Доклад на тему возможности и ограничения личности при выборе профессии

Обновлено: 02.07.2024

Аннотация. В статье рассматривается влияние личностных особенностей индивида, а также сферы выбранной деятельности на дальнейший выбор профессии. При создании определённых условий у человека формируется отношение к внешнему миру через призму своего мироощущения, через активизацию заинтересованности в выполняемой профессиональной деятельности.

Влияние личностных способностей и сферы деятельности

на выбор профессии

Аннотация.Встатье рассматривается влияние личностных особенностей индивида, а также сферы выбранной деятельности на дальнейший выбор профессии. При создании определённых условий у человека формируется отношение к внешнему миру через призму своего мироощущения, через активизацию заинтересованности и любознательности к выполняемой профессиональной деятельности.Ключевые слова:профессия, профессионализм, индивидуальные способности, трудолюбие, психологические качества, интеллект, индивид, результативность.

своевременном выявлении способностей индивида и включении его в творческую трудовую деятельность;

информация о различных профессиях,их направленности ивозможностях профессионального роста, учебных заведениях,была доступной и честной;

формирование трудолюбия, ответственности детей и подростков находилось под присмотром государства;

учебные учреждения, занимающиеся элементами начальной профессиональной подготовки, клубы, кружки, объединения, станции были обеспечены оборудованием, материалами и достойным финансированием;

Следовательно, реализуя личностные действия человек, используетнакопленный ранее опыт, приобретённыйв практической деятельности. А результат такой деятельности зависитотеё направленности,насыщенности, знаний, что в совокупности создаёт её фундамент. Современныйчеловек, находящийся в сложных экономических условияхнеудовлетворён своим трудом, поскольку является подверженным желаниям, возникающими от недостатка информации или, наоборот, от переизбытка её.Таким образом, научная новизна исследования заключается в следующем:

раскрыта сущность средств формирования профессионализма детей и подростков, начало которых начинается при погружении в детское техническое творчество.Практическая значимостьисследования заключается в том, что результатами можно воспользоваться при разработке рабочих программ, которые в дальнейшем можно использовать при обучении детей и подростков как в специализированных центрах, а также на площадках общеобразовательных школ.Высокоинтеллектуальные технологии изменили характер труда современного человека, это происходит за счёт внедрения во все виды деятельности, творческой конфигурации,сама деятельность приобрела вид совершенства.Человек, стал легко адаптироваться в современных видах любой деятельности, другиеже индивиды, которые пустили на самотёк трудовое обучение, с трудом преодолеваюттребования современной действительности. Следовательно, чтобы каждый человек мог эффективно выполнять требования той или иной деятельности его необходимо учить, готовить ктворческому интеллектуальному труду.

Возможности и ограничения личности при выборе профессиональной деятельности. Здоровье человека и выбор профессии.

Первый слайд презентации: Возможности и ограничения личности при выборе профессиональной деятельности. Здоровье человека и выбор профессии

Возможности и ограничения личности при выборе профессиональной деятельности. Здоровье человека и выбор профессии.

Слайд 2

Возможности и ограничения личности при выборе профессиональной деятельности

Слайд 3: Здоровье человека –

один из факторов успешной профессиональной карьеры Здоровье человека –

Здоровье человека –

Слайд 4: Ошибка при выборе профессии

Одной из наиболее часто совершаемых ошибок в выборе профессии является незнание, переоценка или недооценка своих физических данных, состояния здоровья. Правильный выбор профессии, прежде всего, связан с учётом состояния здоровья. Если трудовая деятельность соответствует физическим возможностям человека, то она благоприятно сказывается на его общем состоянии. И наоборот, если профессия, специальность не соответствует его физическим данным, это может привести к резкому ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности, а порой к её полной потере. Ошибка при выборе профессии

Ошибка при выборе профессии

Слайд 5: Условия выбора профессии:

Если человек здоров, то может выбирать любую профессию. Если у него имеются какие-либо отклонения в состоянии здоровья, то при выборе профессии их необходимо учитывать. Условия выбора профессии:

Условия выбора профессии:

Слайд 6: Выбирая профессию,

надо задуматься, как она повлияет на здоровье: не вызовет ли обострения имеющихся хронических заболеваний и возникновения новых. Выбирая профессию,

Что влияет на выбор будущей профессии: основные факторы, формула профессий

Когда понимаешь механизмы, которые оказывают влияние на выбор профессии, то и сделать такой выбор становиться чуть проще.

На нашем телеграм-канале собрана полезнейшая информация по профориентации. А на другом канале вы найдете выгодные предложения и полезные акции, которые помогут продержаться студенту на плаву.

А сейчас расскажем вам, какие основные факторы влияют на выбор профессии.

Факторы, влияющие на выбор профессии

Мы уже рассказывали, как тип темперамента и характер влияют на выбор профессии. Сегодня поговорим о более независимых категориях.

На выбор профессии оказывают влияние внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы выбора

К внешним социальным факторам выбора профессии относят:

  1. Престиж. Является одним из основных мотивов выбора профессии. Недостаток в том, что на волне тренда может возникнуть переизбыток специалистов. Это негативно скажется на рынке труда в выбранной сфере.
  2. Востребованность. Спрос рождает предложение. Переизбыток предложений сделает профессию менее востребованной. Нельзя забывать и об актуальности: профессии, популярные 10 лет назад, сегодня уже не так востребованы, и наоборот. Поэтому стоит прислушиваться к прогнозам специалистов.
  3. Зарплата. Этот фактор не играет решающей роди при выборе профессии, потому что размер зарплаты зависит от должности, а не от профессии. Высокая заработная плата используется лишь как отражение степени риска. В некоторых случаях на старте может быть высокая зарплатная ставка, но она не будет существенно расти со временем.
  4. Реальные возможности получить работу. Сюда включают возможности поступления на данную специальность, наличие материальных условий.
  5. Мнения и желания близких. Чаще всего речь идет именно о родителях. Данный мотив очень неоднозначный. С одной стороны, взрослые обладают определенным жизненным опытом, которого нет у абитуриента. А с другой – они не обязательно хорошо разбираются в современном рынке труда, его структуре и динамике. Поэтому окончательный выбор должен быть все же за учащимся, который объективно учитывает всю информацию, но принимает решение сам.

Внутренние факторы выбора

Здесь речь идет о возможностях, способностях и интересах самого абитуриента.

Хорошо, когда выбранная профессия совпадает по всем внутренним факторам. Но чаще случается, что выпускник должен чем-то жертвовать. Тогда как выбрать чем? Ведь все аргументы весомые, и расставить приоритеты довольно сложно.

  1. Возможности. В ряде профессий есть строгие ограничения по состоянию здоровья (аллергики не смогут стать химиками, а люди с больным сердцем – летчиками). Некоторые профессии требуют быстрой реакции, слуха, развитых вкусовых рецепторов – все это проверяется специальной аппаратурой, а несоответствие легко выявить. Возможности проявляются на начальном этапе отбора.
  2. Способностивыявляются уже в процессе обучения. Очевидно, что программирование будет плохо даваться человеку, который плохо понимает математику, а актерское мастерство – человеку без видимых актерских талантов. Исключения редки.
  3. Интересытоже важно учитывать при выборе профессии. Соблюдение интересов и комфортные условия гарантируют гармоничное развитие личности и ее общий уровень удовлетворенности. Тому, кто интересуется техникой, едва ли будут интересны артистическая или политическая деятельность. А тот, кто любит поспать подольше, не будет в восторге от графика с 8.00 до 17.00.

Классификация профессий

Нужно учитывать не только внешние и внутренние факторы выбора профессии, но и классификацию, чтобы хорошо ориентироваться во всех предложениях и максимально сузить сферу поиска. Для этого обратимся к типологии Климова:

Типы профессий (по предмету труда) Группы профессий (по условиям труда) Отделы профессий (по средствам труда)
Природа Бытовой микроклимат Ручные
Человек Открытый воздух Механические
Техника Необычность Автоматические
Знаковые системы Экстремальность Функциональные
Художественный образ Моральная ответственность Теоретические

То есть можно разделить все профессии по типу взаимодействия и по предмету труда на:

Есть разные психологические тесты, которые помогут человеку выявить его способности и задатки, если он не может их найти самостоятельно.

По другой классификации для верного выбора профессии нужно обратиться к типологии личности Голланда, согласно которой в человеке всегда будет один доминирующий тип, но при использовании стратегии 2-х и больше типов человек может приспособиться к условиям.

Вот как выглядит типология личности Голланда:

Тип личности Содержание деятельности
реалистический Ориентация на манипулирование инструментами и механизмами
исследовательский Ориентация на поиск
артистичный Ориентация на эмоциональное проявление, самопрезентацию
социальный Ориентация на взаимодействие с людьми
предпринимательский Ориентация на влияние на людей
конвенционный Ориентация на манипулирование данными, информацией

Формула профессии

Формула профессии – это краткое описание главных ее характеристик. Ее важно знать, чтобы правильно и максимально точно отбирать и развивать специалистов.

Есть 4 основные характеристики профессии:

  1. Предмет труда – то, с чем работает специалист: человек – Ч, природа – П, художественный образ – Х, техника – Т, знаковые системы – З.
  2. Цель труда – то, что делает специалист с предметом труда: гностическое (познавательное) – Г, преобразовательное – П, изыскательное – И.
  3. Средства труда – то, чем специалист воздействует на предмет труда: ручные – Р, механические – М, автоматические – А, электронные – Э, функциональные (возможности и функции организма – голос, например) – Ф, теоретические (интеллектуальные) – Т.
  4. Условия труда: бытовой микроклимат – Б, открытый воздух – О, необычные – Н, экстремальные – Э.

Давайте рассмотрим пример применения формулы. Допустим, профессию кассира-операциониста можно описать в ней следующим образом:

Надеемся, что эта информация поможет вам приблизить конечную цель и сделать правильный выбор на основе мотивационных факторов выбора процессии. Ну а получать знания по выбранному направлению поможет сервис студенческой помощи.


Выбор профессии — одно из самых главных решений в нашей жизни. Именно он определяет то, кем мы будем, какой стиль жизни выберем.

Основными факторами выбора профессии традиционно считаются следующие: темперамент, интересы, мнение родителей и друзей, способности, уровень подготовки, материальное стимулирование и престиж профессии, состояние здоровья и др.

В настоящее время результаты опросов и индивидуальных бесед со старшеклассниками свидетельствуют о том, что большинство старшеклассников испытывают трудности при выборе будущей профессии.

Итак, какие же ошибки совершают старшеклассники в процессе профессионального самоопределения?

Первое, что следует отметить, — это недостаточная информированность о мире профессий, о её перспективах и востребованности специалистов в обществе. По данным исследований, учащиеся 9 класса могут в среднем назвать от 40 до 50 профессий, в то время как в мире их насчитывается более десяти тысяч. Кроме того, при выборе профессии многие учащиеся даже не задумываются о дальнейших возможностях трудоустройства. Например, сейчас самыми популярными являются профессии экономиста и юриста, однако ввиду большого количества желающих работать по данным специальностям, сокращается число возможных рабочих мест.

Второе — выбор профессии под влиянием друзей. Это, пожалуй, одна из самых распространенных ошибок у старшеклассников. Такое часто происходит, если подросток недостаточно уверен в себе и не готов взять на себя ответственность за свой выбор. Впоследствии избранная профессия может не отвечать способностям человека и вскоре это может привести к недовольству, разочарованию. Ведь профессии, которые подходят друзьям, могут не соответствовать нашим личностным особенностям, склонностям и интересам.

Третье — увлечение внешней стороной профессии, что условно можно обозначить как поиск экстремальных ощущений. Очень часто учащихся привлекает лишь внешняя сторона профессии. В силу свойственной им эмоциональности, они выбирают на их взгляд особенные, яркие, необычные профессии: такие как следователь, археолог, актер, стюардесса и т. д. При этом они упускают из виду такие факторы как ненормированный рабочий день, психофизиологические показатели, большое количество работы с документацией и др.

Пятое-несамостоятельность выбора профессии. Многие родители в силу сложившихся семейных традиций или собственных убеждений пытаются навязать ребенку свое мнение в выборе будущей профессии. К примеру, все в семье врачи и ребенку автоматически присваивается эта профессия.

Шестое — отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией. Зачастую какой-либо предмет нравится настолько, что юноша или девушка обязательно хотят связать с ним будущую профессиональную деятельность. Однако в этом случае следует задуматься. Возможно, нравится не сам предмет, а то, как его преподносит учитель. Или же, юноше нравится литература, и он собирается в педагогический вуз, упуская из виду, что он не любит и не умеет взаимодействовать с детьми.

Седьмое — неумение анализировать особенности собственной личности. При выборе профессии многие подростки даже не знают с чего начать, с какой стороны подойти к этому вопросу. У них отсутствует представление о собственных способностях, интересах, склонностях. В таких случаях рекомендуется обратиться к помощи психолога, который с помощью психодиагностики, индивидуальных бесед поможет определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.

Девятое — недооценка своих физических способностей, существенных при выборе профессии. Иногда случается, что интерес к профессии и личностные способности, противоречат физическим возможностям. Например, человеку с хроническими заболеваниями легких нельзя работать на заводе. Или же, несмотря на способность к техническим наукам, человеку, страдающему близорукостью, не рекомендуется работать с чертежами, за компьютером и т. д. [2, с. 57].

Результаты, полученные в ходе диагностики ведущих мотивов выбора профессии, показали, что 56 % испытуемых при выборе профессии руководствуются внешними отрицательными мотивами, т. е. выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, по наставлению и рекомендации родителей; 28 % руководствуются внешними положительными мотивами, т. е. материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, и всего лишь 16 % при выборе профессии руководствуются внутренними мотивами, исходящими, из потребностей самого человека.

Результаты психодиагностики ведущих мотивов выбора профессии изображены на рисунке 1.


Рис. 1. Результаты исследования мотивов выбора профессии

Результаты диагностики готовности к выбору профессии показали, что у 32 % респондентов выявлен низкий уровень подготовленности к выбору будущей профессии, у 52 % средний; и только у 16 % — высокий.

Результаты психодиагностики готовности к выбору профессии представлены на рисунке 2.


Рис. 2. Результаты исследования готовности к выбору профессии

Таким образом, резюмируя результаты эмпирического исследования, можно сделать вывод, что в настоящее время старшеклассники слабо ориентируются в основах профессионального самоопределения, а именно с чего начать, кто может помочь и т. д. Большинству старшеклассников трудно разобраться в своих способностях, качествах и чертах характера, интересах. Их представления о собственной личности часто остаются на уровне бытовых суждений и при выборе профессии ими движут не внутренние, а внешние мотивы.

Выбор профессии очень сложный и ответственный шаг, поэтому подходить к нему нужно обдуманно и со всей серьезностью.

Можно выделить несколько простых правил, которым рекомендуется следовать выпускнику при выборе будущей профессии:

- во-первых, изучить самого себя: разобраться в своих интересах, склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях;

- во-вторых, подумать и оценить свои сильные и слабые стороны;

- в-третьих, ознакомиться с профессиями, которые соответствуют имеющимся интересам, способностям, возможностям.

Затем, когда первые три шага уже позади, и выделились явные лидеры среди профессий перейти ко второму шагу.

Побеседовать с представителями избираемых профессий, по возможности побывать на их рабочем месте, ознакомиться с условиями и характером труда.

Ознакомиться с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.

Сопоставить свои личные качества и возможности с характером той профессии, которая была выбрана.

В процессе профессионального самоопределения старшеклассника огромную роль играет школа.

В 1–4 классах должны решаться задачи по ознакомлению с наиболее распространенными видами трудовой деятельности, уважения к представителям любой профессии, воспитанию любви к труду.

В 5–9 классах предполагается ознакомление ребят с содержанием и характеристикой основных профессий района, условиями и организацией труда в различных сферах деятельности, с требованиями к избираемой профессии и путями её приобретения.

В 10–11 классах должно проводиться углубленное изучение профессии, изучение психофизиологических и медицинских показателей личности, возможности получения образования и трудоустройства.

Наиболее активными для профориентации являются учащиеся 5–9 классов. Планирование работы с этим возрастом должно предусматривать, прежде всего, активные формы обучения.

Можно предложить комплекс мероприятий по пяти типам профессий (классификация Е. А. Климова) [1,160 с.]:

1. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения.-М.: Просвещение, 2004.-305 с.

2. Кон И. С. Психология старшеклассника.-М.: Просвещение, 1980.-192 с.

Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, будущая профессия, профессия, большинство старшеклассников, будущая профессиональная деятельность, ведущий мотив выбора профессии, выполнение работ, материальное стимулирование, профессиональное самоопределение, собственная личность.

Похожие статьи

Мотивационные факторы в выборе профессии. | Молодой ученый

выбор профессии, интерес, профессиональная деятельность, дополнительное образование, потребность, вид деятельности, мотивация, мотив, выбор, профессиональное самоопределение.

Профессиональное самоопределение школьников: сущность.

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни.

Мотивированный выбор профессии – основа.

Мотивированный выбор профессии – основа профессионального успеха. Автор: Бутримова Наталья Вениаминовна.

Профессиональная мотивация личности может быть представлена как процесс стимулирования себя и других людей к достижению определенных.

Понятие профессионального выбора в современных.

профессиональный выбор, выбор профессии, профессиональное самоопределение, выбранная профессия, профессия, профессиональное самоопределение личности, будущая профессия.

Психологические особенности профессионального.

профессиональное самоопределение, юношеский возраст, юноша, трудовая деятельность, тип профессии, профессия типа, материальная обеспеченность, девушка, вывод, выбор профессии.

Особенности профессионального самоопределения.

профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир профессий, рынок труда, автономная личность.

Мотив выбора профессии студентами, обучающимися по.

Основные термины (генерируются автоматически): мотив, деятельность, самая деятельность, профессия психолога, профессиональная мотивация, профессиональная деятельность

Взаимодействие родителей со старшеклассниками в период выбора профессии.

Готовность к выбору профессии

Ключевые слова: старшеклассники, профессиональное самоопределение, готовность к выбору профессии. Старший школьный возраст — начальная стадия физической зрелости и одновременно стадия завершения полового развития.

Как выбрать будущую профессию обучающимся старших классов

Задачей данного этапа является уточнение выбора профессии, построения плана профессионального пути.

Важную роль в выборе профессии старшеклассников играет медико-биологический аспект.

Читайте также: