Доклад о результатах мониторинга правоприменения в российской федерации за 2016 год

Обновлено: 02.07.2024

доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2016 год

о результатах мониторинга правоприменения

в Российской Федерации за 2016 год

При этом согласно пункту 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ к полномочиям субъекта Российской Федерации в области архивного дела относится хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов:

а) государственных архивов субъекта Российской Федерации, музеев, библиотек субъекта Российской Федерации;

б) органов государственной власти и иных государственных органов субъекта Российской Федерации;

в) государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и государственных учреждений субъекта Российской Федерации.

Иных положений, в том числе нарушающих гарантированные права, свободы и законные интересы человека и гражданина, факторов коррупциогенного характера по показателям, установленным пунктами 8 - 10 Методики, при осуществлении мониторинга правоприменения законодательства в сфере архивного дела не выявлено. Обращения (предложения, заявления, жалобы) в органы государственной власти Амурской области, органы местного самоуправления области не поступали.

Частью 1 статьи 37 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.

В то же время частью 4 статьи 37 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.

В этой связи возникает правовая неопределенность по вопросу финансирования расходов, связанных с обеспечением бесплатным питанием обучающихся в региональных и муниципальных образовательных организациях, для которых такие условия (меры поддержки) установлены непосредственно Федеральным законом № 273-ФЗ.

Частью 5 статьи 65 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) предоставляется компенсация.

В связи с указанными положениями законодательства возникла правовая неопределенность относительно того, приравниваются ли в части 5 статьи 65 Федерального закона № 273-ФЗ к образовательным организациям индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, и, соответственно, имеют ли родители право на получение компенсации платы при посещении детьми детских садов, организованных индивидуальными предпринимателями, осуществляющими образовательную деятельность.

Полагаем, что указанные правовые неопределенности требуют дополнительного правового регулирования. Относительно применения вышеуказанных положений законодательства об образовании в органы государственной власти Амурской области поступали письменные и устные обращения органов местного самоуправления области.

Иных положений, в том числе нарушающих гарантированные права, свободы и законные интересы человека и гражданина, факторов коррупциогенного характера по показателям, установленным пунктами 8 - 10 Методики, при осуществлении мониторинга правоприменения законодательства в сфере образования и науки не выявлено.

В соответствии с пунктом 4 статьи 39 13 главы V 1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок проведения аукциона в электронной форме по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, устанавливается федеральным законом.

До настоящего времени соответствующий федеральный закон не принят.

Иных положений, в том числе нарушающих гарантированные права, свободы и законные интересы человека и гражданина, факторов коррупциогенного характера по показателям, установленным пунктами 8 - 10 Методики, при осуществлении мониторинга правоприменения законодательства в сфере обеспечения граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышения качества жилищно-коммунальных услуг не выявлено. Обращения (предложения, заявления, жалобы) в органы государственной власти Амурской области, органы местного самоуправления области не поступали.

Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 годы утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р. Согласно пункту 19 Плана мероприятий программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы (приложение №2 к указанной Программе) разработка и внесение в Правительство Российской Федерации предложений по базовым окладам по профессиональным квалификационным группам работников были запланированы на 2015 год.

Однако до настоящего времени базовые оклады по профессиональным квалификационным группам Правительством Российской Федерации не утверждены.

Иных положений, в том числе нарушающих гарантированные права, свободы и законные интересы человека и гражданина, факторов коррупциогенного характера по показателям, установленным пунктами 8 - 10 Методики, при осуществлении мониторинга правоприменения законодательства в сфере социальной политики не выявлено. Обращения (предложения, заявления, жалобы) в органы государственной власти Амурской области, органы местного самоуправления области не поступали.

До настоящего времени данные методические указания не утверждены.

Иных положений, в том числе нарушающих гарантированные права, свободы и законные интересы человека и гражданина, факторов коррупциогенного характера по показателям, установленным пунктами 8 - 10 Методики, при осуществлении мониторинга правоприменения законодательства в сфере совершенствования системы государственного управления не выявлено. Обращения (предложения, заявления, жалобы) в органы государственной власти Амурской области, органы местного самоуправления области не поступали.

При мониторинге правоприменения законодательства в сфере здравоохранения, территорий опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации, рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, привозки пассажиров положений, в том числе нарушающих гарантированные права, свободы и законные интересы человека и гражданина, искажающих смысл положений нормативных правовых актов при их применении, факторов коррупциогенного характера не выявлено. Судебная практика по требованиям заявителей в связи с отношениями, урегулированными нормативными правовыми актами в данной сфере, отсутствует. Обращения (предложения, заявления, жалобы) в органы государственной власти, органы местного самоуправления не поступали.

В соответствии с абзацем третьим пункта 4 Положения о мониторинге правоприменения в Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2011 № 657, дополнительно сообщаем информацию о результатах мониторинга правоприменения законодательства, осуществляемого по собственной инициативе. При обобщении, анализе и оценке информации о практике применения нормативных правовых актов Российской Федерации выявлены:

1) в соответствии со статьей 142 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление бюджету субъекта Российской Федерации субсидий из бюджетов поселений, в которых в отчетном финансовом году расчетные налоговые доходы местных бюджетов превышали уровень, установленный законом субъекта Российской Федерации. Указанные субсидии из бюджетов поселений учитываются в доходах бюджета субъекта Российской Федерации и в бюджетных ассигнованиях регионального фонда финансовой поддержки поселений.

В случае утверждения регионального бюджета на три года распределение регионального фонда финансовой поддержки поселений производится на три года.

При этом определение размера субсидий, предоставляемых из местных бюджетов в региональный бюджет, на плановый период не представляется возможным в связи с отсутствием данных отчетного финансового года для определения уровня превышения расчетных налоговых доходов в плановом периоде;

Указанными положениями Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями устанавливать административную ответственность за неисполнение (нарушение) решений, принятых не только органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, но и федеральными органами исполнительной власти.

3) согласно статьям 49, 50 Уголовного кодекса Российской Федерации вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, а также места, в которых отбываются исправительные работы, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

По указанному вопросу имеется судебная практика, относящая указанные полномочия к отдельным государственным полномочиями, которые должны осуществляться органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов (апелляционное определение Оренбургского областного суда от 05.05.2016 №33а-3297/2016).

Вместе с тем полагаем, что такая позиция является спорной, так как вышеуказанные положения Уголовного кодекса Российской Федерации не соответствуют порядку наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, установленному главой 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

В этой связи предлагаем уточнить, относятся ли указанные полномочия к вопросам местного значения и органы местного самоуправления каких именно муниципальных образований ими наделены, или же данные полномочия являются государственными полномочиями, переданными органам местного самоуправления с соблюдением установленного порядка передачи.

При этом возможность заключения субъектами Российской Федерации аналогичных соглашений с органами местного самоуправления, а также применения к ним аналогичных мер ответственности Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрена;

2) cтатьей 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при планировании закупок.

Частью 2 статьи 266 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственного (муниципального) финансового контроля отнесено осуществление контроля за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;

2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;

3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

Контрольный орган в сфере закупок вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению в соответствии с законодательством об административных правонарушениях (часть 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

При этом частью 1 статьи 23.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, возложено рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах своих полномочий, а именно в пределах контроля за использованием средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, также рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, только в пределах своих полномочий (часть 1 статьи 23.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В этой связи вопрос о составлении протоколов, а также рассмотрении дел по статье 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при выявлении нарушений в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях не урегулирован.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 367-ФЗ внесены изменения в статью 7 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, согласно которым перечень внутренних водных путей включает в себя перечень внутренних водных путей федерального значения и перечень внутренних водных путей регионального значения.

По инициативе высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации к внутренним водным путям регионального значения Правительством Российской Федерации могут быть отнесены пригодные для осуществления судоходства части поверхностных водных объектов, расположенные в границах одного субъекта Российской Федерации и не отнесенные к внутренним водным путям федерального значения.

При этом порядок формирования перечня внутренних водных путей, в том числе основания включения внутренних водных путей в указанный перечень, их исключения из указанного перечня и отказа во включении внутренних водных путей в указанный перечень, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Указанный Порядок до настоящего времени Правительством Российской Федерации не утвержден.

Согласно пункту 11 Методики при необходимости мониторинг правоприменения может быть осуществлен также по дополнительным показателям, определяемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В ходе проведения мониторинга правоприменения возникла необходимость в отражении результата по такому показателю, как единообразная практика нормативного регулирования однородных отношений (не предусмотренного Методикой). В связи с данным дополнительным показателем, определенным самостоятельно, сообщаем следующее.

В соответствии с пунктом 3 2 статьи 242 1 главы 24 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации основанием для возврата взыскателю или в суд документов, поступивших на исполнение по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, является невозможность перечисления денежных средств по реквизитам банковского счета, указанного взыскателем и (или) судом в исполнительном документе, и отсутствие в течение 30 дней со дня направления взыскателю или в суд уведомления об уточнении реквизитов банковского счета взыскателя.

Таким образом, при исполнении судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации подготовка уведомления об уточнении реквизитов банковского счета возможна лишь при установлении факта невозможности перечисления денежных средств по указанным в заявлении реквизитам. Тогда как при обращении взыскания на средства бюджетных учреждений для подготовки уведомления о предоставлении уточненных реквизитов банковского счета взыскателя достаточно установление факта указания в заявлении взыскателя неверных реквизитов банка.

Полагаем, что подход в регулировании указанных однородных отношений должен быть единообразным.

от 27 октября 2017 года

Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2016 год

Введение

В 2016 году федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечена реализация Указа Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 г. N 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации" (далее - Указ N 657).

Изучение правоприменительной практики осуществлялось с использованием имеющейся в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации информации о применении нормативных правовых актов с учетом статистической информации, обращений граждан по вопросам, регулируемым нормативными правовыми актами в исследуемой сфере правоотношений, вступивших в силу судебных актов, разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, а также сведений, поступивших от научных, общественных и образовательных организаций.

Федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом поступающих в процессе мониторинга правоприменения данных оперативно принимались меры, направленные на устранение недостатков, выявленных в законодательстве Российской Федерации и правоприменительной практике.

С учетом правоприменительной практики в докладе содержатся предложения о необходимости принятия нормативных правовых актов Российской Федерации, о мерах по повышению эффективности правоприменения и противодействия коррупции.

Мониторинг выполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации

В соответствии с Указом N 657 Минюст России во взаимодействии с Конституционным Судом Российской Федерации, палатами Федерального Собрания Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, а также с федеральными органами исполнительной власти осуществляет мониторинг правоприменения в целях выполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации, в связи с которыми необходимы принятие (издание), изменение или признание утратившими силу (отмена) законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

С 1 января 1992 г. по 20 августа 2017 г. Конституционным Судом Российской Федерации принято 215 постановлений, в соответствии с которыми признаются не соответствующими Конституции Российской Федерации отдельные положения федеральных законов и федеральному законодателю надлежит исходя из требований Конституции Российской Федерации и основанных на них правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации внести соответствующие изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации, в том числе в 2016 году - 21 постановление, за истекший период 2017 года - 11.

За период с 1992 года исполнено 184 постановления, в том числе в 2016 году - 18, за истекший период 2017 года - 14 (приложение N 1*).

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

По состоянию на 20 августа 2017 г. требуют выполнения 30 постановлений. Из них по 19 постановлениям соответствующие законопроекты внесены Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) либо поддержаны проекты федеральных законов, разработанные иными субъектами права законодательной инициативы (приложение N 2*). Федеральными органами исполнительной власти ведется работа по реализации 11 постановлений (приложение N 3*).

* Приложения см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

Мониторинг выполнения постановлений Европейского Суда по правам человека

В соответствии с Указом N 657 Минюстом России в 2016 году продолжено осуществление мониторинга правоприменения в целях выполнения постановлений Европейского Суда по правам человека (далее - Европейский Суд), в связи с которыми необходимы принятие (издание), изменение или признание утратившими силу (отмена) законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В период с 1 января 2016 г. по 15 июня 2017 г. завершена работа по совершенствованию законодательства Российской Федерации в связи с пилотным постановлением Европейского Суда от 1 июля 2014 г. по делу "Герасимов и другие против Российской Федерации" (Gerasimov and Others v. Russia), жалобы N 29920/05, N 3553/06, N 18876/10, N 61186/10, N 21176/11, N 36112/11, N 36426/11, N 40841/11, N 45381/11, N 55929/11, N 60822/11, а также в связи с пилотным постановлением Европейского Суда от 15 января 2009 г. по делу "Бурдов против Российской Федерации (N 2)" (Burdov v. Russia), жалоба N 33509/04, и 255 постановлениями Европейского Суда, объединенными в группу дел "Тимофеев" (Timofeyev), 95 постановлениями Европейского Суда, входящими в группу дел "Кормачева" (Kormacheva), и 70 постановлениями Европейского Суда, входящими в группу дел "Смирнова" (Smirnova) (приложение N 4*).

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

В связи с рядом постановлений Европейского Суда в настоящее время продолжается работа по внесению изменений в законодательство Российской Федерации (приложение N 5*).

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

На рассмотрении в Государственной Думе находятся 6 законопроектов, разработанных с учетом выводов Европейского Суда, указанных в ряде постановлений, объединенных в группу дел "Гарабаев" (Garabayev), в постановлении от 19 февраля 2013 г. по делу "Ефимова против Российской Федерации" (Yefimova v. Russia), жалоба N 39786/09; в пилотном постановлении от 10 января 2012 г. по делу "Ананьев и другие против Российской Федерации" (Ananyev and Others v. Russia), жалобы N 42525/07 и N 60800/08; в постановлении от 18 апреля 2013 г. по делу "Агеевы против Российской Федерации" (Ageyevy v. Russia), жалоба N 7075/10; в постановлении от 30 июня 2015 г. по делу "Хорошенко против Российской Федерации" (Horoshenko v. Russia), жалоба N 41418/04.

В настоящее время федеральные органы исполнительной власти продолжают работу по подготовке проектов нормативных правовых актов в рамках исполнения постановления Европейского Суда от 28 октября 2003 г. по делу "Ракевич против Российской Федерации" (Rakevich v. Russia), жалоба N 58973/00; постановлений, объединенных в группы дел "Ваньян" (Vanyan), "Царенко" (Tsarenko), "Гладышева" (Gladysheva), "Ким" (Kim), пилотного постановления от 10 января 2012 г. по делу "Ананьев и другие против Российской Федерации" (Ananyev and Others v. Russia), жалобы N 42525/07 и N 60800/08.

В целях дальнейшей реализации предложений по исполнению решений Европейского Суда (доклады Президенту Российской Федерации о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2013-2015 годы) предлагается продолжить работу:

Минюста России, МВД России, ФСИН России во взаимодействии с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации по вопросам:

соответствия международным стандартам и практике Европейского Суда обновленного стандарта отрасли ПР 78.01.0024-2016 "Правила стандартизации. Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", утвержденного МВД России 8 августа 2016 г. (далее - стандарт отрасли ПР 78.01.0024-2016);

создания эффективного национального компенсаторного средства правовой защиты от нарушений, связанных с необеспечением надлежащих условий перевозки, в рамках реализации 32 постановлений, объединенных в подгруппу дел "Гулиев" группы дел "Калашников", в том числе 17 постановлений, вынесенных в 2016 году и первом полугодии 2017 года (пункт 3 приложения N 5);

Минюста России, Минфина России, МВД России, ФССП России во взаимодействии с Верховным Судом Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации - по дальнейшей проработке основных подходов к решению вопроса, касающегося установления оснований и порядка возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) суда (судьи), а также определения подведомственности и подсудности соответствующих дел, в целях реализации постановления Европейского Суда от 13 декабря 2011 г. по делу "Васильев и Ковтун против Российской Федерации" (Vasilyev and Kovtun v. Russia), жалоба N 13703/04 (пункт 7 приложения N 5);

Минюста России, ФСИН России во взаимодействии с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации - по вопросу достаточности принятых мер по реализации рекомендаций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 19 апреля 2016 г. N 12-П "По делу о разрешении вопроса о возможности исполнения в соответствии с Конституцией Российской Федерации постановления Европейского Суда по правам человека от 4 июля 2013 г. по делу "Анчугов и Гладков против России" в связи с запросом Министерства юстиции Российской Федерации" путем принятия Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 323-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности" или необходимости осуществления дальнейших законодательных реформ в целях реализации постановления Европейского Суда от 4 июля 2013 г. по делу "Анчугов и Гладков против Российской Федерации" (Anchugov and Gladkov v. Russia), жалобы N 11157/04 и N 15162/05 (пункт 12 приложения N 5);

МВД России, Минюста России, ФСБ России во взаимодействии с Верховным Судом Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Российской Федерации - по подготовке проектов федеральных законов, предусматривающих внесение изменений в статью 9 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" в части закрепления нормы о возможности обжалования в суд судебного решения, разрешающего проведение до возбуждения уголовного дела оперативно-разыскных мероприятий, затрагивающих конституционные права граждан (в случаях, когда лицу стало известно о существовании такого разрешения), конкретизации оснований и порядка судебного рассмотрения соответствующих материалов, уточнения понятия "мотивированности" постановлений, выносимых руководителем органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, и судьей в связи с проведением оперативно-разыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, а также изменений в Кодекс административного судопроизводства (далее - КАС РФ) в целях урегулирования порядка судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-разыскных мероприятий в случаях, когда такие мероприятия проводятся за рамками уголовного судопроизводства, в целях реализации постановления Европейского Суда от 18 сентября 2014 г. по делу "Аванесян против Российской Федерации" (Avanesyan v. Russia), жалоба N 41152/06 (пункт 13 приложения N 5);

Минюста России, Минздрава России, ФСБ России, ФСИН России во взаимодействии с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации - по проработке вопроса о необходимости внесения изменений в уголовное, уголовно-процессуальное законодательство, а также в законодательство в сфере охраны здоровья для реализации постановления Европейского Суда от 18 июня 2015 г. по делу "Яиков против Российской Федерации" (Yaikov v. Russia), жалоба N 39317/05 (пункт 14 приложения N 5);

Минобрнауки России, Минюста России во взаимодействии с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации - по дальнейшей разработке проекта федерального закона о внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в части предоставления лицам, не являющимся родственниками ребенка, но заботившимся о нем длительное время, права на общение с ребенком, если того требуют интересы ребенка и между ними установилась прочная эмоциональная связь, для исполнения постановления Европейского Суда от 16 июля 2015 г. по делу "Назаренко против Российской Федерации" (Nazarenko v. Russia), жалоба N 39438/13 (пункт 16 приложения N 5);

Минюста России, МВД России, ФСБ России, Минкомсвязи России во взаимодействии с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации - по проработке вопроса о необходимости внесения изменений в Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", КАС РФ, федеральные законы от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" и другие нормативные правовые акты о совершенствовании правоприменительной практики, в том числе путем усиления контроля и надзора за функционированием системы технических средств по обеспечению функций оперативно-разыскных мероприятий, за проведением оперативно-разыскных мероприятий, а также издания в связи с этим ведомственных правовых актов в связи с постановлением Европейского Суда от 4 декабря 2015 г. по делу "Роман Захаров против Российской Федерации" (Roman Zakharov v. Russia), жалоба N 47143/06 (пункт 18 приложения N 5).

По результатам мониторинга правоприменения за 2016 год предлагается организовать работу:

Минюста России, МВД России во взаимодействии с Верховным Судом Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации - по проработке вопроса о необходимости внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях или в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", корреспондирующих выводам Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда, устанавливающих возможность предоставления бесплатной юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случаях, когда обусловленная привлечением к такой ответственности степень реального вторжения в конституционные права и свободы данного лица сопоставима с мерами уголовно-правового воздействия, для реализации постановления Европейского Суда от 19 ноября 2015 г. по делу "Михайлова против Российской Федерации", жалоба N 46998/08 (пункт 17 приложения N 5);

Минюста России, МВД России, ФСИН России во взаимодействии с Верховным Судом Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Российской Федерации - по проработке вопроса о необходимости внесения изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК РФ) и КАС РФ в части обязательного рассмотрения судами вопроса о необходимости личного участия в гражданском и административном судопроизводстве истца, находящегося под стражей или в местах лишения свободы, исходя из характера дела, необходимости личных показаний истца и его желания участвовать в процессе, с принятием мотивированного решения и заблаговременного уведомления о нем соответствующего лица, а также в части дополнительной регламентации более широкого использования судами возможностей видеоконференцсвязи; о совершенствовании правоприменительной практики в целях создания необходимых условий для реализации права лишенных свободы лиц на участие в судебных заседаниях по гражданским и административным делам (применительно ко всем органам, задействованным в соответствии с российским законодательством в обеспечении соответствующих прав) в целях реализации постановления Европейского Суда от 16 февраля 2016 г. по делу "Евдокимов и другие против России" (Yevdokimov and Others v. Russia), жалобы N 27236/05, N 44223/05, N 53304/07, N 40232/11, N 60052/11, N 76438/11, N 14919/12, N 19929/12, N 42389/12, N 57043/12, N 67481/12 (пункт 19 приложения N 5);

Минюста России, МВД России, МЧС России, Минобороны России, ФССП России, ФСБ России, Минздрава России, Минприроды России, Минкомсвязи России, Минсельхоза России, Минтранса России, Минтруда России, ФНС России, ФТС России, Росреестра, Минэнерго России, Роспотребнадзора во взаимодействии с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации - по проработке вопроса о создании механизма, который обеспечит достаточные гарантии беспристрастности судов, рассматривающих дела об административных правонарушениях путем включения стороны обвинения (представителя прокуратуры или других государственных органов) в процессы с устными слушаниями или принятия иных надлежащих мер в рамках реализации постановления Европейского Суда от 20 сентября 2016 г. по делу "Карелин против Российской Федерации" (Karelin v. Russia), жалоба N 926/08 (пункт 22 приложения N 5).

Мониторинг правоприменения по отраслям законодательства Российской Федерации

За период с мая 2012 года по август 2017 года принято более 2,1 тыс. нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сферах здравоохранения, образования, социальной политики, государственного управления. Наиболее динамично развивалось законодательство Российской Федерации по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронном виде и через многофункциональные центры, образования, жилищного строительства, повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, государственной гражданской службы, совершенствования оказания медицинской помощи населению, обеспечения граждан лекарственными средствами, развития пенсионной системы.

Во исполнение федеральных законов, регулирующих указанные правоотношения, в большинстве случаев приняты указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

По результатам анализа правоприменительной практики оперативно разрабатывались проекты нормативных правовых актов. С 1 января 2016 г. органами государственной власти Российской Федерации принято 127 нормативных правовых актов в сферах архивного дела, развития территорий опережающего социально-экономического развития, рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, перевозки пассажиров автомобильным транспортом, банковской деятельности.

Кроме того, продолжается работа по подготовке проектов нормативных правовых актов, направленных на совершенствование законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики (приложения N 10, 11*).


Доклад о результатах мониторинга правоприменения в России за 2016 год, который готовится ежегодно во исполнение указа президента, опубликован в конце октября на сайте Кремля.

В доклад включены результаты мониторинга выполнения решений Конституционного Суда, постановлений Европейского Суда по правам человека, результаты мониторинга правоприменения по отраслям законодательства РФ, в том числе в сфере здравоохранения, образования и науки, социальной политики, сельского хозяйства, сырья и продовольствия, территорий опережающего развития, транспорта, банковской деятельности, обеспечения жильём, повышения качества жилищно-коммунальных услуг, совершенствования системы госуправления.

В документе перечислены уже принятые и находящиеся на рассмотрении Госдумы нормативные акты, а также предложения по дальнейшему регулированию. Приводим выдержки из доклада, касающиеся темы информационных технологий.

Здравоохранение

— Для обеспечения поставок потребителям качественных, эффективных и безопасных лекарственных препаратов путем защиты легального оборота от фальсифицированных и контрафактных лекарственных средств, а также лекарственных средств, не отвечающих установленным требованиям к качеству, эффективности и безопасности, планируется внедрить на территории Российской Федерации федеральную государственную информационную систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения от производителя до пациента, покупателя (конечного потребителя) с использованием контрольных (идентификационных) знаков для целей идентификации лекарственных препаратов для медицинского применения.

Для достижения этих целей предлагается наделить правительство Российской Федерации полномочиями на утверждение: характеристик контрольного (идентификационного) знака, порядка его нанесения, а также требований к структуре и формату информации, которую содержат контрольные (идентификационные) знаки; порядка создания, развития, ведения, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации системы мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения, ее оператора; порядка взаимодействия с иными государственными информационными системами; порядка внесения информации о лекарственных препаратах для медицинского применения в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения и состава вносимой информации; особенностей внедрения системы мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения в отношении лекарственных препаратов для медицинского применения, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Архивное дело

Образование и наука

Совершенствование системы государственного управления

В целях совершенствования законодательства Российской Федерации во исполнение указа президента Российской Федерации № 601 приняты один федеральный конституционный закон, 55 федеральных закона, а также 1209 подзаконных нормативных правовых актов.

— При изучении практики применения по дополнительному показателю избыточности требований при предоставлении государственной услуги (пункт 11 методики) выявлено следующее.

— По информации Верховного Суда Российской Федерации, в течение 2016 года судами окончено производство по более чем 4,1 миллиона административных дел. Рассмотрено и разрешено около 1,4 тысячи коллективных административных исковых заявлений. В 2016 году с использованием систем видеоконференц-связи судами общей юрисдикции рассмотрено более 13 тысячи административных дел (число гражданских дел, рассмотренных за аналогичный период с использованием систем видеоконференц-связи, составляет 4107).

— Развитие информационных технологий, активное использование их в повседневной жизни людей объективно приводят к возникновению новых видов правонарушений. Вместе с тем в настоящее время не предусмотрены эффективные механизмы, позволяющие оперативно и действенно реагировать на подобные нарушения, предотвращая существенный вред, который они могут причинить.

Так, в перечень категорий административных дел, подлежащих рассмотрению по правилам данного кодекса, установленный частями 2, 3 статьи 1 КАС РФ, не включены дела о признании информации, размещенной в Интернете, запрещенной к распространению, а также дела о признании информационных материалов экстремистскими. Необходимость в специальном правовом регулировании порядка рассмотрения данных дел подтверждается объективными потребностями судебной практики.

В связи с изложенным предлагается дополнить КАС РФ главами, регулирующими порядок рассмотрения названных выше категорий дел.

— Для обеспечения развития единого информационного пространства в сфере правосудия, внедрения технологий электронного правосудия, повышения эффективности обмена информацией о судебных делах, оборота электронных документов и доступности для граждан и организаций информации о судебных делах предлагается дополнение норм КАС РФ, посвященных содержанию судебных актов судов разных инстанций, требованием об указании в них ранее присвоенного номера административного дела.

Банковская деятельность

Обеспечение доступным и комфортным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг

— В ЖК РФ целесообразно изменить формы проведения торгов по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом с конкурса на аукцион в электронной форме, а также дополнить ЖК РФ основанием для проведения внеплановой проверки — поступление указания Главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации в случае поступления соответствующего поручения правительства Российской Федерации.

Читайте также: