Доклад о потребностях людей с ограниченными возможностями с их заболеваниями

Обновлено: 28.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дети с ОВЗ – дети с особыми познавательными интересами и образовательными потребностями, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого–медико-педагогической комиссией и препятствующие освоению всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения без создания специальных условий воспитания и обучения.

На современном этапе концепция равного доступа к образованию для всех обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями ( инклюзия) является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе. Распространение процесса инклюзии представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с Законом об образовании.

З аконодательно закреплены две категории детей: дети с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) и дети-инвали ды ( Статус инвалида гражданам РФ присваивает Бюро медико-социальной экспертизы ( п. 1 Правил признания лица инвалидом, утв. постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 ).

К группе лиц с ОВЗ относятся:

с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, кохлеарно имплантированные);

нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

тяжелыми нарушениями речи (фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи, заикание);

нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА);

задержкой психического развития (ЗПР);

расстройствами аутистического спектра (РАС);

со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития);

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Алгоритм выявления детей с ОВЗ.

Детей с ОВЗ выявляют в образовательной организации в начале нового учебного года (педагог – психолог, учитель – логопед, воспитатели)

По результатам обследования на ПМПК даются рекомендации по созданию для ребёнка специальных образовательных условий (спец. образовательные программы, методы обучения и воспитания, учебные пособия и дидактические материалы).

Специалисты ПМПК разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут и / или адаптированную образовательную программу с учётом психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая, коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Реализация программы и динамичное наблюдение за развитием ребёнка. Заседания консилиума по уточнению индивидуального образовательного маршрута и /или адаптированной образовательной программы должны проводиться не реже одного раза в 3 месяца.

Где учатся дети с ОВЗ и дети-инвалиды

Перечень образовательных организаций представлен в Федеральном законе № 273-ФЗ ( ч. 4 ст. 79, ч. 5 ст. 41). Образование детей с ОВЗ, в т. ч. детей-инвалидов, организуют:

• в дошкольных ОО — в группах компенсирующей направленности, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам; в группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ.

• в группах общеразвивающей или оздоровительной направленности, где ребенок с ОВЗ обучается совместно с обучающимися без ограничений возможности здоровья по индивидуальной адаптированной образовательной программе (далее — АОП);

• медицинских организациях или на дому — для детей, нуждающихся в длительном лечении, по индивидуальным учебным планам.

Формы получения образования и режим пребывания детей с ОВЗ в ДОУ могут быть реализованы в различных структурных подразделениях организации. Инклюзивное образовательное пространство основано на предоставлении новых форм дошкольного образования для детей с разными стартовыми возможностями. Создаются дополнительные структурные подразделения: центр игровой поддержки развития (ЦИПР), Консультативный пункт (КП), лекотека, служба ранней помощи (СРП), группа кратковременного пребывания, деятельность которых напрвлена на оказание вариативных образовательных услуг семьям в возрасте от 2 мес. До 7 лет.

Кто организует образовательную деятельность с детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами.

Обучение и воспитание детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательной организации обеспечивает администрация . Необходимым условием реализации ООП ДО с группами комбинированной направленности является соблюдение кадровых условий – наличие в штатном расписании учителя–логопеда, учителя дефектолога, сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога, педагога–психолога, ассистенты, тьюторы, медицинские работники или использование ресурсов других организаций на основе договора о сетевом взаимодействии ( ст. 15 Федерального закона № 273-ФЗ ).

Все специалисты должны пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации в объеме от 72 часов по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, подтвержденные дипломом о профессиональной переподготовке или удостоверением о повышении квалификации.

Условия воспитания и обучения детей с ОВЗ.

Создание адекватной возможностям ребёнка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие всех видов детской деятельности (физкультурно – игровые и оздоровительные сооружения, игротека, детская библиотека)

Широкое варьирование разных форм организации коррекционно – развивающей работы: групповые, подгрупповые, индивидуальные.

Оснащение детского сада специальным оборудованием:

- для детей с нарушениями ОДА: спец.столы, наличие пандуса, кресла с подлокотниками

- для детей с нарушением зрения: оптические средства (лупы, очки, линзы), тактильные панели, рациональное освещение помещения и рабочего места

- для детей с нарушением слуха: слуховые аппараты, пиктограммы, система жестов

4. Подбор специального дидактического материала (цвет, размер, поверхность).

5. Используются наиболее доступные методы: наглядные, словесные, практические. Выбор альтернативных методов создаёт условия, способствующие эффективности процесса обучения.

6. В тех случаях, когда программа не может быть полностью освоена детьми с ОВЗ, проектируются индивидуальные программы обучения и воспитания.

7. Для детей с ОВЗ целесообразно вводить пропедевтические разделы (восполнение в элементарной форме недостающих знаний об окружающем мире).

8. Включение инновационных технологий, оригинальных методик, предметов.

9. Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с ОВЗ.

10. Включение родителей в совместную деятельность со специалистами (обучение педагогическим технологиям).

Другими словами, для таких детей должны быть созданы некоторые специальные условия, без которых будет невозможно или затруднено усвоение содержания образовательной программы.

Эти специальные условия могут быть:

- организационные ( Большинство детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной организации образовательной среды. Многие нуждаются в пролонгированности процесса обучения (сроки пребывании в школе увеличиваются на год), в патронаже учреждения образования после его окончания, в согласованном взаимодействии специалистов разных профилей (педагоги, психологи, медики, социальные работники. Организационное обеспечение включает в себя несколько пунктов:

- система взаимодействия со сторонними организациями;

- организация питания и медицинского сопровождения;

- педагогические ( В образовательную программу вводятся специальные разделы и целые предметы, отсутствующие в содержании образования нормально развивающихся детей (Двигательная мобильность, социально бытовая ориентировка , социальное ориентирование, сенсорное развитие, современные средства коммуникации).

- материально-технические ( В учреждениях образования, где обучаются дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, это лифты, подъемники, пандусы, расширенные дверные проемы)

Условия обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.

Категории детей с нарушением зрения: слепые (незрячие), слабовидящие, с косоглазием и амблиопией.

Наглядная информация должна поступать в комплексе с сенсорной и осязательной информацией, насыщенный предметно – практический опыт за счёт стимулирования разных анализаторов (слуховой, зрительный). Дети учатся через прикосновения или слух с прикосновением.

Усвоение и использование неязыковых средств общения, мимики, жестов, интонации (тифлопедагог)

Оказание помощи в передвижении по помещениям ОУ.

Оптимальное освещение рабочего места.

Хорошая слышимость во всех зонах группы.

Возможность рассмотреть наглядный материал

Использование аудиозаписи, диктофона на занятиях и режимных моментах.

Чёткое дозирование зрительной нагрузки (10- 20 минут непрерывной работы).

Точные высказывания, описания и инструкции педагога.

Наглядный и раздаточный материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру и силуэту; правильно размещаться.

Использование увеличивающих вспомогательных средств.

Условия обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.

Категории детей со стойким нарушением слуха: глухие, слабослышащие.

Обязательное использование слухового аппарата или кохлеарного импланта определяется специалистами (сурдологом, сурдопедагогом). Педагог следит за их исправностью

Организация систематической коррекционно- развивающей работы по формированию словесной речи.

Педагог должен сотрудничать с сурдопедагогом и родителями ребёнка.

Педагог обеспечивает полную адаптацию ребенка в детском коллективе.

Выполнение методических требований: месторасположение относительно ребёнка, контроль понимания ребёнком заданий и инструкций до выполнения задания, подготовка индивидуальных дидактических пособий, использование специальных методов, приёмов и средств обучения, решать коррекционные речевые задачи на занятии.

Условия обучения и воспитания детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата (ОДА)

Дети с нарушением ОДА – неоднородная группа, основной характеристикой которой являются задержки формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями координации, темпа движений, ограничение их объёма и силы, что приводит к невозможности или частичному нарушению осуществления движения (дети с ДЦП).

Для таких детей необходимо создать следующие условия:

Безбарьерная архитектурно-планировочная среда

Соблюдение ортопедического режима

Соблюдать рекомендации лечащего врача по определению режима нагрузок, организации образовательного процесса

Подбирать мебель, соответствующую потребностям детей

Осуществлять работу по формированию навыков самообслуживания и гигиены

Предоставлять ребёнку возможность передвигаться по ОУ доступным ему способом в доступном темпе

Проводить целенаправленную работу с родителями и их обучению доступным приёмам коррекционно – развивающей работы

Формировать толерантное отношение к детям с ОВЗ у нормально развивающихся детей и их родителей

Привлекать детей с ОДА к участию в совместных досуговых и спортивно – массовых мероприятиях.

Условия воспитания и обучения для детей с нарушениями речи:

Большую группу детей с ОВЗ составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР).

Общее недоразвитие речи - это тяжелая речевая патология у детей с первично сохранным слухом и интеллектом, при которой страдают все структурные компоненты речи, а именно: фонетика, фонематические процессы, лексико-грамматический строй. Разнообразие степеней выраженности речевого недоразвития в современной логопедии, согласно Р.Е. Левиной, принято делить на три уровня: - первый уровень - отсутствие употребительной речи; - второй уровень - начатки общеупотребительной речи; - третий уровень - развернутая речь с выраженными элементами фонетикофонематического и лексико-грамматического недоразвития. Классификация Р.Е. Левиной была дополнена Т.Б. Филичевой. Так, Т.Б. Филичева вылила четвёртый уровень речевого развития детей с ОНР – нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР).

Особые образовательные потребности воспитывающихся с нарушениями речи определяют специфику коррекционной работы. Выделяют следующие направления коррекционно – логопедической работы:

- Преодоление нарушений фонетического компонента речевой функциональной системы;

- Преодоление фонологического дефицита;

- Совершенствование лексико-грамматического строя речи и связной речи;

- Профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.

Условия обучения и воспитания умственно – отсталых детей

Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Степень выраженности интеллектуальной неполноценности относится со сроками, в которые возникло поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее последствия. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется интенсивностью воздействия вредных факторов. Нередко умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения, но и организации медицинского сопровождения таких воспитывающихся в образовательных организациях .

К общим потребностям относятся: время начала образования, содержание образования, разработка и использование специальных методов и средств обучения, особая организация обучения, расширение границ образовательного пространства, продолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе.

Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны следующие специфические образовательные потребности:

раннее получение специальной помощи средствами образования;

развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;

специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции

Условия обучения и воспитания детей с ЗПР.

Задержка психического развития — это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой утомляемости в интеллектуальной деятельности. Для детей с ЗПР характерна низкая познавательная активность.

К образовательным потребностям детей с ЗПР относят такие потребности:

- в получении специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития, т.е. в дошкольном возрасте;

- в получении начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;

- в периоде подготовки к школьному обучению, обеспечении преемственности между дошкольным и школьным образованием как условия непрерывности коррекционно-развивающего процесса ;

- в обеспечении коррекционно-развивающей направленности обучения в рамках основных образовательных областей;

- в обеспечении непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности ребенка, продолжающегося до достижения ее минимально достаточного уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

- в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов у детей с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

- в постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

- в постоянной помощи ребенку в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

- в комплексном сопровождении, гарантирующем получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;

- в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;

- в обеспечении взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизации ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей)

-в упрощении системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

- в наглядно-действенном характере содержания образования;

-в использовании позитивных средств стимуляции деятельности и поведения.

Специальные образовательные условия для детей с ЗПР подразделяются на несколько видов:


В процессе урока учащиеся узнают о том, что инвалидность – это не всегда наследственная и врождённая черта. Причиной инвалидности могут стать повседневные действия и трудовая деятельность человека. Очень важно в нашей жизни каждодневно быть внимательными к проблемам людей с ограниченными возможностями – ведь каждый из нас может оказаться на их месте.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями"

В 2005 году в Лондоне, на Трафальгарской площади, установили памятник женщине, которая ждёт ребёнка. У скульптуры отсутствуют руки и ноги, и это не прихоть скульптора.


Прообразом скульптуры послужила английская художница Элисон Лаппер, родившаяся без рук.

Элисон стала символом человеческой красоты и невероятной жизненной силы.


Данная скульптура свидетельствует об уважительном отношении общества к людям, которые отличаются от нас с вами, о том внимании, которое должно уделять общество людям с ограниченными возможностями.

По оценкам Организации Объединённых Наций, чуть ли не каждый десятый человек на планете земля является инвалидом.

Инвалид – это человек с ограниченными возможностями.

Ежегодно 3 декабря и 5 мая отмечаются Международный день инвалидов и Международный день борьбы за права инвалидов.

Эти даты призваны обратить внимание людей на проблемы, связанные с защитой прав людей с ограниченными возможностями, ведь очевидно, что их право на трудоустройство, доступную инфраструктуру, доступное образование очень часто не соблюдается даже в экономически развитых странах, не говоря уже о странах развивающихся.

В современном мире под инвалидностью принято понимать любое ограничение или отсутствие способности осуществлять какую-либо деятельность в таких рамках, которые считаются нормальными для человека.

Инвалидность не всегда бывает врождённой. Очень часто причиной инвалидности бывает случайность: несоблюдение техники безопасности на рабочем месте, бывает так, что люди падают, ломают ноги, руки. Не следует забывать и о таких случаях, когда в период новогодних праздников вы часто взрываете хлопушки, фейерверки, которые тоже могут привести к печальным последствиям и стать причиной инвалидности.

Согласно данным Министерства труда и социальной защиты, сегодня в нашей стране проживает более двенадцати миллионов людей с ограниченными возможностями.


Легко ли быть инвалидом?

А вы попробуйте налить себе чай с завязанными глазами, обратиться к кому-нибудь только при помощи жестов или подмести пол, поджав одну ногу и крепко прижав одну руку к туловищу.

Запомните эти ощущения, вы их испытывали всего мгновение, а люди с ограниченными возможностями сталкиваются с этим на протяжении всей жизни.

Следует понимать, что потребности людей с ограниченными возможностями мало чем отличаются от потребностей здорового человека.

Они занимаются спортом, ходят по магазинам, получают образование, управляют автомобилем, танцуют, путешествуют и так далее.

Для человека, который попал в подобную ситуацию, главное – не приговорить себя самого, ведь инвалидность – это не приговор.

Сегодня существует множество возможностей для инвалидов. Ведь мир настолько велик, что для каждого в нём предусмотрено место. И даже человек с инвалидностью может жить в нём, не испытывая проблем, и не ощущать себя брошенным на произвол судьбы.

А для таких людей, пожалуй, это намного важнее, чем деньги или слава.

Практически во всех странах мира инвалиды пользуются поддержкой со стороны государства.

Важной задачей любого государства и всех граждан является оказание помощи таким людям в реализации своих ежедневных потребностей.

Важнейшим условием и средством обеспечения инвалидам равных возможностей для участия в жизни общества является формирование безбарьерной, доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.


В ходе реализации данной программы предполагается обеспечить людям с ограниченными возможностями:

· беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры;

· беспрепятственное пользование транспортом и транспортными коммуникациями;

· беспрепятственный доступ к средствам связи и информации;

· беспрепятственное получение инвалидами социальных услуг;

Государство прикладывает немало усилий для создания такой среды. Взять, например, обычные деньги: каждая купюра помечена специальными символами, которые можно пощупать. Благодаря этому инвалиды по зрению могут различать номиналы денежных купюр.

Многие административные здания, больницы, магазины, банки оборудованы пандусами для инвалидов-колясочников, а подземные переходы и станции метро – специальными лифтами-подъёмниками. Подобные устройства должны устанавливаться во всех местах, которые посещают люди с ограниченными возможностями, например, в бассейнах.

Во многих регионах есть специальный транспорт для перевозки людей с ограниченными возможностями.

Для людей с инвалидностью разрабатываются специальные программы для их обеспечения и трудоустройства. На многих предприятиях создаются специальные рабочие места для людей с разными группами инвалидности.

Конечно, это всё не работает так безупречно, но ещё пару лет назад помощь государства ограничивалась выплатой социальных пособий и курсами реабилитации, и многое из этого было просто недоступно.

Людей с ограниченными возможностями по праву можно назвать людьми с сильным характером, сильными личностями. Ведь несмотря на то, что их возможности ограничены, сломать их не так легко.

Можно привести множество примеров того, как инвалиды достигали выдающихся результатов, на которые не были способны полноценные граждане.

Например, серб Ник Вуйчич. Он родился с редким наследственным заболеванием, в результате чего у него нет ни рук, ни ног.


Переживая по поводу своей инвалидности в детстве, он научился жить с этим, делясь своим опытом с окружающими и став всемирно известным мотивационным спикером. Ник женат и имеет двоих детей.

Его выступления обращены к детям и молодёжи (в том числе и с ограниченными возможностями). Ник призывает искать смысл жизни и развивать свои способности.

Ещё одним примером может быть английский физик-теоретик и популяризатор науки – Стивен Хокинг.


Несмотря на полный паралич, Стивен Хокинг активно занимается наукой, пишет научные статьи, участвует в конференциях и съёмках научно- популярных передач, где является не только ведущим, но и автором сценариев. Многие его открытия заставили учёных пересмотреть свои взгляды.

В две тысячи седьмом году на специальном самолёте он совершил полёт в невесомости.

Согласитесь, что многим из нас, людям с неограниченными возможностями, остаётся только мечтать об этом.

Наверное, самым выдающимся примером стойкости и силы воли для нас с вами является российская параолимпийская сборная, которая неизменно занимает первые места и выступает не хуже, чем главная олимпийская команда.


На зимних и летних параолимпийских играх российскими спортсменами была выиграна 421 медаль, из которых 145 – золотые.

Инвалидность – это не всегда наследственность и врождённая черта. Причиной инвалидности могут стать повседневные действия и трудовая деятельность человека. Очень важно в нашей повседневной жизни быть внимательными к проблемам людей с ограниченными возможностями, ведь каждый из нас может оказаться на их месте.


Инвалидность как социальное явление само является актуальной проблемой современности. Оно обуславливает появление такой категории населения как инвалиды – люди с ограниченными возможностями здоровья. Ограничение жизнедеятельности выражается в полной или частичной утрате лицом способностей и возможностей к нормальному функционированию.

Инвалиды, как и все люди, имеют потребности. Только инвалиды наряду с общими потребностями - аналогичными нуждам остальных граждан, имеют особые потребности, которые вызваны той или иной болезнью.

- восстановление (компенсации) нарушенных способностей к различным видам деятельности (социальная реабилитация);

- общение с другими людьми;

- свободный доступ к объектам социально-бытовой, культурной и др. сферы;

- возможность получать знания, получение образования;

- комфортные бытовые условия;

Невозможность удовлетворения потребностей порождают у инвалидов большое количество разнообразных проблем в различных сферах.

В современных условиях можно выделить несколько наиболее острых проблем: 1) социально-бытовые проблемы, 2) психологические проблемы, 3) проблемы в получении образования и 4) проблемы трудоустройства. Рассмотрим данные проблем инвалидов в современных условиях.

1) Социально-бытовые проблемы инвалидов связаны с возможностью адаптации их к условиям жизни в обществе. В ряду социально-бытовых проблем выделяют:

1. Ограничение функций самообслуживания. Данная проблема проявляется в неспособности самостоятельно одеваться, принимать пищу, соблюдать личную гигиену, самостоятельно передвигаться, самостоятельно садиться или вставать. Для этого необходима посторонняя помощь. Не всегда в этом случае могут помогать близкие родственники, здесь на помощь приходит социальный работник. Часто люди с такой проблемой находятся в стационарных учреждениях и центрах по социальной реабилитации.

2. Ограничение осуществления социальной роли, которая была до наступления инвалидности, включает ограничение социальной роли в семье, ограничение социальных контактов, ограничение или невозможность трудиться. В современном мире для человека необходимо реализовать себя в жизни во всех сферах. Каждый человек стремиться к созданию семьи, получению высокого социального статуса, другими словами к осуществлению своих потребностей [4, c. 87].

2) Инвалидность ставит перед человеком множество психологических проблем. Психологические проблемы инвалидов обусловлены получением некой психологической травмы в связи с наступлением определенного увечья. Получение инвалидности всегда откладывает отпечаток на психике человека. Инвалиды замыкаются в себе, злятся на себя и на окружающих – происходит неудовлетворенность жизнью. Психологические проблемы требуют формирования у него, прежде всего, психологической защищенности, которая включает правильное использование механизмов психологической защиты; адекватную самооценку; способность правильно определять свою и чужую ответственность; внутренний локус контроля — поиск причин поведения и событий в себе; реалистичность уровня притязаний.

Решение психологических проблем предполагает процесс психологической реабилитации и адаптации. Она предполагает использование различных арттерапевтических методов: изотерапия, песочная терапия, музыкотерапия и другие. В последнее время методы арт-терапии приобрели большую актуальность.

В настоящее время процесс психологической реабилитации и адаптации инвалидов затруднён, поскольку:

- удовлетворённость жизнью у инвалидов низка и имеет динамику роста;

- самооценка также имеет отрицательную динамику;

- существенные проблемы встают перед инвалидами в области взаимоотношений с окружающими;

- эмоциональное состояние инвалидов характеризуется тревожностью и неуверенностью в будущем, пессимизмом.

3) Остро стоят проблемы получения образования и трудоустройства, т.к. они порождают еще большое количество проблем.

В современном мире образование выступает в качестве одного из основных факторов сохранения и изменения социальной структуры общества, а также социальной, профессиональной мобильности личности. Образование как фактор мобильности в значительной степени повышает возможности восхождения по социальной лестнице, а в целом ряде случаев является его условием. Проблема получения образования обусловлена ограниченностью инвалида в передвижении, доступности информации, не развитой инфраструктурой и др. [6, с. 170].

Сейчас государство принимает активные меры для решения проблемы получения образования, в частности, разработана система дополнительного образования. В широком смысле дополнительное образование представляет собой процесс реализации дополнительных программ обучения, образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных программ в интересах личности, общества, государства. Рассмотрим дополнительное образование, ориентированное на конкретную социальную группу - инвалидов. В России инвалидов более 13 млн., что говорит о масштабности рассматриваемой проблемы. Из них - более 5 млн. в возрасте от 20 до 50 лет, 80% которых хотели бы работать, но в связи с недоступностью рынка образовательных услуг не могут этого сделать

Для людей с ограниченными возможностями здоровья получение образования и приобретение профессии - это эффективное средство социализации, социокультурной и экономической мобильности.

4) Проблемы получения образования порождают проблемы трудоустройства инвалидов. Экономические, социальные и политические преобразования, происходящие в России, в конечном итоге должны быть направлены на обеспечение баланса прав, обязанностей и интересов граждан, что является одним из гарантов стабильности общества и снижения социальной напряженности. Одно из главных условий - обеспечение права человека на труд.

Трудовая деятельность определяет взаимоотношения членов общества. Инвалид обладает в сравнении со здоровым человеком ограниченной возможностью трудиться. Согласно статистике 20,5 % инвалидов имеют работу [8].

При этом в условиях рыночной экономики инвалид должен быть конкурентоспособным по сравнению с другими членами общества и на равных началах выступать на рынке труда. Очевидно, что проблема профессиональной реабилитации становится весьма актуальной. Существующая система трудоустройства в условиях рыночной экономики еще не отлажена и нуждается в совершенствовании. Сложившаяся система помощи инвалидам в России никогда не была ориентирована на их интеграцию в общество. Многие годы основными принципами государственной политики в отношении инвалидов были компенсация и изоляция. Приоритетным направлением реформирования государственной политики должна стать их реабилитация [5, с. 167].

Для осуществления реформы нужны новые специалисты, обладающие принципиально новым взглядом на инвалидов. Такие специалисты должны непременно обладать способностью сострадать и быть профессионалами супервысокого класса, а также иметь достойную материально-техническую базу для осуществления своей деятельности. Труд инвалидов имеет важное социально-психологическое и морально-этическое значение, способствуя утверждению личности, устранению психологических барьеров, улучшению материального положения инвалидов и их семей и играет, в некоторой степени, терапевтическую роль. Рынок же труда инвалидов как специфический сегмент общего рынка труда характеризуется большой деформированностью: на фоне высокого спроса инвалидов на рабочие места практически отсутствует их предложение. Для его развития требуется корректировка извне. Анализ государственных мер в области занятости инвалидов (квотирование рабочих мест, штрафные санкции) выявил их неэффективность.

В современном обществе инвалиды сталкиваются с большим количеством различных проблем, которые тесно связаны между собой. Решение проблем инвалидов возможно при межведомственном взаимодействии компетентных органов и проведении комплексной работы с данной группой населения.

В отношении инвалидов ведется активная государственная социальная политика. Она направлена на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации экономических, социальных, культурных, личных и политических прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и устранение ограничений их жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости.

Социальная политика государства в отношении инвалидов имеет несколько направлений:

1. Организация медицинской помощи. Политика в сфере здравоохранения направлена на оказание гражданам с ограниченными возможностями доступной и качественной медицинской помощи, создание условий способствующих улучшению состояния их здоровья

2. Обеспечение инвалидов жилой площадью. Законодательство основывается на необходимости деятельности органами государственной власти и местного самоуправления условий для осуществления гражданам с ограниченными возможностями права на жилище, на его безопасность, неприкосновенность и недоступность произвольного его лишения.

3. Образование инвалидов. Государство обеспечивает непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов.

4. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации и социальной инфраструктуры.

5. Содействие занятости инвалидов. Содействие трудоустройству инвалидам осуществляется путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда.

6. Содействие в организации досуга инвалида. В целях эффективной интеграции граждан с ограниченными возможностями в общество необходимо особое внимание уделить включенности их в досуговую деятельность (занятие спортом, посещение музеев, библиотек, театров и др.).

7. Материальное обеспечение инвалидов. Данное направление включает денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, компенсации) [9].

- создание архитектурных сооружений общего пользования с учетом нужд инвалидов;

- установка баннеров и специальных карт для улучшения информированности людей с ограниченными возможностями;

- организация культурных мероприятий, где инвалиды могут принимать участие наравне с полноценными гражданами.

- адаптация жилых домов под нужды инвалидов;

- решение вопроса трудоустройства таких граждан и др.

Социальная защита инвалидов является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Стоит отметить, что данное направление активно развивается в нашей стране.

Библиографический список:

Морозов, А. И. Социально-бытовое обслуживание пенсионеров и инвалидов/А.И.Морозов. – М.: 2008. - 179 с.

Павленок, П.Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / П.Д. Павленок.- М.: 2008. - 179 с.

Фирсов М.В., Е.Г.Студенова. Теория социальной работы. - М.: Академический Проект, 2009. - 512 с.

Взгляд и отношение общества к особой категории населения, которой являются люди с ограниченными возможностями, на протяжении многих столетий менялся, пройдя путь от категоричного непризнания до сочувствия, поддержки и лояльности. По сути, это является показателем, решающим фактором, определяющим степень нравственной зрелости и экономической состоятельности слаженного гражданского социума.

Отношение к лицам с особыми нуждами на протяжении веков

люди с ограниченными возможностями

Система поддержания социализации инвалидов

В соответствии с законодательством Российской Федерации, на сегодняшний день абсолютно все люди с ограниченными возможностями здоровья могут называться инвалидами. Для установления соответствующей группы назначается проведение МСЭК специализированной госслужбой.

В течение последних нескольких веков отношение к таким людям изменилось кардинальным образом. Если ещё каких-то двести лет назад всё ограничивалось обычным уходом, то сегодня дела обстоят иначе. Создана целая функционирующая система, которая включает в себя комплекс организаций, предназначенных для специфического содержания инвалидов, реабилитационные центры и многое другое.

люди с ограниченными возможностями здоровья

Нельзя не сказать о налаженной работоспособности образовательных учреждений, в которых могут получить достойное образование дети-инвалиды, а также заведений, чьи выпускники готовы посвятить свою жизнь, оказывая помощь людям с ограниченными возможностями. Она охватывает не только физические, но и психологические и моральные аспекты.

Проблемы трудового рынка

Следует выделить и такой важный момент, как работа для людей с ограниченными возможностями. Современные рынки труда инвалидов являются отдельным спектром в экономике государства, зависящим от особенных факторов и закономерностей. Без помощи управленческих державных органов решение этого вопроса невозможно. Граждане, не имеющие достаточной конкурентоспособности, остро нуждаются в государственном содействии в поиске соответствующей работы.

Определить, на какой ступени в обществе находятся люди с ограниченными физическими возможностями, можно, взяв во внимание ряд объективных и субъективных моментов:

  • финансовые доходы и уровень материального обеспечения;
  • наличие образование или возможный потенциал для его получения;
  • удовлетворённость социальными гарантиями, предоставленными государством.

возможности человека не ограничены

Отсутствие постоянной занятости и безработица среди инвалидов является достаточно острой проблемой всей страны в силу масштаба вероятных негативных последствий.

Почему инвалиды не являются успешными людьми?

Зачастую низкий статус в обществе, занимаемый инвалидами, легко находит объяснение отсутствием должной психологической реабилитации. В частности, это касается не только лиц, получивших увечья уже в зрелом возрасте, но и инвалидов детства. Как следствие, такие люди не преследуют чёткие жизненные цели, не имеют конкретных установок из-за отсутствующих профессиональных навыков, знаний и умений.

Значительно усугубляется сложившаяся ситуация тем, что большинство предпринимателей, мягко говоря, не готовы обеспечить инвалидов должностями. Работодатели неохотно берут на работу таких людей, поскольку предоставление им оборудованных под их потребности рабочих мест, полного пакета льготных условий крайне невыгодно. Ведь придётся сократить рабочее время и требования к производительности в соответствии с российским законодательством, а это чревато убытками для бизнесменов. Несмотря на большое количество действующих нормативно-правовых актов, регулирующих квоты рабочих мест на предприятиях, и механизм трудоустройства, нынешние руководители фирм, организаций, компаний, как правило, находят веские причины, чтобы отказать в принятии на работу инвалидов. В целом можно выделить единую систему, состоящую из нескольких факторов, которыми определена специфика трудоустройства лиц с физическими ограничениями.

Стереотипные преграды

Люди с ограниченными возможностями воспринимаются работодателями стереотипно. Большинство руководителей безоговорочно считают, что у инвалидов не может быть достойного профессионального опыта, они не в состоянии выполнять свои должностные обязанности в полном объёме и у них не получится выстроить хорошие взаимоотношения в коллективе. Кроме того, проблемы со здоровьем чреваты частыми уходами на больничный, неустойчивостью, а иногда и неадекватностью поведения. Всё это, по мнению работодателей, свидетельствует о профессиональной непригодности человека, его несостоятельности.

проект люди с ограниченными возможностями

Распространённость подобных стереотипов оказывает масштабное влияние на отношение к лицам с ограниченными возможностями, дискриминируя их и лишая шанса на адаптацию в официальных трудовых отношениях.

Выбор профессии, что не соответствует возможностям

Отсюда следует необходимость развития дополнительного вектора в деятельности служб занятости населения, который даст результат во время проведения профилактических мероприятий по преодолению безработицы инвалидов. Важно научить таких людей смотреть на трудоустройство через призму собственного потенциала.

Отсутствие условий труда для инвалидов

Анализ статистических данных самых востребованных и популярных вакансий для лиц с ограниченными физическими возможностями продемонстрировал, что таким людям в основном предлагают работу, не требующую высококвалифицированного подхода. Такие должности предусматривают невысокую заработную плату, несложный монотонный рабочий процесс (вахтёры, операторы, сборщики, швеи и т. д.). Между тем нельзя категорически заявлять о том, что это положение дел обуславливается только лишь ограниченностью лиц с особыми нуждами.

люди с ограниченными физическими возможностями

Весомую роль играет неразвитость рынка труда в создании необходимых условий для деятельности инвалидов.

Борьба за права лиц с особыми потребностями

На данный момент реализуют свою деятельность множество общественных, благотворительных и волонтёрских объединений, регулярно выступающих за пристальное внимание к нелёгкой судьбе инвалидов. Их основной задачей является повышение уровня социальной защищённости указанной категории населения. Кроме того, за последние несколько лет невозможно не заметить положительную тенденцию к повсеместному включению инвалидов в общественную жизнедеятельность, используя их безграничный потенциал. Общества людей с ограниченными возможностями проходят нелёгкий путь, ломая преграды и разрушая стереотипы.

Конвенция о правах инвалидов

Вышеупомянутая Декларация о правах инвалидов – не единственный документ, регулирующий права таких людей. Несколько лет назад приобрёл юридическое значение очередной международный договор, ничем не уступающий важностью предыдущему. Конвенция о правах инвалидов 2008 года является своеобразным призывом государствам как можно скорее решить многочисленные проблемы этой социальной сферы. Создание безбарьерной среды – так можно неофициально назвать этот проект. Люди с ограниченными возможностями должны иметь полную физическую доступность не только в буквальном смысле – к зданиям, помещениям, культурным и памятным местам, но и к информации, телевидению, местам трудовой занятости, транспорту и т. д.

общества людей с ограниченными возможностями

Конвенция ООН от 2008 года очерчивает права инвалидов, которые должны быть обеспечены на государственном уровне со стороны здравоохранения, образования, принятия важных политических решений. Немаловажным моментом международного документа является то, что он утверждает основополагающие принципы недискриминации, независимости и уважения к таким людям. Россия не стала исключением среди стран, ратифицировавших Конвенцию, сделав этот важный для всего государства шаг ещё в 2009 году.

Значение принятия этого международного документа для нашего государства – неоценимо. Статистические данные не утешительны: десятая часть россиян имеет группу инвалидности. Более двух третей из их числа занимают больные сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями. Вслед за ними расположились носители болезней опорно-двигательного аппарата и костно-мышечной системы.

Деятельность государства в решении проблемы

Последние несколько лет основными направлениями поддержки инвалидов были работы по нормативно-правовому, финансовому, организационному социальному обеспечению. Особого внимания заслуживает вопрос о том, как способствовать поднятию доходов и улучшить жизнь людей с ограниченными возможностями. Учитывая, что реализация социальных программ, направленных на поддержку инвалидов, продолжается, уже сейчас можно подвести промежуточный итог:

  • общественные организации инвалидов получают государственное субсидирование;
  • пенсия по инвалидности в 2 раза выросла за последние годы;
  • создано более 200 реабилитационных центров для инвалидов и около 300 специализированных учреждений для детей.

Нельзя сказать, что все проблемы в этой сфере решены. Их перечень довольно длинный. Выделить среди них можно целое множество, а именно: регулярные сбои в работе механизма МСЭК, трудности, возникающие во время реабилитационных мероприятий инвалидов, наличие коллизий в нормативных актах, обозначающих права инвалидов на санаторно-курортное лечение.

Заключение

Единственным фактом, вызывающим лишь позитивный настрой, является осознание того, что современной Россией определён курс и направление на долгожданный переход от действующей социальной системы к новым принципам, согласно которым все препятствия и барьеры должны быть устранены.

жизнь людей с ограниченными возможностями

Ведь возможности человека не ограничены. И мешать полноценному эффективному участию в общественной жизни, принимать важные решения наравне с другими никто не имеет права.

Читайте также: