы (1757-1822)

Надгробие папы Климента XIV принесло скульптору известность и способствовало утверждению стиля классицизма в скульптуре. Папа Пий VII в 1802 г. назначил его главным смотрителем всех художественных памятников в своих владениях. Наполеон I пригласил его в 1802 г. в Париж для изготовления статуи Наполеона.

Скульптурные шедевры Антонио Кановы

Скульптурные шедевры Антонио Кановы

Творчество Антонио Кановы

Скульптурные композиции А. Кановы отличались торжественностью, ясностью, изяществом пропорций.
Он создавал композиции на мифологические сюжеты, делал портреты и надгробия.

Скульптурные шедевры Антонио Кановы

А. Канова. Бюст Наполеона (1802-1822). Мрамор, 54 см. Эрмитаж (Петербург)

Антонио Канова (Antonio Canova; родился 1 ноября 1757 — умер 13 октября 1822 гг.) — знаменитый итальянский скульптор конца XVIII — начала XIX веков, ярчайший представитель неоклассицизма в европейском изобразительном искусстве. Антонио Канова был достойным продолжателем традиций величайших художников античности и Возрождения. Среди поклонников его творчества было множество представителей правящих династий Европы, а биография мастера представляет собой образец беззаветного служения искусству.

Антонио Канова был весьма плодовитым художником и собственноручно создал более 50 статуй, а вместе с помощниками — около 180 прекрасных произведений. Большинство его работ сегодня украшают экспозиции лучших музеев мира, например, залы Лувра и Эрмитажа.

Биография Антонио Кановы

Антонио Канова родился 1 ноября 1757 года в небольшом городке Поссаньо на севере Италии, в 80 км от Венеции. По отцовской линии его предки были потомственными камнетесами, а мать происходила из влиятельной семьи владельцев местных каменных карьеров. Когда Антонио едва исполнилось 4 года, умер его отец и мальчика на воспитание взял дед Пасино Канова, а мать снова вышла замуж и уехала в другой город.

Родной дедушка не особо баловал внука, с малых лет он начал привлекать мальчика к тяжелым работам по обработке камня в собственной мастерской. В девятилетнем возрасте Антонио уже умел делать модели из глины и вырезать фигуры из мрамора, чем привлек внимание местного богатого землевладельца Джованни Фалье (Giovanni Falier).

Антонио Канова. Надгробный памятник Климента XIV, 1787

Пораженный талантом юного гения, Фалье в течение нескольких лет убеждал Пасино Канову отдать мальчика на обучение профессиональному скульптору, пока не добился своего. В 1768 году первым учителем Антонио стал Джузеппе Торретти (Giuseppe Torretti), а спустя два года его взял под свою опеку Джованни Феррари (Giovanni Ferrari).

Великолепная работа принесла молодому человеку широкую известность и денежное вознаграждение в размере 100 золотых цехинов. Получив в свое распоряжение солидную сумму денег, Канова отказался от должности преподавателя кафедры в академии искусств и отправился в Рим.

В столице Италии мастер прожил почти двенадцать лет, периодически совершая поездки по стране по приглашениям разных вельмож. За это время он посетил Неаполь, Падую, Виченцу, Верону, Мантую, Парму, Модену и Болонью, и в каждом городе его ожидал оглушительный успех. Воодушевленный славой, Канова много трудился, создавая гениальные шедевры в неоклассическом стиле. Он обзавелся влиятельными покровителями и вскоре стал самым известным скульптором в Европе.

В 1792 году Антонио Канова вернулся в Поссаньо, где его с восторгом встретили земляки и прожил в родном городке последующие 6 лет, исполняя многочисленные заказы. А затем по приглашению австрийского императора посетил Вену. Здесь его настойчиво уговаривали остаться и предложили должность придворного художника, но скульптор отказался от высокой чести и отправился в путешествие по городам центральной Европы.

По возвращении в Рим в 1800 году Канове не удалось задержаться здесь надолго. Вскоре он получил приглашение от Наполеона стать официальным художником императора и вынужден был согласиться. Находящийся на пике славы Бонапарт заказал мастеру свою скульптуру в образе Марса, а также статую сестры, Полины Боргезе, в образе Дианы. Антонио Канова блестяще справился с этими заказами и поспешил вернуться в Италию, несмотря на настойчивые просьба Наполеона остаться в Париже навсегда.

Впрочем, о спокойной жизни в Риме скульптору приходилось лишь мечтать. В последующие годы ему неоднократно приходилось снова посещать Париж и совершать поездки по городам Италии, а в 1815 году Канова даже побывал в Лондоне. Между тем, его здоровье постепенно ухудшалось, неумолимо приближалась старость и в 1818 году мастер уехал в Поссаньо, чтобы вдали от столичного шума провести остаток жизни.

Антонио Канова. Погребальный памятник Антонио Канове, 1827

До последних дней великий скульптор продолжал творить, выполняя многочисленные заказы, но 13 октября 1822 года он умер в Венеции, где находился с визитом у своего друга. Тело Антонио Кановы похоронили в родном Поссаньо, а его сердце в ходе торжественной церемонии поместили в вазе погребального памятника венецианской Базилики деи Фрари.

Антонио Канова. Канновианский храм, 1830

Самые известные работы Антонио Кановы

Гениальный итальянский скульптор оставил потомкам множество великолепных произведений, достойных отдельного упоминания. И все же, к самым известным работам Антонио Кановы относятся:

Антонио Канова навсегда запечатлел свое имя в истории искусства прекрасными шедеврами в неоклассическом стиле. Его произведения, несмотря на уничижительную критику сторонников авангарда, до сих пор привлекают внимание миллионов ценителей искусства по всему миру.

Антонио Канова: скульптуры великого мастера в Риме

В судьбе скульптора всегда принимали участие престижные покровители, среди них звучали фамилии Габсбургов и Бурбонов, произведения мастера прославили его по всему миру. Самыми известными считаются скульптурные композиции:

Владеют уникальными шедеврами музеи Ватикана и Рима, Венеции и Неаполя. Практически в каждой европейской столице можно увидеть в музейных залах работы Канова.

Творчество Антонио Канова

Антонио родился в провинции Тревизо, в коммуне Поссаньо. 1 ноября 1757 года семья потомственных каменотесов была счастлива, появился на свет их сын Антонио. Пьетро Канова умер рано, сыну тогда исполнилось всего четыре года. Анжела Фантолини, мать скульптора, выйдя замуж во второй раз, отдала ребенка на воспитание деду по отцу Пазино Канова.

Имевший во владении каменный карьер и мастерские, в которых из камня изготавливали статуи и барельефы, дед постарался привить внуку любовь к делу своей жизни. И ему это удалось сполна. Пазино Канова познакомил Антонио с выдающимся скульптором Джузеппе Бернарди (1694-1773), научившим мальчика основам ремесла.

НАШ СОВЕТ. Если вы собираетесь посетить Колизей и другие достопримечательности Рима, обратите внимание на туристическую карту Rome City Pass, которая поможет сэкономить время и деньги. В стоимость карты входят билеты без очереди в основные достопримечательности Рима, трансфер из аэропорта и обратно, поездка на туристическом автобусе и скидки на посещение многих музеев и прочих интересных мест Рима. Подробная информация здесь.

Дедал и Икар

Венецианский посол Джераломо Зулиана помогал Антонио в Риме, он занялся устройством талантливого мастера на учебу, открыл для него двери лучших римских художественных коллекций, поспособствовал тому, что Антонио посещал музеи Ватикана и Парижа без каких-либо затруднений. Скульптор Канова не тратил время зря, плодотворную учебу он совмещал с путешествиями. Антонио гулял по Помпеям, которые раскопали к XVIII веку, открывал богатейшее наследие Древнего Рима.

В первой половине XVIII столетия в скульптуре главенствовал стиль рококо, который считался хоть и аристократичным, но при этом слишком заурядным и легкомысленным. Модное рококо стали менять на классический стиль, более привычный и в то же время основательный. Древнее искусство при всей старомодности давало возможность погружения в красоту искусства. Неоклассицизм, в итоге, во всех сферах искусства достиг полного триумфа. Страсть Антонио к изучению древнего искусства в сочетании со вкусами того периода времени и особым талантом скульптора, привели мастера к вершинам успеха в неоклассицизме.

Заказы для религиозных кругов

Антонио Канова

Антонио Канова

С 1783 года Антонио Канова создавал скульптуры по заказу пап и членов королевских семей. Заказы эти оплачивались очень хорошо, а скульптор много путешествовал и работал практически во всех европейских столицах. При этом всегда выбирал Рим в качестве точки возвращения. Рим для Антонио был своеобразной отдушиной, местом, куда он любил приезжать всегда.

Антонио Канова — признанный авторитет в мире искусства, определивший идеи классической элегантной скульптуры.

Амур и Психея. Канова.

Амур и Психея

Антонио Канова

Статуя

Тесей и Минотавр

Ранняя карьера и обучение

Канова появился на свет в небольшой коммуне Поссаньо, в Венеции. Происходивший из семьи камнерезов, Антонио с ранних лет начал изучать принципы рисования, перенимал у своего деда знания в области черчения, дизайна и архитектуры. Уже в подростковом возрасте Канова обнаружил талант в создании скульптуры. Первые работы способствовали привлечению внимания сенатора Фальеру, который стал покровителем мастера.

Рим и неоклассицизм

Персей и голова медузы. Канова.

Персей и голова медузы

Три грации. Канова.

Кающаяся Магдалина. Канова.

Скульптуры для Наполеона

После французской революции Антонио Канова по приглашению Наполеона, переехал в Париж, где создал ряд статуй императора. Тем не менее, наиболее известной работой того периода является портрет сестры Бонапарта, Полины, в образе Венеры (1808).

Полина в образе Венеры. Канова.

Полина в образе Венеры

Возвращение в Рим

В 1816 году Канова вернулся в Рим и был удостоен звания президента Академии Святого Луки, главного художественного института в Риме. После этого мастер вырезал статую Венеры и Марса (1816–1822) и некоторые другие работы. В 1822 году Антонио умирает.

Читайте также: