Доклад о психологических особенностях жизнедеятельности семей воспитывающих детей с овз

Обновлено: 04.07.2024

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коротаева Анастасия Игоревна

В процессе исследования осуществлена попытка выявления особенностей эмоционального, поведенческого и мотивационного компонентов отношения родителей к ребенку с ограниченными возможностями здоровья и семей с детьми в норме; возможности их положительной динамики. Кроме того, проанализированы содержание родительских позиций (когнитивный, эмоциональный и поведенческий компонент) в семьях с детьми с нормальным развитием и семьями с детьми с ОВЗ.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Коротаева Анастасия Игоревна

Развитие коммуникативной компетентности младших подростков в условиях реализации ФГОС второго поколения

Оптимизация личностного потенциала родителей как аспект сопровождения семей с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной среде: современные теоретические предпосылки исследования

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF FAMILIES RAISING CHILDREN WITH DISABILITIES

In the course of the research, an attempt was made to identify the features of the emotional, behavioral and motivational components of the attitude of parents to a child with disabilities and families with children in the norm; the possibility of their positive dynamics. In addition, the content of parenting positions (cognitive, emotional and behavioral components) in families with children with normal development and families with children with disabilities has been analyzed.

сохранения безопасности и здоровья участников образования. В этой связи, исследователи обращают внимание на необходимость развития психологических служб в образовательных учреждениях всех уровней, которые должны осуществлять профилактику и поддержку психологического здоровья субъектов образования.

1. Ананьев В.А. Концептуальные основы психологии здоровья. - СПб.: Речь, 2006. 384 с.

3. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 528 с.

4. Гаязова Л.А. Обеспечение комплексной безопасности образовательной среды и ее психологическое сопровождение // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. № 142. - 33 с.

5. Дубровина И.В. Практическая психология образования: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.

7. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.

8. Караваев Ф.Ф. Психологическое здоровье и здоровьесберегающие технологии в образовании [Электронный ресурс] URL: file:///C:/Users/Mvideo/Downloads/psihologicheskoe-zdorovie-izdoroviesberegayuschie-tehnologii-v-obrazovanii.pdf (дата обращения 29.07.2020).

10. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.

11. Марчук, Н.Ю. Социально-профессиональные риски в образовательной среде / Н.Ю. Марчук, И.В. Пестова // Управление рисками, влияющими на уровень социальной безопасности детства: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2015. - С. 41-47.

12. Марчук Н.Ю. Особенности профессионально-личностной направленности педагога // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2011. № 6. - С. 60-72.

13. Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимова О.А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. -М., 2005.

14. Секач М.Ф. Психология здоровья. - М., 2003.

15. Слободчиков В.И., Исаев Е.В. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. 1998. № 6. - С. 3-17.

16. Сыманюк Э.Э. Профессиональные деструкции педагога: методология, теория и практика. -Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 2007. 307 с.

17. Шувалов А. Психологическое здоровье человека // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 4 (15). - С. 87-101.

кандидат психологических наук, доцент Коротаева Анастасия Игоревна

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В процессе исследования осуществлена попытка выявления особенностей эмоционального, поведенческого и мотивационного компонентов отношения родителей к ребенку с ограниченными возможностями здоровья и семей с детьми в норме; возможности их положительной динамики. Кроме того, проанализированы содержание родительских позиций (когнитивный, эмоциональный и поведенческий компонент) в семьях с детьми с нормальным развитием и семьями с детьми с ОВЗ.

Ключевые слова: семья, психологический тип родителя, ценностные ориентации личности, дети с ОВЗ. Annotation. Abstract In the course of the research, an attempt was made to identify the features of the emotional, behavioral and motivational components of the attitude of parents to a child with disabilities and families with children in the norm; the possibility of their positive dynamics. In addition, the content of parenting positions (cognitive, emotional and behavioral components) in families with children with normal development and families with children with disabilities has been analyzed.

Keywords: family, psychological type of parent, value orientations of personality, children with disabilities.

Введение. Появление ребенка в семье - всегда важнейшее событие. Ситуация меняется с рождением ребенка с отклонениями в развитии. Проблема детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ рассмотрена во многих исследованиях. Так, В.В. Ткачева [9] исследует проблему содержания материнской и отцовской позиции в семьях с ребенком ОВЗ. Кроме того, она предлагает психокоррекционные программы, помогающие родителям в таких семьях снизить фрустрацию собственных потребностей и выработать эффективную стратегию взаимодействия со всеми членами семьи. Г.Г. Филиппова [10] рассматривает материнство как психологическую реальность, в которой есть структура и содержание особенностей отношения с ребенком. И.Ю. Левченко [6] изучает проблемы социальной

реабилитации лиц с нарушенным путем развития, возможности комплексной поддержки лиц с ОВЗ. Е.Р. Ярская-Смирнова [11] рассматривает проблемы социального конструирования инвалидности, вопросы неравенства. Д.Н. Исаев [1] представляет в работах этиологию и патогенез нарушенного развития, современные методы многосторонней диагностики личности ребенка. Г. Крайг, Д. Бокум [4] проводят сравнительный анализ развития семей с нормально развивающимися детьми и детьми с ОВЗ. Несмотря на широкий круг источников, можно отметить, что компоненты психолого-педагогических особенностей подобных семей остаются малоизученными, что и определяет актуальность работы.

Изложение основного материала статьи. Особенности родительской позиции и воспитания определяются наличием патологии в развитии у ребенка. Наличие в семье ребенка с ОВЗ снижает потребность в самореализации и ориентацию на достижения, что приводит к уменьшению социальной и профессиональной активности членов семьи.

Методическое обеспечение исследования было осуществлено с помощью следующих методик.

• Методика PARI (Parental Attitude Research Instrument) Е.С. Шефер и Р.К. Белл;

• Сокращенный многофакторный опросник для исследования личности (СМОЛ);

• Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова);

Выборку составили 2 группы:

• II группа - 20 родителей здоровых детей.

Результаты исследования личностных особенностей родителей детей с особыми образовательными потребностями позволяют выделить тревожность (60%), пессимистичность (42%), индивидуалистичность (30%), эмоциональную лабильность (25%) и импульсивность (20%) как ведущие личностные детерминанты.

В среде родителей, воспитывающих здоровых детей, нам так же удалось выделить основные типы личностных особенностей, а именно тревожность (30%), индивидуализм (23%) и эмоциональная лабильность (18%) детерминанты.

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья является одной из основных задач ФГОС.

Когда речь заходит о семье, имеющей ребенка с ОВЗ, решение данной задачи становится наиболее актуальной.

Психологические характеристики семьи с психически и соматически больным ребенком

Выделим основные характеристики такой семьи

Семья с больным ребенком может рассматриваться как проблемная при нарушениях отношений между здоровым и больным ребенком, вызванных рядом ограничений жизнедеятельности и эмоциональным непринятием дефекта..

Например, ребенок, имеющий, брата или сестру инвалидов, неизбежно сталкивается со следующими проблемами:

* уменьшается интенсивность его контактов со сверстниками на своей территории, так как ребенок, стыдясь внешнего вида и поведения инвалида, не приглашает в гости друзей, стремится реже бывать дома;

*из-за болезни другого ограничивается общая (физическая и психическая) активность ребенка внутри семейного пространства;

Семья с больным ребенком становится проблемной (в первую очередь для ребенка) в зависимости от отношения родителей к ребенку, имеющего дефект психологического или соматического характера. Тип отношения к дефекту во многом усиливает либо, напротив, ослабляет компенсаторные возможности ребенка, успешность его адаптации и развития.

Традиционно выделяются несколько типов реакции родителей и соот-ветствующих им стратегий поведения.

1. Принятие ребенка и его дефекта

Родитель принимает дефект своего ребенка, объективно его

2. Реакция отрицания

Отрицается, что у ребенка имеется дефект, что ребенок аномальный, что его дефект оказывает воздействие на эмоциональное состояние родителей. Планы относительно образования и профессии ребенка свидетельствуют о том, что никакие ограничения не принимаются и не признаются. Ребенка воспитывают в духе честолюбия, родители настаивают на высокой успешности его деятельности. У самого ребенка, вероятнее всего, могут происходить срыв адаптации и истощение психоэмоциональных компенсаторных ресурсов, что приводит к ухудшению его состояния. У родителей наступают разочарование и отвержение ребенка вследствие нереализованности их родительских амбиций.

3. Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки

Родителей переполняет чувство жалости и сочувствия, они защищают ребенка от всех опасностей. Мать проявляет чрезмерную любовь, родители стараются все сделать для ребенка и за него, поэтому он может долго, а иногда всю жизнь находиться на инфантильном уровне. У него формируются пассивность, несамостоятельность, психическая и социальная незрелость. Ребенок лишается возможности развивать сохранные психические процессы и компенсировать дефект, что затрудняет его дальнейшее обучение и общую адаптацию.

4. Скрытое отречение

Дефект считается позором. Отрицательное отношение и отвращение к ребенку скрываются за чрезмерно внешне заботливым, предупредительным, внимательным поведением. Скрытое эмоциональное отвержение ребенка родителями компенсируется педантичным формальным выполнением функциональных родительских обязанностей. Эмоциональная холодность родителей травмирует ребенка, снижая его самооценку, деформирует развитие эмоциональной сферы личности.

5. Открытое отречение, отвержение ребенка

описывающую типичную ситуацию в семье с появлением больного ребенка. В результате этих изменений семья как малая группа делится на три слоя, окружающих больного человека.

Первый слой (внутренний). В него входят сам больной и один из членов семьи, берущий на себя заботу о больном. Чаще всего таким главным опекуном становится мать, привычная жизнь которой полностью меняется и переключается на удовлетворение потребностей больного. Через этого человека больной связан с внешним миром.

Второй слой (внутрисемейный>. Этот слой образуют другие члены семьи, в меньшей степени задействованные в уходе и опеке. У представителей второго слоя в связи с появлением в семье хронического больного может появиться стремление найти более важные дела, чтобы отгородиться от контактов с больным (например, начать усиленно заниматься профессиональной карьерой и т. п.). Между ними и главным опекуном может нарастать отчуждение, что приводит к разрушению былой семейной сплоченности.

Третий слой (наружный). К нему относятся близкие и дальние родственники этой семьи. Они могут интересоваться самочувствием и состоянием дел больного, не вступая с ним в постоянный контакт. Представители третьего слоя пытаются предлагать свои способы лечения больного, порою наивные и неадекватные. Они часто начинают обвинять главного опекуна в неправильном поведении и методах воспитания, которые, по их мнению, и явились причиной болезни. Обвиняя главного опекуна, они тем самым маскируют свою беспомощность перед сложившейся ситуацией.

Их действия могут разрушать внутрисемейные отношения за счет усиления чувства вины представителей первого и второго слоев.

Жизненный цикл семьи, имеющей ребенка с ОВЗ

Проживание событийного ряда жизненного цикла в семьях с ребенком с ОВЗ имеет свою специфику. Речь идет о том, что эмоциональная жизнь семей, в которых рождается ребенок с отклонениями в развитии), по сравнению с обычной семьей, характеризуется переживанием ряда специфических этапов ('фаз),

трансформируются в негативизм и отрицание поставленного диагноза.

адекватные эмоциональные контакты со специалистами. Показателями адаптации являются следующие признаки: уменьшение переживания печали; усиление интереса к окружающему миру; появление готовности активного решения проблемы с ориентацией на будущее.

Психологами выделяют три уровня качественных изменений, имеющих место в семьях данной категории: психологический, социальный, соматический.

Психологический уровень.

• сложившийся стиль внутрисемейных взаимоотношений;

• система отношений членов семьи с окружающим социумом;

• особенности миропонимания и ценностных ориентаций каждого из родителей больного ребенка.

Все надежды и ожидания членов семьи в связи с будущим ребенка оказываются тщетными и рушатся в один миг, а осмысление происшедшего и обретение новых жизненных ценностей растягивается порой на длительный период. На наш взгляд, это может быть обусловлено многими причинами, среди которых:

• психологические особенности личностей самих родителей, их способность принять или не принять больного ребенка;

• наличие комплекса расстройств, характеризующих ту или иную аномалию развития, степень их выраженности;

• отсутствие положительно поддерживающего воздействия социума в контактах с семьей, воспитывающей аномального ребенка.

Распределение обязанностей между мужем и женой, отцом и матерью в большинстве российских семей носит традиционный характер. Проблемы, связанные с внутренним состоянием и обеспечением жизнедеятельности семьи (хозяйственные, бытовые), а также с воспитанием и обучением детей, в том числе и с отклонениями в развитии, в основном ложатся на женщину. Мужчина — отец больного ребенка — обеспечивает в первую очередь экономическую базу семьи. Он не оставляет и не изменяет профиль своей работы из-за рождения больного ребенка и, таким образом, не исключается, как мать ребенка, из привычных социальных отношений. Его жизненный стереотип, согласно нашим наблюдениям, не столь сильно подвергается

изменениям, так как бóльшую часть времени он проводит в той же социальной среде (на работе, с друзьями и т. д.). Отец больного ребенка меньше, чем мать, проводит с ним времени в силу занятости на работе и в соответствии с традиционным пониманием этой семейной обязанности. Поэтому его психика не подвергается патогенному воздействию столь же интенсивно, как психика матери больного ребенка. Приведенные характеристики, как правило, являются наиболее распространенными. Но, безусловно, есть и исключения из правил.

самооценка, что проявляется в потере вкуса к жизни, перспектив профессиональной карьеры, невозможности реализации собственных творческих планов, потере интереса к себе как к женщине и личности.

Депрессивные переживания могут трансформироваться в невротическое развитие личности и существенно нарушить ее социальную адаптацию.

Социальный уровень

После рождения ребенка с проблемами в развитии его семья, в силу возникающих многочисленных трудностей, становится малообщительной и избирательной в контактах. Она сужает круг знакомых и даже родственников по причине характерных особенностей состояния и развития больного ребенка, а также из-за личностных установок самих родителей (страха, стыда).

Это испытание оказывает также деформирующее воздействие на
взаимоотношения между родителями больного ребенка. Одним из самых
печальных проявлений, характеризующих состояние семьи после рождения
ребенка с отклонениями в развитии, является развод. Не всегда внешней
причиной развода называется больной ребенок. Чаще всего родители детей,
объясняя причину разрыва семейных отношений, ссылаются на

испортившийся характер супруги (или супруга), отсутствие

взаимопонимания в семье, частые ссоры и, как следствие, охлаждение чувств.

Тем не менее объективным стрессором, фрустрирующим психику членов семьи, является сам факт рождения больного ребенка и состояние его здоровья в последующий период. ( пример о разнице в женской и мужской психологии).Неполные семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, по нашим данным, составляют от 30 до 40%.

В силу этой причины (одиночества матерей, воспитывающих детей
с отклонениями в развитии), а также и других, среди которых могут быть и
генетические (правомерный страх родителей перед рождением еще одного
аномального ребенка), некоторые семьи отказываются от рождения других
детей. В таких семьях ребенок-инвалид является единственным.

Есть семьи, в которых воспитывается еще один или два здоровых
ребенка. В таких семьях имеется больше
благоприятных возможностей для нормализации психологического

состояния родителей по сравнению с объективными возможностями
родителей, воспитывающих единственного ребенка-инвалида.

Однако часть матерей в силу сложившихся обстоятельств после рождения больного ребенка вынуждены изменять профиль своей работы или же вообще оставить ее. Уход женщины с любимой работы не только лишает ее заработка, но и изменяет ее социальный статус, ставит в зависимое положение от мужа, от семьи. Таким образом, в лице матери больного ребенка общество теряет квалифицированного специалиста в связи с невозможностью для нее продолжать работу по избранной до рождения ребенка специальности.

Заслуживает внимания также тенденция, проявившаяся у отдельных матерей, воспитывающих детей с множественными и выраженными дефектами развития. В связи с тем что проблема воспитания и обучения такого ребенка лишь частично обеспечивается системой государственного образования, отдельные матери находят в себе силы и возможности для получения специального образования и использования новых знаний для развития и обучения как своего ребенка, так и других детей.

Длительное изучение проблем, возникающих в семьях воспитанников
специальных учреждений, и наблюдение за их разрешением позволяют
выделить еще одну особенность, характеризующую социальную позицию
значительной части родителей в отношении воспитания, развития и
преодоления проблем больного ребенка. Эту позицию можно назвать
иждивенческой или безынициативной. Родители считают, что преодолением
проблем их ребенка должны заниматься специалисты и сотрудники
учреждений, в которых их дети воспитываются, обучаются или

продолжительно лечатся и живут.

Соматический уровень

Стресс, возникший в результате комплекса необратимых психических расстройств у ребенка, может вызывать различные заболевания у его матери, являясь как бы пусковым механизмом этого процесса. Возникает патологическая цепочка: недуг ребенка вызывает психогенный стресс у его матери, который в той или иной степени провоцирует возникновение у нее соматических или психических заболеваний. Таким образом, заболевание

ребенка, его психическое состояние может являться психогенным и для родителей, в первую очередь матерей.

Согласно литературным данным (В. А. Вишневский, 1985, 1987; М. М. Кабанов, 1978; B. B. Ковалев, 1979, 1982; Р. Ф. Майрамян, 1974, 1976; В. Н. Мясищев, 1960) и нашим наблюдениям, соматические заболевания у родителей больных детей имеют следующие особенности. Матери больных детей жалуются на колебания артериального давления, бессонницу, частые и сильные головные боли, нарушения терморегуляции. Чем старше становится ребенок, т. е. чем длительнее психопатогенная ситуация, тем в большей степени у некоторой части матерей проявляются нарушения здоровья. Возникают: расстройства менструального цикла и ранний климакс; частые простуды и аллергия; сердечно-сосудистые и эндокринные заболевания; выраженное или тотальное поседение; проблемы, связанные с желудочно-кишечным трактом (Р. Ф. Майрамян, 1976). Наши наблюдения свидетельствуют о том, что матери больных детей часто жалуются на общую усталость, отсутствие сил, а также отмечают состояние общей депрессии и тоски.

Особо значимым в данном контексте является воздействие на отдельных матерей повторных психотравм, уже не связанных непосредственно с состоянием здоровья и особенностями развития их ребенка. К таким травмам могут относиться как достаточно легкие — конфликты в транспорте или в магазине, конфликт с начальством, увольнение с работы, ссора с родственниками, страх перед исключением ребенка из учебного учреждения по причине неуспеваемости, так и более тяжелые — уход мужа в другую семью, развод, смерть близкого человека. Новая травмирующая ситуация оценивается такими родительницами как более тяжелая, длительная и глубокая. Они как бы принимают от жизни удар за ударом, и каждый новый травмирующий их психику стресс низвергает их все ниже и ниже.

Однако, по мере взросления больных детей переживания их матерей могут несколько сглаживаться.

Все эти знания необходимы при проведении консультаций семьи, имеющей ребенка с ОВЗ.

· Консультативная деятельность психолога ДОУ начинается после того, как процесс психологических изменений семьи уже запущен (родители прошли процедуру ПМПК, знают все диагнозы ребенка).

· У родителей существует значительное количество проблем, связанных с ребенком.

· Основной работой , помимо выработки стратегий воспитания и обучения ребенка, является работа с чувством вины и стыда у родителей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Национальная доктрина образования в Российской Федерации нацеливает педагогов на индивидуализацию образования, личностно-ориентированное обучение и воспитание.

В России ежегодно увеличивается количество детей-инвалидов. Дети с ограниченными возможностями обучаются в общеобразовательных учреждениях, и при этом большая их часть не готова соответствовать предъявляемым требованиям и быть успешными в образовательном процессе.

Специфика состояния психического здоровья у детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуется в первую очередь недоразвитием высших корковых функций, инертностью психических процессов, недоразвитием познавательной деятельности при дефиците абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения.

Доминирующим стилем воспитания в семьях, в которых растут дети с ограниченными возможностями здоровья, является гиперопека. Этот тип взаимоотношений проявляется в чрезмерной родительской заботе о ребенке, в необычайной ему преданности.

Детям с нарушением зрения свойственна меньшая познавательная активность. Проблема социализации в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей с недостатками зрения является определяющей в их реабилитации. Именно отсутствие таких качеств, как самостоятельность в передвижении и самообслуживании, несформированность навыков общения приводит к дезадаптации детей с нарушениями зрения, выявляет их неприспособленность к самостоятельной жизни в обществе.

Семья с больным ребенком становится проблемной (в первую очередь для ребенка) в зависимости от отношения родителей к ребенку, имеющего дефект психологического или соматического характера.

Выделяются несколько типов реакции родителей и соответствующих им стратегий поведения:

1. Принятие ребенка и его дефекта. Родитель принимает дефект своего ребенка, объективно его воспринимает, адекватно оценивает и проявляет настоящую преданность ребенку. Такой тип поведения обеспечивает наиболее эффективную адаптацию ребенка во внешней среде.

2. Реакция отрицания. Отрицается, что у ребенка имеется дефект, что ребенок аномальный, что его дефект оказывает воздействие на эмоциональное состояние родителей. Ребенка воспитывают в духе честолюбия, родители настаивают на высокой успешности его деятельности. У ребенка могут происходить срыв адаптации и истощение психоэмоциональных компенсаторных ресурсов.

3. Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки. Родителей переполняет чувство жалости и сочувствия, они защищают ребенка от всех опасностей. Мать проявляет чрезмерную любовь. Ребёнок может долго, а иногда всю жизнь находиться на инфантильном уровне. У него формируются пассивность, несамостоятельность, психическая и социальная незрелость.

4. Скрытое отречение. Дефект считается позором. Отрицательное отношение и отвращение к ребенку скрываются за чрезмерно внешне заботливым, предупредительным, внимательным поведением. Эмоциональная холодность родителей травмирует ребенка, снижая его самооценку.

5. Открытое отречение, отвержение ребенка. Ребенок с дефектом открыто принимается с отвращением, и родитель полностью осознает свои враждебные чувства к нему. Следует отметить, что появление в семье больного всегда изменяет сложившуюся структуру семейных отношений.

Родительская модель ОТЕЦ-МАТЬ - образуется модель отношений: мать – больной с ОВЗ; отец отдаляется и объединяется со здоровым ребёнком;

Детская система ЗДОРОВЫЙ РЕБЁНОК-БОЛЬНОЙ РЕБЁНОК - каждый родитель объединяется только с одним ребёнком, дети друг с другом не контактируют, часто здоровый ребёнок стыдится больного и не поддерживают никаких с ним отношений.

Семья не является чем-то статичным, с течением времени она меняется. В семье происходят различные циклы жизненного развития. Только преодолевая трудности, семья может успешно развиваться дальше и становиться все более высокоорганизованной и сплочённой.

Развитие обычной семьи разделяется на следующие циклы: брак, рождение детей, поступление в школу, подростковый возраст, выход в жизнь подросших детей, постродительский период (стадия пустого гнезда, старение).

Распределение обязанностей между мужем и женой, отцом и матерью в большинстве российских семей носит традиционный характер. Мужчина обеспечивает экономическую базу семьи. Его жизнь не подвергается большим изменениям. Больше происходит воздействие стресса на женщину. У матерей часто наблюдаются истерики, депрессивные состояния. Это испытание оказывает также деформирующее воздействие на взаимоотношения между родителями больного ребенка. Довольно часто это заканчивается разводом семьи. Неполные семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, составляют от 30 до 40%.

У детей с психофизическими нарушениями конституциональные особенности усиливаются из-за наличия дефекта. У слепых в личностном общении доминирует неуверенность, робость, тревога. Лишь у некоторых детей формируются гармоничные и адекватные отношения с близкими лицами.

У всех детей с отклонениями в развитии наблюдаются девиации в личностном развитии, по причине использования родителями неправильные модели воспитания.

Нужно стремиться привлекать семью в жизнь группы, в общение с другими членами коллектива группы, детского сада. В процессе общения будет происходить обмен мнений, информаций, родительским опытом. Родители, принимая участие в различных мероприятиях, видят положительный опыт успешной интеграции других детей в социум, их умение свободно и безбоязненно передвигаться в пространстве. Всё это будет побуждать стремиться в воспитании их детей применять успешный опыт и приёмы по воспитанию самостоятельности и ответственности детей.

Между событиями существует расстояние, которое называют стадией или фазой. В каждой стадии цикла можно выделить задачи развития семьи. Задачи развития - это требования, предъявляемые обществом, которые семья должна соблюдать для её успешного развития и становления. Цикл, как правило, состоит из семи стадий, в каждой, из которой вид жизнедеятельности семьи относительно стабилен: вступление в брак, рождение детей, забота о них, постродительский период (стадия пустевшего гнезда), осознание и принятие старости. Жизненный цикл в семьях с ребенком с ОВЗ имеет свою специфику. Эмоциональная жизнь семей, в которых рождается ребенок с отклонениями в развитии, по сравнению с семьей, воспитывающей ребенка с нормативным развитием, характеризуется переживанием ряда специфических фаз:

Итак, тип и характер воспитания влияет на формирование личности ребенка. Так, воспитание, характеризующееся теплыми отношениями, при сильном ограничении свободы формирует у ребенка такие черты личности, как зависимость, подчиняемость. Сочетание жесткого контроля с малой степенью принятия особенных детей формирует застенчивость, слабое принятие роли взрослого.

Неприятие и безграничная свобода ведут к формированию асоциальных типов поведения. Теплые же отношения в сочетании с достаточной свободой обусловливают активность, социальную адекватность, дружелюбие. Таким образом, мы видим, что существует тесная связь между неадекватными формами воспитания в семье и развитием психологических и эмоциональных расстройств у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задача специалистов, которые работают с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ, состоит в коррекции последствий дисгармоничного воспитания ребенка и оказании помощи родителям по его оптимизации.

Параметры семьи: структурные, динамические, исторические

Описать семью как систему можно с помощью параметров семейной системы. Они разделяются на три отдельных кластера:

Структурные, процессуальные и исторические параметры. Каждый из кластеров позволяет описать важные аспекты функционирования семейной системы через ряд показателей, которые и являются единицами анализа семьи.

Процессуальные параметры объединяют показатели семейной системы, выявляемые при горизонтальном срезе семьи:

Исторические параметры – объединяют показатели семейной системы, выявляемые при вертикальном срезе семьи.

Рассмотрение семьи как системы, способность ее проанализировать и описать с помощью семенных параметров дает возможность более глубоко понять истоки собственных семейных проблем и способов их разрешения.

Задачи разных этапов жизненного цикла семьи

Вообще, в этот период молодой супружеской паре надо провести огромное количество переговоров и установить множество соглашений по самым разным вопросам (от ценностей до привычек).

Во-первых, следует принять изменения в интенсивности чувств, установить психологическую и пространственную дистанции с генетическими семьями, приобрести опыт взаимодействия в решении вопросов организации повседневного быта семьи, принять и провести первичное согласование супружеских (семейных) социальных ролей.

Во-вторых, предстоит решить вопрос о материальном обеспечении и финансовой поддержке семьи: кто будет зарабатывать деньги, к какому слою общества семья будет относиться.

В-третьих, необходимо создать интимность во взаимоотношениях, которая может сопровождаться появлением сексуальных проблем вследствие неопытности, разницы в воспитании, уровне желаний и т. д. На этой стадии необходимо также учитывать вопросы карьеры каждого из супругов, обсудить возможность рождения первого ребенка и решить, сколько детей планируется в семье. Может оказаться, что кто-то из супругов бесплоден, и тогда появятся новые вопросы: брать или не брать приемного ребенка на воспитание, либо стоит развестись и попытаться создать другую семью.

Молодая семья с маленькими детьми

Ряд важных вопросов на этой стадии связан с тем, кто будет ухаживать за ребенком. Появляются новые роли матери и отца; их родители становятся бабушками и дедушками (прабабушками и прадедушками).

Семья с детьми-школьниками (семья среднего возраста

Время поступления ребенка в школу часто сопровождается наступлением кризиса в семье. Конфликт между родителями становится более явным, так как продукт их воспитательной деятельности оказывается объектом всеобщего обозрения. Они впервые переживают тот факт, что ребенок когда-то вырастет и покинет дом, а они останутся наедине друг с другом. Среднее поколение супругов-родителей вступает в кризис середины жизни, требующий переосмысления жизненного пути и подведения итогов. Наконец, младшее поколение – подростки – заявляет права на признание их нового статуса – статуса взрослого, что с необходимостью приводит к перестройке системы детско-родительских отношений. Пересечение трех возрастных кризисов – пожилого возраста (для прародителей), середины жизни (для родителей) и подросткового (для детей), – переживаемых тремя поколениями расширенной семьи, создает особую уязвимость семейной системы на данной стадии жизненного цикла. Именно на этой стадии наблюдается максимальная тревожность членов семьи, переживание чувства утраты безопасности, незащищенность.

Возможны некоторые проблемы, связанные со школьной жизнью ребенка, – решается вопрос об интеллектуальной полноценности отстающего в учебе сына или дочери (тогда придется перевести ребенка в специальную школу или организовать индивидуальное обучение на дому); могут быть проблемы с отклонениями в поведении.

На этой стадии родители решают вопрос всестороннего развития ребенка (одновременные занятия спортом, музыкой, иностранным языком) или выбора занятия по интересам и склонностям. Наряду с этим приучают ребенка (подростка) к домашним обязанностям, их распределению, совмещению с учебой. Возможен перевод в другую школу (либо в связи с переездом, либо для углубленного изучения какого-либо учебного предмета). Даже при достижении детьми подросткового возраста родители по-прежнему опекают их, не доверяя им самостоятельно принимать решения и не обращая внимания на то, что подростки ищут свободы и стремятся к самореализации.

В этот период родители все еще много времени и сил уделяют собственной карьере, поэтому духовному и душевному миру ребенка уделяется мало внимания. Иногда ради интересов ребенка родители жертвуют своими собственными (в том числе профессиональными). Тогда в более позднем возрасте родители могут высказать обвинение ребенку в том, что он помешал их карьере. Пожилые родители склонны перекладывать на ребенка свои проблемы, их жизненный пессимизм может передаваться и подростку.

Основная психологическая характеристика семьи на данной стадии жизненного цикла – совпадение или значительное пересечение кризисных возрастных стадий каждого поколения семейной системы. Старшее поколение прародителей сталкивается с необходимостью прекращения активной производственной и социальной деятельности (выход на пенсию) и перестройки образа жизни в связи с возникновением проблем утраты физических сил и возможностей.

Семья зрелого возраста, которую покидают дети .

Обычно эта фаза развития семьи соответствует кризису середины жизни супругов. Часто в этот период жизни муж осознает, что выше по карьерной лестнице ему уже не подняться, а в юности мечталось совершенно о другом. Это разочарование может выплескиваться на всю семью и особенно на жену. Еще одна проблема – вынужденное проживание молодых с родителями. Появляются внуки, и встает вопрос о том, что бабушка должна оставить работу. Однако сделать это сложно, так как современным бабушкам часто бывает далеко до выхода на пенсию по возрасту.Один из распространенных конфликтов состоит в том, что когда мужчина достигает среднего возраста и приобретает высокий социальный статус, он становится более привлекательным для молодых женщин, в то время как его жена, для которой физическая привлекательность гораздо более важна, чувствует, что стала менее интересной для мужчин. Дети все реже бывают дома, и оказывается, что именно они играли в семье особо важную роль. Возможно, именно посредством детей родители общались друг с другом, либо забота о них и любовь к ним сплачивали супругов. Родители вдруг могут обнаружить, что им не о чем говорить друг с другом. Или неожиданно обостряются старые разногласия и проблемы, решение которых было отложено из-за рождения детей.В семьях, где имеется только один родитель, он может ощутить уход ребенка как начало одинокой старости. В полных семьях в этот период возрастает число разводов. Если конфликт очень глубок, случаются попытки убийства и самоубийства. Разрешить проблему, возникающую на зрелых стадиях брака, гораздо труднее, чем в ранние годы, когда молодая пара еще не стабильна и находится в процессе создания новых стереотипов взаимодействия. Чаще наработанные семьей к этому времени стереотипы, как решения проблем, так и ухода от них, становятся неадекватными. Иногда это приводит к интенсификации проблемного поведения – такого, например, как пьянство или жестокое обращение с супругом, – и постепенно это достигает нетерпимого уровня.

На этой стадии старшие члены семьи выходят на пенсию или работают неполный рабочий день. Происходит финансовый сдвиг: старики получают денег меньше, чем молодежь, поэтому зачастую становятся финансово зависимыми от детей. Возможен переезд на новое место жительства в другую местность или на более скромную квартиру (в России иногда возможен отъезд в деревню, на дачу и т. п.). На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков). Уход на пенсию может сделать проблему пребывания наедине друг с другом еще более острой. Кроме того, недостаток в самореализации может привести к возникновению симптомов. Вместе с тем симптомы одного из супругов помогают другому приспособиться к жизни на пенсии. Например, уйдя с работы, муж может почувствовать, что если он раньше жил активной жизнью, помогал другим, то теперь он оказался никому не нужным и не знает, чем заполнить свое свободное время. Когда его жена заболевает, у него вновь появляется полезная функция: он должен теперь помочь ей выздороветь. Болезнь жены защищает его от депрессии, в которую он впадет, когда ей становится лучше. Если у жены случается рецидив, он снова оживает и может предпринять активные действия

Последняя фаза жизненного цикла семьи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном мире мы все чаще с талкиваемся с такой проблемой, как не принтия обществом людей не таких, как все. Особено сложно приходится детям и их родителям. В этой статье я хотела бы рассказать о психологичческих проблемах таких семей.

Е. Н. Кислицына

Психологические проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья

Каждый человек в обществе занимает определенное место, а значит, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. В процессе этого взаимодействия человек пытается понять себя и других, оценить их чувства и поступки, принять или отвергнуть нравственные эталоны, а это в свою очередь, приводит к возможности лучше реализовать себя, добиться больших успехов в жизни, занять свое место в современном обществе.

Особое положение в этой системе общения занимают дети, имеющие ограничения в здоровье. Их число в России в настоящее время превышает 13,3 млн. человек, что составляет 9% населения страны. Дети с нарушениями интеллектуальной сферы в этой группе не исключение. Главными, а иногда и постоянными помощниками в успешной социализации для них будут их родители. Семья это микросоциум, в котором ребенок не только живет, но и в котором формируются его первые представления, отношение к миру людей и осознанию себя в нем.

Конец XX начало XXI столетия отмечены в России повышенным интересом специалистов различного профиля (социологов, экономистов, психологов, педагогов и др.) к проблемам современной семьи, имеющих детей с ограничениями в здоровье. Потребность в оказании специальной психологической помощи семьям этой категории обусловливается наличием огромного числа разнообразных проблем, с которыми эти семьи повседневно встречаются.[1].

Сегодня семью, воспитывающую ребенка с отклонениями в развитии склонны рассматривать как реабилитационную структуру, обладающую потенциальными возможностями к созданию благоприятных условий для развития и воспитания ребенка (С.Д. Забрамная, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюкова, Г.А. Мишина, В.В. Тка-
чева и др.).

Однако не всегда условия воспитания в семье бывают, благоприятны для развития ребенка. Если воспитать нормального полноценного ребенка очень сложно, то воспитание ребенка с проблемами в развитии представляется особенно трудным и ответственным. Эту ответственность родители несут перед своим ребенком и перед обществом. Если дети, требующие особого внимания, лишены правильного воспитания, то недостатки усугубляются, а сами дети нередко становятся тяжелым бременем для семьи и общества.

А.Н. Смирнова исследовала воспитательные проблемы семьи и выделила различные родительские отношения к детям с ограниченными возможностями, и последствия таких влияний на ребенка:

Переживание неполноценности ребенка, проявление жалости, окружение чрезмерным вниманием, ограничение обязанностей, приводящее к лишению самостоятельности ребенка. Такая тактика поведения не позволяет ребенку приспособиться к условиям жизни;

Нежелание мириться с неполноценностью ребенка, преувеличение его возможностей при игнорировании недостатков;

Родители стесняются неполноценности ребенка, изолируют от социума, тем самым лишают ребенка необходимых жизненных впечатлений. В этом случае ребенок развивается медленно, растет робким, забитым, неуверенным;

Ребенок в семье подвергается издевательским отношением, над ним смеются, подчеркивая его неполноценность. В этом случае ребенок растет упрямым, обидчивым, раздражительным;

Родители перекладывают всю ответственность за воспитание ребенка на школу, не обращая внимания на ребенка [5].

К сожалению, оптимальная воспитательная стратегия в данных семьях встречается не часто. Воспитание по типу гипер- или гипопротекции следует расценивать как неблагоприятные для личностного становления ребенка. Семьи, воспитывающие детей с нарушением психического развития, можно охарактеризовать определенными признаками:

родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка;

личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей, и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворенность;

семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются;

социальный статус семьи снижается – возникающие проблемы затрагивают не только внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к изменениям в ее ближайшем окружении; родители стараются скрыть факт нарушения психического развития у ребенка и наблюдения его психиатром от друзей и знакомых, соответственно круг внесемейного функционирования сужается.

нарушается сложившийся стиль внутрисемейных взаимоотношений и характер взаимодействия родителей и других близких родственников;

деформируется система отношений членов семьи с окружающим социумом;

особенности миропонимания и ценностных ориентаций каждого из родителей больного ребенка;

особенности восприятия проблем.

Возникновение данных проблем может быть обусловлено многими причинами, среди которых:

психологические особенности личностей самих родителей, их способность принять или не принять больного ребенка;

наличие комплекса расстройств, характеризующих ту или иную аномалию развития, степень их выраженности;

отсутствие положительно поддерживающего воздействия социума в контактах с семьей, воспитывающей аномального ребенка [5].

Возросшая потребность в разрешении многочисленных проблем семей, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, обуславливает актуальность разработки конкретных мер по оказанию этим семьям психологической помощи. Одним из направлений этого вида специализированной помощи является психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

В этой связи при планировании программы ран­него вмешательства очень важно, чтобы особое внимание уде­лялось реакциям родителей и возможности оказать им кон­сультативную помощь на том или ином этапе оказания помощи семье.

Большинство исследований фиксируют несколько наиболее характерных психологических реакций, которые наиболее часто встречаются у родителей.

Затем наступает стадия отрицания. Действия родителей в этот период диктуются эмоциональными переживаниями. Реакция родителей на поставленный врачом диагноз о наличии у ребенка отклонений в развитии – это просто неверие в существование болезни. Члены семьи могут сомневаться в компетентности врача, поэтому они ищут возможность получить консультацию других специалистов в этой области. В основе такого поведения лежит отчаянная надежда на то, что первоначальный диагноз ошибочен. Длительная задержка в признании родителями диагноза может лишить ребенка своевременного лечения, необходимой ему педагогической помощи. Следовательно, психологи и педагоги должны сделать все возможное, чтобы помочь семьям не задерживаться в кризисной ситуации и постепенно смириться с мыслью о том, что у их ребенка имеются особые нужды, которые должны удовлетворяться.

Следующей является реакция гнева. Это тоже одна из наиболее часто встречающихся защитных реакций родителей на раннем этапе осознания ими состояния ребенка. Обычно она возникает на почве ощущения беспомощности, безысходности и разочарования, как в самом себе, так и в своем ребенке. Столкнувшись с проблемой проявления родительского гнева, специалисты должны уметь смягчить его, например как можно раньше привлечь родителей к работе по оказанию помощи ребенку, познакомить с другими семьями, имеющими детей со сходными проблемами [2].

Таким образом, семья, воспитывающая ребенка с проблемами в развитии, сталкивается с трудностями, характерными для любой семьи, имеет свои специфические нарушения: во взаимоотношениях ребенка с родителями, в системе взаимного влияния членов семьи. Тяжелые нарушения семейных представлений и переживания родителей приводят к нарушению психологического состояния семьи. Возможность выйти на путь совладения с трудностями зависит от умения родителей принять особенности развития ребенка и организовать свое поведение соответственно его способностям.

В связи с этим возникает необходимость сохранения и поддержания психического и психологического здоровья членами семей с ребенком-инвалидом, так как именно они являются тем ресурсом для ребенка, который вселяет уверенность, дает силы к преодолению трудностей. Поскольку семья является первичной средой развития ребенка, члены семьи, формирующие эту среду, должны стать первыми, кому оказывается психологическая помощь, в случае рождения больного ребенка. [3].

Жигорева М.В.О проблемах психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями в развитии // Коррекционная педагогика. 2007. №5 (23).

Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. М.: Просвещение, 2008.

Майрамян Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок. (Психопатологические и психологические аспекты проблемы): Автореф. дис. . канд. мед. наук. М., 1976.

Мастюкова Е.М., Московкина А.Г Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для высш. учеб. зав. / под ред. В.И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 2003.

Смирнова А.Н. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье. Пособие для родителей. М.: Просвещение, 1967.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Первое социальное окружение, в которое попадает ребенок,- это его семья: мать, отец и другие родственники. Определяющее значение принадлежит семье, в частности родителям, в том, чтобы младенец рос и развивался как человек и в будущем стал субъектом, хозяином своего развития, т.е. личностью. От того, в какой семье ребенок воспитан, в значительной степени зависит, каким он вырастет [6, с. 56].

С момента появления на свет ребенку для своего гармоничного развития требуется не только удовлетворение своих физических потребностей в еде, тепле, безопасности, но также он нуждается в тепле, в общении и любви со стороны близких людей. Через это общение происходит передача ценностей, которые делают нас людьми: способность сопереживать, любить, понимать себя и других людей, контролировать свои агрессивные импульсы и не наносить вреда себе и окружающим, добиваться поставленных целей, уважать свою и чужую жизнь. Эти духовные ценности могут быть восприняты только в совместном переживании событий жизни взрослого и ребенка [9, с. 346].

Для ребенка с нарушением в развитии семья приобретает особую роль. Так как естественный строй развития нарушен, очевидно, что главную роль берет на себя воспитание. Поэтому семья должна обеспечить максимально комфортные условия для развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья с целью её благополучной социализации и интеграции в общество [3, с. 17].

Как указывает А.Г. Харчев, воспитание в семье имеет несколько важных особенностей. Первая - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социального опыта, выработка у них высоконравственного отношения к труду, потребности и умения быть гражданином и хозяином. Второй аспект - систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Третья - постоянное влияние детей на родителей, побуждающее их активно заниматься [10, с. 180].

В связи с особым воспитательным значением семьи в жизни ребенка возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого нужно обозначить те социальные и психологические условия, имеющие первостепенное значение в внутрисемейном воспитании [1, с. 45].

Обзор литературы по данному вопросу показывает, что семьи, имеющие ребенка с ОВЗ, по отношению к проблеме можно условно подразделить на две группы. Семьи, которые приняли ситуацию рождения ребенка с ОВЗ, эмоционально адаптировались к этому, пытаются приспособиться к возникшим новым условиям. В таких семьях отношение к проблеме носит конструктивный характер, когда члены семьи совместными усилиями стараются решать ее на всех этапах. Критические моменты в таких семьях тоже случаются, тем не менее родители уже успели выбрать позитивные установки по отношению к себе, своему ребенку, что позволяет им формировать у него такие навыки, которые помогут адаптироваться и семье, и ребенку. Но, к сожалению, таких семей намного меньше, чем тех, в которых отношение к проблемам носит деструктивный характер, который может выражаться в форме:

- жесткое отношение и эмоциональное отвержение ребенка;

- акцентуация на проблеме семьи.

Деструктивное отношение к проблеме в сочетании с нарушениями детско-родительских коммуникаций препятствует процессу реабилитации ребенка и ведет к появлению у него поведенческих отклонений [7, с.56].

Нередко в воспитании детей допускаются ошибки, которые связаны с неправильным представлением родителей о воспитании, а также влиянием на детей всего уклада жизни семьи, личного примера взрослых. Выявлены наиболее типичные ошибки родителей, например, ребенка обманывают, чтобы добиться от него послушания, к нему применяют физические наказания, не соблюдают последовательность в предъявляемых требованиях, жесткую требовательность к ребенку сочетают с попустительством [8, с. 83].

Таким образом, все проблемы, существующие в семьях детей с ограниченными возможностями, необходимо постоянно решать на всех уровнях системы социальной защиты населения и системы образования. Личностные особенности родителей определяют их отношение к дефектам ребенка: часть родителей серьезно озабочены отклонениями в развитии ребенка, другие, выражая тревогу, ничего не предпринимают для того, чтобы помочь своему ребенку; остальные вовсе не обращают внимания на недостатки детей [5].

Семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями, значительными отклонениями развития, можно дифференцировать на четыре группы.

Первая группа родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания - гиперопека. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребёнка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряжённости. Стиль поведения взрослых членов семьи характеризуется сверхзаботливым отношением к ребёнку, мелочной регламентацией образа жизни семьи в зависимости от самочувствия ребёнка, ограничением от социальных контактов. Этот стиль семейного воспитания характерен для большинства семей матерей - одиночек.

Вторая группа характеризуется стилем холодного общения - гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребёнком, проекцией на ребёнка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребёнка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счёт эмоционального отвержения ребёнка. Отношение к стрессовой ситуации накладывает сильный отпечаток на способ выхода из неё, который избирает семья.

Третья группа характеризуется стилем сотрудничества - конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребёнка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребёнка и сильные стороны его природы, при последовательном осмыслении необходимого объёма помощи, развития самостоятельности ребёнка в процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром.

Четвёртая группа - репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установки на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребёнка, в постоянном ограничении его прав, в жестоких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребёнка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям.

Неконструктивные модели семейного воспитания ребенка с отклонением в развитии создают предпосылки для возникновения вторичных отклонений в его психическом развитии, которые оказывают значительные влияния на интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Лишь адекватная оценка отклонений в развитии ребенка со стороны родителей служит основой и базисом для успешного воспитания его личности.

Исследователями выделяется целый ряд причин, влияющих на результативность семейного воспитания:

1. Отсутствие у родителей программы воспитания, стихийный характер воспитания и обучения ребенка, отрывочность педагогических знаний, непонимание возрастных особенностей, потребностей ребенка, представление о школьнике как об уменьшенной копии взрослых; непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не поведение и деятельность ребенка, а его личность;

2. Однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье, недостаток общения взрослых с детьми;

3. Неумение дать ребенку объективную характеристику, проанализировать свои методы воспитания [8, с. 66].

Итак, исследование многочисленных педагогических теорий доказывает, что:

- влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий на него; с возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;

- в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут;

- семья осуществляет социализацию личности, являющуюся концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию; семья воспитывает гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества.

Таким образом, определяется объективная закономерность, выражающаяся зависимостью успешности формирования и развития личности ребенка, его социализации от характера воспитательного влияния семьи [4, с. 167].

Список литературы

1.Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? /М: Просвещение ,1994 – 189 с.;

2.Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб. для студентов сред. Пед. Учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 232 с.;

3.Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие. – М.:МГУ, 1985. – 167 с.;

5.Майрамян Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок (психопатологические и психологические аспекты проблемы): Автореф. дис. канд. мед. наук. // Пограничные состоянии в психиатрии / Под ред. Р.Ф. Майрамяна. – М., 1986.;

7.Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. — М.: АРКТИ, 2007. — 80 с.;

8.Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. - М.: АРКТИ, 2004. – 102 с.;

9.Федосеева О. А. Особенности воспитания ребенка с ограниченными возможностями в семье // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 346-349;

10.Чукреева В. В. Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 180-183.

Читайте также: