Доклад наставничество в спо

Обновлено: 28.05.2024

1. Создать условия для подготовки наставляемых из

2. Организация образовательного процесса в рамках

требований технологий проведения чемпионатов ( WorldSkillsRussia ) (на примере компетенции Хлебопечение).

3. Способствовать развитию hard -компетенций и soft

4. Проведение малого чемпионата «Молодые

5. Подготовка к участию обучающихся в региональном

Перечень ожидаемых результатов проекта

1. Достижение психологического состояния, при

котором наставляемый может продемонстрировать наивысший уровень профессионализма.

2. Приобретение навыков саморегуляциидо и вовремя

3. Успешная самопрезентация наставляемого.

4. Приобретение опыта обучающегося в условиях

реального производства на предприятии общественного питания.

5. Демонстрация профессиональных компетенций

6. Участие и победа обучающихся в региональном

7. Представление практики наставничества

Сроки и этапы реализации

Подготовительный этап: апрель-август, 2019г.

Реализация проекта: 2019 -2020гг.

Заключительный этап: июнь, декабрь 2020г.

2019-2020 год – 81250 тыс. руб.

1. Пояснительная записка

1.1 Актуальность разработки проекта по наставничеству

Экономические преобразования, происходящие в нашей стране, оказывают влияние на состояние профессионального образования. С одной стороны, интенсивно развивается рынок образовательных услуг и, как следствие, повышаются требования к колледжу со стороны обучающихся и их родителей. А с другой стороны, возрастают требования к специалисту со стороны работодателей. В этих условиях должна быть сформирована такая система отношений между школами, колледжем и предприятиями, которая формирует требования к обучающемуся, будущему специалисту.

Переход на дистанционное обучение в колледже привел к необходимости использования н аставничества. Поэтому наставничество в колледже стало рассматриваться как ключевая стратегия в организации и управлении процессом обучения и воспитательной системы. Вследствие этого изменились сами модели наставничества в колледже, и возник интерес для образовательной организации.

Привязка наставничества к профессиональным стандартам мы увидели в

практике WorldSkillsRussia , международном некоммерческом движении, целями которого являются повышение статуса профессионального образования и гармонизация профессиональных стандартов во всем мире. Это движение становится эффективным механизмом разработки и развития профессиональных образовательных стандартов, а также комплексной проверки: качества профессионального образования на различных уровнях его организации, а именно проверки квалифицированных характеристик выпускников; образовательных технологий; технологического уровня используемого учебно-производственного оборудования; квалификация педагогов и мастеров производственного обучения, наставников.

Помимо организации и участия в малых, региональных чемпионатах, движение WorldSkillsRussia развивает экспертное сообщество и тиражирует лучшие мировые и отечественные практики в систему профессионального образования через повышение квалификации наставников, мастеров производственного обучения, преподавателей и директоров.

II. Описание практики наставничества

2.1 Цель и задачи проекта по наставничеству по подготовке и участию обучающихся в чемпионатах «Молодые профессионалы ( WorldSkillsRussia ) (на примере компетенции Хлебопечение)

Задачи проекта по наставничеству для достижения цели:

1. Создать условия для подготовки наставляемых из

2. Организация образовательного процесса в рамках

требований технологий проведения чемпионатов ( WorldSkillsRussia ) (на примере компетенции Хлебопечение).

3. Способствовать развитию hard -компетенций и soft

4. Проведение малого чемпионата

5. Подготовка к участию обучающихся в региональном

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выступление на семинаре- практикуме

Автор: методист 1 кв. кат. С.В.Колесникова

Слайд 4. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
2. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Поставленные цели будут воплощаться в рамках десяти проектов:

Предусмотрено что к 2024 году не менее 70% обучающихся педагогических работников общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы наставничества и сопровождения .

Слайд 6. Что такое успех с психологической точки зрения?

- со переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их.

- В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности.

Слайд 7. Если посмотреть с педагогической точки зрения:

точки такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Задача педагога состоит в том, чтобы дать каждому ребенку возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя

Слайд 8. Сегодняшним предприятиям более не нужны просто выпускники СПО, обладающие исключительно дипломом.

Им нужны люди, которые знакомы с профессиональной средой, ее ценностями, которые мотивированы на труд в принципе, которым можно доверить выполнение задачи и они смогут себя проконтролировать.
Обе эти задачи можно решить с помощью методологии наставничества и внедрения целевой модели в наши общеобразовательные организации и организации среднего профессионального образования. Слайд 9.

Слайд 10. Под наставничеством понимается поддержка молодого человека (учащегося, студента, молодого специалиста), способствующая более эффективному распределению личностных ресурсов, самоопределению и развитию в профессиональном и культурном отношениях, формированию гражданской позиции.

Технология наставничества подразумевает постановку реальных задач, путей их достижения, методологическое, информационное и технологическое обеспечение этого процесса, взаимную заинтересованность сторон, административный контроль- за процессом и наличие методики оценки результатов, а также обоснованные требования к личности наставника.

Слайд 11. Что такое наставничество?

форма участия опытных профессионалов в подготовке и воспитании молодежи по соответствующей профессии.

- Суть наставничества – передача богатого личного опыта профессиональной деятельности молодому человеку, в ускорении его адаптации к профессиональной деятельности, оказание помощи и поддержки.

Слайд 12. Кто такой наставник?

Ч еловек, осуществляющий наставничество. Наставники были уже в Древнем Риме, там так называли домашних учителей. В России эта форма начала развиваться с 30-х годов, достигнув расцвета в 70-х годах ХХ столетия.

Слайд 13. Каким должен быть наставник

Быть наставником, значит обладать рядом качеств, таких как:

Уверенность в себе;

Компетентность(знание нормативно-правовой базы образовательной организации, традиций и неформальных правил)

Важно! Работа наставника, это работа с группой людей, нужно быть готовым к нестандартным ситуациям и обладать способностью, найти положительный выход из них

Слайд 14. Немного из истории наставничества

Форма взаимоотношений между учителем и учеником существовала уже в первобытном обществе в виде обряда инициации - имянаречения. Для подготовки к этому обряду выделялись специальные наставники, которые обучали молодых людей определенным ритуальным правилам и умениям.

С разделением труда длительное время наставничество существовало в форме профессионального обучения - подмастерья (мастер - ученик). Наставничество в широком смысле присуще всем формам обучения и системам образования .

В отечественной практике получило развитие массовое движение наставничества в системе профессионально-технического образования и производственного обучения (с конца 50-х гг.). осуществлялось как шефство опытных передовых работников над учащимися и молодыми рабочими, пришедшими в трудовой коллектив. В обязанности наставника входило не только обучение молодого человека специальности, но его политическое и нравственное воспитание.

Слайд 15. Наставничество зародилось и получило свое развитие в рамках групповой деятельности людей. С развитием социума появлялись новые виды деятельности и профессии для овладения которыми был необходим более долгий и тщательный вид подготовки с целью выявления индивидов, способных к конкретной, более сложной, чем у предыдущих поколений, профессиональной деятельности. Таким образом, наставничество формировалось на протяжении жизни практически всех поколений человечества с первобытной эпохи.

Слайд 16. Освоить новые знания и обрести профессиональные навыки без наставников было невозможно, поэтому феномен наставничества стал закономерностью цивилизационного процесса.

Слайд 17. В СССР на предприятиях также было наставничество. Помогать молодому специалисту стать хорошим мастером – это честь для наставника, его прямая обязанность.

Сейчас этого мало.

Во-первых , самому наставляемом, нужна не только профессиональная подготовка, но и структурная, коммуникационная, ценностная , иначе он не сможет реализоваться в коллективе!

Во-вторых , сам наставник не хочет помогать кому-то просто так, и ему нужна мотивация.

Один из вариантов – участие в чем-то реально глобальном и полезном, как Нацпроект, получение признания на разных площадках, даже тиражирование собственной успешной практики с этим конкретным школьником и студентом. Личный бренд и признание!

Слайд 18. На протяжении своей истории содержание наставничества постоянно эволюционировало, наконец получив свои современные определения.
Соответствующие отраслевые словари смысловые нюансы понятия "наставник" описывают, используя следующие характеристики: "тот, кто дает советы, обучает; советчик, учитель; смотритель ".

Термин "наставлять" имеет значение "давая советы, учить чему-то; приводить, направлять, нацеливать и т. д. в нужном направлении; направлять"

Слайд 19. Кто же будет этими самыми наставниками? И какие проблемы решит наставничество?

Конечно, лучший наставник – это педагог. Если мы говорим в философском и психологическом смысле.

Настоящий педагог никогда не ограничивается простой передачей знаний, но учит жить, прививает ценности и смыслы.

Проблема в другом – у современного учителя нет времени на интеграцию в программу наставничества, а сегодня нужны вовлеченные наставники.

Слайд 20. Познакомимся с основными категориями процесса наставничества:

Развитие - процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов;

Воспитание - целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности;

Профессиональная адаптация - процесс приспособления (привыкания) человека к содержанию, условиям, организации и режиму труда, к коллективу. Успешная профессиональная адаптация является одним из показателей обоснованности выбора профессии и способствует развитию положительного отношения работника к своей деятельности, сближению общественной и личной мотивации трудовой деятельности.

Слайд 21. 22. Типы наставничества

Прямое - непосредственный контакт с учеником, общение с ним не только в рабочее время, но и в неформальной обстановке;

Опосредованное – наставничество проявляется только формально, путем советов, рекомендаций, но личные контакты сводятся к минимуму, а также влияние на его окружающую среду;

Коллективное - наставничество распространяется на весь коллектив учеников.

Скрытое - когда наставник воздействует на ученика незаметно для второго;

Открытое - двустороннее взаимодействие наставника и воспитуемого;

Индивидуальное - когда все силы направлены на воспитание одного ученика.

Наставничество является двусторонним процессом: с одной стороны – деятельность наставника, с другой – деятельность ученика, воспитанника. Этот процесс носит субъект-субъектный характер и является одной из разновидностей педагогического взаимодействия.

Слайд 23. 24. Какие проблемы решит наставничество в общеобразовательной организации?

Комплексно: от проблем успеваемости до интеграции в школьное сообщество. Наши дети выпадают из общественной системы, особенно подростки, которым нужна сильная привязка, доверие, комфортное самоощущение.

Наставник-ровесник поможет им и влиться в коллектив, и подтянуть учебу, и найти себя. Это и клуб по интересам, и друг с определенной субординацией, и мотиватор и человек, в чей реальный опыт успеха веришь (в отличие от блогеров на YouTube, которые никак не могут доказать свой успех).

Слайд 25. Наставничество – это практическое решение, которое может быть введено в любую организацию.

И заканчивая свое выступление, хочу сказать замечательными словами Коменского- о наставнике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации адресованы наставникам колледжа В работе изложено описание системы работы в качестве наставника, представлены нормативные и методические документы, примеры локальных актов регламентирующих различные направления реализации системы наставничества в колледже

1.Наставничество- процесс профессионального становления молодых педагогов

2.Планирование работы наставника

Приложение №1. Алгоритм работы наставника с молодым специалистом

Приложение №2. Положение о наставничестве опытных педагогов

над молодыми специалистами в ГБОУ СПО ЛНР «Луганский колледж

Приложение №3. Примерный план работы наставника с молодым

Приложение №4 Анкета для молодого педагога

Приложение №5. Индивидуальный план профессионального становления

Приложение №6. Памятка по подготовке к уроку

Приложение №7. Памятка по оформлению методических разработок

Приложение №6 Наставнику по работе с молодым педагогом

Поэтому приобретает особую значимость проблема привлечения и закрепления в образовательных учреждениях молодых специалистов.

Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и опытные коллеги, а обучающиеся и их родители, сотрудники, руководство ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

Решение задач профессионального становления молодого специалиста, полного освоения педагогической профессии, адаптации в трудовом коллективе, налаживания педагогических контактов возможно через создание системы наставничества в рамках образовательного учреждения.

Основными категориями процесса наставничества являются развитие, воспитание и профессиональная адаптация человека в трудовой производственной деятельности.

Под развитием человека понимается процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов

Под воспитанием – целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности.

Под профессиональной адаптацией понимается процесс приспособления (привыкания) человека к содержанию, условиям, организации и режиму труда, к коллективу. Успешная профессиональная адаптация является одним из показателей обоснованности выбора профессии и способствует развитию положительного отношения работника к своей деятельности, сближению общественной и личной мотивации трудовой деятельности.

Реализуемая в колледже система наставничества – представляет собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального и профессионального опыта. Кроме того, мы считаем, что наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.

НАСТАВНИЧЕСТВО- ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ

Наставничество существовало в нашей стране с 30-х годов 20 века в различных формах и реализовывалось как форма воспитания и профессиональной подготовки молодежи на производстве, в ПТУ и т. д. передовыми опытными рабочими, мастерами, инженерно-техническими работниками.

Наставник – человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией. Сократ главной задачей наставника считал пробуждение мощных душевных сил ученика.

К. Д. Ушинский считал, что, профессиональная адаптация личности напрямую зависит от уровня педагогического мастерства, опыта и знаний наставника. Наставничество не ограничивается только передачей навыков и педагогического опыта, это процесс долгий и трудоемкий. Наставник вводит новых специалистов в коллектив и помогает понять корпоративную культуру и технологию работы. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация. Поэтому к наставнику предъявляются особые требования, связанные не только с его профессиональной, педагогической, методической компетентностью, но и коммуникативными, личностными качествами. Человек, занимающий должность наставника, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся (воспитанников), родителей. Обязательно обоюдное согласие наставника и молодого специалиста в совместной работе, готовность наставника к передаче опыта.

Для самого наставника это служит стимулом к профессиональному росту. В поисках инновационных форм и методов работы с молодыми педагогами нами изучены и внедрены в практику работы системный, деятельностный, а также андрагогический подход. В соответствии с особенностями обучения взрослых, при отборе форм, методов, средств и способов повышения квалификации молодых педагогических кадров, мы учитываем уже имеющееся образование у начинающих специалистов, наличие жизненного и профессионального опыта, психологические и возрастные особенности, их ожидания и запросы и др.

Обучение взрослых должно начинаться с диагностики их потребностей в обучении, выявления пожеланий относительно организации и содержания обучения, должна быть предусмотрена возможность осуществления обратной связи и корректировки учебного содержания ответ на пожелания взрослых обучающихся. Технологиям обучения взрослых характерна интенсивность, максимальная индивидуализированность, выраженная деятельностная и прагматическая направленность, что способствует максимальному проявлению и развитию активности педагога.

педагогической реальности существуют различные виды наставничества , но в нашей практике, учитывая работу одновременно с несколькими подопечными, в основном оправдали себя прямое, коллективное и открытое наставничество

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Реализация моделей наставничества в опыте колледжа. Презентация на заданную тему содержит 9 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500

Наставничество - инструмент профессионального обучения по формированию общих и профессиональных компетенций обучающихся, ценностей и смыслов профессиональной деятельности через педагогическое взаимодействие, доверительность общения и партнерство Наставничество - инструмент профессионального обучения по формированию общих и профессиональных компетенций обучающихся, ценностей и смыслов профессиональной деятельности через педагогическое взаимодействие, доверительность общения и партнерство

Функции наставника Функции наставника помогает студентам овладеть профессиональными компетенциями, относиться к себе и профессиональной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей изучает внутренние и внешние препятствия студента, помогает определить пути их преодоления специально создает ситуации успеха и взаимообучения, в которых студенты самостоятельно выполняют профессиональные обязанности

Читайте также: