Доклад о работе лесничества

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Районные педагогические чтения

Доклад подготовлен: Губаревой Валентиной Валентиновной, учителем биологии

Место работы: муниципальное общеобразовательное учреждение Ветлужская средняя обшеобразовательная школа

р.п. Ветлужский, 2018

2. Актуальность и перспективность программы ………………………..3

1. Введение

Невозможно заниматься охраной природы, сбережением природных богатств: лесов, рек и озер, птиц и зверей, недр и воздуха без привлечения к этой работе школьников.

При создании лесничества были сомнения, что детей придётся уговаривать и самим быть инициаторами многих дел. Вышло с точностью до наоборот. Ребята с такой готовностью и активностью включились в дела, что оставалось только удивляться. А началось всё с активного обсуждения названия лесничества, девиза и эмблемы.

2. Актуальность и перспективность программы

Школьное лесничество как форма социальной адаптации обучающихся основной школы позволяет решить следующие задачи:

- экологическое образование учащихся, составляющих систему знаний о природе, лесных экосистемах с учетом принципов концепции устойчивого и гармоничного развития общества и природы;

- создание условий для социальной адаптации выпускников школ через развитие партнерских отношений с НГСХА, Департаментом и подведомственных ему лесохозяйственных учреждений;

- обучение школьников специальным навыкам исследовательской и практической природоохранной работы, направленной на изучение вопросов рационального лесопользования и сохранение лесных экосистем;

- оказание практической помощи Краснобаковскому районному лесничеству, в деле использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;

- участие в областных и российских конкурсах, областном Слете школьных лесничеств, массовых мероприятиях – акциях природоохранного направления;

- пропаганда знаний о лесе среди широких масс населения.

Материал кружка актуален для учащихся нашей школы, так как многие из них в перспективе могут связать свою будущую жизнь с лесом, т.е. выбрать профессию лесного профиля.

Экологическая деятельность в МАОУ Ветлужской СОШ всегда была одним из приоритетных и результативных направлений работы школы. Однако, такая форма работы как школьное лесничество организуется впервые и является новой.

Школьное лесничество работает в соответствии с Положением (Приложение 1) о Школьном лесничестве. Основные направления работы школьного лесничества разработаны на основе шестистороннего Договора (Приложение 2) и имеет четыре направления:

Весной развешивали домики для птиц: синичники, совятники, пустельжатники, дуплянки. Проводили очистку леса от завалов и другого лесного мусора; помогали животным и птицам, попавшим в беду.

3. Учебно-исследовательское - исследование орнитофауны посёлка Ветлужский. Все сведения передаются в Союз охраны птиц России (Нижегородское отделение). Лихеноиндикационным методом выяснили чистоту своего посёлка. Исследовательские работы успешно защищались на научно – практической конференции. Сейчас исследуются вредители леса.

4. Лесохозяйственное - Яркое впечатление оставило посещение семенной станции Осинки. Там дети познакомились с основами лесоведения, лесоводства и лесовосстановления. Осенью и весной посетили дендросад Краснобаковского лесного колледжа, где ребята изучали видовой состав древостоя и кустарников, а также экзотических растений.

Много новой информации узнали о лесной пожарной технике, посетив Нижегородский лесопожарный центр Краснобаковского района.

Сотрудничество со многими организациями позволяет ребятам из школьного лесничества накапливать опыт и развиваться.

4. Опыт работы

1. Я ЧАСТИЦА МИРОЗДАНИЯ И Я НЕ ОДНА

Всем известно, что с учителя начинается познание ребёнком мира природы. Легко понять, что значит при этом пример учителя. Все слова и призывы останутся для воспитанников пустым звуком если они не подкреплены личным примером. Убеждена, что личный пример один из важных секретов природоохранной деятельности, которой я занимаюсь в течение 30 лет.

2. ТЕОРИЯ В ПРАКТИКЕ

Многогранный мир природы пробуждает интерес, вызывает удивление.

3. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Учить детей, видеть необычное в обычном через включение их в собственный исследовательский поиск, позволяет высказывать предположения и строить планы по их проверке, видеть проблемы и ставить вопросы, способствует формированию их активной жизненной позиции и более успешной социальной адаптации.

4. СЕМЕЙНЫЕ ПРОЕКТЫ

Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние на развитие у ребенка основ экологического мировоззрения. Именно партнерство с родителями мы рассматриваем как основной ресурс воспитания экологической компетенции. Родители воспитанников активно участвуют в экологических природоохранных мероприятиях. . Таким образом, можно сделать вывод, что огромную роль в процессе экологического восприятия играет и семья, как первоочередной источник формирования и закрепления всех навыков воспитания. Взаимодействие с родителями представляет богатейшую возможность для формирования у детей системы ценностей.

5. ДЕТИ – ДЕТЯМ. СУМЕТЬ СОХРАНИТЬ ТЕПЛО В ДУШЕ И ПЕРЕДАВАТЬ ЕГО ДРУГИМ

Мы знаем только маленькую частичку этой непонятной, неясной, всеобъемлющей загадки и делимся этими знаниями с другими учениками на экологических уроках и природоохранных мероприятиях.

6. СОДРУЖЕСТВО, СОТВОРЧЕСТВО, СОПРИЧАСТНОСТЬ

7. ИНТЕРАКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

5. Результативность
О результативности работы школьного лесничества можно судить по успехам в каждом направлении и видам деятельности. Развитию творческих способностей способствует участие школьников в массовых мероприятиях не только в школе, но и в районе, области, на Всероссийских конкурсах:

- С 20 по 22 августа, в Краснобаковском лесном колледже проходил II региональный слет школьных лесничеств. Наша команда " Святобор" заняла 2-е командное место и 1-е место в личном зачёте.

- VII областная дистанционная олимпиада школьников по экологии 2017 –

Яшков А. – 8а класс - призёр

- VIII областная дистанционная олимпиада школьников по экологии 2018 -

Скобелина В. – 7в класс – 1 место; Мухина М. – 7в класс – 2 место; Кузнецова О. – 6б класс – призёр.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическое состояние окружающей среды ежегодно ухудшается, поэтому наше поколение должно обратить на это особое внимание. Экологические проблемы, а также необходимость их решения проявили совершенно новое направление в образовании - экологическое. Одним из ведущих принципов экологического образования становится принцип непрерывности. Экологическое образование подразумевает не только взаимосвязь процесса обучения и воспитание, но и развитие человека в течение всей его жизни.

Непрерывность и интенсивность развития экологического образования, воспитание экологической культуры уже много лет является актуальной задачей современного общества и рассматривается как одно из важных средств решения глобальных экологических проблем.

В настоящее время стало очевидным, что в решении экологических проблем, ведущую роль играет не только техногенный, но и личностный фактор. В связи с этим становится очевидным необходимость перехода образования от простой трансляции знаний об экологических проблемах к обучению экологическому мышлению и экологически ориентированной деятельности на основе практических занятий, от теоретического описания и объяснения мира – к умениям и конкретным навыкам ответственного, экологически безопасного взаимодействия с природой.

Одной из проверенных временем в России форм вовлеченности учащихся в практическую природоохранную деятельность являются школьные лесничества. Школьное лесничество – это учебное объединение, которое может быть создано на добровольных началах на базе общеобразовательной школы, лесохозяйственного предприятия, комитета по охране природы, учреждения дополнительного образования или иных заинтересованных учреждений с целью повышения уровня экологического воспитания и образования, профессиональной ориентации школьников, подготовки будущих специалистов в лесном хозяйстве.

Работа школьного лесничества посвящена природоохранной деятельности, связанной в основном с лесовосстановлением и профилактикой лесных пожаров. Кроме этого, успешно развиваются эколого-просветительское, творческое и научно-исследовательское направление.

На сегодняшний день в активе деятельности школьного лесничества:

лесопосадка на территории горельника и санитарной рубки близ села Шаманка; совместно с Курумканским лесхозом и лесозаготовителями посажено 14 тысяч саженцев;

лесопосадка на территории горельника и санитарной рубки возле села Сахули, совместно с активистами сельского поселения;

работа по прополке и подготовке саженцев к посадке на лесопитомнике Курумканского лесхоза;

Посадка саженцев на месте лесного пожара в местности Барагхан.

Школьное лесничество занимается не только лесопосадками и работой на питомнике, но и следит за состоянием леса и его восстановлением.

Активной формой работы в этом направлении является проведение различных акции по очистке леса от мусора. Инициаторами таких акций являются члены школьного лесничества. Уборка проводиться в лесном массиве возле школы. Также акции проводятся по инициативе и совместно с сельским поселением, комитетом по молодёжной политике Курумканского района.

Ежегодно весной проводятся агитационные мероприятия по проблеме сохранения лесов от пожара. Они включают в себя не только традиционное развешивание и раздачу листовок, но и беседу с населением. Жители села очень хорошо реагируют на такие беседы с ребятами. Члены лесничества проводят беседы и с учащимися школы.

Летом 2017 года несколько членов школьного лесничества совместно с учащимися дома творчества получили опыт установки феромонных ловушек на насекомых в различных биотопах, в том числе и лесном. Эту работу проводили сотрудники Бурятского научного центра.

Интересную идею по использованию видеоматериала съёмок с помощью фотоловушек предложил Маркелов Сергей, призёр районной олимпиады по экологии, член школьного лесничества. После беседы с работниками лесхоза, он предлагает использовать отснятые материалы на уроках биологии, чтобы учащиеся не по картинкам, а в реальном режиме знакомились с поведением зверей в природе.

Традиционно учащиеся школы изготавливают и развешивают кормушки для птиц. Наши кормушки есть даже на кордонах заповедника, где птиц подкармливают егеря.

Традиционными стали экологические тренинги, проводимые в сентябре во время туристических походов, которые проводятся для новых членов школьного лесничества. На занятиях рассказывается о важности сохранения и восстановления лесов, знакомят с работой школьного лесничества.

Одними из самых любимых стали для детей занятия по тренировке туристических навыков, особенно переправы по верёвке. Кроме этого проводятся тренировки по подъёму в гору, преодолению завалов, переправа через ручьи, спуск с горы, комплектование рюкзака, разжигание и тушение костра. Занятия проводит Балданов Баир Раднаевич, который имеет огромный опыт туристической деятельности. Занятия проводятся по приглашению руководителя школьного лесничества.

Деятельность школьного лесничества была представлена на международном, межрегиональном, всероссийском, республиканском, районном уровнях. Имеются публикации в международном сборнике научно-практических работ учащихся и методическом сборнике, районной и школьной газете.

Детям предоставляется возможность побывать в уникальных местах Баргузинской долины. В ходе проведения экскурсий проводятся беседы о наиболее интересных природных объектах Баргузинской долины, особенностях ее рельефа, речной и озёрной системах, горных хребтах. Во время экскурсий члены школьного лесничества изучают: смену растительного сообщества высотной поясности; особенности растительных сообществ подгольцовой и луговой зоны; последствия лесных пожаров; возобновление лесного массива после вырубки и пожаров; размещение гнездовий птиц; разнообразие растительных сообществ; видовой состав древесных, кустарниковых и травянистых форм растений.

Организация проведения походов предусматривает формирование навыков туристической деятельности: разбивку бивака, установку палатки, обустройство костра, правильное хранение продуктов питания, приготовление пищи на костре, уборку территории, утилизацию мусора. Дети учатся работать в команде, организовывать свой походный быт, быть внимательными к окружающей среде и поддерживать друг друга. Кроме этого, ребята обучаются правилам правильного и безопасного поведения на природе.

По рекомендации РЭБЦУ проект был представлен на Невском экологическом форуме, который проходил под патронажем Совета Федерации и Правительства России. Одна из задач форума – это поддержка действующих детских проектов и распространение их опыта. Сюжет о проекте был снят съемочной группой телекомпании Аригус в мае 2017 года.

По итогам проекта были изданы сборники экологических сказок, сочинены и записаны песни, снят мультфильм, созданы рабочие тетради по экологии, авторами которых стали сами дети. В процессе создания сказок, мультфильмов, исследовательских дневников, песен, мультфильмов все учащиеся осознали проблемы экологии с совершенно неожиданной для себя стороны. Глубокое эмоциональное сопереживание героям сказок, мультфильмов, песен усиливают личную мотивацию детей, заставляют задуматься об экологических проблемах. Дети учатся грамотному отношению к природе, усваивают новые экологические знания, используют собственные творческие и коммуникативные ресурсы. В каждой истории проекта проецируются экологические проблемы, которые ребята считают наиболее важными для них лично.

Проект позволил не только объединить всех учащихся школы в осмыслении экологических проблем, но и способствовал развитию у детей более высокого уровня экологического мышления, переходящего в практическую деятельность, когда проявляются собственные способы нестандартного мышления. Участие в общем деле дало ребятам возможность осознать свою значимость, способствовало развитию умений общения со сверстниками и единомышленниками.

В работе школьного лесничества учитываются возрастные и индивидуальные способности таким образом, чтобы дети получили возможность заняться интересным и увлекательным делом, расширить свои знания в области охраны окружающей среды.

Самая главная ценность школьного лесничества для школы – это то, что оно объединяет ребят разных возрастов в едином деле. Проживая вместе разные события совместной деятельности, ребята учатся правилам поведения в природе, переосмысливают своё отношение к охране окружающей среды. Для самих ребят важна сопричастность к общему делу, а это имеет большое воспитательное значение. Каждому находится дело по душе, у каждого есть возможность проявить себя. Участие в работе школьного лесничества позволяет усилить эффект личностного отношения и ответственности у детей к своему экологическому поведению.

Таким образом, школьные лесничества, вовлекая детей в природоохранную и краеведческую исследовательскую деятельность, прививая конкретные навыки бережного отношения к лесу, играет важную роль в формировании экологического мировоззрения, воспитания экологической культуры и общего развития подрастающего поколения. Восстановление школьных лесничеств, активно функционировавших в начале 2000-х годов и почти исчезнувших к настоящему моменту из-за отсутствия финансирования – одна из важнейших задач в области экологического образования учащихся.


Для сохранения всего биологического разнообразия дикой природы - видов и их генофонда, экосистем, ландшафтов - первостепенное значение имеют крупномасштабные территории, минимально нарушенные хозяйственной деятельностью человека. Именно большие территории, изъятые из хозяйственного освоения, позволяют в долгосрочной перспективе сохранять жизнеспособные популяции подавляющего большинства живых организмов, пространственные связи между компонентами ландшафта и их естественную динамику. В некоторых природных зонах это могут быть совсем неосвоенные и нефрагментированные лесные ландшафты (малонарушенные лесные территории - МЛТ), в других, исторически более освоенных, - территории нарушенные сильнее, но тоже большие и минимально фрагментированные инфраструктурой.

По сути, это означает, что для успешного сохранения биологического разнообразия Земли необходимо изъять из дальнейшего хозяйственного освоения достаточно крупные площади дикой природы, в том числе леса. В основном это не самые удобные с точки зрения хозяйственного использования леса - именно поэтому они и дожили до наших дней в сравнительно диком состоянии. Однако в условиях постоянно растущего населения и неизбежного увеличения спроса на потенциально возобновляемые природные ресурсы, в том числе древесину, изъятие больших диких природных территорий из хозяйственного освоения должно быть чем­-то компенсировано. Возможность такой компенсации предоставляет именно лесное хозяйство. Грамотное использование староосвоенных земель для выращивания хозяйственно ценной древесины позволяет в перспективе получать эту древесину в гораздо большем количестве и обычно более высокого качества, в сравнении с добываемой при освоении последних диких лесов Земли.

Таким образом, интенсивное лесное хозяйство на староосвоенных землях (как лесных, так и выбывших из других видов использования, но вполне пригодных для выращивания леса) - это как раз тот инструмент, который позволяет в длительной перспективе сохранить значительные площади сравнительно диких лесов без образования жесткого дефицита необходимой человечеству древесины.

Альтернативный путь можно было бы найти в сокращении использования древесины. Но древесина - это возобновляемый ресурс, в том числе энергетический. С точки зрения охраны природы и устойчивого развития человеческой цивилизации, основные усилия необходимо сосредоточить на сокращении использования невозобновляемых природных ресурсов, в том числе за счет замены их возобновляемыми. А значит, объем использования древесины в мире неизбежно будет расти, и по природоохранным соображениям тоже. Конечно, от некоторых видов древесины, наиболее проблемных с природоохранной или социальной точки зрения, человечеству придется отказаться (например, от ценной тропической древесины из лесов естественного происхождения), но ограничить объем использования древесины в целом невозможно, кроме того, это было бы и неправильно.

Впрочем, лесное хозяйство имеет большое природоохранное значение не только как альтернатива безудержному освоению последних диких лесов мира. Посмотрим на ситуацию с другой стороны - глазами горожанина, жителя мегаполиса, которого от ближайшей сколько­-нибудь дикой природы могут отделять сотни километров. Для него главное, чтобы лес просто был, сохранялся в длительной перспективе, а не превращался в огороженные и застроенные участки, пустыри или помойки. При этом главной угрозой лесам в окрестностях крупных городов стал катастрофически растущий спрос на землю - любую, в том числе лесную. Этот спрос в обозримом будущем неизбежно будет расти, особенно в периоды социально­-экономического неблагополучия, вынуждающего жителей сельских районов и малых городов искать работу и спасение в крупных городах.

Теперь посмотрим на лес с точки зрения требований пожарной безопасности (которая имеет самое прямое отношение к безопасности окружающей среды вообще). Можно по­-разному относиться к лесным пожарам в дикой тайге, где огонь является одним из древних факторов формирования лесных ландшафтов. Но в освоенных лесах, где огонь конкурирует с человеком за лесные ресурсы, особенно в населенных районах, где задымление ведет к существенному росту смертности, лесные и тем более торфяные пожары - это однозначное зло. Охрана лесов и лесных торфяников от пожаров - важнейшая природоохранная задача, по крайней мере если понимать охрану природы широко, в том числе как сохранение благоприятной для людей окружающей среды. В связи с изменением климата, увеличением продолжительности бесснежных и засушливых периодов значение охраны лесов от пожаров будет только возрастать.

Наверное, можно создать чисто бюджетную систему охраны лесов от пожаров, никак не связанную с прочей хозяйственной деятельностью в лесах. Но эффективность борьбы с лесными пожарами прежде всего определяется тем, насколько хорошо охраняемым предстает лес посетителям, насколько быстро обнаруживаются начинающиеся пожары, как скоро профессиональные и знающие лес люди могут приступить к их тушению. То есть в конечном счете успех борьбы с пожарами по большей части определяется числом людей, работающих в лесу и в той или иной степени профессионально связанных с охраной лесов от пожаров. Содержать достаточное число людей для гарантированной охраны лесов от пожаров за счет бюджета нереально, тем более в большой стране, где основные лесные площади находятся за пределами досягаемости подразделений пожарной охраны, прикрывающих населенные пункты. Можно выстроить бюджетную систему охраны лесов от пожаров в масштабах отдельных регионов (например, Московской области), но не стоит забывать, что уровень финансирования из федерального бюджета переданных этому региону лесных полномочий превышает средний по стране: в пересчете на гектар лесных земель примерно в тридцать раз (и еще непропорционально много добавляется из регионального бюджета). В масштабах всей страны выстроить такую систему исключительно на бюджетные деньги невозможно - это потребовало бы многократного увеличения лесных субвенций. По ряду регионов есть даже судебные решения, подтверждающие многократное недофинансирование системы охраны лесов от пожаров, - вот только денег от этого больше никак не становится.

Единственным выходом является опять же развитие интенсивного лесного хозяйства, которое не только требует работы в лесу большого числа людей, но и способно при грамотной организации обеспечить средства для этой работы (если же оно на это не способно, его и хозяйством назвать нельзя). Конечно, развитие лесного хозяйства не отменяет необходимость существования государственной централизованной системы борьбы с лесными пожарами, в том числе авиационной охраны лесов, федерального резерва сил пожаротушения, но может сократить до разумного минимума, по крайней мере в освоенных лесах, количество лесных пожаров, перерастающих в неконтролируемые чрезвычайные ситуации.

Алексей Ярошенко,
руководитель лесного отдела Гринпис России


Статья рассказывает о лесном хозяйстве России. Указывает на входящие в структуру отрасли дополнительные элементы. Формирует представление о важности лесных лесопарковых угодий в жизни современного человека.

Лесное хозяйство

Важность лесов в жизни стран и народов планеты состоит не только в сырьевом значении. Лес представляет собой базу для климатических процессов Земли. Он служит средой обитания для множества представителей животного мира и является источником кислорода, а также и гарантом водного баланса больших участков суши.

Россия – крупнейшая лесная держава планеты. По обеспеченности лесами она занимает лидирующую позицию в мировом списке, об этом свидетельствуют такие показатели как 22% от общей площади мировых лесов, 1/4 запасов древесины и 2/3 мировых запасов бореальных и умеренных насаждений.

Площадь земель лесного фонда страны составляет около 70% от её территории.

Лесоформирующими породами считаются лиственницы, сосны, берёзы и ели.

которые читают вместе с этой




Лиственница

Рис. 1. Лиственница.

География размещения лесов сейчас диктуется экономическими и демографическими преобразованиями в ходе развития страны.

В средние века Киевская Русь была значительно богаче лесами. Средний показатель лесистости земель равнялся примерно 50%. Пахотные земли составляли всего 8%.

Лесопарковое хозяйство сегодня является, по сути, основным источником кислорода для больших городов и густонаселенных районов страны.
Основной задачей этой хозяйственной отрасли признается воспитание благородных и эстетически подходящих к ландшафту насаждений с последующим рассредоточением их по территории. Все мероприятия осуществляются в строгом соответствии с принципами ландшафтной архитектуры.

Образец современной ландшафтной архитектуры в условиях города

Рис. 2. Образец современной ландшафтной архитектуры в условиях города.

Кроме перечисленного комплекса мер применяются и практики оздоровления уже имеющихся площадок с насаждениями. В условиях города высаживаются окультуренные и приспособленные растения, которые не требуют постоянного ухода.

Деятельность лесного хозяйства

Значимое место в лесной отрасли занимает лесное хозяйство. Функционал лесного хозяйства состоит из мероприятий по охране лесов, в которые включены следующие обязательные пункты:

  • контроль за лесопользованием;
  • восстановление лесов;
  • лесоразведение.

С принятием нового Лесного кодекса в 2015 году, назначение органов лесного хозяйства было реформировано, что сократило функции лесничеств в области контроля за лесопользователями. Лесопользование стало носить долгосрочный характер с возможностью аренды лесных участков. Но и пользователи при таких условиях обязаны рационально вести разработку лесных ресурсов с перспективой их восстановления.


Рис. 3. Восстановленный лесной участок.

Протекция лесных угодий, как и прежде, находиться в ведении лесничеств. Это регламентировано ещё Петровскими указами, которые были написаны для Лесного департамента.

Сегодня основная часть экологических правонарушений часто классифицируется как преступление против государства.

Охрана лесных территорий является основной задачей в сфере экологической политики страны.

Что мы узнали?

Выяснили, что значимость леса состоит не только в обеспечении потребностей государства в древесине. Узнали, какие меры предпринимаются для озеленения и насыщения кислородом больших городов. Получили историческую справку относительно того, какой процент территорий был покрыт лесами в средние века. Узнали, какие факторы оказывают влияние на зеленые насаждения в современном обществе.


В 1998 году Россия праздновала 200 лет Лесному департаменту. Указ императора Павла I учредил этот департамент дабы избежать варварской вырубки лесов, которые к тому времени зримо сократились по причине крупных государственных работ начатых еще Петром I. Лесозаготовки являются старейшей отраслью России. Забота о корабельных рощах заставила задуматься и о сохранении лесов в целом по империи. С тех пор законы по сохранению и приумножению лесов менялись не единожды.

Важность лесов для жизни стран и народов заключается не только в их сырьевом значении. Лес, как природный комплекс, является основой для многих климатических процессов в мире, местом обитания множества зверей и птиц, основой существования многих народностей, источником кислорода и гарантией водного баланса обширных территорий.

Лесопользование в России


Россия имеет самые большие площади покрытые лесами. На сегодняшний день лесной фонд РФ составляет порядка 800 000 га, причём на долю наиболее ценных лесных массивов хвойных пород приходится более половины площадей. Лесные законы во все времена декларировали принцип рационального, непрерывного и неистощимого лесопользования.


Развитие лесной промышленности, эксплуатация лесов, деревообработки всегда были одним из важнейших сегментов экономики страны. Традиционно в отрасль лесопользования входят лесозаготовки, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность, лесохимическое производство. Только это перечисление даёт понимание важности лесной отрасли для любой экономики. Ключевыми являются лесозаготовки. До принятия нового Лесного Кодекса, по состоянию на 2015 год, по объёму лесозаготовок Россия занимала 5 место в мире, уступая Канаде, Китаю, Индии и Бразилии, которые также имеют обширные площади лесов. Объём заготовки древесины превышал 200 млн м3.

Лесная промышленность России


Во время существования Советского Союза проводилось активное освоение лесных богатств Сибири и Дальнего Востока. Обширные лесные территории разрабатывались методом концентрированных рубок, площадь лесосек при которых могла достигать 500 га. Такие рубки давали возможность разработки крупных массивов и получения больших объёмов древесины, необходимой для восстановления народного хозяйства в послевоенные годы и развития страны в дальнейшем. Древесина требовалась в строительстве, топливно-энергетическом хозяйстве, судостроении, для производства бумаги и письменных принадлежностей.

Постепенно с развитием химических производств и оскудения сырьевой базы лесозаготовительных предприятий, упор был сделан на узколесосечные рубки, на метод постепенных и выборочных рубок. В данное время во многих регионах запрещены полностью рубки ценных древесных пород, ограничено применение сплошных рубок, сделан упор на методы рубок обеспечивающие естественное лесовосстановление.


Лесохозяйство России состоит из порядка двадцати отраслей, главные из которых:

Лесозаготовительный комплекс, крупная отрасль которого находится на Дальнем Востоке, а также на Европейском севере РФ, Урале и в регионах Восточной Сибири.

Деревообрабатывающая, крупная отрасль, задача которой обработка древесины, заготовка пиломатериалов: фанеры, дсп, листов из древесно-стружечных отходов, а также производство деревянных конструкций и мебели.

Целлюлозно-бумажная отрасль, основа которой производство бумажных материалов, чаще всего из хвойных пород дерева. Сосредоточены на Карельской, Волго-Вятской и Уральской областях.

Лесохимическая отрасль, изготавляющая синтетическую продукцию на основе отходов деревообрабатывающих комплексов: синтетические волокна, целлюлозно-бумажные заготовки, пластик, пластмассы, целлофан, линолиумы и прочее.

Охрана лесных ресурсов в России


Большую роль в лесной отрасли традиционно играет Лесное Хозяйство. Это отрасль, занимающаяся охраной лесов, контролем за лесопользованием, лесовосстановлением и лесоразведением. С принятием нового Лесного кодекса 2015 года, структура органов лесного хозяйства была изменена, функции лесничеств в области контроля за лесопользователями были сильно сокращены. Само лесопользование было переведено на долгосрочную основу с арендой лесных участков с обязанностью пользователей рациональной разработки лесных ресурсов и их восстановления.


Тем не менее, охрана лесных угодий продолжает находиться на плечах лесничеств неизменно в лучших традициях Лесного департамента, заложенных ещё Петровскими указами. Охрана лесов от пожаров, постоянный мониторинг, фито и санитарный контроль, лесоустроительные работы.

Читайте также: