Доклад нравственность закладывается в семье

Обновлено: 17.05.2024

Нравственное развитие в семье должно занимать центральное место в рамках воспитания детей. Семейный климат – это первая среда, в которой оказывается каждый человек после рождения. И именно здесь закладываются все основы морали. Ребенок с ранних лет должен понимать, что хорошо, а что плохо. Именно на этом строится нравственное развитие каждого.

Эту тему изучали многие психологи и ученые. Каждый из них привел свою теорию понимания. Самые популярные из них мы привели в данной статье. Кроме этого дали описание нравственных качеств личности и поделились правилами поведения в жизни, за которые не будет стыдно ни ребенку, ни его родителям.

Понятие семейно-нравственного воспитания

Формирование личности ребенка напрямую зависит от того, в каких семейно – нравственных ценностях его воспитывали родители. Именно нравственное развитие в семье прививает ребенку главные морально – нравственные черты характера, дает понимание, как правильно вести себя в обществе, с близкими людьми, а какие действия недопустимы. Безусловно, что огромное воздействие на детей сегодня оказывает телевидение, социальные сети, реклама, окружающие в школе. Но только нравственное воспитание в семье способно дать тот внутренний стержень, благодаря которому ребенок сможет противостоять негативным моментам извне.

Духовно-нравственное воспитание личности представляет собой этап развития, с помощью которого у ребенка формируются основные понятия внутриличностной культуры. Через них происходит процесс утверждения человека, как личности. Происходит формирование ценностей и идеалов, способствующих в будущем созданию у человека определенного мировоззрения. От духовно-нравственного воспитания ребенка зависит также, какова будет его жизненная позиция — активная или пассивная.

Понятие семейно-нравственного воспитания

Для того чтобы вырастить достойного, нравственно-воспитанного человека, важно участие в формировании личности не только родителей, но и школы, социума, окружающих людей. Но главную воспитательную функцию, безусловно, выполняет семья.

По мнению психологов, самым лучшим примером для ребенка является личный пример. Поэтому считается, что нравственное развитие индивидуума в семье начинается с поведения взрослых в повседневной жизни, их взаимоотношений с окружающими, отношения к делу.

Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.

HUG - 3 важных шага, которые должна пройти каждая женщина

Я подготовила для вас три урока, которые помогут вам лучше понять себя, снять ограничения, мешающие почувствовать себя любимой и жить счастливо.

Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности

Вы узнаете про 5 женских состояний, которые есть в каждой женщине, как они проявляются и какие архетипы у вас больше всего проявлены, а какие не развиты.

Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения

Рассказываю, что необходимо сделать, чтобы освободить свое сердце от старых чувств, и разорвать энергетические нити связывающие вас с прошлым партнером.

Благодаря этой нейро-аффирмации вы сможете вернуть любовь к себе и почувствовать искреннюю благодарность и счастье за каждый свой день.

Нравственное воспитание

Воспитание

Семейно нравственное воспитание и развитие детей играет исключительно важную роль в жизни каждого человека во многом потому, что именно в ее задачи входит привитие ребенку базовых морально-нравственных качеств, представлений о правильном и неправильном, допустимых и неприемлемых формах поведения. И насколько сильным не оказывалось бы влияние на ребенка средств массовой информации, окружения и т.д., именно семья способна заложить в сознании ребенка прочные представления о воспитанности, морали и духовном начале в целом, что даст ему возможность противостоять многим негативным факторам извне.

Нравственное воспитание

Для того чтобы понять, как эффективнее всего строить семейное-нравственное воспитание, нам нужно будет глубже вникнуть в это понятие. Что же такое семейно-нравственное воспитание ребенка?

Семейно-нравственное воспитание и факторы, определяющие его

Духовно-нравственное воспитание личности – это процесс направленного формирование у ребенка базовой личностной культуры, содействующей становлению его личности. Ребенок усваивает те ценности и идеалы, которые в будущем сформируют его мировоззрение и жизненную позицию, которой он станет придерживаться в дальнейшем.

Цели семейно-нравственного воспитания

Для того, чтобы нравственное воспитание детей давалось семье максимально эффективно, необходимо, чтобы в нем принимали участие как семья, так и школа, а также ближайшее окружение ребенка и социум в целом. Однако нельзя не отметить, что именно семья будет играть в этом деле главенствующую роль.

Основным методом, который будет использоваться родителями в процессе семейно-нравственного воспитания, является личный пример, демонстрируемый ребенку в повседневной жизни.

Дети копируют

Начиная с самого юного возраста, ребенок начинает неосознанно копировать и перенимать привычки, отдельные действия, а позже – и характер тех, кто рядом. Каким бы маленьким не был ребенок, он всегда очень тонко чувствует атмосферу, царящую в его семье, и понимает, какие отношения существуют между родителями. Значения имеет каждая мелочь в семье – начиная от поведения родителей с детьми и заканчивая громкостью голоса и интонацией. И каждое событие, свидетелем которой стал ребенок, может существенно отразиться как на его текущем состоянии, так и будущем. Слова и поступки родителей сыграют неоценимую роль, формируя у детей отношение к окружающему миру.

Формирование четких нравственных установок и убеждений – вот конечная цель, которую предусматривает нравственное воспитание.

К числу базовых нравственных качеств личности относятся:

Установки на добро семье необходимо формировать у ребенка с самого раннего возраста. Он должен четко понимать, как хорошо приносить пользу тем, кто в этом нуждается.

Чувство самоуважения

Особенно важно акцентировать внимание на том, что именно хорошие поступки, а не разговоры о хорошем поведении могут повлиять на то, что происходит вокруг.

Принципы семейно-нравственного воспитания

Морально-нравственные качества в семье не являются для человека врожденными. Для их формирования у детей нужна работа родителей и всего ближайшего окружения ребенка. Для того, чтобы нравственное воспитание могло осуществляться максимально эффективно, нежно помнить о следующих принципах:

  1. Принцип единства слова и действия. В том случае, если пытаясь научить детей одному, родитель будет демонстрировать на практике совершенно другие формы поведения, ребенок будет скорее копировать поведенческие формы, чем слушать то, что ему говорят.
  2. Принцип единства правил и норм. Морально-нравственные нормы, принятые в семье, должны разделяться, приниматься и поддерживаться обоими родителями, а также другими членами семьи. В том случае, если тот или иной поступок будет порицаться одними родителями, но одобряться другими, это неизбежно приведет к тому, что ребенок начнет лицемерить, приучая себя к обману и лжи.
  3. Принцип последовательности. Для того, чтобы ребенок мог усвоить принятые в семье основы норм и правил, они должны быть четко сформулированы и постоянны. Конечно же, по мере взросления ребенка и обретения им самостоятельности, нужно пересматривать многие дозволения и запреты. Но вместе с тем, недопустимо менять их под влиянием сиюминутных импульсов (плохого настроения и т.д.).
  4. Принцип разумного поощрения и наказания детей. Семейно-нравственное воспитание не обходится без этих серьезных инструментов развития, пользоваться которыми нужно максимально грамотно. Для того, чтобы ребенок лучше запоминал смыл морально-нравственных норм, а дозволения и запреты лучше закреплялись в его сознании, необходимо использовать систему поощрений и наказаний.

Однако использовать эти инструменты воспитания необходимо очень осторожно. Так, ребенок должен в обязательном порядке понимать, за что именно он был наказан, или, наоборот – за что получил от родителя похвалу.

Суровые наказания, напротив, формируют у ребенка страх перед родителями, заставляя часто прибегать к обману.

Первичная социальная адаптация и ее особенности

Как мы уже установили, именно раннее детство является возрастом, когда начинают формироваться базовые нравственные качества детей. Своеобразной точкой отсчета в процессе нравственного воспитания являются первые моральные требования, предъявляемые ему со стороны ближайшего окружения и общества в целом. Ведущую роль в становлении морали ребенка все также играет взрослый, поведение которого для ребенка становится образцом для дальнейших действий.

Стадии социализации

Механизм понимания того, что можно и что нельзя в дальнейшем ляжет в основу формирования правильного поведения и полезных привычек.

Роль и формы общения родителей с ребенком

Нравственно духовные основы воспитания в каждой семье закладываются уже в первые месяцы жизни. В возрасте около шести месяцев общение между ребенком и родителями начинает претерпевать некоторые изменения. И если раньше оно было преимущественно эмоциональным, то сейчас оно становится более конкретным и предметным. Подражая своим родителям, ребёнок начинает усваивать новые действия и привыкать к новым формам поведения.

Обучение от окружающих

В частности – к игровым формам поведения, пониманию значения и функции речи. Формируются первые навыки предметного общения. Все эти качества в дальнейшем нужны будут ему для более эффективного нравственного воспитания.

Уже в этом возрасте ребенок начинает усваивать первые слова, обозначающие разрешение или запрет на ту или иную деятельность. Но, более важную роль в восприятии речи все еще играет не значение и смысл слов, а их эмоциональная окраска. Речь, не сопровождаемая сменой интонации или мимикой, будет восприниматься им хуже эмоционально окрашенной. Окончательный смысл слов будет доступен ребенку лишь к первому году жизни. До этого его поведение будет руководить, в основном, подражание.

Существенную роль в нравственном воспитании ребенка играет также приобретенный им навык ходьбы. Это объясняется тем, что открывая для себя новые возможности познания мира, ребенок существенно расширяет свои границы познания.

Более эффективный контроль поведения активности ребенка достигается за счет понимания им слова и речи в целом. Немаловажно также и то, что годовалый ребенок прибирает такие качества, как автономия, способность к доверию, что обеспечивает ему возможность выходить за рамки своей семьи. И начинать активно взаимодействовать со сверстниками, другими взрослыми. Расширившиеся возможности общения формируют у ребенка доброжелательное отношение не только к своим близким, но также и другим людям, с которыми он будет взаимодействовать в повседневной жизни: к их числу относятся, например, его друзья, другие родители, воспитатели и т.д.

Принцип доверия

Роль оценки взрослого в формировании морально-нравственных установок ребенка

Направляющую роль в морально-нравственном воспитании ребенка будет играть оценка его поведения и деятельности взрослым, в особенности – родителем. Именно на основе одобрения или порицания будет формироваться представление ребенка о том, что можно делать, а что – нежелательно. Похвала со стороны взрослых укрепляет уверенность детей в том, что поступок – положителен. Это вызывает у него желание в будущем поступить также. Наказание, напротив, вызывает у него чувство неудовлетворенности и дискомфорта.

Способы развития

В дальнейшем, оценка взрослого поведения ребенка ляжет в основу самооценки его поступков, что позволит ему придерживаться усвоенных морально-нравственных норм и в тех случаях, когда взрослых нет рядом.

Роль игры в формировании морально-нравственных качеств

Не забывая об исключительно важной роли игры на этом этап развития, нужно активно использовать ее и в привитии ребенку норм морали и нравственности. Игры позволяют не только смоделировать ситуации, в которых ребенку предстоит проявить свои лучшие качества и делать выбор в пользу более справедливого и правильного решения. Но также приучаться к таким феноменам, как распределение ролей, дисциплина, права и обязанности каждого участника игрового действия.

Сюжетно-ролевые игры

Воспитание нравственных и моральных качеств в семье упростится, если использовать простейшие сюжетно-ролевые игры. Со временем игровой репертуар значительно расширяется и становится более сложным и разнообразным.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал содержит разработку выступления на общешкольном родительском собрании.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида

(Выступление на общешкольном родительском собрании )

Подготовила: Нартикоева С. Ю.

Роль семьи в воспитании нравственных ценностей у детей.

Цели: 1. Повышение педагогической культуры родителей, пополнение их арсенала и знаний по нравственному воспитанию ребенка в семье.

2. Формирование в родителях умения воспитывать в детях нравственные качества.

А начать собрание я хотела бы следующими словами:

Точка, точка, запятая –

Вышла рожица смешная.

Ручки, ножки, огуречик-

Что увидят эти точки?

Что построят эти ручки?

Далеко ли эти ножки уведут его?

Как он будет жить на свете?

Мы за это не в ответе.

Мы его нарисовали – только и всего.

Что вы! Что вы! Это важно!

Чтобы вырос он отважным,

Чтобы мог найти дорогу.

Это трудно, это сложно,

Но иначе невозможно.

Только так из человечка

А что же это такое, нравственность? Нравственность – это умение и желание человека жить по моральным нормам, правилам, принципам. Нравственные качества не передаются по наследству как интеллектуальные способности или внешние данные, их надо воспитывать. О том, каким образом их воспитывать, мы сегодня и будем вести разговор.

Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения очень актуальна в наши дни. В какой степени нравственными, добрыми, порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества, а нам с вами в этом обществе жить. И семья в воспитании нравственности играет главную роль. Что бы много мы ни говорили о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, социологические исследования показывают, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние таких факторов, как школа, средства массовой информации, улица.

Социологические данные

Давайте посмотрим на социологические данные:

влияние улицы – 10%.

влияние школы – 20%

Таким образом, мы видим: семья является главным институтом воспитания. Здесь ребенок рождается, здесь он получает новые знания об окружающем мире, здесь формируются начальные критерии оценки добра, истины, красоты. Другими словами, начинается процесс воспитания. Именно в семье ребенок первоначально узнает о правилах поведения, которые затем превратятся в нравственные чувства и привычки.

А теперь давайте вместе попробуем разрешить несколько педагогических ситуаций.

Ситуация 1. Учитель сообщает родителям о каком-либо проступке ребенка. Ребенок отрицает это. Родители не замечали за ребенком подобного поведения, поэтому не верят учителю. Но, побеседовав с детьми в классе, они выяснили, что ребенок солгал. Как правильно поступить в этом случае?

Когда вы узнали о каком-то ужасном проступке ребенка не от него, а от посторонних людей, все равно ни в коем случае не начинайте разговор с обвинений и угроз. Как только мы начинаем раздражаться и кричать, ответ на это может иметь обратный результат. Наш гнев лишь утвердит ложь как средство, с помощью которого можно избежать наказаний и упреков. Надо создать такие взаимоотношения в семье, чтобы у ребенка не было потребности обманывать. Если дети нам доверяют, не боятся нас, если у них есть возможность спокойно объяснять свое поведение, будь оно хорошее или плохое, тогда нет нужды говорить неправду.

Особое значение в воспитании честности играет поведение взрослых, личный пример родителей, близких людей. Взрослые должны быть честны даже в мелочах. Маленькие дети не понимают двойной морали. Если вы просите ребенка отвечать по телефону, что вас нет дома, то дети усвоят навыки такого поведения, и честность их будет иметь такой же относительный характер. Ну, а если все же такая щекотливая ситуация случилась с вами и дети стали свидетелем случившегося, признайтесь, что совершили ошибку, что вам неприятно и вам за это стыдно. Все должны стремиться быть честными, искренними и доверять друг другу.

Ситуация 3. Всем классом дети выехали на природу. Они играли, пели песни, обсуждали дела класса, строили планы на будущий год. Наконец наступило время еды. Все ребята расположились на поляне, разложили свою еду. Две девочки встали и отошли от класса. Укрылись в тени деревьев и стали кушать вдвоем. На приглашение учителя принять участие в общей еде ответили отказом.

Семья должна учить ребенка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания. Надо учить ребенка радости давать и дарить. Не упускайте возможности предоставить ему повод и шанс почувствовать, как приятно дарить подарки, делать добрые дела и в ответ получать благодарность от друзей и близких.

Очень важно поговорить сегодня о жестокости, которая стала привычной в детской среде. Часто жестокость у детей выступает средством достижения какой-нибудь цели, возможности отнять у другого ребенка что-либо или как способ самоутвердиться среди сверстников.

Причиной детской жестокости, в первую очередь, являются неприязненные отношения в семье, когда родители сами проявляют жестокость по отношению к своим детям, между супругами часто возникают ссоры, сопровождающиеся хамством, оскорблением и криками. Дети усваивают горький опыт своих родителей. А иногда ребенок просто не знает, как себя вести, так как у него отсутствуют навыки культурного поведения.

Причиной жестокости у современных детей могут быть компьютерные игры. Чаще всего детей привлекают отрицательные герои, которые сильные, могущественные и грубые. И, конечно, на проявление жестокости у детей оказывает влияние наше телевидение, где очень много убийств, насилия, крови.

Задача родителей – никогда не проявлять по отношению к своим детям грубость и жестокость, чаще включать в общение добрые слова и ласку, а также научить детей уступать, договариваться и управлять своими эмоциями и, конечно, родителям необходимо более внимательно относиться к покупке компьютерных игр и выбору телепередач для просмотра детьми.

Все мы хотим, чтобы наши дети выросли порядочными, добрыми. Ребенок - это подсолнух – поворачивается к добру, как к солнцу. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, для этого надо доставлять ребенку радость общения с нами. Это может быть радость совместного познания, совместного труда, совместного отдыха. Доброта начинается с любви к людям, прежде всего, к близким и природе. Дети учатся любви и доброте у нас, у взрослых, Поэтому нам необходимо проявлять доброту на деле, а не на словах. Ничто не приносит вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их наставлениями.

Важнейшим условием развития нравственных качеств у ребенка является также воспитание трудолюбия. Основная цель домашнего труда ребенка – воспитательный эффект. Необходимо помочь ему ощутить пользу своих трудовых усилий. Дети младшего школьного возраста с удовольствием берутся за любые дела, но при этом их больше привлекает процесс труда, чем результат, их трудовая активность зависит от внимания окружающих и их позитивной реакции.

Основной причиной, которая сдерживает привлечение детей к труду, является длительная опека. Сначала родители убирают за маленьким ребенком игрушки, а потом, уже чуть позже, когда он идет в школу, собирают ему ранец. Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на жертву: всю домашнюю работу берут на себя. И вырастают, таким образом, потребители. Необходимо приучать детей выполнять любую домашнюю работу, внушая детям, что любой труд, направленный на благо, благороден.

У ребенка в семье должны быть постоянные обязанности, которые способствуют воспитанию ответственности за порученное дело. Надо поощрять ребенка за самостоятельность и инициативу, качество выполненной работы. Если у ребенка что-то не получилось, не раздражаться, а терпеливо объяснить ему еще раз. Надо чаще практиковать совместный труд детей и взрослых и никогда не наказывать ребенка трудом, это вызовет у него отвращение к труду. Ребенок должен видеть, что труд – это не наказание, а возможность сделать свою жизнь лучше. Учитывая всё вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

Семья — это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности.

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

Цель и мотив воспитания ребёнка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.

Нравственность ребёнка - это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.

Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

Сегодня наша с вами встреча подошла к концу,

и в заключение мне хотелось бы дать вам небольшие рекомендации, которые, я надеюсь, помогут вам в формировании нравственных качеств у ваших детей.

Всем большое спасибо за участие в сегодняшнем нашем разговоре. До свидания.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Чаще показывайте детям, как вы их любите, не скрывайте этого.

Как можно больше времени проводите вместе с детьми, со своей семьёй. Обсуждайте прожитый день, делитесь проблемами, советуйтесь друг с другом.

Старайтесь знать друзей вашего ребёнка. Знать, где и с кем он играет, проводит время.

Обсуждайте возникшие проблемы спокойно, без крика и раздражения; тогда ваш ребёнок ничего не будет от вас скрывать.

Не бойтесь попросить совета у вашего ребёнка. Это сблизит вас.

Не заставляйте ребёнка доверять ему свои тайны. Этим вы ничего не добьётесь.

Доверять вам будут, если вы будете не просто родителями, а друзьями, способными понять и сопереживать.

Будьте примером для ребёнка: ведь как вы относитесь к своим родителям, так и к вам будут относиться в старости.

Помните, что ребёнок – это гость в вашем доме, который со временем покинет родное гнездо. И надо воспитывать так, чтобы он никогда не забывал свою семью и тепло своего родного дома.

Семья – это первая среда, в которой человек оказывается после рождения. Поэтому основы нравственности, морали и воспитания закладываются именно семьей.

Родители – это пример для подражания, образец. Малыш усваивает нормы общения, на которых он будет строить свою жизнь, взаимоотношения с окружающими.

О проблемах нравственного воспитания ребенка, а также о том, какова роль и влияние семьи в духовно-нравственном воспитании детей расскажем подробнее.

Что это такое

Как выбрать правильную позицию нравственного воспитания?

Девочка читает книгу

Для этого взрослые должны знать определение понятий нравственности, морали, воспитания.

Под воспитанием понимается усвоение определенных навыков общественного поведения, привитые окружающей социальной средой, родителями, учителями.

Эти навыки человек использует в общественной жизни. Например, он учится правилам поведения в школе, на отдыхе и т. д.

Нравственность – моральные качества индивида, которые ставят границы поведения, его духовные качества, необходимые для адаптации к социальной среде.

То есть, моральные принципы – это та граница, которую человек никогда не переступит. Без этих принципов человечество уподобляется животным, которыми руководят только инстинкты.

Индивид может быть воспитанным, знать все правила этикета, но его поступки будут безнравственны, аморальны.

Основные правила

Правильное социально-нравственное воспитание детей в семье должно пройти три уровня, только так можно вырастить личность, устойчивую к отрицательному воздействию со стороны.

    Первый уровень – это мотивация. Важно создать у ребенка потребность развития, стремление познать нормы, правила морали.

Второй уровень – эмоционально-чувственный. Это правильное воспитание эмоций, ощущений.

Счастливая семья с двумя детьми

На эмоциях основаны такие чувства, как жалость, сострадание, сопереживание, отзывчивость.

Здесь важен личный пример взрослых, а не только словесные наставления.

Воспитать чувства можно только с помощью ласки, поддержки, а не запретами, наказаниями.

  • как воспитывать детей без криков и наказаний — рекомендации родителям;
  • как научить малыша произносить букву Р; методики развития Монтессори;
  • особенности физического воспитания малышей;
  • как укрепить здоровье ребенка — основные моменты.

Как воспитывать в разном возрасте

Прививать навыки морали нужно уже с младенчества, а продолжать это делать до того, как человек повзрослеет. При этом важно учитывать возрастные особенности индивида, его способность воспринимать информацию.

    До года. В этот период он ощущает себя центром Вселенной, купается в любви, ласке родителей. У него происходит формирование чувств, эмоций, на которых будет строиться дальнейшее воспитание.

От года до трех. Малыш начинает понимать, что кроме него существуют другие люди, имеющие свои потребности и желания. Он уже не может делать то, что хочет, также учится выполнять правила, принятые семьей.

Годовалый малыш еще не понимает, что такое хорошо и что такое плохо, поэтому слушается родных. Этот этап очень важен: именно сейчас закладываются основы воспитания и морали человека. Малыш радуется положительной оценке родителей, расстраивается, когда его ругают.

Мама с дочкой улыбаются

Дошкольник. С двух лет многие дети начинают посещать детский сад, расширяется их круг общения. На них уже воздействуют не только родители, но и воспитатели, другие дети.

Малыш черпает информацию из телевизора, иногда отрицательную. Поэтому огромную роль играет общение с родственниками, которые прививают семейные ценности, помогают отличить плохое от хорошего. Дети полностью копируют поведение родителей, воспринимают его за норму.

Школьник. У школьников начинает вырабатываться свое мнение, которое не всегда совпадает с мнением взрослых. В этом возрасте дети сами устанавливают правила поведения в коллективе, следят за их соблюдением. Младших школьников отличает повышенное чувство справедливости, протест против ущемления их прав.

Огромный авторитет имеют для ребенка родители и учителя. Взрослые должны обсуждать вопросы нравственности со школьником, давать оценку поступкам. Легче всего это делать на примере литературных героев.

Роль семьи

Семья играет первостепенную роль в формировании нравственности. Здесь важно соблюдать следующие правила:

Вся семья в сборе

Развитие лучших качеств личности. Невозможно насильно перевоспитать малыша, не считаясь с его желаниями и способностями.

Это может спровоцировать развитие агрессии, злости. Нужно разглядеть в маленьком человеке лучшие черты, способствовать их развитию.

Личный пример. Дети, особенно маленькие, копируют поведение взрослых. Для них важен пример, а не слова.

Более старшие дети уже смогут обнаружить фальшь, обман со стороны взрослых. Если взрослые обманывают, а сами говорят о честности, то они теряют авторитет.

Свобода выбора. Дети должны осознавать, что они вправе поступать не так, как им говорят старшие. Но они должны нести ответственность за любые свои действия, будь они положительными или отрицательными.

Если человек с детства понял, что никто не будет за него исправлять последствия его поведения, он станет более осторожным и избирательным в своих поступках.

Метод кнута и пряника. Нельзя привить нравственные навыки только с помощью строгости и наказания. Однако, полная свобода действий также отрицательно сказывается на дальнейшей жизни.

Детям надо объяснять, что существуют правила, которые должны выполняться, даже если этого делать не хочется. Строгость и жесткость родители должны проявлять, чтобы пресечь насилие, обман, агрессивное поведение.

Если родители будут соблюдать все правила, то их ребенок вырастет воспитанным и высоконравственным человеком, которым они смогут гордиться.

Читайте также: