Доклад о человеческом развитии в российской

Обновлено: 16.05.2024

Индекс человеческого развития в России и других странах мира. Обзор по материалам доклада ПРООН

Горина Елена Александровна – научный сотрудник Независимого института социальной политики (НИСП), старший научный сотрудник Института гуманитарного развития мегаполиса (ИГРМ), кандидат экономических наук.

В конце 2011 г. вышел очередной Доклад о человеческом развитии Программы развития ООН, посвященный на этот раз анализу проблем развития через призму неравенства. Россия, закрепившись с середины 2000-х гг. в группе стран с высоким индексом человеческого развития, по-прежнему отличается серьезным дисбалансом между основными компонентами этого показателя.

В конце 2011 г. вышел очередной, 21-й по счету, Доклад о человеческом развитии Программы развития ООН, посвященный на этот раз анализу проблем устойчивого развития через призму неравенства. Важнейшим инструментом для оценки достижений страны в области человеческого развития является индекс человеческого развития (ИЧР) [1]. Кроме того, в двух последних докладах ПРООН введены новые показатели, в том числе индекс человеческого развития, скорректированный с учетом неравенства. На основе этих данных представим краткий обзор положения России в мире по ИЧР и его отдельным компонентам в сравнении с другими странами, дополнив его информацией о корректировках, которые привносит в глобальный рейтинг учет неравенства в развитии человеческого потенциала. Данный обзор концентрируется на международных сравнениях и не затрагивает тему сильных региональных различий внутри России [2].

Как известно, в концептуальном плане индекс человеческого развития представляет собой сводный показатель, демонстрирующий, насколько хорошо в стране обеспечен доступ человека к базовым возможностям развития: прожить долгую и здоровую жизнь, приобретать знания и получить доступ к материальным ресурсам, необходимым для достижения достойного уровня жизни [Валиахметов, 2009]. Методика расчета ИЧР — используемые индикаторы и способ их агрегирования — в 2010 г. была существенно скорректирована. Доступ к знаниям теперь измеряется показателями средней продолжительности обучения (для лиц от 25 лет и старше) и ожидаемой продолжительности обучения в течение жизни (для детей, достигших официально установленного возраста поступления в школу). Уровень доходов оценивается с помощью валового национального дохода (ВНД) на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС) вместо используемого ранее ВВП на душу населения. Прежним осталось только измерение здоровья через ожидаемую продолжительность жизни при рождении (ОПЖ). При агрегировании вместо среднего арифметического введено среднее геометрическое значение субиндексов по трем измерениям [3]. Это снизило значения ИЧР, особенно в странах с неравномерным развитием по разным измерениям, но почти не повлияло на рейтинг стран. Из-за этих изменений было бы методологически неверно сравнивать значения ИЧР в докладах за 2010–2011 гг. и его предыдущих версиях. Динамику позиции страны в глобальном рейтинге также нужно представлять с некоторой оговоркой, поскольку список стран, попадающих в разработку ИЧР, изменчив год от года и зависит от наличия данных по отдельным странам.

В рейтинге по ИЧР за 2011 г. выделены четыре группы стран: с очень высоким, высоким, средним и низким уровнем человеческого развития. Находясь на 66-м месте в списке из 187 стран, Россия входит в группу государств с высоким уровнем развития. Для целей данного обзора положение России сравнивается или со странами из той же группы или со странами из группы с очень высоким уровнем человеческого развития, уровень дохода [4] в которых сопоставим с российским (ряд стран Центральной и Восточной Европы, Латинской Америки). В некоторых случаях используется сравнение ИЧР со странами группы БРИКС, в которую Россия входит как одна из быстроразвивающихся экономик мира.

За период 2000-х гг., большую часть которого в России продолжался экономический подъем, индекс человеческого развития в стране заметно вырос. Его среднегодовой темп прироста был одним из самых высоких среди стран с сопоставимым уровнем дохода в Европе и Латинской Америке. В странах, имевших намного меньшие исходные значения ИЧР в 2000 г., в том числе крупнейших партнерах по БРИКС, рост был быстрее (табл. 1). Перемещение России в мировом рейтинге с 60-го места в 2000 г. (по новой методике расчета) на 66-е в 2011 г. обусловлено включением в последние годы новых стран в ИЧР.

proon_1.jpg

Таблица 1. Тенденции в области индекса человеческого развития в 2000-2011 гг.

Источник: Доклад о человеческом развитии, 2011.

proon_2.jpg

Таблица 2. Компоненты индекса человеческого развития в России, 2011 г.

Источник: Доклад о человеческом развитии, 2011.

Несбалансированность компонентов человеческого развития в России наглядно проявляется при использовании такой модификации индекса, как ИЧР, не связанный с доходом. Он рассчитывается только по двум компонентам — здоровья и образования, и его значение для России заметно ниже, чем у стран с сопоставимым уровнем дохода (табл. 3). В рейтинге стран по ИЧР, не связанному с доходом, Россия опускается с 66-го уже на 74-е место.

proon_3.jpg

Таблица 3. Индекс человеческого развития, не связанный с доходом, и его компоненты, 2011 г.

Источник: Доклад о человеческом развитии, 2011.

Согласно расчетам ИЧРН, Россия относится к странам со средним уровнем неравенства в разрезе аспектов, относящихся к развитию человеческого потенциала. Потери ИЧРН по сравнению с ИЧР составляют чуть более 11%. От большинства стран с сопоставимым уровнем дохода Россию отличает то, что по всем трем измерениям человеческого развития степень неравенства населения почти одинакова (табл. 4). В странах Латинской Америки потери ИЧР гораздо больше из-за очень высокого неравенства в распределении национального дохода. А по сравнению с европейскими странами население России испытывает более сильное неравенство в обеспечении продолжительной здоровой жизни и получения образования. Партнеры России по группе БРИКС, как и большинство других развивающихся стран, имеют значительную степень неравенства по всем трем измерениям человеческого развития.

proon_4.jpg

Таблица 4. Индекс человеческого развития, скорректированный с учетом неравенства, в странах с уровнем дохода, сопоставимым с российским, и странах БРИКС, 2011 г.

Примечания: Страны расположены в порядке убывания ИЧРН.

* Изменения рейтинга основаны на странах, для которых рассчитывается ИЧРН.

** (н) – скорректированный с учетом неравенства.

Источник: Доклад о человеческом развитии, 2011.

Закрепившись с середины 2000-х гг. в группе стран с высоким ИЧР, Россия по-прежнему испытывает серьезный дисбаланс между основными компонентами человеческого развития. Россия относится к странам, в которых достижения в области национального дохода недостаточно трансформируются в достижения в области образования и особенно здоровья населения. Хотя на мировом фоне неравенство, существующее в российском обществе, оценивается на среднем уровне, политика его сокращения для минимизации потерь человеческого потенциала в России должна быть направлена на улучшение доступа различных слоев населения к образованию и здоровой жизни.

[3] Методика расчета индекса человеческого развития и других композитных индексов приведена в Докладе ПРООН [Доклад о человеческом развитии, 2011. С. 167-173].

[4] Здесь и далее под уровнем дохода понимается значение показателя ВНД на душу населения (в дол. США по ППС на 2005 г.).

[5] За неимением необходимых данных ИЧРН не рассчитывается примерно для 50 стран.

1. Валиахметов Р. М. Человеческое измерение экономического развития // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2009. № 6. С. 26–32.

2. Доклад о развитии человека 2010. Реальное богатство народов: пути к развитию человека / пер. с англ.; ПРООН. М.: Весь Мир, 2010.

4. Доклад о человеческом развитии 2011. Устойчивое развитие и равенство возможностей: лучшее будущее для всех / Пер. с англ.; ПРООН. М.: Весь Мир, 2011.

5. Кузнецова И. В. Человеческий потенциал России: проблемы совершенствования // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2010. № 1. С. 110–125.

6. Нестеров Л. И., Кольчугина А. В. Краткий анализ эффективности использования ресурсов России и в ряде других стран // Федерализм. 2010. № 4. С. 173–182.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


ДОКЛАД О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗВИТИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2015 ГОД
Человеческое развитие в условиях спада экономики

Под редакцией Л.М. Григорьева и
С.Н. Бобылева

М., Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2015, 260 страниц

Индекс человеческого развития в отдельных странах в 2014 году (стр. 23)

Ожидаемая продолжите-льность жизни, лет

ВНД на душу населения

(ППС в долл.США)

Средняя продолжите-льность обучения, лет ИЧР

Некоторые характеристики экономически неактивного населения в России (стр. 57)

Численности экономически неактивного населения, млн чел.

Удельный вес экономически неактивного населения в общей численности населения, %

Из общей численности экономически неактивного населения лица:

- не выразившие желания иметь работу, %

- выразившие желание иметь работу, %

Из общего числа выразивших желание иметь работу:

- ищут работу, но не готовы приступить к ней, %

Международная миграция в России, тыс. чел. (стр. 65)

Прибыло в Россию из зарубежных стран

Выбыло из России в зарубежные страны

Сальдо международной миграции(прибыло - выбыло)

Расходы государства на здравоохранение по источникам, 2012-2017, млрд руб. (стр. 219)

Бюджеты субъектов Российской Федерации

взносы на ОМС неработающих граждан

Взносы на ОМС работающих граждан

Государственные расходы на здравоохранение

Прирост государственных расходов на здравоохранение в реальном выражении, %

Примечание: * - за вычетом средств, поступивших из системы ОМС на региональные программы модернизации здравоохранения в размере 149,6 млрд руб.

Динамика ИЧР, пересчитанного по новой методологии ПРООН, 1990-2013 годы (стр. 243)

В Докладе рассмотрены приоритетные для человека вопросы: рост благосостояния и уровня занятости, борьба с бедностью, повышение образовательного уровня, улучшение здоровья, совершенствование институциональных условий развития экономики, положение сельского населения. В Докладе также представлен анализ российских региональных проблем человеческого развития, обобщен положительный опыт российских регионов.

Важной частью доклада стала глава, посвященная целям развития тысячелетия ООН - как достигнутым в период 2000-2015 годов, так принятым на период до 2030 года. Авторы доклада отмечают, что в России они в основном оказались достигнуты. Однако многие из них остаются актуальным для менее развитых регионов страны и беднейших слоев населения, в то время как перед развитыми регионами в контексте социальной стратегии целесообразно поставить намного более сложные задачи.

Предложенные выводы и рекомендации могут помочь федеральному и региональным центрам в решении существующих проблем, определении направлений и путей дальнейшего построения эффективного социально ориентированного государства на основе принципов человеческого развития.

Доклад предназначен для сотрудников федеральных и региональных министерств и ведомств, экспертов и научных работников, аспирантов и студентов по специальностям, связанным с макроэкономикой, региональной экономикой, государственным и муниципальным управлением.

Глава 1. Новые Цели устойчивого развития для мира и России

Цели развития тысячелетия ООН: основные итоги для мира и России
Новые Цели устойчивого развития ООН
Россия и устойчивое развитие

Глава 2. Макроэкономическая ситуация в России

Оценка макроэкономической ситуации в стране
Адаптация российской экономики к внешним шокам
Острые макроэкономические проблемы, влияющие на развитие человеческого потенциала
Состояние и возможности федерального бюджета России в 2013-2015 годах

Глава 3. Анализ тенденций занятости и безработицы

Глава 4. Доходы населения в условиях колебаний экономической активности в стране

Структура доходов населения
Динамика доходов населения
Международные сравнения
Отраслевые особенности
Региональные различия

Глава 5. Потребление населения в условиях экономического спада

Особенности личного потребления: уровни и структура
Динамика личного потребления
Региональные особенности потребления

Глава 6. Пассажирские перевозки в России

Расходы населения на личный и общественный транспорт
Структура пассажирских перевозок в России
Межвидовая конкуренция междугороднего транспорта
Городской транспорт

Глава 7. Положение сельского населения

Кто такие сельские жители?
Сельские жители в современной России
Перспективы развития сельских территорий

Глава 8. Анализ спада производства и проблем бедности населения

Цели тысячелетия ООН и уровень бедности в России
Группы бедности и риски бедности
Человеческое развитие и многокритериальная бедность
2014-2015 годы: социальные угрозы кризиса и риски роста бедности

Глава 9. Основные тенденции развития российского образования

Демографические факторы развития российской системы образования
Цель развития тысячелетия - "доступность" в системе российского образования
Качество российского образования в соответствии с международными и российскими стандартами
Финансирование развития российской системы образования

Глава 10. Анализ состояния и направлений улучшения здоровья населения в контексте устойчивого развития

Изменения в состоянии здоровья населения России
Изменения в системе финансирования здравоохранения
Новые вызовы и политика государства

Глава 11. Устойчивое развитие региональных социо-эколого-экономическихсистем (на примере Волжского бассейна)

Индекс человеческого развития для Волжского бассейна
Анализ других индексов устойчивого развития

Глава 12. Индекс человеческого развития: международные и региональные различия

История индекса и методики его расчета
Международные сравнения ИЧР: уровень и динамика
Внутристрановые различия ИЧР в России в 2012-2013 годах

Цели развития тысячелетия в России: взгляд в будущее

Энергетика и устойчивое развитие

Доклад предназначен для высшего управленческого персонала, ученых-политологов, преподавателей, научных работников и студентов высших учебных заведений.

Россия перед лицом демографических вызовов

Концепция человеческого развития включает в себя демографическое развитие наряду с экономическим и социальным. Долголетие и здоровье людей служат основой для расширения человеческого выбора, созидательной жизни, повышения материального благосостояния, получения качественного образования, активного участия в жизни общества. Без этого многие возможности остаются недоступными и многие жизненные перспективы недосягаемыми.

В Докладе проанализирован основной спектр демографических проблем и причины их возникновения. На этой основе авторами выработаны рекомендации для социально-экономических реформ, направленных на снижение смертности, улучшение ситуации в области рождаемости, повышение управляемости миграционных потоков и смягчение неблагоприятных последствий тех демографических тенденций, которые не могут быть изменены в ближайшее время.

В Докладе представлен индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) в России и ее регионах, а также впервые рассчитанный индекс развития с учетом гендерного фактора (ИРГФ), который дополнительно учитывает влияние различий между мужчинами и женщинами по базовым индикаторам ИРЧП: ожидаемой продолжительности жизни, уровню грамотности и охвату образованием, доступу к доходу.

В презентации также приняли участие представители министерств РФ, органов законодательной власти, посольств иностранных государств в Москве, международных и неправительственных организаций, научных кругов, средств массовой информации.

To download English version of the Report, click HERE

ПРООН предлагает Вам это издание за 15.00 долл. США за экземпляр или эквивалент в рублях. При покупке от 10 до 50 экз. - цена за экземпляр - 10.00 долл., более 50 экземпляров - 7 долл.
Доклады изданы на русском и английском языках.
По всем вопросам приобретения доклада просим обращаться к Наталии Воронковой, координатору проекта.

Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2006/07

Сегодня темпы роста российской экономики являются одними из самых высоких в мире, однако при этом страна сталкивается с серьезными проблемами, связанными с неравным распределением результатов экономического роста среди населения и резкой дифференциацией в развитии регионов. Этим объясняется мозаичная региональная картина развития человеческого потенциала и уровня достижения Целей развития тысячелетия (ЦРТ), провозглашенных в Декларации тысячелетия и адаптированных для России.

В Докладе предпринята попытка представить комплексный обзор проблем развития человеческого потенциала на региональном уровне и выявить положительные примеры социально-экономической политики субъектов РФ, направленной на их решение. Авторы доклада подчеркивают различие приоритетов регионального развития и мер по улучшению качества жизни людей в условиях, когда экономическое развитие одних регионов находится на уровне стран Африки, а других – на уровне стран Центральной Европы. Кроме этого, в Докладе приведены примеры успешной реализации государственных, региональных и муниципальных программ, которые способствуют достижению Целей развития тысячелетия на региональном и национальном уровнях.

Здесь можно загрузить полную версию (8 Mb) в формате PDF :

Приложение к Докладу о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2005 "Россия в 2015 году: цели и приоритеты развития"
В брошюре представлена адаптированная к ситуации в России система индикаторов "Цели развития тысячелетия (ЦРТ), предложенная ООН для оценки эффективности действий по реализации политики развития человеческого потенциала в разных странах. Все 189 государств-членов ООН взяли на себя обязятельство достичь этих целей к 2015 г.

С Общим обзором доклада за 2004 год можно ознакомиться здесь или загрузить полную версию в формате PDF:

С кратким обзором доклада за 2002/2003 годы можно ознакомиться здесь или загрузить полную версию в формате PDF:

Опубликован Доклад о человеческом развитии в РФ по теме «Устойчивое развитие: вы

16-й Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации завершает серию национальных докладов, начатую в 1995 году совместно ПРООН и Министерством иностранных дел Российской Федерации.

Предлагаем вашему вниманию выдержки из Введения к Докладу, а также общий обзор содержания глав.

Введение

Суть идеи устойчивого развития заключается в необходимости вписать наши все возрастающие потребности в естественные возможности планеты. Она не нова, ее официальная жизнь в мировом сообществе насчитывает уже более двадцати лет. Немногие политические призывы жили так долго. Время от времени можно услышать голоса в пользу того, что пора предложить что-то на смену. Вероятно, для разнообразия можно сменить лозунг, подать идею несколько иначе, но суть ее не может выйти из моды. Это не только правила игры, это условие выживания. Можно закрыть глаза, стараясь не думать, не обращать внимания.

Таких попыток было немало, но ненадолго – результат никогда не заставлял себя ждать и потом долго не давал о себе забыть. Когда-то на заре индустриализации английский парламент вынужден был прервать свою работу и принять срочные меры – слезились глаза, и было трудно дышать от нависшего смога. Великие озера в США и Канаде и реки в Западной Европе превращались в безжизненные сточные водоемы, представлявшие опасность для населения. Сейчас уже трудно поверить, ценой каких затрат и усилий далось улучшение ситуации.

Но уроки становятся все жестче, а их последствия все дороже. Можно вспомнить и разлив нефти в Мексиканском заливе, и аномальную жару в Центральной России. Причем найти конкретного виноватого или причину для каждого конкретного случая становится все сложнее. Это скорее следствие нашего отношения к себе и природе, нашего неверного поведения. В мире продолжают обостряться экологические проблемы: растет дефицит пресной воды и продовольствия, изменяется климат, сокращаются биоразнообразие и леса, расширяется опустынивание и многие другие. Вот только некоторые из существующих проблем:

• В мире 40% земли деградирует из-за эрозии почвы, снижения ее плодородия и истощения. Продуктивность земли уменьшается, что при пессимистических сценариях может привести к потере 50% потенциального урожая.

• Более 884 млн. человек испытывают нехватку чистой питьевой воды; 2,6 миллиарда людей не имеют доступа к адекватным санитарным услугам; 1,4 млн. детей младше пяти лет ежегодно умирают из-за нехватки чистой воды и отсутствия доступа к необходимым санитарным услугам. При сохранении сложившихся тенденций в будущем нехватка воды будет лишь усиливаться, и через 20 лет ее запасы будут удовлетворять лишь 60% мировых потребностей.

• До 20% мировых производителей зерна использует воду неустойчиво, подрывая будущий рост сельского хозяйства и увеличивая водный дефицит.

• Продолжается исчезновение лесов на планете. В 1990–2005 гг. площадь лесов ежегодно уменьшалась на 13 млн. га.

• Засушливым землям, на которых проживает треть населения мира, угрожает опустынивание.

• В результате изменения климата могут пострадать около 2 млрд. людей, живущих на прибрежных территориях и т.д.

Побудительным мотивом для призыва к устойчивому развитию явилось осознание того, что длительное благополучное развитие человечества предполагает решение социально-экономических задач в пределах экологической емкости планеты.

Данное положение было сформулировано тремя ведущими международными экологическими организациями, включая Программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Международный союз охраны природы (МСОП) и Всемирный фонд дикой природы (WWF).

В качестве основы концепции развития для реализации этого приоритета была предложена схема равноправного гармоничного сочетания трех основных элементов устойчивого развития – экономического, социального и экологического …

…Экологизация экономического развития России является важнейшим инструментом модернизации российской экономики, перехода к инновационному социально-ориентированному типу развития и достижения долгосрочных целей. Для страны как глобального экологического донора, обладающего пятой частью мировых лесов, значительными водными и другими природными ресурсами, вопросы обеспечения собственного экономического развития и роста благосостояния граждан решаются в интересах не только нынешнего и будущего поколений россиян, но и всего человечества.

… Решающая роль науки и образования в обеспечении устойчивого развития признана универсальной для всех без исключения стран и народов мира. В полной мере это относится и к России. Принятие и продвижение в России глобального проекта устойчивого развития – это уникальная возможность возвысить статус образования как цивилизационного института. Кроме того, это реальный шанс демонстрации потенциала науки современному обществу и широкого внедрения в него экологической культуры как необходимого элемента системы знаний и навыков, обеспечивающих подлинную устойчивость и благополучие социума.

Движение к устойчивому развитию содействует овладению навыками выявления объективно существующих экологических ограничений экономического развития и адаптации социума к этим ограничениям. Реализация принципов устойчивого развития при поддержке со стороны государства создает предпосылки для нового этапа экологизации образования в России, суть которого – в радикальной модернизации системы обучения посредством экологизации всех преподаваемых дисциплин средней и высшей школы.

Особое значение приобретает обеспечение роста общей экологической культуры граждан за счет потенциала как формального, так и неформального образования.

В последние годы в России происходят позитивные изменения в демографических показателях и в развитии здравоохранения, но реализуемых мер недостаточно для решения накопившихся в этой сфере проблем. Развитие здравоохранения должно обеспечить существенное снижение уровня смертности населения, являющегося главным вызовом системе охраны здоровья, а также дать адекватные ответы на социальные и экономические вызовы, требующие повышения доступности качественной медицинской помощи для населения, уровня его защиты от финансовых рисков, связанных с лечением заболеваний, и роста эффективности использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов.

… Значительные улучшения в состоянии здоровья российского населения могут и должны быть достигнуты за счет развития здорового образа жизни и профилактики заболеваний. Эта сфера требует больших вложений ресурсов. В системе оказания медицинской помощи нужны изменения, прежде всего, в первичном звене. Повышение квалификации, расширение функций и обновление участковых врачей является ключевым инструментом повышения эффективности работы системы в целом. Развитие человеческого потенциала, информационных технологий и конкуренции в здравоохранении должны стать приоритетами государственной политики в обозримой перспективе для обеспечения устойчивого развития страны.

Повышение благосостояния населения страны требует устойчивого и достаточно быстрого экономического роста. Но активная экстенсивная эксплуатация природных ресурсов, сыгравшая существенную роль в обеспечении роста последних лет, в значительной степени исчерпала себя. Для преодоления ограничений существующей модели развития экономике требуется существенное повышение эффективности использования ресурсов, и одной из основных задач в этой связи становится увеличение энергетической эффективности экономики России.

Российские власти осознают эту необходимость и уже предприняли ряд мер, не только декларативных, в целях повышения энергоэффективности. Но пока эта политика находится на начальном этапе, и она еще требует, во-первых, конкретизации планируемых результатов развития ТЭК России и его будущей роли в экономике, во-вторых, уточнения приоритетных целей и экономически обоснованных механизмов их достижения, в том числе за счет исследования успешного зарубежного опыта.

Изменение климата, являясь источником серьезных рисков и угроз безопасности населения и устойчивому росту экономики, создает новые вызовы и потребности в человеческом развитии. Особое внимание в главе уделено влиянию изменений климата на распространенность инфекционных заболеваний и анализу последствий аномальной жары на здоровье населения Москвы летом 2010 г.

Приведено описание программ и мер, реализованных в России с 1990 г. и приведших к значительному сокращению выбросов парниковых газов. Изложена позиция России относительно участия России в международных усилиях по сокращению выбросов парниковых газов, в том числе в Киотском Протоколе. К числу актуальных задач относятся сохранение и развитие того кадрового и институционального потенциала, созданного в России при подготовке и реализации проектов совместного осуществления, а также гармонизация механизмов климатической политики со странами – партнерами и соседями (Белоруссией, Казахстаном и Украиной), которые активно готовятся к развитию национальных рыночных механизмов торговли выбросами.

Для защиты здоровья населения от волн жары и холода, других изменений климата необходимы эффективные адаптационные меры, которые, наряду с усилиями по снижению выбросов парниковых газов и адаптацией хозяйственных систем к новым погодным и экологическим условиям, должны стать приоритетными направлениями климатической политики России. Подчеркнута ключевая роль науки и инноваций в адаптации экономики и населения к изменениям климата и реализации климатической политики.

В рамках мер по реализации Климатической доктрины РФ рекомендовано завершить работу по нормативному закреплению национальной цели по снижению выбросов парниковых газов до 2020 года и принять специальную программу по осуществлению Комплексного плана научных исследований погоды и климата до 2020 г.

Для России важной задачей перехода к устойчивому развитию является сокращение дифференциации в развитии регионов. За 2005–2010 гг. региональная дифференциация в доходах населения и душевом ВРП сократилась благодаря масштабной перераспределительной политике государства. Удалось смягчить и региональное неравенство по уровню бедности. В целом, социальное неравенство регионов сокращалось более устойчиво.

За вторую половину 2000-х годов объемы загрязняющих выбросов в атмосферу и загрязнения сточными водами сократились более чем в 60% регионов. Однако встроенные в глобальную экономику регионы – поставщики сырья и полуфабрикатов (со специализацией на добыче сырья, производстве металлов и химической продукции) отличаются высоким уровнем загрязнения. С учетом загрязнения сточными водами и автотранспортом к ним добавляются крупнейшие агломерации страны. Экологические проблемы России типичны для стран догоняющего развития.

Измерение устойчивости развития регионов с помощью ИЧР показывает благоприятную картину: во всех регионах индекс за 2000-е гг. существенно вырос. Однако в десятке лидеров стало больше нефтедобывающих регионов, чему

способствовали высокие цены на нефть. Среди аутсайдеров стало больше депрессивных регионов вследствие кризисного спада их экономики, более низкой ожидаемой продолжительности жизни и невысокого охвата образованием. ИЧР слаборазвитых республик рос быстрее благодаря масштабной помощи из федерального бюджета.

Анализ показывает прогрессивную тенденцию возрастающего использования добровольных международных стандартов в ключевых с точки зрения воздействия на окружающую среду отраслях российской экономики. В условиях интеграции российской экономики в глобальную и присоединением к ведущим международным экономическим сообществам тенденция использования более высоких и низкокоррупционных добровольных экологических стандартов компаниями-лидерами отраслей сохранится. Ведущие российские компании, деятельность которых выходит за пределы национальных границ, пытающиеся использовать инструменты международного финансирования, будут вынуждены внедрять в практику корпоративного управления эти подходы .

Традиционные социально-экономические показатели слабо отражают проблемы устойчивого развития, прежде всего это касается широко распространенного показателя ВВП, рост которого может маскировать ухудшение состояния природного и человеческого капиталов. В связи с этим в мире и России необходима разработка индикаторов устойчивого развития. В главе выделяются четыре группы индикаторов, используемых при оценке устойчивости: интегральные индикаторы, агрегирующие различные показатели для получения одного индекса; системы индикаторов, объединяющие индикаторы, отражающие отдельные аспекты устойчивости; частные индикаторы (прежде всего природоемкости и интенсивности загрязнений); индикаторы, полученные на основе социологических опросов. Для России в качестве интегрального индикатора представляется перспективным использование концепции и основных принципов методики расчета индекса скорректированных чистых накоплений. На федеральном уровне и в регионах надо шире использовать адаптированную для России систему индикаторов из Целей развития тысячелетия ООН. Среди частных индикаторов важнейшим является показатель энергоемкости (энергоэффективности)…

Сейчас большинство россиян обеспокоены экологическими проблемами и считают, что без их решения невозможно обеспечение устойчивого развития страны в целом. Одновременно с этим проблема гармонизации отношений человека и природы не попадает в число первых десяти приоритетов для населения, что объясняется высокой озабоченностью другими важными социально-экономическими проблемами. Для оценки перспектив развития активности гражданского общества в области устойчивого развития и экологии принципиально важен учет того факта, что обеспокоенность экологической ситуацией и готовность участвовать в решении экологических проблем возрастает по мере роста доходов и уровня образования. Все более очевидной становится недостаточность внимания к этой проблематике со стороны госструктур и СМИ.

Успех в реализации идей устойчивого развития предполагает их адаптацию с учетом интересов различных структур гражданского общества, оценку успехов и проблем на пути обеспечения устойчивого развития на региональном и национальном уровне, развитие международного сотрудничества по линии гражданского общества и экспертного сообщества, прежде всего со странами СНГ, БРИКС.

Читайте также: