Доклад на тему условия

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад на тему: «У словия развития творческих способностей детей

Первым условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, направленной на опережающее развитие детей, атмосферы творческого поиска и эмоционального комфорта.

Необходимо, насколько это возможно окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Второе условие – это разнообразная творческая деятельность, результатом которой является создание нового продукта.

Ввиду того, что для развития творческого воображения детей часто традиционных подходов в изобразительной деятельности бывает недостаточно, в последнее время появились новые программы и технологии, которые дают возможность сделать процесс изобразительного творчества более интересным, продуктивным, увлекательным.

Рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые положительные впечатления, реализовать свой творческий потенциал. Оно помогает развить чувство прекрасного в ребенке и обогатить его духовный мир.

Одно из наиболее важных условий успешного развития творческих способностей - разнообразие и вариативность работы с детьми в непосредственно-образовательной деятельности.

Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей не повторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Третье условие эффективного развития творческих способностей – это включение ребенка как можно с более раннего возраста в творческую деятельность.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку свободы в выборе форм и продолжительности занятия творческой деятельности.

Пятое условие – это своевременная дозированная помощь и консультация со стороны взрослых при возникающих трудностях и тупиковых ситуациях.

Рисование в детском саду направлено на обучение художественно-творческой деятельности в пределах, доступных детям дошкольного возраста.

Необходимость обучения рисованию, и в частности техническим навыкам, подчеркивается и советской психологией, которая утверждает, что способности к рисованию проявляются и развиваются только в процессе рисовальной деятельности ребенка и лучше всего в процессе обучения под руководством взрослого.

Т аким образом, развитие творческих способностей учащихся будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс.

Одно из наиболее важных условий успешного развития творческих способностей – множество вариантов работы с детьми во время проведения НОД.

Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и многообразные материалы гарантируют непосредственность детского восприятия и деятельности.

Важно, чтобы каждый раз педагог создавал новую ситуацию так, чтобы дети имели возможность использовать усвоенные ранее знания и умения, находили новые пути решения творческой задачи. Именно это вызывает у ребенка положительные чувства и эмоции, радостное удивление, желание трудиться.

Чтобы у детей не создавалось шаблона, листы бумаги могут быть различной формы: квадрата (платочек, коробочка), круга (тарелочка, блюдце, салфеточка). Разнообразить можно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также воздействует на выразительность рисунка, и дает детям возможность выбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не дожидаться готового решения. Для разнообразия НОД можно менять расположение детей: дети могут рисовать сидя за отдельным столом (мольбертом), сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд и т.п.

Также можно менять виды НОД: сказки, занятия-путешествия, игровые занятия, посиделки, мастерские, игровые занятия-выставки и т. п.

Для развития творческих способностей старших дошкольников в непосредственно-образовательной деятельности следует применять разные техники рисования.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, которые будут способствовать его формированию.

Важным условием для развитии творческих способностей дошкольников является создание правильной предметно-развивающий среды в группе детского сада. Она должна быть содержательно насыщенной и доступной, в группе в достаточном количестве должны присутствовать материалы для творчества (краски, карандаши, материалы для лепки и др.) и к ним должен иметь свободный доступ каждый ребенок. Среда должна стимулировать самую разнообразную творческую деятельность доступную ребенку в силу возрастных особенностей.

Итак, все вышеперечисленные условия необходимо создавать в дошкольном образовательном учреждении для формирования и развития творческих способностей дошкольников.

Этапы прорастания семян

Биология

Состояние покоя

Семена растений могут продолжительное время лежать в мешках, хранилищах, не прорастая и находясь в состоянии покоя. В этот период процессы жизнедеятельности протекают в них очень медленно. Они теряют много влаги — до 10−15%, обмен веществ и энергии прекращается, дыхание становится очень слабым, зародыш не развивается. В таком состоянии семенной материал способен пребывать до нескольких лет и причины заключаются в следующем:

Состояние покоя семян

  • отсутствие подходящих условий для прорастания;
  • недоразвитие семени;
  • наличие веществ, препятствующих процессу;
  • зёрна некоторых растений не прорастают без яровизации (предварительного хранения зерен при низких, часто отрицательных температурах).

Семена одних растений, например, дуба и клёна в состоянии покоя находятся 5 — 6 месяцев. У капусты и томатов период длится 3 — 4 месяца. Важно, чтобы зародыш семени был живым, иначе оно не прорастёт, т. е. потеряет всхожесть. Зародыш погибает вследствие:

  • слишком продолжительного или неправильного хранения, когда во влажном помещении внутри семян поднимается температура, они перегреваются и теряют всхожесть;
  • дефицита кислорода в воздухе;
  • полного обезвоживания семян;
  • повреждений различными заболеваниями и насекомыми или вследствие механического воздействия;
  • заражения посевного материала плесенью.

Существуют культуры, у которых нет периода покоя семян — они прорастают внутри зерна прямо на материнском растении. А у некоторых, например, лилий, формируется недоразвитый зародыш, состоящий только из нескольких клеток, поэтому он должен созреть естественным путём уже после отделения от материнского организма. Такие семена непригодны для посева в первую весну после созревания, так как они не могут дать проросток.

Необходимые условия

Семена в воде

  1. Наличие воды. Так как семена при созревании и хранении обезводились, для роста нужно возобновить процесс обмена веществ, а для этого необходима вода. Она растворяет и помогает поступлению питательных веществ к зародышу. Во влажной среде семя набухает, увеличиваясь в несколько раз. Это значит, что зародыш начал развиваться.
  2. Наличие кислорода. Клеткам зародыша, в которых проходят окислительно-восстановительные реакции, а также их деление и рост, необходим постоянный приток кислорода.
  3. Температурный режим. Активность обмена веществ в зародыше зависит от температуры воздуха и почвы. Если не хватает тепла, семена не станут прорастать и погибнут. Каждое растение имеет свою благоприятную температуру, следовательно и оптимальные сроки для посева. Рожь, пшеница, морковь и редис дают всходы при +4−5 градусах, а для огурцов и томатов требуется температура не ниже +10.
  4. Свет оказывает огромное влияние на прорастание. Мелким или пылеобразным семенам необходим солнечный свет, поэтому глубоко заделывать их в почву не нужно. Многие зерна лучше прорастают в тёмном месте.
  5. Глубина посева. При поверхностном посеве семена могут высохнуть под лучами солнца и не дать ростков, а при слишком глубоком из-за недостатка кислорода побегам будет трудно пробиться сквозь слой почвы.

Изучая тему, школьники пишут лабораторные работы, в которых сначала ведут наблюдения, затем преподаватели просят назвать главные условия, необходимые для прорастания семян. Для проращивания обычно берут фасоль.

Для каждого вида растения существует определённая глубина посадки. Она зависит от размера зёрен:

Посадка семян

  1. Мелкие семена (репы, лука) кладут на глубину 1−2 см.
  2. Средних размеров (редиса, огурцов) закладывают на 2−4 см.
  3. Крупные можно сажать глубже (4−5 см), так как они содержат достаточное количество питательного запаса (эндоспермы), чтобы пробиться сквозь такой слой почвы.

На глубину закладки семян влияет и тип грунта. Песчаный хорошо пропускает воздух, поэтому влага лучше сохраняется в более глубоких слоях. В этом случае при поверхностной закладке зёрнам не будет хватать влаги.

На глинистых почвах, более плотных и тяжёлых, влага присутствует и в верхних слоях, поэтому семена не рекомендуется заглублять.

Этапы развития зародыша семени

Как только зёрнышко оказывается в оптимальных условиях, оно сразу же начинает прорастать. Это сложный биологический процесс, при котором зародыш, используя эндосперму, превращается в проросток. Последовательность его развития состоит из следующих фаз:

Этапы развития зародыша семени

  1. Водопоглощение. Сухие семена впитывают влагу через семявход — специальное отверстие в оболочке, которое называется микропилем. Биохимические процессы пока не происходят.
  2. Набухание семян. Это первый признак их прорастания. При увеличении объёма зерна ускоряются гидролитические процессы, во много раз возрастает интенсивность дыхания, сложные запасные вещества разлагаются до более простых форм и поступают к точкам роста.
  3. Появление корня. Этап начинается образованием новых клеток за счёт деления первичного корешка, что приводит к началу его роста. Зародышевый корешок выходит через микропиле или прорывает семенную оболочку. Он всегда направлен вниз. Даже если семя перевернуть, корень снова будет расти вглубь. Зародышевый корень закрепляет проросток в почве, впитывая из неё воду питательные вещества, которых уже недостаточно в зернышке.
  4. Появление проростка. Теперь, когда у семени образовались корни, начинает расти зародышевый побег, который, в отличие от корешка, стремится к свету. Он не теряет связи с зародышем и получает из него питание и физиологически активные вещества, поглощает почвенную влагу. Развивается уже надземный побег.
  5. Питание проростка. Заканчивается процесс прорастания с переходом ростка на потребление солнечной энергии. С появлением молодых листочков питается он самостоятельно за счёт фотосинтеза — процесса создания органических веществ на свету. В первую очередь вырабатывается сахар (глюкоза), необходимый для развития каждой культуры.

Растение создаёт неорганические вещества (воду, углекислый газ), выделяя в атмосферу кислород. Кроме того, росток питается при помощи корневой системы, которая всасывает воду и растворенные в ней микроэлементы. С этого момента рост и развитие молодого растения уже не зависят от эндосперма.

Виды прорастания

Семена разных культур всходят по-разному. Семядоли, которые являются первой парой листьев, могут подниматься над поверхностью земли или же оставаться в почве. Вследствие этого различают 2 вида прорастания:

Надземное прорастание семян

  1. Надземное. Зародышевый стебелёк, подрастая, распрямляется и выносит семя вверх на поверхность почвы (у огурца, фасоли, подсолнечника, капусты, тыквы, клёна). Из семядолей, которые со временем засыхают и опадают, развивается надземный стебель и листья. Такой вид прорастания характерен для двудольных культур (имеют 2 доли в зародыше).
  2. Подземное. Семядоли не выходят на поверхность. Оставшись в грунте, они определённое время снабжают развивающийся проросток питательными веществами, а потом засыхают. Такой вид прорастания характерен для однодольных семян: гороха, дуба, каштана, лещины, пшеницы и других растений, зародыш которых содержит одну долю.

Прорастание — переход семян от состояния покоя к активной жизнедеятельности, в процессе которого происходят физические и биохимические изменения. В результате образуется росток, который даёт растение. Но для этого нужно знать, какие обязательные условия необходимы для прорастания. Это обеспечение посевного материала влагой и кислородом, подходящей температурой и световым режимом. Тогда на всех этапах развития зародыш получит все необходимые вещества, а растение будет здоровым и полноценным.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Свою главную задачу образовательной и воспитательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения учителя начальной школы видят в создании условий для качественного образования обучающихся начальных классов.

В последнее время широко обсуждаются вопросы создания условий для качественного образования, которое напрямую зависит и от качества квалификации учителей, и от качества методической работы, и от качества внутришкольного управления.

Каждая из этих составляющих имеет своё важное значение. В данный момент мы хотели бы рассказать о работе учителей начальных классов и о том, от чего зависит успешность обучения учащихся в начальных классах.

У каждого из нас бывают моменты, когда хочется остановиться, оглянуться, проверить – насколько мы успешны, результативны в своей работе? Насколько качественно мы выполняем свои задачи? А ещё хорошо бы самому себе ответить на такой вопрос: я работаю творчески или я только транслятор пусть даже самых передовых методик и технологий?

Чтобы получить на эти вопросы объективные и конструктивные ответы мы часто собираемся за одним рабочим столом, обсуждаем, анализируем, делимся опытом и пытаемся решить одну из важнейших проблем на сегоднейший день – как сделать так, чтобы обучение для ребёнка было не в тягость, а в радость. Как сделать так, чтобы ребёнок не утратил своей эмоциональности, непосредственности, не стал пассивным и равнодушным, а стремился к знаниям, был активной, творческой личностью на протяжении всего обучения в школе? Что же способствует этому успеху?

Прежде чем ответить на этот вопрос разберем несколько терминов. Что же такое качество образования?

Качество образования – важнейший показатель успеха школы и важнейшая, системообразующая задача и направление деятельности системы внутришкольного управления. Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование.

Существуют основные направления в улучшении качеством образования.

Обеспечение нового качества образования.

Развитие воспитательной системы школы.

Совершенствование профессионализма учителя, сохранение и развитие кадрового потенциала школы.

Развитие материально-технической базы и модернизация экономических отношений в системе ОУ.

Выдвижение новых требований к системе управления.

Вопрос о качестве образования, которое дает школа, для нас был актуальным всегда. Последние годы проблема обострилась, и тому есть несколько причин:

Стал осуществляться последовательный переход от единообразия учебных программ, учебников к их разнообразию;

Дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым опытом, отличием в психофизиологическом развитии, а начальное общее образование призвано помочь реализовывать способности каждого и создать условия для индивидуального развития.

Повышение качества образования возможно только через инновационные процессы. Исходя из этого, мы поставили перед собой такие задачи:

1. Формирование физически здоровой личности:

недопущение перегрузок учащихся в учебной деятельности;

оптимальная организация учебного дня и недели с учетом санитарно- гигиенических норм и возрастных особенностей детей;

соблюдение двигательного режима во время уроков и перемен;

привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях, проведение дней здоровья, спортивных соревнований.

2. Развитие творческих способностей учащихся:

создание творческой атмосферы в школе путем организации развивающих занятий, проведения предметных недель, олимпиад, турниров смекалистых, математических марафонов, викторин, библиотечных уроков, встреч с интересными людьми.

3. Организация учебно-воспитательного процесса:

совершенствование учебного плана, программ;

4.Формирование творчески работающего коллектива учителей:

совершенствование работы методического объединения учителей начальных классов;

систематизация наработок учителей;

подготовка материалов для аттестации учителей.

Новая модель современной начальной школы качественного образования предполагает применение методов творческой деятельности и использования передовых технологий, выработки новых направлений реформирования начального образования. Новые направления развития школы, а именно:

Современные тенденции реформирования начального образования определяют:

Необходимо формирование у учащихся фундаментальных знаний.

Обеспечение поддержки одаренных учащихся, совершенствование школьной системы предметных олимпиад.

Расширение дополнительного образования в помощь обязательным дисциплинам.

Непрерывное повышение профессионального уровня педагогов.

Постоянное внедрение в образовательный процесс электронных учебных пособий и освоение учителями компьютерных методов обучения.

Разработка новых методик оценивания результатов учебной деятельности учащихся.

Создание системы эффективного контроля за внедрением в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

В условиях модернизации определились пути перехода от традиционной модели обучения младших школьников к личностно-ориентированной, которая предполагает ориентацию на изучение личности ребенка как индивидуальности, самоценности. Такая школа создает психолого-педагогические условия для изучения развития личности каждого ребенка.

В нашей школе уже наметилось немало положительного:

вариативность педагогических подходов к начальному образованию;

свобода для творческого поиска у педагогов;

растет родительское самосознание;

педагогическая поддержка индивидуальности ребенка.

Об улучшении качества образования можно говорить очень много. Но мы хотели бы вам рассказать о том направлении, которое в нашей школе уже апробировано. Ведь цель нашей педагогической деятельности – сформировать физически здоровую, творчески мыслящую личность, обладающую прочными знаниями.

Актуальным стал вопрос о стандартизации диагностических средств применяемых с целью оценки уровня обученности учащихся школы. Поэтому для повышения качества образования недостаточно работы одного учителя. В нашей школе ведется тесное сотрудничество со службой индивидуального сопровождения ученика (социальным педагогом, логопедом, психологом) проводят многофакторный мониторинг для оценки результативности обучения и развития личности обучающегося. Исследования проводятся по разным диагностикам:

- диагностика уровня обученности.

Мы считаем, что эта служба играет огромную роль в повышении качества образования.

Взаимосвязь в работе логопеда и учителя.

В последние годы у детей, поступающих в 1 класс, наблюдается ограниченный словарный запас, слаборазвитая мелкая маторика, неадекватные эмоции и другие особенности. Многие поступающие в школу дети имеют стойкую речевую патологию, но каждый ученик имеет право на получение качественного образования. Для этого в нашей школе в тесном сотрудничестве с педагогом работает логопед. И учитель, и логопед стремятся к общей цели – дать качественное образование школьникам.

В результате ситуации постоянного неуспеха у ряда учащихся возникает отрицательное отношение к учению, поэтому на коррекционных занятиях логопед проводит работу, направленную на стимулирование развития познавательной активности детей, на формирование приёмов умственной работы, которая необходима для овладения грамматикой. В связи с этим на занятиях логопед создаёт разные ситуации общения, активизирующие не только речевую, а речемыслительную деятельность школьников. На занятиях детей учат рассуждать и давать развёрнутые умозаключения, выводы. Этим обеспечивается совершенство коммуникативной и обобщающей функции речи.

В целях пропаганды логопедических занятий логопед проводит индивидуальные беседы и тематические консультации для педагогов по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи учащихся.

Результатом всего этого является существенное повышение успеваемости и качества знаний школьников, имевших на начало учебного года речевые дефекты. Для этого учителю нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития. Задача логопеда – устранить речевые дефекты и развивать устную и письменную речь ребёнка до такого уровня, на котором он мог бы успешно обучаться.

Взаимосвязь с психологом.

Обучение ребенка в начальной школе – первая и очень значительная ступень в его школьной жизни. От степени освоения ими новой учебной деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе.

К сожалению, не всегда опыт учебной деятельности на этом этапе способствует позитивному восприятию ребенком установок и правил школьной жизни. Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого и нервного напряжения в ходе обучения – эти и многие другие факторы, к которым еще в начальной школе ребенок оказывается не вполне готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему обучению.

Все это отразится в последствии на качестве образования. Чтобы этого не произошло, нас посещает психолог, целью которого является формирование у учащихся психологической готовности к обучению на новой ступени и преодоление возможной дезадаптации, связанной с переходом в основную школу.

Интегрированные уроки.

Вообще слово интеграция довольно часто стала встречаться в начальном образовании. И наша школа тоже стала не исключением. Ведь в начальных классах очень важное значение имеет заинтересованность учеников в изучении предметов и результатах своего обучения. При этом нужно учитывать тот факт, что значительная часть детей на втором и третьем году обучения не желает ходить в школу, не хочет учиться, утрачивает интерес к предметам, изучаемым в начальных классах. А ведь до поступления в 1 класс все дети мечтают учиться. Они хотят познавать, общаться, действовать. Поэтому учитель должен сделать всё возможное, чтобы труд детей был радостным, а уроки интересными. Для этого в своей работе мы используем все наиболее эффективные традиционные и нетрадиционные формы и средства обучения.

Идея интеграции обучения и воспитания естественным образом вытекает из стремления дать молодому поколению целостное, единое представление о природе и своем месте в них, позволяет учителю расширять границы предметности, указывая ученику путь поиска решения проблем. Интегрированные уроки формируют у учащихся эстетические и нравственные аспекты мышления. И как правило, детям очень нравится проведение таких уроков.

Целью организации работы с детьми является обеспечение благоприятных условий для выявления, развития и поддержки детей с разными потребностями, раскрытие их индивидуальности, творческих способностей и системного мышления в различных областях деятельности. Работа с детьми по разным предметам включает в себя: организацию и сопровождение научно-исследовательской, проектной, творческой и спортивной деятельности обучающихся.
Развитию способностей обучающихся способствуют образовательные события: предметные недели, конкурсы, участие в научно-практической конференции, олимпиады, викторины.

В начальных классах школы созданы все условия для индивидуального развития учащихся. Это прежде всего, организация внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Внеурочная деятельность имеет 5 направлений:

Духовно-нравственное направление.Это уроки милосердия и тематические классные часы по планам классных руководителей.

Содержание занятий по внеурочной деятельности формируется с учетом пожеланий и выбора обучающихся и их родителей (законных представителей) и направлено на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы.

А также социальное направление,которое подразумевает выполнение коллективных творческих дел класса,коллектива.

Что касается урочной деятельности,то каждый учитель начальных классов старается осуществлять индивидуальный подход,готовит разноуровневые контрольные работы, самостоятельные работы, также домашние работы стараемся давать разноуровневые.

Большое значение для получения качественного образования обучающимися имеет взаимодействие с родителями. Родители должны активно участвовать в жизни своего ребенка,класса,школы. В начальных классах родители достаточно активно участвует в жизни школы,даже проводят мастер-классы,помогают в приготовлении классных часов и т.д.

Таким образом, в школе мы создаем все условия для качественного образования обучающихся с разными потребностями и возможностями. У выпускника современной начальной школы качественного образования должны быть сформированы умения самостоятельно учиться, понимать взаимосвязи явлений внешнего мира, у него должны быть развиты способности воспринимать себя как сторонний объект и оценивать (рефлексия), осознавать внешний мир (реальный, объективный) .

Как правильно написать доклад — советы и примеры

Доклад — это исследовательская работа, в которой учащийся рассматривает один или несколько вопросов, проблем, задач. Как правило, в докладах не поднимаются масштабные темы, и объем занимает 5-6 страниц.

Доклад предполагает устное выступление перед аудиторией с подготовленным материалом по теме.

С докладами выступают на научных конференциях, юридических заседаниях и так далее. Подготовка докладов учит школьников и студентов работать с информацией и живой аудиторией. Поэтому уже в средней школу учителя включают в программу и требуют выполнять их по приведенным в этой статье правилам.

Отличия доклада от реферата

Доклад и реферат — похожие форматы работы с темой, иногда эти термины считают синонимами. Но существенные различия существуют

Разница между докладом и рефератом

Параметры Доклад Реферат
Объем 5-6 листов 30-40 страниц
Раскрытие темы Краткий обзор нескольким трудам, здесь нет строгих требований к полной передаче информации Выжимка ключевых идей конкретного источника или источников
Структура Структура часто составляется на усмотрение автора. Обязательно есть титульный лист, введение, основная часть, заключение и список литературы Структура, как у любой научной работы: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложение
Оценка Обязательное устное выступление с целью — донести информацию до аудитории. Представляется только в устном виде Полноценная письменная работа, которая сдается на проверку

Подготовка к написанию доклада

Рекомендуется писать доклад в несколько этапов, чтобы работа получилась цельной и интересной.

Выбор темы

Обычно преподаватели предлагают учащимся несколько тем докладов на выбор. Если это так, то при выборе темы руководствуются данными рекомендациями:

Нужна помощь в написании работы?

Внимание! Если сомневаешься, что получиться написать хорошую курсовую, реферат или диплом, то доверь это профессионалам. Сроки от 1 дня, цены от 500 рублей.

  • личные предпочтения: если тема интересна докладчику, то он расскажет о ней лучше;
  • понимание: если учащийся хорошо ориентируется в вопросе, ему будет проще отвечать комиссии после доклада;
  • сложность: некоторые темы требуют большой подготовительной работы, например, сбора статистических данных, поиска архивной информации; нужно учитывать свои возможности и время подготовки.

Как правило, набор тем соответствует изучаемой программе, и ни одна из них не должна вызывать непосильных трудностей.

Подбор литературы

Для составления доклада требуется от 10 литературных источников, а прочитать нужно еще больше, чтобы выбрать максимально подходящую информацию.

Самые надежные источники информации — учебники и научные журналы, которые можно найти в библиотеках (в том числе электронных). Сайты и веб-банки рефератов содержат много информации, но она не всегда является достоверной и требует проверки.

Важно! При работе с литературой сохраняйте и записывайте себе названия источников, страницу, год издания или веб-ссылку. Эта информация потребуется для списка использованной литературы.

Составление плана

Перед началом работы над темой составляется план, который поможет выстроить доклад логично и донести необходимую информацию. План пишется не для отчетности и не для аудитории, а для себя.

Удобно делать простой план доклада, без подробных подпунктов, так как работа не очень большая по объему.

Структура (план) доклада может строиться от тезиса к аргументации или быть описательной, аналитической.

Пример плана доклада

План помогает структурировать информацию

Нужна помощь в написании работы?

Внимание! Если сомневаешься, что получиться написать хорошую курсовую, реферат или диплом, то доверь это профессионалам. Сроки от 1 дня, цены от 500 рублей.

Структура письменной части доклада

Стандартный доклад состоит из четырех частей: вводной, основной, заключительной и библиографической. Каждый раздел начинается с новой страницы.

Титульный лист и содержание необходимы только, если вы сдаете работу в письменном виде на проверку.

Введение

Введение вводит читателей и слушателей в курс проблемы. Здесь формулируется основная задача работы или тезис, который предстоит обосновать. Вводная часть содержит информацию об актуальности вопроса, цели и задачи работы.

В некоторых докладах перед введением идет вступление, которое представляет информацию о докладе в максимально сжатой форме (не более 1-2 абзацев).

Пример введения в докладе

Введение должно заинтересовать слушателей

Основная часть

Главный раздел доклада — это его основная часть, которая находится между введением и заключением. Здесь приводится ключевая идея работы, пишутся главные факты или рассуждения, добавляются необходимые описания, иллюстрации, сравнения.

В докладах по техническим специальностям нередко бывают нужны таблицы с численными данными, формулы, схемы, диаграммы, графики и т.п.

Пример основной части в докладе

На основании приведенных в основной части данных делаются выводы по работе

Заключение

Заключение доклада содержит выводы, составленные на основе собранной информации. В заключении учащийся обобщает результаты проделанной работы, вкратце повторяет основные идеи и их анализ. В некоторых случаях студент может высказать в заключении свои наблюдения и точку зрения по теме.

Нужна помощь в написании работы?

Внимание! Если сомневаешься, что получиться написать хорошую курсовую, реферат или диплом, то доверь это профессионалам. Сроки от 1 дня, цены от 500 рублей.

Пример заключения в докладе

Заключение должно быть логическим итогом работы

Список использованных источников

В конце доклада приводится список использованных источников. К ним относятся учебники, статьи, энциклопедии, интернет-ресурсы и т.д.

Список составляется в алфавитном порядке или по порядку упоминания в тексте. Оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003.. Однако требования к оформлению доклада не такие строгие, как для рефератов, курсовых и т.д., это зависит от преподавателя.

Каждый источник, указанный в списке, должен упоминаться и иметь ссылку в основном тексте.

Пример списка литературы в докладе

Изучите все источники из списка, по ним могут задать вопросы

Оформление доклада по ГОСТу

Доклад в идеале оформляется по ГОСТу, как и более серьезные научные работы: дипломы, диссертации, отчеты. Но требования к оформлению могут быть не такими строгими, поэтому нужно советоваться с преподавателем или посмотреть в методичке.

Для оформления большинства научных работ используются следующие стандарты:

Так как доклад близок по жанру к реферату, можно опираться на ГОСТ 7.9-95. Реферат и аннотация. Общие требования.

Стандартные рекомендации по оформлению доклада:

  • шрифт Times New Roman, кегль 12 или 14;
  • выравнивание по ширине;
  • нумерация страниц начинается с введения и ставится внизу посередине страницы.

Важно! Не забудьте проверить текст на уникальность, если его необходимо будет сдать в письменном виде на проверку.

Рекомендации по выступлению с докладом

Написание текста доклада не последний этап работы. Учащийся должен выступить с устным докладом и ответить на вопросы преподавателя или однокурсников. Выступление показывает, насколько подробно и самостоятельно студент изучил полученную тему.

Нужна помощь в написании работы?

Внимание! Если сомневаешься, что получиться написать хорошую курсовую, реферат или диплом, то доверь это профессионалам. Сроки от 1 дня, цены от 500 рублей.

Советы по устному выступлению с докладом:

  1. Речь готовится на 10-20 минут. За это время докладчик знакомит слушателей с рассматриваемой проблемой, пересказывает основную часть и перечисляет выводы. Регламент выступлений уточняйте у преподавателя.
  2. Нежелательно зубрить текст доклада наизусть. Такое выступление не донесет до аудитории необходимую информацию. Лучше рассказывать своими словами, упрощать фразы, но не искажать факты.
  3. Все использованные научные термины должны быть понятны докладчику настолько, чтобы он смог объяснить их аудитории своими словами.
  4. Материал должен излагаться в логической последовательности.
  5. Некоторые вопросы можно предсказать на основании темы работы (например, где применяется такой метод исследования, какие примеры данных явлений можно наблюдать в жизни и т.д.). К ним нужно подготовиться заранее.
  6. Главная цель докладчика — донести информацию до слушателей, а не пробормотать свой текст. Оптимальная скорость устного рассказа составляет 120 слов в минуту.

Эти рекомендации, а также навыки работы с аудиторией помогут получить за доклад высокую оценку.

Выводы

Доклад — это самостоятельная работа, текст которой зачитывается на выступлении.

Работа над докладом учит обрабатывать информацию: анализировать и доносить ее до аудитории.

Доклад состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. Несложная структура позволяет быстро отработать необходимые умения для научных текстов, то есть студенту будет проще работать с рефератами, курсовыми и т.д.

Для получения высокой оценки за доклад необходимо подготовить понятный на слух текст, который бы позволил донести до аудитории мысли докладчика и раскрыть тему.

Читайте также: