Доклад нетрадиционные формы урока

Обновлено: 17.05.2024

Социальные преобразования, происходящие в нашей стране, предъявляют особые требования к системе народного образования, а особенно к образованию гуманитарных наук, как к структурному звену общего образования. Ведь именно история закладывает основы научного образования, которое учащиеся затем получают в средних и старших классах на протяжении всего обучения в школе.

Проблема обучения в школе никогда еще не привлекала к себе такого внимания, как в настоящее время. Этим вопросом задаются не только педагоги и учителя (методисты, психологи), но и самые широкие круги общественности.

Перегибы в жизни современной школы характеризуются бурными прогнозами демократизации и гуманизации обучения и воспитания изменяются учебные планы и учебники, разрабатываются альтернативные уроки по перестройке работы школ; появляются авторские школы, лицеи, гимназии, колледжи, частные школы, делаются попытки усовершенствовать учебно-воспитательный процесс, вводятся нетрадиционные формы обучения; изучается и перенимается опыт работы зарубежных школ (7, с. 75).

Современная система образования предоставляет учителю возможность выбора среди множества инновационных методик ту, которая позволит по-новому взглянуть на привычные вещи, поможет вооружить учащихся не только знаниями, но и умениями, развить познавательную самостоятельность учащихся. Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, отвечая требованиям времени, смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание. Радикальные изменения происходят в том числе и в методах обучения (с объяснительного на деятельностный), в изменении оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и метапредметных и личностных результатов). В концепции ФГОС общего образования выделен культурно-исторический, системно-деятельностный подход к образованию учащихся.

При всем разнообразии методических подходов на первый план выдвигается идея развивающего обучения, способствующего развитию интеллекта и способностей учащихся. Для этого и необходимо разнообразить учебный процесс различными типами как традиционных, так и нетрадиционных уроков, чтобы последовательно формировать универсальные учебные действия у учащихся.

Весь учебный процесс нетрадиционных уроков направлен на развитие ребенка, отвечающего всем требованиям современного общества. Во многом по мнению ученых и педагогов, это достигается путем индивидуального и дифференцированного подхода к каждому школьнику, а также посредством нетрадиционных уроков, на которых школьник не только учится, а может и поиграть, высказать свое мнение, к которому окружающие относятся с уважением, доказать какое-либо событие, выдвинуть гипотезу. Однако не стоит забывать, что ученик, помимо получения определенных знаний и умений, должен научиться общению, взаимодействию с окружающими людьми. Только на уроках истории ребенку можно научиться общению. Насколько эффективен будет процесс становления делового общения, на мой взгляд, зависит от оптимального сочетания нетрадиционных форм обучения на уроках.

Многие ученые в наши дни едины в том, что именно в нетрадиционных формах осуществляется главное дидактическое отношение – связь взаимодействия преподавания и учения. Вот почему проблемы изучения нетрадиционных форм и способов сочетания их между собой в педагогической деятельности является весьма актуальной в наши дни. Таким образом, можно выдвинуть следующую гипотезу: использование нетрадиционных форм уроков истории в школе повышает познавательный интерес и успеваемость учащихся.

Исходя из этого, целью данной работы является: изучить нетрадиционные формы уроков истории в школе и оценить их влияние на повышение познавательного интереса и успеваемость учащихся.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

  1. Обзор и анализ литературы по изучаемой проблеме.
  2. Изучение существующих методик по использованию нетрадиционных форм уроков.
  3. Систематизация накопленного методического материала по данной проблеме.
  4. Применение нетрадиционных форм уроков в своей практике.
  5. Проведение анкетирования с целью выявления эффективности применения уроков нетрадиционных форм и анализ его результатов

Объектом исследования являются нетрадиционные формы уроков. Предмет исследования – использование нетрадиционных форм работы на уроках истории.

Глава I. Нетрадиционные формы уроков и их классификация

Нетрадиционный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную (неустановленную) структуру.

Анализ педагогической литературы позволяет выделить несколько десятков вариантов нетрадиционных уроков, которые можно классифицировать в зависимости от традиционной типологии урока.

Н.В. Короткова (10, с. 7) предлагает классификацию форм нетрадиционных учебных занятий для уроков истории, в основе которой – различные виды учебной деятельности:

- на основе игровой деятельности:

  • игры-реконструкции (наличие воображаемой ситуации, которая происходила в прошлом или настоящем, распределение ролей),
  • игры-обсуждения (наличие ситуации, которая моделирует различные формы обсуждения, создание конфликта мнений, анализ прошлого с точки зрения современности),
  • игра-соревнование (наличие фиксированных правил, отсутствие сюжета и ролей), первый план субъектно-объектных отношений);

- на основе дискуссионной деятельности:

  • семинары (индивидуальная работа),
  • структурированные дискуссии (групповая работа),
  • проблемно-практические дискуссии (коллективная деятельность класса);

- на основе исследовательской деятельности:

  • практические занятия (коллективная деятельность класса),
  • проблемно-лабораторные занятия (групповая работа),
  • исследовательские уроки (индивидуальная работа).

Кульневич С.В. и Лакоценина Т.П. (12, с. 12) классифицируют уроки на основании не совсем обычных и совсем необычных методов и форм их проведения:

Нетрадиционные уроки используются учителем чаще всего немотивированно, как уроки-одиночки, без заметной связи с ранее проведенными уроками. Необходимо заметить, что мнения учителей по поводу применения нетрадиционных уроков расходятся: одни считают такие уроки нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением учителя под влиянием учащихся, связанным с нежеланием их учиться и трудиться на уроке, а другие видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы. Ученики чаще всего воспринимают нетрадиционные уроки с положительной точки зрения, большинство с интересом включаются в учебный процесс и активно работают на уроках.

Нетрадиционные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения нравятся учащимся больше, чем стандартные, будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом, что было выявлено путем анкетирования.

Творческие принципы нетрадиционных уроков задают общее направление педагогическому творчеству, ориентируют на конкретную деятельность обучения. Потому, если следовать данным принципам, то без сомнения можно добиться успеха в развитии универсальных учебных действий у учащихся.

1.1. Цели и задачи нетрадиционного урока

Цели исторического образования

  1. Овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества с древности до нашего времени, его социальном, духовном, нравственном опыте.
  2. Развитие способностей учащихся осмысливать событие и явление действительности на основе исторического анализа, в их уникальности и вместе с тем органической принадлежности к единому потоку исторического движения (прошлое – настоящее – будущее), теоретически применять исторические знания.
  3. Формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами.
  4. Развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и другого народа, стремление сохранять и приумножать культурное наследие своей страны и всего человечества.

В последние годы кардинально трансформировалась иерархия целей и задач исторического образования, в которой ранее доминировала специфически понимаемая воспитательная ориентация (формирование коммунистического мировоззрения). Сегодня задачами школьного исторического образования являются:

- развитие исторического мышления школьников на базе материала, представленного в учебных пособиях;

- формирование у учеников понимания исторического прошлого, связи с тенденцией современного развития России и мира;

- воспитание современного исторического сознания и развития самостоятельного персонифицированного мышления;

- восприятие отечественных и мировых культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим;

- знакомство с основными концепциями и теориями, описывающими и объясняющими развитие общества;

- формирование исторической грамотности на современном международном уровне;

- развитие умения разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков людей (2, с. 11).

Между тем, в начале XXI в. профессиональному историку и профессиональному педагогу странно не понимать, что изучение прошлого не может и не должно рассматриваться как повод для формирования тех или иных качеств личности, даже самых прекрасных.

Не менее важной целью изучения прошлого является включение индивида в культурную среду, созданную его соотечественниками и единоверцами, предками и соседями, всем человечеством.

Изучение истории может и должно помочь в решении еще одной практически значимой задачи. Речь идет о формировании умений, полезных в социальном общении и гражданском поведении.

Наиболее общей целью исторического образования учащихся является приобщение школьников к национальным и мировым культурным традициям, овладение ими языком культуры, развитие личности учащихся на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры.

Важнейшая цель исторического образования – обеспечить средствами предмета воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностной ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной социокультурной ситуации.

Иными словами, с помощью исторических знаний человек должен сам определить себя в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир.


Учитель живёт до тех пор, пока он учится; как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель.

Уроки бывают разными: хорошими и плохими, интересными и скучными, познавательными и бесполезными. Один урок сменяется другим, незавершенность повторяется, а неудовлетворенность результатами работы учителя и учащихся накапливается. Все это вызывает негативное отношение учеников к уроку в частности и к школе в целом, а у учителя – к педагогической деятельности.

Но бывает и по-другому. Как сделать урок таким, чтобы ученик ждал новой встречи с учителем? И возможно ли это?

Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения

Традиционные уроки: уроки изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки и учета приобретенных знаний, умений и навыков, анализа контрольных работ, обобщения и систематизации выученного, повторение темы или раздела.

Нетрадиционные формы обучения предполагают:

• использование коллективных форм работы;

• привитие интереса к предмету;

• развитие умений и навыков самостоятельной работы;

• активизацию деятельности учащихся;

• при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал;

• становление новых отношений между учителем и учениками.

Цель нетрадиционных уроков: отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения.

Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного: общекультурное развитие; личностное развитие; развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся; формирование умения учиться; развитие коммуникативной компетентности

Признаки нетрадиционного урока

Несет элементы нового, места проведения.

Используется внепрограммный материал.

Организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой.

Привлекаются для организации урока люди разных профессий.

Достигается эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, использования ИКТ.

Выполняются творческие задания.

Проводится самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.

Создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока.

Планируется урок заранее.

Наиболее распространенные типы нестандартных уроков

Уроки - деловые игры

Уроки - пресс- конференции

Уроки с групповыми формами работы

Уроки взаимообучения учащихся

Уроки, которые ведут учащиеся

Уроки - творческие отсчеты

Уроки поиска истины

Уроки - ролевые игры

Классификация уроков нетрадиционной формы

Типы уроков и формы

Уроки формирования новых знаний

Уроки обучения умениям и навыкам

Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений

Уроки проверки и учёта знаний и умений

Советы педагогу, готовящему урок в нетрадиционной форме

Используйте как можно больше мотивационных факторов как на подготовительном этапе, так и во время проведения урока.

Не допускайте никаких излишеств.

Урок должен быть цельным.

Поощряйте учащихся соответственно их вкладу в урок.

Постарайтесь сохранять на протяжении всего урока взаимопонимание с классом.

Залог успеха вашего нетрадиционного урока – заблаговременная, четко спланированная подготовка, продумывание форм и методов его проведения.

Оценивайте не только итоги обучения, воспитания и развития, но и картину общения – эмоциональный тон урока: общение педагога и учащихся, учащихся друг с другом.

Способствует развитию инициативы и коммуникативных навыков

Предполагает самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями

Искореняет негативные явления традиционного обучения и самое главное – приносят радость.

Нетрадиционные форма урока используются, в первую очередь, для повышения эффективности образовательного процесса за счет активизации деятельности учеников на уроке.

Для учащихся - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве значит новые обязанности и ответственность.

Для педагога - это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Нетрадиционные формы урока - это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук.

Немаловажное значение при использовании нетрадиционных форм обучения имеет участие родителей в учебном процессе. Опыт убеждает в том, что познавательная активность и заинтересованность детей существенно возрастают, если к организации учебной деятельности учащихся привлекаются родители. Педагогу важно организовать совместную деятельность родителей и детей. Детям могут предлагаться домашние задания, связанные с получением информации от своих родителей, бабушек и дедушек.

Нетрадиционные уроки лучше проводить как итоговые. Для успешной подготовки урока учитель должен хорошо знать предмет и методику, творчески подойти к работе. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока, чем снимается традиционность урока, оживляется мысль. Нетрадиционные формы урока - это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук. .

Но в выборе нестандартных уроков нужна мера. Ученики привыкают к необычным способам работы, теряют интерес. Место нетрадиционных уроков в общей системе должно определятся самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя.

Успех нетрадиционных уроков зависит от отдельных педагогических условий:

-взаимосвязь содержания нетрадиционных уроков с учебным материалом урока;

-направленность игры на развитие у учащихся интереса к изучаемому материалу;

-формирование у учащихся нравственных качеств

Нестандартные формы уроков повышают эффективность урока и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала.

Наиболее важные особенности современного урока:

- создаётся доброжелательная атмосфера;

- формируется высокий уровень мотивации;

- придаётся большое значение способам учебной работы;

- уделяется специальное внимание развитию у учащихся умений самостоятельной познавательной деятельности.

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ

Учёт особенностей учащихся класса: уровень класса; отношение учащихся к предмету; темп работы класса; отношение к разным видам учебной деятельности; отношение к разным формам учебной работы, в том числе нетрадиционным; общая дисциплина учащихся.

Общие правила, обеспечивающие успешное проведение урока:

1. Определить место урока в теме, а темы – в годовом курсе, выделить общую задачу урока.

2. Просмотреть учебную программу, прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку.

3. Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные ЗУН.

4. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу.

5. Сформулировать и записать её в плане таким образом, чтобы она была доступна, понятна учащимся, осознана ими.

6. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока.

7. Определить, какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объёме, какие интересные факты, сообщить ученикам.

8. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, наиболее эффективные способы формирования новых ЗУН.

9. Продумать, что и как должно быть записано на доске и в тетрадях учащихся.

10. Записать предусматриваемый ход урока в план урока, представив себе урок как целостное явление.

1. Если класс не приведен в порядок

1) моя реакция зависит от ситуации

2) я не обращаю на это внимание

3) не могу начать урок

2. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте

1) в зависимости от ситуации

3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который

1) предлагает простор для творчеств

2)Не вмешивается в мою работу

3)Дает четкие указания

4. Во время урока я придерживаюсь намеченного плана.

1) в зависимости от ситуации

2) предпочитаю импровизацию

5. Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне

1)предпочитаю выяснить отношения

2) игнорирую этот факт

3) плачу ему той же монетой

6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять я

1) пытаюсь принять его точку зрения

2) перевожу разговор на другую тему

7.По- моему, в школьном коллективе важнее всего

1) работать творчески

2) отсутствие конфликтов

3) трудовая дисциплина

8. Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика

1) нет, это недопустимо

2) затрудняюсь ответить

3) если ученик этого заслуживает

9. Непредвиденные ситуации на уроках

1) можно эффективно использовать

2) лучше игнорировать

3) только мешают учебному процессу

10.Мои ученики относятся ко мне с симпатией

Если у Вас больше 1, то это говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения

Преобладание 2 варианта ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя. Такой педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания, испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка, чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.

Преобладание 3 варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия-приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно. Значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.

Проанализируйте свои достижения и ошибки. Откройте свои потенциальные возможности. Откажитесь от надежды на рецептурную методику, на чужие конспекты, на воспроизведение готовых уроков. Отнеситесь к процессу подготовки к урокам не как к наказанию, а как к источнику своего профессионального роста, интеллектуальных, духовных и творческих сил. Творческих Вам успехов!

В данной статье рассматриваются актуальность, инновационность, виды и признаки нетрадиционных уроков. Нетрадиционный урок (нестандартный) – это импровизирование учебного занятия, имеющее нетрадиционную структуру. Такой урок включает в себя приемы и методы различных форм обучения. Статья предназначена для педагогов-практиков, работающих в школе, которые могут пополнить свою педагогическую копилку мастерства новыми формами нестандартных уроков.

"Великая цель образования –

это не знания, а действия"

Стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на активную деятельность. Как учителю реализовать деятельностный подход на своих уроках? На этот вопрос попытаемся найти ответ.

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности. Педагоги постоянно ищут способы оживления урока, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи, так как младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того, чтобы поддерживать на уроке внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И главную роль в этом играют нетрадиционные уроки.

Они являются важным средством обучения, так как повышают интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителя разнообразить жизнь школьника : вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребности ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер.

Проведение таких уроков свидетельствует о попытках учителя выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается положительная сторона нестандартных уроков. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения. По своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Таким урокам необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.

Цель нетрадиционных (нестандартных) уроков : отработка новых методов, приёмов, форм и средств обучения по реализации основного закона педагогики – закона активности обучения.

Виды нетрадиционных уроков

1. Урок - деловая игра, ролевая игра.

2. Урок - конференция, пресс- конференция

3. Урок- соревнование, состязание, урок-хоккей

4. Урок - КВН

5. Урок взаимообучения учащихся

6. Уроки творчества

7. Урок – бенефис

8. Урок – творческий отчет (учащихся)

9. Урок – конкурс

10. Интегрированный урок

11. Межпредметный урок

12. Межвозрастной урок

13. Урок – консультация

14. Урок – аукцион

15. Урок - парадокс

16. Урок – экскурсия, заочная экскурсия

17. Урок – путешествие

19. Урок – зачет

20. Урок – литературная гостиная

21. Урок – музыкальный салон

22. Урок в картинной галерее, в музее, в театре, на вернисаже и т. д.

23. Урок на производстве, в поле, в лесу, у реки

24. Нерегламентированный урок

26. Конкурсные уроки

27. Урок – семинарское занятие

28. Урок – бой (предметный)

29. Урок – практикум

30. Урок – смотр знаний

31. Урок – инсценировка

32. Урок обмена опытом учащихся по рациональной организации учебной деятельности

33. Урок – общение

34. Урок – творческая игра.

Признаки нетрадиционного урока

1. Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок)

3. Использование внепрограммного материала, углублённое проблемное рассмотрение взятой на урок темы.

4. Организация коллективной деятельности в сочетании с индивидуальным творчеством учащихся и учителя.

5. Возможность привлечения для организации и обеспечения необходимого содержания людей разных профессий.

6. Подключение эмоциональной сферы школьников. Создание ситуаций успеха для каждого ученика с учётом его возрастных особенностей, индивидуальных способностей и интересов.

7. Обязательный самоанализ и взаимоанализ деятельности в период подготовки к уроку и на уроке. Самооценка учащихся, самокоррекция, взаимокоррекция деятельности.

9. В начале каждого полугодия вместе с учащимися наметить конкретные темы для нетрадиционных уроков, чётко сформулировать цели и задачи для каждого урока, определить инициативную группу для подготовки и проведения урока.

11. Не отвергать даже кажущиеся невероятными формы нестандартного урока, виды деятельности на уроке, предложенные учащимися.

12. Больше творчества! Творчества, направленного не на идею развлечения на уроке, а на идею познания в наиболее приятной и лёгкой форме.

Примечание. Трудоёмкая подготовительная работа и её длительность не позволяют часто прибегать к этим формам обучения. Основной формой организации учебно–воспитательного процесса остаётся урок традиционный, в который необходимо вносить элементы нестандартных уроков, приёмы, обеспечивающие высокую результативность деятельности учащихся.

Направления деятельности участников учебно – воспитательного процесса:

1. Привлечение к планированию, проведению и анализу урока самих учащихся (а иногда – и их родителей, начиная с первого класса.

2. Отсроченные домашние задания. Дифференциация домашних заданий с учётом интересов и склонностей учащихся. Помощь учителя, родителей в выполнении отсроченных домашних заданий в период подготовки к уроку.

3. Разделение класса на группы по интересам как в процессе подготовки, так и при проведении урока. Распределение ролей в группах, заданий каждому ученику.

4. Опора на жизненный опыт учащихся (апперцепция, тесная связь отобранного на урок материала с жизнью, с региональными проблемами.

5. Нестандартная структура урока, могут быть отклонения от временных рамок традиционного урока, могут отсутствовать традиционные структурные элементы урока (например, этап объяснения нового материала учителем).

6. В течение всего урока действуют дети, учителю часто отводится регулятивная функция. Учитель находится не над учениками, а среди них, иногда принимая участие в конкурсах, играх, соревнованиях наравне с детьми. Часть своих учительских функций учитель передаёт ребятам (организационные, информационные, аналитические, оценочно – стимулирующие и др.)

7. На первый план выдвигаются цели развития и воспитания учащихся, активно подключается эмоциональная сфера школьников. Выявленные способности ребёнка (организаторские, актёрские, музыкальные и проч.) должны работать с максимальной отдачей, чтобы у каждого школьника осталось после работы на уроке чувство удовлетворения, чувство своей значимости, уверенность в своих способностях.

8. Непременное введение в урок ролевых дидактических игр, соревнований, конкурсов, состязаний и т. д. для активизации интереса учащихся, стимулирования творчества, нестандартных решений.

9. Обязательное подведение итогов работы в виде анализа деятельности класса в целом и каждого ученика в отдельности.

10. Анализируют деятельность на уроке сами учащиеся по разработанной (учителем и учащимися) схеме. Схемы – вариативные, часто меняющиеся в зависимости от того, на какой аспект деятельности и результатов от неё хотят выйти учитель и учащиеся.

Обращение к нетрадиционным урокам предполагает наличие у учителя педагогической профессиональной грамотности, способность к творческой деятельности, а также – знание учителем законов возрастной психологии. В противном случае нетрадиционные уроки могут стать самоцелью, никому не нужным формотворчеством. К таким урокам нужно тщательно готовиться: давать предварительные задания, объяснять построение урока, роль и задачи каждого ученика; готовить наглядные пособия, карты, дидактический материал. Приведём конкретные примеры.

Особенностью урока-экскурсии является то, что процесс обучения реализуется не в условиях классного помещения, а на природе, во время непосредственного восприятия учениками ее предметов и явлений. А урок-прогулка может проходить, наоборот, не на улице, а в помещении, в виде виртуальной экскурсии.

Видеоурок. Использование видеофильма помогает развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и, прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления учебного материала. Особенно интересно проходят те уроки, где видеофрагменты готовят сами учащиеся.

Урок-путешествие проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока является остановка на пути следования. Инструктором (гидом, экскурсоводом, водителем транспорта и т. п.) урока может быть учитель или подготовленный ученик. Учащимся предлагается маршрутный лист (или карта, по которому они выполняют определенные задания для достижения намеченной цели. Остановки учитель планирует заранее. Например, во время путешествия по теме "Город на Неве" учащиеся совершают остановки, чтобы познакомиться с достопримечательностями города. Во время путешествия учащиеся выполняют путевые заметки, зарисовки, заполняют маршрутный лист. По окончании путешествия составляют отчет об "увиденных" достопримечательностях.

В заключении следует сказать, что использование нетрадиционных уроков или их элементов в процессе преподавания доступно каждому учителю, стоит только немного отойти от стандарта и задуматься о том, что сделать такого на уроке, что заинтересовало бы детей, заставило бы их задуматься о необходимости изучения данной темы, о взаимосвязи предметного материала с окружающим миром, понять свое место в этом мире. Именно нетрадиционные уроки служат для повышения мотивации и интереса к предмету.

1. Содержание и методы современного урока : учеб. пособие. – Волгоград: ВА МВД России, 2009.

3. открытыйурок. рф›статьи/414974/

Обмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагога

Обмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагога Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Диккенс Ч. Современный педагог делает очень.

Досуговые и познавательные нетрадиционные формы работы с родителями

Досуговые и познавательные нетрадиционные формы работы с родителями Досуговые и познавательные нетрадиционные формы работы с родителями. Целью наших взаимодействий с родителями должно быть проведение более.

Курсы повышения квалификации по введению ФГОС дошкольного образования

Курсы повышения квалификации по введению ФГОС дошкольного образования В этом году, в ноябре месяце, я прошла обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации на тему: «ФГОС ДО:.

Справка по результатам мониторинга качества образования за 2017–2018 учебный год группы детей среднего возраста Справка по результатам мониторинга качества образования за 2017 -2018 учебный год группы детей среднего возрастаВоспитательно-образовательный.

Нестандартные уроки, проводившиеся с обучающимися филиала № 1.

Список литературы .

Цели и задачи работы

Цель работы – организация преподавания, способствующего повышению эффективности обучения и развитию творческих способностей.

Задачи : используя традиционные и нетрадиционные формы и методы, внеклассную работу, икт, проектную деятельность,

• систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления;

• стимулировать процессы переключения, поисковой активности;

• учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы;

• находить новые, оригинальные подходы, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

Количество нетрадиционных уроков занимает спорную позицию среди методистов: одни склоняются к тому, что такие уроки должны присутствовать в учебной программе лишь изредка; другие пытаются построить всю образовательную программу на уроках подобного типа. Это полюсные точки зрения, но, бесспорно, нетрадиционные уроки являются одним из видов уроков, они – требование времени, и отказаться от них невозможно. И современный урок литературы все чаще становится нестандартным (или нетрадиционным).

Нетрадиционные уроки достаточно традиционны по структуре. Но их содержание и средства его представления совершенно необычны, именно благодаря этой необычности содержания, методов и форм, урок придает необходимое ускорение развитию личности. Все зависит от того, какую позицию займет учитель.

При правильной подготовке такая форма проведения урока запомнится надолго, так как в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке урока, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы, субъект – субъектные отношения. Тем не менее, выбирая данный тип урока, необходимо помнить:

нетрадиционные уроки являются только одним из видов уроков, поэтому их проведение возможно нечасто;

не всегда содержание материала темы или тем может быть представлено в нетрадиционной форме;

данные уроки требуют предварительной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому возможности их проведения несколько ограничены;

все содержание учебного предмета не может быть представлено через нетрадиционные формы

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Для целенаправленного и систематического развития интеллекта и творческого мышления учащихся при организации нетрадиционной формы урока применяются современные педагогические технологии, такие как: развивающего обучения, игровые, проблемного, дифференцированного, информационного и проектного. А осуществить их можно через нетрадиционные уроки.

Что же дают нетрадиционные формы урока? Нетрадиционные формы урока формируют новые знания, закрепляют умения, осуществляют контроль навыков. Так, на интегрированных уроках, как на разновидности нетрадиционной формы урока, происходит систематизация знаний, их обобщение и повторение. На нетрадиционных уроках с применением игровых технологий происходит дедуктивный и индуктивный процесс формирования знаний.

Функции нетрадиционных форм урока заключаются в развитии интеллектуальных и творческих способностей учащихся посредством нестандартных методов обучения, активизации познавательной деятельности и формировании навыков общения и ориентации в изучаемом предмете.

Нетрадиционные уроки по литературе

В таблице приведены основные нетрадиционные формы урока.

Урок изучения нового материала

Воспроизведение типичных атрибутов изучаемой эпохи, эффектный способ преподнесения темы.

Создание эффекта личного присутствия через анализ деятельности исторических лиц

Игровые способы проверки знаний и умений.

Нетрадиционные формы урока литературы также уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: паломничество в места, связанные с жизнью и творчеством классиков, литературная прогулка, литературная гостиная, инсценировка.

Помимо всего прочего к нетрадиционным формам урока литературы относятся уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, бенефис, регламентированная дискуссия, телепередача. (Например, "Своя игра", которая проводится мною на этапе обобщения после изучения таких произведений, как "Обломов" И.А. Гончарова, "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского, "Война и мир" Л.Н. Толстого, "Отцы и дети" И.С. Тургенева.

Это и уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: учёный совет, следствие, дебаты в парламенте, суд. Большой интерес учащихся вызывают массовые мероприятия. Участие в неделях русского языка и литературы не только развивает познавательные способности обучающихся, но и сплачивает ученический коллектив.

Разные нетрадиционные формы уроков позволяют глубже раскрыть творческий потенциал учащихся, заставляют активнее общаться детей друг с другом, открыто выражать свои мысли.

Уроки - экскурсии заставляют учащихся не только развить свой кругозор, раскрыть творческий потенциал ребят, но и цивилизованно общаться между собой, вести себя в соответствии с требованиями этикета. Например, библиотечные уроки, проведённые в 6 классах, обогатили словарный запас детей, они узнали многое о литературе, расширив свой кругозор.

Уроки - встречи повышают уровень креативности детей, заставляют по-новому взглянуть на современное творчество. Так учащиеся 8 классов на встрече, смогли по-новому взглянуть на поэзию, узнали о том, как рождаются стихи, после чего с удовольствием приняли участие в конкурсе чтецов.

На своих уроках я применяю различные методы обучения: вербальный, наглядный, метод групповой работы, метод проблемного изложения материала для формирования коммуникативной компетенции. Уроки, начинающиеся с постановки проблемы, дают возможность реализовать формирование коммуникативной компетенции, заставляя обучающихся анализировать проблему, искать пути её решения, брать на себя ответственность за её решение и, конечно же, высказывать свои предположения, аргументируя их. Дидактические игры: шарады, анаграммы, кроссворды, ребусы - всё это активизирует речевое мышление обучающихся, повышает уровень креативности.

Нестандартные уроки, проводившиеся с обучающимися филиала № 1.

В условиях обучения в местах лишения свободы с обучающимися 9-12 классов в течение 2020-2021 учебного года прошло несколько нестандартных уроков по литературе.

Урок-викторина по творчеству поэта Сергея Есенина прошла во втором полугодии. Обучающеся 10 классов отвечали на разные вопросы, связанные с биографией и творчеством поэта, угадывали стихи по первым строкам, анализировали, какую тему поднял поэт в том или ином своем произведении. Кроме текстовых, в викторине были музыкальные задания, задания-ребусы и задания-картинки.

В своей работе я пришла к выводу, что в современной системе образования проведение уроков в нетрадиционной системе должно иметь место. Проанализировав имеющуюся литературу различных точек зрения по вопросу о составляющих творческих способностей, сделала вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, важным является выделение творческих воображений и качества творческого мышления как обязательных компонентов творческих способностей.

И одна из важнейших целей стоящей перед школой, - не только дать знания, а научить учиться, вооружать учащихся умениями и навыками работать с книгой, с иными источниками информации, работать самостоятельно и добывать знания не только в процессе обучения в школе, но и за ее порогом и, конечно же, развивать творческие способности обучающихся, решается и будет решаться в дальнейшем.

Список литературы.

Бережная,И.Д. Литература. 9-11 классы: уроки исследования / авт. сост. И.Д.Бережная. – Волгоград: Учитель, 2008. – 149с.

А. М. Сафина. Нестандартные уроки для 5-11 классов. Челябинск. 2014.

Литература, 10 класс, планы-конспекты для 105 уроков, учебно-методическое пособие, Фефилова Г.Е., 2016.

Читайте также: