Доклад о франкоговорящей стране
Обновлено: 04.07.2024
В этой статье подробно описывается географическое распределение носителей французского языка , независимо от законодательного статуса в странах, где на нем говорят. Креолы, основанные на французском , считаются отдельными языками для целей данной статьи.
Французский стал международным языком в средние века , когда власть Французского Королевства сделала его вторым международным языком наряду с латынью. Этот статус продолжал расти в 18 веке, когда французский язык стал языком европейской дипломатии и международных отношений. [1]
СОДЕРЖАНИЕ
Этот раздел необходимо обновить . Причина: отчет ODSEF 2018. Обновите эту статью, чтобы отразить недавние события или новую доступную информацию. ( Ноябрь 2018 г. )
Следующие цифры взяты из отчета Международной организации франкоязычных стран (OIF) за 2018 год . [5] Не проводится различий между носителями французского языка и теми, кто изучал французский как иностранный , между разными уровнями владения языком или частотой использования этого языка в повседневной жизни. [6] Для африканских стран, где французский является основным языком обучения, количество говорящих на французском рассчитывается исходя из среднего количества лет обучения в школе. [6]
Страна | Говорящие на французском | % | Основа прогноза |
---|---|---|---|
Албания | 61 580 | 2,10% | Исследование образования взрослых |
Алжир | 27 803 847 | 62,86% | Перепись 2008 года |
Андорра | 53 959 | 70,12% | |
Армения | 9 976 | 0,34% | Перепись 2011 года |
Австрия | 1,131,644 | 12,93% | Исследование образования взрослых |
Бразилия | 30 000 | 0,01% | 2004 Quid |
Бельгия | 8 678 247 | 75,47% | Исследование образования взрослых |
Бенин | 3 820 813 | 33,27% | Перепись 2013 г. |
Босния и Герцеговина | 28 048 | 0,80% | Исследование образования взрослых |
Болгария | 163 835 | 2,33% | Исследование образования взрослых |
Буркина-Фасо | 4 752 162 | 24,06% | Демографическое и медицинское обследование |
Бурунди | 939 657 | 8,38% | Перепись 2008 года |
Камбоджа | 438 635 | 2,70% | Отчет ОИС за 2010 год |
Камерун | 10 006 474 | 40,55% | Перепись 2005 года |
Канада | 10 981 937 | 29,47% | Перепись 2016 г. |
Кабо-Верде | 59 926 | 10,83% | Обзор OIF |
Центрально-Африканская Республика | 1,343,435 | 28,36% | Демографическое и медицинское обследование |
Чад | 1 957 478 | 12,75% | Перепись 2009 года |
Коморские острова | 216 174 | 25,97% | Перепись 2003 года |
Конго | 3 182 255 | 58,93% | Демографическое и медицинское обследование |
ДР Конго | 42 533 172 | 50,63% | Демографическое и медицинское обследование |
Берег Слоновой Кости | 8 259 265 | 33,16% | Перепись 2013 г. |
Хорватия | 97 495 | 2,34% | Исследование образования взрослых |
Кипр | 77,995 | 6,56% | Исследование образования взрослых |
Республика Чехия | 235 160 | 2,21% | Исследование образования взрослых |
Дания | 431 634 | 7,50% | Исследование образования взрослых |
Джибути | 485 704 | 50% | Обзор OIF |
Доминика | 7 000 | 10% | |
Доминиканская Республика | 156 715 | 1,44% | Отчет ОИС за 2014 год |
Египет | 3 000 000 | 3,02% | Обзор OIF |
Экваториальная Гвинея | 379 847 | 28,91% | Обзор OIF |
Эстония | 18 948 | 1,45% | Перепись 2011 года |
Финляндия | 435 601 | 7,86% | Исследование образования взрослых |
Франция ( метрополитен ) | 63 678 077 | 97,16% | Исследование образования взрослых |
Габон | 1,367,502 | 66,14% | Перепись 2003 г., DHS, исследование OIF |
Грузия | 16 410 | 0,42% | Перепись 2002 года |
Германия | 12 242 129 | 14,88% | Исследование образования взрослых |
Гана | 243 868 | 0,83% | Перепись 2010 г. |
Греция | 802 802 | 7,21% | Исследование образования взрослых |
Гвинея | 3 318 661 | 25,43% | Демографическое и медицинское обследование |
Гвинея-Бисау | 293 338 | 15,38% | Обзор OIF |
Гаити | 4 667 437 | 42% | Отчет ОИС за 2010 год |
Венгрия | 114 328 | 1,18% | Перепись 2011 года |
Ирландия | 598 339 | 12,46% | Исследование образования взрослых |
Израиль | 500 000 | 5,92% | Обзор OIF |
Италия | 11 519 521 | 19,43% | Исследование образования взрослых |
Лаос | 190 000 | 2,73% | Обзор OIF |
Латвия | 21 575 | 1,12% | Исследование образования взрослых |
Ливан | 2 314 924 | 37,99% | Отчет ОИС за 2010 год |
Литва | 68 186 | 2,37% | Исследование образования взрослых |
Люксембург | 543 104 | 92,00% | Исследование образования взрослых |
Македония | 42 737 | 2,05% | Исследование образования взрослых |
Мадагаскар | 5 252 562 | 20% | Обзор OIF |
Мали | 3 236 698 | 16,94% | Перепись 2009 года |
Мальта | 56 908 | 13,17% | Исследование образования взрослых |
Мавритания | 603 787 | 13,30% | Перепись 2013 г. |
Маврикий | 921 431 | 72,65% | Обзор OIF |
Мексика | 30 000 | 0,02% | Ривард 2016 |
Молдова | 54 958 | 1,36% | Перепись 2014 г. |
Монако | 37 695 | 96,91% | Обзор OIF |
Черногория | 12 899 | 2,05% | Перепись 2011 года |
Марокко | 12 729 432 | 35,17% | Перепись 2014 г. |
Мозамбик | 91 586 | 0,3% | Обзор OIF |
Нидерланды | 3 228 985 | 18,90% | Исследование образования взрослых |
Нигер | 2 839 671 | 12,73% | Перепись 2012 г. |
Норвегия | 162 933 | 3,04% | Исследование образования взрослых |
Польша | 948 612 | 2,49% | Исследование образования взрослых |
Португалия | 2,591,538 | 25,18% | Исследование образования взрослых |
Катар | 114 531 | 4,25% | |
Румыния | 2 336 689 | 11,93% | Исследование образования взрослых |
Россия | 619 048 | 0,43% | Перепись 2010 г. |
Руанда | 724 243 | 5,79% | Перепись 2012 г. |
Сент-Люсия | 2 911 | 1,62% | Отчет ОИС за 2010 год |
Сан-Томе и Принсипи | 42 181 | 20,20% | Обзор OIF |
Сенегал | 4 214 619 | 25,87% | Перепись 2013 г. |
Сербия | 250 727 | 3,60% | Исследование образования взрослых |
Сейшельские острова | 50 475 | 53% | Обзор OIF |
Словакия | 114 028 | 2,09% | Исследование образования взрослых |
Словения | 49 970 | 2,40% | Исследование образования взрослых |
Испания | 5 443 391 | 11,73% | Исследование образования взрослых |
Швеция | 825 409 | 8,27% | Исследование образования взрослых |
Швейцария | 5 734 276 | 67,11% | Исследование образования взрослых |
Таиланд | 567 302 | 0,82% | Отчет ОИС за 2010 год |
Идти | 3 217 071 | 40,26% | Перепись 2010 г. |
Тунис | 6 081 277 | 52,16% | Перепись 2014 г. |
Украина | 52 811 | 0,12% | Перепись 2001 года |
Объединенные Арабские Эмираты | 250 000 | 2,62% | |
Соединенное Королевство | 10 930 735 | 16,42% | Исследование образования взрослых |
Соединенные Штаты Америки | 2 126 923 | 0,65% | Исследование американского сообщества, 2015 г. |
Уругвай | 5 204 | 0,15% | Отчет ОИС за 2014 год |
Вануату | 88 850 | 31,50% | Перепись 2009 года |
Вьетнам | 675 438 | 0,70% | Отчет ОИС за 2010 год |
Территория | Страна | Говорящие на французском | Процент | Год | Справка |
---|---|---|---|---|---|
Нью-Брансуик | Канада | 320 000 | 42% | 2014 г. | [7] |
Квебек | Канада | 7 666 000 | 93% | 2014 г. | [7] |
Французское сообщество Бельгии | Бельгия | 4 658 000 | 98% | 2014 г. | [7] |
Французская Гвиана | Франция | 162 000 | 62% | 2015 г. | [8] |
Французская Полинезия | Франция | 276 000 | 98% | 2015 г. | [8] |
Гваделупа | Франция | 395 000 | 84% | 2015 г. | [8] |
Мартиника | Франция | 329 000 | 81% | 2015 г. | [8] |
Майотта | Франция | 147 000 | 63% | 2015 г. | [8] |
Новая Каледония | Франция | 260 000 | 99% | 2015 г. | [8] |
Реюньон | Франция | 788 000 | 88% | 2015 г. | [8] |
Сен-Пьер и Микелон | Франция | 6000 | 100% | 2015 г. | [8] |
Уоллис и Футуна | Франция | 11 000 | 83% | 2015 г. | [8] |
Валле-д'Аоста | Италия | 72 000 | 60% | 2001 г. | [7] |
По оценкам, 75 миллионов человек во всем мире говорят на французском как на основном или родном языке . [9]
Трудно подсчитать сколько всего человек считают французский родным, если учесть, что только на европейской территории Франции проживает более 60 миллионов человек. А между тем, Французское Государство распространяется на множество заморских территорий.
Всего, по примерным подсчетам, на французском изъясняются более 200 миллионов человек в разных уголках земного шара.
Где живут все эти люди, и в каких государствах он признан на официальном уровне? В этой статье собраны все факты о том, где говорят по-французски!
1 Происхождение
Как и многие другие диалекты, французский основан на народной латыни, которая была распространена на территории Римской империи. Однако его история началась еще во времена Гая Юлия Цезаря, который завоевал территорию современной Франции и сделал ее римской провинцией. Тогда там жили галлы, и их язык постепенно начал смешиваться с латынью.
За пять веков у них сформировалось особое наречие, но после падения Римской империи этот клочок земли вновь завоевали. На сей раз племена франков, которые и дали имя государству - Франция. Несмотря на то, что завоеватели были сильны, латынь все же победила, и сформировался старофранцузский. Но история современного французского начинается только с IX века.
2 На каком языке говорят французы?
Вместе с учетом всех территорий Франции, помимо европейской, ее население составляет более 120 миллионов человек. И 90% из них являются по национальности французами. Соответственно, большинство жителей говорит на единственном официальном языке - французском. Впрочем, здесь также есть диалекты и языки меньшинств.
Среди диалектов регионов распространены баскский, франкопровансальский, бретонский, языки ойль и многие другие. А вот среди иностранных языков, которые употребляются на этих территориях, чаще всего используются немецкий, арабский, португальский, испанский, итальянский, английский и их диалекты.
3 Франкофония
Ряд стран мира объединен в международное сообщество под названием франкофония. Оно было основано в 1970 году, хотя впервые этот термин был озвучен в 1880 году. Сейчас это понятие объединяет все государства, где говорят на французском, а также те народы, которые имеют длительные связи с Францией. Всего в сообществе состоит 58 стран (или частей государств), кроме того, 26 признаны наблюдателями.
1 Национальный язык
Среди государств, которые используют его как национальный, можно выделить непосредственно Францию, а также ряд других стран мира.
Европейские страны
Официальный статус этому языку на территории Европы присвоен правительством Швейцарии, Бельгии, Люксембурге, Андорре и Монако. Причем в Швейцарии он используется наравне еще с тремя государственными, а Бельгии и Люксембурге - с двумя. В Андорре он используется как неофициальный рабочий язык.
Страны Африки
Во многих странах Африки он используется в качестве национального. Исторически так сложилось, что многие африканские территории были в разные периоды времени подчинены французскому влиянию. Теперь на нем официально говорят в государствах Бенин, Гвинея, Буркина-Фасо, Сенегале, Того, Кот-д'Ивуар (Западная Африка), а также Габоне, республике Конго, Нигер, Мали. Вторым или даже третьим государственным он признан в Экваториальной Гвинее, Бурунди, Камеруне, Джибути, Чаде, ЦАР, Руанде.
Страны Азии
В Азии употребление французского невелико, как государственным он не признан ни в какой стране. Но есть ряд государств, в которых франкоговорящее население исчисляется около 20%, например, Ливан, Камбоджа, Вьетнам, Лаос. В Индии он имеет статус государственного наряду с другими на части территории.
Страны Америки
Наибольшее количество франкоговорящего населения на территории американских континентов проживает в Канаде. Французы освоили эту территорию суши раньше англичан, но последние потом все же отвоевали позиции. Сохранить официально французский удалось на территории провинции Квебек и нескольких других. Также он популярен в Гвиане, Мартинике, Гаити, Гваделупе.
Тихоокеанский регион
Среди островных государств французский используется на территории Полинезии, Вануату, Новой Каледонии, островах Футуна и Уоллис.
2 День французского языка
В день появления организации Франкофония, а это произошло 20 марта 1970 года, был назначен и день французского языка. Он объединяет более 220 миллионов франкоговорящих людей во всем мире. Среди них только для 75 миллионов этот язык является с рождения родным. Праздновать его могут все, кто влюблен во Францию и свободно говорит на французском.
Язык франков получил огромное распространение по всей планете во время активного завоевания земель. Сейчас его популярность постепенно угасает по сравнению с английским. Но он все равно остается одним из шести официальных языков ООН.
Нравится статья? Поддержи наш проект и поделись с друзьями!
Что касается Европы, франкофония проявляется в области лингвистики, демографии, институции, не говоря уже о культурных связях и политики. Внутри европейского сообщества французский язык как родной, французский как иностранный – занимают второе место среди используемых языков.
Французский язык как официальный
Французский язык является официальным языком только во Франции и в княжестве Монако. А также он может оставаться официальным языком в месте с другими в следующих странах:
едеральное государство, состоит из трех частей, фламандской, французской
и немецкоязычной и трех регионов: Валония в большинстве своем франкоязычная; Брюссель, двуязычный (немецко- и франкоязычный); Фландрия, в большинстве своем неирланоязычная. Эта страна является представителем двойной франкофонии: королевство Бельгии и франкоязычная область Бельгии Валония-Брюссель.
Люксембург, где используют в обиходе три языка: люксембурский, национальный, на котором говорят все люксембургцы, немецкий и французский. Четыре человека из пяти владеют французским, административным языком.
Далина Аосте, альпийская провинция, присоединенная к Италии в 1861, где французский язык
имеет равные права с итальянским.
Княжество Андора, где французский является языком торговли и связей и который участвует
во встречах Франкофонии в качестве ассоциированного члена.
Хотя немецкий – родной язык, для большинства говорящих на нем в Европе, кроме России (23,3%), французский прибывает
на втором месте с итальянским (16%) и перед английским (15,9%).
Французский – иностранный язык
В 70-х годах прошлого века появляется такое понятие как Франкофония. Данное понятие напрямую связано с одноименной международной организацией Франкофонии, которая объединяет государства, в которых французский язык является либо государственным языком, либо одним из государственных, либо может быть выбран, как второй изучаемый язык в школе или высшем учебном заведении.
Цель данной работы – рассмотреть роль данной международной организации в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Актуальность данной темы заключается в том, что на сегодняшний день, международная организация Франкофония играет огромную роль во всем мире. Причем, если на начальном этапе преобладал культурный фактор, то позднее произошла существенная политизация и расширение функций данной организации.
Прежде, чем приступить к рассмотрению темы, необходимо обратиться к историческому аспекту, чтобы увидеть с чего все начиналось. Безусловно, огромную роль в становление организации Франкофонии сыграло колониальное прошлое Франции. Следует заметить, что по количеству захваченных территорий, Франция была одной из величайших колониальных империй. Начало захватов территорий было положено уже в 1534 году Жаком Картье. Этой территорией стала Канада. Таким образом, Франция не ограничилась Северной Америкой, и уже в XIX веке взор был устремлен на Юго-Восточную Азию, а также Африку. Так, с 1859 года, Франция завоевывает Индокитай. Как отмечает автор, Греш С.А., в 1914 году территория французской колониальной империи достигала 15 млн. кв. км 1 .
В целом, можно сказать, что создание международной организации Франкофонии это длительный и непростой процесс, начавшийся в 1970-х годах и продолжающийся до сих пор.
Как уже говорилось выше, в Азиатско-Тихоокеанский регион Франция пришла не сразу, но, тем не менее, ей удалось оставить здесь достаточно большой отпечаток в культуре, административном устройстве и так далее.
По моему мнению, отличие Вьетнама от Лаоса и Камбоджи, заключается в том, что Вьетнам вел активное сопротивление французскому влиянию. Так, в XIX веке зафиксированы франко-вьетнамские столкновения, первая и вторая франко-вьетнамские войны 6 .
Кроме того, французскому влиянию были подвержены Лаос и Камбоджа. Безусловно, за период колониального правления в Индокитае наблюдались процессы способствовавшие развитию региона: строились железные и автомобильные дороги и мосты, создавалась система телеграфной связи, выросли города 7 . Однако, постепенная утрата коренным населением контроля почти над всеми сторонами общественной жизни. А также тот факт, что многие специалисты из числа коренных жителей, даже если и получали высокие посты, то оплата была не соизмерима с той, которую получали французские представители власти. Все это вызывало недовольство и сопротивление.
И как результат, это вылилось в войну в Индокитае. Активную борьбу по-прежнему вел Вьетнам. В колонии начинает действовать Лига борьбы за независимость Вьетнама – Вьетминь. Движения сопротивления действовали также в Камбодже и Лаосе, но с гораздо меньшим размахом, чем во Вьетнаме.
Война в Индокитае завершилась перемирием, достигнутым в ходе международной конференции в Женеве в 1954 году. В конференции принимали участие министры иностранных дел СССР, КНР, Великобритании, США и Франции. В подготовке соглашений участвовали также представители КНР, ДВР, Камбоджи, Лаоса и Южного Вьетнама. Соглашения предусматривали следующие моменты:
- Разделение Вьетнама (на время) на две части и перемещение Вьетнамской армии на север;
- Полное прекращение огня;
- Создание демилитаризованной зоны вокруг дельта Красной реки;
- Создание специальной Международной комиссии для контроля соблюдения соглашений 8 .
Таким образом, в 1954 году, Французский Индокитай прекратил свое существование как колониальное политическое образование. На его территории появились самостоятельные государства: Демократическая Республика Вьетнам, Республика Вьетнам, Камбоджа и Лаос.
Сегодня, Франкофония базируется на общности языкового и культурного наследия, а не на факте принадлежности членов к бывшей колониальной империи и опасается обращаться к колониальному прошлому, что делает ее гораздо более открытой для вступления. Можно сказать, что с 1970-х годов начинается история институциональной Франкофонии. Это связано с тем, что проводится первая конференция франкофонных государств. В 1970 году создается Агентство по культурному и техническому сотрудничеству 9 .
Согласно официальному сайту Франкофонии, на сегодняшний день Международная организация Франкофонии это 84 государства и правительства из них:
- 54 государства и правительств участников Международной организации Франкофонии;
- 4 ассоциированных государства 10 .
Наглядно можно увидеть на карте, Le monde de la Francophonie, на данный момент, Вьетнам, Лаос и Камбоджа являются государствами-участниками Международной организации. В свою очередь, Тайланд является государством-наблюдателем.
Одним из регулярных видов деятельности организации является проведение саммитов, на которых решаются и принимаются вопросы, связанные с различными сферами деятельности. Так, первый саммит состоялся в 1986 году в Версале и Париже. Крайний, XVI саммит Франкофонии прошел в Антананавиру, столице Мадагаскара в 2016 году 12 . Также, на этом саммите было принято решение о проведение следующего в 2018 году в Армении.
Саммит в Ханое в 1997 году стал одним из самых важных саммитов, так как Генеральным Секретарем Франкофонии стал Бутрос Бутрос-Гали. Важность его состояла в том, что Бутрос Бутрос-Гали являлся Генеральным Секретарем ООН, а это, в свою очередь, имело определенную политическую значимость. Кроме того, масштабы организации расширяются с тем, что усиливается значение Организации в международных отношениях.
В настоящее время, деятельность организации велика. Существует огромное количество школ и университетов для изучения французского языка. Активно развивается культурное направление, экономическое. Обсуждается равенство мужчин и женщина на основании всех действии Франкофонии 13 .
1) Французский язык, культурное и языковое разнообразие:
- Знание и продвижение французского языка;
- Французы в международных отношениях;
- Культурное и политическое развитие;
- Культурные и творческие индустрии;
2) Мир, демократия и права человека:
- Демократия и права человека;
- Закон и справедливость;
- Предотвращение и устранение кризисов и конфликтов;
3) Образование, обучение, высшее образование и научные исследования:
- Школа и национальные языки;
- Инициатива франкофонии по дистанционному обучению учителей;
- Мобильность и наращивание потенциала молодежи;
4) Устойчивое развитие, экономика и солидарность:
- Четкое развитие целей;
- Предпринимательство женщин и молодежи 15 .
Из представленной программы можно выделить следующие ключевые моменты:
1) Одна из целей Франкофонии это активное продвижение французского языка во все сферы жизни общества. Более того, для этой цели в 1985 году Организация создала 306 центров для чтения и развлечений, в которых проводятся мероприятия, посвященные французской культуре. Ежегодно проводятся конференции, внедряются новые и новые проекты.
2) Демократия, права человека, верховенство закона и справедливости лежат в основе ценностей, отстаиваемых франкофонией. В 2000 году была принята Бамакская Декларация на международном симпозиуме. Этот фундаментальный нормативный документ закрепляет ценности, которые государства и правительства должны уважать, обеспечивая организационную деятельность.
3) Что касается образования, то Организация уделяет этому особое внимание. Так, по всему миру было создано огромное количество институтов по подготовке учителей для преподавания французского языка. Также, активно ведется культурный обмен.
4) Франкофония объединяет географические районы и разнообразные экономики. Усиливается влияние франкоязычных стран в решении основных международных вопросов, посредством поддержания стран-членов франкофонии в международных переговорах и решениях с помощью подготовительных семинаров и регулярных консультаций на уровне министров 16 .
Кроме всего прочего, Франкофония способствует укреплению и поддержанию мира, помогает в профессиональном обучении молодежи и ее интеграции, ведет международные переговоры по окружающей безопасности 17 .
Обращаясь к Азиатско-Тихоокеанскому региону, то одну из ведущих ролей здесь играет Вьетнам, благодаря его историческим связям с Францией.
Международный день Франкофонии во Вьетнаме отмечается уже на протяжении нескольких лет. Участвуя в франкоязычном сообществе с 1970-х годов, Вьетнам внес значительный вклад в развитие организации. Вьетнам сосредоточил свое внимание на преподавании французского языка. Вьетнам активно сотрудничал с Организацией в создании вьетнамско-французских двуязычных классов для содействия использования французского языка во Вьетнаме. Французский язык считается особым языком во Вьетнаме, помимо английского, на международных форумах 18 .
Директор Азиатско-Тихоокеанского региона Международной организации франкофонии Эрик Норманд Тибо, высоко оценил обязательства Вьетнама перед франкоязычным сообществом, а также его участие в миротворческих миссиях ООН, особенно в некоторых франкоговорящих странах 19 .
Огромную роль во Вьетнаме играют международные неправительственные организации, которые являются ключевыми игроками в международных дебатах по правам человека, международной торговли, охраны окружающей среды и так далее. Число таких организаций увеличилось с 500 до 990 в период с 2003 по 2014 год. В рамках их действий, 28000 проектов были развернуты в 63 городах и провинциях Вьетнама 20 . Роль агентств Франкофонии приобретает все большее значение. Кроме того, подготовка предложений проектов не может делаться без уведомления Посла Франции во Вьетнаме.
Помимо этого, существует общественная организация с промышленной и коммерческой направленностью, Французское агентство по Развитию. Оно действует уже на протяжении семидесяти лет и призвано бороться с бедность и содействовать развитию южных стран. Оно реализует политику, определяемую правительством Францией. Данное агентство присутствует на четырех континентах и имеет более 70-ти филиалов и представительств. Главным образом, деятельность агентства связана с предоставлением кредитов по льготным ставкам. Во Вьетнаме деятельность агентства началась в 1994 году и в настоящее время, страна находится среди первых получателей. Во Вьетнаме средства для кредитования пошли на поддержание городского развития, модернизацию производственного сектора и на борьбу с изменением климата 21 .
1 Греш С.А. Возникновение, развитие и современное состояние международной организации Франкофонии. Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата исторических наук. – М.: Институт Африки РАН, 2005
5 В.Ф. Мордвинов. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. – М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 3. Вашингтон-Вячко.1963.
6 Новая история стран зарубежной Азии и Африки. Под ред. Г.В. Ефимова. Лен. Университет. 1971.
Читайте также: