Доклад нравственное воспитание младших школьников через систему игровых технологий

Обновлено: 17.05.2024

Автор: Дихтун Дарья Сергеевна

Организация: МГПУ ИППО

Населенный пункт: г. Москва

д.п.н., профессор, Сергеева В.П.

Аннотация: в данной статье говорится о проектировании игровой технологии и о том, как она помогает в формировании нравственных качеств младших школьников.

На активизацию учебного процесса направлено множество педагогических технологий. Игровая технология в этом множестве занимает одно из важнейших мест, которая в свою очередь направлена на организацию игрового взаимодействия между обучающимися.

Перед тем, как игра стала предметом научных исследования, она являлась неотъемлемой частью в обучении и воспитании обучающихся. Отечественные и зарубежные педагоги и психологи внесли огромный вклад в развитие теории игра. Платон, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, Д. Дьюи и многие другие отмечали развивающую и воспитывающую ценность игры. Вместе с тем развивающие, воспитывающие и обучающие функции игр в полной мере еще не выявлены, а сам игровой подход к обучению в ряде случаев больше представлен практическими аспектами, а не методологическими обоснованиями. [4]

Один из величайших русских педагогов Константин Дмитриевич Ушинский рассматривал игру как деятельность здорового развивающегося ребенка и его естественное состояние. Он считает, что игра не проходит бесследно для будущей жизни ребенка и в известной мере содействуют воспитанию его личности [7].

Игра, как процесс, является ведущей деятельностью детей младшего школьного возраста, которая в свою очередь способствует обеспечению всестороннего воспитания детей. Об этом писали в своих исследованиях отечественные педагоги: Д.Б. Эльконин, М.Я. Басов, А.П. Усова, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский. [7]

Достаточной широкий спектр подходов к классификации игр в современной педагогической литературе изложил Г.К. Селевко. Он классифицирует педагогические игры:

  • по области деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические), по характеру педагогического процесса (1. Познавательные, воспитательные, развивающие, 2. Обучающиеся, тренинговые, контролирующие, обобщающиеся. 3. Репродуктивные, продуктивные, творческие. 4. Коммуникативные, диагностические, профориентационные, психологические), по игровой методике (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации),
  • по предметной области (математические, музыкальные, творческие, народные, управленческие и т.д.) и наконец по игровой среде (без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, компьютерные, технические со средствами передвижения и др.) [6]

Игра является важнейшим средством воспитания ребенка, не только моральных чувств и представлений, но и нравственных поступков. Активная игровая форма позволяет ребенку узнать правила поведения в различных ситуациях, учится взаимоотношениям. Игра является школой воспитания так как, именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям и правилам. Из этого можно сделать вывод, что главной задачей учителя, в подготовке занятия, подобрать определенные игры, которые были бы им интересны и способствовали воспитанию обучающихся. Если учитель правильно руководствуется игрой, то она в свою очередь будет способствовать формированию нравственных качеств такие как сопереживание, доброжелательность, отзывчивость.

Игровое взаимодействие обучающихся, само по себе, создает определенное условие искусственных ситуаций, которые в последствии вызывают соревновательный момент и эмоциональное возбуждение обучающихся, в совокупности это дает положительную мотивацию познания обучающихся в образовательном процессе.

Основными преимуществами игровых технологий являются в первую очередь творческое развитие обучающихся, активизация и интенсификация самого процесса обучения. Игровые технологии способствуют воссозданию межличностных отношений, процедуры принятия коллективных решений обучаемых в ситуациях, моделирующих реальные условия профессиональной деятельности. Возможность моделировать практически любой вид профессиональной деятельности. Игровые технологии могут сочетать в себе различные приемы и методы обучения (от репродуктивных до проблемных ).

Нравственное воспитание детей связано с содержательной, тематической стороной сюжета. Формой реализации нравственного воспитания младших школьников являются различные игры, такие как: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и многие другие. Которые в свою очередь способствуют развитию нравственных качеств, таких как: коллективизм, отзывчивость, переживание, толерантность.

Основными функциями игры являются:

- обучающая, которая включает в себя обучение детей элементам психотехники, направленным на развитие памяти, внимания, мышления и т.д.;

- воспитывающая - заключающаяся в том, что игра создает возможности для воспитания детей. Эти возможности заключены в содержании игры, игровых и ролевых действиях, взаимоотношениях в игре. В ней воспитываются нравственные качества, навыки, умения;

- развивающая, которая опирается на теорию Л.С. Выготского о том, что в концентрированном виде игра содержит в себе тенденции развития. В ней активно развиваются восприятие, память, мышление, формируются и развиваются нравственные, общечеловеческие качества, навыки и умения;

- формирующая, которая через знания при систематическом использовании игр формируется качественные образования интеллектуальной (познавательные возможности, логическое мышление) и нравственной сфер (нравственные представления, качества, нормы поведения, оценка) ребенок получает знания об окружающей среде и жизни людей;

- коммуникативная, которая объединяет группы играющих, устанавливает эмоциональные контакты, доброжелательные взаимоотношения, формирует нравственные чувства и позиции;

- регулирующая, заключающаяся в том, что условия и правила различных видов игр ставят перед дошкольником определенные требования, которые регулируют его поведение, речевое общение, поступки, действия, ориентируют на формирование нравственного опыта, нравственной регуляции поведения;

- релаксационная, которая снимает эмоциональное напряжение, остро-невротические реакции, нейтрализует эмоционально отрицательные переживания и страхи;

- развлекательная, которая создает благоприятную атмосферу в группе играющих, превращает игру в увлекательное, интересное, познавательное мероприятие. [3]


В данной статье рассмотрены проблемы гуманистического воспитания детей в пространстве информационного развития общества. Выявлена и обоснована необходимость использования возможностей компьютерных технологий и Интернета как средств нравственного воспитания подрастающего поколения.

Ключевые слова:компьютерная поддержка, нравственное воспитание, игровое моделирование, метод упражнения.

В последние годы проблема воспитания подрастающего поколения приобрела особую актуальность. В особенности проблема нравственного воспитания, так как вопросы, связанные с нравственным становлением личности относятся к наиболее сложным вопросам современной педагогической теории и практики. Президент Российской федерации В. В. Путин в своих выступлениях неоднократно подчеркивал, что нужно особое внимание уделять культурному и нравственному воспитанию детей, так как от того, как будет воспитано подрастающее поколение, зависит будущее России. Безусловно, очень важно сформировать систему ценностей у молодёжи, тот нравственный фундамент, из которого вырастает общество сознательных и ответственных граждан.

Последовательное развитие идеи А. С. Макаренко получили в педагогических трудах и опыте В. А. Сухомлинского. Именно В. А. Сухомлинский в основу своей воспитательной системы творческого развития личности впервые положил идею направленного развития у ребенка субъектной позиции. Он подчеркивал, что особенно важно, чтобы ребенок был субъектом в ходе нравственного воспитания [4]. В эпоху современного развития общества, проблемы нравственного воспитания выдвигаются на одно из первых мест как основа, прежде всего, гуманистического воспитания детей в обстановке информационного развития общества.

Эта проблема получила отражение в работе Д. И. Фельдштейна, который отмечает, что в настоящее время серьезные изменения претерпевают ценностные ориентации детей, подростков, юношества [6]. Весьма тревожно, что эмоциональные и нравственные ценности — чуткость, терпимость, умение сопереживать занимают последние места в этой иерархии. Наблюдается негативная динамика культурных и общественных ценностных ориентаций школьников [6]. В числе важнейших причинных факторов, оказывающих огромное воздействие на физическое, психическое, в том числе интеллектуальное и эмоциональное развитие растущего человека, как считает Д. И. Фельдштейн, выступает интенсивный натиск информационных потоков, прежде всего, телевидения и Интернета [6].

Идея компьютерной поддержки реализуется на основе имеющейся теории педагогической поддержки, разработанной О. С. Газманом, по мнению которого, предметом педагогической поддержки является процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни [2].

Основными принципами обеспечения педагогической поддержки, согласно Т. В. Анохиной, являются:

– согласие ребенка на помощь;

– опора на потенциальные возможности личности;

– вера в эти возможности; ориентация на способности ребенка самостоятельно преодолевать трудности;

– совместность, сотрудничество, содействие;

– доброжелательность и безоценочность;

– безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;

Данным принципам соответствует технология компьютерной поддержки. По мнению И. П. Подласого, — это технология профессионализма, в основе которой точный, прицельный расчет воспитательных воздействий, сочетание самовоспитания с внешним подталкиванием, диагностирование, прогнозирование, проектирование сдвигов на каждом этапе, своевременная поддержка и коррекция хода воспитательного процесса.

Таким образом, компьютерная поддержка процесса воспитания — комплекс педагогических приёмов с использованием компьютерной техники, направленных на повышение эффективности воспитания.

Этой позиции придерживается А. А. Тутолмин [5] считающий, что педагогическая компьютерная поддержка нравственного воспитания — инновационная профессиональная деятельность по созданию благоприятных условий для оптимального социального и индивидуального развития личности младшего школьника, дополняющая, усиливающая эффективность его нравственного воспитания посредством компьютерной технологии и обеспечивающая перевод в субъектную позицию нравственного самоопределения и самореализации.

Особый вклад педагог внес в разработку методов приучения и упражнения, которые, по его мнению, выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности. Метод приучения предполагает определенную, до деталей продуманную организацию жизни учащихся, их труда, отдыха и приобщение школьников к выполнению норм и правил с целью формирования привычек поведения, к примеру, в начальных классах, приучение начинается с показа образца того или иного поведения самим учителем [3]. Важным моментом приучения является создание у детей положительного отношения к той или иной форме поведения, которое достигается за счет наглядности, образности, эмоционального отношения и многократного повторения, тренировки. Приучение обеспечивает выработку и закрепление необходимых навыков и привычек, претворение навыков и привычек на практике. Главный результат приучения — формирование навыков и умений поведения. Повторяясь ежедневно, эти умения и навыки превращаются в привычные способы поведения.

В отличие от приучения метод упражнения связан со специальным созданием ситуаций выбора. Самостоятельное решение нравственных проблем, когда ученик сам выбирает как поступить в различных жизненных ситуациях позволяет устанавливать связь между поступками и качествами личности, прослеживать характер ее развития, определять перспективу в становлении личности, обобщать нравственные знания и умения. Этот метoд включает следующие приемы: постановку нравственных задач, сoздание коллизий и ситуаций, задания на самостоятельное продолжение и окончание нравственной задачи по решенному началу. Упражнение должно использоваться в воспитании не только как метод привития внешних манер поведения, но и как путь формирования целостной личности человека. В результате многократных упражнений в различных условиях у детей формируются прочные привычки культурного общения и поведения.

В процессе нравственного воспитания младшего школьника в условиях компьютерной поддержки с использованием технологии игрового моделирования используется метод формирования сознания, который помогает школьнику понять свои эмоции, чувства, желания. Без осознания скрытых внутренних побуждений их невозможно актуализировать и сделать действенным мотивом для перестройки поведения. Тем самым с помощью технологии игрового моделирования, возможно, показать ученикам необходимость совершенствования себя, улучшения своих нравственных качеств и оказать непосредственную помощь детям в осознании нравственных ценностей и личностной значимости нравственных поступков.

Использование технологии игрового моделирования в процессе нравственного воспитания младшего школьника основано на применении комплекса компьютерных игр, включающих игры, сказки, анимационные игры с возможностью поиска нравственного выбора в проблемно-конфликтных ситуациях, имитирующих современное образовательное и жизненное пространство.

Таким образом, мы считаем, что современная технология игрового моделирования позволяет интенсифицировать процесс нравственного становления жизни младшего школьника. Игровая компьютерная среда, соединяясь с конкретными воспитательными задачами, способствует тому, чтобы каждый ребенок осваивал, усваивал и присваивал нравственный опыт незаметно для самого себя. При этом ребенок, многократно повторяя нравственный виртуальный поступок, приобретает привычку соответствующего поведения в реальной жизни.

1. Анохина Т. В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования / Классный руководитель № 3. Москва. 2000.

2. Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. Москва: МИРОС. 2002.

3. Макаренко А. С. О воспитании: Сборник / А. С. Макаренко; сост. и авт. вступ. ст. В. С. Хелемендик. Москва: Политиздат, 1990. 414 с. — (Библиотечка семейного чтения).

4. Сухомлинский В. А. О воспитании: научное издание / В. А. Сухомлинский; сост. С. Соловейчик. Москва: Политиздат, 1975. — 270 с..

5. Тутолмин А. А. Нравственное воспитание младших школьников с использованием компьютерной поддержки : на соиск. учен. степ. канд. пед. наук /А. А. Тутолмин: 13.00.01. Москва. 2006. 246 с.

6. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования// Вестник практической психологии образования. № 1. Москва. 2011. С. 45–54.

Основные термины (генерируются автоматически): нравственное воспитание, игровое моделирование, компьютерная поддержка, подрастающее поколение, ребенок, младший школьник, субъектная позиция, педагогическая поддержка, проблема, жизненное пространство.

Читайте также: