Доклад о конституции рф 2020

Обновлено: 07.07.2024

Действующая Конституция Российской Федерации была принята в 1993 году в совершенно иных рыночных и политических реалиях. По мнению Президента, Основной закон до сих пор справляется со своими функциями и не подлежит кардинальным изменениям, но некоторые положения необходимо привести в соответствие с текущими потребностями и целями развития страны. Изменения, которые предложил В. В.Путин, уже назвали революционными.

Всероссийское голосование за поправки в Конституции назначено на 1 июля 2020 года. Для голосования гражданам необходимо явиться на участок, где проходит голосование, либо при наличии уважительной причины проголосовать из дома.

Какие поправки предложил Президент

В ходе Послания Федеральному собранию Президент предложил закрепить в Конституции изменения по 10 пунктам:

Президент уже создал рабочую группу по подготовке конституционных поправок, в которую вошли 75 человек.

Хронология

  • 15 января - Президентом предложены поправки в Конституцию. Сформирована рабочая группа для подготовки предложений о внесении поправок. Состав группы можно посмотреть в документе на сайте Кремля.
  • 20 января - законопроект о поправках вынесен на рассмотрение нижней палаты парламента.
  • 23 января - Госдума единогласно приняла в первом чтении президентский законопроект о поправке к Конституции.
  • 03 февраля. Опубликован опрос ВЦИОМа. Около 80% россиян считают поправки, предложенные президентом страны Владимиром Путиным важными и поддерживают их.
  • 11 февраля. Кремль объявит дополнительный выходной для голосования по Конституции.
  • 4 марта – предложение принять законопроект во втором чтении с учетом новых поправок.
  • 10 марта – законопроект принят Госдумой во втором чтении.
  • 10 марта – внесение текста законопроекта к третьему чтению.
  • 11 марта – принятие закона Госдумой и его направление в Совет Федерации.

По результатам работы были приняты два важных решения:

Ознакомиться со всеми изменениями можно в сравнительной таблице.

История изменений Конституции РФ

Действующая Конституция была принята на референдуме в 1993 году. В нем приняли участие свыше 58 млн россиян.

Конституция за время своего действия неоднократно корректировалась. Так, в период с 1996 по 2008 г. в нее были внесены изменения, связанные с укрупнением субъектов РФ, а также их переименованием.

В 2009 году были внесены более существенные коррективы, когда был расширен срок избрания Президента до 6 лет (ранее он избирался на 4 года), а депутатов Госдумы стали выбирать на 5 лет (ранее – на 4 года). Также в обязанности Правительства включили регулярную отчетность перед Госдумой по результатам работы.

В 2014 году в Конституцию внесли изменения, связанные с объединением ВС и ВАС РФ, а также с принятием в состав РФ Крыма и Севастополя, введением должности федерального сенатора.

В Послании Федеральному Собранию 15 января 2020 года Президент указал на то, что со времени принятия Конституции прошло уже более 25 лет, и текущие российские реалии сегодня изменились. Конституция 1993 года принималась в кризисный период российской истории, который существенно отличается от текущей конъюнктуры. Хотя налицо ряд острых экономических и социальных проблем, в целом ситуацию в стране можно охарактеризовать, как стабильную.

Именно такие причины Президент озвучил в качестве оснований для изменения Конституции. Озвученные предполагаемые поправки в Конституцию не затрагивают ее базовых основ, поэтому они могут быть утверждены Парламентом. Но с учетом того, что коррективы предполагают существенное изменение действующей конфигурации политической системы, а также изменение деятельности законодательной и судебной властей, то Президент посчитал необходимым провести всероссийский референдум по вопросам изменения Конституции. Таким образом, В. В. Путин анонсировал всеобщее голосование по конституционным поправкам.


Как повлияют поправки на конституционный строй РФ

Принимаемые поправки призваны сделать политическую систему РФ более сбалансированной, с более дифференцированной системой сдержек и противовесов между ветвями и уровнями власти. Отдельного внимания заслуживает именно усиление роли регионов через повышение значимости института губернатора. Это идет в противовес с ранее доминирующей тенденцией на централизацию власти. Некоторые эксперты предположили, что сам В. В. Путин может занять определенный пост в Госсовете и сохранить за собой важнейшие властные рычаги.

Важное значение имеет усиление законодательной ветви власти через передачу Госдуме отдельных полномочий по утверждению Правительства. Но это не означает перехода РФ к парламентской республике, так как глава государства сохраняет за собой статус ключевой фигуры в политической системе, и именно у него сконцентрированы ключевые функции.

Что касается закрепления ряда социальных обязательств в Конституции в части зарплат и пенсий, то они не окажут существенного влияния на социально-экономическую ситуацию, так как эти нормы и в текущий момент находятся в рамках федеральных законов.

Можно предполагать, что вынесение конституционных поправок на референдум призвано придать легитимность измененному политическому строю и дать возможность рядовым гражданам ощутит сопричастность с принимаемыми важнейшими решениями на федеральном уровне.

Таким образом, изменения в Конституцию, которые предложил Президент РФ, распространили свое действие на социальные обязательства государства перед гражданами, на положение чиновников и главы государства, а также на конфигурацию политической системы. С учетом важности и значимости поправок предполагается, что окончательное решение по их дальнейшей судьбе примут российские граждане на референдуме.

Конституция гарантирует права и свободы граждан Конституция нужна для закрепления социальных гарантий Конституция необходима для поддержания порядка в стране Конституция важна как документ, регулирующий полномочия Президента

⚡ Голосование за поправки в Конституцию 1 июля 2020 года

1 июля 2020 года пройдет всероссийское голосование по поводу пакета поправок, вносимых в Конституцию РФ. Ответим на самые распространённые на сегодняшний день вопросы.

🕗 Дата голосования

Когда назначалось голосование, никто не ожидал эпидемии. Президентом было подчеркнуто, что в случае, если ситуация с коронавирусом станет критической, возможен перенос голосования на другую дату. Так и произошло: с 22 апреля голосование было перенесено на 1 июля в связи с возможностью вернуться к совместной работе над поправками в Конституцию. Этот день официально сделают выходным.

При этом допускается, что проголосовать гражданам можно будет не только 1 июля, но и в течение шести дней до этой даты: с 25 по 30 июня. Таким образом, проголосовать можно будет в течение 7 дней, включая дату 1 июля. Заявления на досрочное голосование писать не потребуется.

Частично голосование проведется в дистанционном формате, однако, список регионов, которым будет доступен такой формат, пока неизвестен. От голосования по почте было принято решение отказаться.

😷 Меры безопасности

Все участники будут рассредоточены во времени и пространстве: за один час на избирательный участок смогут пройти не более 8 человек. Все члены избирательной комиссии, участники и наблюдатели будут обеспечены масками, перчатками, а также одноразовыми ручками.

Кроме этого, членам избирательной комиссии планируется провести тесты на коронавирус, а на входе в избирательный участок – измерять температуру.

❗ Регламент и процедура голосования

В день, когда будет назначено голосование, гражданину следует явиться на свой избирательный участок. Места, где они находятся, можно узнать в региональных СМИ или в интернете. Также можно ожидать, что ближе к дате голосования будут расклеены объявления с указанием, где находятся участки, и жители каких территорий смогут на них голосовать без открепительных документов.

В день голосования необходимо явиться в помещение избирательного участка, имея при себе один из следующих документов:

  1. Паспорт гражданина РФ.
  2. Военный билет.
  3. Временное удостоверение личности – для тех, кто восстанавливает паспорт после утраты или же находится в процессе его обмена по возрасту.
  4. Загранпаспорт РФ – для находящихся за рубежом и голосующих на развёрнутых там участках.
  5. Для лиц, до сих пор не обменявших советский паспорт на российский, можно голосовать по паспорту СССР – но при условии, что в нем есть вкладыш о гражданстве, или стоит отметка о прописке в любом населённом пункте России по состоянию на 28 ноября 1991 года.

Явившись на пункт для голосования, гражданин должен предъявить документ членам комиссии. После того как те проверят списки и убедятся, что избиратель в них значится, ему будет выдан бланк для голосования. С ним необходимо:

  • пройти в кабину для голосования (закон гарантирует, что волеизъявление избирателя является тайным, и никто не вправе знать, какой вариант на голосовании был выбран);
  • проставить отметку в бланке;
  • опустить бюллетень в урну.

На этом для гражданина процедура голосования будет окончена.

Часто задаваемые вопросы

Как и на любых выборах, по закону допустимо домашнее голосование для тех, кто не может сам по уважительной причине явиться на участок: это маломобильные и пожилые люди, а также те, кто не может оставить своего родственника или маленького ребенка дома одних.

В этом случае комиссия направит домой к заявителю нескольких своих членов с переносной урной, исключив возможность прямых контактов и соблюдая все меры предосторожности. Сейчас четкий перечень причин, чтобы вызвать комиссию на дом, не определен. Однако нужно помнить: комиссия вправе счесть причину для неявки на участок неуважительной, и тогда выезд осуществляться не будет.

В бланке бюллетеня не будет перечня поправок, планируемых к внесению в Конституцию: их текст слишком обширен. Предполагается, что граждане ознакомятся с ними самостоятельно через СМИ и на официальных сайтах государственных органов власти. Вопрос будет поставлен так: поддерживает ли избиратель внесение поправок. Дано будет два варианта ответа – да или нет. Голосовать можно либо за весь пакет поправок, либо против них, но не за отдельные положения.

После своего ежегодного выступления перед Федеральным собранием 15.01.2020 Президент России Владимир Путин заставил всех говорить о новой Конституции РФ 2020 года. Рассказываем об основных предложенных нововведениях и их причинах по версии Владимира Путина.

Что вошло в законопроект

20 января 2020 года в Госдуму официально поступил законопроект № 885214-7. Это Закон Российской Федерации о поправках к Конституции. Он нацелен на совершенствование регулирования отдельных вопросов организации публичной власти и был очень оперативно подготовлен на основании предложений, представленных рабочей группой.

Новые требования к должностным лицам

Проект предусматривает закрепление на конституционном уровне обязательных требований к должностным лицам, полномочия которых непосредственно связаны с обеспечением безопасности страны и суверенитета государства. В том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина России на территории другой страны.

Так, к кандидатам на должность Президента Российской Федерации предложено установить требования:

  1. о постоянном проживании на территории России не менее 25 лет;
  2. об отсутствии гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства, на момент участия в выборах или когда-либо ранее.

Исходя из принципа единства системы госвласти аналогичные требования об отсутствии гражданства другого государства либо вида на жительство/иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства, предложено установить для:

  • высших должностных лиц субъектов РФ;
  • членов Совета Федерации;
  • депутатов Госдумы;
  • председателя Правительства РФ, его заместителей;
  • федеральных министров;
  • руководителей других федеральных государственных органов;
  • судей.

Расширение социальных гарантий

В целях защиты социальных прав граждан, обеспечения их равных возможностей на всей территории страны ст. 75 Конституции предложено дополнить положениями, устанавливающими:

  • МРОТ не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России;
  • гарантии обязательной индексации пенсий, социальных пособий и иных соцвыплат;
  • основные принципы всеобщего пенсионного обеспечения.

Новый подход к международному праву

Для защиты государственного суверенитета предложено прописать, что решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров РФ в истолковании, приводящем к их расхождению с Конституцией Российской Федерации, не подлежат исполнению в нашей стране.

Новые правила назначения

В целях повышения эффективности взаимодействия между представительной и исполнительной ветвями власти, усиления роли Госдумы и парламентских партий, а также повышения ответственности членов Правительства РФ предложено:

  • установить порядок назначения Председателя Правительства РФ, его замов;
  • изменение, в соответствии с которыми кандидатуры для назначения на указанные должности назначаются Президентом после их утверждения Госдумой.

Аналогичный порядок предусматривается для назначения руководителей министерств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ.

Для большей прозрачности работы силовых ведомств, правоохранительных органов, независимости органов прокуратуры в регионах назначение руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент, а также прокуроров регионов предложено осуществлять после консультаций с Советом Федерации.

Кроме того, к полномочиям Совета Федерации могут отнести прекращение по представлению Президента полномочий судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда, кассационных и апелляционных судов:

  • в случае совершения поступка, порочащего честь и достоинство судьи;
  • в иных предусмотренных федеральным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий.

Новая роль КС

Предложено усилить роль Конституционного Суда Российской Федерации, наделив его возможностью проверять по запросам Президента конституционность законов, принятых палатами Федерального Собрания, до их подписания Президентом.

Новый орган

В целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов госвласти РФ, определения основных направлений внутренней и внешней политики, приоритетных направлений социально-экономического развития государства предусмотрено формирование Президентом Государственного Совета (по факту уже функционирует).

Новый статус местной власти

В соответствии с законопроектом органы местного самоуправления и органы государственной власти РФ входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и взаимодействуют в целях наиболее эффективного осуществления полномочий, имеющих государственное значение.

Предлагаемые изменения в Конституцию Российской Федерации будут вынесены на общероссийский референдум.

Причины поправок в Конституцию по версии Путина

Конституция была принята уже более четверти века назад в условиях тяжёлого внутриполитического кризиса. Положение дел с тех пор кардинально изменилось. Теперь нет ни вооружённого противостояния в Москве, ни очага международного терроризма на Северном Кавказе.

Стабилизировалась ситуация в экономике и социальной сфере. И сегодня ряд политических общественных объединений ставят вопрос о принятии новой Конституции.

В. Путин: «… считаю, что такой необходимости нет. Потенциал Конституции 1993 года далеко не исчерпан, а фундаментальные основы конституционного строя, права и свободы человека, надеюсь, ещё многие десятилетия будут оставаться прочной ценностной базой для российского общества.

Вместе с тем изложенные конституционные поправки Президент считает вполне обоснованными и важными для дальнейшего развития России как правового социального государства, в котором высшей ценностью являются свободы и права граждан, достоинство человека, его благополучие.

Россия может быть и оставаться Россией только как суверенное государство. Суверенитет народа должен быть безусловным. Многое сделано для этого:

  • восстановлено единство страны;
  • покончено с ситуацией, когда некоторые государственные властные функции были узурпированы фактически олигархическими кланами;
  • Россия вернулась в международную политику как страна, с мнением которой нельзя не считаться.

Созданы мощные резервы, что кратно повышает устойчивость нашего государства, его способность защитить социальные права граждан, а национальную экономику – от любых попыток внешнего давления.

Предложенные изменения прямо гарантируют приоритет Конституции России в нашем правовом пространстве.

Смысл, миссия государственной службы – именно в служении. Человек, который выбирает этот путь, должен прежде всего для себя решить, что он связывает свою жизнь с Россией, с нашим народом, и никак иначе, без всяких полутонов и допущений. Поэтому нужны новые ограничения для госслужащих.

Местная власть

К проблемам в образовании, здравоохранении, в других сферах приводит разрыв между государственным и муниципальным уровнями власти. И такая разделённость, запутанность полномочий прежде всего отрицательно сказывается на людях.

Предусмотренные законодательством общие для всех граждан права, возможности и гарантии в разных регионах и муниципалитетах обеспечиваются по-разному. Это несправедливо по отношению к человеку и несёт прямую угрозу нашему обществу и целостности страны. Поэтому полномочия и реальные возможности местного самоуправления – самого близкого к людям уровня власти – могут и должны быть расширены и укреплены.

В любом случае, при любой ситуации и на всей территории страны должны исполняться социальные обязательства государства.

Госсовет

Россия – огромная страна, и у каждого субъекта Федерации есть свои особенности, проблемы, свой опыт. Всё это, безусловно, надо учитывать. Поэтому необходимо кардинально повысить роль губернаторов в выработке и принятии решений на федеральном уровне (в 2000 г. по инициативе В. Путина был возрождён Государственный совет, в работе которого участвуют главы всех регионов; он показал свою высокую эффективность, его рабочие группы обеспечивают профессиональное, всестороннее и качественное рассмотрение наиболее значимых для граждан и страны вопросов).

Формирование Правительства

Российское общество становится более зрелым, ответственным, требовательным. Основные политические силы страны, несмотря на всю разницу подходов к решению стоящих перед нами задач, выступают с патриотических позиций, отражают интересы своих сторонников и избирателей. При этом практически все фракции, представленные в Госдуме, полагают, что Федеральное Собрание готово взять на себя бóльшую ответственность за формирование Правительства.

А если взять бóльшую ответственность за формирование Правительства, это значит, взять на себя и бо́льшую ответственность за ту политику, которую это Правительство проводит.

Сейчас в соответствии со ст. 111 и 112 Конституции Президент лишь получает согласие Госдумы на назначение Председателя Правительства России, а затем уже сам назначает и главу кабинета, и его заместителей, и всех министров. Нужно доверить Государственной Думе не просто согласование, а утверждение кандидатуры Председателя Правительства, а затем по его представлению – всех вице-премьеров и федеральных министров. При этом Президент будет обязан назначить их на должность, то есть будет не вправе отклонить утверждённые парламентом кандидатуры соответствующих должностных лиц.

Назначение силовиков

При этом наша страна с её огромной территорией, сложным национально-территориальным устройством, многообразием культурно-исторических традиций не может нормально развиваться, просто существовать стабильно в форме парламентской республики. Россия должна оставаться сильной президентской республикой. Поэтому за президентом, безусловно, должно сохраняться право определять задачи и приоритеты деятельности Правительства, как и право отстранять от должности Председателя Правительства, его замов и федеральных министров в случае ненадлежащего исполнения обязанностей или в связи с утратой доверия. Также за президентом должно оставаться прямое руководство Вооружёнными Силами и всей правоохранительной системой.

Назначение руководителей всех так называемых силовых ведомств президент может проводить по итогам консультаций с Советом Федерации. Такой подход сделает работу силовых, правоохранительных органов более прозрачной и в большей степени подотчётной обществу.

Назначение прокуроров

Принцип назначения по итогам консультаций с Советом Федерации может быть применён и в отношении прокуроров регионов. Сегодня они назначаются по согласованию с региональным законодательным собранием, а это может на практике приводить к определённым, в том числе неформальным, обязательствам перед местными властями. Значит, и к рискам потерять объективность и беспристрастность.

Что касается позиции территорий по кандидатуре своего прокурора, то она может быть учтена в ходе консультаций в Совете Федерации, который как раз и является палатой регионов. У нас не может быть какой-то своей доморощенной законности в одном и в другом регионе, а значит, прокурор – это сквозная верховная власть, следящая за исполнением этих законов вне зависимости ни от каких обстоятельств регионального характера. Бóльшая независимость прокуратуры от местных властей, безусловно, в интересах граждан, в каком бы субъекте они ни проживали.

Высшие суды

Ключевую роль в обеспечении законности и прав граждан играет судебная система – Конституционный и Верховный Суды. Безусловным должен быть не только профессионализм судей, но и доверие к ним. Справедливость и моральное право принимать решения, затрагивающие судьбы людей, всегда в России имели первостепенное значение. Основной закон должен закреплять и защищать независимость судей, принцип их подчинения только Конституции и федеральному законодательству.

Можно подумать о распространении полномочий Конституционного Суда оценивать на соответствие Конституции не только законы, но и иные нормативно-правовые акты органов государственной власти как федерального, так и регионального уровня.

Заключение

Нельзя забывать, что стало с нашей страной после 1991 года. После распада Советского Союза у нас остались прежние амбиции. При этом сохранился колоссальный потенциал: и человеческий, интеллектуальный, ресурсный, территориальный, культурно-исторический и так далее. Но возникли и угрозы, причём угрозы такого масштаба, о которых никто раньше даже и не задумывался.

Поэтому при дальнейшем государственном строительстве перед нами стоят, казалось бы, прямо противоположные задачи, служат ориентиром ценности, которые могут на первый взгляд представляться несовместимыми.

Мы должны создать систему прочную, надёжную, неуязвимую и по внешнему контуру абсолютно стабильную, безусловно, гарантирующую России независимость и суверенитет. В то же время систему внутри себя живую, гибкую, легко и своевременно, главное, меняющуюся в связи с тем, что происходит в мире, вокруг нас, а главное, в связи с развитием самого российского общества. Систему, обеспечивающую в том числе сменяемость тех, кто находится у власти или занимает высокое положение в других сферах. Такое обновление – неотъемлемое условие для прогрессивной эволюции общества и пусть не безошибочного, но стабильного развития, когда незыблемым остается главное – интересы России.

Поправки не затрагивают фундаментальных основ Конституции. Вместе с тем, предложенные новации касаются существенных изменений политической системы, деятельности исполнительной, законодательной, судебной власти.

Мнение людей – граждан, народа как носителя суверенитета и главного источника власти – должно быть определяющим. Всё в конечном счёте решают люди и сегодня, и в будущем, и в выборе стратегии развития страны, и в повседневных вопросах жизни в каждом регионе, городе, посёлке. Сильную, благополучную, современную Россию мы сможем построить только на основе безусловного уважения к мнению людей, к мнению народа.

Действующая Конституция Российской Федерации была принята в 1993 году в совершенно иных рыночных и политических реалиях. По мнению Президента, Основной закон до сих пор справляется со своими функциями и не подлежит кардинальным изменениям, но некоторые положения необходимо привести в соответствие с текущими потребностями и целями развития страны.

В ходе Послания Федеральному собранию Президент предложил закрепить в Конституции изменения по 10 пунктам:

История изменений Конституции РФ

  • Действующая Конституция была принята на референдуме в 1993 году. В нем приняли участие свыше 58 млн. россиян.
  • Конституция за время своего действия неоднократно корректировалась. Так, в период с 1996 по 2008 г. в нее были внесены изменения, связанные с укрупнением субъектов РФ, а также их переименованием.
  • В 2009 году были внесены более существенные коррективы, когда был расширен срок избрания Президента до 6 лет (ранее он избирался на 4 года), а депутатов Госдумы стали выбирать на 5 лет (ранее – на 4 года). Также в обязанности Правительства включили регулярную отчетность перед Госдумой по результатам работы.
  • В 2014 году в Конституцию внесли изменения, связанные с объединением ВС и ВАС РФ, а также с принятием в состав РФ Крыма и Севастополя, введением должности федерального сенатора.

В Послании Федеральному Собранию 15 января 2020 года Президент указал на то, что со времени принятия Конституции прошло уже более 25 лет, и текущие российские реалии сегодня изменились. Конституция 1993 года принималась в кризисный период российской истории, который существенно отличается от текущей конъюнктуры. Хотя налицо ряд острых экономических и социальных проблем, в целом ситуацию в стране можно охарактеризовать, как стабильную.

Именно такие причины Президент озвучил в качестве оснований для изменения Конституции. Озвученные предполагаемые поправки в Конституцию не затрагивают ее базовых основ, поэтому они могут быть утверждены Парламентом. Но с учетом того, что коррективы предполагают существенное изменение действующей конфигурации политической системы, а также изменение деятельности законодательной и судебной властей, то Президент посчитал необходимым провести всероссийский референдум по вопросам изменения Конституции.

Как повлияют поправки на конституционный строй РФ

Принимаемые поправки призваны сделать политическую систему РФ более сбалансированной, с более дифференцированной системой сдержек и противовесов между ветвями и уровнями власти. Отдельного внимания заслуживает именно усиление роли регионов через повышение значимости института губернатора. Это идет в противовес с ранее доминирующей тенденцией на централизацию власти. Некоторые эксперты предположили, что сам В. В. Путин может занять определенный пост в Госсовете и сохранить за собой важнейшие властные рычаги.

Важное значение имеет усиление законодательной ветви власти через передачу Госдуме отдельных полномочий по утверждению Правительства. Но это не означает перехода РФ к парламентской республике, так как глава государства сохраняет за собой статус ключевой фигуры в политической системе, и именно у него сконцентрированы ключевые функции.

Что касается закрепления ряда социальных обязательств в Конституции в части зарплат и пенсий, то они не окажут существенного влияния на социально-экономическую ситуацию, так как эти нормы и в текущий момент находятся в рамках федеральных законов.

Можно предполагать, что вынесение конституционных поправок на референдум призвано придать легитимность измененному политическому строю и дать возможность рядовым гражданам ощутит сопричастность с принимаемыми важнейшими решениями на федеральном уровне.

Таким образом, изменения в Конституцию, которые предложил Президент РФ, распространили свое действие на социальные обязательства государства перед гражданами, на положение чиновников и главы государства, а также на конфигурацию политической системы. С учетом важности и значимости поправок предполагается, что окончательное решение по их дальнейшей судьбе примут российские граждане на референдуме.

Президентом РФ Владимиром Путиным были инициированы изменения в Конституцию РФ, которые затем были одобрены большинством россиян в ходе общероссийского голосования и вступили в силу 4 июля 2020 года. В День Конституции напоминаем о ключевых поправках в Основной закон

Конституция

Закрепление мер соцподдержки

МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума, закрепляется обязательная индексация пенсий, пособий и иных социальных выплат. На конституционном уровне определяется, что система пенсионного обеспечения формируется на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений.

Смотрите также

Новый текст Конституции РФ с поправками 2020

Верховенство российского права

Не будут подлежать исполнению решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров России в их истолковании, противоречащем Конституции РФ. Противоречие должно быть установлено Конституционным Судом.

Новые требования к Президенту

Закреплено требование о постоянном проживании кандидата в Президенты на территории России не менее 25 лет, а также об отсутствии иностранного гражданства или вида на жительство в другом государстве, причем не только на момент участия в выборах, но и в прошлом.

Неприкосновенность

Также введена неприкосновенность для Президента России, прекратившего исполнение своих полномочий. В то же время бывший глава государства может быть лишен неприкосновенности в порядке, предусмотренном ст. 93 Конституции для отрешения действующего главы государства от должности.

Кроме того, после исполнения своих полномочий Президент России может стать сенатором — пожизненно.

Закрепление роли Госсовета

Проверка конституционности законов

Законотворческая процедура в отношении ФКЗ и ФЗ дополняется возможностью Президента обратиться в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности одобренного парламентом закона до его подписания.

В случае подтверждения конституционности закона Президент его подписывает. Если же КС РФ не подтвердит конституционность ФКЗ или ФЗ, то глава государства возвращает закон в Государственную Думу.

Новые требования к чиновникам, депутатам и судьям

Усиление роли Государственной Думы

Усиление роли Совета Федерации

Руководители федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающие вопросами обороны и безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций, а также прокуроры субъектов РФ будут назначаться Президентом РФ по итогам консультаций с Советом Федерации.

Также к ведению Совета Федерации отнесено прекращение по представлению Президента полномочий судей Конституционного Суда, Верховного Суда, судей кассационных и апелляционных судов — в случае совершения ими поступков, порочащих честь и достоинство судьи.

Кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты Президент также будет вносить в Совет Федерации. Кроме того, в соответствии с поправками к ведению Совета Федерации относится заслушивание ежегодных докладов Генпрокурора РФ о состоянии законности и правопорядка в стране.

Изменение численности судей КС

Количество судей Конституционного Суда сокращается с 19 до 11. По запросу Президента РФ Конституционный Суд будет проверять конституционность принятых законов как федеральных, так и региональных до их подписания.

Защита исторической правды и будущего нашей страны

Дети объявляются важнейшим приоритетом госполитики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Также государство берет на себя заботу о сиротах.

Кроме того, прописывается защита семьи, материнства, отцовства, института брака.

Не только Москва

В соответствии с поправками местом постоянного пребывания отдельных федеральных органов госвласти может быть не только столица нашей Родины Москва, но и другой город, определенный федеральным конституционным законом.

Читайте также: