Доклад о монахах 5 класс

Обновлено: 02.07.2024

Цель: духовно-нравственное развитие детей.

Задачи:

  • сформировать у детей представление о православных монастырях, монашеской жизни, обетах монашества;
  • изучить монашеские одежды
  • воспитывать любовь и уважение к православным святыням России;
  • развивать память, внимание, речь, наглядно-образное и логическое мышление.

Ход урока

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

1. Организационный момент

- Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
На меня все посмотрели,
И за парты тихо сели.

- Я рада видеть вас здоровыми и жизнерадостными. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Желаю нам успешной работы на уроке!

2. Проверка домашнего задания

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

1. Работа со стихотворением

– Послушайте, пожалуйста, стихотворение Ивана Саввича Никитина.

Крестом высоким осененный,
Вдали от сел и городов,
Один стоишь ты, окруженный
Густыми купами дерев.
Вокруг глубокое молчанье,
И только с шелестом листов
Однообразное журчанье
Живых сливается ручьев,
И ветерок прохладой веет,
И тень бросают дерева,
И живописно зеленеет
Полян высокая трава.
О, как сыны твои счастливы!
В твоем безмолвии святом
Они страстей своих порывы
Смирили бденьем и постом;
Их сердце отжило для мира,
Ум с суетою незнаком,
Как будто светлый ангел мира
Их осенил своим крестом,
И внемлет вечное бог слово,
Их тяжкий труд благословив,
Святых молитв живое слово
И гимнов сладостный призыв.

- Ребята, как вы думаете, о чем говорится в этом стихотворении?

Дети высказывают свое мнение.

– Как вы думаете, о чем же мы будем говорить сегодня на нашем уроке? (о монастыре)

2. Рассказ учителя о монахах и монастырях.

– Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с православным монастырем, узнаем, кто такие монахи, почему люди уходят в монастырь, чем занимаются монахи, какова цель их жизни. А также узнаем, какие монастыри есть в мире.

Дети высказывают свое мнение.

– Хорошо, а сейчас послушайте меня внимательно. (рассказ учителя сопровождается просмотром иллюстраций с диска)

Обучающиеся слушают рассказ учителя.

Монахи дают обеты (обещания Богу) послушания, смирения, чистоты, совершают подвиги поста и молитвы. Монах в своем послушании Богу подобен самим ангелам, бесплотным духам, являющимся посланцами Бога.

Существуют очень много православных обителей — и маленьких, и больших, но самые знаменитые — это, например, Свято-Троицкая Сергиева лавра, Псково-Печерский монастырь, Ново-Иерусалимский, ВалдайскийИверский Богородицкий Святоозерский монастырь, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, Свято-Введенская Оптина пустынь, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь и много - много других.

А возглавляет монастырь правящий в области архиерей, епископ или архиепископ. Но непосредственно самим монастырём управляет игумен или игуменья (если монастырь женский). В монастыре каждый несёт своё послушание – обязанность. Стать монахом непросто. Сначала человек должен стать просто послушником, чтобы пожить в монастыре, посмотреть на монахов и их образ жизни. После того, как послушник или послушница твёрдо решили связать свою жизнь с монастырём, они просят принять их в монахи. Для этого существует специальный обряд, называемый постриг.

Сначала будущий монах произносит монашеские обеты, которые включают в себя:

  • исполнение заповедей Господних;
  • нестяжание (добровольная нищета)
  • безбрачие (отказ от семейной жизни)
  • послушание (отречение от собственной воли и послушание духовному наставнику)

После приношения обетов, с головы монаха состригают несколько прядок волос, что означает добровольное и самостоятельное решение отдать себя в слуги Христу. Затем торжественно на монаха надевают его новую одежду.

3. Монашеское облачение.

– Ребята, а знаете ли вы, что входит в монашеское облачение? (иллюстрация)


- В монашеское облачение входят: хитон, клобук, мантия, четки, пояс, подрясник, ряса, апостольник.

- Кто из вас знает, что означают эти слова?

Дети высказывают свое мнение на основе личного опыта.

Хитон - длинная рубашка из простой ткани.

Подрясник - черное платье, своей простотой напоминающий монаху его обет добровольной нищеты.

Параман – небольшой четырёхугольный плат с изображением креста.

Пояс - является символом того, что монах постоянно должен быть готов к подвижническому деланию.

Ряса - символ отложения всех печалей и смущений, которые обыкновенно происходят от постигающих нас скорбей и бед. А чёрный цвет является символом покаяния, скорби о грехах, плача об утраченном райском блаженстве.

Мантия – с одной стороны, она означает охраняющую и покрывающую силу Божию, с другой, - неуклонное исполнение монахом правил избранного им образа жизни. Мантия очень просторна и может свободно развеваться, чем напоминает крылатых быстродвижных ангелов и обозначает, что монах, как ангел, должен быть всегда готов ко всякому Божьему делу.

Клобук - именуется шлемом спасения и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей.

Чётки - называемые при этом мечом духовным, и теперь монах должен непрестанно молиться, перебирая узелки чёток, что помогает ему сосредоточиться на молитве.

Апостольник – головной платок с вырезом для лица, ниспадающий на плечи, покрывающий грудь и спину.

4. Занятия монахов.

- Ребята, как вы думаете, чем занимаются монахи в монастыре? (Ответы учащихся).

Но, ребята, монастырь – это святое место, где нужно себя по-особенному вести. Давайте разработаем правила поведения в монастыре. Какие правила поведения в монастыре мы должны соблюдать?

(Дети высказывают свое мнение на основе личного опыта).

В монастыре запрещается:

  • Громко разговаривать, кричать, включать громкую музыку.
  • Говорить по мобильному телефону на территории монастыря.
  • Носить шорты на территории монастыря.
  • Лицам женского пола находиться без головного убора.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

– Монах Павел Груздев написал шуточное стихотворение о монашеской жизни.

Главу клобуком покрыли,
Очи в землю опустили,
В чёрну мантию облекли
И монахом нарекли.
Подавали чётки в руки,
Чтобы меньше было скуки,
Вместо сладких всяких вин
Наливают квас един.
Подавают кислы щи –
Ешь, монах, и не ропщи…

- Ребята, ответьте на следующие вопросы:

– Что вы можете сказать о монашеской еде, после прочтения данного стихотворения? (Монах должен ограничивать себя в еде. Кроме того, монахи не употребляют в пищу мясо)
– Как вы понимаете значение слова ропот? (Роптать - значит осуждать, жаловаться на свой образ жизни)

Работа с притчей.

Пришел однажды к старцу молодой послушник и говорит:

- Авва, я уже несколько лет соблюдаю строгий пост, ежедневно изучаю Ветхий и Новый завет. Готов ли я стать монахом?

- Стала ли для тебя скудость все равно, что изобилие?

- Бесчестие – как похвала?

- Враги – как друзья?

- Тогда, - сказал старец, - иди трудись дальше, ты пока не готов.

- Скажите, о чем притча?

- Какое послушание нес человек?

- С каким вопросом он пришел к старцу?

- Как старец решил проверить послушника?

- Какой можно сделать вывод? Что еще кроме послушания необходимо будущему монаху?

Монашество - это очень нелегкий путь. Но это самый прямой путь к святости.

Монаху не надо тратить силы на отстаивание своих прав и интересов, на защиту своего имущества. Монаху нечего делить, то есть, у него нет этого повода для ссор. А это значит, что он может быстрее достичь внутреннего мира в душе, что является прямым путем к Богу.

6. Работа с учебником. Слово о святом Луке.

– А сейчас давайте прочитаем в учебнике на стр.83 описание жизни одного монаха.

Дети работают с текстом учебником, читают по цепочке.

- Что вы узнали об этом святом?

- Как он стал монахом?

- Почему святой Лука считал, что, став монахом, он должен оставаться врачом?


Научные доклады

Что такое монастырь?

Монастырь по сути является домом для монахов. Это маленький город со своим уставом и бытом. Монахи, живущие в нем, придерживаются государственных законов и духовных. Монастыри располагаются как в черте города, рядом с ним или вдали от него. Они разного размера – от крошечного двора, где обитает всего несколько монахов и до крупной Лавры с сотнями иноков.

Для чего создавались монастыри?

Монастыри создавались для людей, которые душой оставили этот грешный мир. Вмиру они оставили привязанности,вещи, земные притязания,обретясебя новых. Монахи видели в нем ограду и опору Новой жизни, которая должна была стать равноангельской.

Как живут в монастыре?

Устав каждого монастыря свой. На территории одной святыни монахи ведут разную аскетическую и молитвенную жизнь: по своему призванию, по силам. Однако центральное место в распорядке дня занимают богослужения и молитва. День в монастыре может быть таким:

  • В 5-6 утра начинаются утренние богослужения. Продолжительность зависит от устава монастыря и дня. Так, в обычный день утренняя служба заканчивается в 9 утра, а в праздничные продолжаются до полудня.
  • По окончанию утренней службы следовал завтрак (трапеза). После короткий отдых и послушания. Кто-то следит за чистотой территории монастыря, кто-то ухаживает за садом, некоторые занимаются столярными роботами или убирает в хлеву. Найдется работа каждому.
  • В обед трапеза и снова послушания.
  • В 16.00-17.00 начинаются вечерние службы, длящиеся три и больше часов.
  • После вечерней трапезы монахи немного отдыхают и совершают перед сном келейное или общее молитвенное правило.

Кто живет в монастырях?

Людей, обитающих в монастырях, называют насельниками. К ним относятся:

  1. Монахи. Они представляют собой костяк монастыря. Каждый из них имеет свою степень монашества.
  2. Послушники. Это те люди, которые готовятся стать монахами. Монастырь несет духовную ответственность за человека.
  3. Трудники. Это те же послушники, только ставшие на духовный путь. Они вместе с послушниками исполняют послушания. Но не все проходят свой путь до конца, понимая, что имел о монашестве неверное представление и возвращается в мир.
  4. Гости и паломники. Это временные постояльцы монастыря. Однако бывали случаи, когда паломники ставали монахами, ощутив свое призвание в этом святом месте.

Постройки монастыря

Обязательно при любом монастыре должно быть строение — домик и храм, где будут обитать монахи. Комната монаха называется келлия. Преимущественно все зависит от размера монастыря, а также места расположения.

В среднем в комплексе монастиря когут бать такие пост ройки как:

  • Территория монастыря. Она обязательно ограждена. Раньше святыня играла роль крепости и была обнесена крепкими, каменными и высокими стенами.
  • Центральный храм, собор. Это место, где происходят все богослужения.
  • Храм. Они используются редко, только во время крупних праздников или в значимые дни для монастыря.
  • Братский корпус. Это дом с келлиями – комнатами послушников и монахов.
  • Столовая или трапезная.
  • Гостевой дом для паломников или архиереев, монахов с других монастырей.
  • Столовая для паломников.
  • Церковная лавка с иконами, свечами, книжками и церковной твар’ю на продажу.
  • Другие здания типа воскресной школы, издательства и так далее.

В процессе исторического развития в монастырях появлялись свои правила – нормы поведения и образа жизни. Свод правил для монахов российских монастырей, был схож с порядками, существовавшими в монастырях Византии. Чтобы стать монахом, мирянин проходил послушание.

Послушание, это временной отрезок, в течение которого мирянин, стремящийся стать монахом беспрекословно выполнял все просьбы и поручения братьев, живших в обители. Послушник (мирянин, желающий стать монахом), проверял свои духовные и физические силы. Если ему удавалось преодолеть все трудности, то мирянин сможет безболезненно распрощается с прежним укладом мирской жизни.

Монахи

Обряд посвящения мирянина в монахи начинается с пострига. Постриг, это символический обряд. Мирянину, желающему принять монашество, выстригают на голове крест. Потом мирянин меняет одежду. Вместо мирской рубашки, он надевает монашеское платье – рясу.

Человек только что постриженный в монахи, получает новое имя в знак полного разрыва с прежним своим миром. Далее монах может принять большую или малую схиму. Схима обязывает к неким нормам поведения.

Некоторые монахи становятся монахами – столпниками. Монахи – столпники, могли подолгу стоять на возвышении, читать молитвы. Другие же решали уйти из монастырских стен и начинали одиночную жизнь. Домом для такого монаха-отшельника, становилась небольшая избушка или землянка, именуемая скитом.

Как же проходит день монаха? Попробуем рассказать поподробней. Монашеское утро начинается в полночь. Звенят колокола, которые сигнализируют о том, что начались новые сутки. Монахи собираются в храме, и начинается церковная служба. По окончании службы настоятель делает поучение. Когда настоятель монастыря заканчивает речь, монахи расходятся по своим кельям. Нет, монахи не идут спать. Каждый монах, обязан сделать определенное число поклонов перед образами и прочитать определенное число молитв.

Монах

В пять утра в монастырских стенах снова звонит колокол. Он снова созывает братию на молитву в храм. После службы монахи идут завтракать. Трапезничают они скромно: едят хлеб, пьют чай или квас. Теперь до обеда монахи опять расходятся по кельям, выполняя различные послушания.

После обеда, еще пару-тройку часов труда. И опять на службу в храм. Вечерняя служба обычно идет полтора часа. По ее окончанию монахи идут ужинать. После ужина еще одна служба. День монаха подходит к концу. В 7 часов можно лечь спать.

Не все монахи занимаются только молитвами и поклонами. Есть часть монастырской братии, которая занимается трудом. Кто-то льет пот в мастерских, а кто- то на полях, выращивая хлеб.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области основной общеобразовательной школы

с. Колодинка муниципального района Красноярский Самарской области

Пендюхова Ольга Игоревна

Цель урока : помочь учащимся осмыслить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу; познакомить с историей их возникновения.

Задачи урока:

Образовательная: познакомить с историей монашества и русских монастырей; дать правильное представление о монашеской жизни.

Воспитательная: показать роль монашества в истории; создать основы для воспитания уважительного отношения к духовным памятникам.

Развивающая: развить качества духовно-нравственной личности;

Формы и виды деятельности: беседа, выборочное комментированное чтение, работа в парах, группах, работа с иллюстративным материалом (презентация, картинки учебника), самостоятельная работа по развивающим заданиям, участие в диалоге.

Основные термины и понятия : святыня, монастырь, монах, призвание, послушание.

Оборудование : ноутбук, мультимедийный проектор.

Оргмомент: (5 мин)

Учитель: Здравствуйте! Сегодня мы с вами посетим монастырь, познакомимся с монахами и узнаем, с чего это началось. (слайд 1)

- Ребята, послушайте, пожалуйста, притчу :

Притча о зеркале. (слайд 2)

- Посмотри в окно, - ответил тот, - что ты видишь?

- Вижу деревья, автомобиль, дети гуляют…

- А теперь посмотри в зеркало, - продолжил священник, - что там?

- Вижу себя, - был ответ.

- Так вот, - сказал священник, - и там и тут простое стекло, но второе немного припудрено серебром.

Беседа по вопросам: (8 мин)

- Давайте подумаем, о чем говорится в этой притче?

- Правильно. В притче говорится о том, что бедный человек видит других людей как через окно. Видит их проблемы, переживания, готов помочь и посочувствовать. А богатый видит только себя, свои нужды и потребности.

- Для чего нужны священники, монахи? (если речь идет не только о совершении Таинства Исповеди ( прощения грехов от имени Бога ), то также священник помогает в получении совета, в дополнительной беседе, помощи в решении различных вопросов и трудностей в жизни христианина)

Учитель: - Человек мирен и кроток, терпелив и послушен – и детки его ухоженные, мирные, благополучные. Человек неспокоен, гневлив, нетерпим, горд – соответственно, страдает от своих домашних: все ему мешают, все ему хотят зла… И в этом случае монашество является, образно говоря, душой народа, создавая защиту от тех сил зла, которые более всего ненавидят человека как образ Божий. Мстят человеку, потому что Самому Богу никакого вреда принести не могут, и стремятся хотя бы изуродовать изображение Божие в человеке.

-Кто такой Монах? ( Монах-это человек, взявший на себя подвиг, ни много ни мало противостояния добру и злу, которое есть в мире. Монашество - это особый исповеднический подвиг) (слайд 3)

Учитель: - Так что такое Монастырь? (слайд 4,5)

Учитель: - Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия. В этом они видят свое призвание.

Учитель: - Как вы думаете, что такое призвание? ( рассуждают ) Это определение своего места в жизни, это способности + долг послужить человечеству наилучшим образом. Христиане воспринимают призвание, как Богом дарованную способность к определенным занятиям. Христиане считают, что религиозное призвание свойственно каждому человеку. Религиозное призвание проявляется там, где человек чувствует потребность к общению с Богом. Религиозное призвание может проявляться на разных уровнях: например, человек в трудных случаях своей жизни обращается к Богу, или чувствует потребность каждый вечер помолиться перед сном, или, как монахи, не может жить без постоянного общения с Богом.

Учитель: - Призвание – это ваш смысл жизни.

Призвание – это ваша неповторимость в этом мире, как обязанность.

Все выглядит так, как будто Бог создал нас для какой-то задачи, уклонение от которой – наша вина перед Ним. Может, оно и так, а может, и проще: каждый из нас уникален, но не знать и не понимать этого - значит проигнорировать в этой жизни себя самого и свои возможности.

-Вы хотели бы найти свое призвание?

-Так что Монашество - это тоже призвание.

Основная часть урока: (20 мин)

Учитель: (слайд 6)

Учитель: -Как вы думаете, почему начали появляться монастыри ?(они были нужны людям)

Учитель: -За утешением в трудной жизни люди, независимо от сословной принадлежности обращались к Богу. Эта вера очень велика: многие князья, бояре уходили в монастыри в старости. Например, Илья Муромец.

Учитель: -Знаете его? ( известен как воин-богатырь )

Учитель: Мало кто знает о том, что он был в старости монахом Печерского монастыря.

У нас на Руси монашество началось почти одновременно с принятием христианства. Основателями монашества на Руси были прп. Антоний и прп. Феодосий, жившие в Киево-Печерском монастыре.

Учитель: (слайд 8)

Большие монастыри, с несколькими сотнями монахов, стали называться лаврами. Посмотрите на слайд, что вы видите? ( обсуждение рисунка )

Каждый монастырь имеет свой распорядок жизни, свои правила, то есть свой монастырский устав.

Послушайте еще одну притчу:

Однажды преподобный Иоанн Колов пришёл к своему наставнику, прозванному по месту его жительства Фивейским. Авва, увидев Иоанна, взял сухое дерево, посадил его в землю и сказал своему ученику:

— Вот тебе послушание: каждый день поливай это дерево кружкою воды, пока не принесет плода.

Иоанн исполнил волю своего учителя и два года поливал посаженное дерево. Вода же была далеко от них, так что Иоанн уходил за нею с вечера, и возвращался к утру. На третий год сухое дерево ожило и дало свой плод. Тогда старец Фивейский снял этот плод, принёс его в церковь и сказал братии:

— Придите и вкусите плод послушания.

Учитель: - Давайте подумаем, что такое послушание?( человек принимает очень серьезное и мужественное решение: я не буду сам решать, что мне сейчас ко благу или нет, а буду спрашивать об этом у более опытных и мудрых людей )

- Какие монашеские обеты вы узнали? (Послушание (отказ от своеволия) Безбрачие (отказ от семейной жизни) Нестяжание (отказ от личной собственности)

Учитель: Когда же послушник лучше присмотрится и к себе, и к жизни монастыря, он просит принять его в монахи.

После произнесения обетов наступает момент пострижения. Монах трижды дает игумену ножницы, в утверждение своего твердого решения. Когда игумен в третий раз принимает из рук постригаемого ножницы, то он, с благодарением Богу, постригает крестообразно волосы ему, во имя Пресвятой Троицы, посвящая его этим всецело на служение Богу. В древнем мире это был знак рабства. Постриг монаха означает, что он сам, свободно, отдает себя в слуги Христу, чтобы никто другой и ничто другое не владели им. Для него начинается совсем иная жизнь и поэтому при постриге он получает новое имя.

Учитель: - Итак, какие этапы должен пройти человек, прежде чем станет монахом или монахиней?

( послушание, монашеские обеты, постриг, получение нового имени ).

Учитель: - Какие черты характера воспитываются в монастыре?

( терпимость, смирение, милосердие ).

Учитель: - Такие черты мы ценим и в светских людях, но не всегда мы можем быть образцовыми, часто ссоримся из-за пустяков, обижаемся, в монашеской жизни все несколько иначе.

Чтобы усмирить свою гордыню и страсти, монахи иногда сами по своей воле накладывают обеты – обет молчания, обет столпничества ( не садиться в течение длительного времени ).

Учитель: - Как вы думаете, чем занимаются монахи в монастыре?

Учитель: - Можно ли по внешнему виду отличить монаха от обычных мирян? Как одеваются монахи и монахини? ( отвечают )

Многие русские князья, например, св. благоверный князь Александр Невский, принимали монашество, чувствуя приближение смерти. Порой и семейные люди становились монахами, родители Сергия Радонежского — преподобные Кирилл и Мария.

Правда, церковные правила запрещают уходить в монастырь тому, на чьем попечении еще остаются дети. Помогая духовным нуждам ближних, монахи не отказываются, когда имеют возможность, служить и временным их нуждам. Добывая себе трудами пропитание, они делятся средствами пропитания с неимущими. Из монастырей часто рассылались милостыни туда, где это более всего необходимо: томящимся в темнице узникам, бедствующим во время голода и от других несчастий. Но главная неоценимая заслуга монахов для общества состоит в непрестанной творимой ими молитве о мире, о Церкви, Отечестве, о живых и умерших.

Учитель: Почему монахи считают себя воинами? С кем или с чем они ведут борьбу? ( с искушением, со злом в мире )

Учитель: Ради чего?( призвание, мира, добра, духовного здоровья людей )

Учитель: Были ли вы когда-нибудь в монастыре? Расскажите, что вы там видели?

Учитель: - Послушайте стихотворение:

Старец Божий, старец кроткий,
В лаптях, с палкою простой,
На руке иссохшей четки,
Взор, горящий добротой.
Сколько дивного смиренья
В страстотерпческих чертах,
Дивный дар богомоленья
Лег улыбкой на устах
Тяжким подвигом согбенный
Он идет, гонец небес,
Прозорливый, вдохновенный
Полный благостных чудес.
Благодатной силой веет
На молящих от Него.
Гордый разум цепенеет
Перед святостью Его.
(1933. г. Ницца, А. Ладыгин)

Учитель: - Каких известных Святых Старцев вы знаете?

- Кого называют Святыми Старцами?

( Ответы учащихся ).

Закрепление темы: (5 мин)

Учитель: - Давайте вспомним, что такое монастырь и кто такие монахи. (Дети выбирают из набора разных терминов те, которые относятся к теме)

Мы сегодня узнали новые слова, перечислите их.( Монах, священник, обет, святыня, призвание, послушание )

Дайте определение каждого слова, запишите слова в тетради.(формулируем вместе и записываем)

Учитель: - Мы сегодня многое узнали о монастырях и вам, наверное, захотелось в ближайшее время своими глазами посмотреть на монастырскую жизнь. Но, ребята, монастырь – это святое место, где нужно себя по-особенному вести. Давайте разработаем правила поведения в монастыре.

В монастыре запрещается:

громко разговаривать, кричать, включать громкую музыку;

говорить по мобильному телефону на территории монастыря;

носить шорты на территории монастыря;

лицам женского пола находиться без головного убора.)

Домашнее задание: (2 мин)

а). Творческое задание – разработать макет путеводителя для юных паломников, используя разработанные на уроке правила поведения, а также информацию о монастыре, фотографии и рисунки (форма представления – рисунок с текстовой информацией на листе А4).

Мы сегодня успешно трудились и можем себя похвалить.

За что можно похвалить соседа по парте за те успехи, которые он сегодня сделал на уроке?

За что можно похвалить себя?

За что можно похвалить учителя?

hello_html_m4006e64f.jpg

hello_html_398a9c96.jpg

Ф. Я. Алексеев: Троице-Сергиева лавра. Вид на Успенский собор, колокольню и Трапезную палату, и современная фотография (рисунки 3 и 4)

Монашество на земле возникло лишь в IV веке. Люди начали уходить в пустыню, так как понимали, что мир их тянет вниз.

Монастыри начали появляться в начале 3 века н.э.

4-5 века н.э. дали миру много известных подвижников благочестия:

  • Антоний Великий
  • Макарий Египетский
  • авва Моисей
  • авва Пимен
  • другие святые

Лучше других регионов, приспособленных к монашеской жизни, был Египет. К концу 4 века в "великой пустыне" насчитывалось более 5 тыс. монахов.

Основателем отшельнического монашества считается преподобный Антоний Великий.

Основателем общежительного (киновийного) монашества считается преподобный Пахомий Великий.

На Руси родоначальником монашества считается преподобный Антоний Печерский (983–1073 гг.), основатель Киево-Печерской Лавры.

Монастырь - это религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.

Монастырь — это дом для монахов: их семья, квартира и крепость.

По подчинению монастыри бывают:

  • ставропигиальные
  • епархиальные
  • приписные

Монастыри могут располагаться где угодно: в черте города, рядом с ним или вдали от любого населенного пункта — например, на скалах , в лесу .

Монастыри могут быть мужскими и женскими . Они могут быть маленькими и большими, например, как Лавра.

Все зависит от количества его жителей (насельников).

В монастырях живут:

Послушники - это люди, которые живут в монастыре и готовятся стать монахом. Но не всякий послушник может стать монахом.

Трудники - это люди, которые пришли в монастырь с желанием пожить, выполнять послушание в монастыре и проверить свои силы, духовный порыв стать монахом.

Гости, паломники - это временные для монастыря "постояльцы". Некоторые люди приезжают в монастырь, чтобы пожить, поработать, помолиться вдали от мира, от мирских искушений. Побыть ближе к Богу, уравновесить свое духовное состояние.

Монастырь - это частичка небесного, горнего мира на нашей земле. Место, где Дух Святой дышит и освящает всякого входящего и тем более — живущего там.

Для мирян монастырь - это возможность увидеть другую жизнь, не светскую, а построенную по принципам духовной, Евангельской, жизни.

Монастыри существуют в буддизме, индуизме, христианстве : православная и католическая церковь, монофизитские течения.

Монофизиты — традиционное название тех, кто отрицает присутствие в Иисусе Христе двух равноправных природ (божественной и человеческой).

В Уставе Русской Православной Церкви написано:

В структуру действующего монастыря входят:

  • несколько церквей
  • колокольня
  • корпус игумена
  • жилые корпуса (братские кельи)
  • хозяйственные постройки
  • бытовые постройки
  • гостиница для паломников (в некоторых монастырях).

В некоторых монастырях есть свои СКИТЫ и ПОДВОРЬЯ .

1. Скит является подразделением монастыря с особым статусом, внутренним и богослужебным уставом.

Скит имеет обособленную территорию, с ограниченным и строго контролируемым доступом паломников.

Скит создается для проживания монашествующих, стремящихся вести более уединенный образ жизни.

2. Подворье монастыря является подразделением монастыря, создаваемым за его пределами с миссионерскими, хозяйственными, представительскими целями.

Подворье управляется настоятелем, находящимся в непосредственном подчинении игумену (игумении) монастыря.

Есть монастыри открытого типа (для паломников), есть закрытого типа (доступ паломников 1-2 раза в год).

Монашество — это любовь к Богу, а любовь к Богу это не одежды, а образ жизни и мысли.

Монах - это тот, кто отдал свою жизнь служению Богу. Это - не его выбор, это - его призвание.

Монашество - это служение всей жизни.

Монахи ушли из мира, но в монастыре они несут важное социальное служение.

Монах дает обеты безбрачия (целомудрия), послушания и нестяжания.

Обет безбрачия.

В своем глубоком смысле этот обет означает не просто отказ иметь жену (или мужа, если это монахиня), сколько понимание: пол больше не имеет значения, его больше нет. Монах ушел от мира, а вне мира — только души.

Обет послушания.

Монах отказывается от своих желаний. Воля и силы воли остаются при нем, но отныне они направлены на молитву и желание постоянно сопребывать со Господом.

В монастыре этот обет образуется в форме беспрекословного послушания настоятелю. И это не раболепие и покорность, а радость и мир, поскольку в отречении от эго обретается настоящая свобода.

Обет нестяжания.

Если человек становится монахом, из вещей ему уже ничего не принадлежит — даже шариковая ручка. И не потому что это запрещено (хотя, это запрещено), а потому что не нужно.

Душа, познавшая хотя бы раз Господа, соприкоснувшаяся хотя бы раз с Величием Духа Святого, теряет интерес ко всему земному. Все земное меркнет, как для юноши, влюбившегося в девушку, теряют значимость большинство обстоятельств.

Здесь, в монастыре, все вещи становятся ненужными, а в руках остаются только те, которые нужны по-необходимости: книги, телефон. Да и это — собственность не монаха, а монастыря.

Степени монашества.

Монашеский путь имеет несколько степеней, но если говорить в самых общих чертах, то этапа три (если не два):

  • Подготовка (трудник, послушник)
  • Монашество
  • Схимонашество (правильнее — схима)

Подготовка к монашеству может растянуться на несколько лет — бывали случаи, когда человек оставался послушником почти всю жизнь.

Пострижение в монахи наступает только тогда, когда настоятель монастыря безоговорочно убежден, что монашество — действительно призвание для этого человека, а не его эмоциональный или ситуативный выбор.

Послушания в монастыре.

Послушания — это те дела и та работа, которую делают монахи в свободное от богослужений и молитвы время.

Послуша́ние — обязательное исполнение каждым, кто проживает в монастыре , какой-либо работы.

В монастыре говорят, что послушание - превыше поста и молитвы.

Подчинив свою волю Божьей воле, человек воистину будет всегда пребывать с Богом. Этого не смог сделать Адам и не выполнил ветхозаветный Израиль.

Эта возможность появилась только тогда, когда мы получили благодатные дары по искуплению грехов человеческих самим Спасителем. Христианское послушание - это исполнение Божьей воли и более ничьей, например, человеческой. Необходимо это четко понимать.

Молитва в монастыре.

Молитва в монастыре имеет три направления:

  • Богослужения
  • Молитва в келии
  • Молитва во время послушания и вообще

Любое послушание к началу богослужения должно быть остановлено — даже, если оно не закончено. Монах должен присутствовать на службе.

Такой строгости в монастырях, где мало насельников, нет.

Келейная молитвенное правило для каждого монаха определяется настоятелем или духовником индивидуально.

Монах не может находиться без молитвы ни минутки.

Он постоянно, — за работой или в любую минуту бодрствования, — читает про себя какую-либо молитву — чаще всего, Иисусову молитву (Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного).

Для чего нужны монастыри?

Монастыри – места особой благодати, где верующие люди могут ощутить присутствие Бога на земле и научиться праведной жизни.

Монастырь – это крепость, оплот, просвещение.

У современных людей очень много разной информации. В монастыре человека наставят, направят на нужный путь. В монастырь можно прийти поговорить, получить обоснованные ответы.

Многие боятся монастыря, хотя монашество – это мир и любовь.

Монастырь в любом городе – это оазис, святое место, которое освящает то, что его окружает. Города основывались вокруг монастырей. Обычно монастырь в сердце города. Он важен как оплот, как крепость, как место, которое свято и освящает все вокруг. Людям это необходимо.

Это святое место притягивает человека, ему хочется войти, отделиться от городского шума и суеты и присоединиться к святой тишине, к святому месту, почувствовать присутствие Бога.

Когда-то владыка Антоний рассказал один случай.

Монастыри в городе – это оплоты, в которые мы приходим, как утопающие – на корабль спасения. Многие люди рассказывали о том, как они впервые пришли в монастырь, и, почувствовали святость и красоту, что заполнило пустоту их души.

Читайте также: