Доклад на тему университет

Обновлено: 05.07.2024

Публичный доклад может быть представлен в письменной и устной форме. Если есть возможность выбора, студенты нередко отдают предпочтение последнему варианту, экономя время и силы.

Требования к докладу

До того как приступить к написанию доклада, необходимо составить план, продумать структуру и содержание будущей работы.

Обычно объем текста не превышает пяти страниц формата А4, набранных 14 кеглем.

Структура

У качественного доклада четыре основных структурных элемента:

  • Вступление – приветственная часть.
  • Введение. На этом этапе докладчик должен заинтересовать слушателей, сформулировать актуальность, новизну исследований, подчеркнуть важность и цель проведенной работы.
  • Основная часть. В ней рассказывается об использованных методах исследований, проделанной работе, анализируются полученные результаты.
  • Заключение. Подводятся итоги работы. Докладчик завершает выступление.

Требования по ГОСТу

Стандарты оформления письменного доклада схожи с правилами представления реферата.

Отдельного ГОСТа для студенческого доклада не существует, поэтому ориентироваться следует на методические рекомендации вуза или кафедры.

Если особых требований к структуре, содержанию и оформлению доклада не предъявляется, можно опираться на известные ГОСТы – 7.32-2001, 7.9-95, используемые при написании курсовых, дипломов, рефератов и других видов исследовательских работ и отчетов.

Отличительная особенность доклада – научный стиль изложения. Не допускается использование:

  • длинных сложных предложений, затрудняющих восприятие;
  • малоупотребительных иностранных слов, узкоспециальной терминологии, известной ограниченному кругу профессионалов;
  • вводных конструкций, не несущих смысловой нагрузки;
  • общих слов.

Как писать доклад

Написание доклада включает пять основных этапов:

Доклад

  1. Подбор темы. Хорошо, когда у студента есть возможность выбора, так как в этом случае работать будет интереснее.
  2. Поиск литературы по теме (в интернете, библиотеке) – не менее десяти источников. После подбора следует изучить представленную информацию, чтобы выбрать наиболее интересный и важный материал.
  3. Составление плана. Ориентироваться при этом необходимо на слушателя.
  4. Подведение итогов, формулировка выводов.
  5. Подготовка к ответам на возможные вопросы.

Порядок и содержание элементов:

  • Оглавление составляется согласно плану. Каждый пункт начинается с новой строки с указанием номера страницы.
  • Во введении кратко излагается основная идея работы, ее актуальность, новизна, цели.
  • Основная часть должна полностью раскрывать тему, содержать доводы, аргументы.
  • Заключительная часть включает выводы, которые делает докладчик по итогам проделанной работы.
  • Список использованной литературы, оформленный по ГОСТ.

Оформление доклада

После того как определена структура доклада, составлен план, можно приступать к его оформлению. Обычно используют текстовый редактор Ворд, шрифт Times New Roman, 12-14 кегль, полуторный межстрочный интервал, выравнивание по ширине листа. Разметка страницы – левое поле 30 мм, остальные по 20 мм. Обязательна нумерация страниц: зачастую – в верхнем правом углу.

В заголовках точки не ставятся. Титульный лист и содержание не нумеруются. Каждая отдельная часть доклада должна начинаться с нового листа.

Как сделать титульный лист для доклада

На странице-титуле сверху указывается название учебного заведения, затем тип работы, ее тема, информация об исполнителе и руководителе, год написания.

Титул

Титул

Образец доклада студента

Представляет собой перечисление основных пунктов плана и должно выглядеть приблизительно так:

Содержание

1. Альгинат для применения во внутрь. . 7

2. Альгинат в медицине. 11

3. Альгинат в косметологии. 16

Основная часть

Оформляется следующим образом:

  • разделы начинаются с нового листа;
  • их названия должны соответствовать плану;
  • заголовок обычно располагается в центре строчки и выделяется жирным шрифтом.

Альгинат в производстве

Ряд исследований, проведенных в мире в 40-70 годы двадцатого века, установил, что альгинат натрия полностью безопасен для человека, что позволило использовать его в качестве пищевой добавки, именуемой как Е401.

Литература

Список использованных источников выполняется по ГОСТам 7.32.2001, 7.1—2003. Важно внимательно следить за расстановкой знаков препинания и корректностью употребления заглавных букв. Между инициалами имени, отчества и фамилией после точки делается пробел – А. А. Александров.

В списке литературы сначала указываются печатные издания, затем электронные ресурсы.

Обложка доклада должн выглядеть таким образом:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Московский педагогический государственный университет

Альгинат натрия в жизни современного человека

Работу выполнил: Иванов Петр Сергеевич,

студент I курса

Руководитель: Евтушенко Ирина Васильевна,

Как выступать перед слушателями

Длительность доклада не должна превышать десяти-пятнадцати минут. Поэтому следует подбирать наиболее важные и интересные сведения.

  • знать значения всех используемых терминов, уметь объяснять их аудитории;
  • не бояться слушателей, информацию преподносить с уверенным видом;
  • не торопиться: скорость речи – порядка 120 слов в минуту.

Презентация к докладу облегчает восприятие информации слушателями. Визуальное сопровождение выступления может состоять из слайдов со схемами, графиками, диаграммами и другим иллюстративным материалом – видео, фото.

Написание доклада – увлекательный вид самостоятельной работы, предполагающий не только рутинное изучение многочисленных теоретических источников для полного раскрытия сути вопроса, но и творческий подход в изложении собственных мыслей. Соблюдая приведенные выше правила и рекомендации, написать интересное выступление, которое будет высоко оценено слушателями и преподавателями, совсем несложно.

Эволюция университетов: от Платона к современности

Тренды современного образования — это не всегда инновации. Часто они воссоздают лучшие практики древних университетов. Так, например, появились вузы, обучающие студентов по модели Liberal Art, корни которой уходят к эпохе Античности!

Давайте же исследуем историю возникновения и развития университетов, чтобы увидеть, как менялись образовательные институты в разные века и какие традиции прошлого актуальны в современных вузах.

Хотите первыми получать интересные и полезные статьи из мира образования? Подписывайтесь на наш Telegram-канал. И не забывайте следить за акциями и скидками от компании — с ними учиться выгоднее.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Первые университеты Античности

Мы уже рассказывали, когда, как и зачем появились первые университеты в Европе и России. Так что повторяться не будем. Лишь отметим, что образовательные учреждения — это цивилизационное явление, которое можно найти в любой культуре, не только европейской.

Так, в Императорском Китае создание первого учебного заведения в Нанкине приходится на II век до нашей эры. В V веке появляется образовательный институт в Индии, а VI — академия на территории современного Ирана.

История же возникновения университетов в Европе уходит своими корнями в Древнюю Грецию. Именно там в VI до нашей эры появились Академия Платона и Лицей Аристотеля.


Наследие античных университетов

Какие же традиции античных институтов можно найти в современных российских и западных вузах? Вы не поверите, но очень много, ведь древние философы:

  • развивали саму идею высшего образования;
  • дали основу для развития болонской системы и трёх уровней образования: бакалавриата, магистратуры, докторантуры;
  • знали толк в soft skills, активно развивая критическое мышление, умение задавать вопросы и коллективно решать задачи;
  • применяли полевые исследования в учебном процессе.

Образование в эпоху Средневековья

Эволюция университетов продолжилась в Средние века, испытав на себе значительное влияние христианских традиций и церкви. В европейских городах образовательные центры появлялись вокруг национальных гильдий, которые делились на два типа:

  • гильдии, состоящие из студентов;
  • гильдии, состоящие из преподавателей.

Это породило два типа европейских университетов, которые условно можно назвать клубными и монастырскими.

Восточные средневековые университеты создавались меценатами. Так, первый Марокканский университет основали в 859 год на деньги дочери богатого торговца.

Все университеты, которые возникали в Европе, выбирали одну из двух моделей. Парижскую предпочитали северные страны, в том числе Англия. А клубную Болонского университета — южные государства.

Латинский язык в Парижском университете сделали обязательным не только для изучения, но и обязательным в обычной студенческой жизни. Это было нужно, чтобы соблюдать тишину. Ведь на латыни студентам было сложнее разговаривать, чем на национальном языке.

Наследие средневековых университетов

Какие традиции достались современным вузам от университетов Средневековья?

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Что такое подход 2+2+2 в высшем образовании? Это попытка построить образовательный процесс по схеме: два года общего обучения, два года специализации, два года магистратуры.

Универы времён Возрождения и Реформации

В период Возрождения усиливается роль и число университетов. К 1650 году в Европе было около 80 высший учебных заведений.

Однако влияние церкви на университеты также увеличивается. Студентам больше нельзя свободно путешествовать из города в город и посещать лекции. Страны принуждают к учёбе только в своих вузах, чтобы учащиеся вместе с новым знанием не принесли новые верования.

Отличались процессы на юге и севере. В южных университетах активно развивалась наука, создавались работы по медицине, математике, праву, гуманитарных дисциплинам. А в северных под влиянием Реформации переосмысляли значение церкви и всеобщую грамотность.

Исторически значимой фигурой становится Мартин Лютер, который утверждает, что Библия — единственный источник вероучения, который должен знать каждый. Поэтому он начинает обучать обычных людей. Он же прибивает на двери немецкой церкви 95 научных тезисов.


Памятник Мартину Лютеру в Дрездене

Наследие Возрождения и Реформации для университетов

Университеты в то время продолжали традиции, заложенные в Средние века. Однако можно найти несколько идей и интересных студенческих обычаев, которые пришли к нам именно оттуда:

  • идея всеобщей грамотности зародилась именно в этот период;
  • поступок Лютера положил начало традиции шведских университетов: там каждый год выпускники, получившие учёную степень PhD прибивают к стене свою диссертацию.

Тёмное время европейского высшего образования

Серьёзный кризис в истории развития университетов начался в конце XVI века. Этому способствовало несколько причин:

  • усиливавшееся влияние церкви и невозможность развивать научное знание;
  • отсутствие возможности перемещаться по разным странам и посещать лекции других преподавателей;
  • в Европе гремели войны и катаклизмы, унося человеческие жизни;
  • возникновение альтернативных учебных институтов.

Всё это создавало отток студентов. А особенно сильную роль сыграли альтернативные образовательные организации. Их можно разделить на три типа:

  • технические школы, которые давали конкретную специальность;
  • школы, организованные религиозными орденами (например, иезуитские);
  • учёные сообщества, которые потом стали академиями наук.

Наследие тёмных веков для университетов

Говорить о благоприятном влиянии периода, который отбросил развитие университетов в прошлое, особо не приходится. Но стоит отметить, что в этот период зародились научные сообщества, которые после дали толчок международному университетскому сотрудничеству.

Появление исследовательских университетов

Университеты всегда были местом, где не только хранились и передавались знания. Здесь также развивалась критическая мысль, делались новые открытия, пересматривались и уточнялись старые концепции.

Но новый толчок в исследовательской деятельности вузы получили именно в 1810 году, когда открыл свои двери Берлинский университет. Это стало ответом на затянувшийся кризис образовательной системы.


Берлинский университет имени Гумбольдта

В это время министр образования Германии Вильгельм фон Гумбольдт поддержал идею создания национальных университетов, которые позже получат его имя:

  • обучение в них велось на немецком языке;
  • университеты превратились не только в центры знаний, но и культуры;
  • в них начали готовить государственных служащих и управленцев;
  • вместо того, чтобы читать древние тексты, преподаватели создавали авторские курсы;
  • у преподавателей начали появляться специализации;
  • стали разрабатывать новые научные дисциплины.

Наследие исследовательских университетов

На самом деле современные университеты — это более демократичные и модернизированные модели первых исследовательских вузов. Из них взяты многие признаки, которые можно найти сейчас:

Массовое высшее образование послевоенного времени

Образование практически всегда было привилегией. На него могли рассчитывать люди высокого происхождения или те, кто решил посвятить жизнь богу и изучению Библии.

Однако в XX веке всё меняется. После двух расточительных войн демократизация приходит во все сферы жизни. В том числе в образование. Теперь сдать экзамены и поступить в вуз может почти каждый.

Это привело к появлению новых университетов, а также их специализации по разным направлениям: промышленные, технические, гуманитарные и так далее. В одной Москве на данный момент насчитывается более 260 вузов.

Наследие послевоенного времени для университетов

Вот несколько характерных признаков, которые принесло с собой массовое образование в университеты:

  • высшее образование становится массовым (обучается до 50% всего населения стран);
  • студенты активно влияют на образовательный процесс;
  • появляются разнообразные форматы и специализации вузов;
  • возникают модели самоуправления в вузах;
  • развивается индивидуальный подход к образованию;
  • финансирование переходит из-под контроля государства к университетам.


Современные образовательные модели

Какие образовательные тренды наблюдаются сейчас? Давайте перечислим основные тенденции:

Мы рассмотрели эволюцию университетов и увидели, как прошлые традиции находят отражение в современности. Так что изучайте историю, узнавайте новое и учитесь с интересом. А если будет нужна помощь в написании любого вида работ — обращайтесь в студенческий сервис.

Структура высшего учебного заведения, как и структура любой организации, не может быть чем-то статичным, не подлежащим изменению и развитию. Особенно динамично должна совершенствоваться структура вуза в современной ситуации: условиях переходного периода. Высокий уровень динамики структурных перестроек связан со следующими факторами [3, c.3]:

В перечне вузовских специальностей и направлений появилось большое количество новых, нередко не укладывающихся в сложившуюся структуру, факультетов и других образовательных подразделений вуза. Многие вузы создали школы бизнеса, факультеты и институты, пошли по пути выделения новых специальностей в самостоятельные подразделения или, наоборот, укрупнения факультетов, объединения их в институты.

На современном этапе ВУЗ не может успешно функционировать, будучи закрытой системой. Поэтому большое значение приобретает изучение ВУЗа как открытой образовательной системы, ее целей, задач и структуры.

1. Понятие открытой системы, ее свойства

В теории управления можно выделить три основных и наиболее общих подхода: функциональный, процессный, системный и ситуационный [7, 22].

Согласно функциональному (процессному) подходу управление образовательным учреждением есть совокупность управленческих функций.

В рамках системного подхода (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, В.И. Зверева, Ю.А. Конаржевский, П.И. Третьяков, Т.К. Чекмарева, Т.И. Шамова, С.В. Яблонский и др.) образовательное учреждение рассматривается как сложная социально-педагогическая система, т. е. как совокупность взаимосвязанных между собой элементов. В этом случае деятельность руководителя есть построение целостной модели управления школой с учетом всего многообразия субъективных и объективных факторов ее развития, а также модели управления ее разнообразными компонентами, как совокупностью взаимозависимых подсистем, с учетом того, что неправильное функционирование одной из них может повлиять на систему управления в целом.

Ситуационный подход (М.Альберт, С.Доннел, Ю.Ю. Екатерино-славский, Г. Кунц, М.Х. Мескон, Т. Питерс, Р.Уотерман, Ф.Хедоури и др.) есть управление образовательным учреждением в зависимости от особенностей конкретной ситуации.

В специальной литературе (В.Г. Афанасьев, П.К. Анохин, Н.В. Кузьмина, Ю.А. Конаржевский, В.А. Якунин и др.) отмечается, что любая система имеет: цель, задачи, функции, признаки, структуру, атрибуты, отношения или взаимодействия, наличие двух или более типов связи (прямой и обратной), уровни иерархии [1, c.6].

Различают закрытые и открытые системы, отражающие характер связи системы и среды. Системы считаются открытыми , когда между системой и средой происходит обмен (ввод, вывод), или закрытыми, когда такого обмена не происходит. Под вводом подразумевается все, что поступает в систему извне. Речь в этом случае может идти о материалах, энергии и информации. Путем переработки материала, поступившего в систему, вырабатывается новый материал, передаваемый во внешний мир (вывод).

Каждая отдельно взятая педагогическая система (в частности, ВУЗ как образовательная система) является сложной потому, что сама в своем составе имеет подсистемы в виде групп, классов и т.п., но и сама эта система входит в качестве подсистемы в систему образования.

Педагогическую систему относительно закрытого типа характеризует четко выраженная внутренняя структура, часто иерархическая; она строится по определенным правилам, и индивид подчиняется в ней группе.

Наоборот, для открытой педагогической системы характерны высокая степень индивидуализма, минимум стремления членов коллектива к поддержанию как внутренних, так и внешних границ.

Под внутренними границами могут подразумеваться, например, границы между администрацией и сотрудниками, между старшими и младшими сотрудниками и т.д.

Под внешними границами имеется в виду то, что отделяет коллектив от остального общества.

Относительная открытость и относительная закрытость влияют на процессы, происходящие в системе. В рамках образовательных учреждений это видно довольно отчетливо.

ВУЗ, имеющий характер сравнительно замкнутой системы с четко очерченными границами по отношению к окружению, характеризуется, в частности тем, что имеет слабые контакты с внешним миром, редкую смену персонала, редко или никогда не участвует в обмене опытом, отвергает новые идеи, идеологии и методы обучения.

Образовательная структура открытого типа динамична, открыта опыту, имеет широкие контакты с внешним миром.

2. Внутренняя структура ВУЗа

Ректорат вырабатывает стратегию развития вуза и концептуальные принципы его деятельности, опираясь на которые организует, руководит работой по подготовке специалистов. Именно на этом управленческом уровне формируются философия и идеология образовательного учреждения на основе общечеловеческих ценностей и принятых в обществе норм морали, по аналогии с философией любой стремящейся к успеху организации.

Учебно-методическое управление – уровень, на котором обеспечивается организация учебного процесса и его оснащение учебно-методическими материалами путем координации деятельности кафедр и деканатов. Одной из главных задач работы управления является задача распространения философии и идеологии вуза. На этом же управленческом уровне функционируют научно-исследовательский сектор, структура по международным контактам и другие подразделения.

Деканат осуществляет административно-организационную работу, как со студентами, так и с профессорско-преподавательским составом кафедр. И этот управленческий уровень опирается в своей деятельности на принципы и нормы идеологии вуза, что особенно важно в процессе работе со студентами. Здесь же, наряду с учебной работой, имеет место деятельность научно-исследовательской части факультета, отдела по работе с иностранными студентами.

Кафедры являются основными учебно-научными структурными подразделениями вуза, осуществляющими учебную, методическую, научно-исследовательскую, воспитательную работу среди студентов, а также подготовку научно-педагогических кадров и повышение их квалификации. Кафедра организует и координирует работу группы преподавателей, объединенных образовательным направлением, например, социально-гуманитарных дисциплин. Кафедра строит свою работу, исходя из концептуальных основ идеологии вуза.

Преподаватель обеспечивает управление и организацию на уровне непосредственного проведения занятий – лекций, семинаров, практических занятий и внеаудиторного общения. Помимо занятий он ведет, как правило, научно-исследовательскую работу, поэтому должен быть компетентен в вопросах воспитания, социально-экономической, политической и культурной жизни общества, владеть социальной психологией и навыками управления коллективом, поскольку именно на этом уровне происходит разъяснение жизненных норм, философии и идеологии образовательного учреждения.

3. Внешняя структура ВУЗа

Образовательные учреждения развивают свою инфраструктуру, создавая повсеместно свои представительства, филиалы, учебно-консультативные пункты, сети дистантного образования по месту жительства студентов в больших и малых городах регионов, которые и образуют внешнюю структуру ВУЗа.

К числу наиболее существенных факторов, определяющих возможности того или иного учреждения образования в проектировании структурных подразделений относятся состояние внешней среды, стратегия вуза в выборе модели своего развития, уровень подготовленности персонала к инновационному процессу в сфере организационного развития. Состояние внешней среды вуза может быть оценено по двум параметрам:

• степень сложности внешнего окружения;

• степень динамизма внешнего окружения [3, c.4].

Ситуация низкой неопределенности характеризуется стабильностью жизнедеятельности организации, в том числе и оргструктуры.

Все другие ситуации, особенно высокой неопределенности, требуют от руководителя и самой организации достаточной гибкости. Существуют две основные стратегии поведения организаций в позициях достаточно высокого динамизма или сложности окружающей среды.

1. Усложнение структуры самой организации, выделение в ней специализированных отделов и служб, чьей задачей является преодоление сложности окружающей среды. Так, сложность рыночных отношений привела к гигантскому росту разнообразных органов, призванных осуществлять функцию контроля за предприятиями и организациями; в вузах это выразилось в увеличении отделов, управлений, служб, а также появлению вместо классической тройки проректоров (учебы, науке, АХЧ) целого ряда руководителей, ведущих вопросы финансов, экономики, безопасности и т.д.

2. Другая стратегия носит принципиально другой характер: преодоление сложности происходит путем распределения полномочий и делегирования ответственности. Данная стратегия строится на признании того факта, что неопределенность окружающей среды наилучшим способом преодолевается на первичном, низовом уровне организации.

Действующее законодательство об образовании предоставляет широкие возможности в этом плане.

4. Информационные технологии в открытых образовательных системах

В последние годы все большее значение в развитии ВУЗов как открытых образовательных систем приобретает использование современных информационных технологий. Для этого необходимо создать систему информационной поддержки всех процессов, выполняемых в образовательных учреждениях.

Если использовать системный подход и рассматривать вуз как открытую образовательную систему, то можно выделить пять подсистем информационной системы [6, с.15]:

- систему обеспечения доступа к глобальным информационным ресурсам (ворота в мир информации);

- систему удаленного доступа;


Рис. 1. Вуз как открытая образовательная система

Основное назначение системы обеспечения доступа к глобальным информационным ресурсам – подключение вуза на программном уровне к глобальным информационным ресурсам. Система удаленного доступа обеспечивает, в свою очередь, аппаратное подключение вуза к глобальным информационным ресурсам.

Образовательная система предназначена для управления образовательными процессами в вузе. Административная система управляет управленческими процессами в вузе. А транспортная система обеспечивает транспорт для информационных потоков внутри вуза.

Для эффективного функционирования этих систем необходимо разработать и внедрить аппаратно-программные средства, обеспечивающие информационную поддержку и корректную передачу информации, являющуюся результатом работы системы, между системами.

К компонентам информационных технологий, используемым в настоящее время в вузах, относятся:

- научно-образовательные порталы, обеспечивающие доступ как глобальным информационным ресурсам со стороны вуза, так и доступ к внутренним информационным ресурсам вуза;

- системы дистанционного обучения, обеспечивающих экспорт образовательных процессов во внешний мир;

- системы автоматизации документооборота вуза, предназначенные для управления административной информации;

- сетевые технологии, обеспечивающие доступ на аппаратном уровне к глобальным информационным ресурсам и транспортную систему для внутренней информации вуза.

Для эффективного функционирования этих компонент необходимо использовать три уровня администрирования:

- нижний уровень – сетевое администрирование;

- средний уровень – администрирование системы дистанционного обучения и администрирование системы документооборота;

- верхний уровень – администрирование научно-образовательного портала.

Заключение

Произошедшие в последнее десятилетие преобразования, попытки проведения экономических реформ, инволюция административно-командной системы – все это и многое другое явилось предпосылками для возрождения интереса к богатому мировому опыту управления.

Мы рассмотрели характеристики ВУЗа как открытой образовательной системы, а также внешнюю и внутреннюю структуру ВУЗа.

Интенсивному развитию ВУЗа как открытой образовательной системы в современных условиях способствует широкое внедрение информационных технологий.

Литература

1. Дендерина В.И. Педагогические теории, системы, технологии. – Ставрополь: СГУ, 1999. – 138 с.

2. Елисеева Л. Б. Структурные подразделения вуза: правовые аспекты // Университетское управление: практика и анализ. – 1999. – №3-4. – С.27-31.

3. Клюев А.К. Структурные подразделения вуза с правомочиями юридического лица: стратегия, проблемы, перспективы // Университетское управление: практика и анализ. – 1999. – №3-4. – С.3-9.

4. Сенашенко В., Сенаторова Н., Солнцева Н. Рынок образования нуждается в профессиональных менеджерах // Платное образование. – 2002. - № 2. – С.14-16.

5. Соколова И.Ю. Основы управления педагогическими системами: Курс лекций. – Ставрополь: СГУ, 2000. – 83 с.

6. Солдаткин В.И. Проблемы создания информационно-образовательной среды открытого образования // Университетское управление: практика и анализ. – 2001. – № 4. – С.14-17.

7. Третьяков П.И. Адаптивное управление педагогическими системами. – М.: Академия, 2003. – 368 с.

Содержание:
Вступление
Основная часть
История становления и развития высшего образования в Российской Федерации
Состояние высшего образования в Российской Федерации на сегодняшний день
Организация учебного процесса в ВУЗах Российской Федерации
Количество Высших учебных заведений в Российской Федерации
Профессорско – преподавательский состав
Образовательно – квалификационные уровни
Участие России в Болонском процессе
Вывод
Список литературы и источников

Вступление
Образование – это жизненно важная сфера социально-экономической деятельности. Уровень образования той или иной страны значительным образом влияет на положение этой страны в мировом сообществе, на ее силу и могущество или же слабость и беспомощность. Кроме того, определенный уровень образованности человека влияет на его статус в обществе, его положение и, в конечном итоге, на успешную или не успешную жизнь и деятельность.
Мир не стоит на месте, с каждым днем он развивается и, чтобы нам быть успешным в этом динамичном мире, необходимо идти в ногу со временем. В информационную эпоху четко прослеживается социальная роль образования как интегрированной ценности духовной культуры. При этом, к образованию ставятся принципиально новые социально-экономические, духовно-моральные, культурологические требования. И это вполне объяснимо, ведь в быстроразвивающемся, коим есть сейчас, обществе, люди, не имеющие достаточное количество знаний и навыков, не будут в нем ориентироваться.
Высшее образование обеспечивает фундаментальную, научную, профессиональную и практическую подготовку, получение гражданами образовательно-квалификационного уровня соответственно его интересов и способностей, усовершенствование научной и профессиональной подготовки, переподготовку и повышение квалификации.
Цель моего исследования – рассмотреть с разных ракурсов систему образования Российской Федерации и сравнить ее системой образования Украины. Мною не случайно взята именно эта страна, потому что на протяжении многих столетий, Украина и Россия были тесно связаны. И сейчас, когда это уже две совершенно разные страны, они все равно продолжают иметь тесные экономические, социальные, культурные и другие связи.
Объектом исследования выступает образование в целом, как необходимое явление любого общества, и некоторые аспекты его реформирования в частности.
Предметом данной работы являются нормативные акты, которые регулируют положение образования на сегодняшнем этапе, а также научные и публицистические работы этой тематики, которые помогут более детально рассмотреть конкретные вопросы, связанные с высшим образованием в Российской Федерации.

Организация учебного процесса в ВУЗах Российской Федерации
Для получения права учиться в ВУЗе России, необходимо иметь аттестат об окончании 11-летней общеобразовательной школы или диплом среднего про- или тех училища. Затем, поступить в ВУЗ можно несколькими путями. Наиболее распространённым путём до 2009 г. была сдача вступительных экзаменов по ряду школьных предметов в определённом соответствии с направленностью предполагаемой специальности. Почти везде писали сочинение или изложение, чтобы показать уровень владения русским языком (как основным языком обучения и общения). Математики, физики, технологи в дополнение к этому сдавали алгебру, физику и геометрию, биологи и медики — химию и биологию и т. д. С 2009 эту же задачу в несколько ином виде пытаются решить с помощью ЕГЭ. В ряде вузов с наиболее высокими требованиями экзамены дополнялись собеседованием. Победители всероссийских или международных олимпиад, зачисляются на обучение в университете без экзаменов, медалисты сдают один вступительный экзамен или проходят лишь собеседование.
Вторым способом были общественные заслуги (например, успешное прохождение срочной службы в Армии) или желание привлечь студентов из неблагополучных районов, где уровень даваемых знаний крайне низок. С таких абитуриентов требовали только сдачи вступительных экзаменов без двоек и надеялись, что они своим усердием и старательностью смогут восполнить те прорехи своей подготовки, которые зависели не столько от них самих, сколько от выпустивших их школ
Как и в школе, учебный год начинается 1 сентября, делится на два (в некоторых ВУЗах на три) семестра и заканчивается в июне, с небольшим перерывом на праздники и между двумя семестрами. Недельная нагрузка на студента составляет 52-54 часа из которых 24 припадает на аудиторные занятия. Среди них доминируют лекции, однако также существуют различные практические задания, семинары, лабораторные работы, практика и т.д. Во время обучения студентам предлагается изучить определённое число учебных предметов в соответствии с учебным планом по специальности. Обычно на младших курсах преимущественное внимание уделяется основополагающим для целой группы родственных профессий дисциплинам, а к старшим возрастает удельный вес более узких курсов непосредственно по специальности. После последней сессии студенты сдают госэкзамены и защищают свой диплом и им присваивается квалификация. Возможно продолжение обучения в аспирантуре, получение второго высшего образования. После окончания высшего учебного заведения можно повысить свою квалификацию на факультетах дополнительного образования, переподготовки кадров, повышения квалификации, которые существуют во многих вузах России.
Финансирование идет как за счет государства, так и за счет привлечения спонсоров и контрактной формы обучения.

Количество Высших учебных заведений в Российской Федерации
Общее количество федеральных государственных высших учебных заведений к началу 2009 г. составило 687 единиц, общее количество частных высших
учебных заведений к началу 2009 г. составило 665 единиц. Наибольшее количество государственных вузов приходится на крупные регионы: Москву – 110 вузов, Санкт-Петербург – 61, Свердловскую область – 20, Республику Татарстан – 19, Ростовскую область – 18, Самарскую, Нижегородскую и Новосибирскую области – 17.
Распределение частных высших учебных заведений и их филиалов неравномерно по субъектам Российской Федерации. Наибольшее количество частных высших учебных заведений находится в Москве – 267, Санкт-Петербурге – 54, Московской области – 30 (в том числе 63 филиала), Краснодарском крае – 24 (33 филиала), Татарстане – 15 (31 филиал), Ростовской области – 13 (20 филиалов).
Первая пятерка лучших ВУЗов России на 2009 год:
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
Московский инженерно-физический институт (государственный университет)
Осенью прошлого года, Министерство образования и науки РФ
опубликовало мониторинг деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования. Результаты мониторинга представлены в отношении 502 государственных вузов и 930 филиалов вузов. В число критериев, по которым оценивали вузы,
вошли средний балл ЕГЭ студентов, удельный вес численности иностранных студентов, общая площадь учебно-лабораторных зданий в расчете на одного студента и другие. Всего неэффективными были признаны 136 вузов (в том числе 20 в Москве и 10 в Санкт-Петербурге) и 450 филиалов вузов. Неэффективными в столице стали 20 вузов. После этого исследования, сокращены могут быть до 20% вузов и 30-35% их филиалов.

Участие России в Болонском процессе
Сегодня в Болонский процесс вовлечены уже 46 европейских стран, одной из которых является и Россия, подписавшая документы о присоединении к Декларации в сентябре 2003 года. Так, с 2003 года российские вузы стали частично переходить на европейскую двухуровневую систему образования – бакалаврат и магистратуру. Сегодня этот переход завершен окончательно в соответствии с президентским указом от 31 декабря 2010 года. Теперь квалификации бакалавра и магистра стали основными для абитуриентов отечественных вузов. За прошедшие 8лет Министерством образования и науки РФ была проделана колоссальная работа по модернизации системы высшего образования. Так, например, была принята единая система расчета зачетных единиц (т.н. кредитов), совместимая с европейской, введена накопительная система оценок по итогам каждого семестра, поступление в вузы стало регулироваться системой единого государственного экзамена и т.д.
Благодаря присоединению России к Болонской декларации выпускники российских вузов, причем как россиян, так и иностранные граждане, теперь получают многочисленные преимущества:
• Поскольку российские вузы в настоящее время активно встраиваются в европейское образовательное и научное пространство, они имеют высокие шансы участвовать в общих европейских научных исследованиях, финансируемых Евросоюзом.
• Студенты получают большую мобильность и в выборе университета, и выборе изучаемых дисциплин. Они могут сменить желаемую специальность во время обучения, а также решить – продолжать дальнейшее образование в магистратуре или нет. Также они могут претендовать на получение высшего образования или послевузовской стажировки в университетах стран-участниц Болонского процесса Каждый студент может изучать столько дисциплин, сколько пожелает.
• Университеты получают конкурентную возможность приглашать на работу лучших преподавателей, в т.ч. из Европы, а сами преподаватели могут выбирать наиболее интересный для них вуз.
• Российские вузы стали ориентироваться на рыночный спрос квалифицированных специалистов, что дает выпускникам высокие шансы найти желаемую работу сразу после окончания обучения.

Читайте также: