Доклад о памятнике архитектуры в санкт петербурге

Обновлено: 07.07.2024

Выдающиеся по своей выразительности памятники архитектуры в Санкт-Петербурге вызывают неизменно высокий интерес и неподдельное восхищение у всех людей, которым посчастливилось побывать в северной столице. Этот раздел сайта познакомит всех желающих с архитектурой Санкт-Петербурга. Тут можно найти множество фотографий, информацию об истории зданий, а также расположение архитектурных памятников на городской карте.

Популярные памятники архитектуры

Крепость в городе Кронштадт была заложена самим Петром Великим в 1723 году. Проект фортификационного сооружения разрабатывал французский мастер инженерного дела — Ганнибал А.П.

Возведение Толбухина маяка стартовало в 1719 г. по велению Петра Великого. В восемнадцатом столетии маяк был возведен из дерева. Каменную конструкцию сооружение получило лишь спустя век.

Китайский дворец олицетворял предпочтения российской знати в области внутреннего убранства, которое смогли воплотить в жизнь европейские мастера и художники, работая вместе с российскими мастерами.

Особняк промышленника Г. И. Веге построен в 1890 году неизвестным архитектором. Его внешний вид ничем не примечателен, но его богатый.

Миха́йловский или Инженерный за́мок — бывший императорский дворец в центре Санкт-Петербурга, построенный по заказу императора Павла.

Зоологический музей - старейший зоологический музей России, как самостоятельная единица был образован в 1832 году путём отделения от экспозиции Кунсткамеры.

Дворец был построен по распоряжению Екатерины II к бракосочетанию ее внука, князя Александра Павловича (будущего императора Александра I). Строительство.

Дом Зингера - одно из самых примечательных зданий на Невском проспекте, напротив Казанского Собора. Сейчас в этом здании находится Дом Книги - Центральный.

Ани́чков дворе́ц- один из императорских дворцов Санкт-Петербурга, у Ани́чкова моста на набережной реки Фонта́нки (Невский проспект, 39).

В 1898 году архитекторами В. И. Чагиным и В. И. Шене был построен дом для супруги булочного мастера — Евгении Карловны Гаусвальд.

Музей Хлеба рассказывает об истории и развитии хлебопечения, попутно показывая быт и культуру наших далеких предков. Огромное количество.

В 1740-х годах на этом участке по Миллионной улице находился дом начальника придворной конторы при императрице Елизавете Петровне Дмитрия.

Предыстория постройки особняка Эрнеста Игеля такова. В первой половине здесь было несколько деревянных строений — мыза коллежского асессора.

Николаевский дворец был построен в середине XIX века по проекту русского архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера. Примечателен тот факт, что в самом начале строительства в основание здания была заложена специальная доска с надписью об этом знаменательном событии, а также небольшой мешочек с монетами.

В особняке купцов Брусницыных, владельцев кожевенных мастерских соединились несколько архитектурных стилей. Образец эклектики, он сочетает в .

Михайловский дворец является памятником архитектуры высокого классицизма – ампира. Он был построен по типу загородной усадьбы с садом. Главный корпус.

На главной площади Санкт-Петербурга — Дворцовой — напротив Зимнего дворца, находится здание, вид которого является одной из .

Смольный – это один из символов Санкт-Петербурга, колыбель социалистической революции. Отсюда В.И. Ленин руководил Октябрьским восстанием и здесь.

На Каменном острове находятся несколько особняков, заслуживающих внимания. Один из них — особняк Фолленведера. Дом, построенный в .

Музей-усадьба Г. Р. Державина (наб. реки Фонтанки, 118) является уникальным мемориальным объектом, воссозданным в 2003–2011 годах. Городская усадьба.

Показать объекты по фильтру

В других городах

Фотографии

Особняк Фолленвейдера
Здание Сената и Синода
Дом Зингера (Дом Книги)
Особняк купцов Брусницыных
Аничков дворец
Особняк Фолленвейдера
Дача Гаусвальд
Дом графини А. Г. Лаваль
Новый Эрмитаж

Рассказать друзьям

Реклама

Красивые памятники архитектуры в Санкт-Петербурге

На всех бескрайних просторах России не найти более европейского города, чем легендарная северная столица Петра Великого. В Санкт-Петербурге можно полюбоваться на удивительные памятники архитектуры, напоминающие роскошные венецианские дворцы и старинные средневековые замки, русские и византийские храмы, католические и лютеранские церкви, а также на удивительные здания, возводившиеся по аналогии со скромными голландскими домиками. Северная Венеция действительно стала одним из самых красивых мегаполисов, который впитал и соединил в себе все лучшее из мировой архитектуры.

Сам по себе город на Неве смело может считаться выдающимся архитектурным памятником. Во многом это обусловлено тем, что Петербург, в противовес большинству европейских городов, изначально был запланирован как целостная система архитектурных ансамблей.

Отличительными особенностями Питера смело можно считать потрясающие городские ансамбли, грамотную регулярную застройку, преемственность опыта, а также удачное сочетание всевозможных архитектурных направлений и стилей. Вероятнее всего именно этим так ценны неповторимые по своей красоте памятники архитектуры в Санкт-Петербурге.

Необыкновенные строения, вызывающие неизменный интерес и восхищение туристов, выполнены во множестве различных стилей, среди которых в первую очередь стоит назвать барокко, модерн, классицизм, русский ампир, коммунальный авангард, конструктивизм, неоренессанс, рококо, эклектику и современный хай-тек. В городе на Неве вовсю торжествуют динамика, пышность форм, причудливость, роскошь и сложная криволинейность!

Санкт-Петербург считается первой культурной столицей огромной страны России. Благодаря Петру 1, который решил создать большой красивый город, в архитектуре Санкт-Петербурга собрано множество европейских стилей. В нем собрано очень много памятников и архитектурных зданий, соборов, музеев и отличные парки отдыха.

Более пятнадцати стилей собрано в городе Санкт-Петербург, он буквально поражает человеческий взор своим великолепием. Все выполнено по европейским канонам и соответствует традициям зодчества.

Основными направлениями в стиле являются петровское и елизаветинское барокко, хотя Елизавета дочь Петра не принимала такого участия в строении города как ее отец. Так же к 18 веку относится и классицизм во времена правления Екатерины Великой. В ее эпоху царила гармония и порядок, выражаясь в простоте величия страны.

В девятнадцатом веке преимуществом пользовался такой стиль как ампир и эклектизм. При ампире, который был востребован во Франции, являлся завершением классицизма в России. Когда на смену пришел русский модерн, то особое внимание уделяли цвету архитектуры.

Для памятников, которых в Петербурге огромное количество использовались различные породы цветных камней, это были гранит, лазурит, мрамор и множество других разноцветных камней. Гранит особенно пользовался популярностью, ведь он был прочный, и его можно было добывать большими глыбами, что очень удобно.

Когда строился Санкт-Петербург, то было написано много планов, ведь город возводился по облику европейских стран. С первых дней возведения петербургская архитектура соперничала с московской. Так же в Петербурге присутствуют и египетские отблески архитектуры, так например сфинксы, стоящие в городе на реке Нива. Они являются главным символом города.

Санкт-Петербург является мегаполисом, который собрал в себя множество различных архитектур и является отзвуком многочисленных эпох. При создании Петербурга Петр 1 хотел построить идеальный город с идеальными улицами и домами, в котором людям жить будет уютно и хорошо. Петр 1 очень долго работал над планами города и взял за основу красоту городов европейских стран, что сделало Санкт-Петербург столь прекрасным городом.

Каждый правитель вложил в город частичку себя и хотел вложить в него душу. Санкт-Петербург завораживает красотой улиц и многочисленными архитектурными строениями.

Архитектура Санкт-Петербурга

Архитектура Санкт-Петербурга

Я очень люблю посещать живой уголок, там у нас много разных забавных животных. Нравится после школы бежать туда и наблюдать за ними, ухаживать, кормить и играть.

Франция это большая страна, находящаяся в Западной Европе. Площадь занимаемых территорий составляет около 550 тысяч кв. км. Столица город Париж. Население Франции более 64 миллионов человек. Жителей называют – французами. Официальный язык

Саблерогие ориксы (антилопы) – красивые и своеобразные антилопы, относящиеся к семейству лошадиных, черных антилоп и аддаксам.

Архитектура была всегда неразрывно связана с исторической эпохой и являлась отражением настроений в обществе, политической идеологии или концептуальным выражением происходящих процессов. Петербург, долгое время будучи столицей страны, стал местом для архитектурных экспериментов и сохранил в себе яркий отпечаток каждого периода, нашедшего своё отражением в том или ином архитектурном стиле.

Барокко

Одним из первых архитектурных стилей Петербурга стал барокко, популярный в Европе на момент основания города в 1703 году. Первые здания в центре строились именно в этом стиле: от Петропавловского собора на Заячьем острове до застройки Университетской набережной.

Пётр I вдохновился барокко, путешествуя по Европе, поэтому главными приглашёнными в Петербург архитекторами стали именно европейские мастера: Доменико Трезини, Бартоломео Растрелли, Жан-Батист Леблон.

В барочном стиле строились дворцы, особняки, загородные резиденции, соборы и церкви. Самыми яркими примерами являются Зимний дворец, дворец Строгановых, Смольный, Петропавловский и Сампсониевский соборы.

Для барокко характерен пышный декор, изящество линий, ориентация на эпоху Возрождения и сочетание больших и малых форм. В Петербурге он претерпел изменения с течением временем, поэтому сейчас разделяют Петровское и Елизаветинское барокко.

Петровское барокко

При Петре I барокко было относительно скромным и строгим, чем значительно отличалось от стиля, характерного для Западной Европы. Пётр активно участвовал в проектировании главных зданий, а потому в них заметно выражены его личные предпочтения: стремление к простоте, сдержанной роскоши без излишеств. Таким образом столь непривычная на первый взгляд для России вычурность барокко нивелировалась относительно минималистичной адаптацией при Петре. Эти типичные черты сохранились и при Анне Иоанновне.

Характерные примеры: Кикины палаты, здание Двенадцати коллегий и Летний дворец.


Елизаветинское барокко

Классицизм

Классицизм стал развиваться одновременно с барокко со второй половины 18 века и позже вытеснил все остальные стили в архитектуре на несколько десятилетий. Большая часть известных достопримечательностей города относятся именно к классицизму.

Расцвет классицизма приходится на период правления Екатерины Великой и эпоху Просвещения. Внимание архитекторов обращается на античные ордеры, скульптуры и композиции. Привычные сейчас античные скульптуры на фасадах домов тогда были новаторством для Петербурга и России и смотрелись весьма необычно.

Классицизм разделяют на ранний, строгий и поздний, постепенно переходящий в русский ампир. Эпоха правления каждого императора начиная с Екатерины II и заканчивая Александром II нашла своё отражение в реализации проектов классицизма.

В раннем классицизме строились только дворцы, загородные резиденции и административные здания. Позже произошла первая демократизация в обществе и, соответственно, в архитектуре: в одном стиле стали строиться и царские, и дворянские усадьбы и особняки, что нельзя было представить при барокко. Барочная пышность стала казаться неуместной и избыточной.

Характерными чертами, помимо обращения к античности, является унификация и продуманность всего архитектурного комплекса (улица Росси, главные площади города). Это спокойное изящество и утверждение императорской власти без лишнего пафоса. Часто именно этот период называют золотым веком архитектуры.

Примеры: Михайловский дворец, Таврический дворец, большинство известных загородных резиденций, Академия художеств, комплекс зданий на улице Росси.


Русский ампир

Русский ампир продолжил развитие классицизма и стал отражением ростом национального самосознания и утверждении Российской империи на международной арене. В монументальных проектах архитекторы стремились отразить военные успехи России того времени (Отечественная война), продемонстрировать достижения (Адмиралтейство — морской флот) и императорскую власть (Триумфальные арки).

Не отступая от традиций классицизма, стал широко использоваться декор на военную тематику и усилилось влияние античности (скульптуры, колонны, пилястры). Ориентация на античность была отчасти политической: сравнение российского императора с греческими и римскими, отсылки к событиям Римской империи и Древней Греции (Александровская колонна).

Ампир перестал быть актуальным вместе с изменением общественных настроений: это нестабильность, ускорившаяся демократизация после отмены крепостного права и отсутствии тотального контроля за всеми архитектурными проектами.

Главные примеры: арка Генерального штаба, завершившая ансамбль Дворцовой площади, Адмиралтейство, Нарвская и Московская триумфальные арки.

Многие элементы русского ампира вернулись позже, но при схожих обстоятельствах — в 1930-1950-е годы: демонстрация военной мощи, абсолютной власти и монументализма.


Эклектика

Эклектика отразила меняющиеся настроения в обществе и снятие тотального контроля над градостроительством. Одновременно происходит как обращение к западноевропейским тенденциям, так и возрождение национальных идей, что находит своё отражение в неоготике и неорусском стиле соответственно. Развитие технологий позволяет осуществлять смелые идеи и реализовать новые смелые проекты.

Необарокко

Короткое возрождение барокко пришлось на вторую половину 19 века. Теперь пышные барочный декор обычно сочетается с классицизмом или неоренессансом. Его главный архитектор в Петербурге — Штакеншнейдер, спроектировавший дворец Белосельских-Белозерских на Невском проспекте, по которому особенно хорошо заметно вдохновение проектами Расстрелли.

Другие примеры: особняк Бутурлиной, Юсуповой, дом Разумовской.


Неовизантийский стиль

Невизантийский — или псевдовизантийский — стиль был не так популярен в Петербурге, однако оставил несколько выдающихся примеров. В первую очередь это Морской собор Николая Чудотворца в Кронштадте, богато украшенный как снаружи, так и изнутри. Также следует отметить церковь Милующей иконы Божией Матери на Васильевском острове, Иоанновский монастырь на Карповке и Казанскую церковь Новодевичьего монастыря. Один из самых ярких примеров не сохранился — это Греческая церковь, снесённая в середине XX века.

За основу стиля был взят собор Святой Софии в Константинополе/Стамбуле и другие элементы средневековой византийской архитектуры. В России он получил особую интерпретацию, смешавшись с традициями русского зодчества. При этом сохраняются главные черты: низкие купола, где главный купол больше других, единый церковный зал, широкое использование мозаики в декоре.



Неорусский стиль

Неорусский стиль сочетает в себе традиционные русские архитектурные элементы с неовизантийским стилем, модерном или романтизмом. Отчасти он вырос из псевдовизантийского стиля, но всё больше обращался к русским традициям. Происходит подражание древнерусскому зодчеству, что отражало тенденцию возрождения к национальным идеям и народной культуре. Такие дома напоминают сказочные теремы и древнерусские церкви, но при этом имеют другую конструкцию и зачастую воспроизводят лишь древнерусский декор.

Стиль особенно необычен для Петербурга, до этого момента в основном ориентировавшегося на европейские традиции и античные образцы. Возможно, поэтому он не получил большого распространения и сейчас скорее ассоциируется с Москвой, где был распространён намного больше и смотрелся органичнее.

Самые яркие петербургские примеры: Спас-на-Крови, дом Никонова на Колокольной улице, доходный дом Басина. Многие неорусские проекты были снесены (Борисоглебская церковь на Синопской набережной, Захарьевская церковь на Звенигородском проспекте) или перестроены.


Неоготика

Неоготика стала важным отражением периода архитектурной эклектики. Средневековой готики в России не было, поэтому возрождение стиля происходило через воспроизведение отдельных элементов западноевропейских соборов: в основном, шпили, арки и готические своды.

Самые яркие примеры: Чесменская часовня, кирха святого Михаила на Васильевском острове, храм Петра и Павла в Парголовском парке, Готическая капелла в Петергофе. Элементы псевдоготического стиля встречаются не только в религиозных постройках. Например, в доме на 5-й линии, 46 или в больнице на Лиговском проспекте, 2-4.


Промышленная архитектура

Активное развитие промышленности в Петербурге со второй половины XIX века способствовало резкому росту строительства новых заводов, фабрик, мануфактур. Это были и крупные комплексы на окраинах, которые сформировали новые районы (проспект Обуховской обороны), и компактные предприятия в самом центре.

Пик промышленности в России оставил большое наследие как архитектурных памятников, так и непосредственно предприятий, которые до сих пор работают по своему первоначальному предназначению.

О промышленной архитектуре Петербурга XIX-XX века со множеством примеров есть отдельный пост.


В советское время центр промышленного производства переместился в столицу и другие регионы, поэтому предприятия в функциональном и модернистском стиле шире представлены именно там. В Санкт-Петербурге можно выделить мясокомбинат имени Кирова на Московском проспекте, Левашовский хлебозавод.

Модерн

Модерн стал поистине революционным стилем, отрицавший устоявшиеся традиции. Он пришёл в Россию из Европы с некоторыми изменениями. Самые яркие петербургские примеры модерна: дом Зингера и Елисеевский магазин на Невском проспекте, Витебский вокзал. В них можно проследить главные черты стиля: плавные линии, нетрадиционные конструкции и изящный декор на сказочные темы, большое внимание к деталям и интерьеру.

Как и другие, этот стиль являлся отражением эпохи. Переломный момент на рубеже веков поставил под сомнение существующие традиции, а развитие технологий позволили расширить возможности строительства и использовать более сложные элементы и конструкции.

В конце XIX века в стиле модерн в основном строились особняки, галереи и магазины. Однако позже он стал более массовым и распространился на доходные дома, религиозные постройки и даже промышленные предприятия.

Подробнее о характерных особенностях, истории зарождения и распространения модерна в России и Европе — здесь.


Северный модерн

Помимо пышных особняков в Петербурге стали появляться дома в более сдержанном и скандинавском подвиде стиля — северном модерне или национальном романтизме. Для него характерно использование натуральных материалов, необработанного камня и фольклорных сюжетов в декоре. Более суровые на первый взгляд дома часто напоминают замки, но их неприступный вид сочетается с изяществом модерна, яркими декоративными деталями, выраженными через витражи, мозаику и майолику. О северном модерне есть отдельный подробный пост.

Конструктивизм

Конструктивизм появился в первые советские годы, когда всё искусство, включая архитектуру, стало источником распространения новых идей. Его главные черты — функциональность и минимум декора — были продиктованы как экономией после Первой мировой войны и революции, так и советской идеологией, диктующей архитектуру без излишеств.

Конструкция здания и план каждого помещения планировались исходя из функции, которые они будут осуществлять. Это хорошо заметно в ДК имени Горького, Московском райсовете и практически всех постройках той эпохи. Для жилых зданий проектировался общий быт со столовой, библиотекой, детским садом (дом-коммуна инженеров и писателей, дом Политкаторжан).

Минималистичный декор был по-своему изящен: это ленточное остекление, цилиндрические формы, асимметрия и противопоставление горизонталей и вертикалей. В Петербурге сформировался свой подстиль, который называют ленинградским авангардом.


Отдельно стоит отметить рабочие городки и жилмассивы, которые стали массово строиться в эпоху конструктивизма. Лучшие примеры этого простого и функционального жилья с нестандартными решениями и оригинальным декором: жилгородок на Тракторной улице и на проспекте Стачек. О рабочих городках разных периодов можно почитать в здесь.

Сталинский неоклассицизм

В сталинском ампире — или неоклассицизме — отражалась идеология довоенного и послевоенного периода. Утверждение единой власти, военной мощи, промышленности, индустриализации и пафос тоталитаризма пронизывали архитектуру ключевых проектов эпохи. Отчасти заимствовались традиции русского ампира 19 века: широкое использование античных элементов, колонн, арок, военной символики. Однако изменился масштаб строительства, технологии, материалы и добавились некоторые конструктивистские элементы. Самые амбициозные проекты осуществить не удалось из-за Великой отечественной войны, но была спроектирована единая застройка целых районов, которая сохранилась в Московском и Кировском районе, а отдельные здания встречаются практически повсеместно.

Самый яркий проект эпохи — Дом Советов на Московском проспекте, который должен был стать началом строительства нового центра города.


Плановая застройка


Советский модернизм

Чаще в соцмодернизме строились административные учреждения, спортивные стадионы, промышленные предприятия и жилые дома. Самые яркие проекты второй половины XX века, которые часто вызывают полярные чувства у жителей, относятся как раз к этому стилю (БКЗ, дома на Смоленской набережной).


Современный стиль

С середины 90-х годов не существовало чёткого градостроительного плана, поэтому за 20 лет появилось довольно много неудачных проектов и хаотичной застройки. Отчасти происходило копирование классических элементов, отчасти — широкое использование сплошного остекления и массивных бетонных блоков. Большинство зданий этого времени подвергается критике, а также инициировало уничтожение архитектурного наследия.

Удачные примеры стали появляться только в последние десятилетия после переориентации на актуальные мировые тенденции строительства. К ним можно отнести Невскую Ратушу, дом на Ковенском, 5, новая сцена Александринского театра, реконструкция Главного штаба.


Фасадизм

В последние годы вместо уничтожения архитектурных памятников применяется технология фасадизма: когда сохраняется или восстанавливается исторический фасад, а всё остальное перестраивается и дополняется новыми конструкциями. Считается, что фасадизм позволяет сохранить облик исторической застройки центра города и модернизировать здания.


Вступайте в группу Вконтакте и следите за новыми постами и другими фотографиями.

10 архитектурных шедевров Санкт-Петербурга

Облик современного Петербурга создавался на протяжении нескольких веков. В исторической части города переплетены десятки архитектурных стилей, переводящих нас из эпохи в эпоху. Мосты и скульптуры, парковые комплексы, загадочные дворы-колодцы, дворцы, музеи и соборы — всё это отражает несколько веков жизни Петербурга.

В формировании города участвовало множество талантливых архитекторов, скульпторов, художников. Многие из них были приглашены из Италии, Голландии, Германии. Мы хотим представить вашему вниманию несколько ярчайших шедевров архитектуры, без которых образ Северной столицы казался бы нам незавершённым. Все эти строения — образцы архитектурных стилей разных эпох. Предлагаем познакомиться с их историей поближе.

Академия имени А.Л. Штиглица

Академия Штиглица — высшее учебное заведение, где подготавливают специалистов в сфере изобразительного искусства и дизайна. В народе до сих пор в ходу предыдущее название заведения: нередко можно услышать, как академию по старинке называют Мухинским училищем. Здание академии спроектировал известный архитектор Максимилиан Месмахер, который стал первым директором существующей ныне академии. В 1876 году, благодаря барону Александру Штиглицу, в здании было основано Центральное училище технического рисования, именуемое с 1953 года художественно-промышленным училищем имени В.И. Мухиной, а после 1994 года — художественно-промышленной академией имени А.Л. Штиглица. В проектировке учебного здания, где в первые годы после основания располагался музей прикладного искусства, участвовали архитекторы А.И. Кракау и Р.А. Гедике. Музей, который открылся в отдельном здании в 1896 году, - основная гордость академии и по сей день. За десятилетия существования там собралась большая художественная коллекция различных культур, памятники нескольких эпох, изделия из текстиля, бронзы, фарфора. Уникальным памятником является само здание музея, по архитектурному стилю относящееся к историзму. Работая над проектом, Месмахер создал отдельные элементы здания на примере итальянского ренессанса. В настоящее время здание музея Штиглица насчитывает 14 залов. Экскурсия в такой музей — это возможность увидеть тысячи предметов прикладного искусства, начиная от эпохи Античности, заканчивая современным временем.

Адрес: Соляной переулок, 13-15.

Буддийский храм

Буддийский храм, или Дацан Гунзэчойнэй, был построен в Санкт-Петербурге ещё в начале XX века, когда буддизм набрал популярность в аристократических кругах Северной столицы. Начало строительства было заложено благодаря бурятскому ламе Агвану Доржиеву. Дацан стал первым зданием в тибетском стиле, построенным на европейской территории России. Его главный архитектор — Гавриил Барановский, а витражи оформил Николай Рерих. В строительстве участвовал комитет учёных-востоковедов, а статуя Будды была подарена королём Сиама. Буддийский храм совмещает в себе два стиля — тибетский, как основной, и северный модерн, как второстепенный. Здание храма — это центральный зал для буддийских служб, монашеские кельи и четырёхъярусная башня. В военные годы дацан закрылся, а его здание использовалось не по назначению — в качестве радиостанции и лаборатории Зоологического института. Лишь после 1990 года его восстановили, и по сей день он является крупным центром развития буддизма. В его стенах проводится множество мероприятий, осуществляется приём буддийских врачей, а также работает кафе, где можно познакомиться с бурятской кухней. Дацан открыт с 10 до 19 во все дни, кроме среды. Подробное расписание ищите на официальном сайте дацана и в группе.

Адрес: Приморский проспект, 91.

Дом Зингера

Адрес: Невский проспект, 28.

Дворец Белосельских-Белозерских

Пересекая Невский проспект и Фонтанку, нельзя не обратить внимание на величественное строение в стиле необарокко — дворец Белосельских-Белозерских. Окончательный вид здание приобрело благодаря архитектору А.И. Штакеншнейдеру. В 1848 дворец был переделан из трёхэтажного строения, спроектированного Ф.И. Демерцовым, по просьбе князя Белосельского-Белозерского. Он хотел увидеть окончательный вариант дворца в стиле Растрелли, но, к сожалению, скончался раньше, чем строение достроилось. После окончания работ здесь устраивались светские мероприятия, позже здание стало владением князя Сергея Алексанровича (сына императора Александра II), а в 1911 году было передано князю Дмитрию Павловичу — племяннику Елизаветы Фёдоровны. Место, на котором стоит дворец, исторически обрело мистическую славу: поговаривают, что здесь видели своих двойников императрица Анна Иоановна и Пётр Андреевич Вяземский. В XX веке во дворце Белосельских-Белозерских размещался районный комитет, государственное учреждение культуры и музей восковых фигур. Лишь в 2003 году здесь возобновились реставрационные работы. В настоящее время в здании восстановили интерьеры залов с отделкой XIX века. Среди них выделяют Зеркальный и Дубовый залы, гостиные и картинные галереи. В дворце Белосельских-Белозерских проходят музыкальные и театральные мероприятия, с расписанием которых можно ознакомиться в группе, а также сюда можно попасть в составе экскурсионной группы.

Адрес: Невский проспект, дом 41.

Особняк З.И. Юсуповой на Литейном

Литейный дом княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой был построен под руководством архитектора Людвига Бонштедта в 1858 году, однако проект строительства разработал Гаральд Боссе в 1852 году. Двухэтажное здание выполнено в архитектурном стиле необарокко, и выполнено в духе итальянского Возрождения. Интерьеры дворцовых залов отличаются особой роскошью. Княгиня проявляла особый интерес к искусству: в особняке была собрана редкая коллекция живописи Западной Европы, а плафоны по её просьбе оформил известный живописец Н.А. Майков. Здание полностью облицовано песчаником, фасад особняка отделан колоннами. Последним полноправным владельцем дома был Феликс Юсупов, а уже в 1908 году особняк стал арендоваться театральным клубом. В военное время тут размещался госпиталь, Польский дом просвещения Ю.Ю. Махлевского и Дом политического просвещения. В настоящее время в здании проводятся театральные и музыкальные вечера, выставки и экскурсии. Дворец включает в себя несколько гостиных и роскошных залов, в том числе театральный зал с бельэтажем. Ознакомиться с афишей и стоимостью билетов можно здесь и здесь.

Адрес: Литейный проспект, дом 42.

Мариинский театр

Один из ведущих музыкальных театров ведёт свою историю с конца XVIII века, а указ о его строении издала императрица Екатерина Великая. Изначально театр звался Большим и представлял собой огромное строение в стиле ампир. Своё название музыкальный театр получил в честь императрицы Марии Александровны. Здание было спроектировано архитектором Антонио Ринальди, внутренней отделкой занимался Тома де Томон, однако в 1811 году большая часть театра была уничтожена пожаром. Современная отделка Мариинского театра — результат трудов Альберто Кавоса, который внёс изменения в устройство здания — изменил форму зрительного зала, увеличил его величину и убрал колонны. Долгое время театр был императорским. Первый театральный сезон после реконструкции был открыт в 1860 году, а через несколько десятилетий театру вновь суждено было перестроиться по проекту Шретера: к основному зданию был присоединён новый корпус, деревянные конструкции заменились металлическими, и здание приобрело более строгий, деловой вид. В Мариинском театре служили и выступали артисты, чьи имена известны всему миру: Фёдор Шаляпин, Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Галина Уланова и многие другие. С 1920 года Мариинский театр стал академическим. Узнать расписание, ознакомиться с составом труппы и афишей мероприятий вы можете на сайте и в группе театра.

Адрес: Театральная площадь, дом 1.

Доходный дом Ш.З. Иоффа

Наверняка вы помните высокую башню с куполообразной крышей на легендарных пяти углах: знаменитый дом с башенкой, выполненный в стиле неоклассицизм, - это и есть доходный дом купца Иоффа. На данный момент облик Петербурга нельзя представить без него, но свой окончательный утончённый вид строение приобрело лишь в прошлом веке. Это великолепное здание было построено по проекту Александра Лишневского в 1913 году. В XIX веке на месте доходного дома было поместье купцов Лапиных, а позже его владельцем стал Ш.З. Иофф, который приобрёл помещение в деловых целях. В этом доме располагалось шесть квартир, в одной из которых проживал сам владелец. Первый и второй этажи, предназначенные для торговых залов, перерастают в следующие, более утончённые и причудливые. Верхние этажи украшены венецианскими окнами, карнизами, кариатидами. В этом доме жили такие известные люди как Н.А. Некрасов, Лидия Чуковская, учёный Матвей Бронштейн, а частой гостьей Лидии Чуковской была сама Анна Ахматова. Кроме того, дом Иоффа прославился тем, что на втором этаже раньше располагался крупнейший для начала XX века кинотеатр. В настоящее время в здании расположены отели, рестораны и магазины.

Адрес: Улица Рубинштейна, 40/11.

Дворец великого князя Владимира Александровича (Дом учёных)

Дом учёных имени М. Горького — это бывший дворец Великого князя Владимира Александровича. Он был создан по проекту архитектора А.И. Резанова. Архитектор начал работу на месте расположения бывшего особняка, а работы велись на протяжении нескольких лет с 1867 года. Дворец стал художественным показателем архитектурного стиля историзм, а его изысканные парадные были выполнены в стиле рококо. Гостиные дворца соединили в себе несколько стилей: готический, мавританский, русский и ренессанс. С 1920 года дворец стал занимать дом учёных. Первые научные заседания стали здесь организовываться после 1930 года. В военные годы дом учёных продолжал поддерживать свою деятельность. В настоящее время здесь регулярно проводятся концерты, музыкальные вечера, театральные постановки, работают детские студии. Если же вы хотите подробнее узнать об истории здания, то рекомендуем вам посетить экскурсию.

Адрес: Дворцовая набережная, дом 26.

Здание Российской Национальной Библиотеки

Российская национальная библиотека входит в список крупнейших мировых библиотек. Несколько раз здание библиотеки меняло названия. Официально оно успело побыть Императорской публичной библиотекой, библиотекой имени М.Е. Салтыкова-Щедрина и Государственной публичной библиотекой. Инициатором создания публичной библиотеки стала Екатерина II, а спроектировал его архитектор Е.Т. Соколов. Строительство масштабного здания шло более пятнадцати лет. Архитектурные образы старого здания привлекают внимание издалека: между колоннами на его фасаде виднеются скульптуры древних философов. Открытие состоялось лишь в 1814 году, а к следующему веку библиотечный фонд насчитывал свыше трёх миллионов книг. Во время Великой Отечественной войны книжная коллекция серьёзно пострадала, но библиотека продолжала работать в привычном режиме. К концу 2003 года у здания библиотеки появился филиал в спроектированным архитектором В.Н. Щербиным здании на Московском проспекте. Новое здание оборудовано читальным залом на 2000 мест и специализированными залами. Главный корпус остался на пересечении Садовой улицы и Невского проспекта. На официальном сайте вы сможете узнать о новостях библиотеки, прочитать подробную историю и увидеть электронные каталоги.

Адрес: площадь Островского, дом 1/3.

Мраморный дворец

Вот уже более двух десятилетий мраморный дворец является филиалом Русского музея. Мраморный дворец строился на месте сгоревшего Почтового дома. Его строительством занимался Антонио Ринальди. Итальянский архитектор был привлечён Екатериной II в 1768 году для строительства этого грандиозного дворца, который она задумывала преподнести в качестве подарка для своего фаворита — Григория Орлова. Более того, есть сведения, что императрица сама участвовала в рисовании проекта. Главная особенность здания — в отделке его фасада. При строительстве дворца применялось более тридцати видов мрамора. Внутренние интерьеры дворца восхищают роскошью: проект парадной лестницы из мрамора принадлежит Ринальди, а скульптуры выполнены Фёдором Шубиным. В оформлении внутреннего убранства участвовал художник Стефано Торелли, скульптор М.Козловский, лепщик А.Бернаскони. Дворец успел стать родовым домом князей династии Романовых, а в XX веке тут была Российская академия истории материальной культуры и филиал Центрального музея Ленина. После 1992 года дворец стал филиалом Русского музея. Подробности о коллекциях музея и информацию об условиях посещения вы найдёте на официальном сайте, посвящённому Мраморному дворцу.

Адрес: улица Милионная, дом 5/1.

Пешие прогулки по Петербургу — познавательное и захватывающее занятие, однако количество архитектурных шедевров в городе настолько велико, что не хватит и месяца для ознакомления со всеми. Подробное изучение города требует времени и сил — тут на каждой улице, в каждом дворе и в каждом доме спрятаны сотни тайн, загадок, интересных фактов. Авторские экскурсии по Санкт-Петербургу превратят исследование архитектуры в увлекательное и вдохновляющее путешествие, позволяющее проникнуться духом каждой эпохи и каждого исторического периода существования города. Архитектурные шедевры Северной столицы не ограничиваются этими десятью зданиями и легко могут перерасти за сотню. Отправляясь исследовать архитектурную область Петербурга, вы легко сможете составить свой список мест, которые вас восхищают и вдохновляют.

Читайте также: