Доклад о пермских богах

Обновлено: 14.05.2024

Пермская деревянная скульптура была распространена в церквях на севере Пермской губернии в XVII – XIX веках. Местные народы, издавна придерживавшиеся язычества, даже перейдя в православие, не смогли поклоняться плоским иконам. Поэтому они вырезали из дерева фигуры Иисуса и других святых, по сути продолжая традицию поклоняться деревянным идолам. Такие объемные изображения были им куда ближе.


Специалисты отмечают в пермской деревянной скульптуре монументальность художественных решений, яркую образность, высокую эмоциональность и недюжинное мастерство. Вырезавшие скульптуры мастера словно вложили в свое творение всю свою душу, создав настоящие шедевры.

Лица деревянных богов полны муки, жертвенности. При этом внешность вырезанных из дерева православных святых имеет явно выраженные коми-пермяцкие черты. Их отличают широкие скулы и азиатские глаза.

Самым распространенным образом Иисуса Христа в пермской деревянной скульптуре стал так называемый Спас в темнице (или Спас полуночный). Этот образ показывает сидящего Иисуса с терновым венком на голове незадолго до распятия на Голгофе. Обычно эту скульптуру помещали в церкви в некое подобие темниц, сколоченных из дерева. Некоторые скульптуры выполнены в натуральную величину.Скульптура "Сидящего Спасителя" заменила пермякам-язычникам почитавшуюся прежде "Сидящую Златую Бабу".

В Евангелии от Матфея описывался эпизод, когда связанному Христу возложили на голову терновый венец, надели багряницу, дали в руку трость и, взявши её, били его по голове. Этот трогательный жест правой рукой (на снимке – скульптура из Соликамска, XVIII в.) означает, что Иисус закрывается от так называемого заушения – унизительного наказания. Левая рука иногда прикрывает рану на груди

Также, помимо Иисуса Христа, большим почетом среди пермяков пользовался Николай Чудотворец.Фигуры Николы Можая (так называли пермяки Св. Николая Чудотворца Можайского) – одни из самых распространенных персонажей в истории пермской деревянной скульптуры. Защитник земли русской, русский Бог изображался всегда с мечом в одной руке и храмом - в другой. Изваяния Николы Можая заменили в первоначальных православных храмах идола Войпеля, которому, жители края продолжали поклоняться несколько десятков лет и после принятия христианства в XV веке.

Коми-пермяки относились к скульптурам с трогательной любовью и трепетом. Они одевали и обували деревянных богов, как живых, приносили им угощения и дары. Пермяки верили, что по ночам скульптуры оживали и ходили по храму, поэтому регулярно меняли им обувь.


Экспозиция пермские боги , как и вся Пермская Государственная Художественная Галерея находится в здании кафедрального Спасо-Преображенского собора. Начнем

г1

г2

на первом этаже галереи

при ремонте- реставрации, под побелкой была обнаружена часть росписи собора



г5

поднимаемся на 2 уровень:

поднимаемся на третий уровень, под самый купол.
извиняюсь за качество видео, снимал на телефон. да и не оператор я.

и фотографии с экспозиции

г6

г7

г8

г9

Святой Николай Чудотворец из г.Чердыни.XVII о тличается от Николы Можайского - у него нет в руках меча и храма. Никола изображен фронтально, в рост. Фигура Николы широка и мощна, что подчеркивает ее суровость и величавость.

слева направо на фото: Св.Николай Можайский в киоте( с.Дубровное,1 половина 18 века,), Св.Николай Можайский(с.Сретенское,18 век), Параскева Пятница с предстоящими - святыми великомученницами Екатериной и Варварой(с.Ныроб,17 век) .

Св.Николай Можайский(с.Покча,18 век), Царские врата(с.Сия, 17 век)

г11

г12

распятие из г.Соликамск(18 век)

г13

Собор Архангелов(с.Губдор,начало 18 века)

г14

Св. Николай Можайский(д.Зеленята,конец18 начало 19 века), Крест поклонный (с.Вильгорт,18 век),

г15

Христос в темнице( три разных)

г16

верхняя часть иконостаса. иконостас полностью изготовлен из дерева.

г17

Усекновенная глава Иоанна Предтечи(д.Копылово ,19 век)

г18

г19

Распятие(Усолье, 18 век. По легенде это знаменитое распятие "Христа-татарина" из Рубежской церкви приплыло в 1755 г. сверху по Каме до Усолья и остановилось против церкви. До этого распятие находилось в Пыскорском монастыре. ), Предстоящие Богоматерь и Иоанн Богослов(с.Нижнечусовские городки,18 век)

г20

Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом(пос.Пашня 18 век):

г21

на фото : в центре Саваоф(Лысьва, 19 век) , слева и справа над Саваофом Ангелы(с.Верхние Муллы,18 век), внизу слева и справа от Саваофа коленопреклонные Ангелы(Лысьва, начало 19 век)

г22

Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом(с.Усть-Качка,конец 18 века),

Христос в темнице(.с.Пашия,конец 18 века)


г26

верхний ряд слева направо: Ангел, Апостол Пётр, Апостол Павел, Ангел.
нижний ряд слева направо: фрагмент Распятие с предстоящими Богоматерью, Иоанном Богословом,Марией Магдолиной и сотником Лонгиным(с.Усть-Боровая, 18 век), Саваоф(д.Половинка,18 век), Снятие с Креста(с.Шакшер,1 половина 19 века)

г27

Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом (д.Толстик,первая половтна 19 века)

г29

Царские врата, фрагмент Распятие с предстоящими Богоматерью, Иоанном Богословом,Марией Магдолиной и сотником Лонгиным (Соликамск, 18 век),Саваоф(Чусовские городки, 18 век),Ангел.

г30

фрагмент Распятие с предстоящими Богоматерью, Иоанном Богословом,Марией Магдолиной и сотником Лонгиным (Соликамск, 18 век)

г-выход

на этом экскурсия закончилась, выходим

ГалереяКомпрос

вид на галерею со стороны Комсомольского проспекта

Пермская деревянная скульптура – в числе самых узнаваемых брендов Пермского края. Неудивительно, что это культурное явление возникло именно на пермской земле. Именно в особенностях мировоззрения коми-пермяков стоит искать причины появления деревянной скульптуры.

Верования пермяков

Еще из жития Стефана Великопермского (датированного XIV веком) известно, что пермяки поклонялись идолам, изготовленным из дерева. Это были ближайшие родственники коми-пермяков, которые сегодня известны как зыряне. Археологические находки свидетельствуют о том, что древние жители Прикамья (предки нынешних коми-пермяков), также поклонялись идолам из дерева.

Поклонение духам леса и воды свойственно для многих финно-угорских народов. Еще одни родственники пермяков, вогулы, поклонялись деревянным идолам ещё в XX веке. Неудивительно, что в XVII – XIX веках создается большое количество деревянной скульптуры, для того, чтобы обратить пермяка в православную веру.

Православная церковь отрицательно относилась к деревянным изображениям святых и их размещению в храмах. Однако для того, чтобы пермяк ходил в церковь, на уровне епархии пришлось пойти на компромисс. В укромных местах церкви и её приделах, размещались деревянные скульптуры, которым молился пермяк.

Это уникальное явление было локализовано территории Чердынского и Соликамского уезда Пермской губернии. Известны единичные случаи размещения деревянных скульптур на территории других уездов губернии, в местах проживания коми-пермяков. Почему же деревянная скульптура возникла именно на территории проживания пермяков? Ответ на вопрос можно попробовать найти в мировоззрении этого народа.

Возникновение пермской деревянной скульптуры

Сложно говорить о том, когда появились первые деревянные скульптуры в храмах Пермских земель, но можно точно сказать, когда появились первые письменные упоминания о них. В переписи Михаила Кайсарова 1623-1624 годов говорится о том, что в храмах находятся деревянные скульптуры. Предположительно, эти скульптуры были завезены из вологодских или архангельских земель, где были распространены подобные явления.


Распятие Христа. Изображение из церкви Жен Мироносиц в Соликамске. Одна из самых ранних скульптур, дошедших до наших дней — вторая половина XVII века.

Как самостоятельное культурное явление, пермская деревянная скульптура начинает формироваться во второй половине XVII века. Самые ранние экспонаты, выставленные в пермской художественной галерее, датируются именно этим периодом. В это время пермская деревянная скульптура обрела свои уникальные черты и стала неотъемлемой частью жизни пермяков.

Сюжеты пермской деревянной скульптуры

Один из самых ранних сюжетов пермской деревянной скульптуры – это изображение Параскевы Пятницы из села Ныроб. Она датируется второй половиной XVII века. Это не деревянная скульптура в полном смысле слова, а икона, выполненная в технике горельеф (объемное изображение). Святая изображена с двумя мученицами – Екатериной и Варварой. Данная композиция представляет интерес как один из самых ранних образцов деревянной скульптуры.

Параскева Пятница в пермской художественной галерее

Святая Параскева Пятница с двумя мученицами. Находилась в Никольской церкви села Ныроб. Вторая половина XVII в — начало XVIII в.

При посещении коллекции деревянной скульптуры этот экспонат всегда привлекает к себе особое внимание. Изображение Николы Можайского из села Покча является уникальным экспонатом. В правой руке святой держит меч, а в левой – храм. Данный иконографический тип Николая Чудотворца имел широкое распространение на Руси, однако древние мастера из Прикамья создали уникальное изображение.

Никола Можайский пермская деревянная скульптура

Никола Можайский, вторая половина XVII века. Находилась в селе Покча.

Христос в темнице, пермская художественная галерея

Христос в темнице

Галерея пермской деревянной скульптуры

Видео про пермскую деревянную скульптуру

Related Posts

Земская марка Пермской губернии фото

Земская марка

Пермские сказки

Коми-пермяцкая свадьба

About Parmaday

One Comment on “Пермская деревянная скульптура”

Tres beau musée avec des oeuvres d’art tres impressionnantes, je vous recommande de visiter ce magetueux endroit.
Очень красивый музей с очень впечатляющими произведениями искусства, я рекомендую вам посетить это чудесное место.


Как вы помните, совсем недавно я вернулся из прекрасного города Пермь, где есть не только "Реальные пацаны", а еще и куча всего интересного и даже уникального. Кроме прогулок по городу мне выдалась возможность посетить Пермскую художественную галерею, где я увидел знаменитые деревянные скульптуры пермского края. Ведь Пермь - это место, где существовала древняя очень мощная универсальная культура, где возник удивительный пермский стиль, где совершенно неожиданное скрещение православия, буддизма, язычества, и как результат - пермская деревянная скульптура, совершенно уникальное явление.

Давайте посмотрим и узнаем об этом подробнее .


"Минуло более сорока лет, но отчетливо помню тот случай. Произошел он в селе Ильинском Пермской губернии в 1922 г. Усталый шел я тогда к себе домой. Дул порывистый ветер. У сельской околицы на кладбищенской часовне привычно хлопали обветшалые ставни окон. Вдруг заметил: против обыкновения стучат не только ставни, но и створки дверей.

Нехотя свернул посмотреть в чем дело и неожиданно увидел такое, что крайне поразило меня. Главную стену в часовне занимали пять деревянных скульптур. А ведь они не должны были здесь находиться — скульптурные изображения не приняты в православии. Особенно удивила меня фигура Христа с лицом татарина. Зашел в местный исполком, быстро получил разрешение перенести скульптуры в районный музей и, как заведующий музеем, без промедления это сделал."

Так описал свою первую встречу с коми-пермяцкими деревянными богами Николай Николаевич Серебренников — один из основателей и собирателей уникальной коллекции пермской деревянной скульптуры XVII — начала XX вв, подвижник и просветитель, человек большого таланта и непростой судьбы. Сыну священника, отслужившему по призыву в колчаковской армии, удалось не только уцелеть в эпоху революционного лихолетья, но и найти в себе силы и умение, чтобы заниматься любимым делом, организовывать научные экспедиции, находить и сохранять шедевры русского искусства, русской культуры.


Фото 2.

Грандиозное произведение барочной резьбы - иконостас первой половины XVIII века из Пыскорского монастыря

История религий Пермского края интересна и удивительна. До прихода русских на Пермской земле жили зыряне, предки современного народа коми. Они были идолопоклонниками. Идолы были у них деревянные. "Вырезом вырезанные", как сказал об этом русский монах.

Но вот пришли в этот край русские. Причём пришли сперва на Север Пермского края. Почему на север - понятно. Южнее были земли, занятые татарами и башкирами. Одолеть эти воинственные народы русским тогда было ещё не под силу. И вместе с воинскими людьми и купцами пришли в Пермские края христианские миссионеры. Первым из них был Стефан Пермский, современник и сподвижник Преподобного Сергия. Правда Пермский он был только по имени. До земель, где сейчас расположен нынешний Пермский край, он не дошёл. Кафедра святителя Стефана была на территории современной республики Коми.


В определённое время религию народов древнего Пермского края можно назвать троеверием. Когда по территории государства Российского стало распространяться христианство, многие коми-пермяки не спешили его принимать. Они очень терпимо относились к новой религии, её богам и предметам культа. А сами были приверженцами сначала древнего язычества, поклоняясь зверям, птицам и явлениям природы. Люди создавали тотемные фигурки животных: считалось, что каждый человек имеет связь с каким-либо животным, обращались к нему, просили помощи и удачной охоты. Особенно популярны были фигурки лося, медведя, птиц.


Фото 3.

Надо оговориться, что церковники разрешили вырезать из дерева не самого Христа, а только святых, но до наших времен уцелели и христовы скульптуры. Уникально в этих фигурах все: техника исполнения, позы, сюжеты, а главное лицо Христа. Дело в том, что коренным населением Северного Урала были коми-пермяки и ханты-манси (вогулы), а они относятся к азиатскому типу с характерными чертами лица.

Наверное, мастера тоже были представителями местного населения, т.к. черты лица Иисуса явно азиатские. До сих пор в г. Чердыни, в музее истории религии и веры можно увидеть Христа с ярко выраженными азиатскими скулами и глазами!


Фото 4.

Однако пермяки по-прежнему сохраняли свою приверженность язычеству. Тогда православная церковь была вынуждена разрешить населению изображать христианских святых в виде статуй, вырезанных из дерева. Таким образом, появилась пермская деревянная скульптура.

Коллекция Пермской государственной художественной галереи, насчитывающая 350 инвентарных номеров, скомплектована сотрудниками галереи за 60 лет. Наиболее активно сбор памятников шел в довоенный период. Только с 1923 по 1926 год Н.Н. Серебренников и А.К. Сыропятов (первый директор галереи) по труднейшим маршрутам провели шесть экспедиций. Было приобретено 412 отдельных фигур. В последующие годы коллекция пополнилась еще на одну треть.


Фото 5.

Заслуги Н.Н. Серебренникова, собирателя и исследователя пермской деревянной скульптуры, неоценимы.

Большинство скульптур было найдено на территории Верхнекамья. С юга Пермской области привезены лишь отдельные образцы. Обстоятельство связано, очевидно, с более ранним освоением севера русскими поселенцами, с более ранним укоренением здесь русской культуры. Самые древние из сохранившихся произведений датируются концом XVII - началом XVIII столетия. Это время расцвета прикамской архитектуры, начало интенсивного каменного строительства. В конце XVII века создаются городские ансамбли Чердыни, Соликамска, Кунгура, строятся замечательные по красоте и убранству церковные здания.


Фото 6.


Фото 8.

Пермью Великой или Пармой в древности называли весь этот лесистый край. А центром его был город Чердынь. Его в древности так и называли Пермь Великая - Чердынь. Сам же городок с названием Пермь был построен гораздо позднее Чердыни. Основал его всё тот же Василий Татищев примерно в одно время с Екатеринбургом.

У Алексея Иванова в "Сердце Пармы" есть такой эпизод. Приехал епископ Иона в Чердынь. И увидел, что христианство здесь, на краю мира, сильно перемешалось с язычеством. И приказал сжечь всех "христианских идолов", как не отвечающих канонам. Эти самые "идолы" и были пермскими скульптурами. Действие в романе происходит в 15-м веке. Значит по мнению Иванова, они тогда уже существовали.


Фото 9.

Реальные же, непридуманные первые пермские епископы были мудрее. И ничего они не сжигали. Если люди Пармы верят в Христа, пусть и "вырезом вырезанного" значит так тому и быть. Традиция резать из дерева священные образы укрепилась и укоренилась в северных пермских краях надолго. На века. Хотя потом, уже в веке девятнадцатом церковное начальство пробовало бороться с пережитками язычества в виде неканонической скульптуры. Но успеха в этом не имело.

Все скульптуры из экспозиции Пермской художественной галереи были сделаны в промежутке от 17-го до 19-го веков.


Фото 10.


Фото 11.

А эта фигура Христа венчала иконостас в соборе Лысьвы. Сам же иконостас был огромным и богато украшенным резьбой, хоть и не таким большим как здесь , в Перми. Несколько фигур - вот всё, что от него осталось.


Фото 12.

У людей было поверье, что Николай Чудотворец ходит по улицам и охраняет покой православных. На ноги Николы надевали башмаки и забирали их обратно, уже стоптанные. Он ведь ходит, вот и стаптывает. На Николу Летнего и Николу Зимнего в небольшую деревню к этой скульптуре собиралось до десяти тысяч молящихся. Даже некрещёные удмурты почитали Чудотворца, считая его хозяином леса.


Фото 13.

Лицо Спасителя, вырезанное неизвестным художником выражает скорбь и страдание. Лица пермских скульптур напоминают скуластые лица самих зырян.


Фото 14.

Как я уже говорил, статуи свозили в Пермь из разных деревень и городков севера Пермского края. В музеях самого Севера - в Соликамске, Березниках, Усолье, Чердыни, деревянных скульптур не так много, буквально единицы. Большинство же их осело здесь, в художественной галерее Перми. В двадцатых годах здесь сложился коллектив специалистов, понимавших ценность уникальной скульптуры. И обладавших достаточным авторитетом, чтобы эту скульптуру спасти. Сделать это было непросто. Учёным приходилось вывозить скульптуры из глухих северных городков и посёлков, где не было железной дороги. Везти по лесам на телегах, санях или на лодках до ближайшей пристани.


Фото 15.

Статуи попадали в музей из разорённых северных храмов. Попадало в музей далеко не всё. Страшно подумать, сколько уникальных произведений искусства было разбито и сожжено ретивыми комсомольцами тех лет. Скорее всего, учёным приходилось буквально вырывать их из рук ревнителей атеистической пропаганды. Брали только то, что специалисты считали наиболее ценным. Всё "менее ценное" было уничтожено.


Фото 16.

Статуя Николы Можайского из деревни Зеленята. Ранее эта скульптура принадлежала Пыскорскому монастырю, одной из крупнейших обителей Пермского севера. Суровое лицо Чудотворца немного похоже на скуластое лицо Христа в синем халате. Может быть, обе статуи были сделаны одной рукой.

Почитание Николы Можайского именно в таком виде с мечом в одной руке и градом или храмом в другой началось после того когда при осаде города Можайска татарами было видение. На небе появился огромный Николай угодник с мечом в одной руке и градом Можайском в другой. Увидев чудо, татары отступили. С тех пор Николая Чудотворца стали изображать в таком виде как символ небесного покровительства и защиты от врагов. Жители северных пермских городков, подверженных нападениям татар и вогулов нуждались именно в таком суровом и решительном небесном покровителе.


Фото 17.

Давайте еще вспомним как это все собиралось. Первая экспедиция, в которую Н.Н. Серебренников отправился вместе со своим учителем А.К. Сыропятовым, состоялась в 1923 г. и маршрут её пролег через деревни Пермского края — Васильевское, Сретенское, Кудымкар, Большую Кочу. Исследователи осматривали и брали на учет памятники архитектуры, искали в церковных подвалах давно заброшенные деревянные скульптуры, которые были убраны из храмов еще в XVIII в. Тогда Серебренников начал вести свои дневники о деревянных богах. Записи эти впоследствии стали основой для книги. К сентябрю 1923 г. экспедиция отправилась в Чердынский и Соликамские уезды, особенно богатые памятниками старины.

21 октября 1923 г. в местной газете "Звезда" появилась заметка о том, что "Пермский музей доставил в Пермь до 100 пудов ценных памятников древнерусского искусства. Президиум Губисполкома ассигновал Губмузею на доставку этих пямятников 15 червонцев". За этими фразами стоял огромный человеческий труд, опасный для жизни и феноменальный результат: 195 найденных и спасенных деревянных скульптур.


Собранное за год было так интересно и необычно, что музей стал готовить выставку, которая открылась в здании кинотеатра "Колибри". С нее и началась история пермской экспозиции деревянной скульптуры, которая быстро получила известность и вызывала огромный интерес у историков и искусствоведов.

Активное участие в судьбе коллекции принимал известный русский художник Игорь Грабарь, нарком просвещения А.В. Луначарский не раз приезжал в Пермь и восторженно отзывался об увиденном в музее: "Этой коллекции я посвящу особый этюд, так как она произвела на меня глубочайшее впечатление как по своей культурной и художественно-исторической ценности, так и по непосредственной красоте и внушительности произведений никому не ведомых крестьянских резчиков XVII-XVIII веков. Сейчас могу сказать только, что эта пермская коллекция является в полном смысле жемчужиной".


С помощью Луначарского Серебренников смог издать свою, ставшую теперь библиографической редкостью, книгу "Пермская деревянная скульптура", в которую вошли его дневниковые записи, материалы исторического характера и полный подробный каталог всех экспонатов коллекции. В 1928 г. книга вышла тиражом 1000 экземпляров, став знаменательным событием в научной и культурной жизни Советской России. Луначарский не только написал вступительную статью к этой книге, но и сразу после её выхода в свет наградил премией Народного комиссариата по просвещению РСФСР.


Самым трудным стал 1938 г., когда на директора Пермской художественной галереи стали писать кляузы и доносы, что привело к появлению персонального дела, за которым обычно следовал арест. Серебренников решился на отчаянный шаг, письменно призвав Главлит изъять его книгу из публичных библиотек, в связи с обнаруженными в ней "неправильностями". Одним словом, давление на ученого было нешуточным, однако он как-то избегал серьезных неприятностей и продолжал свою научную деятельность.

Последнее "дело Н.Н. Серебренникова по идеологической работе" было заведено на ученого в 1959 г., за несколько лет до его смерти. Удивительно, как много смог сделать этот человек в таких условиях. Собрание и изучение пермской деревянной скульптуры стало делом всей его жизни, настоящим человеческим подвигом.


Фото 18.


Фото 19.


Фото 20.


Фото 21.


Фото 22.


Фото 23.


Фото 24.


Фото 25.


Фото 26.


Фото 27.


Фото 28.


Фото 29.

Вот посмотрите. У всех пермских статуй Христа схожие позы. Это потому, что статуи были центрами схожих по смыслу композиций "Христос в темнице". Христа окружала сама темница - тесная, тёмная комнатка. Эту "темницу", несмотря на то, что тюрьме украшения не положены, всё-таки украшали. Красивые резные рельефы, точёные столбики, статуи ангелов с орудиями страстей Христовых. У каждой из сидящих статуй Христа было подобное окружение. Статуи Христа сохранились, а всё их богатое резное окружение было утрачено.

Только потом учёные поняли ценность всей композиции. И одну из "темниц" привезли в Пермь целиком. Эту "темницу" долго, буквально десятки лет, реставрировали, собирая по крупицам кусочки отломившегося дерева.


Фото 30.


Фото 31.


Фото 32.


Фото 33.


Фото 34.


Фото 35.


Фото 36.

Пермские боги

Благословляющий Саваоф

Традиция идёт со времён язычества, когда жители Прикамья вырезали из дерева истуканов. С приходом православия они продолжили мастерить деревянную скульптуру, но уже для храмов, несмотря на существующий с начала XVIII в. запрет на объёмные изображения святых.

Пермские боги

Пермские боги

В Пермской художественной галерее собрано более 500 образов Иисуса Христа, святых, ангелов и архангелов с чертами лица коми-пермяцкого и башкирского типа.

Пермские боги

Пермские боги

Пермские боги

Пермские боги

Пермские боги. Христос в темнице

Пермские боги. Христос в темнице

Пермские боги. Христос в темнице

Эти произведения, в большинстве своём выполненные неизвестными мастерами, были собраны в ходе экспедиций по храмам Пермского края (самая северная точка — село Ныроб), организованных в 1920-х гг. Н. Н. Серебренниковым, который оставил воспоминания о своей первой встрече с коми-пермяцкими богами:

«Минуло более сорока лет, но отчётливо помню тот случай. Произошел он в селе Ильинском Пермской губернии в 1922 г. Усталый шёл я тогда к себе домой. Дул порывистый ветер. У сельской околицы на кладбищенской часовне привычно хлопали обветшалые ставни окон. Вдруг заметил: против обыкновения стучат не только ставни, но и створки дверей.

Пермские боги

Усекновенная глава Иоанна Крестителя

Пермские боги

Пророк Моисей

Пермские боги

Мария Магдалина, Богородица и Иоанн Богослов

Коллекция размещается в подкупольном пространстве бывшего Спасо-Преображенского кафедрального собора на фоне старинного резного 67-метрового иконостаса, перевезённого в Пермь в конце XVIII в. из Пыскорского монастыря.

Пермские боги. Иконостас Спасо-Преображенского собора в Перми

Иконостас Спасо-Преображенского собора в Перми

Иконостас Спасо-Преображенского собора в Перми

Добавлю, что это только один из разделов экспозиции, которая занимает три этажа и включает в себя живопись, скульптуру, предметы декоративно-прикладного искусства.

Адрес: Пермь, Комсомольский проспект, 4, Пермская художественная галерея

Понедельник выходной
Вторник 10:00–19:00
Среда 10:00–19:00
Четверг 12:00–21:00
Пятница 10:00–19:00
Суббота 10:00–19:00
Воскресенье 11:00–19:00

Обратите внимание на работу касс: они закрываются за полчаса до окончания работы Галереи и имеют обеденные перерывы: 13.15 — 13.30; 16.15 — 16.30.

Стоимость входных билетов (на лето 2021): от 0 до 150 р. + экскурсионное обслуживание

Любительская фотосъемка без вспышки разрешена.


Экскурсионный тур на Урал "Пермский край - впечатлений через край" (4 дня)
Тур в расписании на даты: 05.03, 10.06, 30.04


Экскурсионный тур на Урал "По просторам Перми Великой" (8 дней)
Тур в расписании на даты: 07.08, 10.07

Читайте также: