Доклад о лицензировании росприроднадзора

Обновлено: 05.07.2024

Региональный государственный экологический надзор с 2018 года реализуется департаментом с применением риск-ориентированного подхода. За 2018, 2019 годы проведена работа по присвоению категорий рисков в отношении 1161 производственного объекта, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному экологическому надзору.

Из 1161 объекта, которым в настоящее время присвоена категория риска, наибольшее количество объектов - 750 (64%) - относятся к категории умеренного риска, порядка 11% - к категории среднего, 24% - к категории низкого риска. Категория значительного риска присвоена 11 объектам (менее 1%).

За 2019 год в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей государственными инспекторами Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды в рамках осуществления регионального государственного экологического надзора в области обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха, использования и охраны водных объектов, использования и охраны недр проведено 107 проверок, по результатам которых выявлено 134 нарушения. Проведено 43 административных расследования.

Существенное сокращение количества проверок обусловлено применением риск-ориентированного подхода, в соответствии с которым периодичность плановых проверок зависит от категории риска, присвоенной органом государственного надзора конкретному производственному объекту юридического лица, индивидуального предпринимателя, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также сокращением с 01 января 2019 года количества обязательных требований в области охраны окружающей среды в результате реформы природоохранного законодательства.

В условиях реализации риск-ориентированного подхода в целях эффективного предупреждения и пресечения экологических правонарушений департаментом активизирована работа по проведению мероприятий по контролю без взаимодействия с подконтрольными субъектами (плановые (рейдовые) осмотры (обследования), анализ представляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отчетности и т.д.).

В целях обеспечения эффективности и комплексного характера проводимых контрольных мероприятий департаментом в апреле 2019 года направлены обращения в адрес Управления Росприроднадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу и глав муниципальных образований автономного округа с предложением о совместном обследовании земельных участков в границах территорий муниципальных образований.

За 2019 год департаментом проведено 9 комплексных (обследование нескольких объектов в рамках одного мероприятия по контролю) рейдовых осмотров, обследований совместно с территориальным органом Росприроднадзора и муниципальными образованиями (за аналогичный период прошлого года – 2 обследования).

Кроме того, в 2019 году департаментом совместно с органами прокуратуры проведены проверочные мероприятия в отношении 278 производственных объектов, в результате которых выявлено 212 нарушений.

По результатам проведенных совместно с органами прокуратуры мероприятий департаментом вынесено 131 постановление о привлечении виновных лиц к административной ответственности за экологические правонарушения.

Представленные результаты контрольно-надзорной деятельности свидетельствуют об эффективности организации работы в сфере регионального экологического надзора в условиях реализации риск-ориентированного подхода.

Основные результаты работы департамента в сфере регионального государственного экологического надзора в 2019 году (в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (АППГ)) представлены в таблице:

Проведено контрольно-надзорных мероприятий, всего, в т.ч.:

плановых (рейдовых) осмотров

иных мероприятий, не требующих взаимодействия с подконтрольными субъектами

проверок производственных объектов совместно с органами прокуратуры

Рассмотрено обращений граждан и организаций, а также информации, размещенной в СМИ

Выявлено нарушений, всего,

в т.ч. по результатам:

плановых и внеплановых проверок

проведения мероприятий, не требующих взаимодействия с подконтрольными субъектами

проверок совместно с органами прокуратуры

Вынесено постановлений по делам об административном правонарушении

Наложено административных штрафов, всего (млн. руб.)

Взыскано в отчетном периоде административных штрафов, всего (млн. руб.)

Выдано предписаний об устранении нарушений обязательных требований

Направлено предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований

Размер выявленного вреда окружающей среде, млн. руб.

Основные нарушения обязательных требований в области охраны окружающей среды, допускаемые предприятиями-природопользователями, выявленные в результате проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с подконтрольными субъектами:

- предоставление отчетности с нарушением установленных сроков, предусмотренных лицензионным соглашением;

- осуществление добычи полезных ископаемых при отсутствии согласованного и утвержденного в установленном порядке технического проекта на разработку месторождения, либо необеспечение своевременной корректировки технического проекта, его согласование и утверждение в установленном порядке при внесении изменений и дополнений в лицензионное соглашение;

- разработка участка недр при отсутствии уточненных границ горного отвода после утверждения технического проекта разработки лицензионного участка;

- иные нарушения, связанные с нарушением лицензионных условий.

За указанные административные правонарушения предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 20 тыс. руб. до 40 тыс. руб., на юридических лиц – от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб.

По результатам проведенных мероприятий на юридических и должностных лиц наложено административных штрафов на общую сумму 4 983 тыс. руб.

Кроме этого, в течение 2019 года установлено более 30 признаков самовольного пользования недрами. Информация и материалы с признаками самовольного пользования недрами направлены по компетенции в органы Росприроднадзора для принятия мер реагирования.

2) часть 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации, часть 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации в части превышения установленных нормативов допустимого воздействия количества загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 50 тыс. руб. до 80 тыс. руб., на юридических лиц от 150 тыс. руб. до 300 тыс. руб.

Департаментом всего возбуждено 62 дела об административных правонарушениях по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ. Наложено административных штрафов на общую сумму 5 260 тыс. руб.

3) пункт 5 части 2 статьи 39 Водного кодекса РФ, Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденного приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205.

По 6 юридическим лицам установлено нарушение водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты, выразившееся в не представлении, либо в несвоевременном представлении отчетности, предусмотренной Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от 10 тыс. руб. до 20 тыс. руб.; на юридических лиц – от 80 тыс. руб. до 100 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Департаментом всего возбуждено 30 дел об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ. Наложено административных штрафов на общую сумму 1 150 тыс. руб.

4) пункт 2 части 1 статьи 13 Водного кодекса Российской Федерации, часть 3 статьи 16 Водного кодекса Российской Федерации в части предоставления отчетности установленной договором водопользования;

По 16 юридическим лицам установлены нарушения условий использования водного объекта, выразившиеся в не представлении, либо в несвоевременном представлении отчетности предусмотренной условиям договорами.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ст. 7.6 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 10 тыс. руб. до 30 тыс. руб.; на юридических лиц - от 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Департаментом всего возбуждено 46 дел об административных правонарушениях по ст. 7.6 КоАП РФ. Наложено административных штрафов на общую сумму 560 тыс. руб.

Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 20 тыс. руб. до 80 тыс. руб., на должностных лиц от 3 тыс. руб. до 6 тыс. руб.

Общая сумма наложенных штрафов в отношении юридических и должностных лиц составила 1 240 тыс. руб.

По результатам проведенных мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами возбуждено 74 дела об административном правонарушении в отношении юридических лиц и их должностных лиц.

Рекомендации в целях недопущения вышеуказанных нарушений: руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям определить должностных лиц, ответственных за своевременное и надлежащее исполнение требований природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

При проведении контрольной деятельности в рамках регионального государственного экологического надзора при выявлении нарушений обязательных требований природоохранного законодательства протоколы об административных правонарушениях составляются в обязательном порядке. При этом, необходимо учитывать, что в соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Юридическими лицами, в отношении которых проводились проверочные мероприятия по региональному государственному экологическому надзору, решения, действия (бездействие) контрольно-надзорного органа и (или) его должностных лиц в досудебном (внесудебном) и судебном порядке не обжаловались.

За 2019 год в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках осуществления проверочных мероприятий выдано 34 предписания об устранении нарушений обязательных требований. Проведено 42 внеплановых проверочных мероприятия с целью проверки выполнения предписаний. В ходе внеплановых проверок установлено 20 фактов неисполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований, в связи с чем сотрудниками департамента были составлены протоколы по статье 19.5 КоАП РФ в отношении юридических лиц и их должностных лиц.

За 2019 год хозяйствующим субъектам направлено 162 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, связанных с постановкой объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на указанных объектах.

Осуществление государственного контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных, цветных металлов в 2019 году

Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 № 1287 утверждено Положение о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.

При осуществлении лицензионного контроля не применяется риск-ориентированный подход, как в случае с государственным экологическим надзором.

Таким образом, основанием для включения в план проверок и проведения плановой проверки в отношении лицензиатов, является истечение 1 года с момента выдачи лицензии или 3 года с момента последней плановой проверки.

Всего планом проверок на 2019 год было предусмотрено 17 проверок в отношении юридических лиц осуществляющих деятельность только в области обращения с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и 4 комплексных проверки. В 2019 году проведено 35 проверочных мероприятия в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов, из них 17 плановых и 18 внеплановых.

Проверки проводились как с целью оценки соответствия осуществляемой деятельности требованиям в области обращения с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов, так и комплексные проверки на соответствие осуществляемой деятельности требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды (в отношении юридических лиц у которых были поставлены на учет объекты, оказывающие негативное воздействие).

Внеплановые выездные проверки в отношении соискателей лицензий, проводились в связи с поступлением в адрес департамента заявлений.

По результатам проведенных мероприятий в 2019 году были выявлены, как нарушения правил по обращению с ломом, так и нарушения в области обращения с отходами.

Нарушения, выявленные по результатам проверок лицензиатов на соблюдение правил по обращению с ломом были следующие:

- на объекте по приему лома не обеспечено наличие в доступном для обозрения месте информации, содержащей условия приема и цены на лом;

- на объекте отсутствуют:

· документы, подтверждающие проведение поверок и испытаний на дозиметр;

· инструкции о порядке проведения радиационного контроля лома и проверки их на взрывобезопасность;

· инструкция о порядке действий при обнаружении радиоактивных лома и отходов черных и цветных металлов;

· инструкция о порядке действий при обнаружении взрывоопасных предметов;

· документы, подтверждающие наличие на объекте по приему лома и отходов черных металлов и цветных металлов лиц, назначенных ответственными за проведение радиационного контроля лома и отходов черных, цветных металлов, а также за проведение контроля лома и отходов черных, цветных металлов на взрывобезопасность;

· накопление лома и отходов черных металлов, цветных металлов в отсутствие твёрдого покрытия;

· на объекте отсутствует пресс либо пресс-ножницы, либо установки для дробления и сортировки легковесного лома;

· не ведется должный учет принятого и отчуждаемого лома и отходов черных металлов и цветных металлов.

Статьей 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена ответственность за нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения.

Кроме того, в 2019 году были выявлены факты отсутствия объектов по приему лома черных и цветных металлов по адресам, на которые департаментом были выданы лицензии.

Анализ информации показал, что порядка 20 % лицензиатов не осуществляют деятельность по адресам, на которые выданы лицензии.

В связи с чем, 30 лицензиатам, с целью профилактики правонарушений, были направлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований по переоформлению лицензий.

Административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Санкция данной статьи предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1,5 тыс. руб. до 2 тыс. руб.; на должностных лиц - от 3 тысяч до 4 тысяч рублей; на юридических лиц - от 30 тыс. руб. до 40 тыс. руб.

Рекомендации в целях недопущения вышеуказанных нарушений: руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям определить должностных лиц, ответственных за своевременное и надлежащее исполнение лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных, цветных металлов.

При проведении контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных, цветных металлов при выявлении нарушений обязательных требований законодательства протоколы об административных правонарушениях составляются в обязательном порядке. При этом необходимо учитывать, что, в соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Юридическими лицами, в отношении которых проводились проверочные мероприятия по контролю за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных, цветных металлов, решения, действия (бездействие) контрольно-надзорного органа и (или) его должностных лиц в досудебном (внесудебном) и судебном порядке не обжаловались.

За 2019 год в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках осуществления проверочных мероприятий выдано 1 предписание об устранении нарушений обязательных требований. По результатам проведенной внеплановой проверки установлено, что предписание выполнено в полном объеме в установленный срок.

Осуществление публичных профилактических мероприятий в 2019 году

В 2019 году проведено 3 публичных обсуждения результатов правоприменительной практики при осуществлении регионального и федерального государственного экологического надзора и лицензионного контроля (26.06.2019, 30.09.2019 и 26.12.2019 соответственно). Мероприятия с учетом смежного характера предмета и объектов надзора проводятся при участии Управления Росприроднадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 26 декабря 2020 года N 2290

О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 декабря 2020 года N 2290

Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности

1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - деятельность в области обращения с отходами).

Деятельность в области обращения с отходами составляют работы по перечню согласно приложению.

2. Лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - лицензирующий орган).

3. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются:

а) для работ по сбору отходов I-IV классов опасности:

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих требованиям статьи 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления";

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I-IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I-IV классов опасности;

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые используются или которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;

б) для работ по транспортированию отходов I-IV классов опасности:

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих требованиям статьи 16 Федерального закона "Об отходах производства и потребления";

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I-IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I-IV классов опасности;

в) для работ по обработке отходов I-IV классов опасности:

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих требованиям статьи 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления";

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ оборудования и (или) специализированных установок (в том числе мобильных), принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, в случае если технология по выполнению указанных работ требует наличия такого оборудования и (или) специализированных установок;

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I-IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I-IV классов опасности;

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые используются или которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;

г) для работ по утилизации отходов I-IV классов опасности:

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих требованиям статьи 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления";

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ в области обращения с отходами I-IV классов опасности оборудования и (или) специализированных установок (в том числе мобильных), принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, в случае если технология по выполнению указанных работ требует наличия такого оборудования и (или) специализированных установок;

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I-IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I-IV классов опасности;

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) положительного заключения государственной экологической экспертизы (в случаях, определенных Федеральным законом "Об экологической экспертизе"), а также использование лицензиатом объекта утилизации отходов I-IV классов опасности в соответствии с документацией, получившей указанное положительное заключение государственной экологической экспертизы;

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые используются или которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;

д) для работ по обезвреживанию отходов I-IV классов опасности:

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих требованиям статей 11 и 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления";

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования и (или) специализированных установок (в том числе мобильных), принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, в случае если технология по выполнению указанных работ требует наличия такого оборудования и (или) специализированных установок;

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I-IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I-IV классов опасности;

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) положительного заключения государственной экологической экспертизы (в случаях, определенных Федеральным законом "Об экологической экспертизе"), за исключением периода со дня вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и до дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также использование лицензиатом объекта обезвреживания отходов I-IV классов опасности в соответствии с документацией, получившей указанное положительное заключение государственной экологической экспертизы;

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые используются или планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;

е) для работ по размещению отходов I-IV классов опасности:

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих требованиям статьи 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления";

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или ином законном основании земельного участка, необходимого для осуществления лицензируемого вида деятельности;

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I-IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I-IV классов опасности;

наличие у соискателя лицензии положительного заключения государственной экологической экспертизы (в случаях, определенных Федеральным законом "Об экологической экспертизе"), за исключением периода со дня вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и до дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также использование лицензиатом объекта размещения отходов I-IV классов опасности в соответствии с документацией, получившей указанное положительное заключение государственной экологической экспертизы;

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые используются или планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами.

4. Грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом следующих требований, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности":

а) отсутствие у лицензиата - индивидуального предпринимателя и работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I-IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I-IV классов опасности;

б) использование лицензиатом объекта государственной экологической экспертизы в случаях, определенных Федеральным законом "Об экологической экспертизе", при осуществлении деятельности по утилизации, обезвреживанию, размещению отходов с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.

5. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если соответствующая услуга предоставляется через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, заявление о предоставлении лицензии в соответствии с порядком, установленным статьей 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в котором указывает:

а) для работ по сбору отходов I-IV классов опасности:

виды отходов I-IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I-IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах отходов, в отношении которых предоставляется лицензия, и соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов виды деятельности;

реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;

б) для работ по транспортированию отходов I-IV классов опасности - виды отходов I-IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I-IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах отходов, в отношении которых предоставляется лицензия, и соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов виды деятельности;

в) для работ по обработке отходов I-IV классов опасности:

виды отходов I-IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I-IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах отходов, в отношении которых предоставляется лицензия, и соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов виды деятельности;

реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;

г) для работ по утилизации отходов I-IV классов опасности:

виды отходов I-IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I-IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах отходов, в отношении которых предоставляется лицензия, и соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов виды деятельности;

реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;

реквизиты положительного заключения государственной экологической экспертизы в случаях, когда обязанность по получению такого заключения предусмотрена Федеральным законом "Об экологической экспертизе";

д) для работ по обезвреживанию отходов I-IV классов опасности:

виды отходов I-IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I-IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах отходов, в отношении которых предоставляется лицензия, и соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов виды деятельности;

реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;

е) для работ по размещению отходов I-IV классов опасности:

виды отходов I-IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I-IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах отходов, в отношении которых предоставляется лицензия, и соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов виды деятельности;

реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;

В настоящей статье мы разберем нововведения в сборе и транспортирование.

Сбор отходов.

В новом Положении прописаны следующие лицензионные требования к сбору отходов:

  • наличие необходимых для сбора отходов зданий, строений, сооружений и помещений, соответствующих требованиям статьи 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления";
  • наличие у работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности;
  • наличие СЭЗ о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые используются или которые планируется использовать для выполнения сбора отходов.

Говоря о необходимости наличия необходимых для сбора отходов зданий, строений, сооружений и помещений (соответствие которых санитарным правилам подтверждено СЭЗ), необходимо отметить следующее:

Сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение (ст. 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления").

Какие здания, строения, сооружения и помещения нужны лицу, осуществляющему прием отходов?

То есть не лицу, передающему отходы, а именно лицу, отходы принимающему.

Возможно, речь идет о помещениях (сооружениях), в которые получатель отходов принимает отходы, допустим, от транспортной компании.

В таких помещениях отходы принимаются, а затем перемещаются на оборудование по утилизации, обезвреживанию отходов либо на карту полигона.

При данном сценарии необходимость наличия соответствующих законодательных требованиям помещений для приема отходов обосновать можно.

Также мы допускаем, что авторы нового Положения имели в виду то, что объектами сбора (приема) отходов являются по совместительству объекты обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, на которые для таких целей отходы принимаются.

Однако нужно понимать, что к данным объектам предъявляются самостоятельные требования о необходимости наличия СЭЗ и о их наличии. Дублирование лицензионных требований в данном случае (к объектам, одновременно выступающим и объектами для сбора отходов, и объектами для обезвреживания, размещения отходов), на наш взгляд, избыточно.

Мы допускаем, что конкретизация в новом Положении лицензионных требований к объектам сбора отходов может привести к тому, что некоторые лицензирующие органы будут требовать от соискателей обеспечить наличие дополнительных (вовсе не необходимых соискателям) зданий, строений, сооружений, помещений и получить на них СЭЗ.

Чтобы противостоять таким требованиям, представляется целесообразным делать акцент на словах "необходимых для работ… зданий, строений, сооружений и помещений".

Иными словами, подтверждать наличие зданий, строений, сооружений и помещений, наличие СЭЗ на них должны лишь те соискатели лицензии (лицензиаты), которым для сбора отходов необходимы (жизненно важны) такие здания, строения, сооружения и помещения.

Если необходимости в таких объектах нет, если сбор отходов можно осуществить без зданий, строений, сооружений и помещений, приспособленных для сбора отходов, то подтверждать их наличие, а также наличие СЭЗ на них лицензиат не должен.

1

Транспортирование отходов.

Исключительно к транспортированию существует только 2 лицензионных требования:

  1. наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих требованиям статьи 16 Федерального закона "Об отходах производства и потребления";
  2. наличие у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности.

Обращаем Ваше внимание на (применяемое с 02.07.2021 г.) понятие транспортирования отходов:

Транспортирование отходов - перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах.

Также отметим, что у соискателя лицензии должны быть такие транспортные средства, которые соответствуют требованиям статьи 16 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".

Опять же, с 02.07.2021 г. требования статьи 16 закона изменены.

  • наличие паспорта отходов при транспортировании отходов I - IV класса опасности;
  • наличие документации для транспортирования и передачи отходов, оформленной в соответствии с правилами перевозки грузов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования;
  • соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов транспортными средствами.

Примечание: 01.03.2022 г. вступит в силу дополнительное условие осуществления транспортирования отходов (абз. 5 п. 2 ст. 16 ФЗ "Об отходах производства и потребления"):

наличие на транспортных средствах, контейнерах, цистернах, используемых при транспортировании отходов, специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов.

ВАЖНО! Не является лицензионным требованием наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам каких-либо объектов, связанных с транспортированием отходов.

Соответственно, в заявлении о предоставлении (переоформлении) лицензии не требуется указывать сведения о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам транспортных средств.

В Положении предусмотрено новое правило:

не требуется переоформлять лицензию для осуществления деятельности по транспортированию отходов не по адресу осуществления лицензионного вида деятельности, указанному в лицензии.

Какая предусмотрена ответственность в случае осуществления без лицензии деятельности по обращению с отходами?

"Внутри СЗЗ": надо ли разрабатывать и устанавливать СЗЗ для объекта, который находится в СЗЗ соседнего предприятия?

Бизнес

Классы отходов

Источник: РИАМО, Елена Харитонова

В нашей стране в зависимости от опасности, которую представляют отходы, их разделяют на пять классов. К I классу относят самые опасные вещества — ртуть и приборы с солями свинца, ко II классу — батарейки, автомобильные аккумуляторы и масла. Медные провода, ацетон, свежий навоз ряда животных и птиц считаются умеренно опасными и относятся к III классу. Строительные отходы — битый кирпич, щебень и арматуру — относят к IV классу опасности. Просроченные продукты, макулатура и стеклянная тара — отходы V класса, обращение с ними не подлежит обязательному лицензированию.

На деятельность по обращению с отходами I-IV классов компании требуется получить лицензию. Решение о предоставлении этого документа принимает Росприроднадзор. Проверить, есть ли у организации такая лицензия, можно на сайте ведомства.

Преимущества электронной лицензии

Ноутбук

Лицензия на бумажном носителе, которую выдавали раньше, с течением времени могла потеряться или прийти в негодность, и за получением дубликата нужно было лично обращаться в Росприроднадзор. Также в ведомство нужно было приходить для переоформления разрешительного документа и для получения сведений о его наличии. Электронная услуга избавит граждан от этих неудобств. Теперь нужные сведения будут собирать и хранить в государственном электронном реестре лицензий, а потому доступ к ним можно будет получить в любое время.

Кто и как может получить документ


Получение, переоформление лицензии и прекращение ее действия — услуги, доступные юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Выписку из госреестра может запросить и получить любой гражданин или его законный представитель.

Для получения одной из услуг необходимо зайти на портал госуслуг и авторизоваться с помощью подтвержденной учетной записи ЕСИА. Затем заполнить электронную форму заявления, прикрепив к нему цифровые копии документов в зависимости от того, какую услугу заявитель хочет получить. Состав пакетов документов указан на портале госуслуг.

Сроки оказания услуги и ее стоимость

Калькулятор, бумаги, ручка

Калькулятор, бумаги, ручка

Максимальный срок оформления лицензии — 45 рабочих дней. Процедура переоформления лицензии в случае реорганизации юридического лица, изменения реквизитов документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя, прекращения лицензируемого вида деятельности по одному или нескольким адресам может занять до 10 рабочих дней. Переоформление лицензии в случае, если адрес, по которому юрлицо или ИП хочет заниматься лицензируемым видом деятельности, не указан в разрешительном документе, займет до 30 рабочих дней. Документ о прекращении действия лицензии будет готов через 10 рабочих дней после подачи заявления. Максимальный срок подготовки и предоставления выписки из реестра лицензий или справки об отсутствии запрашиваемых сведений — три рабочих дня. Исправление допущенных опечаток или ошибок в результате предоставления госуслуги займет до пяти рабочих дней.

За часть услуг взимается государственная пошлина:

  • за предоставление лицензии — 7,5 тысячи рублей;
  • за переоформление лицензии (в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) — 3,5 тысячи рублей;
  • за переоформление лицензии (в случае изменения наименования юридического лица или места его нахождения, реорганизации юридического лица в форме преобразования, а также в случае изменения места жительства, фамилии, имени и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность) — 750 рублей.

Услуги по прекращению действия лицензии, подготовке выписки из реестра лицензий или справки об отсутствии запрашиваемых сведений, а также по исправлению допущенных опечаток и ошибок бесплатны.

Госпошлину в размере 3000 рублей взимают, если выписку из реестра лицензий предоставляют на бумажном носителе и заверяют в Росприроднадзоре.

Образцы платежных поручений для оплаты госпошлины можно скачать на сайте ведомства.

Читайте также: