Доклад нормы употребления имен существительных прилагательных числительных местоимений

Обновлено: 05.07.2024

Морфологические нормы – это правила образования грамматических форм слов разных частей речи.

Морфологические нормы имен существительных

1. Несклоняемые имена существительные, которые обозначает неодушевленные предметы, относится к среднему роду: купе, попурри, бикини.
Исключения: бигуди, галифе (мн.ч.), жалюзи, киви, виски, бренди, кофе (м. и ср.р.), мокко, пенальти, евро (м.р.).

2. Род имен существительных, обозначающих лиц, определяют исходя из пола, к которому они относятся: прекрасная мадам, серьезный месье, хитрая фрау и т.п.

4. Аббревиатуры обычно относят к тому роду, которому принадлежит опорное слово в них: НАТО – альянс (м.р.), СНГ – содружество (ср.р.); МГУ – университет (м.р.).

  • Если аббревиатура оканчивается на согласный, то она может согласовываться по мужскому роду, несмотря на принадлежность опорного слова к женскому или среднему роду. Причем в некоторых случаях согласование по мужскому роду является единственно возможным. Например, только мужского рода слова вуз (хотя заведение), МИД (хотя министерство), загс (хотя запись). В некоторых случаях наблюдаются колебания: например, МКАД – мужского рода в разговорной речи, женского рода в стилистически нейтральных контекстах. В некоторых случаях согласование по мужскому роду невозможно: ГЭС, ТЭЦ – существительные только женского рода. О родовой принадлежности таких аббревиатур следует справляться в словарях.
  • Род иноязычной аббревиатуры определяется по опорному слову в русской расшифровке: ФИФА (федерация) приняла решение; ЦЕРН (центр) провел исследования. Однако в некоторых случаях на родовую принадлежность может оказывать влияние внешний фонетический облик слова. Например, аббревиатура НАТО используется как существительное мужского рода (в результате влияния сочетания со словами альянс, блок, договор), женского рода (по опорному слову организация) и среднего рода (по фонетическому облику, ср. с другими словами на -О: пальто, метро, кино). Испытывает колебания в роде аббревиатура ЮНЕСКО (фонетический облик подсказывает средний род, а опорное слово организация – женский).

6. Род сложносоставных существительных определяется по слову, которое выражает более широкое значение существительного: бабочка-адмирал, телефон-автомат,диван-кровать.
А если оба понятия равноценны, род определяется по первому слову: кресло-кровать, кафе-ресторан.

8.Существительные на неударяемые -ья и -ье имеют в форме родительного падежа множественного числа окончание -ий: шалу́нья — шалуний, запя́стье — запястий, а на ударяемые -ья и -ьё — окончание -ей: скамья́ — скамей, ружьё — ружей. Но: копьё - копий.

9. В форме родительного падежа множественного числа существительных на -ня с предшествующей согласной или буквой й буква ь на конце не пишется: вишня — вишен, спальня — спален, бойня — боен. Исключения: барышень, боярышень, деревень, кухонь.

10. Русские фамилии на -ов(ёв)/-ев, -ын/-ин имеют в форме творительного падежа единственного числа окончание -ым: Некрасовым, Птицыным, Никитиным. Иностранные фамилии на -ов и -ин имеют окончание -ом: Дарвином, Чаплином.

11. Названия населенных пунктов на -ов/-ев, -ын/-ин, -ово/-ево, -ыно/-ино имеют в форме творительного падежа окончание -ом: за Льговом, под Киевом, над Пушкином, за Уклеевом, под Бородином, за Голицыном.

Морфологические нормы имен прилагательных

1. Нельзя соединять в одну конструкцию простую и сложную формы сравнительной степени имени прилагательного: более хорошее сочинение/ это сочинение лучше (не это сочинение более лучше)
2. Нельзя смешивать простую и сложную форму превосходной степени имени прилагательного: самый мудрый старец/мудрейший старец (не самый мудрейший старец)

Морфологические нормы местоимений

1. Ошибкой является образование формы притяжательного местоимения ихний вместо их: их сын.

2. После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н: к нему, от нее.

Морфологические нормы имен числительных

1. При склонении составных порядковых числительных изменяется их последняя часть, которая при склонении получает формы, совпадающие с формой полных прилагательных: первый, первого, первому и т.д. Остальная часть составного порядкового существительного остается неизменной при всех типах склонений, и какие-либо её изменения считаются морфологической ошибкой: в две тысячи втором году.

2. Каждая часть и каждое слово, из которого состоит составное и сложное количественное числительное, склоняется по отдельности: увиделся с двадцатью четырьмя одноклассниками.

  • с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое братьев, трое мужчин, четверо парней.
  • с существительными дети, люди: двое детей, четверо людей.
  • с существительными, обозначающими детёнышей животных: трое щенков, семеро козлят.
  • с существительными, имеющими форму только мн. ч.: пятеро суток.
  • с существительными, обозначающими парные или составные предметы: двое очков, двое лыж.
  • с местоимениями: нас двоих, их пятерых.


4. Числительное обе употребляется только с существительными ж.р.: обе девушки, обе книги. С существительными м. р. и ср. р. употребляется форма оба: оба брата, оба слона.

Морфологические нормы глаголов


1. У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч.
2. Образование возвратных форм: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных употребляется -сь), извините (нет возвратной формы).

3. Образование форм повелительного наклонения: поезжай, помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг.

4. Образование форм прошедшего времени: окреп, просох, намок (не окрепнул, просохнул, намокнул).

Морфологические нормы причастий


1. Образование причастий: полощущий, машущий, хотящий (не полоскающий, махаюший, хочущий);

2. Причастия настоящего времени не образуются от глаголов совершенного вида.

Морфологические нормы деепричастий

1. Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива при помощи суффикса –в: разливать – разлив, сохранить – сохранив, поредеть – поредев.
Есть глаголы совершенного вида, от которых деепричастия могут образовываться с помощью суффикса –а/-я или –ши,-вши: зайти – зайдя, глядеть – глядя, прислонять – прислонившись.

2. Деепричастия несовершенного вида образуются от основы инфинитива при помощи суффиксов –а/-я: думать – думая, гулять - гуляя, летать - летая.

Морфологические нормы наречий

1. Образование наречий: оттуда, отрываться, внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам.

2. Образование сравнительной степени наречий: плохо — хуже, красиво — красивее, хорошо — лучше, тяжело — тяжелее.

Для современного общества характерен низкий уровень общей речевой культуры. Это связано с развитием культуры клипового мышления, а также снижением общего уровня грамотности.

Подобные культурные явления приводят к бедности словаря и неумению выразить свою собственную мысль.

Низкий уровень речевой культуры проявляется в таких ошибках, как:

  • частое употребление сокращений;
  • орфоэпические ошибки или ошибки в ударениях;
  • чрезмерное употребление заимствований;
  • жаргонизмы;
  • канцеляризмы;
  • многословие;
  • использование слов-паразитов и др.

Закономерность ошибок в употреблении слов в разных формах изучается исследователями морфологических норм.

Морфологические нормы — правила, согласно которым происходит образование грамматических норм слов разных частей речи.

Морфологические нормы необходимо соблюдать при склонении и образовании различных форм слов. В правилах заложены основы верного написания и произношения, которые необходимо соблюдать, чтобы не загрязнять русский язык.

Нарушение данных правил приводит к распространенным ошибкам речи, по которым можно сделать вывод о не самом высоком уровне знаний. Чтобы избежать ошибочного суждения о низкой образованности, человек должен соблюдать правила изменения слов по нормам морфологии и изучать различные формы использования частей русского языка.

Виды морфологических норм, стилистические особенности

Виды морфологических норм различаются по частям речи, на которые распространяются их правила:

  • употребление форм имени существительного;
  • употребление форм имени прилагательного;
  • употребление местоимений;
  • употребление форм глаголов;
  • употребление имен числительных.

Каждая из категорий имеет свой набор правил, регулирующих написание и произношение. Лишь некоторые из них могут распространяться на несколько видов или на все сразу.

Стилистические особенности морфологических норм зависят от уровня общения или написания, которое имеет место быть в конкретном случае. В целом, правила морфологических норм распространяются как на письменную, так и на устную речь, но отличия могут присутствовать в разговорных, литературных или письменных формах.

Функции морфологических норм, причины трудностей

Морфологические законы выполняют функцию установления единых форм написания слов в разных вариантах склонения. Некоторые слова имеют несколько форм словообразования, которые тоже подчиняются общим правилам.

Также морфологические нормы нужны для:

  • повышения грамотности речи и формирования единого морфологического мышления;
  • сохранение чистоты русского языка;
  • недопущение загрязнения языка и его опустошения.

Ошибки в морфологических нормах являются одними из самых распространенных ошибок, которые допускают носители русского языка. Причинами трудностей являются:

  • наличие диалектов в регионах страны, которые имеют свои формы употребления слов, отличные от общепринятых норм;
  • смешение старого и нового стилей и склонений слов;
  • противоречие между содержанием и формой передаваемой информации.

Самыми частыми ошибками являются неправильное употребление существительных в падежах множественного рода, склонение числительных в разных формах, недочеты в употреблении форм прилагательных.

Морфологические нормы современного русского языка (глагол)

Самостоятельная часть речи, именуемая глаголом, обозначает действие, которое совершает предмет. Глагол может изменяться по числу, роду и лицу — то есть спрягаться. Также он может выражаться в разных формах вида, наклонения, времени и залога

Основными ошибками в морфологии глаголов являются:

  1. Выделение формы 1 лица единственного числа у слов, не имеющих ее, пример: победить, затмить, дерзить, убедить и др.
  2. Использование суффикса –сь в словах, не имеющих возвратную форму, например, извините (без –сь), встретились, хотелось (с суффиксом –сь).
  3. Образование форм повелительного наклонения с ошибками, например, лежать, но ляг (а не ляж), помахать, но помаши (а не помахи) и др.
  4. Образование форм прошедшего времени с ошибками, например, намок (а не намокнул), ослаб (а не ослабнул) и др.

Морфологические нормы современного русского языка (имя существительное)

Существительные наравне с глаголами составляют основную массу слов в любом языке. Они относятся к той категории языка, которая в предложениях может выступать в качестве подлежащего, дополнения и именной части сказуемого.

Существительные могут склоняться по роду, числу и падежу, могут быть именами нарицательными и собственными, выражать одушевленные и неодушевленные имена.

Основными морфологическими ошибками имен существительных являются:

Морфологические нормы имен прилагательных

Имена прилагательные также являются самостоятельными частями речи. Они описывают признак предмета или действия, чаще всего играют роль определения, но могут быть и сказуемым.

В русском языке прилагательные изменяются по падежам, числам, родам, а также могут иметь краткую и полную формы.

Морфологические нормы прилагательных имеют следующие правила:

  1. Следует разделять простую и сложную формы сравнительной степени прилагательного, например, более хорошее вместо более лучше.
  2. Следует разделять в написании простую и сложную формы превосходной степени прилагательных, например, самый сильный или сильнейший, но не самый сильнейший.

Морфологические нормы причастий

Причастием является отглагольное имя прилагательное, которое имеет свойства как глагола, так и прилагательного. Имеет возможность склоняться по роду, числу и падежу, а также иметь краткую форму.

Морфологические нормы причастий:

  1. Образование причастий настоящего времени невозможно от глаголов совершенного вида, например, сделать > сделавший, но не сделающий, при этом делать > делающий, делавший.
  2. Следует обращать внимание на образование форм причастий, например, машущий, но не махающий.

Морфологические нормы деепричастий

Мнение лингвистов относительно деепричастия разнится. Некоторые считают его особой формой глагола, другие — самостоятельной частью речи наравне с существительными, глаголами и прилагательными.

Деепричастие, как и причастие, сочетает в себе признаки двух видов частей языка, а именно глагола и наречия.

Данная часть языка не может изменяться по родам, числам и падежам. Имеет краткую и полную форму, совершенный и несовершенный вид.

Нормы морфологии учитывают такие ошибки при употреблении деепричастий:

  1. Совершенный вид деепричастия образуется в основном при помощи суффикса –в, а также при помощи –а/-я, -ши, -вши, например, увидел > увидев, выйти > выйдя, наклонить > наклонившись.
  2. Несовершенный вид деепричастия образуется при помощи суффиксов -а/-я от основы инфинитива, например, делать > делая, смотреть > смотря.

Нормы употребления местоимений

Местоимения являются самостоятельной частью речи. Они заменяют названия предметов, имена, лица, заменяя существительные, прилагательные и числительные, но при этом продолжают выражать их.

Чтобы проще общаться, мы образовываем от слов их формы. Так речь становится лучше и разнообразнее. Для этого необходимо знать морфологические и грамматические нормы, чтобы не допускать самых распространенных ошибок. В этом уроке мы рассмотрим, как правильно образовывать формы слова в единственном и множественном числе, а также проанализируем все нюансы склонения числительных.

План урока:

Теоретические основы морфологических норм

Сначала необходимо познакомиться с самим определением морфологической нормы. Она бывает разных видов и выполняет уникальные функции в русском языке, которые отвечают за грамотность речи.

Морфологические нормы. Определение

Такие нормы в русском языке являются решающими. Они позволяют сохранять речь в чистоте и не совершать распространенных грамматических ошибок. Морфологические нормы необходимо соблюдать при склонении слов или образовании их различных форм.

Если не соблюдать предписанные правила, то можно очень сильно исковеркать слова, что приведет к загрязнению русского языка и фактической гибели грамматики. Великие лингвисты дают различное определение данному понятию. В толковом словаре Ожегова приводится следующее объяснение:

А в словаре Ушакова дается несколько иное толкование:

Эти определения отличаются по содержанию, но по смыслу они совершенно одинаковые. Иными словами, морфологическими нормами признаются общепринятые правила русского языка, которые регламентируют верное написание и произношение форм слова при словообразовании. То есть они, словно охранники, следят за чистотой и правильностью речи.

Очень часто люди допускают ошибки именно при столкновении с формами единиц речи:неправильно склоняют или ставят во множественное число с неверным окончанием. Всего этого помогает избежать знание морфологических норм.

Виды морфологических норм. Стилистические особенности

Данные правила делятся на несколько категорий и подвидов, которые охватывают разные области русского языка. Они распространяются на все формы и части речи, что позволяет следить за верным произношением и написанием постоянно.

Различают следующие типы морфологических норм:

На вышеперечисленные отрасли и распространяются правила морфологических норм. Они подробно закрепляют все возможные варианты употребления тех или иных слов, которые необходимо просто запомнить. Лишь некоторые категории поддаются общим правилам.

Функции морфологических норм. Причины трудностей

Самой главной ролью, которую выполняют данные нормы, является установление закона и порядка среди слов и их форм. Но помимо этой очень важной работы, перед этими регуляторами стоит еще несколько важных задач:

сохранение сложенных несколькими десятилетиями языковых норм, которые могут быть разрушены ошибками и недочетами;

тренировка грамотности речи на письме и в жизни, проведение работы над ошибками и формирование единого морфологического мышления.

Несмотря на существование морфологических норм, люди часто допускают в словах ошибки, которые могут быть губительными для языка. Этого можно избежать, если проанализировать все категории часто встречающихся случаев. К причинам ошибок относят следующие факторы:

смешивание между собой нескольких склонений и старых типов словообразования, которые мешают употреблять слова правильно.

Чаще всего недочеты совершают в сравнительной и превосходной степенях прилагательных, собирательных, целых и дробных числительных, а также в именительных и родительных падежах множественного числа имен существительных.

Образование форм числительных

Числительные являются одним из самых уязвимых мест словообразования в русском языке. Постоянно совершают ошибки в целых, собирательных и дробных числительных, а также при их постановке в родительный падеж.

Числительные. Определение

Числительными называются такие части речи, которые указывают на количество и характеризуют рядом стоящее слово. Так же, как и многие другие части речи, числительные делятся на разряды и бывают следующих видов:

Для каждой категории существует свое индивидуальное правило. Нельзя забывать и про исключения, которые важно запомнить, чтобы не допустить ошибку.

Правила образования числительных. Распространенные ошибки

Рассмотрим на примере теории и распространенных ошибок, как верно склонять числительное и образовывать его новые формы. Все формы числительных указаны в таблице:

Образование форм местоимений

Такое словообразование встречается реже, но тоже включает свои нюансы. Важно запомнить несколько правил, чтобы потом не допускать ошибки в речи и в заданиях.

Формы местоимений. Основные ошибки

Местоимением называется такая часть речи, которая называет живой объект и способствует внесению новых средств в русский язык. Однако при словообразовании могут встречаться трудности и недочеты. Их возможно избежать только при заучивании морфологических правил.

Таблица употребления местоимений:

Образование форм глагола

Несложная часть речи, которая запоминается легче всего. Главное разобрать все трудные случаи, чтобы при встрече с ними уже не было ошибок.

Как образовать форму глагола. Ошибочные преобразования

Глагол выражает действие предмета и помогает описать происходящую вокруг ситуацию. Он может оценить интенсивность действия, скорость происходящего и другие важные в тексте факторы. Чтобы смысл предложения не исказился, глаголы нужно употреблять морфологически верно. Рассмотрим самые трудные случаи:

Падежные окончания имен существительных

Часто мы употребляем существительные во множественном числе, но делаем это неправильно. Именно в данном разделе много слов-исключений и трудных случаев для запоминания.

Правила склонения существительных. Трудные случаи

Эта категория считается одной из самых сложных, так как требует запоминания большого объема информации. Именно исключения и составляют основную часть этого правила. Поэтому к изучению существительных стоит подойти со всей ответственностью.

На Едином государственном экзамене по русскому языку в 2020 году ученикам придется столкнуться с понятием морфологических норм. Все те ошибки, которые часто совершают люди, размещены там. Рассмотрим подробнее структуру 7 задания ЕГЭ по русскому языку.

Суть задания 7. ЕГЭ 2020

Местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-числительные

Рассмотрим, на что ука­зы­ва­ют местоимения-существительные, местоимения-прилагательные и местоимения-числительные, какие место­име­ния рас­пре­де­ля­ют­ся по этим группам.

Местоимение — это уни­каль­ная часть речи в систе­ме само­сто­я­тель­ных частей речи рус­ско­го язы­ка. Оно обла­да­ет уди­ви­тель­ной спо­соб­но­стью заме­щать сло­ва дру­гих частей речи. С этой точ­ки зре­ния поми­мо семан­ти­че­ских раз­ря­дов, к одно­му из кото­рых при­над­ле­жит каж­дое сло­во этой части речи, в зави­си­мо­сти от того, на что ука­зы­ва­ет место­име­ние, на пред­мет, при­знак или коли­че­ство, сло­во какой части речи оно заме­ща­ет, различают

Рассмотрим, какие место­име­ния состав­ля­ют каж­дую из ука­зан­ных групп местоимений.

Таблица

РазрядыМестоимения-существительныеМестоимения-прилагательныеМестоимения-числительные
Личныея, мы, ты,
вы, он, она,
оно, они
Возвратноесебя
Притяжательныемой, твой,
наш, ваш, его, её, их,
свой
Вопросительныекто? что?каков?
какой? чей?
который?
сколь­ко?
Относительныекто, чтокаков,
какой, чей,
который
сколь­ко
Отрицательныеникто, ничто,
неко­го, нечего
ника­кой,
ничей
Неопределенныенекто, нечто,
кто-то,
что-то
какой-то,
кое-какой,
чей-либо,
некоторый
несколь­ко,
сколько-то, сколько-нибудь
Определительныесамый,
всякий,
иной,
другой,
любой, каждый,
весь
Указательныеэтот, тот, такой, сей, оныйстоль­ко

Местоимения существительные прилагательные числительные

Местоимения-существительные

Какие сло­ва мож­но назвать местоимениями-существительными? В самом этом тер­мине скры­ва­ет­ся под­сказ­ка. Эти сло­ва не зря так назы­ва­ют­ся, так как сопо­став­ля­ют­ся с име­нем суще­стви­тель­ным. Эта груп­па место­име­ний, не обо­зна­чая кон­крет­но, толь­ко ука­зы­ва­ет на оду­шев­лен­ный или неоду­шев­лен­ный пред­мет и так же, как имя суще­стви­тель­ное, отве­ча­ет на вопро­сы: кто? что?

Местоимения существительные

Примеры:

Капитан под­нял­ся на мостик кораб­ля. — Он вни­ма­тель­но изу­чал в бинокль при­бли­жа­ю­щий­ся остров.

Ветер зашу­мел в кро­нах дере­вьях. Нечто неяс­ное послы­ша­лось со сто­ро­ны реки.

К местоимениям-существительным отне­сем сле­ду­ю­щие слова:

  • лич­ные место­име­ния — я, мы, ты, вы, он, она, оно, они;
  • воз­врат­ное место­име­ние себя;
  • вопро­си­тель­ные место­име­ния кто? что?
  • отно­си­тель­ные место­име­ния кто, что;
  • отри­ца­тель­ные место­име­ния — никто, ничто, неко­го, нече­го;
  • неопре­де­лен­ные место­име­ния — некто, нечто, кто-то, что-то, кое-кто, кое-что, кто-либо, что-либо, кто-нибудь, что-нибудь.

Местоимения-существительные выпол­ня­ют в пред­ло­же­нии ту же син­так­си­че­скую роль, что и име­на существительные.

Местоимения-прилагательные

Слова, отно­ся­щи­е­ся к этой груп­пе место­име­ний, ука­зы­ва­ют на при­знак или при­над­леж­ность пред­ме­та и отве­ча­ют на вопро­сы: какой? чей?

Местоимения прилагательные

Примеры:

Какой-то жучок пол­зет по коре дерева.

По сво­им мор­фо­ло­ги­че­ским и син­так­си­че­ским при­зна­кам такие место­име­ния сопо­став­ля­ют­ся с име­на­ми при­ла­га­тель­ны­ми, так же изме­ня­ют­ся по родам, чис­лам и паде­жам, выпол­ня­ют такую же син­так­си­че­скую роль опре­де­ле­ний в предложении.

Перечислим местоимения-прилагательные в соот­вет­ствии с их семан­ти­че­ски­ми разрядами:

  • при­тя­жа­тель­ные место­име­ния — мой, твой, наш, ваш, свой, его, её, их;
  • вопро­си­тель­ные место­име­ния — какой? кото­рый? каков? чей?
  • отно­си­тель­ные место­име­ния — какой, кото­рый, каков, чей;
  • неопре­де­лен­ные место­име­ния — некий, неко­то­рый, какой-то, какой-либо, чей-то, чей-нибудь, чей-либо;
  • отри­ца­тель­ные место­име­ния — ника­кой, ничей;
  • ука­за­тель­ные место­име­ния — этот, тот, такой, сей;
  • опре­де­ли­тель­ные место­име­ния — сам, самый, весь, вся­кий, каж­дый, дру­гой, иной, любой.

Местоимения-числительные

Слова этой части речи, кото­рые мож­но назвать местоимениями-числительными, ука­зы­ва­ют на коли­че­ство пред­ме­тов и отве­ча­ют на вопрос: сколь­ко?

Местоимения-числительные

Эти место­име­ния сопо­ста­ви­мы с чис­ли­тель­ны­ми в соот­вет­ствии с их спо­соб­но­стью заме­щать их в речи. Они не име­ют грам­ма­ти­че­ских кате­го­рий чис­ла и рода, а толь­ко изме­ня­ют­ся по падежам.

К этой груп­пе отно­сят­ся место­име­ния сле­ду­ю­щих разрядов:

  • вопро­си­тель­ное место­име­ние сколь­ко?
  • отно­си­тель­ное место­име­ние сколь­ко;
  • ука­за­тель­ные место­име­ния столь­ко, столько-то;
  • неопре­де­лен­ные место­име­ния несколь­ко, сколько-то, сколько-нибудь.

В пред­ло­же­нии местоимения-числительные обыч­но обра­зу­ют неде­ли­мые сло­во­со­че­та­ния с суще­стви­тель­ны­ми, кото­рые высту­па­ют в роли еди­но­го чле­на пред­ло­же­ния — под­ле­жа­ще­го, допол­не­ния или обстоятельства.

Примеры:

Сколько сту­пе­нек ведет к это­му храму?

Несколько дней мы ждем, когда уста­но­вит­ся ясная погода.

Добавь сколько-нибудь моне­ток , что­бы хва­ти­ло на мороженое.

Нормы употребления имен существительных прилагательных числительных местоимений

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

НАИБОЛЕЕ РЕШИТЕЛЬНО поступил

в ДВУХСТАХ метрах

на ИХ территории

Пояснение (см. также Правило ниже).

Неправильно: обгрызанное яблоко. Корректно: обгрызенное яблоко.

Правило: Задание 7. Морфологические нормы словообразования и словоизменения

Общее понятие о морфологических нормах.

Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).

В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.

Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:

ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (падежные формы) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

Не пойму, почему ЛЮБИМЫЕ ПРОФЕССОРА правильное словосочетание?

В нём нет ошибки.

прошу объяснить! Впервые вижу слово об­гры­зен­ное, а не об­гры­зан­ное!

Тут всё просто: от глагола обгрызть (сов. вид.) образуется причастие при помощи суфиикса енн, а от глагола обгрызать можно образовать (несов. вид) только обгрызаемое (несов. вид).

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

в ПОЛУТОРА часах

Пояснение (см. также Правило ниже).

Неверно: выздоровит. Корректно: выздоровЕЕТ.

Правило: Задание 7. Морфологические нормы словообразования и словоизменения

Общее понятие о морфологических нормах.

Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).

В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.

Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:

ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (падежные формы) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

Это не может быть вариантом ответа. Никак.

Если мы будем писать так, как говорят, мы перестанем понимать друг друга. На то и есть правила, чтобы было единообразное написание.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

до тысяча восемьсот ДВЕНАДЦАТОГО года

Пояснение (см. также Правило ниже).

Неверно: лежит на шкафе. Корректно: лежит на шкафу.

Правило: Задание 7. Морфологические нормы словообразования и словоизменения

Общее понятие о морфологических нормах.

Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).

В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.

Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:

ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (падежные формы) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

Откуда у Вас такая информация? Склоняется, вот полная парадигма склонения.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Неверно: пара туфлей. Корректно: пара туфель.

Правило: Задание 7. Морфологические нормы словообразования и словоизменения

Общее понятие о морфологических нормах.

Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).

В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.

Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:

ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (падежные формы) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

Да, правильно. Во множественном числе именно так и звучит — ПРОФЕССОРА, не ПРОФЕССОРЫ.

Выправь текст это как? Разве не правильно будет исправь?

Исправьте, пожалуйста, форму ответа в этом задании.

Когда я написал паратуфель, система посчитала ответ неправильным, хотя я выполнил условие для написания корректного ответа.

В задании сказано: запишите СЛОВО правильно. Нужно выписать только исправленное слово, а не всё словосочетание.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

МОКЛА под дождём

ПОЕЗЖАЙТЕ в магазин

Пояснение (см. также Правило ниже).

Неверно: косвенных падежов. Корректно: косвенных падежей.

Правило: Задание 7. Морфологические нормы словообразования и словоизменения

Общее понятие о морфологических нормах.

Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).

В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.

Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:

ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

Нормы употребления имен существительных прилагательных числительных местоимений


Имя числительное – самостоятельная часть речи которая обозначает количество предметов, число, а также порядок при счёте и отвечает на вопросы сколько? который? (какой по счёту?).

Начальная форма имени числительного — именительный падеж единственного числа (для порядковых — мужского рода).

Синтаксическая функция: в предложении имя числительное может быть любым членом предложения, порядковое числительное обычно является определением.

Морфологические признаки числительных

Таблица. Имя числительное как часть речи. Признаки

Разряды имён числительных

По значению и грамматическим особенностям имена числительные разделяют на следующие лексико-грамматические разряды: количественные и порядковые , а по составу — на простые, сложные и составные .

Количественные числительные отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество предметов или арифметическое число.

Количественные числительные могут обозначать целые числа ( восемь, девяносто, пятьсот два, три тысячи ) и дробные числа ( шесть седьмых, одна целая две сотых, три четверти, полтора ). Кроме того, существуют собирательные числительные, обозначающие несколько предметов как одно целое ( двое, трое, четверо, пятеро ).

Количественные числительные изменяются только по падежам.

Порядковые числительные отвечают на вопрос который? ( какой по счёту? ) и обозначают порядок предметов при счёте ( пятый, десятая, тридцать первое, две тысячи четырнадцатый ).

Порядковые числительные изменяются, как и имена прилагательные, по падежам, числам и родам (в единственном числе).

Простые числительные состоят из одного слова, имеющего один корень ( семь, девятый, сорок ).

Сложные числительные состоят из одного слова, имеющего два корня ( девятнадцать, двадцатый, шестьсот, девятитысячный ).

Составные числительные состоят из нескольких слов ( сто пять, тридцать четвёртый, восемьсот тридцать семь ).

1. Нормы употребления имен (СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, Прилагательных, Числительных)

2. Нормы употребления имени существительного

Наиболее часты грамматические (морфологические) ошибки, связанные с
употреблением рода имен существительных.
Сложности в отнесении к тому или иному роду вызывают следующие существительные.
Имена существительные с основой на согласный и нулевым окончанием, которые могут
относиться к мужскому или женскому роду. Например, существительные тюль, линь –
м.р.; моль, мышь – ж.р.
Имена существительные мужского рода, являющиеся названиями профессий и т.д. (доктор,
профессор, учитель), которые в официальной речи обозначают как лиц мужского, так и
женского пола. Следует особо отметить, что определение при них употребляется только в
форме мужского рода, а сказуемое ставится в женском роде, если речь идет о лице женского
пола: Опытный адвокат Петрова удачно провела защиту. Дополнительную сложность эти
существительные представляют в связи с подбором соотносительных с ними
существительных женского рода. Некоторые одушевленные существительные мужского рода
образуют при помощи суффиксов соотносительные существительные женского рода,
которые называют лиц женского пола: студент – студентка, спортсмен –
спортсменка. Однако необходимо помнить, что в официальных документах рекомендуется
использовать для обозначения женщин по профессии существительные мужского рода:
учитель Петрова, секретарь Павлова. Кроме того, важно отметить, что существительные,
обозначающие лиц женского пола, с суффиксами –ш-(а) и –их-(а), типа библиотекарша,
кассирша, врачиха, повариха , имеют грубый, просторечный характер. В некоторых случаях
названиями профессий являются существительные женского рода (балерина, машинистка,
медицинская сестра). В качестве пары по роду для таких существительных используются
описательные выражения: артист балета, переписчик на машинке, медицинский брат).

- неодушевленные существительные в большинстве своем относятся к среднему
роду: метро, пальто, какао и др., однако в современном литературном языке имеются
некоторые исключения, например: авеню – ж.р., пенальти – м.р., кофе – м. р.;
- несклоняемые одушевленные существительные относятся к мужскому или женскому роду в
зависимости от пола: леди; существительные, называющие лиц по профессии или
социальному статусу, относятся к мужскому роду: портье; названия животных относятся к
мужскому роду, если контекст не указывает на самку: В зоопарке мы видели забавного пони –
Заботливая пони кормила детеныша.
- род несклоняемых существительных, обозначающих географические названия, определяется
по роду соответствующего нарицательного существительного: Сочи (город) –
м.р., Миссури (река) – ж. р.;
- аббревиатуры приобретают род главного в расшифровке слова: МГУ (Московский
государственный университет) – м.р.; НДС(налог на добавленную стоимость) – м.р.
· Род сложносоставных слов, который определяется по более широкому понятию: музей –
квартира (м.р.), сумка-холодильник (ж.р.),кресло-качалка (ср.р.); если одно из слов не
склоняется – по другому слову: шоу-балет (м.р.).

4. Cклоняемость фамилий

Фамилии на –ко: Шевченко, Сидоренко в
официальной речи и в письменной форме
литературного языка не склоняются.
Если фамилии совпадают с нарицательными
существительными, то женские фамилии не
склоняются (встретил Анну Сокол), а мужские
склоняются (встретил Владимира Сокола)
Русские фамилии на –ин, –ов в творительном
падеже имеют окончание –ым: Фроловым,
Ивановым.

8. Нормы употребления имен прилагательных

Форма имени прилагательного полностью зависит от рода, числа, падежа
существительного.
При использовании качественных прилагательных в именной части
сказуемого следует помнить, что краткое прилагательное часто выражает
временный признак (Он молод– это может в любом возрасте, но только в
настоящий момент), а полное прилагательное выражает постоянный
признак – Он молодой (не старше 25 лет, в течение определенного
времени); он болен ( в данный момент); он больной (постоянно).
Подавляющее большинство качественных прилагательных обозначают
признак, способный проявляться в большей или меньшей степени, что
выражается в степенях сравнения: сравнительной и
превосходной: красивый — красивее, более красивый — красивейший,
самый красивый, красивее всех, наиболее красивый.

Простая форма сравнительной степени прилагательных образуется с
помощью суффиксов - ее (-ей), - е, - ше, супплетивно; сложная — сочетанием
слов более, менее с исходной формой прилагательного: более умный, менее
громкий, более тихий. Суффикс –ее (-ей) присоединяется к основам на
согласный (за исключением большинства прилагательных с основой на г, х,
д, т и суффиксом -к): быстрый — быстрее, смуглый — смуглее. Формы
сравнительной степени с суффиксом -ей, а также с приставкой по—
характерны для разговорного стиля речи: смелей, быстрей; попросторнее.
Суффикс -_е_ присоединяется к основам на конечный согласный г, х, д, т, к :
дорогой — дороже, молодой — моложе, простой — проще, сухой суше. Несколько прилагательных образуют форму сравнительной степени с
суффиксом –ше: далёкий — дальше, тонкий — тоньше.
Супплетивным способом образуют форму сравнительной степени
прилагательные плохой, хороший: плохой — хуже, хороший — лучше.
Не образуется форма простой сравнительной степени у многих прилагательных с
суффиксом -к— (робкий, липкий), некоторых прилагательных с суффиксом -н—
(ранний, дальний, ручной), многих прилагательных с суффиксом -л— (рослый,
хриплый), прилагательных с суффиксом -ов— (деловой, передовой), некоторых
бессуффиксальных прилагательных (гордый, отлогий, молодой), у
прилагательных с суффиксом –ск —, относительных по происхождению
(приятельский, трагический).

Простая форма может осложняться приставкой наи-, которая вносит
значение высшей, предельной степени качества: наипростейший,
наивысший, наименьший.
Не соответствует нормам литературного языка соединение в одной
конструкции одновременно двух форм степени сравнения (простой и
сложной): более интереснее, более лучше, более хуже, более умнее и
под. Исключения: более старший, самый ближайший, самый
кратчайший и нек. др.

11. Неправильное употребление

Самой распространенной ошибкой при употреблении имен
прилагательных является неправильное образование степеней
сравнения
Более лучший показатель характеризует финансовое положение
населения в 1996 году.
Более высокий показатель характеризует финансовое положение
населения в 1996 году.
При употреблении форм сравнительной степени должен быть указан
объект сравнения:
Нет ничего сложнее внутреннего мира человека.
Эта комната более чистая и светлая. (Нет объекта сравнения)

12. Нормы употребления числительных

Имя числительное – лексически замкнутая категория, не пополняющаяся сегодня
новыми единицами.
В сложных количественных числительных от 50 до 80, от 200 до 900 склоняются
обе части: им.п. пятьдесят – дат.п. пятидесяти,тв.п. пятьюдесятью;
им.п. триста –дат.п. тремстам, тв.п. тремястами.
В составном количественном числительном склоняются все образующие его
части: им.п. две тысячи шестьсот тридцать – дат.п. двум тысячам
шестистам тридцати, тв.п. двумя тысячами шестьюстами тридцатью.
В порядковых числительных склоняется только последнее слово: им.п. две
тысячи шестьсот тридцатый – дат.п. две тысячи шестьсот тридцатому

Собирательные числительные двое, трое, четверо и т.д. употребляются:
а) с существительными мужского и общего рода: трое юношей (но: три
девушки), двое сирот;
б) с существительными дети, ребята, люди, лица: двое детей, четверо
незнакомых лиц;
в) с существительными, употребляющимися только во множественном
числе: двое брюк, четверо суток (но: пять, шесть и т.д. суток);
г) с названиями детенышей животных: двое щенят, трое медвежат (но: две
собаки, три медведя);
д) с субстантивированными прилагательными и причастиями: четверо русских,
трое убитых;
е) с личными местоимениями: нас двое, их пятеро;
ж) в значении субстантивированных числительных: знаю двоих.
Особенности употребления обозначения дат.
Здесь действует только одно правило – числительное всегда управляет
родительным падежом имени существительного: к двадцатому марта
(не марту), тринадцатым июля (не июлем).

14. Неправильное употребление

Читайте также: