Доклад о росписи 3 класс

Обновлено: 26.04.2024

Хохлома́ — старинный русский народный промысел , родившийся в XVII веке под Нижним Новгородом . Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели , выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону.

Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон. Для создания рисунка используются такие цвета, как красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёный и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также часто встречаются птицы, рыбы и звери.

Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Деревня Хохлома Ковернинского района Нижегородской области была крупным центром сбыта, куда свозили готовые изделия, оттуда и пошло название росписи . .

Так как ближайшей железнодорожной станцией от Ковернино была станция Семёнов , то этот вид росписи в начале 20-го века приобрёл там значительное развитие. Тем не менее, родиной хохломы считается Ковернино, что отражено в утверждённом гербе района.

На сегодняшний момент существует множество версий происхождения хохломской росписи, вот две наиболее распространенные:

Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев , мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента.

Факторы, давшие толчок к развитию хохломской росписи

Производство хохломской посуды долгое время сдерживалось дороговизной привозимого олова . Обеспечить оловом мастеров мог только очень состоятельный заказчик. В Заволжье такими заказчиками оказались монастыри. Так, сёла Хохлома, Скоробогатово и около 80 селений по рекам Узоле и Керженцу работали на Троице-Сергиев монастырь . Из документов монастыря видно, что крестьяне этих сёл вызывались для работы в мастерских Лавры, где могли познакомиться с производством праздничных чаш и ковшей. Не случайно, что именно сёла Хохлома и Скоробогатово стали родиной оригинальной росписи посуды, так похожей на драгоценную.

Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона , и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски Хохломы.

Центры народного промысла Хохломы

В Семёнове школу хохломской росписи основал Г. П. Матвеев .

В росписи применяются масляные краски . Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный и чёрный ( киноварь и сажа ), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.

Лужение и художественная роспись

Искусство всегда было частью нашей жизни, да и сейчас оно является неотъемлемой ее частью. Искусство постигали еще наши далекие предки и продолжают заниматься современники. С тех пор появилось много новых видов искусства, например живопись, архитектура, музыка, театр и т.д. Все это продолжает развиваться и улучшаться.

Началось все с наскальных рисунков, продолжилось рисунками на коже, холстах, бумаге, стенах, посуде и еще много на чем. Одним из видов росписи посуды является гжель. Этот вид искусства возник довольно давно в селе, на берегу реки Гжелки. Глины этого края ценились очень высоко, именно отсюда и пошел данный промысел. Гжель на сегодняшний день является довольно крупным и успешным промыслом России.

Вид росписи представляется всего лишь в двух цветах: в синем и белом. Конкретно рисунок выполняется на белом фоне оттенками синего. Синим цветом, в данной росписи является синий кобальт, открытый в 1735 году минералогом Брандом. С тех пор данный цвет стал основным в производстве. Данный оттенок был получен из горного колчедана. Ограничение цветовой гаммы придает готовым изделиям особую красоту.

Изначально гжелью расписывали детские игрушки, затем дошла очередь до посуды, которую начали выпускать лишь в 19 веке. Именно 19 век является расцветом Гжельской росписи. Именно с тех пор данный вид искусства прочно вошел в жизнь людей. Однако в наши дни ассортимент, расписанного в сине-белой гамме, вырос. Сейчас выпускается довольно много предметов посуды, расписанных гжелью, например тарелки, чашки или заварники. Гжельские игрушки уже не так популярны, как раньше, но купить их можно, или на тематических ярмарках, или в местах их производства. Легче дела обстоят с сувенирами в гжельском стиле, чаще всего их покупают в специализированных магазинах или лавках. Много стало и предметов интерьера, украшенных сине-белым цветом.

Гжель в современности является гордостью страны. Этот вид искусства продолжает улучшаться и радовать любителей прекрасными изделиями, украшенными креативными узорами. Появляются новые талантливые художники и мастера, работающие над тем, чтобы данное искусство жило и радовало ценителей (и не только их) еще долгое время.

Доклад Гжель 3 класс

Гжель – русские народные изделия из керамики и фарфора, а также вид русской народной росписи, известный на весь мир. Слово "гжель" в наши дни набирает популярность. Гжельские изделия привлекают к себе людей своей уникальностью, точной прорисовкой росписи и невероятной красотой изделий.

Гжель или Жгель

Как появилась гжель

Кризис и восстановление производства

В XIX веке производство потерпело кризис. Стали закрываться заводы, а которые остались функционировать сокращали производство продукции. Казалось, гжельская продукция исчезнет без следа. В середине XX века начинается налаживание производства. Именно тогда было принято решение пересмотреть дизайн и расписывать на белом фоне синей краской. В те времена среди мастеров не было соперничества, они делились секретами по улучшению керамики, в связи, с чем продукция становилась более качественной и востребованной.

Гжель

Как делают гжель

Изготовление изделий под гжель требует от мастера невероятной четкости, концентрированности, фантазии. Продукция может быть выполнена из майолики или фарфора. Отличаются они тем, что майолика изготавливается из красной глины и она прочная, а фарфор из белой глины и он очень тонкий и хрупкий. Изготавливать изделие начинают с создания гипсовой модели. После того как модель готова, в нее заливают жидкую фарфоровую массу, которая постепенно застывает. Затем происходит шлифовка изделия для равномерного нанесения краски. После этого готовое изделие обжигают 8 часов. Расписывают изделия, все это происходит только вручную. Каждый мастер на своей работе оставляет автограф. Изделие окунают в парафин, затем в глазурь и снова отправляют в печь почти на сутки.

Гжельские узоры

В XVIII века гончары предпочитали наносить узоры изображающие иконопись, окружающий мир, природу и многие нафантазированные мастером изображения. Сегодня тематика гжельских рисунков делится на три вида:

  • Сюжетная - как правило, изображается природа и времена года.
  • Орнаментальная – часто встречаемые изображения шашечки, гребни.
  • Растительная - считается классической. Выводятся узоры ягод, цветов, трав.

Нередко мастера комбинируют виды рисунков. В каждом нанесении краски кистью есть свой смысл. Гжельская роспись позволяет создавать уникальные и невероятно красивые вещи.

3, 4, 5, 6, 9 класс. Роспись

Гжель

Гжель

Понятие "этикет" заимствовано из французского языка и включает в себя все допустимые установки относительно поведения и внешнего вида. Этих негласных правил следует придерживаться не только в общественных местах,

В группу самых распространенных органических веществ, входят такие металлы, как щелочные. Все они имеют схожее строение атомов, и даже определенные одинаковые свойства. К группе таких металлов относится литий, калий, цезий, натрий, рубидий

Всем известно по просмотренным фильмам время 1812 года, когда император Наполеон вторгся во владения России со своей армией. Так как мощь врага была сильна, то и наступление разворачивалось быстро.

Городецкая роспись – что это такое, история, основные элементы и цвета, какие есть виды

Многие считают, что в современном мире нет места художественным стилям прошлых веков. Однако это не так, в настоящее время есть мастерские, которые сохранили древние традиции и продолжают удивлять своими изделиями. Сюда можно отнести фабрику, где до сих пор практикуют городецкую роспись уже более 60 лет.

Что такое городецкая роспись?

Народный декоративный художественный промысел, который развивался в районе Горьковской области в середине 19 века. Стиль выделяется яркими оттенками и лаконичностью. Изначально ей украшали жилища и разнообразные предметы быта. Особой популярностью пользовались местные прялки, которые продавались в большом количестве практически по всей территории России. Городецкая роспись – это стиль, который трудно перепутать с другими. Все изделия отличаются забавными расписными картинками.

История городецкой росписи

Одним из достижений 19 века считается появление данной техники в изобразительном искусстве. Изначально городецкая роспись встречалась на доске прялок. Их украшали особой техникой инкрустации: в углубления изделия вставлялись фигурки, вырезанные из дерева другой породы. Таким образом, всего из двух оттенков чистого дерева мастера того времени создавали настоящие шедевры народного искусства.

Во второй половине столетия увеличилась потребность в изготовлении прядильных донец и инкрустация стала очень трудоемким способом их украшения.

Городецкая роспись – что это такое, история, основные элементы и цвета, какие есть виды

Особенности городецкой росписи

Данная техника выделяется определенными характеристиками:

  1. Во время росписи мастера используют свободный мазок.
  2. Сюжеты берут из тихой провинциальной жизни. Городецкие рисунки отличаются содержательностью.
  3. Отличительная особенность использование ярких красок и применение контурной обводки отдельных элементов.
  4. Роспись осуществляют без предварительных набросков.
  5. В городецких росписях можно увидеть экзотических барсов и львов, коней или петухов в воинственной позе.
  6. Используют разные приемы – широкие мазки или тонкие линии и штрихи.

Элементы городецкой росписи

Данный стиль отличается содержательностью. В городецкой росписи часто изображают следующие элементы:

  1. Геометрические. Среди основных элементов выделяют точки, круги, скобки, капли, спирали и штрихи.
  2. Растительные. Сюда относят городецкие цветы, выделяющиеся разнообразием форм и красок. К популярным видам можно отнести изображение бутонов, ромашек, купав и роз. Листья рисуются группами от двух до пяти лепестков.
  3. Животные. Данные мотивы глубоко символичны. Птица воплощает семейное счастье, а конь – богатство.

Основные цвета городецкой росписи

Изначально стиль представлял собой создание изображений, выполненных в технике мазков в свободной форме, которые потом обводили черной или белой линией. Интересуясь, какие цвета используются в Городецкой росписи нужно знать, что они разделялись на оттенки, применяемые для создания фона и для нанесения самого рисунка. Для первого берут следующие цвета:

Городецкая роспись выделяется следующими основными цветами для нанесения любого изображения:

  • охра;
  • розовый;
  • красный;
  • голубой;
  • синий;
  • белый;
  • зеленый;
  • черный;
  • желтый.

Виды городецкой росписи

Данный стиль отличается содержательностью. Городецкая роспись по дереву предполагает изображение цветов, коней и разных сюжетных мотивов. Рассмотрим особенности каждого:

    Цветочная роспись. Самая простая в исполнении. Основными элементами тут представлены следующие элементы росписи: букет, гирлянда, ромб, цветочная полоса и венок. Данная городецкая роспись для детей самая простая, поэтому часто используется при обучении.

Городецкая роспись – что это такое, история, основные элементы и цвета, какие есть виды

Городецкая роспись – что это такое, история, основные элементы и цвета, какие есть виды

Городецкая роспись – что это такое, история, основные элементы и цвета, какие есть виды

Технология городецкой росписи

Современные мастера для создания картин в данной технике используют краску – темпера. Ее можно заменить гуашью с добавлением клея ПВА. Из каждого выбранного цвета создают два оттенка: один разбеленный, а другой насыщенный. Этапы городецкой росписи:

  1. Роспись можно выполнять сразу на деревянной основе или предварительно покрыть ее желтой, красной или черной краской.
  2. Тонкими линиями с помощью карандаша намечается будущий узор. Делают подобные действия для основных элементов.
  3. Широкой кистью наносят основу цветков в виде пятен правильной круглой формы.
  4. Сверху делают повторные мазки более темным оттенком. После завершения крупных элементов с помощью нескольких мазков формируют листочки.
  5. На заключительном этапе с помощью тонкой кисти наносят штрихи и точки черного и белого цвета.
  6. После высыхания все изделие покрывают бесцветным лаком.

Городецкая роспись – примеры

Для знакомства предлагаем посмотреть несколько ярких примеров данного стиля:

    Шкатулка, украшенная сюжетной картиной – прогулка влюбленной пары на повозке запряженной тройкой лошадей.

Городецкая роспись – что это такое, история, основные элементы и цвета, какие есть виды

Городецкая роспись – что это такое, история, основные элементы и цвета, какие есть виды

Городецкая роспись – что это такое, история, основные элементы и цвета, какие есть виды

Городецкая роспись – что это такое, история, основные элементы и цвета, какие есть виды

Городецкая роспись – что это такое, история, основные элементы и цвета, какие есть виды

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

  • История возникновения
  • Легенды и повествования
  • Используемые цвета
  • Основные мотивы и элементы
  • Техническое исполнение
  • Виды нанесения рисунка
  • Значение для мировой общественности

Хохломская роспись изо 5 класс

История возникновения

Ремесло появилось в небольших селениях и деревнях Заволжья. Хохлом принято было называть место сбыта ручных изделий, расписанных умельцами. Отсюда и появилось название росписи.

Город Хохлома расположен в Нижегородской области. Раньше на левом побережье Волги находилось множество селений, коренные жители которых специализировались на росписи деревянных изделий. В центр рукотворные предметы свозились из других поселений:

Если давать общую характеристику, то промысел сохранил в себе и передал безупречные линии, создаваемые заволжскими умельцами, вычурность иконописцев. Все это логично сочеталось с классическими формами и шикарной презентацией.

Легенды и повествования

Существует несколько преданий, связанных с появлением росписи. Одна легенда связана с иконописцем Андреем Лоскутом, который уехал из столицы, когда начались реформы патриарха. Он поселился в глухом лесу и продолжал рисовать иконы по привычной и уже ставшей традиционной методике.

В скором времени патриарх узнал о беглеце, который не только продолжил рисовать лики святых, но и обучал этому ремеслу местное население. С целью недопущения публичного наказания Лоскута собственноручно сжег себя. Перед этим он просил учеников сохранить уникальное искусство.

Нарисовать хохлому 5 класс

Используемые цвета

Классические предметы выглядят изящно и привлекательно. Непонятно до сих пор, как умельцы, имея минимальный набор красящих компонентов, могли создавать уникальную роспись. При наличии скудной палитры на деревянные изделия наносили уникальные узоры, соединяющиеся в причудливые композиции.

Применение специальной золотистой основы придавало шик и роскошь, в результате получалась удивительная фактура. Яркий оттенок выступал фоном или же использовался для нанесения центральных деталей. Обязательно наличие красного и черного цвета. Многогранность и глубина готового орнамента обеспечивалась вкраплением в композицию охры или белого тона.

В исключительных случаях хохлома создавалась на красной, оранжевой, изумрудной или бирюзовой основе. Главная задача заключалась в том, что сочетающиеся между собой цвета должны выражать идею мастера через сложную игру между разными мазками. Нарисовать хохлому в 5 классе будет несложно, если детально изучить основы ее нанесения.

Хохломская роспись 5 класс

Основные мотивы и элементы

Промысел предполагает наличие фонового и верхового письма. В последнем случае орнамент наносится на золотистый фон, он представлен белыми, красными и черными цветами. Через хохломскую роспись с уникальной подачей раскрывается настоящая русская душа. Она демонстрирует наивное и слегка романтичное восприятие реальности целой нацией. Небывалые шедевры из насыщенных оттенков и весьма деликатных мазков представлены колосками, травинками, элементами натюрмортов.

  • специальные мазки;
  • завитки;
  • небольшие по размеру ягоды;
  • колоски.

Отдельные травинки переплетаются, создавая подобие курочки или петушка, они мирно восседают среди густых зарослей на ветке. Листья и ягоды создаются довольно жирными мазками. Общая картина наполняется растительными довольно громоздкими формами.

Часто на практике используются орнаменты в виде виноградных гроздьев, вишневых, малиновых, земляничных ягод. Известны работы, на которых россыпь астр или тюльпанов сверху украшена смородиной или рябиной.

Верховая роспись создается с помощью деликатных и тончайших мазков. В готовой композиции ощущается воздушность с легкостью, она буквально дышит золотистым сиянием. Прием по нанесению красящего компонента довольно прост, он дает возможность фантазировать в процессе рисования, изменять запланированные элементы.

Что касается фонового исполнения, изначально изготавливается контурный рисунок на полотне. Дальше с помощью красного или черного оттенка заштриховывается окружающее пространство. Все манипуляции с фоном представлены трудоемким процессом. Импровизация и фантазия здесь неуместна. Задуманная идея должна отражаться максимально точно.

Техническое исполнение

Деревянная заготовка хорошо просушивается, после чего проводится грунтовка с применением жидкой глины, вапы. Сохнет предмет в среднем около 7−8 часов, после чего тщательно покрывается олифой. Процедуру положено несколько раз повторить.

На следующем этапе проводится лужение, в ходе которого специальный алюминиевый порошок втирается в древесину. Это исключительно ручная работа с применением кожаного тампона. По завершении процедуры поверхность становится блестящей, она полностью подготовлена к нанесению краски. Этот момент следует обозначить в докладе о хохломской росписи.

Нанесение узоров осуществляется тонкими кистями, отличающимися размерами. Завершенный орнамент должен полностью высохнуть, после чего на него наносится лак. Последний этап представлен закаливанием предмета в специальной печи, где задается температура +160 градусов. Только после этой процедуры появляется характерная золотая пленка.

Хохломская роспись доклад

Виды нанесения рисунка

Пик популярности искусства пришелся на XVIII век. Спрос на предметы с известной хохломской росписью стремительно возрастал, неудивительно, что и мастерство ее исполнителей быстро совершенствовалось. Именно в этот временной период нанесение орнаментов разделилось на верховое и фоновое.

В первом случае узоры красного или черного цвета наносятся на золотистую основу. Первоначально ажурный узор прорисовывается по принципу тонких штрихов. При этом задействуются следующие принципы:

Хохломская роспись

Значение для мировой общественности

Хохлома доклад 5 класс

Начиная с середины XIX века искусство стало известно на просторах заграничных государств. Во Франции в 1889 году была организована целая выставка, после которой хохломское мастерство распространилось на все континенты планеты. Предметы русских умельцев стали встречаться на рынках Западной Европы, Китая, Индии.

Популярность изделий, изготовленных заволжскими мастерами, способствовала развитию отрасли. Ассортимент в скором времени значительно расширился: вслед за чашками и ложками стали появляться кружки, бокалы, шкатулки, бочонки. На Западе большое распространение получили братины, выполненные в виде огромных посудин наподобие ладьи, дополненных дюжиной ковшиков. Такие предметы обычно применялись на массовых пиршествах.

Читайте также: