Доклад о пасхальном песнопении ангел вопияше

Обновлено: 15.05.2024

14.05.2018 27708 Автор: Илья ТИМКИН

Вокруг Христа вращается вся наша жизнь. А Христа мы можем узнать благодаря Церкви. Помните, два апостола на пути в Еммаус разговаривали с прохожим, слушали с горением сердца Его слова, но так и не догадались, Кто перед ними. Но вот потом, когда за общей трапезой Он разломил перед ними хлеб, глаза раскрылись, и апостолы поняли, что это — Христос.

До сих пор мы узнаём Спасителя в таинстве преломления хлебов, в Евхаристии — на Литургии. И вся наша жизнь, таким образом, сконцентрирована вокруг Литургии. Первые христиане брали с собой после богослужения Святые Дары, хранили их дома в специальном сосуде, и каждый день причащались, ожидая следующего воскресного дня. Сейчас мы причащаемся в храме, но и дома храним церковный хлеб — просфоры, и по утрам с молитвой запиваем их святой водой.

Это напоминание нам — вот была Литургия, и я снова немножко приобщаюсь к ней, я со страхом и верой вкушаю не Тело и Кровь, но хотя бы хлеб и воду, я жду воскресенья, чтобы снова припасть к живительному источнику, я помню прошлую Литургию, я не исключён из жизни Церкви…


Вот текст на церковнославянском:

Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся, и паки реку: Радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый: людие веселитеся.

Светися, светися Новый Иерусалиме, слава бо Господня на Тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего.

Ангел возглашал Благодатной: Чистая Дева, радуйся! И снова скажу: Радуйся! Твой Сын воскрес в третий день из гроба и мертвых воскресил. Люди, торжествуйте!

Светись, светись, новый Иерусалим — слава Господня над тобою взошла! Ликуй ныне и красуйся, Сион! Ты же радуйся, Чистая Богородица, о воскресении Рожденного Тобой.


Вообще, как ни странно, в толковании этого молитвословия мнения исследователей разделяются. Так, чаще всего здесь находят отсылку к церковному Преданию, которое рассказывает, что Самой первой о Воскресении Христа узнала Пресвятая Богородица. И сказал Ей об этом Архангел Гавриил — тот самый, который предвозвестил Деве Марии рождение великого Младенца.

Кавычек в этом небольшом тексте, взятом из пасхального канона, нет. И вот сторонники первой точки зрения считают, что весь текст — прямая речь Архангела Гавриила. Получается так:


Но всё же наиболее авторитетным представляется вторая точка зрения. Её автор — известный дореволюционный богослов Александр Голубцов — пишет вот что:

Ненужные тонкости, скажете вы? Однако же, достаточно интересные, и не лишённые практического смысла. Всё же, когда молишься, очень важно умом проникать в слова, чётко понимать, что же вкладывал в них автор молитвы.

Таким образом, окончательный вариант русского перевода будет звучать так:

С кавычками решили, осталось разобраться с непонятными географическими аллюзиями.


Вот и всё. Прочитаем ещё раз внимательно эту молитву сначала на русском, а потом на церковнославянском.

Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся, и паки реку: Радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый: людие веселитеся.

Светися, светися Новый Иерусалиме, слава бо Господня на Тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего.

“Ангел вопияше…” - это пасхальное пеcнопение, так называемый задостойник Пасхи.

Текст:

Ангел вопияше Благодатней: / чистая Дево, радуйся! / И паки реку: радуйся! / Твой Сын воскресе / тридневен от гроба / и мертвыя воздвигнувый, / людие, веселитеся

Святися, святися, / Новый Иерусалиме, / слава бо Господня / на тебе возсия. / Ликуй ныне / и веселися Сионе, / Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, / о восстании Рождества Твоего

Перевод:

Ангел возглашал Благодатной: "Чистая Дева, радуйся! И снова скажу: Радуйся! Твой Сын воскрес в третий день из гроба и мертвых воскресил". Люди, торжествуйте!

Светись, светись, новый Иерусалим - слава Господня над тобою взошла! Ликуй ныне и красуйся, Сион! Ты же радуйся, Чистая Богородица, о воскресении Рожденного Тобой.

Вопияше - возглашал; паки - снова; тридневен - в третий день; воздвигнувый - воскресив; красуйся - радуйся; восстании - воскресении; Рождества Твоего - Рождённого Тобой

Смысл:

Святой известен как создатель "Октоиха" - богослужебной книги "осьмогласия", т.е. системы восьми гласов (определённых мелодических оборотов), которые поочерёдно менялись каждую неделю. Эта система, в дальнейшем, была перенята Русской православной церковью вместе с другими византийскими традициями. Кроме того, Иоанн Дамаскин написал множество других духовных сочинений - канон Рождеству, Пасхе и другим праздникам, ряд молитв из утреннего и вечернего правил.

По церковной традиции пасхальный канон поётся целиком, без чтеца, со своим особенным праздничным распевом (мелодией) и исполняется так до отдания праздника.

Автор в первой части задостойника поэтически связал текст с событиями Благовещения - явлением Деве Марии Архангела Гавриила с вестью о том, что она родит Спасителя. В гимне воскресшему Христу Архангел является к ней снова, но уже с иной, пасхальной, вестью.

Как пишет сам Иоанн Дамаскин:

". Радостную весть о Господнем воскресении прежде всех получила Богородица, как то и было Ей прилично и справедливо. Она прежде всех увидела Его воскресшим и наслаждалась Его божественной беседой. "

Во второй части - в самом ирмосе - Архангел обращается к Новозаветной Церкве ("Светися, светися, Новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия"). Эта же фраза является цитатой из книги пророка Исаии, который предвозвестил воскресение Христа: "Светися, светися, Иерусалиме, прииде бо твой свет, и слава Господня на тебе возсия" (Ис.;60,1).

"Ликуй ныне и веселися, Сионе…" - в буквальном смысле Сион - это гора на южной стороне Иерусалима, где был дом царя Давида, а в последствии горница Тайной вечери, сошествие Святого Духа на апостолов. В Новом Завете, как пишет блаженный Иероним, под Сионом подразумеваются святые: они, стоя на вершине добродетелей, образуют собой Сион, о котором сказано: "Основание его на горах святых. Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова" (Пс. 86, 2).

Далее, Вестник вновь обращается к Марии, именно как к Матери Иисуса ("о восстании Рождества Твоего").

Слово "Радуйся", неоднократно повторенное в песнопении, проходит лейтмотивом через все пасхальные тексты: именно так Господь приветствовал жён-мироносиц: "Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему" (Мф 28:9)

"Ангел вопивше" Ф. Макарова

"Ангел вопияше" Пасхи М. Балакирева

Один из самых часто исполняемых сочинений среди русских церковных хоров, является обработкой валаамского распева. Исполняет хор "Серебрянные голоса":

"Ангел вопияше" П. Чеснокова с соло сопрано

Павел Чесноков - известный русский композитор конца 19 - начала 20 века, автор множества духовных сочинений (ок. 400), регент. Его музыке свойственна большая эмоциональность, даже чувственность.

Исполнитель - хор Академии хорового искусства им. Попова, дирижер Алексей Петров, солистка - Алёна Саяпина.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Праздников праздник -торжество из торжеств. Ангел вопияше Горбунова Елена Вла.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Праздников праздник -торжество из торжеств. Ангел вопияше Горбунова Елена Вла.

Праздников праздник -торжество из торжеств. Ангел вопияше Горбунова Елена Владимировна МОУ СОШ № 13 г. Подольск

Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте оставим все не.

Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте оставим все неприятные ощущения, настроимся только на положительные эмоции. Горбунова Елена Владимировна МОУ СОШ № 13 г. Подольск

Горбунова Елена Владимировна МОУ СОШ № 13 г. Подольск

Горбунова Елена Владимировна МОУ СОШ № 13 г. Подольск

За окном весна, а это время года связано со светлыми ожиданиями и надеждами.

Это - Пасха. Светлое Христово Воскресение. Горбунова Елена Владимировна МОУ С.

Это - Пасха. Светлое Христово Воскресение. Горбунова Елена Владимировна МОУ СОШ № 13 г. Подольск

Вот просыпается земля, И одеваются поля, Весна идет, полна чудес! Христос вос.

Вот просыпается земля, И одеваются поля, Весна идет, полна чудес! Христос воскрес! Христос воскрес! Празднование Пасхи- многовековая традиция. И сегодня мы узнаем о том, как на Руси издавна было принято встречать Светлое Христово Воскресенье. Горбунова Елена Владимировна МОУ СОШ № 13 г. Подольск

Пасха - радостный и светлый день. Все события, связанные с ним- огромное чудо.

Пасха - радостный и светлый день. Все события, связанные с ним- огромное чудо. Па́сха - Воскресе́ние Христо́во - Светлое Христово Воскресение — древнейший и самый важный христианский праздник Горбунова Елена Владимировна МОУ СОШ № 13 г. Подольск

Христос Воскрес! Горбунова Елена Владимировна МОУ СОШ № 13 г. Подольск

Христос Воскрес! Горбунова Елена Владимировна МОУ СОШ № 13 г. Подольск

Установлен в честь Воскресения Иисуса Христа, которое является центром всей б.

В настоящее время дата Пасхи в каждый конкретный год исчисляется по лунно-сол.

Все православные празднуют Воскресение Христово с великой радостью. Горбунова.

Все православные празднуют Воскресение Христово с великой радостью. Горбунова Елена Владимировна МОУ СОШ № 13 г. Подольск

Ветхозаветная Пасха совершалась в память исхода еврейского народа из египетск.

Ветхозаветная Пасха совершалась в память исхода еврейского народа из египетского плена, хотя обычай празднования Пасхи появился в эпоху до исхода и первоначально был связан со скотоводством, а позднее с земледелием Горбунова Елена Владимировна МОУ СОШ № 13 г. Подольск

Горбунова Елена Владимировна МОУ СОШ № 13 г. Подольск

Горбунова Елена Владимировна МОУ СОШ № 13 г. Подольск

У христиан название праздника приобрело иное толкование — «прехождение от сме.

Церковное празднование Пасхи продолжается 40 дней в православии и 50 дней в з.

Церковное празднование Пасхи продолжается 40 дней в православии и 50 дней в западном христианстве. С древних времен человека интересовала волшебная жизненная сила обычного яйца. Люди считали его источником творческих сил, весеннего пробуждения природы. Во многих старинных рукописях круглый свод неба сравнивался с верхней половиной яичной скорлупы, а нижней -замыкала подземный мир. Горбунова Елена Владимировна МОУ СОШ № 13 г. Подольск

Горбунова Елена Владимировна МОУ СОШ № 13 г. Подольск

Горбунова Елена Владимировна МОУ СОШ № 13 г. Подольск

Читаем – с…. Пасхальное яйцо называют КРАШЕНКОЙ Считалось, что при помощи п.

На Пасху пекли куличи, готовили пасху из творога. Горбунова Елена Владимировн.

На Пасху пекли куличи, готовили пасху из творога. Горбунова Елена Владимировна МОУ СОШ № 13 г. Подольск

Украшали яйца или изготавливали сувенирные яйца. Горбунова Елена Владимировна.

Украшали яйца или изготавливали сувенирные яйца. Горбунова Елена Владимировна МОУ СОШ № 13 г. Подольск

Рисовали рисунки. Горбунова Елена Владимировна МОУ СОШ № 13 г. Подольск

Рисовали рисунки. Горбунова Елена Владимировна МОУ СОШ № 13 г. Подольск

Дарили друзьям и родным сувениры Горбунова Елена Владимировна МОУ СОШ № 13 г.

Дарили друзьям и родным сувениры Горбунова Елена Владимировна МОУ СОШ № 13 г. Подольск

Горбунова Елена Владимировна МОУ СОШ № 13 г. Подольск

Горбунова Елена Владимировна МОУ СОШ № 13 г. Подольск

Празднование Пасхи начиналось в ночь с субботы на воскресение. Все верующие с.

Горбунова Елена Владимировна МОУ СОШ № 13 г. Подольск

Горбунова Елена Владимировна МОУ СОШ № 13 г. Подольск

На Пасху повсюду разрешалось всем желающим, особенно детям, звонить в КОЛОКОЛ.

Благовест и Трезвон. Набат можно услышать только, когда случается беда-пожар.

Благовест и Трезвон. Набат можно услышать только, когда случается беда-пожар, наступление врага и т.д. Горбунова Елена Владимировна МОУ СОШ № 13 г. Подольск

Краткое описание документа:

Интерактивная презентация подготовлена специально как основной материал к уроку 4 класса "Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше. Тема подготовлена по учебнику Е. Д. Критской (глава: О России петь – что стремиться в храм). В презентации отражена тема Пасхи и дана ссылка на музыкальный видео материал.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 602 893 материала в базе

Материал подходит для УМК

О России петь – что стремиться в храм

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 06.04.2020 960
  • PPTX 17.1 мбайт
  • 58 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Горбунова Елена Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школьник из Сочи выиграл международный турнир по шахматам в Сербии

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.



Храм уже ук рашен и готов для службы, но всем нужно из него выйти. И двери нужно обязательно закрыть . Теперь в нашем сознании храм - это Живоносный Гроб Спасителя. А сами мы идём к нему, как некогда жёны-мироносицы.


СХОЖДЕНИЕ БЛАГОДАТНОГО ОГНЯ НА ГРОБЕ ГОСПОДНЕМ В ИЕРУСАЛИМЕ глазами паломника (фоторепортаж + ВИДЕО) Вероятно, Воскресение Христа сопровождалось удивительным сиянием, в результате которого и получилось изображение на Туринской плащанице. И, возможно, Благодатный огонь является указанием на момент Воскресения и на то сияние. Мы не знаем точного времени Воскресения: возможно схождение Благода . дальше


Измерение Огня Если кто помнит, в 2011 г., накануне Страстной седмицы, в России прокатилась беспрецедентная кампания, "развенчивающая" чудесное происхождение Благодатного огня, сходящего с Гроба Господня на Пасху. И многие православные были потрясены прокатившимся в печати валом лжи. И за несколько дней до Пасхи в Иерусалим отправился физик Андрей Волков. Это. дальше


Восьмой день недели

В основе мира лежит седмица. Число шесть указывает на сотворённый мир, а число семь - напоминает о том, что сотворённое покрыто благословением. Здесь - ключ к пониманию празднования субботы. В седьмой день, т.е. в субботу, Бог благословил то, что создал, и, отдыхая в субботу от ежедневных дел, человек должен был размышлять о делах Творца, славить Его за то, что Он всё дивно устроил. В субботу человек не должен был проявлять влас . дальше


Воскрес ли Христос на самом деле? Без веры в Воскресшего Христа нет христианства. Вот почему все противники нашей веры с упорством стараются поколебать истину Воскресения.

Первое возражение: Христос на кресте не умер: Он только впал в глубокий обморок, от которого потом очнулся в пещере, встал со Своего ложа, отвалил громадный камень от дверей гроба и ушел из пещеры… К этому. . дальше


На иконах Воскресения Христова древняя каноническая православная иконография изображает нам, как ни странно, не само таинство Воскресения, а "Сошествие во ад" - повествующее о событиях, имевших место днем раньше - в Великую Субботу. Потому как, в Православии принято . дальше

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

Все как следует. Душа отдыхает на вашем сайте: нет многословной и пустой информации. Видно, что ваш храм любят прихожане. Это так здорово. Судя по всему, и настоятель у вас то, что надо, раз ведется такая работа. Удачи и Бог вам в помощь. С удовольствием жду ваших обновлений. Игорь. Калуга

Все по делу у вас. Спасибо и удачи. Воронеж

Очень интересный сайт. Храм помню с детства. В этом Храме меня крестили и моих детей тоже. И в 09г мужа окрестил о.Феодор. Очень благодарна ему . Публикации интересны и познавательны.Я теперь частый гость. Магадан

Пост , воскресный день, путешествие в Вифлеем. Что еще нужно для души? Молитва. Спаси Господи батюшка Федор Вас и сотрудников сайта за вашу заботу о наших душах, сердцах и умах. Светлана

Здравствуйте! Сегодня увидела объявление в храме о том, что существует сайт у нашего Воскресенского собора. Так радостно и приятно посетить сайт, каждый день теперь буду заходить на сайт нашего храма и читать душеполезную литературу. Спаси Господи всех трудящихся в храме! Спасибо Вам большое за вашу заботу и труды! Юлия

Неплохой дизайн, качественные статьи. Ваш сайт понравился. Удачи! Липецк

Ангел вопияше…



“Ангел вопияше…” — это пасхальное пеcнопение, так называемый задостойник Пасхи.

Текст:

Ангел вопияше Благодатней: / чистая Дево, радуйся! / И паки реку: радуйся! / Твой Сын воскресе / тридневен от гроба / и мертвыя воздвигнувый, / людие, веселитеся

Святися, святися, / Новый Иерусалиме, / слава бо Господня / на тебе возсия. / Ликуй ныне / и веселися Сионе, / Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, / о восстании Рождества Твоего

Перевод:

Светись, светись, новый Иерусалим — слава Господня над тобою взошла! Ликуй ныне и красуйся, Сион! Ты же радуйся, Чистая Богородица, о воскресении Рожденного Тобой.

Вопияше — возглашал; паки — снова; тридневен — в третий день; воздвигнувый — воскресив; красуйся — радуйся; восстании — воскресении; Рождества Твоего — Рождённого Тобой

Смысл:

По церковной традиции пасхальный канон поётся целиком, без чтеца, со своим особенным праздничным распевом (мелодией) и исполняется так до отдания праздника.

Автор в первой части задостойника поэтически связал текст с событиями Благовещения — явлением Деве Марии Архангела Гавриила с вестью о том, что она родит Спасителя. В гимне воскресшему Христу Архангел является к ней снова, но уже с иной, пасхальной, вестью.

Как пишет сам Иоанн Дамаскин:

Задостойник Пасхи М. Балакирева

Павел Чесноков — известный русский композитор конца 19 — начала 20 века, автор множества духовных сочинений (ок. 400), регент. Его музыке свойственна большая эмоциональность, даже чувственность.

Исполнитель — хор Академии хорового искусства им. Попова, дирижер Алексей Петров, солистка — Алёна Саяпина.

Радость праздника Светлого Воскресения Христова, предвкушаемая в большей или меньшей мере каждым из нас еще задолго до наступления его, в самый день Святой Пасхи столь сильно овладевает всем сушеством нашим и так живо заставляет чувствовать сердце наше, что мы, по-видимому, совершенно перестали на это время жить другими силами своей души. Присутствуя за пасхальной утреней в празднично убранном храме, видя свяшеннослужащих, одетых в блестящие дорогие одежды, и ликующий народ вокруг себя, мы слышим слова торжественных священных песнопений и в то же время как бы не слушаем их. Чувство, охватывающее нас при этом, столь сильно и приятно, что мы думаем только о том, как бы продлить или чем-либо не нарушить его. Рассудок наш на время отказывается от своих законных прав и уступает место одной чистой, неподдельной радости: уж такова сила живых непосредственных впечатлений, которыми, начиная с раннего детства, дарит нас каждый раз сей нареченный и святый День. И по мере того, как проходят Святые дни П асхальной седмицы, тихая грусть прокрадывается в сердце верующего; ему жаль своего прошлого, единственного в своем роде, высокого наслаждения: ему хотелось бы даже вернуть самый праздник. Он невольно начинает воспроизводить недослушанную им в свое время пасхальную службу, припоминает в отдельности ее священные песнопения и старается проникнуть в их внутренний смысл. Умолкший на время рассудок в нем просыпается и стремится возвести пережитое чувство Живоносного Воскресения Христова на степень вполне сознательного и трезвого понимания.

Далеко не всем и не все из пасхального богослужения становится при этом ясным и понятным. Кто из православных наизусть не знает, например, припева к девятой песни Пасхального канона, Ангел вопияше Благодатней? Кто из нас вслед за священнослужащими не поет его если не устами вполголоса, то сердцем? А между тем всякий ли в состоянии уразуметь и правильно истолковать сокровенный смысл его? Никто, без сомнения, не затруднится сказать, что в первой половине припева песнотворец ведет речь о Благовещении и имеет в виду слова: Радуйся, Благодатная: Господь с Тобою, благословенна Ты в женах (Лк. 1, 28), которыми приветствовал Пресвятую Деву Марию небесный Вестник, посланный возвестить Ей тайну воплощения от Нее Сына Божия. Но о чем говорится далее в итересующей нас песни? Ввиду грамматической связи второй половины припева с первой (и паки реку), весьма легко подумать, что и далее воспроизводится приветствие того же Архангела Гавриила, но только обращенное к Богоматери уже во утрие дня Воскресения Христова. Так и думают, не говоря о людях простых, некнижных, весьма многие ученые и даже авторитетные лица. Раскрывая мысль о том, что Ангелу, а не кому-либо другому поведено было сообщить Богоматери первую радостную весть о восстании Сыне Ее из гроба, последние ссылаются именно на слова разбираемого нами припева девятой песни Пасхального канона. Ссылка эта нам представляется делом недоразумения, но мысль, ею подтверждаемая, согласна с благочестивым, освященным веками преданием.

Нигде в Священном Писании не говорится о явлении Ангела Пресвятой Богородице с вестью о Воскресении Христовом; нет в нем упоминания и о тех, чтобы Богоматерь прежде всех видела воскресшего Сына Своего. А между тем, кому другому могла принадлежать преимущественная радость о Воскресении Господа, как не Той, Которая достойнее всех могла принять ее? Матерь Божия ближе всех из земнородных была к Иисусу Христу, и сердце Ее более других поражено было невыразимой скорбью при виде страданий и смерти Господа. Видя с Креста муки Своей Матери, Господь, в нежной сыновней заботливости о Ней, в предсмертные минуты поручил Ее попечениям Своего возлюбленного ученика. Возможно ли допустить, чтобы этот необыкновенный Сын необыкновенной Матери забыл о Ней в то время, когда настал час славы Его, когда Он явился на земле Победителем смерти и ада? Возможно ли подумать, чтобы Ему угодно было продлить страдания Той, от Которой Он принял плоть Свою, Которая Им жила и сердце Которой, пронзенное оружием при Распятии Сына и Госп ода, более всех нуждалось в утешении? Вот почему, при всем молчании Евангелистов, охотно соглашаешься со святым Григорием Паламой, что Богоматерь прежде всех, как и надлежало тому быть, узнала от Архангела Гавриила о Воскресении Сына Своего, что Она первой из земнородных удостоилась не только лицезреть воскресшего Спасителя и беседовать с Ним, но и прикоснуться к пречистым стопам Его. В Иерусалимском храме Воскресения, неподалеку от гроба Господня, до сих пор показывают место явления Воскресшего Своей Матери, а Святая Церковь неоднократно возвращается к этому событию в своих пасхальных песнопениях: воскресшего видевши Сына Твоего и Бога, радуйся со апостолы, Бого-благодатная. Чистая; и еже радуйся первее, яко всех радости Вина, восприял еси, Богомати Всенепороч-ная. Бога, Егоже родила еси плотию, из мертвых, якоже рече, воставша видевши, Чистая, ликуй. — в этих и подобных выражениях вспоминает она явление воскресшего Спасителя Богоматери.'Все это, конечно, так, предание о явлении Ангела с благовест ием о Воскресении и Самого Воскресшего Богоматери, освещенное веками, должно иметь в основании своем несомненное событие.

Но, однако, не это событие разумел песнотворец во второй половине припева к девятой песни Пасхального канона. Не к Ангелу, бла-говествовавшему Богородице о Воскресении Христовом, относил он слова: и паки реку, радуйся: Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувши, людие, веселитеся. Он говорил их от своего лица. Слагателю и певцу этих слов вполне естественно было призывать Богоматерь, а вслед за Нею и всех людей — всю Церковь к Духовной радости и веселию, но у Ангела, возвещавшего Богоматери о восстании Сына Ее из Гроба, глубокою ночью или же ранним утром, при гробе Воскресшего, не было видимого повода прибавлять к своему благовестию слова, людие, веселитеся, ибо некого было приглашать к веселью при скорбящей Богоматери.

Итак, внутренний смысл рассматриваемого припева, как он излагается в славянских богослужебных книгах и поется нами теперь, должен быть следующий: Ангел (в минуты Благовещения) взывал Благодатной: Чистая Дева, радуйся! И я (Творец песни) снова скажу, радуйся: Твой Сын воскрес тридневный из гроба, воскресивши и мертвых, веселитесь, люди!

Что именно таков подлинный смысл, говорят отчасти и другие припевы к той же девятой песни Пасхального канона. Например: Радуйся, Дево, радуйся, Благословенная, радуйся, Препрославленная: Твой Сын воскресе тридневен от гроба. Как в этих словах песнотворец ведет речь к Богоматери от своего лица, так он поступил и во второй половине припева: Ангел вопияше Благодатней.

Читайте также: