Доклад новая россия итоги реформ

Обновлено: 02.07.2024

1. Какие черты личности Петра I отличали его от правителей России предшествующей эпохи? Как личные качества Петра связаны с характером проведённых им реформ?

Петр был восприимчив ко всему новому, современному, европейскому. Отличия характера Петра от предыдущих царей: решительность, бескомпромиссность, несгибаемая воля.

2. Согласны ли вы с мнением, что в результате реформ Петра I Россия стала страной европейской культуры? Аргументируйте свой ответ.

Европейская культура при Петре была просто импортирована, она не коснулась основной массы населения страны. Поэтому нельзя сказать, что Россия стала страной европейской культуры. Дворяне, да и то не все, пользовались плодами европейской культуры на их уровне.

3. Почему столица государства была перенесена в новый город — Санкт-Петербург? Какие преимущества по сравнению с Москвой имела новая столица?

С. – Петербург – город построенный Петром на Балтике имел главное преимущество – близость к европейским странам (как по суше, так и по морю). По этой причине новая столица была построена и перенесена.

4. Объясните, каким образом реформы в области культуры были связаны с другими реформами Петра I.

Петр заимствовал в Европе не только чисто культурные достижения, но в первую очередь достижения техники (морские суда, оружие, организацию военных частей и пр.) Для внедрения европейских новшеств нужны были люди мыслящие по европейски, т. е. носящие европейскую культуру.

Петр изменил внешний облик страны (сменил фасад здания), но сама суть социальных, экономических, политических отношений в стране осталась прежней, более того проблемы усугубились. До Петра бородатый боярин порол кнутом бородатого крестьянина, после Петра этот же боярин побрился. одел парик и стал пороть крестьянина еще сильнее.

Близкие были очень удивлены, даже шокированы. Новшества в то время не приветствовались. Представьте к вам на урок или в Государственную Думу войдет мужик в колготках (пусть даже и президент)? Личные качества Петра – стремление к новому, неприятие старого, и никакого стеснения! (Настоящий мужик в европейских колготках).

7. Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и следующие события:
  • 1) учреждение Академии наук – 1724
  • 2) перенос столицы в Санкт-Петербург – 1712
  • 3) смерть Петра I – 1725
  • 4) открытие Навигацкой школы – 1699.
8. Выберите ответ на главный вопрос урока. Обоснуйте свой выбор. Можно ли считать Петровские реформы культуры и быта революционными?

А. Реформы в области культуры и быта касались только высших слоёв общества. Крестьянский быт и культура не изменились. Строительство новых городов и появление нового стиля в архитектуре были только реформированием, но не коренным изменением, т. е. революцией не являлись.

Более того Петр ради славных побед на Западе окончательно закрепостил основную массу населения России – крестьянство, и феодальный гнет был усилен многократно. По этой причине реформы Петра можно считать реакционными.

1. Как вы понимаете мнение, что Пётр I был и разрушителем, и созидателем?

Петр разрушал старые институты государства, создавал новые. Но новые институты государства и общества оказались еще более разрушительными. Петр создал самодержавную абсолютистскую монархию на манер Франции Людовика 14. Обе монархии были разрушены, а население стран как жило, так и жило нормально.

Можно ли считать Петровские реформы культуры и быта революционными?

Человек государственный, Пётр I умел определять наиболее важные задачи и находить пути их решения. Нередко при этом современникам казалось, что он пытается достигнуть невозможного. Но Пётр расширил понятие возможного своей решительностью, цельностью натуры и твёрдой волей и заставил народ поверить в собственные силы.

Император Пётр I за работой. Художник В. Худояров

Обстоятельства формирования личности Петра I, его мировоззрения и характера наложили своеобразный отпечаток на реформы. Пережитые в детстве потрясения: страх матери за жизнь сына, кровавое неистовство стрельцов, убивающих на глазах царевича его сторонников, лицемерие сестры-регентши Софьи и косность бояр — всё это толкало его на полный разрыв с прошлым, которое даже не отторгалось — безжалостно уничтожалось. Такая модель петровских преобразований сильно отличалась от того, что было предложено, но до конца не осуществлено его старшим братом Фёдором Алексеевичем.

Российский император постоянно спешил, словно хотел опередить время, сделать невозможным для России движение вспять, в прошлое. Опасения, что подобное может случиться, преследовали его. Пётр I не видел того, кому мог бы передать своё дело, и это стало его личной трагедией.

В январе 1725 г. царь заболел. Болезнь обострилась и причиняла страшные мучения. Пётр кричал от боли, потом впал в беспамятство. 28 января, так и не придя в сознание, Пётр I скончался.

1. Какими личными качествами и поступками Пётр I сломал привычные представления о монархе?

3. Что оказало особое влияние на формирование Петра I как реформатора?

2. Светский облик культуры. В истории Петровских реформ особое место занимают преобразования в сфере культуры и быта. Они напрямую касались человека петровского времени, меняя его сознание и систему ценностей. Понятно, что изменения подобного масштаба были связаны со сменой модели культурного развития. Религиозное мировоззрение утратило своё господствующее положение, уступив место светскому началу. Просвещение и культура обрели преимущественно светский характер. Образцом для подражания стало не древнее благочестие, а культурный уклад стран Западной Европы с преобладанием рационализма и практицизма.

За короткое время были сделаны огромные шаги в области просвещения и образования. Возникла государственная светская школа: начальные цифирные школы и специальные учебные заведения для подготовки моряков, артиллеристов, лекарей и т. д. В 1699 г. приняла первых учеников Навигацкая школа (Школа математических и нави гацких наук, располагавшаяся в здании московской Сухаревой башни), со временем превратившаяся в Морскую академию, открылись Медицинское, Артиллерийское, Инженерное училища.

Сухарева башня в Москве. Художник Ф. Бенуа

Практицизм Петра I предопределил его интерес к тем отраслям научных знаний, которые давали немедленную отдачу. Царь высоко ставил искусство ремесла и постоянно приглашал из-за границы специалистов, с тем чтобы они открывали в России своё дело и обучали русских людей различным ремёслам.

Здание Кунсткамеры в Санкт-Петербурге. Фотография

Культура петровского времени во многом оставалась переходной. С обретением светского характера русская культура стала ближе к европейской, не утратив, однако, своей самобытности.

1. Что было сделано при Петре I для развития образования в России?

2. Почему в то время преобладало стремление к развитию не теоретических, а практических знаний?

3. Какие изменения произошли в сфере художественной культуры?

Летний дворец Петра I в Санкт-Петербурге. Гравюра А. Зубова

Ассамблея при Петре I. Художник С. Хлебовский

Портрет напольного гетмана. Художник И. Никитин

Кафтан Петра I (слева). Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Адрианом

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге. Архитектор Д. Трезини. Фотография

1. Какие слои населения страны затронула европеизация быта?

2. Какие изменения произошли в быте дворян? Что такое ассамблеи?

3. Какую опасность таили в себе изменения в быте, произошедшие в эпоху Петра I?

Каналы разрезали город на множество рукотворных островов: по замыслу Петра I, на Балтике вырастал новый Амстердам, по которому передвигались не только в каретах и пешком, но и на лодках. Уже при Петре появились здания, во многом определившие облик новой столицы: Петропавловский собор, Летний дворец Петра и Меншиковский дворец, здание Двенадцати коллегий, Адмиралтейство. Скроенный на западный образец, Санкт-Петербург должен был развенчать укоренившиеся на Западе представления о варварстве московитов и принести России славу просвещённой страны.

1. С какими трудностями столкнулись строители Санкт-Петербурга? Как эти трудности преодолевались?

2. Чем застройка Санкт-Петербурга отличалась от застройки других городов России?

3. Почему Санкт-Петербург превратился в центр политической и экономической жизни страны?

5. Преображённая Россия. Уже к концу жизни Петра I стало видно, насколько разительно отличался новый уклад русской жизни от старого. Внешне жизнь верхушки общества явно изменилась. Но за видимыми переменами стояли перемены внутренние. Создавая флот и регулярную армию, новую административную систему и сильное государство, перенимая европейские достижения, Пётр модернизировал страну. Пройдёт немного времени, и реформированное государство докажет свою жизнеспособность, а деятельность Петра получит общественное одобрение. Дворянство же поспешит забыть о цене реформ, поскольку плодами преобразований прежде всего воспользуется именно это сословие.

Нельзя забывать и об ограниченности Петровских реформ. Европеизируя страну, царь не затрагивал крепостничество и самодержавие. Напротив, перемены производились на их основе. Общество, даже в лице его элиты, было лишено гражданских прав, а достоинство человека при всех (по сравнению со Средневековьем) переменах определялось сословной принадлежностью и чином. Величие страны соседствовало с бесправием, а под общественным благом подразумевалось не благо подданных, человека, а благо государства.

Пётр I. Скульптор Б. Растрелли

Реформы Петра I способствовали сближению России со странами Запада. Однако глубина преобразований была ограничена крепостническими и самодержавными порядками.

1. Какие характерные черты допетровской эпохи не только сохранились, но и получили развитие при Петре I? Как это сказывалось на глубине преобразований?

2. В чём состоит противоречивость результатов Петровских реформ?

3. В чём проявилась ограниченность Петровских реформ?

Вопросы и задания

1. Какие черты личности Петра I отличали его от правителей России предшествующей эпохи? Как личные качества Петра связаны с характером проведённых им реформ?

2. Согласны ли вы с мнением, что в результате реформ Петра I Россия стала страной европейской культуры? Аргументируйте свой ответ.

3. Почему столица государства была перенесена в новый город — Санкт-Петербург? Какие преимущества по сравнению с Москвой имела новая столица?

4. Объясните, каким образом реформы в области культуры были связаны с другими реформами Петра I.

7. Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и следующие события:

1) учреждение Академии наук; 2) перенос столицы в Санкт-Петербург; 3) смерть Петра I; 4) открытие Навигацкой школы.

8. Выберите ответ на главный вопрос урока. Обоснуйте свой выбор.

Можно ли считать Петровские реформы культуры и быта революционными?

А. Реформы в области культуры и быта касались только высших слоёв общества. Крестьянский быт и культура не изменились. Строительство новых городов и появление нового стиля в архитектуре были только реформированием, но не коренным изменением, т. е. революцией не являлись.

Б. Преобразования в области культуры и быта, хотя и затрагивали в основном высшие слои общества, носили радикальный характер и вели к общей европеизации культуры. Даже низшие слои общества были вовлечены в процесс усиления светскости культуры. Можно утверждать, что реформы носили революционный характер.

В. Нельзя однозначно признать реформы революционными. С одной стороны, они были радикальными и новаторскими, но с другой — носили ограниченный характер.

Правление Петра I стало переломной вехой в отечественной истории. В результате Петровских реформ Россия, частично преодолев отставание от передовых стран Европы, вступила в Новое время. Историки справедливо говорят о модернизации и обновлении всех сфер жизни страны, обретении ею статуса европейской державы.

В результате реформ в России окончательно оформилась абсолютная монархия с передовыми для своего времени структурами и институтами власти; существенно изменилась сословная (социальная) структура общества. Вскоре она получит юридическое оформление, отвечающее новым имперским требованиям. Кардинальные мировоззренческие и ценностные сдвиги изменят культурный код: возникнет светская культура со своими жанрами, принципиально отличная от культуры эпохи Средневековья, сформируются условия для развития светского образования и науки. Россия станет неотъемлемой частью мировой культуры. Процессы европеизации приведут к изменению всего уклада жизни правящего сословия.

1. Как вы понимаете мнение, что Пётр I был и разрушителем, и созидателем?

2. Внимательно прочитайте эпиграф к главе. Ответьте на вопросы:

1) Какова основная мысль автора? Согласны ли вы с ней? Свой ответ аргументируйте. 2) Почему именно это высказывание было выбрано в качестве эпиграфа?

3. В чём состоит противоречивость Петровской эпохи? Почему это произошло?

4. Выберите ответ на главный вопрос главы. Обоснуйте свой выбор.

Эпоха Петра I — это продолжение предшествующего периода или новый этап в развитии государства?

A. Пётр I, продолжая традиции своих предшественников, реформировал армию, административную систему и экономику. В своих преобразованиях он опирался на достижения предыдущего периода.

B. Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Модернизируя государство, Пётр I умело сочетал тенденции прошлого и новаторство. В результате, создав обновлённую Россию, Пётр сохранил традиции управления, культуры и экономики.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Новая Россия. Итоги реформ История России 8 класс Гордейчик Т.М. МБОУ «СОШ «5.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Новая Россия. Итоги реформ История России 8 класс Гордейчик Т.М. МБОУ «СОШ «5.

Новая Россия. Итоги реформ История России 8 класс Гордейчик Т.М. МБОУ «СОШ «55 г. Барнаул

«Гений Петра высказался в ясном уразумении положения своего народа и своего.

Личность царя - реформатора Пётр I был настоящим лидером. Главные черты его л.

Личность царя - реформатора На протяжении всей жизни Петру I приходилось прео.

Светский облик культуры. В 1699 г. приняла первых учеников Навигацкая школа (.

Светский облик культуры. В 1699 г. приняла первых учеников Навигацкая школа (Школа математических и нави гацких наук, располагавшаяся в здании московской Сухаревой башни), со временем превратившаяся в Морскую академию, открылись Медицинское, Артиллерийское, Инженерное училища.

Светский облик культуры. В 1710 г. был утверждён гражданский шрифт — более пр.

Светский облик культуры

Светский облик культуры

Светский облик культуры

Светский облик культуры

Мода времен Петра I

Мода времен Петра I

Строительство Санкт - Петербурга

Строительство Санкт - Петербурга

Вопросы для повторения 1. Какими личными качествами и поступками Пётр I слома.

Вопросы для повторения 1. Какими личными качествами и поступками Пётр I сломал привычные представления о монархе? 2. Что оказало особое влияние на формирование Петра I как реформатора? 3. Что было сделано при Петре I для образования в России? 4. Почему в то время преобладали практические знания над теоретическими? 5. Какие изменения произошли в сфере художественной культуры? 6. Какие слои населения затронула европеизация быта? 7. Что такое ассамблеи? Как они проводились? 8. Чем застройка Санкт – Петербурга отличалась от строительства других городов России?

Вопросы для повторения 9. Почему Санкт – Петербург превратился в центр полити.

Вопросы для повторения 9. Почему Санкт – Петербург превратился в центр политической и экономической жизни страны? 10. В чем состоит противоречивость результатов Петровских реформ? 11. В чем проявилась ограниченность Петровских реформ?

Слайды и текст этой презентации

1. Личность царя-реформатораСломал привычные представления о монархе (внешность, скромность в быте и одежде).«За мое отечество и люди

1. Личность царя-реформатора

1. Император носил обувь 38 размера. 2. Рост Петра Великого – 2 м 4 см.3. Император носил

1. Император носил обувь 38 размера. 2. Рост Петра Великого – 2 м 4 см.
3. Император носил одежду 48 размера. 4. Мог узлом завязать кочергу, в трубку сворачивал серебряные тарелки.
5. Одевался часто в старую одежду.
6. Неприхотлив в дороге и еде, просыпался к 5 часам.
7. Владел 14 ремеслами, мог своими руками с начала и до конца построить корабль или яхту.

2. Светский облик культуры.Смена модели культурного развития: религиозное мировоззрение уступило место светскому (рационализм и практицизм).Появление государственной светской

2. Светский облик культуры.

3. Изменения в быте.

Культурный раскол: социальное размежевание дополнилось культурно-бытовым.
Сохранение традиционной культуры и быта в низших сословиях.

Выделить основные направления развития российской культуры в эпоху Петра I .

16 мая 1703 год

Чудный град Петров

Петропавловская крепость,
1706-1787 гг.

Петропавловская крепость, 1706-1787 гг.Петровские воротаД. Трезини

Петропавловская крепость, 1706-1787 гг.

Петропа́вловская кре́пость — старейший памятник архитектуры Санкт-Петербурга, крепость I класса (согласно классификации крепостей Российской Империи). Расположена на Заячьем острове, в Санкт-Петербурге, историческое

Петропа́вловская кре́пость — старейший памятник архитектуры Санкт-Петербурга, крепость I класса (согласно классификации крепостей Российской Империи). Расположена на Заячьем острове, в Санкт-Петербурге, историческое ядро города. Дата закладки крепости 16 (27) мая 1703 года, является датой основания Санкт-Петербурга. Никогда за всю историю не использовалась по военному назначению. С первой четверти XVIII века до начала 1920-х годов служила тюрьмой. С 1924 года является музеем

Классицизмстиль и направление XVIII - начала XIX века в архитектуре, литературе и искусстве, отличающееся обращением к античному

стиль и направление XVIII - начала XIX века в архитектуре, литературе и искусстве, отличающееся обращением к античному наследию как образцу.

Здание двенадцати коллегий, 1722-1742

БароккоКикины палаты1706-1714 (А. Шлютер)[от итал. barocco, фр. baroque, - странный, неправильный] одно из главных направлений в архитектуре

Кикины палаты
1706-1714
(А. Шлютер)

[от итал. barocco, фр. baroque, - странный, неправильный] одно из главных направлений в архитектуре и искусстве, отличающееся торжественностью и фундаментальностью, многообразием и сложностью форм и рисунков.

Петровские воротаД. Трезини, 1712 - 1733Петропа́вловский собо́р (официальное название — Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) —православный собор, усыпальница русских императоров,

Д. Трезини, 1712 - 1733

Петропа́вловский собо́р (официальное название — Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) —православный собор, усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко. С 1733 до 2012 года собор высотой 122,5 м был самым высоким зданием Санкт-Петербурга, а до 1952 года — самым высоким в России.

Летний дворец был построен в стиле петровское барокко по проекту Доменико Трезини в 1710—1714 годах. Это одно из старейших зданий города. Двухэтажный

Летний дворец был построен в стиле петровское барокко по проекту Доменико Трезини в 1710—1714 годах. Это одно из старейших зданий города. Двухэтажный дворец достаточно скромен и состоит всего из 14 комнат и 2х кухонь.

Резиденция А.Д. Меньшикова1710-1716 (Дж.М. Фонтана, Г.И. Шедель и др.)

Резиденция А.Д. Меньшикова
1710-1716 (Дж.М. Фонтана, Г.И. Шедель и др.)

Александро-Невская лавра,1710-1790 (И.Е. Старов)Троицкий собор (храм святой Троицы), 1710-1790 (И.Е. Старов)

Александро-Невская лавра,
1710-1790 (И.Е. Старов)

Троицкий собор (храм святой Троицы), 1710-1790 (И.Е. Старов)

Какие стили русской архитектуры развиваются в первой четверти XVIII в.? Приведите примеры. Классицизм Барокко.

Какие стили русской архитектуры развиваются в первой четверти XVIII в.? Приведите примеры.

Ограниченность петровских реформ:1. Сохранение крепостничества и укрепление самодержавия.2. Общество было лишено гражданских прав, достоинство человека определялось его

Ограниченность петровских реформ:
1. Сохранение крепостничества и укрепление самодержавия.
2. Общество было лишено гражданских прав, достоинство человека определялось его сословным происхождением и чином.
3. Общественное благо – исключительно благо государства.

1. Каким видели Петра его современники?2. Что послужило толчком для реформирования России, какая поездка, какие впечатления?3. Какие

1. Каким видели Петра его современники?
2. Что послужило толчком для реформирования России, какая поездка, какие впечатления?
3. Какие люди окружали Петра, что вы знаете об их биографии?

Пётр I и его реформы
в оценках и суждениях

«Петр подключил русских к мировой цивилизации, но подражательство Западу привело Россию к обезьянничеству, а это, в свою

Пётр I и его реформы
в оценках и суждениях

Цена петровских реформСей шкипер был,Тот шкипер славный,Кем наша двинулась

Цена петровских реформ

Сей шкипер был,
Тот шкипер
славный,
Кем наша
двинулась
земля,
Кто придал мощно
Бег державный
Рулю родного
корабля.

Пётр I и его реформы в оценках и сужденияхСпаситель веры и ОтечестваАнтипатриот, ненавистник всего русскогоПросветитель, великий реформаторПсевдореформатор,

Пётр I и его реформы
в оценках и суждениях

Спаситель веры и Отечества

Антипатриот, ненавистник всего русского

Просветитель, великий реформатор

Творец истории, подобный богу

Великий человек всего человечества

Реформы первой четверти XVIIIв.

Великие реформы, блестящая модернизация общества

О мощный властелин судьбы, Не так ли ты над самой бездной На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы. А. Пушкин

Какая дума на челе!
Какая сила в нём сокрыта!
А в сём коне какой огонь!
Куда ты скачешь,
гордый конь,
И где опустишь ты
копыта?

«…То нетленное наследство, которое он оставил нам, есть пример небывалого в истории труда, силы воли

По истории Новая Россия Итоги реформ, слайд 1

Личность царя - реформатора Петр I был душой реформ. Это необыкновенная личность, он сломал привычные представления о монархе. Даже его внешний вид говорил о его незаурядности. Петр I был настоящим лидером. Главные черты его личности – целеустремленность и сила воли, главная цель – процветание Отечества.

Слайд 3

По истории Новая Россия Итоги реформ, слайд 3

Личность царя - реформатора Царь никогда не страшился быть новатором во всем. Обстоятельства формирования личности Петра, его мировоззрение и характер наложили своеобразный отпечаток на реформы.

Слайд 4

По истории Новая Россия Итоги реформ, слайд 4

Личность царя - реформатора Петр I вел не самый здоровый образ жизни. Он просыпался в 5 часов утра и весь день пребывал в делах. Его жизнь – постоянные разъезды. Неудивительно, что у Петра рано возникли проблемы со здоровьем. Чувство долга заставляло его преодолевать недомогание и, недолечившись, вновь приниматься за дела.

Слайд 5

По истории Новая Россия Итоги реформ, слайд 5

Личность царя - реформатора Петр I не видел того, кому мог бы передать свое дело, и это стало его личной трагедией. В январе 1725 г. царь заболел. 28 января 1725 г. Петр I скончался. По официальной версии причиной смерти стала пневмония.

Слайд 6

По истории Новая Россия Итоги реформ, слайд 6

Слайд 7

По истории Новая Россия Итоги реформ, слайд 7

Светский облик культуры В истории Петровских реформ особое место занимают преобразования в сфере культуры и быта. Изменения подобного масштаба были связаны со сменой модели культурного развития. Просвещение и культура обрели светский характер.

Слайд 8

По истории Новая Россия Итоги реформ, слайд 8

Слайд 9

По истории Новая Россия Итоги реформ, слайд 9

Слайд 10

По истории Новая Россия Итоги реформ, слайд 10

Светский облик культуры В феврале 1724 г. – Петр I подписал указ о создании в Санкт – Петербурге Академии наук 1714 г. – был открыт 1 музей в России – Кунсткамера Вывод: с обретением светского характера русская культура стала ближе к европейской.

Слайд 11

По истории Новая Россия Итоги реформ, слайд 11

Слайд 12

По истории Новая Россия Итоги реформ, слайд 12

Изменения в быте Петр I резко изменил образ жизни дворянства. Устанавливались новые формы общения. В обычай входило устройство праздников с иллюминацией, карнавалов, фейерверков. Новшеством в русской жизни стали ассамблеи. Ассамблеи - собрания-балы с участием женщин в домах знати.

Слайд 13

По истории Новая Россия Итоги реформ, слайд 13

Слайд 14

По истории Новая Россия Итоги реформ, слайд 14

Слайд 15

По истории Новая Россия Итоги реформ, слайд 15

Преображенная Россия Уже к концу жизни Петра I стало видно, насколько разительно отличался новый уклад русской жизни от старого. Перенимая европейские достижения, Петр модернизировал страну. Европеизируя страну, царь не затрагивал крепостничество и самодержавие. Напротив, перемены производились на их основе.

Слайд 16

По истории Новая Россия Итоги реформ, слайд 16

Вывод Реформы Петра I способствовали сближению России со странами Запада. Однако глубина преобразований была ограничена крепостническими и самодержавными порядками

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.

Читайте также: