Доклад на тему выбор страховой компании

Обновлено: 04.07.2024

Качество и своевременность поддержки в критической ситуации зависит от того, какую страховую компанию вы выберете. В этой статье мы разберем основные критерии, на которые нужно обращать внимание. Они универсальны независимо от того, страхуете вы автомобиль, квартиру, здоровье или что-то ещё.

В этой статье мы разберем, чем отличаются страхователь, застрахованное лицо и выгодоприобретатель по договору страхования жизни. В каких ситуациях все три роли совмещает один человек? Кто может быть страхователем, выгодоприобретателем и застрахованным? Обо всём по порядку.

Финансовая устойчивость

Чтобы вести деятельность на территории РФ, страховой компании нужна лицензия. Проверить ее наличие можно на сайте Центробанка в реестре страховщиков. Но это минимальное требование. Ненадежная компания может в любой момент потерять лицензию или обанкротиться, а значит, не сможет выполнить свои обязательства перед клиентами. Одним из ключевых индикаторов надежности компании является финансовая устойчивость. Ее регулярно оценивают рейтинговые агентства, эти данные есть в открытом доступе. В рейтингах финансовой устойчивости компании делят на несколько категорий:

А — высокий уровень надежности,

В — удовлетворительный уровень,

Е — отзыв лицензии.

За сухими категориями рейтинга скрывается анализ целого ряда показателей: уставного капитала, страхового портфеля, качества активов, страховых резервов, а также соотношения премий и выплат. Эти данные помогут вам выбрать страховую компанию, которой не страшно доверить свои деньги.

Надежность и опыт

Не обманывайтесь красивой рекламой и выгодными предложениями. Вам предстоит сотрудничать со страховщиком не один год, и лучше знать, что перед вами опытная компания.

Какую выбрать страховую компанию? Основные критерии, на которые нужно обращать внимание.

В рейтинге надежности страховых компаний Forbes Райффайзен Лайф входит в топ-5 среди страховщиков жизни. Перестраховочную защиту компании обеспечивает не только традиционный для России РНПК, но и швейцарская UNIQA Re AG — компания с многолетним опытом международного медицинского страхования и собственной сетью клиник в Австрии. Райффайзен Лайф на ¾ принадлежит австрийской группе UNIQA — одному из крупнейших страховщиков на рынке Центральной и Восточной Европы. Это накладывает свой отпечаток: компания дорожит своей репутацией и поддерживает европейские стандарты сервиса уже 10 с лишним лет.

Качество обслуживания

Длительность периода ознакомления и простота расторжения договора — то, что важно при выборе страховой компании. Если вам дают подумать в течение 30 дней и позволяют расторгнуть договор самостоятельно в режиме онлайн, значит компания ценит осознанный выбор клиента и его лояльность.

Тарифы и условия

Мы все не хотим переплачивать, когда в этом нет необходимости. Поэтому первое, на что обычно смотрят, — это соотношение ваших страховых взносов и страховой суммы (возмещения, которое выплатят вам при наступлении страхового случая). Однако за низкой ценой может скрываться демпинг молодой неустойчивой компании или невысокий уровень сервиса. Поэтому, перед тем как выбрать страховую компанию, оцените ещё несколько параметров.

Они помогают экономить время и деньги, поэтому не стоит их игнорировать. Допустим, если в программу страхования входит бесплатная комплексная проверка здоровья, вы сэкономите на ней от 10 до 100 тысяч рублей в год — в зависимости от вашего возраста и наличия хронических или наследственных расстройств. Добавьте к этому потенциальные расходы на лечение заболеваний, которые вы бы не выявили вовремя, не пройдя такую проверку.

Обратите внимание на партнеров, которые предоставляют дополнительные услуги: их уровень многое говорит о репутации и качестве сервиса страховой компании.

Качество сервиса. По сути вы доверяете страховой компании заботу о себе в экстренной ситуации. При наступлении страхового случая никому не захочется неделями собирать документы, вступать в споры и месяцами ждать выплаты. Поэтому обратите внимание на оперативность поддержки и готовность менеджера отвечать на все ваши вопросы. Если сотрудник подбирает для вас оптимальную программу, рассказывает об условиях выплат и всех нюансах, значит, компания заботится о клиентах и при наступлении страхового случая сработает как часы.

Что ещё важно учесть перед покупкой страховки?

Условия программы и качество обслуживания вас порадовали? Отлично. Дело за малым — не терять бдительность и внимательно прочитать договор. Посмотрите таблицу выплат, график оплаты взносов, информацию о рисках и исключениях. Не стесняйтесь задавать менеджеру вопросы на любом этапе: страхование — специальная область, совершенно нормально в ней не разбираться. При этом вы имеете полное право получить всю необходимую информацию перед подписанием документов.

Страхование в России имеет давнюю и богатую историю, уходящую своими корнями в далекое прошлое. В Москве насчитывалось немало страховых компаний, зона интересов которых была довольно велика и выходила далеко за границы Московской губернии. Подразделения и представительства их успешно работали не только в центральной части России, но и в отдаленных окраинах: Закавказье, Прибалтике, Средней Азии, Сибири.

Страхование в России было насущной потребностью столичных промышленных королей, обладающих финансовыми связями с отдаленными регионами, где для них велась добыча сырья или сбыт готовой продукции. Среди известных исторических личностей, владельцев страховых полисов, упоминают Голицыных, Хитрово, Родзянко, Ростовых. Московским страховым обществом была застрахована в свое время усадьба Александра Блока в Шахматово, усадьба А. Рейнбота, а также здание ресторана Прага.

Страхование в России развивается поступательными темпами, - страховой рынок демонстрирует прирост в объеме 20-25% в год. По итогам 2007 года эксперты в качестве объема страхового рынка называли сумму в 20 млрд. долларов. При этом они отмечали невысокий уровень проникновения страховых услуг в жизнь среднестатистического россиянина и, как следствие, существенный потенциал для дальнейшего развития страхования в России.

Исследования российского страхового рынка показали, что наибольшее число клиентов страховых компаний являются жителями либо экономическими агентами наиболее развитых регионов страны, таких как Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Свердловская и Челябинская области, республики Башкорстан и Татарстан, Нижегородская и Ростовская области. Пока что интерес к страхованию в России проявляют, в основном, люди обеспеченные и наиболее прогрессивные руководители предприятий.

Интерес населения к страхованию в России в разрезе страховых продуктов также является поводом для размышлений. Некоторые из услуг страховщиков пользуются довольно высоким спросом: это, в первую очередь, ОСАГО и добровольное медицинское страхование. ОСАГО в силу закона является обязательным видом страхования в России, а добровольное медицинское страхование довольно часто уже входит в гарантированный работодателем соцпакет, а не представляет собой прямой выбор гражданина. Корпоративное страхование имущества и полисы КАСКО не столь востребованы, - у этих

направлений существуют резервы для дальнейшего роста.

На данный момент официально существует около 1200 компаний, занимающихся вопросами страхования. Число страховых компаний уменьшается со временем, так как постоянно идет процесс их слияния или прекращения деятельности, вследствие чего лицензия на страховую деятельность отзывается. Для сравнения, в 1996 году на страховом рынке присутствовало около 3500 компаний.

Как выбрать лучшую страховую компанию

Для начала стоить определиться, что же значит "наилучшая" страховая компания.

Возможно, та, у которой самая низкая стоимость страхования, которая ближе всего расположена к дому или офису, у которой самый красивый и большой офис или может та, у которой филиал в каждом поселке, или, может, самая лучшая – это самая надежная компания? Каждый потенциальный клиент страховой компании должен сам определиться с этим понятием.

Критерии выбора страховой компании

Итак, выбор компании по стоимости страхования. Сразу стоит отметить, что самый низкий страховой тариф не является хорошим показателем и ориентиром при выборе компании. Ведь, по сути, тариф состоит из двух частей – затрат, необходимых на выполнение обязательств (страховое возмещение), и затрат страховой компании на деятельность. Если тариф заведомо занижен, то это означает, что компания или не платит своим сотрудникам зарплату, или заранее не рассчитывает выплачивать возмещение от ущерба. Первое время компания будет выплачивать возмещение за счет поступивших страховых премий, потом берется за резервы, а потом денег не будет и компания – банкрот. Также не редко встречается ситуация, когда за заниженными тарифами кроется большое количество ограничений и исключений, согласно которых страховщик откажет в выплате возмещения. Существуют также такие виды страхования, где страховой тариф един для всех, независимо от политики страховой компании (например, ОСАГО), тогда такой ориентир выбора компании представляется совсем неактуальным.

Далее стоит обратить внимание на выбор компании в зависимости от территориального положения. Если компания находиться в пяти минутах ходьбы от дома или офиса и удобно туда заглядывать после работы – это еще не говорит о том, что компания сможет обеспечить страховую выплату в результате страхового случая. А тем более, если главный офис находиться где-то на окраине или в спальном районе, или вообще в труднодоступном месте, так это вряд ли производит хорошее впечатление. Также не заслуживает доверия компания, у которой офис в виде маленькой однокомнатной квартиры в жилом доме, без вывески у парадного входа со штатом в одного или двух сотрудников.

Учитывая все вышесказанное можно считать объективным ориентиром в выборе страховой компании ее надежность, то, что по истечении срока договора, компания выплатит свои обязательства, а в результате наступления страхового случая произведет выплату в минимальные сроки с предоставлением наиболее качественного обслуживания. Но как узнать и определиться с компанией, если их на рынке более 400?

Итак, первым ориентиром должен служить показатель открытости компании. Насколько она афиширует свою деятельность, своих владельцев, свои финансовые показатели, условия страхования и т.д. Показателем открытости является существование сайта в Интернете (тут круг поиска компании сужается, ведь свой сайт с доступной и качественной информацией имеют не многие, их не больше 100). На странице компании можно практически узнать всю информацию, начиная от даты создания, собственниках, заканчивая финансовыми показателями, списком филиалов и графиком работы. Следует убедиться, есть ли у компании свидетельство о регистрации и необходимые лицензии на страховую деятельность (все страховые компании обязаны проходить процедуру регистрации в Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг).

Следующим критерием отбора стоит назвать надежность страховой компании. Это понятие очень обширное и достойно огромного внимания. Ведь для того, чтобы определить надежность компании, нужно очень детально изучить ее финансовые показатели, размер уставного фонда, объем страховых резервов, уровень выплат и т.п. Помочь в этом могут рейтинги, которые производят и публикуют независимые специальные агентства. Они анализируют все вышеупомянутые показатели и делают выводы, составляя рейтинги в зависимости от показателей, сферы страхования, вида страховых услуг и т.д. Однако доверять им на 100% тоже нельзя, ведь все могут ошибаться, и не всегда такие рейтинги бывают такими уж и объективными. Ведь чаще всего они основываются на данных, которые предоставляет сама страховая компания и по ее же заказу, а тут и надо полагаться на добросовестность и честность страховщика. К тому же, рейтинги присваиваются за показатели прошедших периодов и не отображают современную ситуацию в компании. При выборе страховой компании обязательно нужно учитывать самые крупные рейтинги страховых компаний, в частности самым известным является рейтинговое агенство Эксперт РА. Нужно выбирать страховую компанию с рейтингом не ниже "Высокий уровень надежности".

A++ Исключительно высокий уровень надежности

A+ Очень высокий уровень надежности

A Высокий уровень надежности

B++ Приемлемый уровень надежности

B+ Достаточный уровень надежности

B Удовлетворительный уровень надежности

C++ Низкий уровень надежности

C+Очень низкий уровень надежности (преддефолтный)

C Неудовлетворительный уровень надежности (выборочный дефолт)

D Технический дефолт

E Банкротство. Отзыв лицензии или ликвидация

Существуют также международные рейтинговые агентства, которые анализируют финансовое состояние компании и присваивают соответствующий рейтинг раз в год с прогнозом на будущее. Компании, которые прошли международное рейтингование имеют ряд преимуществ, поскольку являются привлекательными как для инвесторов, так и для потенциальных клиентов.

Все же, главным показателем надежности страховой компании можно считать ее платежеспособность, то есть размер свободных средств страховщика должен быть равен размеру принятых обязательств по договорам страхования.

По итогам 2009 г 84 страховщиков показали чистый убыток, а 527 имели чистую прибыль.

В 1-м полугодии 2010 г 497 страховщиков имели чистую прибыль.

ТОП-15 самых прибыльных страховщиков за 1 полугодие 2010 г, тыс. руб.

Краткое наименование 6 мес. 2010 год 2009 год 6 мес. 2009 г
1 СОГАЗ 3781957 4208864 3019549
2 ООО Росгосстрах 1793391 319541 570575
3 Страховая группа МСК 1313937 3124 1768
4 Ингосстрах 1308742 1615098 1764239
5 Русский Стандарт Страхование 1173236 810008 473286
6 РЕСО-Гарантия 945571 2390464 1885381
7 ЦЮРИХ. Ритейл 889701 -421699 533673
8 Капитал Страхование 837851 1718909 770708
9 АИГ ЛАЙФ 700504 1489375 104604
10 Военно-страховая компания 636313 1016554 664375
11 Транснефть 565557 813842 615834
12 Дженерали ППФ страхование жизни 484996 1906738 1177206
13 ВТБ Страхование 417138 428071 200103
14 Оранта 365038 -431242 45240
15 МАКС 318544 326040 427729

компания рейтинг рынок клиент

В 1-м полугодии 2010 г 106 страховщиков показали чистый убыток.

ТОП-15 самых убыточных страховщиков за 1 полугодие 2010 г, тыс. руб.

Краткое наименование 6 мес 2010 г 2009 г 6 мес 2009 г
1 ОАО Росгосстрах -481293 -28393574 1078161
2 ИНТАЧ Страхование -294367 -826139 -487714
3 УРАЛСИБ -258371 -564900 19376
4 Ренессанс Жизнь -253105 -388987 -211801
5 ЭРГО Жизнь -177619 -154904 -99767
6 ЭРГО Русь -155281 -163699 -36193
7 СИФ Лайф -127496 -165136 -53127
8 ОСЖ Россия -114564 -187176 -185870
9 Энергетическая СК -103352 -155093 -66854
10 КРК - Страхование -91792 -23961 1081
11 Первая СК -76229 32219 -299438
12 ШЕКСНА-М -65705 60775 55651
13 АТТА-СТРАХОВАНИЕ -60284 63 788
14 Кит Финанс Страхование -60275 -67791 11
15 Регион -59949 103567 -62648

Немаловажным фактором, который влияет на надежность страховщика, является портфель страховых услуг – то количество программ страхования, на которое у него есть лицензии и которые активно работают на рынке. Чем их больше – тем лучше. Поскольку, тогда портфель является сбалансированным и в случае провала одного направления, компания сможет выжить за счет других.

Существует ряд других важных факторов, которые влияют на выбор страховой компании. Например, партнеры, с которыми работает страховщик. Во-первых – банки, поскольку страховые компании размещают свои средства на счетах в банках, важным будет узнать, с какими именно учреждениями страховая сотрудничает, не являются ли они проблемными и можно ли им доверять. Во-вторых – партнеры по перестрахованию. Ведь страховая компания не может самостоятельно покрывать особо крупные риски, а сотрудничает с компаниями-перестраховщиками, поэтому важно узнать известность и надежность этих компаний.

Также особое внимание стоит обратить на филиальную сеть страховщика, ведь страховой случай с вами может произойти где угодно, а наличие развитой сети офисов с квалифицированными сотрудниками поможет вам быстрее решить проблему.

Необходимо учитывать условия договора страхования, а именно: объем ответственности страховой компании, перечень рисков, которые покрывает договор и исключения, на которое покрытие не распространяется, наличие и величина франшизы, сроки и условия рассмотрения страховых случаев, а также порядок получения страхового возмещения. Без этой информации выбор страховой компании будет не то что сложным, а практически невозможным.

И наконец, то, что будет сопровождать Вас в течение всего срока действия договора страхования и имеет огромное значение – это сервис страховой компании. Ведь сейчас, когда конкуренция огромная, привлечь клиентов только выгодными тарифами невозможно, сервис играет решающую роль. Компания должна уделять внимание каждому посетителю, вежливо, качественно и быстро отвечать на все интересующие вопросы клиента. Особенно важным сервис становиться в процессе урегулирования убытков – как быстро страховая реагирует на страховой случай, как она решает эту проблему, в какие сроки и при каких условиях выплачивает возмещение и многое другое имеет большое влияние на отношение клиента к страховой компании и возможное дальнейшее его удержание. Помочь с этой информацией вам могут отзывы уже существующих потребителей услуг компании – это могут быть впечатления ваших знакомых, или незнакомых людей, которые они оставляют на различных форумах в Интернете.

При проведении опроса жителей РФ, были выявлены характеристики страховой компании, которые являются для основными при выборе страховщика.

По результатам опроса видно, что для большинства клиентов российских страховых компаний наиболее важным является то, насколько быстро осуществляются выплаты в случае наступления страхового случая, время существования компании на рынке, а также стоимость её услуг. Для получения наиболее объективной информации о качестве работы той или иной страховой компании половина респондентов учитывает рекомендации и мнения своих друзей и близких. Для трети опрошенных людей важным оказался уровень обслуживания. Его оценивают, в первую очередь, по работе агентов компании: насколько они дружелюбны, приветливы. Очевидно, россияне постепенно стали осознавать, что сервис является важным показателем качества услуг, который иногда оказывается более значимым, чем их стоимость.

Около трети респондентов отметили, что обращаются в государственные страховые компании. Те, кто отдаёт предпочтение российским организациям, составляют несколько меньшую долю. Что касается иностранных фирм, то к ним доверие россиян невелико: только 3% респондентов указали, что предпочтут отечественной компании зарубежную. Скорее всего, это те люди, которые не экономят на обслуживании и сервисе, свободны от советских стереотипов мышления, которые до сих пор оказывают ощутимое влияние на выбор большинства наших соотечественников.

1. Группа Росгосстрах A++

2. Группа РОСНО A++

3. Группа СОГАЗ A++

3. Intouch (Интач Страхование)

5. ОРАНТА Страхование

Однако проведенный опрос россиян и опубликованный на третьем сайте показывает, что при необходимости воспользоваться какой-нибудь страховой услугой (например, застраховать квартиру, машину, приобрести медицинскую страховку), в какую из нижеперечисленных страховых компаний обращаются в первую, вторую и третью очередь:


Острая конкуренция, имеющая место на рынке страхования в России, изменила критерии в отношении выбора страховой компании. На первый план вышли качество обслуживания и репутация страховщика. Цена полиса перестала играть решающую роль в выборе. Страхователи стали более требовательными к качеству обслуживания и процессам урегулирования выплат по страховым случаям. Однако стандарты качества рынка страхования в России находятся пока в стадии формирования.

Возможно, в ближайшем будущем Правительством будет утверждена концепция развития страхования в России. Согласно прогнозам экспертов, к 2012 году ожидается почти троекратный рост расходов россиян на страхование. Компании-участники страхового рынка возлагают на концепцию Минфина серьезные ожидания, поскольку она должна определить направления, по которым отрасль будет развиваться в ближайшие годы, а также процедуру надзора над деятельностью страховых компаний. Согласно прогнозу Минфина, к 2012 году картина страхования в России будет довольно масштабной – порядка 15 тыс. рублей в год расходов на страхование среднестатистическим гражданином. На сегодняшний день эта сумма равна 5 тыс. рублей. Предполагается, что около 65% всех расходов будут относиться к обязательному страхованию.

Рынок страхования в России существенно вырос в 2003-2006 гг., период формирования среднего класса в стране, которому потребовались страховые услуги. Очередного всплеска интереса к страховым услугам следует ожидать при переходе среднего класса на иной, более высокий уровень. По мнению экспертов, это произойдет лет через восемь

Что бы ни было объектом страхования: здоровье, дом, автомобиль или другое имущество, – хочется быть уверенным в том, что при наступлении часа икс вас не подведут. Чему верить: собственной интуиции, пламенным речам друзей и знакомых в адрес одной из сотен организаций, просьбам самого страховщика выбрать его по той или иной причине, привлекательной цене? В первую очередь нужны здравый расчет и способность трезво проанализировать ситуацию.

Рассмотрите заинтересовавшую вас страховую компанию чуть ли не под микроскопом

Топ-6 критериев отбора

Уставной капитал. Чем он выше, тем меньше вероятность банкротства.

Получить информацию о финансовой отчетности компании можно на ее сайте. Уставной капитал организации, страхующей жизнь, должен превышать 240 млн руб. В рисковом сегменте, где объектом выступают автомобили, недвижимость, путешествия, сумма может быть вдвое меньше. Размер собственных средств должен исчисляться сотнями миллионов или миллиардами.

Изучайте объем премий, активы, выплаты, резервный фонд в динамике – данные за 2–3 года

Ничто так не расскажет о финансовом состоянии страховой компании, как величина ее активов, резервов, размер выплат

Формулировка договора. Изучите предварительный шаблон соглашения на предмет точности формулировок. В списке страховых случаев не должно быть общих фраз с возможностью разночтения. Информация о том, за какие риски страховщик не несет ответственности, также должна быть сформулирована однозначно. В договоре не должны умалчиваться сроки компенсации убытков.

Выбирать лучше публичного страховщика, который размещает на сайте финансовые сведения, участвует в рейтингах и всегда на виду

4 признака ненадежности страховой компании

Согласно результатам всероссийского опроса, проведенного НАФИ, две трети респондентов считают главным критерием выбора страховщика – надежность. Однако понятие это условное. Что считать надежным? Гораздо проще назвать признаки ненадежности организации, которые должны насторожить.

  1. Массовые негативные отзывы, количество которых увеличивается в геометрической прогрессии.
  2. Отсутствие адекватной финансовой информации. Если сведения об активах и финансовых резервах умалчиваются, это плохой знак.
  3. Слишком низкие цены на полисы. Возможно, планы у вашего будущего партнера честные, а может, он нацелен на быстрый сбор средств и самоликвидацию.
  4. Текучесть кадров. В неблагонадежных компаниях сменяются не только рядовые сотрудники, но и представители топ-менеджмента.

Главные критерии надежности страховщика и величина страховых взносов – это далеко не все, на что, согласно результатам опросов, обращают внимание наши соотечественники. Для многих важны оперативность выплат, рекомендации знакомых, понятность условий. Гораздо меньше респондентов изучают время присутствия на рынке. Лишь 10–15 % принимают решение на основе информации о скидках, профессионализме сотрудников, ассортименте услуг и простоте урегулирования убытков.

Демпинг цен – это прерогатива молодых и неопытных компаний

Невысокие тарифы на полисы должны насторожить: в перспективе подобная ценовая политика грозит банкротством

5 советов тем, кто ищет страховую компанию

Обычному человеку по большому счету неважно, какое место в рейтинге занимает выбранная страховая компания и каков у страховщика уставной капитал. Ему нужно получить гарантии выплат и адекватный сервис. Но именно эти объективные факторы и подтверждают серьезные намерения организации на рынке. Именно они говорят в пользу того, что будущий партнер здесь надолго, а значит, будут и честные выплаты, и достойный сервис.

Человек, обращающийся в страховую компанию, рассчитывает в непредвиденной ситуации минимизировать затраты своих ресурсов – времени, нервов и денег на нейтрализацию ее последствий с помощью страхового сервиса. Существуют вопросы, на которые нельзя ответить отрицательно. И один из них: вы хотели бы, чтобы вам кто-то помог в трудной ситуации?

Чтобы быть уверенным, что помощь придет вовремя и в нужном объеме, следует отнестись максимально серьезно к вопросу, какой страховой компании отдать предпочтение.

По данным на конец 2020 года на рынке работали страховщики:

  • 160 страховых компаний;
  • 13 обществ по взаимному страхованию;
  • 59 брокеров.

Идет ли речь о дорогом имуществе, драгоценном здоровье, кредите или рискованном предприятии, сомнений уже давно ни у кого не возникает – страховаться нужно. Но какую страховую компанию выбрать – вопрос не из простых.

6 советов, как выбрать страховую компанию

В современных условиях постоянной спешки и рабочих перегрузок многим некогда заниматься сравнительным анализом, и они идут по пути наименьшего сопротивления: обращаются к сайтам, которые делают выбор за них. А те сравнивают обычно по одному критерию: цене страховки. Конечно, каждый вправе решать, что для него важнее, но заниженный тариф может говорить о двух вещах:

  • молодая компания демпингует конкурентов на рынке, чтобы привлечь клиентов;
  • у компании тяжелое финансовое положение, и она гасит долги за счет привлечения новых.

Многие потенциальные клиенты ориентируются на отзывы из интернета. Это тоже имеет значение, но нужно помнить, что часть положительных отзывов инспирирована самими страховщиками, а часть отрицательных вызвана не всегда обоснованными претензиями. Самые ценные отзывы, которым можно без сомнения доверять – отзывы знакомых и друзей. Но нужно помнить, что ситуация динамично меняется, и то, что вчера было замечательно, сегодня может оказаться никуда не годным, и наоборот.

В любом случае лучше разобраться самому, как выбрать страховую компанию. Предпочтительно выбирать страховщика, который ведет публичную политику, размещает на своем сайте финансовые показатели и участвует в рейтингах.

Страхователю, в принципе, наплевать на финансовую отчетность, уставный капитал и рейтинги, лишь бы ему был предоставлен хороший сервис. Но эти параметры связаны между собой самым непосредственным образом: не может слабая в финансовом отношении компания обеспечить достойный сервис, своевременные и достаточные выплаты по страховым случаям. В финансовых вопросах тоже не каждый разбирается, но это только кажется трудным. На деле все не так уж и сложно, важно знать, как и какие параметры нужно трактовать.

Не маловажно, для какого вида страхования подбирается страховщик. По-разному оценивается, какую страховую компанию выбрать для ОСАГО, ОМС, ДМС или КАСКО. Например, для страхования выезжающих за рубеж важно, каким сервисным иностранным компаниям доверено здоровье наших соотечественников, а для КАСКО – с какими автосервисами работает страховщик, и как отзываются клиенты об этом СТО.

Тем не менее, существуют общие критерии, по которым можно оценить деятельность любой страховой компании.

Основные критерии выбора страховщика

Какие бы объекты не предстояло застраховать, для выбора страховой компании существуют основные критерии:

  • срок пребывания на рынке страхования;
  • уровень выплат;
  • размер уставного капитала и наличие лицензии на нужный вид страхования;
  • условия выплат;
  • положение в рейтингах надежности.

Срок работы на рынке

Считается, что за 3-5 лет компания нарабатывает опыт и статистику, которая позволяет разрабатывать обоснованные тарифы и откорректировать правила страхования и условия выплат по обнаруженным недочетам. На основе первых нескольких лет составляются дальнейшие прогнозы, корректируется финансовая политика компании, позволяющая выйти на устойчивое функционирование.

Уровень выплат

Уровень выплат понимается как соотношение суммы выплаченных возмещений и собранных взносов, умноженное на 100. Реально расчет немного сложнее, так как выплаты могут быть совершены в одном отчетном периоде, а поступление – в другом, но для понимания этого достаточно.

Нормальный уровень выплат должен не выходить из диапазона от 40% до 50. Если он меньше минимального значения диапазона, это может указывать на недостаточный уровень выплат, а если он больше – на возможные трудности с выплатами, так как уже при 55%-м уровне выплат страховщик начинает работать в убыток. Для понимания, почему это происходит, достаточно вспомнить, что существуют комиссионные вознаграждения агентам, налоги, расходы на зарплату, административные и прочие расходы.

Уставный капитал и наличие лицензии

Уставный капитал указывает на финансовую устойчивость кампании. По закону в соответствии с требованиями ЦБ страховщики должны иметь оплаченный уставной капитал не ниже оговоренных минимумов:

  • 300 миллионов рублей – базовый минимум для всех видов кроме страхования жизни и ОМС;
  • 450 миллионов рублей – для страхования жизни;
  • 600 миллионов рублей – для перестраховочной деятельности или для перестрахования с любыми видами страхования;
  • 120 миллионов – для ОМС.

У серьезных страховых компаний реальный уставный капитал исчисляется даже не сотнями миллионов, а миллиардами рублей. Для подтверждения суммы уставного капитала страховой надзор привлекает актуариев, поэтому публикуемым данным можно доверять.

Кроме уставного капитала на финансовую устойчивость указывают обоснованные тарифы, страховые резервы, собственный капитал и другие параметры, но вдаваться в эти дебри при выборе страховщика не стоит, за этими показателями следит служба страхового надзора Банка России.

Условия выплат

Если уже решено, какую страховую компанию выбрать в Москве или в регионе, следует провести анализ условий выплат по конкретному виду страхования. Чаще всего за низким тарифом скрываются ограничения по выплатам. Иногда они скрыты и за высоким тарифом. Следует ознакомиться с обстоятельствами:

  • с набором страховых случаев и исключениями из них;
  • типом франшизы (всегда или при каких условиях она вычитается из суммы выплаты);
  • сроками выплат;
  • уменьшением страховой суммы после каждой выплаты;
  • поводами для отказа в выплате и другими условиями.

Правила страхования по нужному виду или текст конкретной программы (а чаще – и то, и другое, так как в программе могут быть ссылки на правила) можно получить в офисе компании, страхового брокера или скачать на сайте страховщика. Если условия вызывают сомнения, можно сравнить их с условиями других компаний, но это сложно. Можно задать вопросы менеджерам компании или страховым брокерам, представляющим этого страховщика. Также можно найти необходимую информацию на нашем портале в рубрике Контрольная закупка , где наши волонтеры изучают и сравнивают между собой продукты страховых компаний.

Рейтинги надежности

Для обозначения уровня надежности приняты буквенные обозначения, например:

Кроме составленных рейтинговыми агентствами списков, существуют народные рейтинги, составленные на основе отзывов клиентов.

Можно серьезно относиться к народному рейтингу, а можно доверять профессионалам. Народный рейтинг грешит тем, что основывается на отзывах, а отзывы чаще всего пишут обиженные клиенты, а те, у кого все прошло гладко, отзывы оставляют редко. Кроме того, многие компании (не только страховщики) заказывают отзывы у профессиональных копирайтеров, поэтому они отражают иногда мнение самих страховщиков.

    ,
  • S&P Global Ratings,
  • FITCH,
  • АКРА (аналитическое кредитное РА) , ,
  • НКР (национальные кредитные рейтинги).

Из этих шести агентств 2 (S&P и FITCH) являются международными, деятельность которых недавно была ограничена на рынке России. Их место постепенно занимают отечественные агентства. Не все из них оценивали все страховые компании, поэтому в рейтинге Forbes есть пустые места.

Региональные рейтинги

Региональный рейтинг позволит выбрать компанию из числа лидеров в каждом субъекте РФ.

Другие критерии выбора СК

Для решения по вопросу выбора СК могут иметь значение дополнительные критерии:

  • наличие судебных исков;
  • территория регистрации;
  • прирост активов (имущества, материальных ценностей);
  • прозрачные формулировки договоров и правил.

Если у компании много судебных дел, то доверять ей проблематично.

Формулировки договоров и правил следует проверить на предмет разночтения, чтобы не было двойных трактовок.

Если, заходя в офис СК, клиент видит все время новые лица, это тоже должно его настораживать – из хороших компаний сотрудники не уходят.

Резюме

Сегодня мы привели список рекомендаций по выбору страховой компании. Это список может быть неполный, так как основан на нашей субъективной оценке, поэтому он может не совпадать с вашим выбором. Однако необходимо помнить, что к выбору страховой компании нужно подходить обдуманно, и не всегда стоит сразу отдавать предпочтение более выгодным предложениям, а лучше изучить компанию подробнее.

Как проверить и выбрать страховую компанию? Как выглядит рейтинг самых надежных страховых компаний в Москве? Как подать в суд на страховую компанию, если она отказывает в выплатах?

Сегодня мы поговорим о страховых компаниях. Публикация продолжает серию статей о принципах, методах и видах страхования граждан и юридических субъектов.

Материал будет интересен всем, кто желает застраховать себя или своё имущество с максимальной выгодой.

Страховая компания

1. Что такое страховая компания и как она работает?

Вопросы безопасности и сохранности имущества актуальны для каждого гражданина. Ежедневно мы рискуем здоровьем, жизнью, недвижимостью, личными финансами и собственностью.

Как в полной мере возместить ущерб, нанесенный непредвиденными жизненными обстоятельствами? Правильный ответ – застраховаться в надёжной страховой компании.

Но для начала выясним, что собой представляют такие структуры и как они работают.

Страховая компания – организация, занимающаяся страхованием граждан и юридических лиц. Документом, подтверждающим факт страхования, выступает страховой полис.

Цель любой страховой компании – получение прибыли. Поэтому каждый получатель полиса обязан выплатить страховой взнос. Даже если страхователь не платит из своего кармана, за него это делает работодатель.

Клиент платит за уверенность, что при наступлении страхового случая компенсация ущерба будет выплачена ему в полном объёме. Поскольку страхователей и взносов всегда больше, чем страховых ситуаций, возмещение обычно значительно превышает стоимость полиса.

Происходит перераспределение капитала: те клиенты, у которых ничего не случилось, платят тем, у кого наступила страховая ситуация. Все операции страховых фирм регулируются действующим законодательством.

Функции страховой компании:

  • формирование денежного фонда для выплат клиентам;
  • компенсация ущерба и материальное обеспечение страхователей;
  • предупреждение страховых ситуаций и минимизация убытков;
  • защита клиентов;
  • инвестирование страховых финансов с целью увеличения прибылей;
  • финансовая и хозяйственная деятельность;
  • маркетинг, привлечение клиентов и освоение новых рынков.

На современном страховом рынке действуют сотни компаний различного уровня и специализации. Есть универсальные организации, готовые удовлетворить самые эксклюзивные потребности клиентов. Есть узкоспециальные конторы, которые занимаются только транспортом или, скажем, обязательным медицинским страхованием.

Гражданам и юридическим субъектам предоставлены широчайшие возможности. Они могут выбрать самую недорогую страховку или, наоборот, воспользоваться услугами элитного бренда с соответствующими тарифами. Можно пойти в контору, расположенную в соседнем доме, или застраховаться через интернет.

В следующих разделах мы поможем читателям определиться с выбором компании. Однако заранее предупреждаем: универсальных критериев оценки страховщика не существует. Руководствуйтесь не только показателями надёжности и известности компании, но и собственными целями и задачами.

Подробнее о страховании – в обзорной статье нашего сайта.

2. По каким признакам можно классифицировать страховые компании

Страховые организации – главные участники страхового рынка. Эти фирмы занимаются перераспределением средств, возмещением ущерба и удовлетворением финансовых, имущественных и материальных интересов страхователей.

Есть несколько критериев классификации страховых фирм: рассмотрим основные из них.

1) По форме собственности

Организации различаются по форме собственности.

По этому критерию компании делятся на:

  • государственные компании, которые работают с социально значимыми рисками, напрямую влияющими на экономику и безопасность страны;
  • правительственные – некоммерческие структуры, действующие в рамках конкретных правительственных программ;
  • частные – фирмы с юридическим статусом коммерческих компаний, занимающиеся преимущественно добровольным страхованием граждан и юрлиц;
  • долевые – компании с общим капиталом, сформированным вкладчиками;
  • общества взаимного страхования (ОВС) – некоммерческие структуры с паевым фондом.

Частные страховые компании нередко принадлежат одному владельцу либо его семье. За рубежом такими фирмами часто владеют несколько поколений одной фамилии.

Классификации страховых компаний

Пример

2) По характеру выполняемых операций

По этому критерию компании подразделяются на:

  • специализированные – страхование жизни, имущества, автострахование;
  • перестраховочные – защита одним страховщиком интересов другого;
  • универсальные – выполняющие все виды страховой защиты.

3) По зоне обслуживания

По территориальному признаку компании подразделяются на национальные (действующие по всей стране), региональные (работающие в конкретных регионах), транснациональные (государственные и международные).

4) По величине уставного капитала

Величина уставного капитала – понятие относительное, поскольку компании не стоят на месте, а продолжают развиваться. По этому признаку организации делятся на крупные, средние и мелкие.

Небольшие компании действуют преимущественно в регионах и занимаются в основном специализированным страхованием.

3. Как выбрать надежную страховую компанию – 7 полезных советов

Выбор страховщика – ответственное мероприятие, к которому надо подходить, имея соответствующую подготовку.

Определяющий критерий при выборе страховой компании – её надёжность. Все остальные показатели – второстепенны. Для страхователя главное – получить компенсацию вовремя и в полном объёме, иначе сам смысл страхования теряется.

Представляем 7 экспертных советов по выбору страхового партнера.

Совет 1. Проверяем лицензию

Если фирма ещё не имеет раскрученного имени на рынке, обязательно стоит проверить её лицензию, узнать, есть ли у компании официальное разрешение на работу.

Совет 2. Оцениваем финансовую устойчивость

Финансовый статус компании напрямую влияет на своевременность и объём выплат. Проверить денежные дела страховщика проще, чем вы думаете.

В официальном доступе должны быть данные об уставном капитале фирмы. Для компаний, занимающихся страхованием жизни, этот показатель должен превышать 240 млн. руб., для других организаций – 120 млн.

Обратите внимание на активы предприятия, куда входят денежные вложения и материальное имущество. Чем больше у компании свободных средств, тем выше её платежеспособность.

Проверьте также общую сумму выплат, страховые резервы и размеры прибыли компании по итогам года или квартала.

Совет 3. Изучаем отзывы клиентов

Посетите форумы и тематические сайты, на которых клиенты страховых компаний обмениваются своими мнениями по поводу качества обслуживания и прочим вопросам.

Если в сети слишком много негативных отзывов о какой-либо компании, это тревожный знак. Но помните и о том, что чем популярнее организация, тем больше у неё недоброжелателей. И люди охотнее делятся проблемами, чем пишут благодарности.

Совет 4. Анализируем спектр услуг, которые предлагает компания

Проведите анализ услуг компании и изучите направления страхования. Важна оценка услуг с точки зрения комплексности. Сбалансированная структура страхового портфеля и наличие разнообразных продуктов свидетельствуют о высоком уровне страховщика.

Совет 5. Обращаем внимание на дату основания

Тут всё просто – чем больше стаж компании, тем она надёжнее. Долгий срок работы говорит о стабильности и устойчивости фирмы. Наибольшего доверия заслуживают организации, действующие на страховом рынке 10 лет и более.

Совет 6. Изучаем рейтинги

Рейтинг

Если страховщик стабильно присутствует в ТОПе, шансы, что он в ближайшее время разорится – минимальные.

Совет 7. Прислушиваемся к друзьям и знакомым

Отзывы из первых рук – наиболее ценные в плане информативности и объективности. Если ваши друзья уже пользовались услугами конкретных компаний и получали выплаты, значит, и вы имеете вполне определенные шансы на успех.

4. Кто предлагает лучшие условия страхования – рейтинг ТОП-7 компаний по предоставлению услуг

Представляем экспертный рейтинг семи наиболее успешных страховых компаний РФ.

1) Альфа Страхование

Это лидер отечественного рынка в сфере медицинского страхования, защиты путешественников, автомобилистов, собственников квартир. Здесь можно застраховаться на случай укуса клеща, потери багажа в поездке, потопа в квартире.

Клиентам доступен мобильный сервис и возможность оформить страховку удаленно. Работают накопительные страховые программы, которые позволяют не только получить компенсацию при страховых случаях, но и накопить средства к пенсии или совершеннолетию ребенка.

2) Росгосстрах

Известнейшая в РФ страховая компания. Надёжные и удобные программы на все случаи жизни, в том числе страхование от болезней и несчастных случаев. Фирма является также негосударственным пенсионным фондом и занимается социальным обеспечением граждан.

3) ВТБ Страхование

Дочернее подразделение банка ВТБ. Всего за несколько минут клиенты могут купить страховку путешественника, защитить себя от несчастного случая, застраховать дом, коттедж, квартиру, офис. Уставной капитал – более 5,5 млрд. рублей. По итогам 2015 года сборы компании составляют около 50 млрд. рублей.

4) Ингосстрах

5) Ренессанс Страхование

6) Согаз

Оформление полисов онлайн и в филиалах компании по всей стране. Огромный выбор страховых программ для частных и корпоративных клиентов. Страхование жизни, здоровья, транспорта, недвижимости, перестрахование. Фирма регулярно проводит акции с призами для рядовых страхователей.

7 ) Альянс

В таблице представлен текущий рейтинг (по Москве и области) и год основания компаний:

Страховщик Рейтинг Год основания
1 Альфа Страхование А++ (высший уровень надежности) 1992
2 Росгосстрах А++ 1992, до этого компания называлась ГОССТРАХ
3 ВТБ Страхование А++ 2000
4 Ингосстрах А++ 1947
5 Ренессанс Страхование А+ (очень высокий уровень надежности) 1997
6 Согаз А++ 1993
7 Альянс А+ 1890

5. Если отказано в выплатах – инструкция как подать в суд на страховую компанию

Итак, страховщик по каким-либо причинам отказывается выплачивать сумму страховки в полном объёме. Не стоит отчаиваться – вы можете получить компенсацию, подав на компанию в суд.

Многие страхователи не в курсе всех нюансов действующего законодательства: столкнувшись с нечистоплотностью страховщика, они предпочитают махнуть рукой на разбирательства и получить хотя бы то, что дают. Это в корне неверное отношение к собственным правам.

Предлагаем реальную помощь гражданам, имеющим претензии к страховым компаниям.

Шаг 1. Направляем досудебную претензию в страховую компанию

Первый совет – заранее проконсультируйтесь с профессиональным юристом. Выясните, какие у вас шансы, стоит ли тратить время (и финансы) на судебную тяжбу. Если закон на вашей стороне, действуйте смело и решительно.

Судебная тяжба

Шаг 2. Составляем исковое заявление на страховщика

Соберите документы, подтверждающие ваш иск: страховой договор, акт об обращении в компанию, ответ страховщика на претензию, чеки, экспертные заключения.

Иск составляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Желательно, чтобы этим вопросом занимался профессионал. Практика показывает, что в этом случае шанс получить компенсацию увеличивается в несколько раз. Исковое заявление подаётся в мировой суд. Не забудьте оплатить госпошлину за подачу иска.

Первое заседание суда по делу состоится не ранее, чем через месяц. Присутствие на заседании истца и представителей ответчика обязательно. Во время процесса вы имеете право менять цену иска, представлять дополнительные документы, отказываться от некоторых требований.

Шаг 3. Получаем компенсационные выплаты

Возможно несколько вариантов развития событий. Стороны могут подписать мировое соглашение и разойтись на взаимовыгодных условиях. В этом случае сумма иска обычно меньше той, на которую вы претендовали.

Другой вариант – признание действий страховщика противоправными и полное удовлетворение претензий истца. После этого вам выдадут на руки исполнительный лист, с которым вы отправитесь в банк и получите причитающуюся сумму со счета страховой компании.

Рекомендуем к просмотру видео по теме выбора страховой компании.

6. Заключение

Итак, подведём итоги. Теперь вы знаете больше о том, как выбрать страховую компанию и не ошибиться. Самые важные критерии выбора – надёжность и финансовый статус страховщика. Если эти показатели объективно высоки, клиент может спать спокойно.

Мы желаем нашим читателям здоровья и финансового благополучия! Ждём от вас оценок публикации, комментариев и замечаний. До новых встреч!


Предприниматель, маркетолог, автор и владелец сайта "ХитёрБобёр.ru" (до 2019 г.)

Бизнес-консультант, который профессионально занимается продвижением сайтов и контент-маркетингом. Проводит семинары от Министерства экономического развития Северного Кавказа на темы интернет-рекламы.

Читайте также: