Доклад о борецкой росписи

Обновлено: 18.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Б орецкая роспись по дереву представляет собой один из видов русского народного художественного промысла, существующего уже в течение трех столетий ( с XVIII века). Изначально первым центром развития данного вида народного искусства стало село Борок Шенкурского уезда ( ныне деревня Гридинская Виноградовского района Архангельской области).

Далее ремесло стало развиваться в селе Пучуга ( пучужская роспись) и с деревне Жерлигинской ( тоемская роспись). Несмотря на несколько различающиеся названия, основные мотивы, тематика изображений и цветовая гамма росписи почти полностью совпадали.

Борецкой росписи по дереву свойственен насыщенный, напряженный и густой колорит, присущий иконописным образцам.

Промысел связывают, в первую очередь, с именем Пелагеи Амосовой (более известной как мастер Польникова). И хоть талантливыми живописцами были и ее братья, расписанные борецкой умелицей прялки обрели куда большую славу.

Изделия борецкой росписи:

Ø фруктовницы или ягодницы

Ø разделочные доски

Подготовка изделия к росписи:

1. Шлифовка . Обернув небольшой брусок наждачной бумагой, шлифуем поверхность деревянного изделия вдоль волокон. Затем снимаем с деревянной поверхности пыль тряпкой или кистью, но не сдуваем, иначе пыль попадет в глаза.

2. Грунтовка клейстером . Разведя в небольшом количестве воды картофельный крахмал (чайная ложка на стакан воды), завариваем его и наносим клейстер на поверхность изделия тампоном или кистью с последующей просушкой.

3. Тонирование . При желании можно тонировать поверхность тушью или акварелью.

4. Нанесение рисунка на поверхность . В борецкой росписи много графической работы, потому рекомендую строго расчертить поверхность, пользуясь циркулем, трафаретом, линейкой, калькой.

5. Роспись изделия . Роспись производится в строгой последовательности: вначале наносится краска светлых тонов, затем темных, после чего идет оживка (если требуется) белилами, а в заключение следует обводка контура, украшение точками, штрихами, каплями и т.д. черной гуашью. Для росписи используется кисть № 3, для обводки - № 2.

Символика элементов:

Основными мотивами рисунков для борецкой росписи по дереву стали следующие изображения:

· птица (птицы) – если крылья ее раскрыты, это могло быть символом власти солнца, но даже иное изображение птицы вызывало ассоциации с теплом, весной, пробуждением, предвестником щедрого урожая и добробыта;

· дерево – это древо жизнь, активность человеческой души в мире;

· конь – чаще в северодвинской росписи обозначал восход солнца, его жизненную силу и могущество;

· тюльпан – символизировал достаток (так как художник вживую диковинного тюльпана не видел, приписывал к нему чужеродные листочки, земляники или папоротника);

· трилистник – у славян означал основу гармоничного сосуществования, в разные времена он был символом триединства природных явлений, а также знаком христианства;

· ягодная веточка – также означала достаток, богатство, налаженный быт (как сказали бы сегодня).

Распространенные орнаментальные типы — уголок, композиция в круге, розетка, ленточный орнамент, композиция в квадрате.

А также типы орнамента: уголок, розетка, композиция в круге, композиция в квадрате, ленточный орнамент.

Борецкая роспись отличается от других видов росписей Северной Двины (например, от пермогорской и ракульской) белизной фона, где ведущий цвет – красный. Особую пышность работе придавало украшение сусальным золотом. Узоры преимущественно растительные и геометрические.

Для борецкой техники росписи по дереву наиболее характерными являются следующие цвета:

Кроме этого, все детали и элементы изображений по контуру обводятся тонкой линией черного цвета. Это придает рисункам большей четкости и выразительности.

Древний промысел не просто живет: его азы, достижения и самые узнаваемые элементы актуализируются в современных принтах, дизайне одежды, мебели, гаджетов и рекламном производстве. Древо жизни росписи не увядает!

Птица

Бо́рецкая роспись — русский народный художественный промысел, роспись по дереву. Существует с XVIII века.

История

Роспись

Наиболее часто используемые цвета в росписи: красный, зеленый, коричневый, оранжевый, желтый. Орнамент состоит из ромбиков, кружочков, капелек, треугольников. Все элементы обводятся черным контуром.

Росписью украшали в основном прялки. Хотя время изменило декор и композицию росписи, все же легко прослеживаются древние композиции и древние схемы.

Красные, зеленые, изумрудные, золотые, охристые кони, впряженные в кареты, расписные повозки, в крытые возки, сани, участвовали в сценах катания, в свадебных и парадных выездах. Выше, вместо крыльца и двери терема, появился пышный цветущий сказочный куст в окружении ярких сказочных птиц.

Легенда

Среди легенд и преданий бытующих на двинской земле, живет легенда о возникновении борецкой росписи: «Московский царь Иван III, правивший более 500 лет тому назад, подчинил себе земли русские.

Дань платили ему даже Псков и вольный Новгород. Однако группа бояр новгородских во главе с властной и сильной женщиной боярыней Марфой Борецкой, женой бывшего новгородского посадника, не могла смириться с этим. Иван III направил туда войско, покорил Великий Новгород.

Сейчас Борок это пристань в Бо́рецком сельском поселении Виноградовского района Архангельской области в 7 километрах от Городка и несколько близлежащих деревень.

Вероятно, среди новгородских и ладожских переселенцев были и художники иконописцы и художники миниатюрной живописи и рукописных книг. Передавая свое мастерство из поколения в поколение, они сохранили лучшие традиции народного искусства древнего Новгорода на протяжении нескольких столетий.

Возникновение

Вероятно, среди новгородских и ладожских переселенцев, бежавших с Марфой Борецкой, были и художники иконописцы и художники миниатюрной живописи и рукописных книг.

Передавая свое мастерство из поколения в поколение, они сохранили лучшие традиции народного искусства древнего Новгорода на протяжении нескольких столетий.

Особенности

Иконописцы

Вероятно, среди новгородских и ладожских переселенцев были и художники иконописцы и художники миниатюрной живописи и рукописных книг.

Передавая свое мастерство из поколения в поколение, они сохранили лучшие традиции народного искусства древнего Новгорода на протяжении нескольких столетий.

Влияние иконописной школы

Поскольку роспись придумали иконописцы, то в ней прослеживаются элементы орнамента, свойственного украшению икон того времени. Листики, Ветвистые деревья, очень популярен цветок тюльпана.

Использование в быту

Изделия с борецкой росписью пригодны для использования в различных бытовых случаях. Короба из фанеры и бересты, туеса и сундуки со шкатулками — всё это экологичный, природный материал.

Лаки и краски — так же, экологически чистые. Изделия из фанеры не желательно подвергать воздействию влаги. С берестяными тоже лучше быть осторожнее. В случае загрязнения, протереть влажной тканью.

Фотогалерея — Борецкая роспись

Авторские права

Гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.


Специалисты народного искусства, обозначая центры производства художественной росписи на Руси, давали им географически привязанные названия. Так, знаменитая борецкая роспись обязана своим появлением селу Борок Шенкурского уезда.

Из этой статьи вы узнаете, чем уникален старинный промысел, что за сакральный смысл таится в его элементах, и какие материалы понадобятся для работы в древней технике.

История

Корнями искусство Борка вплетается в историю иконописи северной школы. Относится промысел к белофонной северодвинской росписи, среди других известных представителей этого течения – пичужская, ракульская, пермогорская.

Борецкой росписи по дереву свойственен насыщенный, напряженный и густой колорит, присущий иконописным образцам. Специалисты неслучайно сравнивают ранние работы борецких мастеров с эстетикой церковного иконостаса.

Особое внимание приковано к растительным узорам промысла: очень динамичный, сочный, с ярким цветовым наполнением узор глубоко традиционен. И даже в этом сюжете проглядывается связь с иконописью – золотой тюльпан, изящно вписанный в борецкий сюжет, встречался на многих иконах 17-ого столетия.

Борецкая роспись

Промысел связывают, в первую очередь, с именем Пелагеи Амосовой (более известной как мастер Польникова). И хоть талантливыми живописцами были и ее братья, расписанные борецкой умелицей прялки обрели куда большую славу.

Схема росписи одной из прялок стала стойкой, композиционно основополагающей: сват, поднимающийся по высокой лестнице, изображенный на прялке, встречается в мотивах росписи и в настоящее время. Классические сюжеты повторяются, хотя встречаются и современные авторские элементы. В древности мастера расписывали дерево в больших и малых формах – ставчики, туеса, короба, предметы домашнего обихода и не только. Но ближе к 20-ому веку яркие, самобытные узоры остались только на прялках.

Символика элементов

Борецкая роспись, элементы которой увлекательно рассматривать поочередно, это мир символики и скрытых смыслов. Благодаря этому работа приобретает философский контекст, и влияет на зрителя не шаблон, не конвейерный рисунок, а смысловая подача в декоративном оформлении.

Главные элементы направления:

  • птица (птицы) – если крылья ее раскрыты, это могло быть символом власти солнца, но даже иное изображение птицы вызывало ассоциации с теплом, весной, пробуждением, предвестником щедрого урожая и добробыта;
  • дерево – это древо жизнь, активность человеческой души в мире;
  • конь – чаще в северодвинской росписи обозначал восход солнца, его жизненную силу и могущество;
  • тюльпан – символизировал достаток (так как художник вживую диковинного тюльпана не видел, приписывал к нему чужеродные листочки, земляники или папоротника);
  • трилистник – у славян означал основу гармоничного сосуществования, в разные времена он был символом триединства природных явлений, а также знаком христианства;
  • ягодная веточка – также означала достаток, богатство, налаженный быт (как сказали бы сегодня).

Распространенные орнаментальные типы — уголок, композиция в круге, розетка, ленточный орнамент, композиция в квадрате.

ptici-boreckaya-rospis

Материалы

Возникновение борецкой росписи сопрягалось с использованием имеющихся в то время материалов, натуральных и долгое время не меняющихся. Современный мастер, у которого в руках окажется книга с историей северодвинского искусства, предпочтет работать с новейшими материалами. Новейшими – не значит дорогими.

Начинать работать в данной технике можно, имея:

  • гуашь (подойдет как художественная, так и плакатная);
  • кисти – колонковые или бельчьи (от № 1 до №4), обязательно с заостренным кончиком;
  • карандаши с черным грифелем;
  • лак;
  • наждачную бумагу.

Будущая картинка хорошо ложится на сосну, березу, липу. Можно даже расписывать фанеру с имитацией под древесину. А чтобы роспись легла идеально, поверхность следует покрыть специальным крахмальным грунтом. Предварительно дерево прошкуривают и отшлифовывают суконкой. Грунт кладется тканевым тампоном, после этого дерево снова шлифуют.

Что расписывают сегодня

Как и многие старинные промыслы, роспись по дереву не просто не забыта: все больше современных мастеров в своем творчестве обращаются к мотивам и техникам многовековой давности. Для оформления интерьеров в русском стиле, для создания аутентичных предметов быта, декора, одежды берутся мотивы, в том числе, и борецкой росписи.

boreckaya-rospis-shkatulka

Расписываете вы декоративную тарелку или доску, беретесь за оформление шкатулки или лопатки, при работе над предметом учитывается и техника, и символика, и цветовые принципы древнерусского искусства.

В последние годы популярными стали деревянные фруктовницы или ягодницы: большие, но не очень глубокие тарелки в форме птиц, цветов, ягод. Если посмотреть на фото таких вещей подробнее, можно заметить – автор хорошо работает с сюжетом, использует классические приемы и цвета, и современные материалы и инструменты ничуть не нарушают восприятие работы.

Заключение

Древний промысел не просто живет: его азы, достижения и самые узнаваемые элементы актуализируются в современных принтах, дизайне одежды, мебели, гаджетов и рекламном производстве. Древо жизни росписи не увядает!

Борецкая роспись по дереву представляет собой один из видов русского народного художественного промысла, существующего уже в течение трех столетий ( с XVIII века). Изначально первым центром развития данного вида народного искусства стало село Борок Шенкурского уезда ( ныне деревня Гридинская Виноградовского района Архангельской области).

Образец борецкой росписи

Образец борецкой росписи

Далее ремесло стало развиваться в селе Пучуга ( пучужская роспись) и с деревне Жерлигинской ( тоемская роспись). Несмотря на несколько различающиеся названия, основные мотивы, тематика изображений и цветовая гамма росписи почти полностью совпадали. Многие изделия, украшенные росписью по дереву, могут стать замечательным элементом декора интерьера в русском стиле .

Пучужская роспись по дереву

Пучужская роспись по дереву

Мотивы изображений

Основными мотивами рисунков для борецкой росписи по дереву стали следующие изображения:

Разделочная доска, украшенная борецкой росписью

Разделочная доска, украшенная борецкой росписью

  • Элементы орнамента присутствуют практически на всех изделиях из древесины . Для орнамента характерны геометрические фигуры — ромбы, треугольники, небольшие круги.
  • Изображение капелек добавлено в качестве дополнительного графического элемента. Разного размера, с загнутым или вытянутым хвостиком — капельки выполняют важную роль связующего компонента в орнаменте.

Блюдо, декорированное борецкой росписью

Блюдо, декорированное борецкой росписью

Цветовая гамма росписи

Для борецкой техники росписи по дереву наиболее характерными являются следующие цвета:

Кроме этого, все детали и элементы изображений по контуру обводятся тонкой линией черного цвета. Это придает рисункам большей четкости и выразительности.

Цветовая гамма борецкой росписи

Цветовая гамма борецкой росписи

Читайте также: