Доклад на тему зеленые святки

Обновлено: 03.07.2024

Летние святки или "зеленые святки" или "русалочьи дни", или Семик начинались после воробьиной ночи. Семик - это главный день этой праздничной семицкой недели (седьмая после Пасхи). Это время от Вознесения (иногда от Преполовения) практически до кануна Петровского поста (время проводов русалок).

У славян это время ассоциируется с окончанием весны и началом лета. И Семик - четверг седьмой послепасхальной недели. Соответственно, завершаются празднования чаще всего - во вторник восьмой послепасхальной недели.

Этнографы, изучающие славянские обычаи, называют это время "Троицко-семицкий празднично-обрядовый недельный цикл".

Традиционно это девичий праздник. Переход девочек в статус девушки-невесты. Теперь они могли гадать, участвовать в посиделках, к ним могли свататься. А в Русальную неделю девушки задабривали русалок. Если задобришь, то русалки могли девушкам помогать.

Интересно, что только в Семик люди могли поминать людей, умерших рано или погибших "не своей смертью". Их называли заложными покойниками. Этнограф Зеленин утверждал, что в народе бытует мнение, что заложные не могут обрести покой и мечутся между миром яви и нави, поскольку ушли из жизни, не изжив свой век. И их души превращаются в леших, кикимор, русалок, как и души проклятых (бывалошных людей).

Таких покойников не отпевали, поминали отдельно ото всех как раз в Русалью неделю на Семик.

Т.е. березу "завивали" в четверг (в Семик), а потом ее "развивали" в Петровское заговенье. Такое отношение к дереву не случайно. Береза, особенно молодая - средоточие энергии плодовитости.

В эти дни славяне проводили обряды инициации/кумления. Это были очень красивые обряды с использованием венков, гирлянд, обменных платков, колец.

Венки, которые плели (завивали), потом использовались в русальих гаданиях. Считалось, что заплетенный венок покажет, будет у девушки долгая любовь (долго не вянет) или короткая (вянет быстро).

Когда завершалась Русалья неделя, считалось, что русалки уходят с земли, из мира яви. Чтобы они не остались, их нужно было прогнать. Для этого в разных регионах были свои обряды. У некоторых восточных славян четверг зеленой недели называют русальей Пасхой.

До проводов русалки, особенно в русальи святки, девушки гадали, вместе с ними гадали девочки, которые прошли обряд инициации, кумовства и посвящения в девушки.

Так что - успешных вам гаданий. Тем более, это одни из самых мистических дней. Гадания наиболее успешны как в русальи дни, так и на Ивана Купала. Пишите.

Седьмая неделя после Пасхи, известная в народе под именем Семицкой и Троицкой, еще и в настоящее время в разных местах России сопровождается особыми празднествами и обрядами. Эти обряды ведут свое начало со времен глубокой древности, кажется, с самых первых дней существования русского народа, и по своему составу и характеру представляют собой любопытное смешение крайних противоположностей – веселья и плача, христианства и язычества.

В Москве было несколько убогих домов: при церкви св. Иоанна воина, на Божедомке, святителя Николая Божедомского, в Звонарях, Пятницы Божедомския, Успения Божией Матери на Могильцах, при Покровском монастыре на убогих домах и др. Сюда-то в семик (и в праздник Похрова Богородицы) бывал крестный ход из соборов и монастырей для совершения общей панихиды.

Душа моя масленица,

Перепелиные твои косточки,

Бумажное твое тело,

Сахарные твои уста,

Сладкая твоя речь,

Русая твоя коса.

Тридцати братьям сестрица,

Сорока бабушкам внучка,

Трех матерей дочка.

Молодежь, особенно парни и девицы, проводили семик в занятиях и играх, более соответствовавших их юным думам и желаниям. Семик – девичий праздник по преимуществу; отсюда его необходимая принадлежность – завиванье венков и гадание ими.

Собравшись вместе, молодежь отправлялась в рощу и там выбирала березку и украшала ее лентами. Вокруг нее начинались хороводы. Здесь же выбирались другие березки и с песнями сплетались попарно верхушками. Девушки тоже попарно подходили к ним и кумились-целовались сквозь листву, приговаривая:

Нам с тобой не браниться,

Царь по городу гуляет,

Царь царевны своей ищет

Нагулявшись и наигравшись в лесу, девушки забирали свои венки и отправлялись с ними на берег ближайшей реки. В некоторых местах, впрочем, семицкие венки оставляли до Троицына дня. Направляясь к реке, девушки пели:

Пойду на Дунай реку,

Стану на крутом берегу,

Брошу венок на воду.

Отойду подале, погляжу,

Тонет ли, не тонет ли

Венок мой на воде.

Расположившись на берегу, подруги одновременно бросали на воду свои венки, замечали, как вода их уносит, и потом по быстроте и порядку движения венков гадали о грядущей своей судьбе. Потонет ли венок или нет? На одном ли месте он остановится или поплывет в сторону? Чей венок плывет впереди и чей остается назади? Нередко случалось, что влюбленные как будто нечаянно бросали свои венки вместе. Догадливые люди по сближению таких венков на воде нередко угадывали о близкой свадьбе. Бывали примеры, что матушки никогда не отдавали своих дочек за таких суженых, чьи семицкие венки потонули в воде. По замечаниям старушек, такие суженые или скоро умирают, или спиваются с круга. Ленты, которыми наши бабушки перевивали семицкие венки, сохранялись всю жизнь. Когда они выходили замуж этими лентами связывали венчальные свечи.

Семицкие увеселения так широко были распространены у нас в старину, что ими любили потешаться не только боярышни, но и царицы. Императрицы Елизавета и Екатерина любили смотреть в ямских слободах на семицкие хороводы и раздавали девушкам разные подарки: серьги, бусы, ленты, а мужчинам платки, кушаки и т. п. Императрица Елизавета, когда была еще великой княжной, сама участвовала в хороводах, одетая в парчовый сарафан, в брильянтовых серьгах и в жемчужных бусах. Вообще семик был одним из самых любимых и почетных народных праздников. В одной старинной песне народ пел:

Как у нас в году три праздника:

Первый праздник – семик честный,

Другой праздник – Троицын день,

А третий праздник – купальница.

Наше время, к сожалению, не удержало за семиком старинной простоты и искреннего, чистого веселья. Чтобы видеть их теперь, нужно отправляться в глушь наших отдаленных деревень и сел, где и набожность сильна в своей простоте, и веселый дух народный не тронут еще трактирной цивилизацией.

Источник: Приходская библиотека, издаваемая под редакцией В. И. Шемякина. Составил Г. Георгиевский. С.-Петербург. Типо-литография М.П. Фроловой. Галерная б. 1899.

Главная страница Русское народное Семик

Семик (зеленые святки)


Семи́к (зелёные Святки) - славянский народный праздничный комплекс весенне-летнего календарного периода, называемый так по главному дню. Отмечается с четверга (в иных местах со вторника) седьмой недели после Пасхи по вторник восьмой недели после Пасхи (в иных местах по Троицын день). Праздник знаменует окончание весны и начало лета. Это был главный весенне-летний праздник, с обширным циклом игр, хороводов и песен. Здесь так же, как и в зимние святки, в календарную обрядность врывалась обрядность молодежная, предбрачная по своему характеру. Неделя зеленых святок называлась иначе семицкой (так как это была седьмая неделя после пасхи). Зеленые святки были связаны с представлением о расцветающей, входящей в силу растительности. Народ чествовал деревья и цветы.

Зелёные святки (Семицкая неделя) 2013 года

19 июня – семуха, кривая среда

20 июня – Семик

22 июня – родительская или клечальная суббота (клeчанье – деревья, ветки, цветы, которыми убирают дома и церкви)

23 июня– Троица

24 июня – Духов день

СЕМИК


Семик - седьмой четверг после Пасхи считался большим праздником, он открывал комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую растительность с центральным персонажем - березкой.

Почему народ выбрал именно берёзу? Объясняется это тем, что берёзка - первое дерево, одевающееся в яркую, блестящую на солнце зелень, тогда как другие деревья ещё едва начинают распускать почки. Отсюда возникает представление, будто именно берёзки обладают особенной силой роста. Средоточием этой силы считаются верхушки и ветки: они идут в рост и, следовательно, здесь находится сила деревьев. Эту силу надо использовать. Берёзовые ветки или молодые берёзки приносились из леса и расставлялись по домам в семицкую неделю. Дома украшались также цветами. Перед праздником мыли, чистили избы, всюду наводя чистоту. Дворы, и ворота также украшали берёзками, отчего вся деревня приобретала нарядный вид.

Обычно веселье в Семик начиналось после обеда. Молодежные гулянья, игры, хороводы проходили или в лесу, вокруг березки, или в деревне, куда с песнями вносили срубленное и украшенное деревце. Пели:

Берёза девушкам приказывала:

«Придите вы, девушки.

Придите вы, красные!

Сама я, берёзынька,

Надену платьечко все зелёное,

Все зелёное — все шёлковое;

Ветрик повеет — вся шуметь буду,

Дождичек пройдет — лопотать буду,

В разных местах обряд с молодым деревом был неодинаков, каждая деревня имела свой набор действий и в собственной последовательности, свой обязательный песенный репертуар, при том, что основные элементы обряда сохранялись. К числу таких элементов относятся: выбор и украшение деревца, совместная трапеза под ним, завивание венков, кумление, хороводные песни и игры под березкой, рубка дерева, а затем уничтожение его, гадание на венках, брошенных в воду.Большинство обрядов совершали девушки.

Не радуйтесь, дубы,

Не радуйтесь, зелёные,

Не к вам девушки идут,

Не к вам красные,

Не вам пироги несут,

Ио, ио, семик да троица!

К вам девушки идут,

К вам пироги несут,

Ио, ио, семик да троица!

Все приносили с собой глазок яичницы. После того как березки были завиты, девушки, разместившись вокруг одной из них, выкладывали на полотенце (скатерть) глазки яичницы. Получался удивительный ковер, словно бы солнечная мозаика. Затем девушки водили хоровод и пели песню:

К тебе девки пришли,

А и густо-густо на березе листьё,

Ой ли, ой люли, на березе листьё!

Гуще нету того во ржи, пшеницы,

Ой ли, ой люли, во ржи, пшеницы!

Господа бояре, мужики крестьяне!

Ой ли, ой люли, мужики крестьяне!

Не могу стояти, колоса держати,

Ой ли, ой люли, колоса держати!

Буен колос клонит, буен колос клонит,

Ой ли, ой люли, буен колос клонит!

То есть почести, воздаваемые березе, рассматривались как проявление такого уважения к ней, за которое она отплатит добром — передаст свою буйную силу и рост хлебному полю. Пшеница представлена с уже налившимся тяжелым зерном.

Сами женщины как бы вбирают в себя эту силу:

Ой, где девки шли, там и рожь густа,

Ой, где вдовы шли, там трава росла,

Что трава росла высока, зелена;

Где молодушки шли, там цветы цветут,

Ну, цветут цветы по всей улице,

По всей улице да по бережку,

Что по бережку под кусточками.

Вью, вью колечко на батюшка,

Другое колечко — на матушку,

Третье колечко сама на себя,

Четверто колечко — на своего старика.


В Семик происходил обряд кумления. Кумятся главным образом девушки, женщины, хотя имеются редкие свидетельства былого существования этого обычая между парнями и девушками или только между парнями.

Кумовство на Семик восходит к обрядам родового общества. Это было принятие в род, признание им полноправными членами девушек, достигших брачного возраста. Производились эти обряды в начале лета, начинался расцвет природы, от неё уже ждали плодов. Девушка, достигшая половой зрелости, также должна была стать женщиной. Это подчеркивало и сбрасывание венка - символа девичества (позже это стало гаданием - выйдет ли девушка замуж). Но это не исключает и другого вида кумовства - между мужчинами и женщинами, которое у многих народов происходило на Иванов день: оно могло быть пережитком заключавшихся в это время браков.

Обычай кумиться связан с берёзкой - кумились в лесу, загибая молодые ветки с только что появившимися листочками в круг, так что образовывались венки. Пелись ритуальные песни-приглашения свить венки:

Пойдем, девчонки, завивать веночки!

Завьём веночки, завьём зелёные.

Стой, мой веночек, всю недельку зелен,

Ая, молодёшенька, весь год веселёшенька!

Девушки попарно целовались через ветви берёзок, скрученных в венок потому, что надеялись на их магическую силу: они должны были усиливать крепость хороших, дружеских отношений между женской половиной села. Их заклинали сохранять дружбу между девушками и женщинами, когда на всю жизнь, когда до следующего кумления через год с другой девушкой, когда до конца праздника:

Покумимся, кума, покумимся,

Нам с тобою не браниться,

Ну-ка, кумушка, мы покумимся,

Ай люли, ай люли, мы покумимся!

Мы покумимся, поцелуемся,

Ай люли, люли, поцелуемся!

Приходи, кума, киселя хлебать,

Ай люли, киселя хлебать!

Во многих местностях избирали старшую куму. Собравшись, подбрасывали вверх платочки: чей выше взлетел, та становилась старшей кумой. Кто уж очень хотел быть ею, исподтишка вкладывал в платочек какую-нибудь тяжесть - камешек, палочку.

ТРОИЦА


Праздник Святой Троицы, справляемый через семь недель после Пасхи, посвящен сошествию Святого Духа на апостолов. Это произошло на 50-й день по Воскресении Христовом, поэтому день Святой Троицы называется также Пятидесятницей. Именно сошествие Святого Духа явило все Лица Триединого Бога: Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от порабощения диаволу, Бог Дух Святой освящает мир через основание Церкви и всемирную проповедь веры.

На Троицу (в воскресенье) дома и снаружи и изнутри украшали березками, с березками ходили по деревне, березки (особенно на полянах) украшали девичьими лентами и венками. Храмы изнутри тоже украшали цветами и зеленью(обычно небольшими березками), а пол устилался свежей травой. Прихожане являлись на обедню в церковь с букетами полевых цветов, берёзовыми ветками.

Да уж вы милые девушки мои,

Да вы подруженьки мои!

Да вы зачем меня да раздеваете?

Да чем же, чем же вам да разглянулася?

Да я кудрявая, да я нарядная была,

А теперь, березынька, да оголенная стою.

Все наряды мои да подаренные,

Все листочки мои, да все свернулися!

Вы подруженьки мои, да отнесите вы меня,

Киньте-бросьте вы меня да в речку быструю,

И поплачьте надо мной да над березынькой.

Троицкой зелени приписывалась особая сила. Ветки от троицкой березки не выбрасывали, и после праздника их втыкали во дворе для охраны скота или клали в сусек, чтобы уберечь зерно, муку, крупу от мышей. Позднее эти же ветки клали под снопы хлеба, под сено, в картофельные ямы.

РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА

Старинным троицким обычаем, корни которого уходят в дохристианские времена, было посещение кладбищ в субботу.

ДУХОВ ДЕНЬ И РУСАЛЬНАЯ НЕДЕЛЯ

Отношение к русалкам было двойственным. С одной стороны, русалки могли облагодетельствовать человека, подарить ему богатство и удачу. С другой стороны, считалось, что русалки опасны для живых, особенно в течение русальной недели, когда им ничего не стоит защекотать до смерти путника или утащить его к себе на дно. Особенно опасны они в четверг - русальчин великдень.

Полагали, что русалки до Духова дня живут в водах; на Духов день они выходят из своих жилищ и плещутся на поверхности воды. Иногда русалки могут заходить и далеко от места своего обитания, в леса и рощи. Цепляясь волосами за сучья и стволы, если эти деревья согнуты бурею, они качаются как на качелях, с криком „рели-рели!" или „гутыньки, гутеньки!". По этой причине люди остерегались купаться на Троицын и Духов день, считалось также опасным в эту пору одному ехать через засеянное рожью поле: русалки могут напасть и замучить, да и вообще лучше не выходить за околицу в сумерки. А уж если выходили, то обязательно брали с собой пучок полыни, запах которой русалки якобы не переносят. Был ещё один способ избавиться от русалок: надо начертить на земле крест, обвести его вокруг чертою и встать в этом круге. Русалки походят, походят около черты, переступить которую боятся, и уйдут.

ПОМИНАЛЬНАЯ ОБРЯДНОСТЬ

На сегодняшний день практически повсеместно поминальная обрядность с собственно Семика перешла на Троицкую родительскую субботу.

Святки Зеленые. Русалочку до бору проведу. Часть 2

(Начало здесь ) Святки зеленые потому и назывались Зелеными , что к этому времени зеленело все: деревья, трава, цветы, хлеб в полях.

Зелень и растительность разного рода были основным символом Зеленых святок.

В храм шли с веточками березы и цветами, церкви и дома украшали свеже-скошенной травой, цветами и молодыми березками.

Семицкая зелень, особенно веточки березы считались мощным оберегом.

Поэтому в Семик народ толпами ходил в поля заготавливать травы: мяту, чебрец, калуфер и рубить молодые березки, которыми украшали свои жилища.

Во дворах устанавливали целые аллеи березок, полы устилали травами и цветами, деревня превращалась в зеленый сад.

В этот день праздничное настроение царило везде: хороводы, песни, совместные трапезы, игры с чучелами, гадания с венками наполняли села и дома. Венками украшались головы как знак жертвоприношения. Венок считался символом бессмертия, связи живых и мертвых, поэтому на венках гадали о будущем, жизни и смерти.

Святки Зеленые. Русалочку до бору проведу. Часть 2

Русальная зелень, по языческим поверьям, считалась сакральной. По окончании праздника зелень сжигали, забрасывалась на деревья или топили. Сухие веточки березы хранили как оберег и как средство защиты от пожаров, мора и глада.

Береза была священным деревом троицко-семицкой недели и называлась Семиком и ее, как священное древо, чествовали особыми обрядами. Срубленную березу на несколько дней приносили в избу, ставили в поленницу, на крышу, в окно или устанавливали посреди села.

Берёзу красили, т.е. украшали, около нее хороводились, пели, устраивали праздничное гуляние и праздничную трапезу.

Святки Зеленые. Русалочку до бору проведу. Часть 2

Девичьи хороводы в праздник

Иногда березу носили по селу. Тогда впереди шла самая бойкая дивчина, остальные девушки держались за ленты, которыми береза была украшена. Березу дергали, крутили, создавалось впечатление, что она сама двигается.

Но часто березу не срубали, а завивали: заплетали верхние ветки каждой березки или завивали ветки двух рядом стоящих березок.

Сплетенные березы назывались венком. Венок также украшали и под ним девушки кумились, хороводились, совершали совместную трапезу, танцевали, пели песни. В семик кумились, в Троицу раскумлялись.

Святки Зеленые. Русалочку до бору проведу. Часть 2

Часто из березы делали человекоподобные чучела-куклы. В ритуалах с чучелами просматривался сексуально-эротический подтекст и свадебно-брачный ритуал, очень важный в период созревания природы. Для изготовления куклы брали палку с перекладиной, обряжали в женский наряд, иногда в свадебный, из тряпок делали голову и лицо разрисовывали углем.

Наряды носили ярко выраженные половые признаки: у чучела-женщины была большая грудь и из-под полы виднелась черная мочалка, у чучела-мужчины была привязанная к соответствующему месту морковка или палка. Чучелам давали имена: Дуня, Филимон и др. С чучелами делали то же самое, что и с березой: ходили с ними по селу, вокруг них хороводились, а потом выносили их за село и уничтожали.

Иногда делали не одно чучело, а два: Семик и Семичиху. Причем Семиком была девушка, которую наряжали в мужскую драную одежду, сзади приделывали горб.

Святки Зеленые. Русалочку до бору проведу. Часть 2

Куклы Семик и Семичиха

"Семик честной, Семик ладужный,
Послал за винцом, на нем семь одеж,
Все шелковые, полушелковые,
Семику да Семичихе - яичко!
Семик баню продает,
Семичиха не дает;
Стряпала, стряпала
В тесто ложки прятала!"

Из этой же серии было чучело Кострома. С Костромой разыгрывались целые спектакли. Очень любили играть в Кострому дети.Сначала чучело Костромы носили по селу, потом сообщали ей о болезни и она умирала. После смерти Костромы ей устраивали шумные похороны.

Святки Зеленые. Русалочку до бору проведу. Часть 2

С березой тесно связаны обряды почитания водных духов – Русалок, которых тоже провожали в эти дни.Считалось, что в семицкую неделю русалки – жительницы водоемов – выходили из воды и убегали в поля и леса. Там они заманивали прохожих, щекотали их до смерти, качались на березах и плескались в полночь в воде.

Иногда русалкой наряжалась девушка. Она надевала драную одежду с длинными рукавами, верхом на кочерге, мазала лицо сажей, распускала волосы и становилась похожей на мифический образ русалки с длинными волосами.

Святки Зеленые. Русалочку до бору проведу. Часть 2

Русалка на ветвях сидит

Во время проводов русалку пугали, щелкая кнутами, хватали за руки, за рубаху. Потом заставляли прыгать ее через огонь, после чего считалось, что она не опасна.Потом ее прогоняли на кладбище, в поле или к воде, где растут деревья или в рожь, где она убегала.

Еще одним символом Семика была птица, отсюда - обряд "похороны кукушки", о котором рассказывала чуть раньше. Словом, у славян Семик был одним из самых любимых праздников, который обозначал середину года, пору расцвета, цветения и благоухания.

Читайте также: