Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе доклад

Обновлено: 20.05.2024

Английский язык – международный язык; на этом языке говорят во многих странах, на нескольких континентах и в разных уголках мира. Сейчас большинство людей знают английский язык и свободно говорят на нём. На то существуют разные причины: кто-то хочет путешествовать, другим эти знания необходимы, чтобы построить успешную карьеру, некоторые учат ради интереса, в современных условиях глобализации люди стремятся общаться с людьми из других стран и т.д. Современное общество стоит на пути гуманизации образования. Гуманизация же образования предполагает организацию процесса обучения, который бы соответствовал единству социального и профессионального развития личности с учетом личных запросов. Среди гуманистических тенденций реального процесса обучения важнейшей является ориентация на развитие личности. Чем гармоничнее развита личность, тем свободнее оказывается человек в реализации личностных функций.

Интерес-основа учебной деятельности, поскольку он занимает главное место в повышении мотивации и учебной выносливости. Именно интерес стимулирует ученика эмоционально, когнитивно, лингвистически, способствую эффективному формированию иноязычной коммуникативной компетенции.

При поступлении детей в школе, и х ведущая деятельность меняется с игровой на учебную. Но так как это смена процессов происходит постепенно, младшие школьники любят участвовать в учебных играх на уроках. Увидеть необычное в обычном, младшие школьники любят сочинять, придумывать, фантазировать, перевоплощаться. Игра, для младших школьников, это своеобразно е средство самовыражения, самоопределения, самопроверки и самоосуществления. На начальном этапе обучения иностранному языку наблюдается большая тяга к этому предмету, однако по ряду объективных и субъективных причин предмет теряет свою привлекательность, многие считают его одним из самых трудных, а, следовательно, нелюбимых. У детей младшего школьного возраста есть огромные преимущества в изучении иностранного языка: природная любознательность, хорошо развитая долговременная и наглядно-образная память, впечатлительность, эмоциональность, большая активность.

Главная задача учителя - добиваться того, чтобы не пропадал интерес у учащихся к предмету, чтобы материал урока был доступен по трудности. Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Учитель выступает в другой роли: он или ведущий, или судья, или участник игры. С радостью играют школьники всех возрастов (дети, подростки, юноши и девушки). Особенно если игра принимает форму соревнования, требующего смекалки, быстрой реакции, хорошего знания предмета. Игра является одним из наиболее сильных мотивов в овладении учащимися иностранным языком.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению английского языка.

Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, такие как Эльконин Д.Б., Стронин М.Ф., Макаренко А.С., Сухомлинский .А., занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на то, что игровая деятельность на уроке иностранного языка не только организует процесс общения на этом языке, но максимально приближает его к естественной коммуникации. Игра развивает умственную и волевую активность. Являясь сложным, но одновременно увлекательным занятием, она требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь. Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных учеников, что положительно сказывается на их успеваемости.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

1 В качестве самостоятельного метода для освоения определенной темы;

2 Как элемент (иногда весьма существенный) какого-то другого метода;

3 В качестве целого урока или его части (введения, объяснения, закрепления, контроля или

4 При организации внеклассного мероприятия.

Таким образом, стоит отметить, что учебная игра- это особо организованное задание, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Иными слова, учебная игра – это упражнение, которое помогает закрепить, проконтролировать и скорректировать знания, умения и навыки, создает педагогическую наглядность в изучении конкретного материала. Она создает условия для активной мыслительной деятельности. Игра – это задание, содержащее учебную задачу, стимулирует интеллектуальную деятельность учащихся, учит прогнозировать, исследовать, проверять правильность принятых решений.

Использование игрового метода обучения способствует выполнению важных

методических задач, таких как:

- создание психологической готовности учащихся к речевому общению;

- обеспечение естественной необходимости многократного повторения языкового

- тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к

ситуативной спонтанности речи вообще.

Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:

Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятия информации, развитии обще учебных умений и навыков, а также она способствует развитию навыков владения иностранным языком.

Воспитательная функция заключается в воспитании таких качеств, как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре, также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимся вводятся клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость.

Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроках, превращение уроков в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой, и в сказочный мир.

Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединения коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.

Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.

Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации.

Развивающая функция направлена на гармоническое развитие личностных качеств

для активизации резервных возможностей личности.

Кроме того, не все игры могут быть использованы на уроках иностранного языка в начальной школе

Стимулирует активность, вовлеченность учащихся в учебно-воспитательный процесс. Учащиеся должны получать удовольствие от игры и, как следствие, от общения на иностранном языке.

Игра посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Кроме того, слабый в языковой подготовке учений может стать первым в игре: находчивость и сообразительность порой оказываются более важными, чем знания по предмету.

Учитываются индивидуальные особенности каждого учащегося – характер, целеустремленность, усидчивость, дисциплинированность, состояние здоровья.

Игра лаконична по времени. Имеются точные временные границы для игры на уроке, в зависимости от цели и задач проведения учебной игры.

Доброжелательная обстановка игры. Она должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к общению в атмосфере дружелюбия, принятия, взаимопонимания и сотрудничества.

Таким образом, мы пришли к выводу что Игры способствуют выполнению важных методических задач:
- созданию психологической готовности детей к речевому общению;
- обеспечению естественной необходимости многократного повторения имя языкового материала;
- тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Существуют различные подходы к классификации игр на занятиях иностранного языка. Все существующие классификации очень условны. Мы рассмотрим несколько классификаций учебных игр.

Ж. Пиаже выделяет три основных типа игры, которые он соотносит с этапами развития ребенка:

игры-упражнения - первые игры ребенка, связанные с захватыванием, действиями с игрушками (первый год жизни);

символические игры, основанные на подражании миру взрослых с помощью особой системы символов (ранний дошкольный возраст);

игры с правилами, которые, по сути, являются ролевыми играми.

Среди отечественных психологов и педагогов внимания заслуживают такие авторы, как Н.П. Аникеева, М.Ф. Стронин, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и Д.Б. Эльконин.

1) подготовительные, способствующие формированию речевых навыков;

2) творческие игры, цель которых заключается в дальнейшем развитии речевых навыков и умений.


Многие методисты подразделяют учебные игры на:

Языковые (отработка языкового материала на уровне грамматики и лексики)

Всегда во время работы на уроке есть моменты, когда внимание учеников рассеивается. Тогда любая спонтанная игра повышает внимание детей, оживляет и улучшает восприятие учебного материала. Игра дает возможность учителю исправлять ошибки учеников быстро по ходу дела, не давая им глубоко закрепиться в памяти. Учащиеся обычно лучше запоминают то, что им приятно делать. Поэтому игры дают возможность глубоко и надолго запомнить материал.

Также удачной можно считать следующую классификацию учебных игр, использованных на уроках иностранного языка

Все игры можно разделить на две группы:

Подготовительные игры способствуют формированию новых навыков, а именно игры грамматические, лексические, фонетические и орфографические. Подготовительные игры, как бы, " строят" фундамент речи, ведь без грамматических структур, лексики, фонетики и орфографии не овладеешь языком. А однообразные тренировки, не приносящие удовлетворения, можно заменить на игры и игровые ситуации, которые помогут скучную работу сделать более интересной и увлекательной.

Цель Творческих игр - способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Они тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки. Их можно использовать и при повторении материала.

Теперь обратимся к каждой игре подробнее, рассматривая какие цели могут решить те или иные учебные игры.

Грамматические игры. Цель грамматической игры - научить детей употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности; практически применять знания по грамматике, создать естественную ситуацию для употребления грамматических конструкций в естественных ситуациях общения.

Лексические игры. Целью лексических игр является тренировка учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, знакомить с сочетаемостью слов, активизировать речемыслительную деятельность, развивать речевую реакцию учащихся.

Фонетические игры. Фонетические игры развивают произносительные навыки: интонацию предложений, фонемы. К таким играм можно отнести работу с различными рифмовками и стишками, которые читаются то громко вслух, то шепотом, то быстро, то медленно. Также можно обыграть интонацией ситуацию, то есть прочитать то же самое стихотворение, выражая различные состояния и эмоции. Среди фонетических игр выделяются игры – загадки, игры – имитации, игры – соревнования, игры с предметами, игры на внимательность.

Орфографические игры. Цель орфографических игр — развитие навыков орфографически-грамотного письма, практика в написании английских слов. Часть игр может быть рассчитана на тренировку памяти учащихся, а часть — на усвоение некоторых закономерностей в правописании английских слов.

Творческие игры.

Творческие игры – способствуют развитию речевых умений. Творческие игры делятся на:

Аудитивные игры. Аудитивные игры могут помочь достижению следующих целей аудирования:

- научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;

- выделять главное в потоке информации;

- распознавать отдельные речевые образцы и сочетания слов в потоке речи;

- развивать слуховую память учащихся;

- развивать слуховую реакцию

Речевые игры. Речевые игры способствуют осуществлению следующих задач:

- научить учащихся умению выражать мысли в их логической последовательности;

- практически и творчески применять полученные речевые навыки;

- обучить учащихся речевой реакции в процессе коммуникации.

Подводя итоги, можно сказать, что именно игры, и особенно ролевая игра являются одним из наиболее эффективных приёмов реализации коммуникативного принципа в обучении иностранному языку. Особенности игр можно определить следующим образом:

Игра - это обучение в действии, что, как известно, повышает качество обучения.

Игра требует полной отдачи от участников. В игре используются их знания и умения, приобретённые как в классе, так и за его пределами, т. е. общий запас знаний и умений.

В ролевой игре обучающиеся видят возможность применения разыгрываемой ситуации в реальной жизни, чего не может дать механическая тренировка в употреблении лексических единиц и грамматических структур. Ролевая игра даёт обучающимся социолингвистическую "подсказку". Игра несёт в себе элемент неожиданности ("момент шока"), с которым так часто встречаются обучающиеся в процессе реального общения. Во время игры имеет место эмоциональный подъём, что чрезвычайно положительно влияет на качество обучения. В ролевой игре ни один из участников не сможет "отмолчаться", а робким и не уверенным в себе учащимся легче высказывать своё мнение под маской какого- либо действующего лица.

Анализ игр показал, что развитие учебной и речевой деятельности находится в прятой зависимости от системы учебных игр: целесообразности их использования на уроках, направленности их на содержания, на решение учебных задач, последовательности использования различных видов игр в рамках традиционного обучения, готовности учащихся к участию в них.

Игровая деятельность на занятиях иностранного языка вызывает интерес к изучению языка, повышает мотивацию, снижает утомляемость, способствует преодолению языкового барьера, создаёт благоприятную атмосферу на уроке. Рекомендуем применять на уроках игровую деятельность, тем самым процесс обучения иностранному языку окажется для младших школьников увлекательным и эффективным.

Список использованной литературы:

Лурия А.Р. Обучение иностранному языку в начальной школе. –М., 1999. –С.29.

Кларин, М.В. Обучение как игра / М.В. Кларин // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 45 – 59.

Ильченко Е.В. Игры, импровизация и мини-спектакли на уроках английского языка – М.: Издательство Общегуманитарных Исследований, 2003 – 96 с

Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков английского языка в начальной школе регулярно использую игровые методы.

Младший школьный возраст является плодотворной платформой для развития способностей ребенка. В этом возрасте основным видом деятельности становится учебная деятельность, которая оказывает огромное влияние на формирование психических свойств личности ребенка.

Использование игр и игровых ситуаций на уроке раскрывает способности детей, их индивидуальность, повышает мотивацию учащихся к изучению английского языка, способствует созданию доброжелательной атмосферы на уроке. Игры позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Коллективные игры развивают умение работать в группе, находить необходимые формы сотрудничества для достижения поставленной задачи. Учащиеся успешнее усваивают дидактический материал, активизируется непроизвольное запоминание лексических единиц, формируются речевые умения.

С помощью игр мы можем усилить воздействие на разные органы чувств ребенка и облегчить ему задачу усвоения материала. Одним из принципов обучения является принцип наглядности. У каждого человека доминирует какой-то один вид восприятия: зрительный, слуховой или кинестетический, поэтому необходимо сочетать и яркие картинки, и музыкальное сопровождение, и подвижные игры.

Перед началом каждой новой игры преподавателю необходимо подробно объяснить её правила. Делать это лучше на родном языке. Важно избежать недопонимания: ведь не все участники игры готовы признаться в том, что они чего-то не поняли. Приступая к игре, рекомендуется дать ей иностранное название, чтобы ученики привыкли к нему и запомнили его: в дальнейшем преподаватель не будет объяснять правила, он лишь объявит название. [1]

Методологическая типология игр у разных авторов различна, но необходимо классифицировать игры, исходя из аспектов языка и видов речевой деятельности.

Языковые игры:

  1. Фонетические игры.
  2. Лексические игры.
  3. Грамматические игры.

Речевые игры:

  1. Игры, направленные на развитие восприятия английской речи на слух.
  2. Игры, направленные на развитие устной речи.
  3. Письменные игры и задания.
  4. Задания на чтение.

Фонетические игры.

Очень эффективны английские скороговорки при отработке произносительных навыков. Дети с радостью включаются в работу, процесс освоения английской фонетики становится интересным и увлекательным. Вот наши любимые скороговорки:

  1. Why do you cry Willy?
    Why do you cry?
    Why Willy, why Willy,
    Why Willy, why?
  2. A black cat sat on a mat and ate a fat rat.
  3. It`s a pity that little Kitty lives in a big city.

Даже минуты релаксации на уроке могут быть полезны для становления произносительных навыков младших школьников. Дети очень любят физкультурные минутки.

Hands up, hands down,
Hands on hips, sit down,
Stand up, hands to the sights.
Bend right, bend left -
One, two, three, hop!
One, two, three, stop!

Лексические игры.

Лексические игры позволяют более эффективно пополнить словарный запас. Часто дети запоминают лишь звуковое звучание слова, но не могут перевести его на русский язык. Необходимо четко контролировать понимание изученных лексических единиц учащимися.

Лексическая копилка.

This is my nose.

Clothes.
Учитель дает ученику 5-7 рисунков с изображением предметов одежды. Он показывает их классу, называя на английском. Затем ведущий загадывает один из предметов, а дети, ставя по очереди вопросы, пытаются отгадать этот предмет. [5]

Обучение грамматике с помощью игры.

Освоение грамматики часто вызывает трудности у школьников. Отработка грамматических правил – долгий и скучный процесс. Чтобы повысить мотивацию школьников к изучению языка и облегчить им освоение грамматических навыков необходимо также использовать различные грамматические игры. При изучении будущего простого времени мы использовали следующую игру: Think of the Future.

Настоящее диктует будущее. Ученики продолжают реплики учителя. Для составления предложений дети могут использовать таблицу с формами будущего времени. Ученики продолжают реплики учителя. Для составления предложений дети могут использовать таблицу с формами будущего времени.

Teacher Pupils
You are in a lovely garden, Ann. I shall sit and listen to the birds.
The flowers are dry, Kolya. I shall water them.
I see many berries, Masha. You will pick them.
I see green apples, Jane. They will be ripe in autumn.

Постепенно ученики легче справляются с задачей, и можно ввести в игру мяч: произнося фразу-стимул, учитель бросает мяч ученику, который должен немедленно вернуть мяч и при этом ответить. Такой прием обостряет реакцию и ускоряет темп речи.
За каждое правильное предложение дается одно очко. [7]

Учебные игры для интенсификации обучения аудированию.

При обучении аудированию наибольший эффект приносит обучение в играх, т.к. игра активизирует мыслительную деятельность позволяет сделать учебный процесс более привлекательным и интересным, и трудности, возникающие при обучении, преодолеваются с наибольшим успехом и лёгкостью (10, с.10). [3]

Данные игры развивают слуховую память, слуховую реакцию, учат понимать смысл сказанного, выделять главное в потоке речи.

Teacher: We can eat butter. We can eat jam. We can eat chalk. Oh, Andy, give me your counter, please.

В дальнейшем можно использовать и другие зачины:

  • We can drink tea (milk, coffee, sugar, water).
  • We can eat with a spoon (a fork, a pen, a knife). [8]

Игры, направленные на развитие устной речи.

Большинство людей, изучающих иностранный язык, стремится научиться говорить на нем. Практика устной речи должна осуществляться, начиная с самых первых уроков. Тогда у учащихся не возникнет пресловутого языкового барьера. Он будет ощущать реальную пользу от занятий, поверит в перспективу скорого овладения иностранным языком.

Описываем картинку.
Наиболее распространенный тип работы с картинкой – ее описание. Каждый по очереди произносит одно предложение, содержащее описание картинки. Тот, кто не может больше придумать ни одной фразы, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто придумает больше всех предложений. (стр.74) [1]

Письменные игры и задания.

Найди слова, обозначающие предметы одежды.

t i g h t s c h j s k g
r q w e r h a t t w y i
o s p l o o p m h e t o
u c z x v e c v b a n v
s a p a e s h i r t s e
e r a f r g h j k e l p
r f j a c k e t b r e w
s o a i o u y t r e w q
n b m v a c m i t t e n
x z a h t g f d s a w c
f t s k i r t i u y t r
t r a i n e r s k l h j

Загадки о частях тела.
Two brothers live across a path, but never see each other. (Еyes.)
Without it you can`t say a word. (A tongue.)
A thick forest which grows as fast as it is cut down. (Нair.)

Буриме.
Предлагают 4 слова, которые рифмуются. Например, cat – rat, glad – sad. Необходимо придумать стихотворение.

I have got a nice cat,
But I have not got a rat.
The cat is very glad,
But the rat is sad.

Сочиним историю.
Каждый учащийся пишет на своем листочке фразу и передает его следующему участнику игры, который сочиняет свое предложение, связанное по смыслу с предыдущим, и записывает его под первым, немного отступив. Так на листах появляется пара фраз, записанных одна под другой. (стр.79) [1]

Задания на чтение.

Литературный материал можно использовать для организации различного рода игр и инсценировок. Младшие школьники очень любят принимать участие в костюмированных представлениях на иностранном языке. Можно проводить соревнования чтецов. Прочитав начало сказки, можно попросить их написать свою версию событий.

Рассеянный поэт.
Запишите строчки стихотворения или сказки в произвольном порядке и попросите учащихся восстановить текст.

Исчезнувшие слова.
Можно убрать из стихотворения отдельные слова и предложить учащимся восстановить текст.

Пословицы – уникальный учебный материал. Учащиеся легко запоминают их, пословицы облегчают усвоение грамматических структур, обогащают словарный запас учащегося.

Зашифрованная пословица.
Преподаватель пишет на доске текст пословицы слитным словом. Например, Afriendinneedisafriendindeed. Учащиеся должны расшифровать текст пословицы. A friend in need is a friend indeed.

Игровая, познавательная форма подачи учебного материала помогает учителю расширить лексический запас школьников, углубить знания по грамматике, развить навыки активного говорения, улучшить произношение и повысить интерес к изучению иностранного языка.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель английского языка

Использование игр – один из приемов повышения интереса учащихся к уроку иностранного языка…………………………………………………………3

Использование игр – один из приемов повышения интереса учащихся к уроку иностранного языка.

Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Изменился, в частности, и статус иностранного языка как школьного предмета.

Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным. Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство понимания и средство взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала.

Зажечь искорку интереса в глазах ребенка, сделать учение посильным и радостным – непростая задача каждого учителя.

Я, как учитель английского языка, стараюсь объяснить детям всю значимость данного предмета. Успех в обучении иностранному языку может быть обеспечен такой методической системой, в основе которой лежит интерес учащихся к предмету. Необходимо использовать в обучении современные методы и технологии.

Игровые технологии обладают, на мой взгляд, чрезвычайно широкими образовательными, развивающими и воспитательными возможностями. Они тесно взаимосвязаны со здоровье - сберегающими и информационно-коммуникативными технологиями. Так, например, проведение физминутки в игровой форме совмещает в себе игровые и здоровье сберегающие технологии, а чтение сказки о волшебном острове и выполнение заданий по ней с использованием презентации – игровые и информационно-коммуникативные технологии.

Хочется отметить, что игра имеет не только мотивационные функции. Использование на уроках и во внеклассной работе игровых моментов способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку. Игры развивают сообразительность и внимание, обогащают язык и закрепляют запас слов, сосредотачивают внимание на оттенках их значения. Игра может заставить ученика вспомнить пройденное, пополнить свои знания. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Особенностью игрового метода является то, что в игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знания в предмете. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения, ученик уже может говорить наравне со всеми.

Использование игрового метода обучения способствует выполнению важных методических задач, таких как:

1) Создание психологической готовности учащихся к речевому общению;
2) Обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
3) Тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по основным направлениям:

1) Дидактическая цель ставится перед учащимся в форме игровой задачи;
2) Учебная деятельность подчиняется правилам игры;
3) Учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
4) Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Существуют различные формы игр:

1) положительно - эмоциональной насыщенности;

2) реализации личности в коллективе;

3) максимальной мотивированности учебных ситуаций;

4) рационального сочетания коммуникативного и системного подходов.

Практика показывает положительное влияние на воспитательно - образовательный процесс всех видов игр: дидактических, творческих, подвижных и т.д. Игровые приемы бесконечно разнообразны. Следует упомянуть некоторые из них.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная методика преподавания иностранного языка за последнее время обогатилась новейшими технологиями, цель которых - существенно облегчить сам процесс обучения, сделать его занимательным и не обременяющим. Стало хорошей традицией создание видео презентаций для уроков, использование интернет - ресурсов, широко применяются интерактивные доски, компьютеры и смартфоны, аудиокниги и другие гаджеты.

Изменилась и форма урока. Современные преподаватели редко используют форму лекции при объяснении нового материала, или простого опроса при проверке знаний. Эффективность обучения заметно улучшается, если применять игровые технологии на уроках иностранного языка.

Ценность игровых технологий и в том, что они вносят разнообразие в уроки, способствуют развитию творчества.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения и новые программы по английскому языку закрепляют линию на раннее обучение, что положительно сказывается на развитии не только иноязычной коммуникативной компетенции, но и общей коммуникативной компетенции учащихся, а также позволяет достичь более высоких личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:

  • личностные УУД- способствуют развитию личностных качеств и способностей ребенка.
  • познавательные УУД- включают в себя: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
  • регулятивные УУД - обеспечивают организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности.
  • коммуникативные УУД- способствуют продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми.

Игровые технологии на уроках иностранного языка

Для начала следует отметить, что в методике существует огромное количество классификаций игровых приемов. Часто игры разделяют по типу задач, по целям и содержанию, по времени проведения и их длительности, по уровню сложности и т.д.

Существуют различные подходы к классификации игр на занятиях иностранного языка. Все существующие классификации очень условны.

Пожалуй, наиболее удобно выделить две основные группы игр:

  • Языковые (фонетические, лексические, грамматические).

Цель игровых приемов из этой группы - отработка произношения, повторение новых слов и закрепление грамматического материала при обучении детей английскому языку.

Игры этой группы применяются для моделирования жизненных ситуаций и развивают практическое использование языкового материала.

Обучающиеся в начальной школе быстрее запоминают новые слова и выражения, если подача материала оформлена в виде увлекательного действия.

В работе с другими возрастными категориями достаточно внести лишь элементы игр. Можно применить игровые технологии на каком-то определенном этапе урока, но обязательно чередовать их с другими приемами.


Игровая деятельность на уроке способствует выполнению важных методических задач:

  • Создание психологической готовности учащихся к речевому общению;
  • Обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
  • Тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта;

Огромное значение при организации игры в любой учебной аудитории имеет позиция самого преподавателя. Важно быть 100% уверенным в ее полезности, необходимо продумать все необходимые детали ее подготовки, а также уверенно управлять ею. Простота и сложность организации и проведения игры зависит от типа игры, и от аудитории, и от характера взаимоотношений учащихся между собой и учителем, т.е. от многих факторов. При этом очевидно, что игры на уроке способны смоделировать реальное речевое общение, что так важно для коммуникативной методики.

Игры на уроке иностранного языка могут быть очень полезны, но они должны учитывать целый ряд требований:

• Быть экономными по времени и направленными на решение определенных учебных задач;

• Снимать напряжение урока и стимулировать активность учащихся;

• Оставлять учебный эффект на втором, часто неосознанном плане, а на первом, видимом месте всегда реализовывать игровой момент;

• Не оставлять ни одного ученика пассивным или равнодушным;

Таким образом, применение игровых технологий существенно повышает интерес к предмету, помогают разнообразить уроки.

Итак. Мы можем сделать вывод, что игра не имеет единственного точного определения. Разные ученые по-своему определяют ее. Но очевидно, что любая игра предполагает определенную цель, знание правил, а также элемент удовольствия.
Учебная игра - это особо организованное задание, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Положительным является тот факт, что при этом ученик говорит на иностранном языке, следовательно, игровая технология таит в себе большие обучающие возможности. Игра для учащихся - это, прежде всего, увлекательное занятие. Игра - мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка. Использование игровых технологий и умение создавать речевые ситуации вызывают у обучающихся готовность, желание играть и общаться.

Читайте также: