Доклад на тему виды речевой деятельности детей

Обновлено: 30.06.2024

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в контексте образовательных областей, является развитие речи детей. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Содержимое публикации

Развитие речи ребенка через разные виды детской деятельности

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в контексте образовательных областей, является развитие речи детей .

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка . От качества речи , умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка , при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка , его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе .

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.

На сегодняшний день – образная , богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей , о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

Исходя из выше сказанного, коллектив выделил следующие задачи речевого развития .

1. Обогащать познавательно-речевую сферу детей информацией через занятия , наблюдения, экспериментальную деятельность , речь.

2. Обогащать эмоционально–чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

3. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно–речевой деятельности .

4. Поддерживать условия для развития познавательно–речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности .

В практике работы педагогов используются следующие формы работы по видам образовательной деятельности .

— совместная деятельность педагога с детьми

— самостоятельная деятельность детей

— совместная деятельность с семьей .

Практическая реализация указанной системы работы по развитию речи способствует становлению речевой активности, основ коммуникативной компетентности ребенка .

Особенности интеграции образовательных областей в речевом развитии дошкольников .

Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности : в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность . Прежде всего, развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности . Применительно к детям раннего возраста ведущей является предметная деятельность , детей дошкольного возраста — игровая деятельность .

Для развития речи используются разнообразные средства :

• общение взрослых и детей, формирование коммуникативных навыков;

• культурная языковая среда, речь воспитателя;

• обучение родной речи и языку на занятиях ;

• различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр) .

Развитие речи и коммуникативная деятельность

Важнейшим средством развития речи является общение . Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения . Она не возникает из самой природы ребенка , а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка . Противоречия , возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребенка , к овладению им все новыми средствами общения, формами речи . Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым , которое строится с учетом возрастных особенностей и возможностей малыша.

Анализ поведения детей показал, что присутствие взрослого стимулирует употребление правильной речи , они начинают говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. Поэтому рекомендуется как можно больше и чаще разговаривать с детьми.

Большое влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками, особенно начиная с 4–5-летнего возраста. В общении со сверстниками дети более активно используют речевые умения. Большее разнообразие коммуникативных задач, возникающих в деловых контактах детей, создает необходимость в более разнообразных речевых средствах .

Полезно общение детей разного возраста . Объединение с детьми более старшего возраста ставит малышей в благоприятные условия для восприятия речи и ее активизации : они активно подражают действиям и речи , усваивают новые слова, овладевают ролевой речью в играх, простейшими видами рассказов по картинкам, об игрушках. Таким образом, общение является ведущим средством развития речи . Его содержание и формы определяют содержание и уровень речи детей .

В этом нам помогают игры, направленные на развитие навыков общения

Развитие речи и игровая деятельность

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра . Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности .

В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация функций и форм речи . В ней совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи . Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи .

Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности , вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи , художественно-речевой деятельности .

Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития . Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь .

Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей .

Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.). Он учится планировать замысел игры, развивать его , придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций , поскольку он исполняет несколько ролей.

В театрализованных играх, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. Театрализованная игра способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.

В процессе строительно-конструктивных игр, дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.

Дети овладевают словарем, то есть обогащается речь, выражающая названия геометрических тел, пространственных отношений, развивается диалогическая речь

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.

В процессе этих игр развивается речь детей в зависимости от направленности самой игры

Игры-эксперименты- особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников.

В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй, развивается связная речь .

Развивать речь ребенка , не включая ее в какую-либо деятельность , невозможно!

Развитие речи и познавательно-исследовательская деятельность

Развивая речь ребенка , не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно , так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей .

В процессе познавательно-исследовательской деятельностирешаются следующие задачи :

— способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность

— обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми

— формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять

— создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии

— поддерживать условия для развития познавательно- речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности

-привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности , способствующей возникновению речевой активности

Развитие речи и продуктивная (художественная) деятельность

Развивает понимание речи , учит выполнять инструкции. После занятия например по рисованию, можно обсудить работу, описать её, придумать рассказ об объекте.

Развитие речи и музыкальная деятельность

Особенно большую роль в развитие речи тут играет обучение пению. Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.

Совместно решаются и речевые задачи :

-совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника ;

— культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;

— формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи ;

— развитие ладового чувства , музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.

Восприятие художественной литературы

Дети, увлекаясь мультиками и сериалами, усваивая их далеко не литературный, поверхностный язык и стиль изложения, дети формируют, таким образом, свою речь. Этого поможет избежать чтение художественной литературы и русского народного фольклора. Затем из чтения вытекают разнообразные формы работы в которых очень хорошо развивается речь : разучивание стихотворений, пересказ, драматизации сказок и т. д.

Таким образом у детей формируется умение слышать, понимать речь, обогащаться словарный запас, развиваться монологическая речь и интонационная её сторона, выразительность.

Развитие речи и трудовая деятельность

Через трудовую деятельность развиваются навыки диалогической речи , стимулируются активные высказывания детей, формируется доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в паре. Эти задачи решаются в процессе дежурств, наблюдений, трудовых поручений, во время режимных моментов и др. Общение в процессе труда (бытовой, в природе, ручной) помогает обогатить содержание детских представлений и речи , пополняет словарь названиями орудий и предметов труда, трудовых действий, качеств, результатов.

Основные средства речевого развития

Непосредственно-образовательная деятельность

Важнейшей формой организации обучения речи и языку в методике считаются специальные занятия, на которых ставят и целенаправленно решают определенные задачи речевого развития детей .

Без специальных обучающих занятий невозможно обеспечить на должном уровне речевое развитие детей . Обучение на занятиях позволяет выполнить задачи всех разделов программы. Нет ни одного раздела программы, где бы ни существовала потребность в организации всей группы. Педагог целенаправленно отбирает тот материал, в усвоении которого дети испытывают затруднения, развивает те навыки и умения , которые трудно сформировать в других видах деятельности .

Занятия помогают реализовать возможности речевого развития в дошкольном детстве , самом благоприятном периоде для овладения языком.

На занятиях, помимо воздействия воспитателя на речь детей, происходит взаимовлияние речи детей друг на друга .

Обучение в коллективе повышает общий уровень их развития .

Положительную оценку в нашей практике получили интегративные занятия, построенные по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития . Как правило, при этом используют разные виды искусства , самостоятельную речевую деятельность ребенка и интегрируют их по тематическому принципу. Например : 1) чтение рассказа о птицах, 2) коллективное рисование птиц и 3) рассказывание детей по рисункам.

Развитие речи осуществляется также в организованных образовательных видах деятельности по другим разделам программы детского сада . Это объясняется самой природой речевой деятельности . Родной язык выступает средством обучения других образовательных областей.

Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи .

Задачи: раскрыть понятия речи, речевой деятельности, выявить структуру и основные виды речевой деятельности, выяснить специфические особенности речевой деятельности.

Объектом является речь, как одна из форм деятельности человека.

Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Речь используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки ее результатов. Речь является необходимым условием познавательной деятельности человека. Благодаря речи (языку) человек усваивает, приобретает знания и передает их.

Речь - средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов. В этой функции речь используется для того, чтобы повлиять на взгляды и убеждения людей, изменить их отношение к определенным фактам и явлениям действительности, склонить их к действиям и поступкам.

Речь - средство удовлетворения личных потребностей человека в общении, в приобщении к определенной группе лиц. Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, переживаниями, сопереживать, искать понимания и т. д. В целом речь имеет основополагающее значение в становлении человеческой личности.

Среди разного рода человеческих дел, действий, деятельности есть и так называемая речевая деятельность. В речевой деятельности человек производит и воспринимает информацию, преобразованную в текст. Различают четыре вида речевой деятельности.

Два из них участвуют в производстве текста (передаче информации) - это говорение и написание; два - в восприятии текста, заложенной в нем информации - это слушание и чтение.

Говорение (устное выражение мысли)

Это отправление звуковых сигналов, несущих информацию;

Совершенствование навыков говорения включает в себя повышение готовности к поддержанию беседы на различные темы и овладение техникой речи.

Для того, чтобы быть готовым поддерживать разговор на различные темы в публичном и частном общении, человеку необходимо постоянно заниматься самообразованием. В широком смысле слова, т. е. приобретать новые знания, причём не только по своей специальности, но и другие знания в области науки и искусства, представляющие общественный интерес, развивать самостоятельность мышления для того чтобы глубже разбираться в жизни и совершенствовать стиль своей речи.

Слушание (восприятие речи на слух и ее понимание) Это восприятие звуковых сигналов и их понимание; Слушание является составной частью процесса общения и включает два этапа: этап первичного анализа звукового сигнала и его психомеханической обработки; этап смысловой интерпретации.

Письмо (графическое, письменное выражение мысли)

Это восприятие звуковых сигналов и их понимание; Слушание является составной частью процесса общения и включает два этапа: этап первичного анализа звукового сигнала и его психомеханической обработки.

Чтение (т. е. восприятие и понимание чужой записанной речи).

Чтение как вид речевой деятельности развивается на основе аутентичных текстов разного жанра, имеющих коммуникативную и личностно-ориентированную направленность.

Прежде чем приступить к работе над текстом, учителю рекомендуется определить, с какой целью данный текст может быть использован:

Именно эти виды речевой деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации.

Речевая деятельность всех видов - сложный процесс, в котором участвуют особые психологические и речевые механизмы.

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности.

Сущность речевой деятельности

Таким образом, говоря далее о речевой деятельности, мы не совсем точны: для нас будет представлять интерес и нами будет в дальнейшем рассматриваться не весь акт речевой деятельности, а лишь совокупность речевых действий, имеющих собственную промежуточную цель, подчиненную цели деятельности как таковой. Речевая деятельность изучается различными науками.

Речевая деятельность есть объект, изучаемый лингвистикой и другими науками: язык есть специфический предмет лингвистики, реально существующий как составная часть объекта (речевой деятельности) и моделируемый лингвистами в виде особой системы для тех или иных теоретических или практических целей.

Внешняя форма речи включает в себя:

Устную (диалогическую и монологическую)

Диалогическая речь - это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее).

Диалог - это непосредственное общение двух или нескольких человек. Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.

Основными правилами диалогической речи являются:

- вежливо представляться и представлять других.

- вежливо задавать вопросы и отвечать на вопросы.

- выражать просьбу, пожелание, недоумение, восторг.

Монологическая речь - длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог не прерываем, поэтому активное, экспрессивно - мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий.

Монологическая речь - связная, контекстная. Ее содержание должно, прежде всего, удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, - грамматически правильное построение предложений.

Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи. Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего, так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, мимикой и жестикуляцией).

Устная речь - это речь, произносимая в процессе говорения; основная форма использования естественного языка в речевой деятельности. Для разговорного стиля литературного языка устная форма является основной, тогда как книжные стили функционируют и в письменной, и в устной форме (научная статья и устный научный доклад, выступление на собрании)

Важнейшей отличительной чертой устной речи является её неподготовленность: устная речь, как правило, творится в ходе беседы.

С другой стороны, это может быть речь на заранее известную тему, обдуманная в тех или иных частях. Устная речь такого рода характерна для официального публичного общения.

Одним из наиболее существенных недостатков устной речи считается её прерывистость (логическая, грамматическая и интонационная, заключающаяся в неоправданной остановке речи, в обрыве фраз, мыслей, а иногда - в неоправданном повторении одних и тех же слов.

Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником.

Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

Внутренняя форма речи

Это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Внутренняя речь формируется на основе внешней.

Понятность речи зависит, во-первых, от ее смыслового содержания, во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от соотношения между ее сложностью с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей.

Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.

Речь дактильная-- речь, воспроизводящая слова при помощи дактильных букв, т. е. определенных конфигураций пальцев и их движений. Дактильная речь используется как вспомогательное речевое средство при обучении глухих словесной речи, а также в межличностной коммуникации глухих и общении слышащих с глухими.

Речь жестовая - способ межличностного общения людей, лишенных слуха, при помощи системы жестов, характеризующейся своеобразными лексическими и грамматическими закономерностями.

Речь жестовая используется как вспомогательное средство (наряду с основным- словесной речью) в процессе обучения и воспитания детей с недостатками слуха.

Структура речевой деятельности

Речевая деятельность, как один из видов деятельности человека характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных фаз: ориентировки, планирование, внешняя реализация, контроль.

Структура речевой деятельности

Речевая деятельность, как один из видов деятельности человека характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных фаз: ориентировки, планирование, внешняя реализация, контроль.

-Ориентировка. Для реализации деятельности во внешнем плане необходимо наличие, во-первых, ситуации в которой будет осуществляться деятельность, а во-вторых, источника, побуждающего индивида к активности.

Участниками речевой ситуации являются - люди, коммуниканты. В учебном процессе речевая ситуация создается искусственно, поэтому одна из важных задач учителя приблизить процесс речетворчества к естественным жизненным условиям. Благодаря стилистике в процессе обучения создается речевая ситуация

-Планирование. Реализация этого этапа зависит от сформированности у человека внутренне речи, т. к. программа действия по созданию текста представлена во внутренней речи коммуниканта.

Планирование занимает важное место в структуре речевой деятельности. Скованность коммуниканта в изложении ведет к появлению текстовых недочетов и ошибок, связанных с неумением отобрать ключевые слова, их систематизировать и упорядочить при планировании.

Внешняя реализация. Деятельность понятие сложное и многоуровневое. В ее составе обязательно наличие внутреннего и внешнего плана, которые соотносится между собой, и дополняют друг друга.

На этом этапе текст подвергается лексико-грамматической оформленности, т. е. мысль передается в виде лексической и грамматической сочетаемости слов. Третий этап основывается на лингвистических знаниях коммуниканта.

Контроль. Результат речевой деятельности сверяется с целью, определяется в соответствии с ситуацией и если возникает коммуникативные неудачи, то коммуникант снова проходит все этапы речевой деятельности.

Для того чтобы текст был адекватно-воспринят, необходимо, чтобы реципиент настроился на ту же волну. На этом этапе могут проверяться ошибки: соответствует ли текст речевой ситуации; раскрывает ли предмет речи, спланирована ли последовательность текста, адекватна и целесообразно подобраны языковые средства, правильно ли построены предложения, нет ли избыточных предложений - все это осуществляет в этом этап.

В речи человека обычно выявляется весь психологический облик личности. Такая существенная сторона, как степень и особенность общительности, которая лежит в основе многих классификаций характеров, непосредственно проявляется в речи.

Показательно обычно бывает уже то, как человек начинает разговор и как он его заканчивает; в темпах речи более или менее отчетливо выступает его темперамент, в ее интонационном, ритмическом, вообще экспрессивном рисунке - его эмоциональность, а в ее содержании просвечивают его духовный мир, его интересы, их направленность.

Список использованных источников

1. Федосюк М. Ю., Ладыженская Т. А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. - 6-е изд. -М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2001. - 256 с. :

2. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. - изд. 29-е. - М. : ФОРУМ:ИНФРА-М, 2010.-539 с.

3. Кузнецов Н. В. Русский язык и культура речи. - 3-е изд. М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. 368

Посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников

Посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников В соответствии с ФГОС ДО основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными.


Исходя из определения А.А. Леонтьева, речевая деятельность непосредственно связана с другими видами деятельности (игровой, учебной, трудовой и др.), она обслуживает их, входит в их состав, но в тоже время может быть и самостоятельной. Поэтому для нормального развития ребёнка, его различной деятельности, особенно ведущих видов, необходимо нормальное речевое развитие.

Развитию речи дошкольников, согласно периодизации А.А. Леонтьева, предшествуют два других этапа. Он разделил весь речевой онтогенез на следующие периоды [1]:

подготовительный (от нуля до одного года);

преддошкольный (от года до трёх лет);

дошкольный (от трёх лет до семи);

школьный (от семи до семнадцати лет).

Первый подготовительный этап назван так в связи с тем, что происходит подготовка, формирование предпосылок возникновения речи. Он считается доречевым этапом.

В доречевой период первыми голосовыми реакциями являются крик и плач. Это ответная реакция малыша на изменения в своём состоянии, в окружающей обстановке. Крик и плач до 2-3 месяцев будут сопровождать желание ребёнка. После того, как ребёнок научился выражать своё неудовольствие, встречаемое пониманием взрослого, он научается выражать и своё положительное состояние.

В 2-3 месяца на смену крику и плачу приходит новая звуковая реакция – гуление [5]. Гуление – это певучее произнесение цепочек гласных звуков, близких к [а], [у], [ы], часто в сочетании с согласноподобными звуками [г], [м]. Такая звуковая реакция одинакова у всех детей мира. В отличие от крика и плача она возникает на фоне положительного эмоционального состояния и не связана с физиологическими потребностями ребёнка.

В преддошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно. Происходит увеличение числа используемых лепетных слов. Звуки в словах ребёнок может опускать, переставлять, заменять на более простые, так как артикуляционный аппарат ещё не совершенен и не достаточен уровень восприятия фонем. Эти слова являются многозначными, то есть, одно и то же слово может обозначать и предмет, и действие, и желание. После полутора лет начинают появляться первые элементарные предложения. Они состоят из аморфных слов-корней. В 2,5-3 года появляются трёх- и четырёхсловные предложения, а также начинают появляться частичные грамматические формы.

Доречевой и преддошкольный периоды речевого онтогенеза составляют предпосылки формирования интересуемого нас дошкольного периода. В раннем возрасте формируется ситуативная форма речи. Это связано с тем, что ребёнок общается со взрослыми и сверстниками в процессе практической деятельности, поэтому общение носит ситуативный характер. Речь такого ребёнка представляет собой либо ответы на вопросы взрослого, либо задавание вопросов взрослому, либо требования об удовлетворении тех или иных потребностей.

В дошкольном же возрасте взаимодействие ребёнка со взрослым изменяется, так как возрастает его самостоятельность. Ребёнок становится способным к реальной самостоятельной деятельности, начинается овладение им различных её видов. Такие изменения образа жизни ребёнка ведут к появлению новых функций и форм речи [4]. Появляется контекстная речь. Ребёнок рассказывает обо всём, что происходит в его жизни и деятельности вне непосредственной связи со взрослым, то есть вне ситуации.

В дошкольный период речевого развития отмечается качественный скачок в развитии лексического словаря ребёнка. Дети начинают овладевать навыками словообразования. При хорошем уровне речевого развития дети после 3 лет могут свободно общаться не только с помощью грамматически правильно оформленных простых предложений, но и с помощью сложных.

В дошкольном возрасте до 4-5 лет у ребёнка полностью сформировывается звукопроизносительная сторона речи, чему способствует сформировавшееся до четырёх лет фонематическое восприятие. Благодаря этому, дошкольники могут сами исправлять ошибки собственного произношения, а также замечать ошибки произношения сверстников. После 4-5 лет недостатки произношения могут возникать лишь при воспроизведении малознакомых слов.

Словарь ребёнка дошкольного возраста активно растёт. К 6-7 годам может отмечаться от 3,5 до 12 тысяч слов. Развиваются навыки словоизменения и словообразования. Возрастает количество слов с обобщённым значением, используются слова всех частей речи, а также синонимы, антонимы. Ребёнок начинает дифференцировать значения слов, а в соответствии с этим, употреблять многозначные слова. Несмотря на это, развитие лексики в этом возрасте не оканчивается, поэтому часто возникают ситуации, в которых ребёнок не понимает значение слова, особенно в переносном смысле. Вследствие этого неправильно употребляет некоторые слова в собственной речи.

Детям дошкольного возраста доступно употребление в речи разнообразных типов предложений, а также различных грамматических форм слов в предложениях. Это связано с усложнением содержания речи и её объёма. По определению А.Н. Гвоздева, у детей к трём годам оказываются сформированными все основные грамматические категории, к четырём годам дети начинают пользоваться простыми и сложными предложениями (в основном простыми распространёнными), а после пяти лет относительно свободно используют сложносочинённые и сложноподчинённые предложения [2]. В пятилетнем возрасте ребёнок без дополнительных вопросов составляет пересказ из 40-50 предложений. Это свидетельствует об овладении им более сложным видом речи - монологической речью.

Вслед за сменой ведущего вида деятельности (игровой на учебную) наступает осознанное овладение речью ребёнком. Усвоенные в дошкольный период речевые навыки позволяют осуществить переход речевого развития на школьный этап. В школьный период продолжает совершенствоваться связная речь. Дети осознанно усваивают грамматические правила построения высказываний, полностью осваивают звуковой анализ и синтез. Качественно новым образованием в школьном периоде является овладение письменной речью.

Разумеется, чётких границ каждого периода не существует, всё достаточно индивидуально. Каждый этап речевого развития плавно перетекает в последующий.

Таким образом, речевое развитие ребёнка проходит четыре основных этапа (периодизация А.А. Леонтьева). На каждом этапе у ребёнка формируются определённо новые навыки речевого общения. К концу дошкольного возраста ребёнок почти овладевает родным языком, развёрнутой фразовой речью, фонетикой, лексикой, грамматикой, что необходимо и достаточно для устного общения на доступные дошкольнику темы. Уровень развития его фонематического слуха позволяет овладеть навыками звукового анализа и синтеза, что является необходимым условием усвоения грамоты в школьный период.

Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. – М., 2005. – 351 с.

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – С-Пб., 1999. – 160 с.

Львов М.Р. Основы теории речи / М.Р. Львов. – М., 2000. – 248 с.

Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте: Краткий очерк. – М., 1958. – 116 с.

Доклад и презентация

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесна связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.

Детский сад- это первая ступень образования, и на нас педагогов ложится огромная задача: заложить основу, базис личностной культуры.

Большинство детей дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

Работая по этой теме наше учреждение ставит следующую цель:

Способствовать активизации речи детей в разных видах деятельности.

Для этого решаем следующие задачи:

–Создание в группе развивающей среды;

-Развитие всех компонентов устной речи: грамматический строй речи, связная речь;

-Формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи;

-Развитие мелкой моторики рук.

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.

Это и подвело к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию активной речи детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности(слайд)

Именно младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задачи обогащения словаря и активизации речи детей решается ежеминутно, ежесекундна, она постоянно звучит в беседах с родителями, пронизывает все режимные моменты. Особое внимание уделяется словарной работе, как неотъемлимой части образовательной деятельности по развитию активной речи и худ. литературе.(слайд)

Педагоги младшей группы используют разные приёмы обогащения и активизации словаря:

- показ с называнием;

- многократное повторение нового слова или фразы;

- объяснение происхождения слова;

- использование взрослым нового слова в сочетании со знакомыми детям словами;

- поручения, предполагающие ответ действия.

Лучше всего дети младшего дошкольного возраста воспринимают индивидуальное обращение. И поэтому в разговоре с детьми учитывается уровень развития каждого ребёнка, уровень их речи.

Свободное речевое общение детей младшего дошкольного возраста происходить в быту, во время прогулок, в процессе игр, при ознакомлении с окружающим, во время праздников и развлечений, различных наблюдений.(слайд)

Качество и результативность проводимой работы зависит от многих условий. В первую очередь к ним относится создание развивающей среды во всех группах.

В группах детского сада созданы все условия для развития речи детей:

(В нем размещены все необходимые для индивидуальной и подгрупповой работы: сюжетные и предметные картинки, пособия по развитию речи, дидактические игры).

(Очень важна для ребенка театральная деятельность. Участвуя в спектаклях дети обмениваются информацией, что способствует общению детей, взаимодействие и сотрудничество между ними. Для обучения детей средствам речевой выразительности используется артикуляционная гимнастика

В ходе игры ребенок разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее.

- развивается диалогическая речь

- закрепляется навык пользования инициативной речью,

- совершенствуется разговорная речь,

-формируется грамматический строй языка и т. д..

(Необходимый элемент предметно развивающей среды. В нем мы выставляем различные книги, портреты писателей. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать(слайд)

Также используем музейную педагогику (слайд)

Она помогает интегрировано решать задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы ее работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка-дошкольника. Реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать.

Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Развитие связной речи стараемся решить посредством художественной литературы.

Дети знакомятся с различными жанрами детского фольклора, со стихами и рассказами.

В группах старшего дошкольного возраста значительно чаще рассказывают о писателях, знакомят с историей произведения, расширяют и усложняют круг чтения детей. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции и словарный запас. Большим плюсом в работе с детьми по речевому развитию является то, что нам помогают сотрудники детской библиотеки, с которыми совместно проводятся мероприятии для детей: инсценировки сказок, выставки, обзор литературы.(слайд)

Художественное творчество - уникальное средство для развития речи и мелкой моторики в их единстве и взаимосвязи.

Чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. По мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно.

Занимаясь в кружках девчонки и мальчишки показали свои успехи в развитии речи: начальные умения анализировать, умения взаимодействовать с партнером общения и кардинально преобразилась речь детей.

Игра, является одной из самых действенных средств речевого развития.

Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей.

Многие воспитанники старших групп проявляют особый интерес к дидактическим играм. (слайд)Такие игры чаще проводим в индивидуальной работе с дошкольниками для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т. д.). При этом заметно развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память, закрепляется культура поведения, навыки общения. Вся эта работа проводится регулярно и ежедневно(слайд)

Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении задач по речевому развитию. (слайд) В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что стимулирует речевое развитие.

Сегодня особое место в дошколь­ном образовании занимает проекти­рование. В этой связи мы обратили внима­ние на метод проекта, который может компенсировать проблему дефицита общения, а также стать эффектив­ным средством речевого развития дошкольников.

Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка. Территория детского сада разнообразная: здесь растут лиственница, берёзы, сосны, сирень и тд. В тёплое время года клумбы пестрят цветами. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами. (слайд)

Во время подвижных игр стремимся к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с детьми потешек, стихотворений, словесного сопровождения подвижных игр.

Говорить умеют почти все, но говорят правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

По результатам наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:

Высказывания некоторых детей короткие;

отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

не могут оформить свои знания и впечатления в связные речевые высказывания.

Одной из задач нашего дошкольного учреждения это-совершенствование работы по развитию речи детей в непосредственной образовательной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуем умения образовывать новые слова приставочным и суффиксальным способом; составлять словосочетания и предложения по опорным словам и картинкам, по схемам, распространять предложения, пользоваться в самостоятельной речи полными развёрнутыми предложениями.(слайд)

Совместная деятельность ДОУ и семьи является одной из главных ступеней реализации программы.

Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе (и во время последующих встреч) педагоги стараются убедить родителей в том, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

Воспитатели объясняют родителям, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Стараемся объяснить, что если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса и в результате пострадает их ребенок.

Каждую неделю, по средам, индивидуально с детьми старших групп в ДОУ работает логопед. В первую половину дня проводится индивидуальная работа с воспитанниками, в вечернее время вместе с родителями: различные рекомендации, беседы и задания. Рекомендации родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии.

В старшей группе выявлено 13 детей с нарушениями устной речи. Из них:

а) с фонетико-фонематическим нарушением речи /ФФНР/ (нарушены

произношение звуков и фонематическая система речи) – 12 детей;

б) алалия – 1 ребёнок.

В подготовительной группе выявлено 18 детей с нарушениями устной речи. Из них:

а) с фонетико-фонематическим нарушением речи /ФФНР/ (нарушены

произношение звуков и фонематическая система речи) – 15 детей;

б) с общим недоразвитием речи III уровня /ОНР/ (нарушены фонематическая

система и лексико-грамматическая сторона речи; при этом возможно правильное

произношение звуков) – 2 ребёнка;

в) ФФНР, заикание – 1 ребёнок.

На данный момент в подготовительной группе:

· поставлены и введены в речь свистящие и шипящие звуки, соноры – 13 детей

· поставлены и автоматизируются звуки – 4 ребёнка:

в старшей группе :

поставлены и автоматизируются свистящие, шипящие, соноры.

Логопед проводит с детьми работу не только по формированию правильного звукопроизношения, но и работу по развитию языкового анализа и синтеза /выделение звука в словах, деление слов на слоги, составление предложений, работу по формированию грамматически правильной речи, расширению словаря и развитию логики мышления, расширению кругозора и формированию зрительно-пространственной ориентации.

Работая над данной проблемой, мы сделали вывод, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми а, следовательно, и его личность в целом.

Читайте также: