Доклад о королевском тигре

Обновлено: 30.06.2024

Новые шасси для новой пушки


​Эрвин Адерс (в тёмном костюме справа) с высокопоставленными армейскими офицерами. 5 сентября 1942 года, сборочный цех Henschel-Werke Источник – feldgrau.info - Неудачливые

Эрвин Адерс (в тёмном костюме справа) с высокопоставленными армейскими офицерами. 5 сентября 1942 года, сборочный цех Henschel-Werke
Источник – feldgrau.info

Новая броня для Panzerwaffe

Башня конструкции Порше отличалась обтекаемыми обводами и литой командирской башенкой, которая размещалась с левой стороны, немного выступая за боковой бронелист. Её лобовое бронирование достигало 107 мм, а боковое – 80 мм. В целом башня обладала прочной конструкцией, но у неё обнаружилось одно очень плохое свойство – заман (так называют склонность башни к рикошету от её нижней части в слабозащищённую крышу корпуса). На башнях конструкции Henschel-Werke этого эффекта удалось избежать за счёт отказа от обтекаемой формы. Лобовой бронелист башни сделали прямым, толщиной 180 мм и с наклоном 10°. Толщина боковых и задней стенки осталась прежней – 80 мм с наклоном 20°.

Снаружи корпус и башня танка покрывались циммеритом, который защищал машину от противотанковых магнитных мин. С октября 1944 года это покрытие перестали наносить, так как в этом случае производственный цикл затягивался на целые сутки, что в условиях военной обстановки того времени было недопустимым. Поверх циммеритного покрытия наносилась камуфляжная окраска, а изнутри машины выкрашивались в тёмно-жёлтый цвет.

Сервопривод позволял механику-водителю переключать передачи одним движением рычажка, находившегося на приборной панели. Он автоматически размыкал диски фрикциона и предыдущую передачу, после чего включалась нужная передача и фрикцион. В случае выхода сервопривода из строя водитель мог перейти на полностью ручное управление КПП. Для охлаждения трансмиссии инженеры сконструировали отдельную систему с радиатором в боевом отделении.

Кроме рации стрелок-радист обеспечивался курсовым пулемётом в шаровой установке, в качестве которого использовался MG-34, а ближе к окончанию войны – MG-42. Танки производства 1945 года выпускались с шаровой установкой под пистолет-пулемёт МР-40. Места обоих членов экипажа, которые находились в отделении управления, обеспечивались призменными смотровыми приборами (снаружи стёкла приборов защищались П-образными скобами). В левой части верхней лобовой бронедетали танка существовал вырез для обеспечения максимального обзора механику-водителю, а в крыше корпуса имелись два эвакуационных люка, устроенные в крышке, предназначенной для замены трансмиссии.

Одна башня на троих

Артсистема KwK 43 L/71 обладала, пожалуй, самыми лучшими баллистическими данными из всех противотанковых пушек времён Второй мировой войны. Начальная скорость её подкалиберного снаряда составляла около 1200 м/с, бронебойного – 1000 м/с (это позволяло бронебойному снаряду пробивать 240-мм броню с наклоном 30° к нормали с километровой дистанции). Даже на дистанции 4000 метров выпущенный снаряд всё ещё был способен пробить 80-мм вертикальную бронеплиту (при том, что толщина бронирования корпуса танка КВ-1 составляла 75 мм, Т-34 – 45 мм).

Вместе с орудием в башне устанавливался спаренный с ним пулемёт MG-34 или MG-42. Второй такой же пулемёт мог устанавливаться в турели над командирской башенкой (на него возлагалась защита от авиации противника).

Между собой члены экипажа переговаривались посредством танкового переговорного устройства Bordsprechanlage 8.

А вместо сердца – пламенный мотор

Номинальная мощность HL 230 составляла 700 л. с. при 3000 об/мин, но обычно двигатель использовали на 2500–2600 оборотах, а в этом случае его мощность составляла всего 600 л. с. В результате заявленный показатель удельной мощности 10,3 л. с./т на самом деле был ещё меньше, ориентировочно – 8,82 (для сравнения, у советского тяжёлого танка ИС-2 этот показатель составлял 11,2 л. с./т). В результате двигатель постоянно перегревался и выходил из строя. Скорость танка на шоссе составляла 38 км/ч, а на пересечённой местности снижалась до 13 км/ч. В случае же, если возникала необходимость преодолеть склон, скорость танка становилась ещё ниже, а нагрузки на и так перегруженный двигатель значительно возрастали. В течение всей второй половины войны немецкие конструкторы пытались разработать более мощные серийные танковые двигатели для своей тяжёлой техники, но закончить эти работы так и не успели.

Система охлаждения HL 230 была водяной, общей ёмкостью 114 литров и состояла из четырёх радиаторов, которые размещались по два с каждой стороны от двигателя и соединялись последовательно.

Штатно запуск силовой установки осуществлялся с помощью электростартера. В случае необходимости экипаж мог запустить его вручную или при помощи пускателя. Рукоятка ручного запуска двигателя соединялась с кулачковой муфтой на коленчатом валу двигателя. Рукоятку вставляли в небольшое отверстие в кормовом листе корпуса с правой стороны, чуть ниже выхлопной трубы (отверстие закрывалось бронекрышкой).

Для пуска двигателя при помощи пускателя снималась крышка большого люка на уровне коленчатого вала двигателя. Пускатель неподвижно фиксировался на броне танка двумя держателями, и шестерня на валу пускателя входила в зацепление с шестернёй на коленчатом валу двигателя. С помощью специального устройства был возможен запуск силовой установки танка от двигателей автомобилей Kubelwagen или Schwimmwagen.

​Сборка танков в цеху Источник – panzerpunkt.info - Неудачливые

Сборка танков в цеху
Источник – panzerpunkt.info

Кроме недостатка сырья возникли и другие проблемы – из-за постоянных бомбёжек, перебоев в работе транспорта и прочих причин предприятия-смежники начали срывать графики поставок комплектующих. Так, при производстве машин последних выпусков танкостроителям пришлось отказаться от внутренней покраски корпусов.

В дальнейшем 503-й батальон продолжал воевать во Франции. Танковые и противотанковые пушки союзников не могли пробить 150-мм лобовую броню новых тяжёлых немецких танков, поэтому при столкновении с ними английские и американские танкисты тут же спешно отступали, вызывая на помощь авиацию, а также огонь полковой и дивизионной артиллерии. Вероятность прямого попадания крупнокалиберного снаряда в танк была очень малой, но осколки и воздействие взрывных волн выводили из строя ходовую часть машин, приборы наблюдения и прицельные приспособления, а также дырявили орудийные стволы.

В связи с тем, что темпы производства новых танков значительно отставали от плановых, в октябре 1944 года эсэсовцам передали только 14 машин, что позволило полностью укомплектовать 1-ю роту. Ещё 20 танков они получили в период между 26 ноября и 3 декабря 1944 года. Затем к этому количеству добавили ещё 11 таких же машин, отобранных у 509-го ТТБ, который в это время проходил переформирование и тоже начал получать новую матчасть. Таким образом, батальон полностью укомплектовали танками и уже 5 декабря погрузили на эшелоны и отправили на Западный фронт для участия в Арденнской операции.

К 5 апреля 1945 года в 507-м ТТБ оставалось 12 машин. 11 апреля батальон потерял свой последний тяжёлый танк, после чего его перебросили в Магдебург, а затем на полигон в Миловицах (Чехия). Здесь батальон снова вооружили, но на этот раз совершенно разномастной техникой, которая была на полигоне – среди образцов вооружения попадались даже уникальные Pz.Kpfw. IV с 37-мм автоматической пушкой. 6 мая силы батальона бросили против чехословацких повстанцев, однако уже 11 мая он отошёл на запад, чтобы на следующий день сдаться американцам.

Жестокий восток

А вот как это видел сам А. П. Оськин:

Королевский Тигр (PzKpfw VI) – это немецкий тяжелый танк времен конца Второй мировой. Имел отличное вооружение и солидную защиту, но по балансу характеристик уступал своему предшественнику, первому Тигру.

Королевский тигр

История создания

Ничего принципиально заводом Круппа нового придумано не было – прототип VK 4502(Р) был почти таким же, как первый Тигр – с той же ходовой и силовой установкой, только немного переработанным под новые требования. В других вариантах было предложено использовать другие типы двигателей, также существовало два варианта компоновки – с задним и передним расположением башни.

Однако проект был слишком дорогим, с ненадежной трансмиссией, и в целом незаконченным, но несколько башен все же было выпущено, и затем установлено уже на серийные машины. У фирмы Henschel дела обстояли лучше – их прототип VK 4503(Н) был максимально унифицирован с танком Пантера II и лучше соответствовал требованиям.

В итоге, когда в январе 1943 года модель VK4503(Н) показали Гитлеру, он ее одобрил. До конца 1943 изготовили первые предсерийные машины, которые получили название Panzerkampfwagen VI Ausf.B (Sd.Kfz. 182). Позже его заменили на Panzerkampfwagen Tiger Ausf.B или Tiger II.

Серийно производить танк начали в 1944 году. По плану должно было быть изготовлено 1237 машин, но из-за бомбардировок заводов план выполнен не был.

Королевский тигр

Общая информация

  • Классификация – тяжелый танк;
  • Боевая масса – 68 тонн;
  • Компоновочная схема – классическая, трансмиссия спереди;
  • Экипаж – 5 человек;
  • Годы производства – 1943-1945;
  • Годы эксплуатации – 1944-1945;
  • Всего выпущено – 489 штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 7380 мм;
  • Длина с пушкой вперед – 10286 мм;
  • Ширина корпуса – 3755 мм;
  • Высота – 3090 мм;
  • Клиренс – 495 мм.

Бронирование

  • Тип брони – стальная гомогенная катаная, поверхностно закаленная;
  • Лоб корпуса, верх — 150 / 50° мм/градус;
  • Борт корпуса, верх — 80 / 25° мм/градус;
  • Корма корпуса — 80 / 30° мм/градус;
  • Днище – 25-40 мм;
  • Крыша корпуса – 40 мм;
  • Лоб башни – 107 мм у башен Порше и 185 мм у башен Хеншеля, на 10 градусов;
  • Маска орудия – 65-100 мм;
  • Борт башни — 80 / 20° мм/градус;
  • Корма рубки — 80 / 18° мм/градус;
  • Крыша башни — 40 / 80—90° мм/градус.

Вооружение

Подвижность

  • Тип двигателя – Maybach HL 230, 12-цилиндровый V-образный карбюраторный, с жидкостным охлаждением;
  • Мощность – 700 лошадиных сил;
  • Тип подвески – торсионная индивидуальная;
  • Скорость по шоссе – 38 километров в час, максимально 41,5;
  • Скорость по пересеченной местности – 13 километров в час;
  • Запас хода по шоссе – 150 километров;
  • Запас хода по пересеченной местности – 70 километров;
  • Удельная мощность — 10,3 л.с./тонну;
  • Преодолеваемый подъем – 35 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 0,85 метров;
  • Преодолеваемый ров – 2,5 метра;
  • Преодолеваемый брод – 1,6 метров.

Королевский тигр

Модификации

Фактически существовала только одна модификация. Первые 47 серийных танков выпустили с башней от VK 45.02(P) Порше, остальные с башней VK 4502(H) Хеншеля.

10 танков переоборудовали в командирские Panzerbefelhswagen Tiger II:

Машины на базе Королевского тигра

Jagdtiger

Применение в бою

Сразу после производства Королевские тигры стали поступать в танковые батальоны для замены танка Тигр I. Новых частей со вторыми Тиграми не создавалось.

Для союзников новый танк немцев оказался сюрпризом, причем весьма неприятным. Эффективно ос ним мог сражаться только Шерман-Файрфлай и американские САУ. Впрочем, удавалось подбивать тигров крупной артиллерией и авиацией, особенно эффективны были авиаудары по базам снабжения и тылам.

Королевский Тигр

Королевский тигр в культуре

Королевский Тигр

Pzkpfw.VI Tiger-B 1k35 (Dragon)

Память о танке

Сегодня Королевские Тигры представлены во многих музеях мира – во Франции, в Германии, в США, в Швейцарии и, конечно же, в российском музее техники в Кубинке. А в Англии, в танковом музее Бовингтона, стоит единственный сохранившийся до наших дней PzKpfw VI c башней Порше.

Королевский Тигр

Королевский Тигр С башней Порше в Бовингтоне

Фото и видео

Jagdtiger Jagdtiger Panzerjäger Tiger в Кубинке Королевсуий Тигр в Кубинке Королевский тигр, захваченный американскими войсками

Jagdtiger

Уничтоженный Jagdtiger

Испытания Королевского Тигра в Кубинке
Тяжелый танк Pz Kpfw Tiger Ausf В (по принятой немцами единой системе обозначения именовался также Sd Kfz 182 - "специальная боевая машина типа 182") был разработан на фирме "Хеншель" под руководством ее главного конструктора Эрвина Андерса и серийно выпускался с января 1944 года по май 1945 года. Масса танка составляла 69,4 тонн, удельная мощность 10,08 л.с./т. Корпус и башня изготавливались из катанной гомогенной брони средней и низкой твердости. Всего было выпущено 487 машин.



Первые танки "Тигр-Б", захваченные нашими войсками, были доставлены в Кубинку на научно-испытательный бронетанковый полигон ГБТУ для всестороннего изучения. Это были машины с номерами 102 и 502. Еще при движении танков своим ходом на станцию погрузки обнаружились многочисленные дефекты: на 86 км вышло из строя левый ленивец вследствие разрушения подшипников и левое ведущее колесо - из-за среза всех болтов крепления. Стоявшая в эти дни жара до 30 градусов по Цельсию оказалась чрезмерной для системы охлаждения, что привело к перегреву правого блока двигателя и к постоянным перегревам КПП.

А был ли Тигр


Не успели отремонтировать танк, как полностью разрушилась правая бортовая передача, которую заменили на снятую с другого танка, но и она вышла из строя из-за разрушения роликового подшипника ведущего вала. Кроме того, то и дело приходилось менять траки гусениц, подверженные разрушению, особенно при поворотах. Конструкция механизма натяжения гусениц была не до конца отработана, из-за чего через каждые 10-15 км марша надо было регулировать их натяжение.


В конце концов, оба трофея были доставлены на НИИБТ-Полигон, где машина №102 была подвергнута дальнейшим ходовым испытаниям. Испытания проходили с большими трудностями, связанными с крайне низкой надежностью элементов ходовой части, силовой установки и трансмиссии. Было установлено, что 860 литров бензина хватает всего на 90 км движения по проселочной дороге, хотя в инструкции к машине указывалось, что этого бензина должно хватить на 120 км. Расход топлива на 100 км составил 970 л, вместо 700 л согласно той же (захваченной) инструкции. Средняя скорость движения по шоссе составила 25-30 км/ч, а по проселочной дороге - 13,4-15 км/ч. Максимальную скорость, указанную в технической документации танка, в 41,5 км/ч достичь на ходовых испытаниях так ни разу и не удалось.


Для объективной оценки бронестойкости танка было принято решение подвергнуть снарядному обстрелу корпус и башню трофейной машины с башенным номером № 102, большинство узлов и агрегатов с которой было демонтировано для дальнейших исследований. Вооружение танка было отправлено для исследований на АНИОП.


Испытания обстрелом были проведены осенью 1944 года в Кубинке, и в ходе их были получены следующие результаты:

"1. Качество брони танка "Тигр-Б" по сравнению с качеством брони танков: "Тигр-Н", "Пантера" и СУ "Фердинанд" первых выпусков, резко ухудшилось. В броне танка "Тигр-Б" от первых одиночных попаданий образуются трещины и отколы. От группы снарядных попаданий (3-4 снарядов) в броне образуются отколы и проломы большой величины.
2. Для всех узлов корпуса и башни танка характерным является слабость сварных швов. Несмотря на тщательное выполнение, швы при обстреле ведут себя значительно хуже, чем это имело место в аналогичных конструкциях танков "Тигр-Н", "Пантера" и СУ "Фердинанд".
3. В броне лобовых листов танка толщиной от 100 до 190 мм, при попадании в них 3-4 бронебойных или осколочно-фугасных снарядов артсистем калибра 152, 122 и 100 мм, с дистанции 500-1000 м, образуются трещины, отколы и разрушения сварных швов, влекущие за собой нарушение работы трансмиссии и выход танка из строя как безвозвратные потери.



4. Бронебойные снаряды пушек БС-3 (100 мм) и А-19 (122 мм) производят сквозное пробитие при попадании в кромки или стыки лобовых листов корпуса танка "Тигр-Б" на дистанциях 500-600 м.
5. Бронебойные снаряды пушек БС-3 (100 мм) и А-19 (122 мм) производят сквозное пробитие в лобовом листе башни танка "Тигр-Б" на дистанциях 1000-1500м.
6. Бронебойные 85-мм снаряды пушек Д-5 и С-53 лобовые листы корпуса танка не пробивают и не производят каких-либо разрушений конструкции с дистанции 300 м.
7. Бортовые броневые листы танка отличаются резкой неравнопрочностью по сравнению с лобовыми листами и являются наиболее уязвимой частью броневого корпуса и башни танка.


8. Бортовые листы корпуса и башни танка пробиваются бронебойными снарядами 85-мм отечественной и 76-мм американской пушкой с дистанции 800-2000 м.
9. Бортовые листы корпуса и башни танка не пробивается бронебойными снарядами 76-мм отечественной пушки (ЗИС-3 и Ф-34).
10. Американские 76-мм бронебойные снаряды пробивают бортовые листы танка "Тигр-Б" с дистанции в 1,5-2 раза больших, чем отечественные 85-мм бронебойные снаряды".


Здесь, для любителей "Королевского Тигра" хочется сказать, что 122-мм танковая пушка Д-25, устанавливаемая на танки ИС-2, являлась прямым потомком пушки-гаубицы А-19. Эти орудия отличались, в основном, затворами и некоторыми технологическими особенностями, не влиявшими на баллистику. Следовательно, бронепробиваемость обоих орудий была одинаковой. Кроме того, 100-мм полевая пушка БС-3 и танковое орудие Д-10, устанавливаемое в САУ СУ-100, также имели одинаковую бронепробиваемость.


При лабораторном исследовании брони танка "Тигр-Б", проведенном в ЦНИИ-48 было отмечено, что "заметно постепенное снижение количества молибдена (М) на немецких танках T-VI и T-V и полное отсутствие в Т-У1Б. Причину замены одного элемента (М) другим (V - ванадием) надо, очевидно, искать в истощении имевшихся запасов и потерь баз, снабжавших Германию молибденом. Характерным для брони "Тигра-Б" является малая вязкость. Преимуществом отечественной брони, как известно, является значительно большая вязкость, немецкая броня менее легированная, но и зато значительно менее вязкая".


Здесь также хочется сделать замечание. Более вязкая броня дает меньшее количество вторичных осколков при пробитии, кроме того, у такой брони меньше шанс растрескивания.

Во время испытания вооружения немецкая танковая пушка KwK 43 показала хорошие результаты по бронепробиваемости и кучности: практически такие же, как и у советской 122-мм пушки Д-25 танка ИС-2.



Так, на дальности в 1000 м были получены следующие отклонения попаданий снарядов от точки прицеливания: 260 мм по вертикали и 210 мм по горизонтали. Для сравнения у пушки Д-25 танка ИС-2 среднее отклонение снарядов от точки прицеливания при стрельбе с места на дистанции 1000 м по вертикали не превышало 170 мм, а по горизонтали - 270 мм.


В окончательном отчете от 16 февраля 1945 года по испытаниям "Тигра-Б" было сказано:


"Лобовая броня корпуса и башни низкого качества . При наличии несквозных поражений (вмятин) в броне образуются сквозные трещины и большие отколы с тыльной стороны. Бортовые листы отличаются резкой неравнопрочностью по сравнению с лобовыми и являются наиболее уязвимой частью броневого корпуса и башни танка.

Недостатки:
Ходовая часть сложная и недолговечная.
Механизм поворота - сложен и дорог.
Бортовая передача - крайне ненадежна.
Запас хода уступает ИС на 25%.
Неудобное размещение боекомплекта (кроме ниши башни).
Чрезмерные габариты и большой вес танка не соответствуют броневой защите и огневой мощи танка".

для учений экипажей было задйствовано 5 машин

сводка по месяцам

Отправка танков Королевский тигр в войска период с 1944-45 годах

Немецкие тяжелые танки боевое применение

фото немецкий королевский тигр

танковый таран фото

видны разорванные траки гусениц, либо вследствии износа , или от огня мелкокалиберного снаряда

Солдат армии США, осматривает поврежденную гусеницу немецкого танка

фото подбитых немецких тяжелых танков

Подбитый немецкий тяжелый танк убирают с дороги, повидимому повреждена ходовая, с левого борта отсутствует гусеница 1-я армия США

фото немецкого тяжелого танка

фото немецкий королевский тигр

фото немецкий танк королевский тигр

Королевский тигр 509-ый батальон тяжелых танков, подбит март 1945 год район озеро Балатон тактический номер 122

танк королевский тигр характеристики

Pz.Kpfw VI Ausf B Тигр II тактический номер 331 командира 3-й роты Рольфа фон Вестернхагена 501-го батальона тяжелых танков 1-го танкового корпуса СС Подбит батареей СУ-100 под командованием капитана Васильева

фото подбитых немецкиих тяжелых танков

фото немецких танков

Королевский тигр боевое применение фото немецкого танка

Читайте также: