Доклад о известном ремесленнике

Обновлено: 07.07.2024

О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
(Александр Пушкин)


Федор Блинов: ГУСЕНИЧНЫЙ ТРАКТОР



В 1884-1887 годах Блинов строил на базе своей гусеничной платформы паровой трактор. Изобретателю впервые удалось разрешить задачу поворота гусеничного самохода. Его трактор имел две паровые машины, установленные на пятиметровой платформе. Каждая машина приводила во вращение ведущее колесо, которое, в свою очередь, с помощью четырех полукруглых выступов вращало металлическую гусеницу. Трактор поворачивался при неодинаковых скоростях перемещения гусениц, то есть так же, как на всех современных гусеничных машинах. Правда, теперь для этой цели используются не два двигателя, а механизмы поворота, называемые бортовыми фрикционами, но в основе по-прежнему лежит принцип, предложенный Блиновым.

Андрей Власенко: ЗЕРНОУБОРОЧНЫЙ КОМБАЙН

Эта машина является первым русским зерноуборочным комбайном, прообразом современных зерноуборочных комбайнов.

Владимир Зворыкин: ТЕЛЕВИЗОР


Владимир Зворыкин — автор, может быть, одного из главных изобретений XX века, преобразивших жизнь на земле, телевидения. Значится в Википедии как американский изобретатель русского происхождения. Он родился в древнем городе Муроме Владимирской области в 1889 году в многодетной семье купца первой гильдии, который торговал хлебом, владел пароходами и был председателем Муромского общественного банка. Вопреки расхожему представлению о том, что в таких семьях сыновья шли по торговой линии и тоже становились банкирами, пароходчиками, хлебозаводчиками, отпрыски купца Зворыкина избирали себе в том числе и научную стезю. Один из братьев будущего изобретателя телевизора Николай Зворыкин был талантливым математиком, учеником Столетова. Другой брат Константин Зворыкин был профессором Киевского политехнического института, специалистом по теории резания металлов и технологии машиностроения.


Владимир Зворыкин поступил в Петербургский технологический институт и вскоре увлекся проблемой электронной передачи изображения на расстояние, которая казалась почти фантастической в те времена, когда даже радио, появившееся сравнительно недавно, воспринималось как революционное изобретение. Тем не менее, Зворыкин этой проблемой заболел. Как выяснилось, на всю жизнь.

Александр Понятов: ВИДЕОМАГНИТОФОН



С. Апостолов-Бердичевский и Михаил Фрейденберг: АТС


Еще в процессе совместных разработок изобретатели пришли к выводу, что практический успех идеи АТС определяется её ёмкостью, которая должна составлять не менее 10 тысяч номеров. В этом направлении они (каждый в отдельности) и продолжили работать.



В 1896 году Бердичевский-Апостолов создал оригинальную систему АТС на 10 тысяч номеров.

Федор Пироцкий: ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТРАМВАЙ


Пироцкий был сыном Аполлона, военного медика. Жизнь Федора Аполлоновича прошла при погонах, кипуче.


А в 1875-1876 годах провел опыты, пустив вагончик по железной дороге под Сестрорецком. К раме вагончика конки был подвешен электромотор и редуктор, передававший вращение колесам. Но власти отмахнулись и денег на совершенствование конструкции не дали.

Заинтересовался сразу, говорят, только Карл Сименс. Человек со связями, он уже имел выгодный контракт на создание русской телеграфной сети. И в случае с Пироцким сообразил, что дело стоит свеч. Расспрашивал изобретателя, изучал чертежи.

В 1881 году фирма братьев Сименсов приступила к изготовлению вагонов, подозрительно напоминавших конструкцию русского инженера. Их трамвайчики побежали — и Россия с 1892 года стала закупать их у Сименсов.

Иван Александровский: СТЕРЕОФОТОАППАРАТ



Иосиф Тимченко: КИНОАППАРАТ


Когда в Новороссийском (нынешнем Одесском) университете объявили о вакансии механика учебных мастерских, из четверых претендентов выбрали Тимченко.

Сергей Прокудин-Горский: ЦВЕТНАЯ ФОТОГРАФИЯ


7 народных промыслов в России, доживших до нашего времени

Но те, что дожили до эпохи компьютеров, интернета и промышленных роботов, продолжают удивлять и радовать наших современников, известны всему миру и, конечно же, достойны внимания туристов.

Русские народные промыслы достойны внимания туристов

Мы предлагаем краткое знакомство с семью самыми известными русскими народными промыслами.

Тула. Пряники

Тула. Пряники

Музей пряника

Первые упоминания о тульском лакомстве относятся к 1685 году, современное производство возрождено в 1957 году. В городе Туле создан Музей пряника.

Семёнов. Хохломская роспись

Нехитрый растительный узор, которым иконописцы из села Хохлома Нижегородской губернии расписывали деревянную посуду, принёс им международное признание.

Нехитрый растительный узор, которым иконописцы из села Хохлома Нижегородской губернии расписывали деревянную посуду

В настоящее время предприятие, где вручную, по оригинальной старинной технологии расписывают деревянные изделия, действует в городе Семёнове Нижегородской области.

Семёнов. Хохломская роспись

Гжель. Русский фарфор

Фарфоровых заводов в мире существовало и существует много, гжель — чисто российский бренд, существующий с середины ХII века и упомянутый ещё в документах московского князя Ивана Калиты.

Гжель — чисто российский бренд

Многие уникальные работы гжельских мастеров выставлены в крупнейших музеях нашей страны и всего мира.

Жостово. Подносы

В истории мирового прикладного искусства найдётся немного примеров, когда один предмет домашнего обихода становится целым художественным направлением. Причём фактически с единственным сюжетом — цветочным букетом простой композиции.

Один предмет домашнего обихода становится целым художественным направлением

Жостовская роспись подносов — один из таких примеров.

Село Жостово Мытищинского уезда Московской губернии сейчас

С 1825 года в селе Жостово Мытищинского уезда Московской губернии стали расписывать кованые стальные подносы, и это ремесло стало к концу века настоящим народным искусством.

Единственный в мире Музей подносов

В Жостово находится единственный в мире Музей подносов.

Дымково. Глиняная игрушка

Дымковская игрушка, став всемирно знаменитой, не ушла от своего первоначального предназначения — радовать детей и взрослых.

Дымковская игрушка - незамысловатая глиняная свистулька

Ведь главный её элемент — незамысловатая глиняная свистулька, которую начали изготовлять на радость детям четыре века назад в селе Дымково Вятской губернии (сегодня — Кировская область).

Село Дымково Вятской губернии (сегодня — Кировская область)

Павловский Посад. Платки

Платочное производство в подмосковном селе Павлово возникло в 1795 году.

Павловский Посад. Платки

Павловопосадские платки

Через полвека здесь стали выпускать первые шерстяные платки с набивным рисунком — технология, прославившая посадских мастеров далеко за пределами нашей страны.

Шерстяные платки с набивным рисунком

В 1958 году павловские платки получили Большую золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе.

Музей при Павловопосадской платочной мануфактуре

Весь славный путь, который народный промысел прошёл за последние двести лет, сегодня ярко представлен в Музее, созданном при Павловопосадской платочной мануфактуре.

Палех. Лаковая миниатюра

Дата возникновения этого народного промысла известна точно — 1921 год.

Палех. Лаковая миниатюра

В 1925 году палехские лаковые миниатюры успешно представляли русское традиционное искусство на Всемирной выставке в Париже.

Музей палехского народного промысла

Сегодня и палехские миниатюры, и их предшественницы — иконы, собраны в Музее
палехского народного промысла.



Мезенская, или палащельская роспись

Мезенская, или палащельская роспись, как русский народный промысел, берёт свои истоки в начале 19 века. На реке Мезень, что в Архангельском крае, жили русские люди и долгими зимними вечерами претворяли в ней свой взгляд на мир, свои надежды, чувства и верования.

Росписывались ею нехитрые предметы домашней утвари – сундуки, ковши, короба, прялки. Позднее центром мезенской росписи стала деревня Палащелье (отсюда и второе название).

Прежде всего, мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.

Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.

Естественно, вся роспись делается только вручную, и согрета теплом рук и мыслями самих художников, потомков старых мезенских мастеров.

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.

Некоторое внутреннее различие современной мезенской росписи от старой ощущается и потому, что изначально роспись производилась только мужчинами, тогда как в наше время ею больше занимаются женщины.

Мастера

Имена и фамилии мастеров упоминаются крайне редко. Личность творца материальной культуры не интересовала собирателей и не известна широким массам. В задачи искусствоведов входило описание ремесел, мастера воспринимались как рядовые представители традиции. Специалистов, прежде всего, интересовали достижения в традиционных ремеслах, а не личность конкретного носителя материальной культуры, знакомство с которым предполагало обобщение результатов его деятельности за длительный период творчества.


Раскрытие роли мастера в традиционных ремеслах требует комплексного подхода. На основе имеющейся информации сделаем попытку показать его роль в организации работ, сохранении и развитии традиций и обучении ремеслу.



Анализируя традиции обучения ремеслу и формирования мастеров можно сделать вывод, что на каждом этапе своего становления, мастер имел определенный уровень знаний и опыта, в соответствии с которым брался за заказы и решал задачи разной сложности. Но на любом этапе Мастер был организатором работ артели и автором проекта.

В середине XX века в связи с развитием реставрационных работ появилась потребность в мастерах-плотниках традиционной школы, которых еще было не мало в послевоенный период. Архитектором А.В.Ополовниковым, который был автором проекта и руководителем реставрации ансамбля Кижского погоста, в 1948 г. на о.Кижи была создана первая бригада из местных мастеров-плотников. В нее вошли М.К.Мышев, Б.Ф.Елупов, Ф.К.Елизаров, Н.П.Федосов, Н.И.Мотов, К.П.Клинов. Все они родились в кижской округе, учились в артелях у стариков, о которых всегда рассказывали с большим уважением.


Возглавил артель М.К.Мышев (п.Соломенное), который пользовался авторитетом самого опытного специалиста и мудрого человека. Его правой рукой стал молодой и энергичный Б.Ф.Елупов (д.Ерснево). Опыт, умение и физическая сила помогали ему организовать и выполнять то, что уже не по силам было М.К.Мышеву. Мастер В.П.Клинов (д.Клиново) до самой смерти работал плотником-реставратором в музее, обучал и консультировал молодых реставраторов. Более молодые по возрасту братья А.И. и Н.И. Степановы (д.Посад, Волкостров) всю жизнь проработали на реставрации и перевозке памятников музея. Оба они не только плотничали, но и с детства шили лодки. Больше двадцати лет проработал реставратором на о.Кижи самый известный из оставшихся в живых плотников – Н.Ф.Вересов (д.Еглово). Его уважали даже старшие по возрасту плотники за ум, добросовестность, честность, мастерство и знания. Он также строил лодки и выполнял любые столярные работы.


С развитием в нашей стране реставрационной практики, кроме традиционного обучения в бригаде, плотники обучались на курсах и в училищах, а некоторые специалисты самостоятельно изучали и возрождали забытые традиции и технологии. Интересен опыт московского архитектора-реставратора А.В.Попова, который не только разрабатывает проект реставрации памятника и руководит работами, но и сам занимается плотницким делом. Изучая деревянное зодчество, он пришел к пониманию того, что технология XIX-ХХ вв. отличается от технологии обработки дерева XVIII и более ранних веков в первую очередь применяемым инструментом. А.В.Попов сам освоил кузнечное ремесло, по старым образцам сделал новый инструмент и воссоздал исчезнувшие способы рубки и тески. С 1985 года его артель выполняет реставрационные работы на удаленных памятниках Архангельской области – церквях в Верхней Уфтюге и Неноксе. Применяется метод полной перекатки, переборки и восстановления больших и сложных срубов. Работа ведется годами и начинается с выбора и заготовки в лесу деревьев. Бригада реставраторов, во главе которой стоит сам А.В.Попов, организована по принципу традиционной артели. Своих плотников А.В.Попов сам принимал и увольнял, учил и проверял, рассчитывал зарплату и управлял работой. Хотя некоторые подходы А.В.Попова (в частности по реставрации Преображенской церкви в Кижах) оспариваются специалистами, бесспорно то, что возрождены старая технология обработки дерева и плотницкая артель, способная работать на больших памятниках.


Мастера — плотники и реставраторы не только создавали среду обитания и средства передвижения, но и накапливали и сохраняли самые высокие традиции народного знания и умения, передавали свой опыт следующим поколениям. Все мастера вкладывали свою лепту в развитие ремесел, а мастера-творцы на основе знаний и природного чутья — создавали новые традиции. Работа мастеров является эталоном для остальной массы ремесленников. Они являлись носителями высокой культуры и морали, их дела оставались в памяти людей. С исчезновением мастеров исчезают лучшие произведения традиционной культуры народа, теряются старые знания, навыки и технологические приемы.


Ремесленники - это определённый тип людей в средние века, которые обладали определённым мастерством и рукоделием для выполнения той или иной работы. Их труды очень ценились и поощрялись в обществе. К обозначению \"ремесленник\" относятся мастер и подмастерья. Мастер являлся человеком, уже владеющий определённым состоянием (цехом или мастерской), в которые он нанимал рабочих (подмастерьев), или тех кто нанимался к нему. Подмастерья же относились к небогатым людям или беднякам, не имеющих своего производственного помещения для собственного труда. Они нанимались к мастеру и в случае успешно приобретённых за несколько лет знаний в данном деле, в своём статусе тоже становились такими же. Для этого даже часто требовалось пройти испытание в виде успешного изготовления определённого проекта. Такие требования ужесточились к XIV-XV векам, когда подмастерьям приходилось производить первоначальный, взнос для вступления к своему начальнику. Иногда новичок, только что поступив в ученики своему мастеру, очень долго обучался опытному ремеслу желаемого дела. На постижения требуемого результата уходили годы и даже после долгих лет упорного труда, многие подмастерья продолжали завидовать своему творцу, профессионально создававшему различные изделия.
Особого поощрения заслуживали кузнецы, оружейники, каменщики, cтоляры и плотники. Их труд высоко ценился поскольку их работа упиралась первым делом на оружейный и оборонный промысел. Без них бы происходил абсолютный провал в работе других ремесленников, а также в строительстве, ремонте, архитектуре, обороне и войне.
Cамый высокооплачиваемый труд был у оружейников и кузнецов. Рыцарские доспехи и оружие постоянно ломались, требуя эффективного ремонта. К тому же для надёжного изготовления такой атрибутики уходило уйму времени на плавку, ковку, точное измерение и безошибочный расчёт изделий. Такая работа очень хорошо оплачивалась, поэтому данные \"металлисты\" были вполне обеспеченными людьми.
Нельзя было представить полноценную жизнь со здоровьем средневековых жителей без влияния аптекарей и лекарей. Хоть конечно медицина того времени не оставляла желать лучшего результата, но лечение, пусть даже народными методами иногда приносило пользу. Первые ремесленники высоко ценились и пользовались большим уважением у средневекового общества.
\n

Ремесленники - это определённый тип людей в средние века, которые обладали определённым мастерством и рукоделием для выполнения той или иной работы. Их труды очень ценились и поощрялись в обществе. К обозначению "ремесленник" относятся мастер и подмастерья. Мастер являлся человеком, уже владеющий определённым состоянием (цехом или мастерской), в которые он нанимал рабочих (подмастерьев), или тех кто нанимался к нему. Подмастерья же относились к небогатым людям или беднякам, не имеющих своего производственного помещения для собственного труда. Они нанимались к мастеру и в случае успешно приобретённых за несколько лет знаний в данном деле, в своём статусе тоже становились такими же. Для этого даже часто требовалось пройти испытание в виде успешного изготовления определённого проекта. Такие требования ужесточились к XIV-XV векам, когда подмастерьям приходилось производить первоначальный, взнос для вступления к своему начальнику. Иногда новичок, только что поступив в ученики своему мастеру, очень долго обучался опытному ремеслу желаемого дела. На постижения требуемого результата уходили годы и даже после долгих лет упорного труда, многие подмастерья продолжали завидовать своему творцу, профессионально создававшему различные изделия.
Особого поощрения заслуживали кузнецы, оружейники, каменщики, cтоляры и плотники. Их труд высоко ценился поскольку их работа упиралась первым делом на оружейный и оборонный промысел. Без них бы происходил абсолютный провал в работе других ремесленников, а также в строительстве, ремонте, архитектуре, обороне и войне.
Cамый высокооплачиваемый труд был у оружейников и кузнецов. Рыцарские доспехи и оружие постоянно ломались, требуя эффективного ремонта. К тому же для надёжного изготовления такой атрибутики уходило уйму времени на плавку, ковку, точное измерение и безошибочный расчёт изделий. Такая работа очень хорошо оплачивалась, поэтому данные "металлисты" были вполне обеспеченными людьми.
Нельзя было представить полноценную жизнь со здоровьем средневековых жителей без влияния аптекарей и лекарей. Хоть конечно медицина того времени не оставляла желать лучшего результата, но лечение, пусть даже народными методами иногда приносило пользу. Первые ремесленники высоко ценились и пользовались большим уважением у средневекового общества.

Московское ремесло и московские ремесленники

ОСОБЕННОСТИ МОСКОВСКОГО РЕМЕСЛА

Как и во всяком средневековом городе, московское ремесло было тесно связано с рынком. В духовной грамоте старца Андриана Ярлыка находим указание на ремесленные специальности гончара и киверника. Кивер – военный головной убор – упомянут в летописном известии начала XV в. Замечательнее всего то обстоятельство, что гончар и киверник нуждались в кредите и брали у Ярлыка деньги взаймы под кабалы. Перед нами явно выступают ремесленники, тесно связанные с рынком и необходимостью закупать для своего производства дорогие материалы, что вынуждало их обращаться к чужой помощи.

По своей ремесленной специализации средневековая Москва была близка ко многим большим городам Западной Европы. Две отрасли ремесла получили особое распространение в Москве с давнего времени – изготовление предметов роскоши и оружия.

Москва была и одним из центров изготовления дорогих шитых пелен и воздухов с изображениями иконного характера. Большинство шитых плащаниц, сохранившихся до нашего времени, сделаны на средства князей, княгинь и бояр руками их зависимых людей. Однако высокое мастерство шитых изделий исключает представление о случайных исполнителях. Дорогое шитье было одним из тех занятий, за которым присматривали в своих мастерских княгини и боярыни, но подобные мастерские не могли удовлетворить потребности рынка в церковных плащаницах и воздухах. Поэтому надо предполагать существование ремесленных мастерских, работающих на сбыт.

Москва прославилась также своими книжными переписчиками. Известный нам уже Василий Ермолин с похвалой отзывается о московских книжниках, которых было немало в столице. Явление это не ново для XV в., стоит только вспомнить о рукописях, наваленных в московских церквах до свода и погибших в Тохтамышево разорение.

ПЕРЕДОВОЙ ХАРАКТЕР МОСКОВСКОГО РЕМЕСЛА

Центральное положение Москвы и ее ведущее значение в Северной Руси подчеркиваются еще одной особенностью московского ремесла – его передовым характером. То, что было непосильно отдельным удельным центрам, одолевалось Москвой.

Яркий свет на передовой характер московского ремесла в XV в. бросает известие, помещенное в Псковской летописи. В 1420 г. псковичи искали у себя мастеров, чтобы сделать новую свинцовую крышу на соборе Троицы. Однако в Пскове не оказалось мастера, умевшего лить свинцовые доски. Тогда псковичи обратились в соседние немецкие владения – в Юрьев (Дерпт), но немцы отказались дать нужного мастера. Желание псковичей было удовлетворено только митрополитом Фотием, который прислал мастера из Москвы, научившего псковичей лить свинцовые доски. Следовательно, Москва успешно состязалась в деле освоения редких производств с ливонскими немцами и в некоторых случаях опережала Псков, непосредственно соседивший с немецкими городами.

Москва была пионером и в развитии другого важного для средневековья производства – литья колоколов. Величина колоколов, их звучность, красота звука – постоянный предмет попечений и восхищения русских. Между тем литье колоколов требовало немало специальных знаний и мастерства. Потребность же в колоколах была постоянной. Даже в XVI-XVII вв. отливка большого колокола привлекала внимание современников, нередко отмечавших это событие в своих записях. И в этой области Москва шла впереди других русских городов.

С конца XV в. Москва становится центром производства огнестрельного оружия и боеприпасов. В производство пушек в это время внесли крупные технические усовершенствования. Уже в 1485 г. мастер Яков отлил в Москве пушку по образцу орудий, изготовляемых для артиллерии императора Максимилиана. Этот новый вид пушек без швов и с раструбом только что был внедрен, и притом не везде, в Западной Европе. В дальнейшем литье пушек стало для Москвы обычным явлением. Москва превратилась в арсенал, вооружавший Россию в XVI в.

МОСКОВСКИЕ РЕМЕСЛЕННЫЕ СЛОБОДЫ

К числу ранних московских слобод, по всей вероятности, надо причислять и Кузнецкую слободу. Есть указание на то, что она стала известной уже с XV в. Однако это указание мне не удалось проверить по источникам, хотя оно очень достоверно. Впрочем, в его пользу говорит то обстоятельство, что Кузнецкая слобода очень близко расположена к Китай-городу. Объяснить эту близость легче всего тем, что слобода возникла рано, когда местность около Неглинной могла считаться еще сравнительно отдаленной от Кремля. Это надо относить ко времени Ивана Калиты, т. е. к первой половине XIV в. Позже город разрастается, и новые слободы возникают за пределами посада. Поэтому на территории Белого города мы и не находим других слобод, кроме Кузнецкой. Единственное исключение – Кисловская царицына слободка в районе Кисловских переулков. Происхождение этой слободки неясно, но она могла возникнуть в XVI столетии в связи с созданием в этом районе Опричного двора, если только не восходит ко временам великокняжеским, когда княгини получили свою долю по духовным великих князей.

Такое расположение слобод объясняет нам очень многое в их истории. Московские слободы возникли за пределами городской территории, границы которой в основном совпадали с позднейшей чертой Белого города. Слободы, населенные людьми великого князя или московских князей-совладельцев, естественно, возникали за городской чертой и управлялись особо от других горожан.

МОСКОВСКИЕ ЧЕРНЫЕ СОТНИ

К какому же времени восходят московские сотни и можно ли считать их новообразованием XVI-XVII вв. или их надо относить к более раннему времени и к какому именно? Вопрос имеет не только местное, но и общеисторическое значение, так как он связан с другой, не менее важной проблемой: была ли сотня времен феодальной раздробленности территориальной единицей или имела какой-то иной характер.

Как известно, сотни существовали в древнее время в больших русских городах. В Новгороде сотни появились раньше, чем концы, и в XII -XIII вв. имели крупное значение. Только позже кончанское деление оттесняет первоначальное сотенное деление на второй план, что связано с победой городского патрициата над черными людьми. В Пскове, где противоречия между боярами и черными людьми в силу общей опасности от близких иноземных врагов реже выливались в форму острых конфликтов, сотенное деление удержалось дольше, чем в Новгороде. В XVI- XVII вв. псковская сотня в основном напоминала сотню московскую, она сделалась уже территориальной единицей, может быть, еще сохраняя остатки прежнего производственного характера. Сотни существовали и в других средневековых русских городах. Сохранение в Москве традиционного деления городского населения по сотням – явление очень любопытное. Оно указывает на большую архаичность московских городских порядков в царское время, когда сотни и слободы так и остались основными территориальными единицами, на которые делился город. Несмотря на большие размеры города, в Москве не было ничего похожего на кончанское деление Новгорода. Это, конечно, не случайно, а коренится в особом положении московского населения. Сильная великокняжеская власть не давала возможности усилиться городскому боярству и в то же время охотно сохраняла льготное положение городских купцов и ремесленников. Поэтому так рано исчезают тысяцкие и так долго остаются разрозненные сотни. Некоторый ответ на вопрос о значении московских сотен и времени их появления дают названия сотен и их размещение. Прежде всего бросается в глаза то обстоятельство, что в XVI- XVII вв. московские сотни находились за пределами не только Кремля, но и Китай-города. Между тем сотни известны уже в XIV в., когда население Москвы в основном занимало территорию Кремля и Китай-города, за пределами которых находились лишь отдельные слободы. Значит, сотни XVII в.- явление позднейшего характера и связаны с расширением города, они возникли не раньше, чем со второй половины XV в. Нашу мысль подтверждают названия некоторых сотен от их приходских церквей или улиц (Арбатская, Пятницкая, Ордынская, Сретенская, Чертольская). Но за вычетом их остаются еще сотни, носившие названия по различным русским городам: Новгородская, Ржевская, Ростовская, Устюжская. К ним же можно причислить Дмитровскую сотню, хотя и расположенную по улице Дмитровке, но, возможно, получившую свое название по другому признаку. Наконец, имеются две сотни с названиями, указывающими на их производственную специализацию: Мясницкая и Кожевницкая. Эти названия стоит сопоставить с прозвищами соответствующих церквей, находившихся в упомянутых сотнях: в Мясниках и в Кожевниках. Нет никакой натяжки в признании, что обе сотни первоначально объединяли мясников и кожевников, имея производственный характер, так же, как сотни Новгородская, Ржевская, Устюжская и Дмитровская объединяли купцов, торговавших с теми городами, от которых сотни получили свое прозвание.

ПРИТОК РЕМЕСЛЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ В МОСКВУ

Судя по указаниям на новые слободы, возникавшие вокруг Москвы, население города в XIV-XV вв. росло очень быстро. Никакие разорения, осады и пожары не могли задержать поступательный рост населения Москвы. Дома быстро отстраивались, церкви заново украшались, и через год-два после очередного пожара город опять становился многолюдным и оживленным. Это свидетельствует о том, что увеличение населения Москвы происходило не столько за счет естественного прироста, сколько вследствие постоянного прилива новых поселенцев, горожан из других городов, крестьян и беглых холопов, которых Москва притягивала к себе как большой центр, где можно было скрыться от преследования господ и найти работу. Приток крестьянского населения в города давно уже отмечен историками средневековья в Западной Европе. С тем же явлением встречаемся в средневековой Москве.

Что же означает договорная статья о холопах и сельчанах, признание их свободы в городе или полное ее отрицание?

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕМЕСЛЕННИКОВ В МОСКВЕ

Таким образом, слуги великих и удельных князей, т. е. их вассалы, несшие военную службу, упомянуты параллельно с черными людьми, вероятно, потому, что в положении тех и других было что-то общее.

ВОССТАНИЯ ЧЕРНЫХ ЛЮДЕЙ

Читайте также: