Доклад о никольском соборе в великом новгороде

Обновлено: 02.05.2024

Николо-Дворищенский собор

Прежде всего Николо-Дворищенский собор, или Никольский собор на Ярославовом Дворище, знаменит проведением у его стен Новгородского Вече. Постройку инициировал в 1113 году князь Мстислав, сын Владимира Мономаха, завершено возведение через 23 года. Освящение храма совпало с изгнанием Всеволода Мстиславовича, провозглашением независимости Новгорода и основанием феодально-вечевой республики.

Архитектурной стилистикой здания Николо-Дворищенский собор схож с Софийским, который расположен в Детинце, и одноименным киевским. На высотной фотографии наш объект обозначен стрелкой от надписи, кремлевский же, за Волховом и звонницей, заметен своими куполами. Плотная застройка княжеского Дворища позволяет одновременно видеть несколько разнообразных построек. Юго-западнее – церковь Жен Мироносиц, колокольня которой соединена с Воротной башней, севернее – церковь Параскевы Пятницы на Торгу.

Николо-Дворищенский собор, официально - Никольский, получил от новгородцев народное название по месту своего нахождения, резиденции Ярослава Мудрого.

От других храмов Николо-Дворищенский собор отличается более обширным притвором из двух этажей. С северной стороны притвор охватывает весь основной четверик, кроме апсиды, покажем это на заключительном фото. Стены главного здания контрфорсами разделено на закомары, которые в перекрытии образуют своды кровли. Пять световых барабанов купольных глав храма насчитывают 24 оконных проема. На западном притворе крыша скатной конструкции, спереди в нее врезан навес ризалита.

Заметная отличительная черта Николо-Дворищенского собора – его внушительный притвор, вмещавший первоначально княжеские помещения.

Волны позакомарной кровли повторяются в украшениях верха цилиндрических барабанов, покрытие переходит в полусферы куполов. В оконные проемы вставлены щиты с отверстиями, уменьшающие интенсивность световых потоков. Таким образом сберегаются оставшиеся фрагменты древних иконописных работ, которые хранит Николо-Дворищенский собор. О них говорится на памятной мраморной доске, сохраненной у входа в храм вместе с современной. На ней даже не стали маскировать изменения, внесенные в хронологию строительства.

Мраморная памятная доска на фасаде Николо-Дворищенского собора называет храм его официальным именем и коротко рассказывает об истории.

Уточненные даты выбиты на основании научных исследований, проведенных с использованием точных методов анализа материалов. Название храма указано официальное, тогда как Николо-Дворищенский собор – просторечие, указывающее на расположение. Подцерковьем в тексте пояснения названа часть здания, которая за истекший период превратилась в цокольный этаж. Остальная информация повторяет уже сказанное в обзоре, лаконично и понятно. Остается воочию убедиться, что же осталось от древней живописи.

Что хранит Николо-Дворищенский собор

То немногое, что осталось от декора алтарного иконостаса, — совсем не первичные украшения. Его отделка и позолота были выполнены сравнительно недавно, в начале прошлого века, к двойному юбилею. Тогда 300-летие династии Романовых (1913 год) совпало с 800-летием закладки храма. На сей раз большевики к разрухе непричастны, Николо-Дворищенский собор не закрывался, службы не прекращались. Критичным для внутреннего убранства мог быть период оккупации во время Великой Отечественной войны, когда здесь были немецкие казармы.

Практически отсутствующим внутренним убранством, удаленной штукатуркой Николо-Дворищенский собор первоначально ошеломляет своих посетителей.

Створки Святых врат открывают вид внутрь алтаря, стены которого очищены от всех наслоений. Росписи под сводом апсиды рассмотрим позднее, на ближнем плане хорошо видны подробности декоративного убранства. Накладные элементы выполнены довольно красочно, удалены почему-то выборочно. Совсем не осталось икон, скорее всего переданы другим храмам в 1962 году, когда Николо-Дворищенский собор был упразднен. Он разделил участь половины действовавших после войны храмов РПЦ, закрытых при хрущевском гонении на церковь.

Многочисленные световые проемы в стенах и барабанах Николо-Дворищенского собора закрыты щитами, уменьшающими освещенность для сохранения фресок.

Идеологической основой притеснения религии была третья программа КПСС, принятая в 1961 году. Документ всерьез обещал существовавшему поколению жизнь при коммунизме, по принципу – от каждого по способностям, каждому — по потребностям. Религия в насаждаемую коммунистическую идеологию категорически не вписывалась, храмы становились в лучшем случае музеями, в худшем – хозяйственными строениями. Музейное положение сохранило Николо-Дворищенский собор от наихудшего, но церковью древний храм востребован не был.

Сохранившиеся росписи разных времен

Известнейший библейский сюжет Тайной вечери исполнен в 1836 году иконописцем Веригиным Герасимом Семеновичем. Это далеко не копия знаменитой росписи Леонардо да Винчи, как мозаика Джакомо Рафаэлли в венской церкви Миноритов. Однако смысл изображенного не изменен, несмотря на разницу с предыдущими иллюстраторами. Малоизвестный русский художник рисовал собственное восприятие священного текста, не оглядываясь на авторитеты. Да и неизвестно, был ли он знаком с предыдущими воплощениями.

Среди росписей XIX века, украшающих Николо-Дворищенский собор, есть и библейский сюжет Тайной вечери, отличающийся от росписи Леонардо в Риме.

В правой от Тайной вечери стенной арке – наиболее сохранившийся фрагмент первичной росписи. Ею украсили Николо-Дворищенский собор после возведения художник, нам неизвестный, следовавший византийским и киевским иконописным традициям. Особенно заметно мелирование светлым тоном на челе изображенного Лазаря, жителя селения Вифания, воскрешенного Иисусом Христом. Именно за это почитают христиане кипрского епископа, еще 30 лет прожившего после чудесного оживления.

Наиболее сохранившимся фрагментом первоначальной росписи Николо-Дворищенского собора остается изображение Лазаря, воскрешенного Иисусом Христом.

В симметрично расположенной левой арке изображение практически утрачено, осталась лишь непонятная верхняя часть. Здесь реставраторам пришлось обрубить немного позднейшей росписи ради обследования состояния стеновой кладки. Оно признано вполне удовлетворительным для сохранения в существующем виде, как музейной экспозиции. Оставшиеся росписи не вызывают опасений, однако солнечный свет допускается внутрь в ограниченном количестве. Только так можно предотвратить осыпание фресок, часто происходящее на свету.

При проведении реставрационных работ Николо-Дворищенского собора важно было убедиться в надежности конструктивных элементов, не удаляя полностью росписи.

От осмотра недоступного в действующих храмах алтарного пространства остается двойственное впечатление. Это не нарушение канонов, поскольку отсутствует обрядовая атрибутика, но беспокойное чувство присутствует. С другой стороны, состояние конструктивных элементов для здания такого возраста просто превосходное. Не совсем понятна ни остановка реставрационных работ, ни отсутствие попыток вернуть реликвию в лоно церкви. Задавать вопросы здесь некому, остается продолжить визит в Николо-Дворищенский собор.

Церковные хоры, они же – бывшие княжеские покои

Первоначально Николо-Дворищенский собор сообщался с княжеским дворцом, поскольку был задуман домовой церковью. Изгнание правителя и становление республики передало храм новгородскому владыке, сделало вечевым. Здесь была своеобразная охраняемая территория, где могли укрываться преследуемые до разборок по сути обвинений. Хоры занимали верхний ярус притвора, их балкон выходил в основное храмовое пространство. Сохранившиеся росписи стен и сводов красочны и привлекательны до сих пор.

Частично наиболее поздние росписи Николо-Дворищенского собора при реставрации удалось сохранить, они до сих пор выглядят замечательно.

Под балконом хоров – еще одна работа Веригина, Принесение круглой иконы святого Николы в Новгород. Местные легенды повествуют об исцелении этим образом болезни князя Мстислава, предположительно от кожной проказы. Круглые иконы восходили к византийской иконописи, а святой Николай издавна почитается всеми ветвями христианства. Даже Санта Клаус – производное от его немецкого имени, это прародитель всех версий Дедов Морозов. Благодарный за излечение князь назвал собор именем святителя.

Наибольший интерес посетителей Николо-Дворищенского собора вызывает роспись Принесение круглой иконы святого Николы в Новгород на стене под хорами.

Много известно преданий и легенд об этой иконе, которые продолжают занимать серьезных ученых. Велико количество статей с версиями и толкованиями происхождения образа, вариантов его появления на новгородской земле. Публикации используют в диссертациях, подтверждают либо опровергают, умножая количество наделенных ученой степенью. Все они со временем забудутся, но Николо-Дворищенский собор останется вечной реликвией. Теперь он – составная часть Новгородского музея, навсегда ли – нам неведомо.

Музейная экспозиция новгородских древностей

Превозносить как неповторимую и уникальную, здешнюю музейную экспозицию достаточных и весомых оснований нет. Однако привлекает подлинность экспонатов, непосредственная связь с экспонирующим зданием. Старинные планы и зарисовки, снимки начиная с изобретения фотографического метода составляют большинство экспонатов. Представлены целые научные коллективы, занимавшиеся исследованиями, всесторонне изучавшие Николо-Дворищенский собор. Есть и вещественные экспонаты, довольно древние и редкие.

Переданный в музейное ведение в ходе хрущевских религиозных притеснений 1962 года, Николо-Дворищенский собор представляет экспозицию о собственной истории.

Информационная составляющая музейной экспозиции в стенах древнего храма достаточно насыщенна. Пояснения имеет каждый выставленный черепок либо снимок, на стене – краткое изложение истории и конструкции, всего, чем примечателен Николо-Дворищенский собор. Но не имеет смысла все сведения излагать в обзорной статье, имеющей целью ориентацию будущих посетителей. Иначе собственное посещение не принесет ни новизны впечатлений, ни свежести восприятия древней достопримечательности.

Найденные при работах по реконструкции Николо-Дворищенского собора древнейшие изделия и их фрагменты выставлены на обозрение посетителей.

Просто следует иметь в виду, что здесь нет блестящих драгоценностей и бесценных произведений искусства. Зато это подлинные свидетельства ушедших эпох, которыми пользовались древние новгородцы. Их нельзя трогать руками, но видеть собственными глазами – совсем не равнозначно просмотру фотографий. Вовсе не исчерпывается выставочными витринами с экспонатами здешняя экспозиция, она – все здание целиком. Некоторые приметные вещи не имеют информационных указателей, но тем не менее любопытны.

В арочных коридорах Николо-Дворищенского собора оставлены без отделки некоторые участки, представляющие интерес в плане состояния и способа кладки.

Яркий пример сказанному – невзрачный с виду коридор с оставленными без отделки участками. Реставраторы их не оштукатурили намеренно, чтобы продемонстрировать методы каменной кладки прямых стен и арочного перекрытия. Показательные места выделены индивидуальной подсветкой, чтобы рассмотреть можно было в мельчайших подробностях. Этот проход ведет к одному из древнейших в России изображений Страшного суда. Сохранилось оно до наших дней благодаря тому, что уцелел Николо-Дворищенский собор.

Николо-Дворищенский собор сохраняет уцелевшие фрагменты древнейшего в России изображения сюжета Страшного суда, скрытые пристроенной лестницей.

Изображение сохранилось благодаря строительству каменной лестницы доступа на княжеский уровень с установлением республики. Кладка защитила старинную роспись, сохранив весьма значительные фрагменты. Непонятны они только с первого взгляда, микроскопические исследования открывают все новые подробности рисунка. Справа от окна — трон Сатаны в виде мифического существа, слева опутанные змеями ноги грешников. Похуже видна огненная река, уносящая их в преисподнюю.

Напоследок – необычная северная стена собора

Упомянутый в начале обзора охват притвором северной стены, необычный в храмовом строительстве, стоит отдельного рассмотрения. Собственно говоря, здесь не единый притвор, а дополнительно пристроенное сооружение. Датируется оно достаточно точно, 1822-м годом, выглядит как типичный дворянский двухэтажный особняк. Более вычурная отделка, с расшивкой стен нижнего яруса и колоннами на верхнем, значительно отличается от основного строения. Парадный вид придает треугольный фронтон с украшениями.

Северная стена Николо-Дворищенского собора имеет пристройку XIX века, напоминающую парадный фасад аристократического особняка.

Однако это вовсе не помещение для важных персон, пристройка идентифицирована как хозяйственная. Как ни странно, но в таком месте Николо-Дворищенский собор имел хранилище каменного угля для отопления. Здесь же располагались другие подсобные помещения, соответствующие возросшим требованиям XIX века к комфортности. Пожалели реставраторы творение, не ликвидировали ради первоначальной исторической достоверности. Не будем критиковать такой подход, здание стало только своеобразнее.

Ярославово Дворище с Торгом, аналогом древнеафинской Агоры, древний кремль Детинец с многими знаковыми постройками символичны. Они, и Николо-Дворищенский собор в том числе, олицетворяют былое величие Великого Новгорода. Город был детищем неизбежной феодальной раздробленности Руси, волею судеб значение потерял и едва не был забыт. Неоднократное возвращение к исторической панораме объясняется небывалой концентрацией исторических достопримечательностей, и эта статья не последняя.

Как мы уже писали, первый каменный храм в Новгороде Великом построили в 1045-1050 годах. София Новгородская и поныне остается древнейшим сохранившимся храмом средневековой Руси на территории нашего государства (есть и более древние – в Киеве и Чернигове, но на территории Украины).

Тому можно придумать несколько объяснений: быть может, заказчики, князья и архиепископы, не чувствовали себя здесь уверенными и не стремились строить на века, быть может, городу хватало одного крупного кафедрального собора, а приходские храмы были деревянными. В любом случае следующая каменная постройка в тех краях будет возведена 53 года спустя — и не в самом Новгороде, а рядом, на Городище.

Старый город и Мономашич


Заморские гости, 1901 год. Николай Рерих/Государственная Третьяковская галерея

Там же в 1103 г. сын знаменитого Владимира Мономаха — Мстислав — и построил свой первый храм — Благовещения. Мстислав, как и его отец, был весьма интересной личностью. Недаром он, как и Новгород, получил прозвание Великий.


По отцу Мстислав был прямым потомком византийских кесарей, а по матери — шведской принцессе Гите — потомок английских королей, и имел весьма немалые права на британский трон. Между прочим, западные источники даже называли его Гаральдом.

Однако права правами, а первым местом княжения будущего великого киевского князя оказался Новгород. Именно здесь он, кстати, и заказал писцу Алексу Лазаревичу знаменитое Мстиславово Евангелие — шедевр древнерусской книжности XII века.


Судя по всему, Мстислав и Новгород неплохо ладили друг с другом (а для вольного Новгорода, еще при Владимире Святом получившем право самим выбирать себе князя, это – редкость). С сыном Мстислава Всеволодом получилось все наоборот, в 1136 году в Новгороде произошла мини-революция, князя выгнали и власть взяло на себя вече.

Именно при Мстиславе в Новгороде появились сразу четыре каменных храма, обрамив город с четырех сторон. И первый из них строили, разумеется, в княжеской резиденции.

Известие об этом можно найти, например, в Новгородской Первой летописи. В некоторых более поздних летописях можно встретить 1102 или даже 1099 год, но там, где речь идет о таких древних событиях, принято больше доверять Первой летописи.

Здание XII в. не дошло до наших дней, в 1342 году оно разрушилось, и на его месте поставили новую церковь. Увы, и на месте здания XIV века сейчас можно наблюдать лишь руины: в Великую Отечественную войну его разрушили.

Руины законсервированы, и есть шанс, что когда-нибудь его восстановят, как восстановили многие разрушенные новгородские храмы, кто знает.

Однако именно во время консервации руин удалось узнать кое-что о церкви XII века. В 1966-70 годах здесь провели раскопки, которые позволили выяснить, каким был храм резиденции Мстислава Владимировича.

Это был достаточно крупный (приблизительно 23х15 метров) шестистолпный трехапсидный храм с лестничной башней. Удалось даже найти фрагменты фресковой живописи и надписи-граффити на штукатурке. Раскопки 2016 года дали еще больше сведений о первом храме XII века, а в 2017 году раскопки профессора Владимира Седова продолжатся.


Новый этап изучения постройки даст возможность полностью представить формы, конструкции и даже часть украшений храма, а также прояснить его судьбу и судьбу примыкающей к храму площадки Городища. Но к этому вопросу наш портал вернется в летнем полевом сезоне.

Никола на Дворище

Тем не менее, ровно через десять лет Мстислав поставил большой каменный храм уже в самом центре Новгорода, напротив Софии, на другом берегу Волхова. Никольский, (Николо-Дворищенский) собор (1113—1136 гг.) в истории древнерусской и новгородской церковной архитектуры занимает особое место.

Во-первых, это самый древний Никольский храм на Руси, дошедший до нашего времени. Во-вторых, это второй по древности из сохранившихся новгородских храмов. А в-третьих, за всю историю христианского Новгорода это — один из трех новгородских соборов-кафедралов в церковном смысле этого слова: определенное время именно он был главным, соборным новгородским храмом.

Во всем облике собора видно противостояние его с Софией. Это единственный, помимо Софии, пятиглавый новгородский храм чуть ли не до XV века.

Посвященный любимому народом Николе Чудотворцу на княжеском дворе в самом Новгороде, он должен был придать весомости княжеской власти, как мы уже говорили, не очень популярной в Новгороде. Его духовенство все время было связано с князьями, и если архиепископ, например, отказывался по политическим соображениям венчать князя (а так бывало), то свадьба вершилась именно здесь.

Собор такой же большой, как Благовещенский храм (23,65х15,35 метров). Он тоже шестистолпный, однако лестничной башни для перехода на хоры (второй этаж храма, где во время богослужения находился князь с приближенными) здесь не было. Туда попадали через дверь в стене на втором этаже.


Вид собора в 1960-е

Снова пять глав

Когда автор текста первый раз приехал в Новгород в 1997 г., уже прекрасно зная облик всех его памятников по фотографиям, то он не сразу узнал главного героя нашей статьи.

Дело в том, что на всех фотографиях в современных книгах собор показывался одноглавым. Четыре малых главы со временем исчезли, но основания барабанов сохранялись под малой кровлей, что давало возможность точно восстановить пятиглавие.

И вот, в 1990-х памятник архитектуры, включенный ЮНЕСКО в число объектов всемирного культурного наследия, начали реставрировать. Интересно, что собор реставрировали при иностранной поддержке — Ганзейского союза нового времени. В 2003 г. собор снова открыли.

Фресок XII в. в соборе сохранилось немного: в принципе Церковь к храмовым росписям относилась традиционно потребительски. Если фрески потускнели — их нужно сбить либо записать сразу по старым, предварительно сделав на фресках насечки сбитой штукатурки, чтобы новая лучше держалась. Правда, при реставрации обнаружили много тысяч фрагментов сбитых в древности фресок. Сейчас они изучаются.


*
*
*
*
*
*

Николо-Дворищенский собор (Великий Новгород)

Николо-Дворищенский собор, или по-другому Никольский собор на Ярославовом Дворище, - один из древнейших храмов Великого Новгорода. Он был заложен на территории княжеского двора в 1113 году и по возрасту уступает лишь Софийскому собору. Точная дата завершения строительства и освящения Никольского собора неизвестна. Принято считать, что произошло это в 1136 году. В то время новгородцы изгнали из своих земель князя Всеволода Мстиславича, и тем самым получили независимость от Киева. И Никольский собор, наряду с Софийским, стал играть важную роль в жизни Новгородской республики. На площадях перед этими храмами проводились вече.

До времен императрицы Елизаветы Петровны храм Николы на Дворище находился в дворцовом ведомстве. А в середине 18 века был передан в ведомство епархии и обращен в городской собор. Однако к концу 18 века отсутствие прихожан стало очень ощутимым. Собор, несмотря на предпринятый ремонт, пришел в упадок и обветшал. Возрождаться он начал в 19 веке. Выросло значение собора во внутрицерковной жизни Новгорода. Были проведены обширные работы по ремонту древней части храма. С запада и севера возвели пристройки.

Регулярные богослужения возобновились в 1945 году. Но уже в 1962 храм был окончательно передан Новгородскому музею. Началось изучение собора как памятника древнерусской архитектуры.

В конце 90 годов провели масштабную реставрацию. Храму придали внешний вид, максимально близкий к древнему. Никольский храм и все Ярославово дворище внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сегодня Николо-Дворищенский собор входит в состав Новгородского музея-заповедника. Он открыт для посетителей, там действует несколько выставок, посвященных истории Великого Новгорода. Церковь стоит на пересечении Никольской и Большой Московской улиц.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.



Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Великом Новгороде.

58° 31.0684 ′N , 31° 17.1146 ′E
58.51781N, 31.28524E
58°31′4.10″N, 31°17′6.87″E

Ошибка в координатах?














Советы — это отзывы пользователей об опыте посещения отелей, ресторанов, магазинов и достопримечательностей. Вы тоже можете внести свой вклад, поделившись впечатлениями из поездки или написав об интересных местах своего города.

Первый Никольский храм на Руси

Материал понравился:

58° 31.0684 ′N , 31° 17.1146 ′E
58.51781N, 31.28524E
58°31′4.10″N, 31°17′6.87″E

Николо-Дворищенский собор – второй по древности из новгородских храмов и древнейший из построенных в честь св. Николая Мирликийского, сохранившийся до наших дней. Согласно летописям, основал его в 1113 году старший сын Владимира Мономаха – новгородский князь Мстислав Владимирович.


Собор возводился, как дворцовый храм и по-видимому сообщался с княжескими палатами особым переходом, строился долго – целых 23 года и закончен был только в 1136 году.


Эта уникальная икона долгое время хранилась в Николо-Дворищенском соборе, как его главная святыня. Сравнительно недавно в одной из рукописей была обнаружена пометка на полях, где рассказывается, что чудотворная икона в начале XVI века из Новгорода была вывезена Иваном III в Москву, помещена в один из храмов московского Кремля – Благовещенский собор (по другой версии в церковь Рождества Богородицы) и там погибла во время пожара 1627 года. Но в течение многих столетий с этой иконы, которая была очень почитаема, делались списки. Считалось, что копия принимает все чудотворные свойства оригинала. В Никольском соборе было несколько таких списков. В настоящее время один из них находится в музейной экспозиции Новгородского музея.

Уже с середины XII века храм стал городским, а с начала XIII века у его стен собиралось вече.
В соответствии с распространённой в средние века традицией, Никольский собор давал защиту и неприкосновенность преследуемым горожанам, укрывшимся под его сводами, до разборок по сути обвинения, о чём повествует нам Первая Новгородская летопись.


Вскоре после завершения строительства, во второй половине XII века, в связи с превращением дворцовой княжеской церкви в городской собор, были предприняты существенные перестройки, приспосабливающие храм к новым условиям. Впоследствии, за многовековую историю Никольский собор пережил множество пожаров и несколько различных переделок и перестроек, а также периодов, которые отразились на сохранности храма.

Собор лишался четырёх из пяти своих глав, которые были восстановлены при реставрации, и наоборот – прирастал приделами, несколько раз менял облик паперти.
В лихие послереволюционные года храм не закрывался, но в 1933 году совмещал функции храма и музея. В период немецко-фашистской оккупации во время Великой Отечественной войны в соборе была устроена казарма для солдат, а в результате артиллерийский обстрелов были повреждены кровля, верхняя часть здания и в кладке стен прошли трещины. В 1945 году храм передали Православной церкви, но в 1962 году Никольский собор, как действующий, был упразднён и передан Новгородскому музею, в чьём ведении он до сих пор и находится. С этого времени началось научное изучение собора, как памятника древнерусской архитектуры.

В результате раскопок, проводившихся в подцерковье, обнаружены остатки каменной лестницы, устроенной уже после завершения строительства собора.


Была проведена огромная работа по восстановлению отдельных элементов архитектуры XII века. Значительная часть средств, необходимых для этих работ, была предоставлена Северо-европейским торговым союзом древних городов Ганзы.

Собор был расписан сразу после строительства, но от первоначальных росписей мало, что уцелело. Наиболее известным из сохранившихся фресок является фрагмент с ветхозаветным праведником Иовом и его женой. Жена подаёт страдающему проказой Иову, сидящему на, так называемом, гноище, кувшин с едой, подвешенный на длинной палке.



Женщина старается не смотреть на страдальца, и искусствоведов особенно поражает насколько мастерски написано на её лице выражение брезгливости.



Часть фрески

Часть фрески "Страшного суда" — змеи обвивают ноги грешников.


Из более поздних росписей остались прекрасные работы мастера из Осташкова Герасима Семёновича Веригина, выполненные им в 1836-1837 годах. Некоторые из них:



В храме сохранился высокий четырёхъярусный иконостас, включавший ранее в свой состав иконы XV-XVII веков.



Резное убранство и позолота иконостаса были выполнены в начале XX века к двойному юбилею – 300-летия династии Романовых и 800-летия основания храма.



В настоящий момент часть икон уже отреставрированы и находятся в запасниках музея, часть – реставрируется. Увидеть их можно на сеансе мультимедийной панорамы, рассказывающей об архитектуре и живописи Никольского собора и где реконструирован иконостас с сохранением реальных пропорций.

Кроме этого Николо-Дворищенский собор, как музей, имеет свою постоянную экспозицию, где представлены подлинные свидетельства ушедших эпох, среди которых присутствуют древние и редкие экспонаты.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь Трипстер ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

ул. Большая Московская, 5, Великий Новгород

Режим работы:
Среда — воскресенье 10:00 – 18:00.
Выходные дни — понедельник, вторник.
Санитарный день — последняя пятница месяца
Стоимость:
Единый билет: Никольский собор
мультимедийная панорама 170 руб.
Никольский собор (в том числе временные
выставки) 100 руб.
Мультимедийная панорама в Никольском
соборе 100 руб.

Читайте также: