Доклад на тему травмы на уроке физкультуры

Обновлено: 01.05.2024

Травматизм на занятиях физической культуры - явление, не совместимое с оздоровительными целями физической культуры и спорта.

В установленном законодательством РФ порядке школа несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся. Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев на занятиях физической культурой является одной из важнейших задач учителя, инструктора по физической культуре, администрации школы.

ПРИЧИНЫ СПОРТИВНОГО ТРАВМАТИЗМА

Основными причинами травматизма являются организационные недостатки при проведении занятий. Это нарушения инструкций о проведение уроков физической культуры, соревнований, неправильное составление программы соревнований, нарушений их правил, неправильное размещение участников. При проведении уроков по метаниям, неправильно проложенная лыжня или неподготовленная трасса для кросса; неправильное комплектование групп (по уровню подготовленности, возрасту, полу), многочисленность групп, занимающихся сложными в техническом отношении видами спорта в зале, на площадке; неорганизованная смена снаряда и переход с места занятий в отсутствие преподавателя.

Ошибки в методике проведения занятий, которые связаны с нарушением дидактических принципов обучения, отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, физической и технической подготовленности школьников.

Причиной повреждения является пренебрежительное отношение к вводной части урока, неправильное обучение технике физических упражнений, отсутствие страховки, неправильное ее применение, частое применение максимальных нагрузок: перенос средств и методов тренировки спортсменов на учащихся средней школы.

Недостаточное материально-техническое оснащение занятий: малые спортивные залы, отсутствие зон безопасности на спортивных площадках, жесткое покрытие легкоатлетических дорожек и секторов, отсутствие табельного инвентаря и оборудования (жесткие маты), неправильно выбранные трассы для кроссов и лыжных гонок. Причинами травм являются плохое снаряжение занимающихся (плохое крепление снарядов, невыявленные дефекты снарядов, несоответствие массы снаряда возрасту занимающихся).

Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок: плохая вентиляция, недостаточное освещение мест занятий, запыленность, неправильно спроектированные и построенные спортивные площадки (лучи солнечного света бьют в глаза), низкая температура воздуха в бассейне. Неблагоприятные метеорологические условия: высокая влажность и температура воздуха, дождь, снег, сильный ветер. Недостаточная акклиматизация учащихся.

Низкий уровень воспитательной работы. Зачастую этому способствует либерализм учителей. Отсутствие медицинского контроля. Причинами травм, могут стать допуск к занятиям учащихся без прохождения врачебного осмотра, невыполнение учителем и учениками врачебных рекомендаций по срокам возобновления занятий после заболевания и травм, по ограничению интенсивности нагрузок, комплектованию групп.

Подводя итог причинам травматизма можно выделить следующие группы:

  • Неправильные организация и методика проведения учебно-тренировочных занятий;
  • Выполнение сложных, незнакомых упражнений;
  • Занятие без разминки или недостаточной разминки;
  • Отсутствие сосредоточенности и внимания у занимающихся.
  • Отсутствие должной квалификации у учителя;
  • Проведение занятия без преподавателя;
  • Нарушение правил содержания мест занятий и условий безопасности;
  • Неудовлетворительная воспитательная работа со спортсменами;
  • Нарушение правил врачебного контроля;
  • Неблагоприятные метеорологические условия.

ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОГО ТРАВМАТИЗМА

Возникновение спортивных травм зависит от ряда факторов.

У девушек меньше травм, чем у юношей. Чем моложе спортсмены, тем больше происходит случаев травматизма. Чем старше учащийся и выше его спортивная квалификация, тем сильнее он подвержен травматизму. Имеют значение контингент занимающихся, условия проведения, методика занятий. У занимающихся по государственным программам физического воспитания, травмы наблюдаются реже, чем у занимающихся в спортивных секциях по авторским программам.

Механизм возникновения травм разнообразен. Повреждения могут быть вызваны падением, ударом и сжатием, столкновением, резкими изменениями положения тела, предельными сгибаниями, разгибаниями, растяжениями, подвертыванием (стопы), трением о канат и т.п.

У занимающихся физической культурой в 35-40 % случаев травмы связаны с ушибами на уроках: легкой атлетики, баскетбола, волейбола, футбола.

Анализ полученных данных показал, что наибольшее число травм приходится на возрастную группу от 11 до 14 лет, достигая максимума в 13 - 14 лет. Наиболее высокий уровень травматизма приходится на гимнастику.

В начальной школе резко растет двигательная активность и увеличиваются физические возможности ребенка. Что требует от учителя возрастающего внимания за ходом урока. На правильное поведение на уроке, надежно охраняемое ребенка от неосторожного падения, опрометчивых поступков, ведущих к травмам.

О НЕКОТОРЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ТРАВМАТИЗМА

Причины, которые приводят к несчастью, укладываются в сравнительно небольшое число типичных штатных ситуаций, которые можно предупредить.

Частой причиной возникновения травм являются падения. Это происходит, когда учащиеся затевают игры без оговоренных правил. Травмы, возникающие при падении, могут быть самые разнообразные: переломы конечностей, тяжелые сотрясения головного мозга, разрывы внутренних органов и так далее.

Младшие школьники устраивают игры без правил, не сознавая их опасности. Учащиеся старших классов часто совершают рискованные поступки, неправильно считая их доказательством собственной удали.

Необходимо помнить, что падения, нередко заканчиваются серьезными повреждениями, поэтому требуют определенных спортивных навыков.

Все травмы, связанные с беспечностью, неосторожностью, лихачеством - это беда. Но нередко случается так, что за необузданные, необдуманные поступки одних расплачиваются другие.

Неправильно вырванный мяч у соперника, сильный залом руки назад. Грубая остановка соперника недозволенным приемом. Поставил подножку - в результате тяжелый перелом бедра со смещением. Получил неожиданный удар баскетбольным мячом по голове. Тяжелое сотрясение головного мозга.

ГИПОКИНЕЗИЯ И ТРАВМАТИЗМ

В общеобразовательной школе более 70% детей страдают от последствий малоподвижного образа жизни (доклинические изменения, травматизм).

Малоподвижный образ жизни способствует развитию у учащихся отклонений в состоянии здоровья, таких, как нарушение осанки, зрения, повышенного артериального давления, накопление избыточной массы тела.

Причинную роль гипокинезии в возникновении травм подтвердил и анализ более150 тысяч травм, полученных в школах на уроках физической культуры и при занятиях спортом. Из числа травмированных 84% детей получили травмы при падении с высоты своего роста. Эти дети воспитывались в условиях недостаточной двигательной активности. И только 16% из числа получивших травмы составляли дети с девиантным поведением или форсированной спортивной специализацией.

Регулярные занятия физическими упражнениями в сочетании с твердым режимом дня служат надежным профилактическим средством против травм. Все это способствует мобилизации жизненно важных свойств организма, двигательных способностей (выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости и координации движений), таких качеств как сила воли, энергичность, собранность, уверенность в себе и своих силах.

Для ликвидации последствий гипокинезии в уроки необходимо включать упражнения на растягивание.

ГИПЕРКИНЕЗИЯ И ТРАВМАТИЗМ

Чрезмерные физические нагрузки отрицательно влияют на состояние здоровья и являются причиной детского травматизма.

Иногда при проведении врачебно-педагогических наблюдений приходится констатировать случаи чрезмерных двигательных нагрузок у детей при плановых уроках физкультуры. Особенно часто это встречается у молодых учителей.

Откуда же перегрузки? Ведь упражнения соответствуют плановым заданиям по программе и по возрасту. Дело в том, что большинство детей вели и продолжают вести малоподвижный образ жизни, поэтому даже нормальный двигательный режим может стать для них на первых порах чрезмерной нагрузкой. Во избежание перегрузок на занятиях физической культуры школьный врач должен определить биологический возраст, адаптацию к физическим нагрузкам учащихся и распределить их по состоянию здоровья на медицинские группы.

Учитель должен получить в начале учебного года от медицинского работника школы полную информацию в письменном виде о состоянии здоровья каждого школьника. В классном журнале до начала занятий медицинский работник заполняет листок здоровья. В дальнейшем учитель совместно с врачом школы регулярно проводят врачебно-педагогические наблюдения в целях определения адаптации детей к физическим нагрузкам, правильного построения урока и назначения индивидуальных заданий на уроке физической культуры. Во время уроков учитель контролирует физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений и по внешним признакам утомления.

Деление на спортивные группы определяет режим занятий и степень физических нагрузок индивидуально для каждого ребенка. А врачебно - педагогические наблюдения способствуют определению рациональной физической нагрузки.

Глубинные механизмы детского спортивного травматизма, связанные с гиперкинезией, справедливо связывают с перенапряжением локомоторного аппарата.

Перенапряжение локомоторного аппарата это по существу, является частным проявлением перенапряжения организма в целом, так как локомоторный аппарат ребенка нередко наиболее слабое звено в общей функциональной системе, формирующейся в организме для достижения высокого результата.

Практика показывает, что для предупреждения срыва этого слабого звена в условиях ранней узкоспециализированной подготовки необходимо использовать сбалансированные нагрузки на все локомоторные структуры.

Поскольку перенапряжение растущего организма и его локальные проявления связаны с нерациональным учебным процессом, неадекватными нагрузками, то рычаги профилактики спортивного травматизма кроются в оптимизации двигательных режимов на уроках физической культуры.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАВМАТИЗМА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

  • к занятиям допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по соблюдению правил безопасности на занятиях;
  • при проведении занятий должно соблюдаться расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха;
  • аптечка укомплектованная всем необходимым находится в спортивном зале или у медицинского работника;
  • перед началом занятий необходимо проверить готовность зала:
    • убрать все посторонние и выступающие предметы;
    • проверить чистоту пола;
    • наличие освещения и вентиляции в зале;
    • убедиться в исправности инвентаря;
    • проветрить помещение;
    • проверить температурный режим в зале;

    ПРОФИЛАКТИКА СПОРТИВНОГО ТРАВМАТИЗМА

    В нашей стране проводится много мероприятий по предупреждению травм при занятиях спортом и физической культурой.

    Борьба с детским травматизмом - обязательная составная часть работы школьного учителя или тренера - преподавателя по охране и укреплению здоровья школьников. Травматизм еще занимает значительное место в учебно-тренировочном процессе. Всероссийская Межведомственная комиссия по снижению травматизма и предупреждению травматизма среди школьников отмечает, что низкая эффективность работы по профилактике детского травматизма связана с недостатками систематического воспитания, следствием чего является отсутствие у них прочных навыков правильного поведения в различных ситуациях.

    Во все правила соревнований внесены пункты по охране здоровья спортсменов. Меры предупреждения травм преподаются в учебных заведениях.

    Введены для всех спортивных организаций и других общественных организаций обязательные санитарно - гигиенические требования к содержанию мест занятий и соревнований и условиям их проведения с целью предупреждения травм.

    Большое значение для предупреждения травм имеют тщательный учет, расследование и анализ причин травм.

    В обеспечении мер по предупреждению травм должны участвовать руководители организаций, сами спортсмены, но основная роль отводится тренеру.

    Преподаватель не допускает к занятиям лиц, не прошедших врачебного обследования в установленном порядке.

    Перед началом всех занятий необходима беседа по профилактике травматизма.

    При комплектовании групп, проведении занятий следует учитывать состояние здоровья, физическое здоровье и физическое развитие спортсменов, приспособленность к нагрузкам, пол, возраст, весовые категории, не допускать к занятиям больных.

    Особую ценность в предупреждении травм имеет педагогический контроль, позволяющий определять степень утомления занимающихся в процессе учебно-тренировочного занятия.

    Важно строгое соблюдение учителем методических указаний, определяющих содержание и порядок проведения занятий и соревнований, нарушение которых может причинить вред здоровью учащихся.

    Учитель перед каждым занятием проверяет место занятий и следит за тем, чтобы не было посторонних предметов, посторонних лиц, во время занятий следят за поддержанием нормальной температуры, обеспечением достаточного освещения и вентиляции, контролируют качество инвентаря и оборудования, проверяют защитные приспособления.

    Проверяет соответствие спортивного костюма и обуви учеников.

    Необходимо строгое выполнение принципов рациональной методики обучения занимающихся: постепенности в дозировании нагрузок, последовательности в овладении двигательными навыками; индивидуального подхода; обязательного инструктажа и контроля за выполнением упражнений.

    Нельзя разрешать учащемуся выполнять неподготовленные действия.

    Перед основной частью занятия, перед соревнованиями нужна достаточная разминка. При выполнении ряда упражнений необходима страховка и знание элементов самостраховки.

    Здоровье - залог того, что человек сможет быть полезным членом общества.

    Несмотря на целый ряд мер, направленных на профилактику травматизма, несчастные случаи встречаются часто.

    Строгая дисциплина на занятиях должна быть законом. Недопустимо выполнение физических упражнений учениками при отсутствии учителя, тренера-преподавателя.

    Для сохранения здоровья, быстрого восстановления организма после перенесенной травмы большое значение имеет правильное и своевременное оказание первой доврачебной помощи. Каждый учитель, должен уметь определить характер травмы, знать ее признаки, а также хорошо владеть приемами оказания первой помощи.

    1. Знание и соблюдение правил Техники Безопасности.
    2. Врачебный контроль.
    3. Правила личной гигиены.
    4. Качественная разминка и разогрев мышц.
    5. Правильное выполнение техники движений.
    6. Адекватный расчет сил и возможностей, соблюдение режима дня.
    7. Баланс между силой и гибкостью.
    8. Соблюдение методических принципов.
    9. Квалификация учителя.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Во время физкультурных занятий, разумеется, правильно организованных, воспитывается характер, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность. Все эти качества, так необходимы для предупреждения травматизма. При этом важно, чтобы сами игры не только интересовали школьников, но и чтобы в них были заложены элементы творчества.

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    Травматизм на занятиях физической культуры - явление, не совместимое с оздоровительными целями физической культуры и спорта.

    В установленном законодательством РФ порядке школа несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся. Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев на занятиях физической культурой является одной из важнейших задач учителя, учителя по физической культуре, администрации школы совместно с родителями учащихся.

    ПРИЧИНЫ СПОРТИВНОГО ТРАВМАТИЗМА

    Основными причинами травматизма являются организационные недостатки при проведении занятий. Это нарушения инструкций о проведение уроков физической культуры, соревнований, неправильное составление программы соревнований, нарушений их правил, неправильное размещение участников. При проведении уроков по метаниям, неправильно проложенная лыжня или неподготовленная трасса для кросса; неправильное комплектование групп (по уровню подготовленности, возрасту, полу), многочисленность групп, занимающихся сложными в техническом отношении видами спорта в зале, на площадке; неорганизованная смена снаряда и переход с места занятий в отсутствие преподавателя; чрезмерная самостоятельность учеников, их нежелание подчиняться справедливым требованиям учителя, которые направлены на сохранение здоровья детей.

    Ошибки в методике проведения занятий, которые связаны с нарушением дидактических принципов обучения, отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, физической и технической подготовленности школьников.

    Причиной повреждения является пренебрежительное отношение со стороны учащихся к вводной части урока, неправильное выполнение техники физических упражнений, отсутствие страховки, неправильное ее применение.

    Недостаточное материально-техническое оснащение занятий: малые спортивные залы, отсутствие зон безопасности на спортивных площадках, жесткое покрытие легкоатлетических дорожек и секторов, отсутствие табельного инвентаря и оборудования (жесткие маты), неправильно выбранные трассы для кроссов и лыжных гонок. Причинами травм являются плохое снаряжение занимающихся (плохое крепление снарядов, невыявленные дефекты снарядов, несоответствие массы снаряда возрасту занимающихся).

    Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок: плохая вентиляция, недостаточное освещение мест занятий, запыленность, неправильно спроектированные и построенные спортивные площадки (лучи солнечного света бьют в глаза), низкая температура воздуха в бассейне. Неблагоприятные метеорологические условия: высокая влажность и температура воздуха, дождь, снег, сильный ветер. Недостаточная акклиматизация учащихся.

    Низкий уровень воспитательной работы. Зачастую этому способствует либерализм учителей. Отсутствие медицинского контроля. Причинами травм, могут стать допуск к занятиям учащихся без прохождения врачебного осмотра, невыполнение учителем и учениками врачебных рекомендаций по срокам возобновления занятий после заболевания и травм, по ограничению интенсивности нагрузок, комплектованию групп.

    Подводя итог причинам травматизма можно выделить следующие группы:

    Причины методического характера .

    Неправильные организация и методика проведения учебно-тренировочных занятий;

    Выполнение сложных, незнакомых упражнений;

    Занятие без разминки или недостаточной разминки;

    Отсутствие сосредоточенности и внимания у занимающихся.

    Причины организационного характера .

    Отсутствие должной квалификации у учителя;

    Проведение занятия без преподавателя;

    Нарушение правил содержания мест занятий и условий безопасности;

    Неудовлетворительная воспитательная работа со спортсменами;

    Нарушение правил врачебного контроля;

    Неблагоприятные метеорологические условия.

    ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОГО ТРАВМАТИЗМА

    Возникновение спортивных травм зависит от ряда факторов.

    У девушек меньше травм, чем у юношей. Чем моложе спортсмены, тем больше происходит случаев травматизма. Чем старше учащийся и выше его спортивная квалификация, тем сильнее он подвержен травматизму. Имеют значение контингент занимающихся, условия проведения, методика занятий. У занимающихся по государственным программам физического воспитания, травмы наблюдаются реже, чем у занимающихся в спортивных секциях по авторским программам.

    Механизм возникновения травм разнообразен. Повреждения могут быть вызваны падением, ударом и сжатием, столкновением, резкими изменениями положения тела, предельными сгибаниями, разгибаниями, растяжениями, подвертыванием (стопы), трением о канат и т.п.

    У занимающихся физической культурой в 35-40 % случаев травмы связаны с ушибами на уроках: легкой атлетики, баскетбола, волейбола, футбола. Наиболее высокий уровень травматизма приходится на гимнастику. Это требует от учителя большей концентрации внимания на уроках и, соответственно, большей послушности учащихся. Только одновременное выполнение этих требований позволит снизить уровень травматизма.

    В начальной школе резко растет двигательная активность и увеличиваются физические возможности ребенка. Что требует от учителя возрастающего внимания за ходом урока. На правильное поведение на уроке, надежное охранение ребенка от неосторожного падения, опрометчивых поступков, ведущих к травмам также оказывает влияние воспитание родителей.

    О НЕКОТОРЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ТРАВМАТИЗМА

    Причины, которые приводят к несчастью, укладываются в сравнительно небольшое число типичных штатных ситуаций, которые можно предупредить.

    Частой причиной возникновения травм являются падения. Это происходит, когда учащиеся затевают игры без оговоренных правил. Травмы, возникающие при падении, могут быть самые разнообразные: переломы конечностей, тяжелые сотрясения головного мозга, разрывы внутренних органов и так далее.

    Младшие школьники устраивают игры без правил, не сознавая их опасности. Учащиеся старших классов часто совершают рискованные поступки, неправильно считая их доказательством собственной удали.

    Необходимо помнить, что падения, нередко заканчиваются серьезными повреждениями, поэтому требуют определенных спортивных навыков.

    Все травмы, связанные с беспечностью, неосторожностью, лихачеством - это беда. Но нередко случается так, что за необузданные, необдуманные поступки одних расплачиваются другие.

    Неправильно вырванный мяч у соперника, сильный залом руки назад. Грубая остановка соперника недозволенным приемом. Поставил подножку - в результате тяжелый перелом бедра со смещением. Получил неожиданный удар баскетбольным мячом по голове. Тяжелое сотрясение головного мозга.

    ГИПОКИНЕЗИЯ И ТРАВМАТИЗМ

    В общеобразовательной школе более 70% детей страдают от последствий малоподвижного образа жизни (доклинические изменения, травматизм).

    Малоподвижный образ жизни способствует развитию у учащихся отклонений в состоянии здоровья, таких, как нарушение осанки, зрения, повышенного артериального давления, накопление избыточной массы тела.

    Причинную роль гипокинезии в возникновении травм подтвердил и анализ более150 тысяч травм, полученных в школах на уроках физической культуры и при занятиях спортом. Из числа травмированных 84% детей получили травмы при падении с высоты своего роста. Эти дети воспитывались в условиях недостаточной двигательной активности. И только 16% из числа получивших травмы составляли дети с девиантным поведением или форсированной спортивной специализацией.

    Регулярные занятия физическими упражнениями в сочетании с твердым режимом дня служат надежным профилактическим средством против травм. Все это способствует мобилизации жизненно важных свойств организма, двигательных способностей (выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости и координации движений), таких качеств как сила воли, энергичность, собранность, уверенность в себе и своих силах.

    Для ликвидации последствий гипокинезии в уроки необходимо включать упражнения на растягивание.

    ГИПЕРКИНЕЗИЯ И ТРАВМАТИЗМ

    Чрезмерные физические нагрузки отрицательно влияют на состояние здоровья и являются причиной детского травматизма.

    Иногда при проведении врачебно-педагогических наблюдений приходится констатировать случаи чрезмерных двигательных нагрузок у детей при плановых уроках физкультуры. Особенно часто это встречается у молодых учителей.

    Откуда же перегрузки? Ведь упражнения соответствуют плановым заданиям по программе и по возрасту. Дело в том, что большинство детей вели и продолжают вести малоподвижный образ жизни, поэтому даже нормальный двигательный режим может стать для них на первых порах чрезмерной нагрузкой. Во избежание перегрузок на занятиях физической культуры школьный врач должен определить биологический возраст, адаптацию к физическим нагрузкам учащихся и распределить их по состоянию здоровья на медицинские группы.

    Учитель должен получить в начале учебного года от медицинского работника школы полную информацию в письменном виде о состоянии здоровья каждого школьника. В классном журнале до начала занятий медицинский работник заполняет листок здоровья. В дальнейшем учитель совместно с врачом школы регулярно проводят врачебно-педагогические наблюдения в целях определения адаптации детей к физическим нагрузкам, правильного построения урока и назначения индивидуальных заданий на уроке физической культуры. Во время уроков учитель контролирует физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений и по внешним признакам утомления.

    Деление на спортивные группы определяет режим занятий и степень физических нагрузок индивидуально для каждого ребенка. А врачебно - педагогические наблюдения способствуют определению рациональной физической нагрузки.

    Глубинные механизмы детского спортивного травматизма, связанные с гиперкинезией, справедливо связывают с перенапряжением локомоторного аппарата.

    Перенапряжение локомоторного аппарата это по существу, является частным проявлением перенапряжения организма в целом, так как локомоторный аппарат ребенка нередко наиболее слабое звено в общей функциональной системе, формирующейся в организме для достижения высокого результата.

    Практика показывает, что для предупреждения срыва этого слабого звена в условиях ранней узкоспециализированной подготовки необходимо использовать сбалансированные нагрузки на все локомоторные структуры.

    Поскольку перенапряжение растущего организма и его локальные проявления связаны с нерациональным учебным процессом, неадекватными нагрузками, то рычаги профилактики спортивного травматизма кроются в оптимизации двигательных режимов на уроках физической культуры.

    ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАВМАТИЗМА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

    Необходимые условия безопасности при занятиях физическими упражнениями и спортом:

    к занятиям допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по соблюдению правил безопасности на занятиях;

    при проведении занятий должно соблюдаться расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха;

    аптечка укомплектованная всем необходимым находится в спортивном зале или у медицинского работника;

    перед началом занятий необходимо проверить готовность зала:

    убрать все посторонние и выступающие предметы;

    проверить чистоту пола;

    наличие освещения и вентиляции в зале;

    убедиться в исправности инвентаря;

    проверить температурный режим в зале;

    учащиеся должны быть в соответствующей занятию спортивной форме;

    проверить отсутствие часов, браслетов, украшений и других предметов для избегания травм;

    перед занятием напомнить о правилах безопасности на данном занятии и требовать их исполнения;

    научить учащихся вести дневник самоконтроля;

    проверить численность группы и заполнить журнал учебно-тренировочных занятий;

    начинать занятие с разминки, затем переходить к основной части;

    занятие должно быть организовано согласно плана - конспекта занятия;

    необходимо соблюдать порядок и дисциплину на занятии;

    в конце занятия провести заминку;

    учить учащихся правильному и безопасному выполнению упражнений;

    осуществлять страховку занимающихся в необходимых случаях;

    по медицинским показаниям знать физическую подготовленность и функциональные возможности учащихся;

    не оставлять детей без присмотра во время занятия;

    чередовать нагрузку и отдых во время занятия;

    вести контроль за физическими нагрузками и обучать детей самоконтролю;

    уметь визуально определять самочувствие по внешним признакам;

    при плохом самочувствии освободить учащегося от занятия;

    не допускать входа и выхода в зал без разрешения тренера до, во время, и после занятий;

    требовать от учащихся прекращения выполнения упражнений по первому сигналу учителя;

    в процессе занятий и игр учащиеся обязаны соблюдать правила занятий и игр;

    избегать столкновений, толчков, ударов во время занятий;

    при падении уметь сгруппироваться, выполнять приемы самостраховки;

    при обнаружении обстоятельств, которые могут нести угрозу жизни здоровью людей немедленно прекратить занятия и сообщить об этом администрации школы, а учащихся вывести в безопасное место;

    при получении учащимся травмы немедленно остановить занятие, оказать ему первую помощь, пригласить медработника, сообщить о случившемся администрации школы и родителям;

    после занятия убрать инвентарь в места хранения, выключить освещение;

    проводить детей в раздевалку, напомнить им порядок пользования душевыми помещениями;

    проверить верхнюю одежду учащихся;

    напомнить учащимся о соблюдении правил дорожного движения и пользования общественным транспортом;

    проследить за выходом учащихся с территории школы;

    закрыть раздевалки и сдать ключи на вахту;

    о всех обнаруженных недостатках сообщить администрации школы.

    ПРОФИЛАКТИКА СПОРТИВНОГО ТРАВМАТИЗМА

    В нашей стране проводится много мероприятий по предупреждению травм при занятиях спортом и физической культурой.

    Борьба с детским травматизмом - обязательная составная часть работы школьного учителя или тренера - преподавателя по охране и укреплению здоровья школьников. Травматизм еще занимает значительное место в учебно-тренировочном процессе. Всероссийская Межведомственная комиссия по снижению травматизма и предупреждению травматизма среди школьников отмечает, что низкая эффективность работы по профилактике детского травматизма связана с недостатками систематического воспитания, следствием чего является отсутствие у них прочных навыков правильного поведения в различных ситуациях.

    Во все правила соревнований внесены пункты по охране здоровья спортсменов. Меры предупреждения травм преподаются в учебных заведениях.

    Введены для всех спортивных организаций и других общественных организаций обязательные санитарно - гигиенические требования к содержанию мест занятий и соревнований и условиям их проведения с целью предупреждения травм.

    Большое значение для предупреждения травм имеют тщательный учет, расследование и анализ причин травм.

    В обеспечении мер по предупреждению травм должны участвовать руководители организаций, сами спортсмены, но основная роль отводится тренеру.

    Преподаватель не допускает к занятиям лиц, не прошедших врачебного обследования в установленном порядке.

    Перед началом всех занятий необходима беседа по профилактике травматизма.

    При комплектовании групп, проведении занятий следует учитывать состояние здоровья, физическое здоровье и физическое развитие школьников, приспособленность к нагрузкам, пол, возраст, весовые категории, не допускать к занятиям больных.

    Особую ценность в предупреждении травм имеет педагогический контроль, позволяющий определять степень утомления занимающихся в процессе учебно-тренировочного занятия.

    Важно строгое соблюдение учителем методических указаний, определяющих содержание и порядок проведения занятий и соревнований, нарушение которых может причинить вред здоровью учащихся.

    Учитель перед каждым занятием проверяет место занятий и следит за тем, чтобы не было посторонних предметов, посторонних лиц, во время занятий следят за поддержанием нормальной температуры, обеспечением достаточного освещения и вентиляции, контролируют качество инвентаря и оборудования, проверяют защитные приспособления.

    Проверяет соответствие спортивного костюма и обуви учеников.

    Необходимо строгое выполнение принципов рациональной методики обучения занимающихся: постепенности в дозировании нагрузок, последовательности в овладении двигательными навыками; индивидуального подхода; обязательного инструктажа и контроля за выполнением упражнений.

    Нельзя разрешать учащемуся выполнять неподготовленные действия.

    Перед основной частью занятия, перед соревнованиями нужна достаточная разминка. При выполнении ряда упражнений необходима страховка и знание элементов самостраховки.

    Здоровье - залог того, что человек сможет быть полезным членом общества.

    Несмотря на целый ряд мер, направленных на профилактику травматизма, несчастные случаи встречаются часто.

    Строгая дисциплина на занятиях должна быть законом. Недопустимо выполнение физических упражнений учениками при отсутствии учителя, тренера-преподавателя.

    Для сохранения здоровья, быстрого восстановления организма после перенесенной травмы большое значение имеет правильное и своевременное оказание первой доврачебной помощи. Каждый учитель, должен уметь определить характер травмы, знать ее признаки, а также хорошо владеть приемами оказания первой помощи.

    Сформулируем следующие правила:

    Знание и соблюдение правил Техники Безопасности.

    Правила личной гигиены.

    Качественная разминка и разогрев мышц.

    Правильное выполнение техники движений.

    Адекватный расчет сил и возможностей, соблюдение режима дня.

    Баланс между силой и гибкостью.

    Соблюдение методических принципов.

    Во время физкультурных занятий, разумеется, правильно организованных, воспитывается характер, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность. Все эти качества, так необходимы для предупреждения травматизма. При этом важно, чтобы сами игры не только интересовали школьников, но и чтобы в них были заложены элементы творчества.

    Профилактика детского травматизма – одна из важнейших задач современного общества. Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев при занятиях физической культурой является одной из важнейших задач преподавателей, директоров школ. Однако множество случаев нарушений организационного, методического, санитарно-гигиенического характера приводит учащихся к травмам и ухудшению здоровья.

    Основными причинами травмирования детей на уроках физкультуры являются:

    • Недочеты в организации и методике проведения уроков : это непродуманная организация урока, проведение занятий в отсутствие учителя, отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, техническая и физическая подготовленность учащихся.
    • Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние спортивных залов и площадок : плохая вентиляция, недостаточная освещенность мест занятий, запыленность, низкая температура воздуха. Неблагоприятные метеорологические условия: дождь, снег, сильный ветер и др.
    • Недостаточное материально-техническое обеспечение: плохая подготовка мест занятий и инвентаря, плохое крепление снарядов, малые залы, отсутствие зон безопасности, жесткое покрытие и неровности дорожек.
    • Скученность детей во время занятий.
    • Низкий уровень воспитательной работы , нарушения дисциплины, поспешность, невнимательность учителя и учащихся.
    • Отсутствие медицинского контроля . Допуск к соревнованиям без прохождения врачебного осмотра, невыполнение учителем врачебных рекомендаций по срокам возобновления занятий после заболеваний, по ограничению нагрузок, комплектованием групп в зависимости от степени подготовленности учащихся.

    Общие правила предупреждения травматизма:

    · Перед каждым занятием (тренировкой) сначала выполните общую разминку. Разминка позволяет разогреть мышцы и привести их в рабочее состояние.

    · Соблюдайте в зале порядок и меры безопасности. Ведь в зале занимается не один человек, важно соблюдать установленные меры безопасности, ведь это может повредить не только вам, но и окружающим людям.

    · В процессе тренировки необходимо использовать только исправные тренажеры, тренировочные приспособления и снаряды. Неисправные тренажеры могут привести к травме.

    · Никогда не отвлекайтесь при выполнении силовых упражнений.

    · Применяйте правильную технику выполнения силовых упражнений.

    · При работе с предельными и большими весами не забывайте о страховке. Желательно чтобы страховку выполнял тренер.

    · Силовые нагрузки увеличивайте постепенно.

    Во время занятий (тренировок) необходимо исключить те упражнения, при выполнении которых возникают болевые ощущения. Боль – сигнал, предупреждающий о возможности получения серьезной травмы. Если боль возникла во время выполнения упражнения, то наиболее вероятными причинами могут быть недостаточная разминка, неправильно выполняемое движение или неадекватная (слишком большая) величина отягощения, приводящая к травмам мышц и связок.

    В профилактике травматизма на уроках физической культуры первоочередной задачей надо считать изучение причин, обстоятельств и условий происхождения травм на основе тщательной и полной их регистрации. Расследования каждого несчастного случая на месте позволяет установить истинную причину травмы. Статистическое изучение травматизма вскрывает связи, закономерности, указывающие пути устранения его причин.

    Используемая литература:

    2. Государственный образовательный стандарт. Физическая культура. – М., 1993г.

    3. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьника. - М,1998г.


    ПРОФИЛАКТИКА, ТРАВМАТИЗМ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

    Текст работы размещён без изображений и формул.
    Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

    Появление травм на занятиях по физической культуре зависит от множества причин. Чем младше студент, тем больше происходят травмы. Чем старше ученик и чем выше его спортивная квалификация, тем более подвержен травмам. В государствах программы физического воспитания, травмы наблюдаются реже, чем у тех, кто занимается спортивными секциями по частным программам.

    Аспекты возникновения травм разнообразны. Они могут быть абсолютно разными(от падений, столкновениями, резкими движениями до растяжений, подвертываний(стопы), трением о канат. У тех, кто занимается физкультурой в 40 процентах случаев травмы связаны с ушибами на занятиях по разным видам спорта. Например, легкая атлетика, баскетбол, волейбол, футбол. Один из наиболее травмоопасных видов спорта является гимнастика. Все это требует от преподавателя сильной концентрации, внимания на занятиях. И следовательно, важно, чтобы учащиеся были послушными и дисциплинированными. Только одновременное выполнение этих требований позволит снизить уровень травматизма.

    В начальных классах начинается активная деятельность учеников, и увеличиваются физические возможности ребёнка, что прежде всего должно вызывать у преподавателей дополнительного внимания. Он должен следить за дисциплиной и за тем ,чтобы занимающийся не делал опрометчивых поступков. Все эти аспекты могут привести к травмам.

    Причины, которые приводят к несчастью, вписываются в относительно небольшое число типичных стандартных ситуаций, которые можно предотвратить. Зачастую причинами травм являются падения. Это происходит, когда ученики затевают игры без оговоренных правил. Травмы, возникающие при падении, могут быть самые разнообразные-переломы конечностей, тяжелые сотрясения головного мозга, разрывы внутренних органов ,растяжение мышц. Их большое количество. Маленькие школьники любят затевать игры без правил, которые могут привести к разным последствиям. Они не осознают их опасность. Старшеклассники часто делают рискованные вещи, неправильно рассматривая их в качестве доказательства своего мнения. Следует помнить, что падения часто заканчиваются серьезным ущербом, поэтому они требуют определенных спортивных навыков.

    Многие травмы, связанные с небрежностью, беспечностью, глупостью и не выполнением указаний педагога. Но часто случается так, что за необузданные, необдуманные действия некоторых другие платят. Примеры бывают разные - кто-то может слишком резко и необдуманно вырвать мяч у противника по игре, бросить баскетбольным мячом в голову. Поставил подножку, в результате тяжелый перелом бедра со смещением.

    Основные причины травм-это организационные недостатки при проведении занятий. Это нарушения инструкции по проведению уроков физкультуры, соревнований, неправильной подготовки программы соревнований, нарушения их правил, неправильное размещение участников. Неподготовленная беговая дорожка; неправильное укомплектование групп (с точки зрения готовности, возраста, пола), множественности группы, занимающиеся технически сложными видами спорта в тренажерном зале, неорганизованная смена снаряда и перевод из класса в отсутствие учителя; чрезмерная самостоятельность студентов, их нежелание подчиняться справедливым требованиям учителя, которые нацелены на поддержание здоровья детей. Причинами травм учащихся является невнимательное и небрежное отношений к вводной части урока, либо неправильное выполнение техники упражнения. Отсутствие человека для подстраховки, неправильное его применение.

    70 процентов детей в школах подвержены последствиям малоподвижного образа жизни (доклинические изменения, травматизм). Сидячий образ жизни способствует развитию у школьников и студентов отклонений в состоянии здоровья, такие как нарушение осанки, зрения, высокого кровяного давления, накопление избытка веса тела. Важную роль в возникновении травм является гипокинезия. 84% детей получают ранения, падая с высоты своего роста. Эти дети росли в недостаточной физической активности.

    Теперь поговорим о самой профилактике травматизма. Её составляющей, и самой специфике. Что же мы должны делать, да бы не допустить травматизм разной серьёзности?

    К сожалению, в наше время крайне освещена тема профилактики травматизма на занятиях физической культурой и спортом. Доказательством было множественные исследования в данной области в нашей стране. По разным данным, спортивные травмы составляют 2-5% от общего количества травм (бытового, уличного, производственного и др.).

    Независимо от вида физической активности в физкультуре и спорте есть общая профилактика травм, то есть правила, несоблюдение которых значительно увеличивает риск получения травмы. Все эти правила на самом деле очень просты, но по-своему нежеланию ими почему-то пренебрегают.

    Мы перечислим несколько пунктов, соблюдение которых поможет избежать риски травм.

    Одной из самых главных составляющих -это, конечно же, внимательность. На тренировках нужно думать только о ней, а не о чем-то другом. Нужно сосредоточиться на выполнении правильной техники, а не отвлекаться на посторонние разговоры и мысли.

    Тоже не менее важным аспектом является знания правильной техники безопасности. В каждом виде спорта есть свои правила техники безопасности, с которыми необходимо ознакомиться в первую очередь. Например, на занятиях по баскетболу нельзя пинать мяч, бросать его в головы других занимающихся. Не стоит в зале поднимать большие веса, если ты не уверен, что сможешь поднять, либо не будет рядом человека, который сможет подстраховать.

    Достойный инвентарь, хорошее качество состояния залов. Плохо висящий мешок для бокса может сломать ноги при падении. Если какой-либо тросик в тренажёрном зале изношен - такой тренажёр лучше обойти, и обратиться к ответственному за зал, сделать комментарий. Следует обратить внимание на присутствие на покрытии зала осколки стекла, трещины, разрывы матов.

    Правильная одежда и обувь. Хорошая атрибутика только поможет в занятиях физической культурой. Большие и длинные штаны могут зацепиться за пальцы ног. Неправильная или некачественная обувь для бега может привести к боли в лодыжке сустав и колен.

    Соблюдение правил личной гигиены. Очень важно следить за состоянием своего тела, не вызывать неудобства у тех, кто будет с вами заниматься в одном зале.

    Пошаговая, хорошая разминка и разогрев мышц. Это аспекты смогут помочь подготовить тело и весь организм к тяжёлой, усердной тренировке.

    Внимание за правильной техникой выполнения упражнений и приёмов. При изучении нового упражнения не забудьте начать с изучения правильной техника движения, не торопитесь увеличивать амплитуды, скорости удара или рабочего веса тренажёра. Пусть ваше тело освоит новое движение, его правильную биомеханику.

    Нужно адекватно рассчитывать свои силы на выполнениях разных упражнений. Правильно оценить возможности своего организма. Тренировочные нагрузки должны быть упрощены до минимума. Вы также должны знать о такой вещи, как перетренированность, которая возникает из-за переоценки возможностей вашего тела и чрезмерной настойчивости в спорте. Не забывайте о своих старых травмах. Если они у вас есть-не смейте начинать выполнять тяжёлые движения. Они могут только ухудшить ваше самочувствие. Сходите к врачу и сделайте обследование, долечите свои раны.

    Врачебное внимание и контроль. Для некоторых заболеваний (если нет запрета на тренировки),есть ряд ограничений на упражнения и интенсивность тренировки.

    Следите за своей гибкостью и растяжкой. Регулярная гибкость сможет уменьшить ригидность мышц, улучшить координацию, увеличить амплитуду движений в суставах.

    Мы перечислили несколько правил, соблюдая который смогут сберечь ваш организм от разного рода травм. Не забывайте про эти аспекты, потому что в дальнейшем они сохранят ваше здоровье и самочувствие в целом.

    Список использованной литературы

    Башкиров В. Ф. Профилактика травм у спортсменов. – М. : Физкультура и спорт, 1987. – 176 с

    Ивойлов А.В. О необходимости введения курса теоретических основ спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры. – 2002. – №5. – С. 67-68

    Леушин М.Ю. Спортивный травматизм // Физкультура и спорт. – 2008. – №1.

    Гладков В. Н. Некоторые особенности заболеваний, травм, перенапряжений и их профилактика в спорте высших достижений. – М. : Советский спорт, 2007. – 152 с

    Немсадзе В.П. О методических основах профилактики детского травматизма // Школа здоровья. – 2007. – №2. – С. 29-34.

    Читайте также: