Доклад на тему жанры речевого общения

Обновлено: 28.06.2024

Выполнила студентка
Третьего курса
Заочной формы обучения
Группы 653/3
Солодов А.Ю..
Проверил:
Пролин Н. Г.

Первое четкое разделение форм речевого общения было произведено Аристотелем. Большая роль в выделении бытовых речевых жанров принадлежит М. М. Бахтину, который, не употребляя термина “прагматика”, охарактеризовал необходимыепрагматические составляющие речевого общения, подчеркнул важность роли адресата (Другого, в его терминологии), предвосхищения его ответной реакции. М. М. Бахтин определил речевые жанры как относительно устойчивые и нормативные формы высказывания, в которых каждое высказывание подчиняется законам целостной композиции и типам связи между предложениями-высказываниями. Диалог он определил какклассическую форму речевого общения.
Богатство и разнообразие речевых жанров необозримо, потому что неисчерпаемы возможности разнообразной человеческой деятельности и потому что в каждой сфере деятельности вырабатывается целый репертуар речевых жанров, дифференцирующийся и растущий по мере развития и усложнения данной сферы. Особо нужно подчеркнуть крайнюю разнородность речевых жанров (устных и письменных). В самомделе, к речевым жанрам мы должны отнести и короткие реплики бытового диалога (причем разнообразие видов бытового диалога в зависимости от его темы, ситуации, состава участников чрезвычайно велико), и бытовой рассказ, и письмо (во всех его разнообразных формах), и короткую стандартную военную команду, и развернутый и детализованный приказ, и довольно пестрый репертуар деловых документов (вбольшинстве случаев стандартный), и разнообразный мир публицистических выступлений (в широком смысле слова: общественные, политические); но сюда же мы должны отнести и многообразные формы научных выступлений и все литературные жанры (от поговорки до многотомного романа). Может показаться, что разнородность речевых жанров так велика, что нет и не может быть единой плоскости их изучения: ведь здесь в однойплоскости изучения оказываются такие разнороднейшие явления, как однословные бытовые реплики и многотомный художественный роман, как стандартная и обязательная даже по своей интонации военная команда и глубоко индивидуальное лирическое произведение и т. п. Функциональная разнородность, как можно подумать, делает общие черты речевых жанров слишком абстрактными и пустыми. Этим, вероятно, и объясняется, что общаяпроблема речевых жанров по-настоящему никогда не ставилась. Изучались — и больше всего — литературные жанры. Но начиная с античности и до наших дней они изучались в разрезе их литературно-художественной специфики, в их дифференциальных отличиях друг от друга (в пределах литературы), а не как определенные типы высказываний, отличные от других типов, но имеющие с ними общую словесную (языковую) природу.Общелингвистическая проблема высказывания и его типов почти вовсе не учитывалась. Начиная с античности изучались и риторические жанры (причем последующие эпохи не много прибавили к античной теории); здесь уже обращалось больше внимания на словесную природу этих жанров как высказываний, на такие, например, моменты, как отношение к слушателю и его влияние на.

Что такое жанр речи в русском языке: описание значения термина

Речевые жанры — устойчивые модели текста, которые построены по определенным критериям и используются как устно, так и письменно.

Какие есть типы речевых жанров: перечень

  • Информативные, необходимые для передачи информации
  • Императивные, с помощью которых воздействуют на адресата
  • Этикетные, важные для передачи принятых норм общения
  • Оценочные, выражающие отношение к поступку, высказыванию, ситуации

Для определения жанровой принадлежности есть общие признаки:

  1. Тема текста
  2. Композиция
  3. Особенности стилистики

Жанры речи в русском языке связаны со стилями — разновидностями литературного языка, которые используются при коммуникации. Назовем основные:

  • Научный
  • Официально-деловой
  • Разговорный
  • Публицистический
  • Стиль художественной литературы.

Основные типы речевых жанров в зависимости от формы коммуникации

Строгого ограничения в выборе не существует, однако примерная взаимосвязь выглядит так:

  • Информативный используется во всех стилях.
  • Этикетный — в официально-деловом.
  • Императивный характерен для официально-делового и публицистического текстов.
  • Оценочный — для публицистического и разговорного.

Как делятся речевые жанры на виды:

Виды речевых жанров

Текст написанный и произнесенный отличаются разными стилистическими средствами. Письменная форма выражается в подготовленном высказывании. Для него характерны литературная норма, тщательный отбор слов и форм, строгая последовательность. Устная, разговорная — спонтанная, более свободная, допустимы просторечия, использование фразеологизмов и неполных предложений, большая эмоциональность.

Виды речевых жанров текста, их характеристика и примеры

Что такое речевой жанр, можно увидеть на конкретных примерах:

Каждый речевой жанр текста имеет виды в зависимости от коммуникативной ситуации. На выбор формы и темы влияет адресат, к которому обращено высказывание, время и место произнесения, официальная или неофициальная обстановка.

Поскольку речевая деятельность по характеру общения подразделяется на виды, реализующие устное общение (говорение и слушание) и письменное общение (чтение и письмо), жанры речевой коммуникации также определяются как устные и письменные. Насколько неисчерпаемы возможности человеческой деятельности, настолько и разнообразны жанры речевого общения.

С точки зрения синтактики речевой жанр определяется как системно-структурный феномен, представляющий собой сложную совокупность многих речевых актов, выбранных и соединённых по их целесообразности. В прагматическом отношении жанр речи – это вербальное оформление типичной ситуации социального взаимодействия людей.

Речевые жанры даны человеку почти так же, как дан ему родной язык с самого детства. Словарный состав и грамматический строй родного языка человек узнаёт не из словарей и грамматик, а из конкретных высказываний людей, окружающих его при общении. И речевые жанры так же приходят в опыт и в сознание людей в процессе их речевого общения в различных сферах и условиях. Речевые жанры по сравнению с формами языка гораздо более изменчивы, гибки, пластичны, для участников речевого общения они имеют нормативное значение: они не создаются коммуникантами, а даны им.

Жанр тесно связан со стилем, в сущности, языковые или функциональные стили являются жанровыми стилями тех или иных сфер человеческой деятельности и речевого общения. В каждой сфере пользуются только ей соответствующими жанрами, то есть относительно устойчивыми тематическими, композиционными и стилистическими типами высказываний.

В деловой сфере выделяют жанры речевой коммуникации, общие для всех субъектов независимо от вида трудовой деятельности: собрание, банкет, юбилей, панихида, цель которых – обеспечение функционирования трудового коллектива как единого организма.

Существуют и специальные жанры деловой речевой коммуникации, используемые в таких специфических сферах, как парламентская, судебная деятельность (парламентские дебаты, судебное заседание): дипломатическая речь, митинговая и агитаторская речь, прокурорская или обвинительная речь, адвокатская (защитительная) речь. Цель специальных жанров деловой речевой коммуникации – обеспечение функционирования государственных органов, безопасности граждан государства.

Среди жанров публичного делового общения в настоящее время приоритетны так называемые пиар-жанры, служащие для создания позитивной известности организации: пресс-конференции, презентации, брифинги, которые выполняют функцию информирования, убеждения.

В общественно-политической и социально-культурной сферах устная речь представлена жанрами политического выступления на митингах (митинговая речь), политической речью, производственной речью (на совещаниях), теле- или радиоинтервью, дискуссиями, дебатами, саммитами. Основной функцией этих жанров является воздействие на сознание людей с целью привлечения их внимания к общественно значимым проблемам и создания общественного мнения.

Для религиозной сферы общения характерны такие жанры публичного общения, как соборная речь и проповедь, нацеленные на формирование нравственных ценностей и общий духовный рост населения.

В социально-бытовой сфере выделяют юбилейную речь, застольную речь (тост или спич), поминальную (скорбную) речь, или надгробное слово.

Все жанры речевой коммуникации дают человеку возможность осуществлять совместную деятельность с другими по успешному решению жизненных задач, получать знания о мире, формировать образцы и модели своего поведения, организовывать мышление, развивать способность анализировать и оценивать ситуацию, создавать картину мира.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.



Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подходы к определению и изучению

жанров речи

«Высказывания и их типы, то есть речевые жанры,

– это приводные ремни от истории общества к истории языка.

Ни одно новое явление (фонетическое, лексическое, грамматическое)

не может войти в систему языка, не совершив долгого и сложного

Бахтин (Слайд 2)

Впервые с некоторыми принципами жанрового анализа мы сталкиваемся еще в школе, главным образом, на уроках литературы. Сперва, мы узнаем основные черты жанров сказка , баллада , роман и пр. В литературоведении жанр определяется на основе принадлежности произведения к литературному роду, преобладающего эстетического качества, объема произведения и способа построения образа. Выделяются эпические жанры, лирические и драматические.
Постепенно понятие жанр занимает прочное место в лингвистике и применяется в отношении речевых произведений. Каждая коммуникативная ситуация насыщена определенным набором речевых жанров: например, застолье – тост, шутка, анекдот, беседа, рассказ ; устройство на работу – резюме, телефонный разговор, собеседование и пр.

Позднее появились такие науки как жанроведение и генристика . (Слайд 3)

Этими родственными терминами отечественные и польские лингвисты называют область знаний о жанре. Хотя, В.В. Дементьев предложил различать их как два разных явления.

Жанроведение - прагматическое изучение речевых жанров. Этот подход отличается стремлением преодолеть недостатки генристического подхода.

Терминология, обслуживающая категории и понятия теории речевых жанров, довольно многочисленна. Ф.С.Бацевич отмечает, что теория речевых жанров, с одной стороны, активно пользуется терминологией общей теории коммуникации, а с другой –вводит в научный обиход некоторые собственные понятия, например: речевой жанр, типы речевых жанров, жанровая тональность, межжанровая динамика и другие.


Условно можно выделить несколько подходов к определению речевых жанров и их изучению: (Слайд 5)

подход М.М. Бахтина,

социопрагматический анализ РЖ,

Теория речевых жанров М.М. Бахтина (Слайды 6-9)

Социопрагматический анализ речевых жанров(слайды 10-12)

Речеактовый подход (Слайд 13-14)

Текстоцентрический подход (Слайды 15-16)

Текст понимается также как совокупность определенным образом соотнесенных текстовых категорий, при котором он рассматривается как класс текстов-высказываний, обладающий, помимо специфичных для газетной речи, теми же основными качествами, что и жанры научной, художественной и публицистической литературы: устойчивостью, онтологичностью, особым оценочным отношением, историчностью.

Читайте также: