Доклад на тему теоретические методы исследования

Обновлено: 04.07.2024

Научное теоретическое познание является разновидностью рационального познания, т.е. деятельности мышления. Поэтому оно в полной мере опирается на всеобщие методы мышления: абстракцию, идеализацию, экстраполяцию. Результатом их применения оказываются понятия и суждения, отражающие сущность познаваемых явлений.

В научном познании всеобщие методы мышления конкретизируются общенаучными методами теоретического познания: сравнением и аналогией, анализом и синтезом, индукцией и дедукцией, детализацией и конструированием и т.д. Каждый из этих методов обладает достоинствами и недостатками, т.е. позволяет достичь одного и не позволяет достичь другого. Например, сравнение позволяет установить достоверное соотношение сходного и различного, но не позволяет вскрыть причину и сущность сходства и различия, в то время как использование аналогий позволяет вскрыть сущность или выдвинуть догадку о ней, но аналогия сама по себе не удостоверяема, так как извлекается не из рассматриваемого явления, а из ранее известных.

Зная ограниченность каждого из указанных методов, следует руководствоваться диалектикой их взаимоотношений: не превозносить одни из них за счет других, а использовать каждый сообразно его возможностям в различных познавательных целях, добиваясь всестороннего познания явлений. Обычно эти общенаучные методы теоретического познания рассматриваются в студенческих курсах философии и поэтому их подробное рассмотрение здесь не оправдано. Здесь уместно сосредоточиться на более специфических методах и средствах научного теоретического познания: на постановке проблемы, выдвижении гипотез, дедукции проверяемых следствий, теоретическом моделировании и мысленном экспериментировании.

Методология науки исследует структуру и развитие научного знания, средства и методы научного исследования, способы обоснования его результатов, механизмы и формы реализации знания в практике. Метод как средство познания есть способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета. Сознательное применение научно обоснованных методов является существенным условием получения новых знаний.

В современной науке вполне успешно работает многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на пять основных групп:

1. Философские методы. Сюда относятся диалектика (античная, немецкая и материалистическая) и метафизика.

2. Общенаучные (общелогические) подходы и методы исследования.

3. Частно-научные методы.

4. Дисциплинарные методы.

5. Методы междисциплинарного исследования.

2. Виды исследований

Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом, весьма условно можно подразделить на три большие группы

3)технические науки, различающиеся по своим предметам и методам. Резкой грани между этими подсистемами нет - ряд научных дисциплин занимает промежуточное положение.

Наряду с традиционными исследованиями, проводимыми в рамках какой-либо одной отрасли науки, проблемный характер ориентации современной науки вызвал к жизни широкое развертывание междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных научных дисциплин, конкретное сочетание которых определяется характером соответствующей проблемы.

В науке различаются два уровня исследований

Эмпирическоеисследование направлено непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдения и эксперимента. На уровне эмпирического познания происходит отбор и описание фактов, осуществляется такое их обобщение, при котором факты представляются в виде системы, показываются их зависимости.

Теоретическоеисследование концентрируется вокруг универсальных законов и гипотез. Теоретическое познание характеризуется абстракцией, определением и т.п. С их помощью устанавливаются закономерности, сущность явлений и процессов. Процесс эмпирического и теоретического познания - это не только логическая проблема, но в равной степени методологическая проблема. Проблематика отношений между эмпирическим и теоретическим познании особенно актуальна в области методологии. Переход от фактов к теоретическим выводам, процесс освещения новых фактов и проблем приводят к возникновению следующих четырех основных ситуаций:

Новые факты могут быть объяснены в рамках уже существующей системы понятий. Для описания и объяснения новых фактов требуется введение новых терминов и понятий. Новые факты и проблемы требуют, чтобы для их объяснения. была разработана специальная теория. Новые факты и новые проблемы требуют кардинального пересмотра исходных принципов прежней системы взглядов.

По своей направленности, по непосредственному отношению к практике отдельные науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные.

Деление на фундаментальные и прикладныеисследования носит условный характер. Вне зависимости от характера целей результатом и фундаментальных и прикладных работ являются новые знания. Под фундаментальными исследованиями понимаются экспериментальные и теоретические работы, которые ставят своей целью найти и описать новые, неизвестные явления и процессы в природе, вскрыть их механизм и законы, управляющие ими. Как правило, фундаментальные науки опережают в своем развитии прикладные, создавая для них теоретический раздел.

Фундаментальные исследования, приоритетом которых является выработка новых научных знаний, имеющих доминирующее, главенствующее значение в фундаментальных отраслях знаний. Это исследования поискового характера, тематика которых определяется общим развитием науки, т.е. из одной работы вытекает как цепная реакция последующая проблема, подлежащая исследованию.

Под прикладными исследованиями подразумевается практическое использование полученных знаний, т.е. научные работы, цель которых использовать полученное в результате фундаментальных исследований для практической деятельности человека.

Непосредственная цель прикладных наук - применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. На стыке прикладных наук и практики развивается особая область исследований - разработки, переводящие результаты прикладных наук в форму технологических процессов, конструкций, промышленных материалов и т.п.

Внутренняя структура научных исследований состоит из следующих звеньев:

1. Стратегические исследования это исследования для получения новых знаний в ведущих, определяющих общественное развитие областях. Здесь имеются в виду исследования, рассчитанные на долгосрочную перспективу.

2. Целевые исследования - это исследования, направленные на достижение установленных целей, задач, результаты которых используются на практике. Например, радиация как одна из причин заболевания раком, изучение озоновых дыр в верхних слоях атмосферы. Учитывается утилитарный мотив, применение итогов исследований на практике.

3. Технологические прикладные исследования - это исследования, направленные на разрешение практических, в основном кратковременных задач. Их питательная среда фундаментальные исследования, теоретические итоги которых используются для разработки новых технологий и их использования на практике.

Технологические работы по развитию опытные, проектные, конструкторские работы, которые подводят итоги предыдущего исследовательского цикла для массового технологического использования и применения.

Интердисциплинарные и междисциплинарные исследования характеризуются следующими признаками:

1) работа направлена на разрешение отдельно взятой комплексной проблемы;

2) работают представители разных научных отраслей, итоги одной работы воздействуют на другие;

3) используются различные методы исследования в зависимости от специфики той или иной отрасли (наблюдение, экспериментирование и т.д.);

4) распределение обязанностей между членами исследовательской группы;

5) используется общее лабораторное оборудование и техника;

6) коллективная ответственность, т.е. за конечный итог отвечают все участники исследовательской работы.

3. Этапы теоретического исследования

3.1 Постановка проблемы

Проблема (преграда, трудность - в переводе с древнегреческого) в научном познании является выражением несоответствия между достигнутым уровнем и объемом знания, с одной стороны, и потребностью в объяснении и предвидении необъясненных и новых фактов - с другой. К числу фактов относятся и противоречия между соперничающими научными теориями. Когда наблюдается указанное несоответствие, принято говорить о наличии проблемной ситуации. При наличии множества проблемных ситуаций выбор и постановка проблем определяются объективными и субъективными условиями. Объективные условия - это необходимость изменения теоретических представлений, средств и методов познания, препятствующих решению теоретических и практических задач удовлетворения потребностей людей.

Скажем, физики почти столетие испытывают потребность в единой физической теории основных взаимодействий (гравитационных, слабых, электромагнитных и сильных), биологи - в современной теории эволюции организмов и популяций, социологи - в теории социального прогресса, семантики - в универсальной теории значений и т.д. Практические же потребности необозримы, и их удовлетворение опирается в конечном счете на создание новых научных теорий (касающихся производства средств существования, лечения болезней, сохранения окружающей среды и т.д.).

Важны также материальные возможности решения имеющихся проблем. В отличие от положения дел в теории и практике и от материальных возможностей общества, задающих объективные возможности выбора проблем, субъективные предпосылки (условия) выбора заключаются в господствующих предпочтениях общественного мнения, престиже видов исследовательской работы и образования, склонностях исследовательских коллективов и индивидов. К примеру, не каждая страна может себе позволить исследования фундаментальных проблем, а выбор прикладных проблем зависит от соотношения естественных и гуманитарных наук в образовании, от моды на профессии и т.п. Заметно также, что различие между объективными и субъективными условиями выбора проблем относительно: объективное в одном отношении оказывается субъективным в другом отношении, и наоборот.

Выбранная проблема подлежит представлению, постановке, т.е. выражению в языковой форме. Не существует никаких рецептов, указывающих, как надо ставить новые проблемы, в особенности фундаментальные. Но можно указать факторы и шаги постановки проблем.

Чем более фундаментальной выглядит проблема, тем более отвлеченный и общий характер приобретает ее первоначальная формулировка. Таковы формулировки проблем математической логики (определения строгой импликации, полноты аксиоматики содержательных систем и т.д.), математики (аксиоматизации теории множеств, доказательства, континуум - гипотезы и др.), физики (формулировки общей теории атомного ядра, установления носителя гравитационного поля и т.д.) и других фундаментальных наук, а также прикладных исследований (управляемого термоядерного синтеза, утилизации радиоактивных отходов, достижения гармонии человека с природой, устранения конфликтов и терроризма и многих других).

Узкие и прикладные проблемы ставятся в развитых областях исследования. В рамках общих истинных теорий формулируются проблемы возможностей их частного применения в качестве объяснения и предсказания. Скажем, термодинамика провозглашает теплопроводимость тел, отвлекаясь от их агрегатного состояния и химического состава. Для определенных узких областей исследования возникает проблема установления зависимости теплопроводности именно от агрегатного состояния, плотности, температуры и др., или химического состава.

Широта и глубина проблем зависят от широты и глубины знания, на основе которого они формулируются. Вместе с тем любая научная проблема отличается от простого вопроса тем, что ответ на нее нельзя найти путем преобразования имеющегося знания. Решение проблемы предполагает выход за пределы известного и поэтому не может быть найдено по заранее известным правилам. Можно перечислить лишь шаги, предваряющие постановку и решение проблемы. К ним относятся: обсуждение новых данных, которые не могут быть объяснены в рамках существующих теорий; анализ и оценка тех идей и методов решения проблемы, которые могут быть выдвинуты на основе новых данных; определение типа решения проблемы, его связи с решением других проблем и возможности контроля решения; предварительное описание проблемы. В итоге устанавливается специфика данных, подлежащих объяснению, выделяются частично соответствующие им знания и провозглашается необходимость недостающей гипотезы для их объяснения, доказательства или предвидения. Это и есть формулировка проблемы, мобилизующая на выдвижение гипотезы для ее решения.

3.2 Выдвижение гипотезы

Шаги в направлении постановки проблемы способствуют выдвижению гипотезы. В них выявляется минимум достоверных знаний, необходимых для гипотезы. Новое же, первоначально предположительное знание оказывается результатом особого творчества, совокупно именуемого интеллектуальной интуицией. Правда, обращения к описанию интуиции, социологии, психологии творчества и т.п. могут пояснить, как возникает новое знание, но не могут пояснить, что и откуда берется в новом знании.

В той степени, в какой гипотеза включает известные знания, она допускает предварительную частичную оправданность или доказательность. К примеру, гипотеза об отсутствии атмосферы у Луны, спутников у Юпитера или астероидов включала знание величины необходимой массы для удержания атмосферы телом, вращающимся вокруг собственной оси и вокруг более массивного тела. Поскольку же гипотеза включает новое знание, она требует как новых средств выражения знания, так и средств его оправдания.

Способы образования аналогий и метафор составляют предмет особых исследований и обсуждений. Здесь важно учесть отсутствие прямой, однозначной обусловленности вида аналогий и метафор как наличным теоретическим знанием в силу его несоответствия новым данным и новому объекту познания, так и самими новыми данными и новым объектом познания, ибо они не содержат требуемого для аналогий и метафор теоретического знания. Отсюда следует неизбежность множества (плюрализма) гипотез, претендующих на решение проблемы. Плюрализм гипотез преодолевается выбором предпочтительной гипотезы по гносеологическим, логическим и прагматическим критериям (см. изложенный далее раздел о выборе альтернатив в познании). В пособиях по философии науки обычно перечисляют требования к выбираемым гипотезам: эмпирическая проверяемость, логическая обоснованность, объяснительность, предсказательность и др.

Выбранная гипотеза подлежит уточнению и развертыванию составляющих ее понятий и суждений с тем, чтобы быть посылкой для дедукции частностей, одни их которых могут оказаться имеющимися необъясненными новыми данными, другие - предсказываемыми новыми данными. Поскольку дедукция частностей из гипотезы требует принятия не содержащихся в них допущений, краевых условий, воплощений (интерпретаций по правилам соответствия), постольку приходится мириться с неустранимым многообразием (плюрализмом) следствий гипотезы, в том числе опытно проверяемых. И если в любой гипотезе неизбежны идеализации, непроверяемые допущения, неполные индукции, то полная, во всех частностях удостоверяемость гипотезы опытом не достижима. Но на такую полноту гипотеза не претендует; она претендует на удостоверение сущности, основного, общего, необходимого, - и это удостоверение достаточно для превращения гипотезы в научную теорию.

Подобную теоретическому моделированию роль средства предварительной проверки гипотезы (или действующей теории) воображаемыми ситуациями играет мысленный эксперимент. В нем в идеализированной форме воспроизводятся существенные черты поведения объекта познания и мысленно (доказательствами и объяснением) проверяется соответствие гипотетического поведения воображаемому, но принимаемому за действительное в силу кажущейся правдоподобности. В каждой конкретной науке есть свои примеры мысленных экспериментов. В физике, в частности, известен мысленный эксперимент Эйнштейна, Подольского и Розена, содержащий воображаемую ситуацию, относительно которой испытываются объяснительные и доказательные возможности представлений о поведении элементов квантовомеханической системы авторов мысленного эксперимента и Н. Бора, олицетворявшего копенгагенскую школу.

По мере того, как в ходе исследования накапливается фактический материал, возникает необходимость в его систематизации. Как известно, есть две основные функции науки: объяснительная и предсказательная, но перед тем как приступить к выявлению каких-либо причинно-следственных связей, необходимо упорядочить имеющиеся факты, чтобы устранить их хаотичность.

Применение научно обоснованных методов исследования является существеннейшим условием получения новых знаний, поэтому их выбор имеет решающее значение для результатов исследования. Современная научная деятельность немыслима без применения методов познания, они являются общепринятым инструментарием. Избранный исследовательский подход и используемые методы в совокупности составляют методику исследования, своего рода сюжетную линию, в соответствии с которой структурируется весь собранный фактический материал.

2. Банковское дело: Учебник. - 2-е изд., стереотип./Под. ред. В.И. Колесникова и Л.П. Кроливецкой. - М.: Финансы и статистика, 2005.

5. П.В. Алексеев, А.В. Панин. Теория познания и диалектика. Москва, Высшая школа. 1991г.

6. Кузнецов И. Н. Научные работы: методика подготовки и оформления/Кузнецов И.Н. — Минск, 2007.

​Теоретическими методами исследования называют методики, разработанные с целью определить задачи, создать гипотезы, оценить полученные прецеденты.

Теоретические методы выступают в противовес эмпирическому уровню исследований и предусматривают погружение в суть изучаемого объекта или явления с целью понять его внутреннюю структуру, причины и источники появления, а также систему, согласно которой он формируется и функционирует. Основные задачи, которые решаются в процессе применения методик:

  • установить прецеденты;
  • определить внешние связи между изучаемыми объектами и явлениями;
  • подробно объяснить причины возникновения, смысл существования.

В теоретических методах можно найти некоторые недостатки. В ходе таких исследований не представляется возможным оказать конкретное воздействие на разнообразие явлений или процессов. В результате получается лишь определить наличие скрытых закономерностей, общего и значимого.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Теоретические методы тесно взаимодействуют с мыслительной деятельностью, связаны с процессами осмысления эмпирического материала, его доработкой и анализом. Назначением исследовательской работы является раскрытие внутренней структуры систем или явлений, определение их взаимосвязи и обусловленности.

Как происходит теоретическое исследование

Теоретическое исследование проводится поэтапно. Эффективность его зависит от глубины погружения в тему, тщательности изучения всех сравниваемых объектов. Это позволяет исключить риски получения неправильных выводов.

Основными этапами теоретических изысканий являются:

  1. Изучение теории исследуемой научной области: существующие идеи, методы, модели. Критическая оценка и анализ.
  2. Формулирование научной гипотезы.
  3. Принятие существующих подходов, их углубление и развитие, либо отказ от них.
  4. Обоснование новых идеализированных понятий, теоретических конструктов. Создание теоретической модели, характеризующейся упрощенной структурой.
  5. Формулирование новых способов решения научной проблемы.
  6. Оценка противоречивости и согласование системы частных теорий, формирование фундаментальной научной теории.
  7. Развертывание теории, представление и формулировка общих для данной научной сферы закономерностей, которые объясняют ранее обнародованные и предсказывают будущие факты.

Успех исследования во многом определяется качеством проверки достоверности теории. Для оценки результатов научных изысканий применимы следующие методики:

  • логическое сравнение полученных следствий;
  • анализ логической формы теории (она не должна быть эмпирической, научной или тавтологической);
  • сопоставление с другими теориями в той же научной области;
  • проверка степени соответствия эмпирически выводимых следствий практическим требованиям.

Теоретические методы исследования, их характеристики

В современной науке применяются различные теоретические методы исследований. К наиболее распространенным относятся:

  • анализ и обобщение;
  • синтез;
  • абстрагирование и конкретизация;
  • моделирование.

Анализ и обобщение данных

Анализ является логическим приемом, методом исследования, который предполагает мысленное разъединение предмета на составные части для изучения в качестве элемента единого целого.

С помощью анализа определяются свойства предмета, подклассы явлений, противоречащие стороны объекта изучения. Целью аналитической работы служит познание элементов как частей сложного целого.

  • выявление особенностей строения объекта исследований;
  • определение структуры;
  • отделение существенного от несущественного;
  • сведение сложного к простому;
  • выявление этапов процесса и его противоречивых тенденции.
  • Классификационный. Разделение и систематизация явлений на уровне сходства и повторяемости.
  • Анализ отношений. Это исследование взаимоотношений между различными аспектами процесса или явления.
  • Каузальный. Определение причинных связей между процессами и явлениями.
  • Диалектический. Явление изучается во всеобщих взаимосвязях и развитии, что приводит к пониманию действительности как целого.

Обобщение представляет собой мысленное выделение конкретных признаков, которыми характеризуется некоторый класс предметов, переход от единичного к общему, от менее общего к более общему.

Синтез, объединение результатов

Синтез представляет собой мысленное соединение в единое целое элементов, признаков, отношений, которые были разъединены в процессе анализа.

Данный метод теоретических исследований тесно связан с аналитической работой. Методика представляет собой начало процесса изучения предмета. Синтез характерен для всех этапов познания. В синтезе соединяются общее и единичное, единство и многообразие.

Синтетическим, конструктивным путем называется движение мысли от причины к следствию. С его помощью получают новые факты, формулируют проблемы, конструируют гипотезы, разрабатывают теории, объединяют различные теоретические утверждения. В итоге по средствам межсистемного переноса знаний рождается новое знание.

  1. Установить наличие общей природы у изучаемых явлений.
  2. Объединить явления в структуру, являющую собой систему связей с определением значимых сторон. Иными словами, составить схему.

В результате синтеза происходит формулирование идей, гипотез, а также развитие научной теории.

Основные этапы синтеза:

  1. Начальный синтез с помощью общей ориентировки, сбора данных, уточнения проблемы, выработки гипотезы.
  2. Поэлементный синтез путем изучения выделенных частей общего в изменяющихся условиях.
  3. Обобщение результатов, соотношение их с целым, проверка и апробирование в системе целостного опыта.

Изначально синтез и анализ совмещаются в рамках одного исследования.

Абстрагирование и конкретизация

Абстракция или абстрагирование – метод исследования, в процессе которого сам предмет или его свойства мысленно отделяются от других свойств или признаков предмета.

В процессе абстрагирования исследователь пребывает в постоянном мысленном отвлечении от незначительных связей, отношений, предметов и одновременно выделяет, фиксирует один или несколько элементов этих предметов. Методика заключается в выборе общих характеристик объекта и исключении побочных признаков. Таким образом, формируются понятия, категории с существенными параметрами явлений и предметов реальности.

  1. Обобщающая абстракция с помощью определения у многих предметов одинаковых свойств выявляет общее понятие об определенной категории предметов.
  2. Изолирующая или аналитическая абстракция выделяет аналитическим путем конкретный признак предмета и фокусирует на нем внимание.
  3. Идеализация применяется для акцентирования внимания на значимых свойствах, которые отсутствуют в чистом виде в предмете.

Результатом абстракции являются обобщенные знания, которые трансформируются в определения или чувственно-наглядные образы в виде чертежей, схем, диаграмм, моделей, графиков, таблиц, карт, формул. Методика абстрагирования тесно взаимодействует с анализом и синтезом, а также с методом конкретизации теоретических знаний.

Конкретизация представляет собой логическую форму, которая является противоположной абстракции. Конкретизацией называется мыслительный процесс, воссоздающий предмет из ранее вычлененных абстракций.

Переход от абстрактного к конкретному выполняется по средствам теоретического воспроизведения в сознании целостного объекта. Это всеобщая форма развертывания научного знания, систематического отражения объекта в определениях. В роли конкретного понятия выступает реальный материальный предмет со всеми разнообразными признаками, свойствами, связями, отношениями. Конкретным является отражение объективной действительности. В результате использования методики конкретизации представляется возможным проанализировать и описать наглядные примеры и частные случаи.

Моделирование

Моделирование в качестве познавательного приема, неотделимого от научного развития, представляет собой построение и исследование модели, которая отображает какую-либо сторону действительности и является значительно более простой, чем реальность.

В современной науке моделирование служит эффективным и перспективным методом теоретических исследований. Центральным понятием методики является модель.

Модель — мысленно или материально представленная система, которая способна замещать объект исследования путем его отображения или воспроизведения, для получения новой информации об этом объекте.

Модель в разных формах представляет собой:

  • объект любой природы, созданный для замещения исследуемого объекта с целью получения новых данных;
  • систему, как средство получения информации о другой системе;
  • знание в более простой формулировке, отражающее определенные, ограниченные данные о предмете или явлении;
  • кодирование информации, содержащее потенциальное знание, которое приобретается в процессе исследования.
  1. Установление понимания принципов устройства конкретной системы, определение структуры, характеристик, особенностей развития и взаимосвязей с окружающим миром.
  2. Управление системой путем поиска эффективных методов ее использования с учетом заданных целей и критериев.
  3. Прогнозирование результатов прямых и косвенных воздействий на систему.

Цели моделирования реализуются с помощью получения обратной связи в процессе исследования.

Обязательные характеристики модели:

  • объективное соответствие изучаемому предмету;
  • способность к замещению реального объекта в ходе исследования;
  • информативность.

Структура процесса моделирования состоит из нескольких этапов:

  1. Постановка задачи.
  2. Разработка модели.
  3. Изучение модели.
  4. Перенос знания.

Моделирование глубоко проникает в теоретическое мышление. Исследовательская функция методики заключается в создании импульса, источника новых знаний. В процессе менее информационные модели трансформируются в более содержательные, в которых раскрывается сущность изучаемых явлений в реальности.

Моделирование тесно связано с прогнозированием. С помощью модели представляется возможным сделать более полный и обоснованный прогноз, чему способствуют выявленные тенденции, исторический опыт, ретроспективный анализ, экспертные оценки, концептуальное истолкование фактов.

Математические методы исследования

Математические методы исследования представляют собой способы количественного и структурного изучения явлений, в процессе которого их свойства и закономерности определяются с помощью формальных моделей, количественных характеристик, функциональных отношений.

Математическая модель – это система соотношений, включая формулы, функции, уравнения, системы уравнений, которая описывает те или иные параметры исследуемого предмета или явления.

Описание математических методов исследования

Математические методики пользуются популярностью для выполнения системных исследований. Алгоритм решения практических задач:

  • математическая формулировка задачи, включая разработку математической модели;
  • определение эффективного способа изучения полученной модели;
  • анализ результатов исследования.

Представить математическую формулировку задачи можно стандартными средствами, включая числа, геометрические образы, функции, системы уравнений. Для описания параметров объекта выбирается непрерывная или дискретная, детерминированная или стохастическая и другие формы.

Характеристики

Математический аппарат для построения модели:

Математический аппарат для построения модели

Степень и пределы соответствия явлений математической модели зависят от следующих факторов:

  • свойств и связей явлений или процессов, отраженных в модели;
  • методики определения количественных и структурных параметров этих свойств или связей;
  • способа обобщения характеристик в рамках области исследований;
  • выбора системы формальных преобразований для описания структуры связей между характеристиками.

После определения математической модели необходимо произвести предварительный контроль. Существуют несколько способов проверки, которые отличаются по критериям:

  • размерности;
  • порядки;
  • зависимости;
  • экстремальные ситуации;
  • граничные условия;
  • математическая замкнутость;
  • физический смысл;
  • устойчивость.

Отличие математических методов от теоретических

Разница между основными подходами к проведению исследований заключается в следующем:

  1. Предмет, к изучению которого подбирается определенный исследовательский подход. В математическом методе исследуется проявление свойств и структуры объекта. С помощью теоретических способов выражается сущность изучаемого.
  2. Специфика взаимодействия исследователя с предметом. Математические методы предполагают возможность непосредственного взаимодействия автора научного труда с изучаемым объектом. В теории данный процесс осуществляется только опосредованно.
  3. Понятийные средства и язык научных рассуждений. В теоретических методиках — научные теории, в математических — формулы, количественные характеристики.
  4. Специфика выводов исследования. Математические способы изучения позволяют получить объективные характеристики предмета. На теоретическом уровне итоги исследования могут в какой-то степени определяться личностными качествами субъекта познания.
  5. Характер организации знания. На теоретическом уровне знания характеризуются системностью и непротиворечивостью. В математических методах допускается противоречивость исследований.

Возможности теоретических исследований, применение на практике

Теоретические методы исследований позволяют раскрывать суть изучаемого явления. Они необходимы для создания новых гипотез, определения задач, а также оценки результатов.

Как самостоятельные, такие методы часто применяются для исследования литературных трудов: классических произведений, исторической документация, периодической печати и т. д. Активно применимы в искусствоведении для интерпретации произведений, а также в философии в целях обнаружения новых понятий и законов. В комплексе с прочими методами, широко используются они в педагогике и психологии для выявления существующих проблем и постановки новых задач.

Теоретические методы исследования постоянно развиваются. Путем научных изысканий выявляются новые возможности для имеющихся на данный момент методик.

Недостатки и преимущества

Теоретические методы научных изысканий обладают рядом плюсов и минусов. К недочетам данных методик можно отнести отсутствие непосредственного влияния на разнообразие изучаемых фактов, а также некую обособленность мышления исследователя от реальных условий внешней среды.

Преимуществом теоретических способов изучения является возможность заранее рассмотреть объекты под разными углами и сделать общие выводы прежде, чем приступить к эмпирической части исследования. Другим важным плюсом методик является изучение сущности предмета, что обеспечивает его полное понимание.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

(С.Л. Рубинштейн).

Под методами понимаются разнообразные инструменты проникновения исследователя в суть явлений и процессов.

1) способ деятельности;

2) совокупность приемов какой-либо деятельности;

3) способ или образ действия;

4) система действий и т.д.

Главная мысль, основная идея, заключенная в методе как термине, - это указание на целесообразное действие, предписание, как действовать.

Метод представляет собой систему действий (способов и приемов деятельности), объединенных общей целью и структурированных в соответствии с определенными требованиями (принципами и вытекающими из них правилами)

Теоретические методы исследования - это методы изучения теоретических работ научного содержания.

Индукция и дедукция выступают как два взаимообусловленных момента сложного диалектического процесса познания.

Понятие индукции в традиционной логике – это обобщение на основе данного опыта.

В настоящее время в широком смысле слова индукция – совокупность ряда эмпирических приемов: перехода от известного к неизвестному, совокупность способов обобщения, анализ фактов, опирающийся на наблюдение, эксперимент, практику. Это форма движения познания, ведущая от его эмпирического уровня к уровню теоретическому .

Индуктивное умозаключение носит вероятностный характер . Индукция выступает как средство разработки статистической гипотезы.

Цель индуктивных методов - проникнуть в сущность явлений, открыть их закономерности.

В качестве метода исследования индукция понимается как путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям, отдельные факты как бы наводят исследователя на общее положение. Индуктивный метод используется также и в том случае, когда исследователь переходит от знания менее общих положений к знанию более общих положений.

Индукция имеет как положительные, так и отрицательные стороны:

Достоинства

Вооружает конкретными инструментами, частными алгоритмами конкретной проблемы.

Не дает алгоритма действий, применимого к любым ситуациям;

Носит вероятностный характер

Индукция осуществляется через абстрагирование (мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предметов и одновременное выделение, фиксирование одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов).

Существует несколько приемов абстрагирования , используемых в зависимости от характера реальных объектов и цели абстрагирования:

- если необходимо образовать общее понятие о каком-то классе предметов, обычно применяется обобщающая абстракция , иначе — абстракция отождествления . Обобщающая абстракция образуется путем выделения у многих предметов общих одинаковых признаков;

- изолирующая, или аналитическая, абстракция не предполагает наличия многих предметов, ее можно совершить, имея всего один предмет, при этом аналитическим путем вычленяется нужное нам свойство с фиксированием на нем нашего внимания;

- идеализация как прием абстрагирования акцентирует внимание на существенных признаках, отсутствующих в чистом виде.

Индукция В.П. Кохановский выделяет следующие виды индуктивных обобщений :

Рассматривая полную индукцию, необходимо иметь в виду, что, во-первых, она не дает нового знания и не выходит за пределы того, что содержится в ее посылках. Тем не менее, общее заключение, полученное на основе исследования частных случаев, суммирует содержащуюся в них информацию, позволяет обобщить, систематизировать ее. Во-вторых, хотя заключение полной индукции имеет в большинстве случаев достоверный характер, но и здесь иногда допускаются ошибки.

Г). Индукция научная , в которой, кроме формального обоснования полученного индуктивным путем обобщения, дается содержательное дополнительное обоснование его истинности, – в том числе с помощью дедукции (теорий, законов). Научная индукция дает достоверное заключение благодаря тому, что здесь акцент делается на необходимые, закономерные и причинные связи.

В любом научном исследовании часто бывает важно установить причинно следственные связи между различными предметами и явлениями. Для этого применяются соответствующие методы, базирующиеся на индуктивных умозаключениях.

Рассмотрим основные индуктивные методы установления причинных связей (правила индуктивного исследования Бэкона–Милля).

а). Метод единственного сходства : если наблюдаемые случаи какого-либо явления имеют общим лишь одно обстоятельство, то, очевидно (вероятно), оно и есть причина данного явления.

Применение метода сходства в реальном научном исследовании наталкивается на серьезные препятствия, во-первых, потому что непросто во многих случаях отделить разные явления друг от друга. Во-вторых, общую причину следует предварительно угадать или предположить, прежде чем искать ее среди различных факторов. В-третьих, очень часто причина не сводится к одному общему фактору, а зависит от других причин и условий. Поэтому для применения метода сходства необходимо располагать уже определенной гипотезой о возможной причине явления, исследовать множество различных явлений, при которых возникает имеющееся действие (следствие), чтобы увеличить степень подтверждения выдвигаемой гипотезы и т.д.

б) Метод единственного различия : если случаи, при которых явление наступает или не наступает, различаются только в одном предшествующем обстоятельстве, а все другие обстоятельства тождественны, то это одно обстоятельство и есть причина данного явления

в) Объединенный метод сходства и различия образуется как подтверждение результата, полученного с помощью метода единственного сходства, применением к нему метода единственного различия: это комбинация первых двух методов.

г) Метод сопутствующих изменений : если изменение одного обстоятельства всегда вызывает изменение другого, то первое обстоятельство есть причина второго. При этом остальные предшествующие явления остаются неизменными.

В реальном познании индукция всегда выступает в единстве с дедукцией.

Понятие дедукции в традиционной логике трактуется как заключение, направленное от общего к частному. Сущность дедукции состоит в использовании общих научных положений для исследования конкретных явлений

В широком смысле под дедукцией понимается любой вывод вообще , в узком смысле – доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок).

Дедукция также имеет свои положительные и отрицательные стороны:

Достоинства

Вооружает общим алгоритмом работы;

Сложность восприятия информации, если у обучающихся нет опыта и знаний.

Представляет целостное системное представление об объекте.

Возникает недоверие к теории со стороны обучающихся, когда необходимо систематизировать разрозненные знания.

Отстраненность от практики;

Дедукция способна приводить к истинам, имеющим необходимый характер. Таким образом, вероятностному выводу индукции она противопоставляет достоверный вывод.

Дедукцию, как метод исследования, можно использовать следующим образом . Для нахождения нового знания о предмете, во-первых, надо найти ближайший род, в который входит этот предмет, во-вторых, применить к нему соответствующий закон, присущий всему данному роду предметов. Также метод дедукции применяется в процессе перехода от знания более общих положений к знанию менее общих положений.

В противовес эмпирическому уровню исследования теоретический уровень подразумевает вторжение в саму суть изучаемого объекта или явления, понимание его внутренней текстуры, источников его возникновения, устройств формирования и функционирования. Теоретические методы исследования— это такие методы, цель существования которых заключается в том, чтобы кроме установления прецедентов и определения внешних связей между ними, еще и сделать подробное объяснение, что же стало причиной их возникновения, какова сущность их существования и тому подобное. Стоит отметить, что теоретические методы исследования обладают одним недостатком: они не способны оказать конкретное влияние на многообразие исследуемых явлений или же процессов, а только позволяют определять в них скрытые закономерности, общее и значимое.

Теоретический метод исследования находится в достаточно тесной взаимосвязи с мыслительной деятельностью, с осмыслением эмпирического материала, его доработкой и анализом. Также происходит раскрытие внутренней структуры и закономерности развития систем или же явлений, а также их действие друг на друга и обусловленность.

Теоретические методы исследования— это методы, которые необходимы с целью определения задач, создания гипотез и оценивания полученных прецедентов. Они тесно связаны с исследованием различной литературы:

  • трудов классиков;
  • общих и специализированный работ;
  • исторических документов;
  • периодической печати и т. д.

Виды теоретических методов

Из комплекса теоретических методов первым делом следует обратить внимание на так называемый теоретический анализ как метод, который подразумевает под собой выделение и обсуждение конкретных сторон, признаков, отличительных черт или же характеристик явлений и процессов. В процессе анализа отдельных прецедентов, группируя, систематизируя их, можно определить их общие, а также различные черты, происходит установка общего принципа, другими словами правило. Ход анализа в большей части случаев проходит параллельно с синтезом, который способствует более глубокому пониманию сущности исследуемых явлений. По той причине, что теоретические методы исследования — это понятие, находящееся в тесной связи с изучением литературы, это дает возможность определить, какие именно вопросы и проблемы уже в достаточной мере изучены, а какие из них необходимо подвергнуть дополнительному изучению. Процесс работы с литературой подразумевает под собой внедрение списка следующих методик:

  • создание библиографии, то есть ассортимента отобранных по рассматриваемой теме источников;
  • реферирование или же более сжатое отображение ключевого содержания;
  • конспектирование, или другими словами ведение достаточно детализированных записей, основу которых составляет выделение главных мыслей, заключающихся в работе;
  • аннотирование, обозначающее краткую запись общего содержания книги или же статьи;
  • цитирование, заключающееся в дословной записи выражений или же цифровых данных, которые содержатся в рассматриваемом литературном источнике.

Кроме приведенных в списке выше методов, на теоретическом уровне также находят свое применение:

Абстрагирование

Данный метод заключается в отвлечении от неких свойств подверженных исследованию объектов и определение тех качеств, которые изучаются как раз в заданном направлении. Абстрагирование обладает многоцелевым нравом по той причине, что каждый шаг идеи оказывается связанным с приведенным действием или же с использованием его результата. Суть данного метода заключается в мысленном отвлечении от второстепенных параметров, связей, взаимоотношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или же нескольких интересных для изыскателя сторон исследуемых объектов.

Аксиоматический метод

Сущность данного метода заключается в том факте, что с самого начала процесса исследования задается набор базовых положений, которые не требуют никаких доказательств, по той причине, что они принимаются за абсолютно явные. Такие положения определяются как истины или, другими словами, аксиомы. Из них по определенным правилам формируется система выводных суждений. Комплекс, состоящий из всех базовых аксиом и выведенных на их основе суждений, представляет собой аксиоматически построенную теорию.

Анализ и синтез

Как уже упоминалось выше, теоретический анализ представляет собой метод, в основе которого находится процесс разложения предмета на его составные части. Когда исследователь применяет этот метод, он мысленно разграничивает подвергаемый исследованию объект, узнает, из каких частей он состоит, каковы его параметры и признаки.

Синтез же является объединением полученных в ходе анализа частей во что-то единое. В результате использования синтеза происходит соединение знаний, приобретенных вследствии применения анализа, в единую систему.

Методы анализа и синтеза в научном исследовании органически взаимосвязаны и способны принимать разнообразные формы в зависимости от качеств изучаемого объекта и цели исследования.

Прямые анализ и синтез находят свое применение на этапе внешнего ознакомления с объектом. При этом реализуется выделение отдельных частей объекта, определение его характеристик, простые измерения. Возможность более глубоко пробраться в сущность объекта дают структурно-генетические анализ и синтез. Для их реализации необходимы вычленения в сложном многостороннем явлении его составляющих. Предполагается акцентировать на них внимание. Таким образом, это помогает оказывать ключевое влияние на все оставшиеся стороны сущности объекта.

Методы теоретического исследования

В это же время с целью изучения трудных развивающихся объектов применяется исторический метод. Он используется только в тех случаях, в которых так или иначе предметом исследования становится ситуация объекта.

Идеализация. Это мысленное формирование понятий об объектах, не действительных в природе, однако для которых существуют прототипы в реальном мире. Как раз метод идеализации повсеместно применяется как в естественных науках, так и в гуманитарных, в частности в педагогике.

Индукция и дедукция. Данные два метода являются прямо противоположными друг другу. Если индукция представляет собой некое рассуждение от частного к общему, то дедукция, напротив, основывается на получении вывода в процессе рассуждений от общего к частному.

Восхождение от отвлеченного к конкретному. Такой метод является формой перемещения научного знания, законом отображения действительности в мышлении. Согласно ему процесс познания будто делится на два этапа.

Второй этап познания и является восхождением от отвлеченного к конкретному. Суть его заключается в перемещении идеи от отвлеченных определений объекта к точному в познании. На приведенной стадии будто восстанавливается базовая целостность объекта, он воспроизводится во всей имеющейся многогранности, однако уже в мышлении. Данные два этапа тесно связаны друг с другом.

Проблема возникновения нового знания, научного поиска и творчества привлекали внимание ученых с давних времен. Особую актуальность они приобретают в настоящий момент, поскольку в сферу научно-исследовательской деятельности вовлечены сотни тысяч людей, а результаты этих исследований становятся непосредственной производительной силой.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Методы теоретического иследования.docx

Проблема возникновения нового знания, научного поиска и творчества привлекали внимание ученых с давних времен. Особую актуальность они приобретают в настоящий момент, поскольку в сферу научно- исследовательской деятельности вовлечены сотни тысяч людей, а результаты этих исследований становятся непосредственной производительной силой.

Знания быстро совершенствуются, достигают совершенства и, еще быстрее, новые знания устаревают. Вот почему люди должны непрерывно учиться. Обучение – это процесс непрерывного обогащения знаниями или актуализации знаний.

Новые знания также можно получать не только путем обучения, но и другими способами, например:

- путем самообразования (читая книги, используя компьютерные обучающие программы, наблюдая за работой и повторяя действия передовых организаций, подразделений, опытных специалистов, рабочих и т.п.);

- путем проведения научных исследований.

Научное исследование – это процесс выработки новых знаний, один из важнейших и передовых видов познавательной деятельности, оно имеет особенно большое значение для организаций, занимающих передовые позиции в развитии современного научно-технического прогресса.

Научное исследование классифицируется на следующие виды:

- экспериментальные (являются источником первоначальных знаний об объективно существующих явлениях окружающей нас природы. Результаты экспериментальных исследований являются источником теоретических обобщений, математических моделей и описаний объектов (промышленных аппаратов, оборудования, машин, процессов) и теоретические (позволяют на основе использования математических моделей и описаний выбирать оптимальные конструктивные параметры проектируемых машин и аппаратов, определять рациональные режимные параметры осуществления производственных процессов и т.п.);

- фундаментальные (направлены на получение новых, ранее никому не известных знаний) и прикладные (практическое применение уже известных знаний для решения прикладных задач, имеющих существенное значение для развития промышленной, с/х, химической, машиностроительной, пищевой и других отраслей народного хозяйства;

- количественные (предполагают установление точных количественных соотношений) и качественные (достаточно получить результат в виде утверждения).

По данным сайта, ученые США в значительно большем объеме выполняли (и выполняют сейчас) экспериментальные исследования, а в бывшем Советском Союзе (а сегодня в Российской Федерации) существенно больше ученых, занимающихся теоретическими исследованиями. Можно предположить, что такое положение дел сложилось потому, что для проведения экспериментальных исследований требуются большие финансовые затраты (на изготовление аппаратуры, оборудования, на электроэнергию и т.п.), а для выполнения теоретических исследований зачастую бывает достаточно иметь пачку бумаги, авторучку, стол, стул и компьютер. [1]

Очень важным этапом теоретической работы является выбор исследовательского подхода и методов познания, но не обязательно он должен быть первым.

Первым этапом теоретической работы часто становится разработка понятийного аппарата, терминологии, которая будет затем использоваться в исследовании в качестве элементарной системы.

Давая определения ключевым терминам исследовательской работы, необходимо обобщить несколько определений одного и того же объекта, например, коммерческого банка и выявить те его свойства, которые играют в исследовании существенную роль.

Полученные в результате теоретических исследований математические описания и модели зачастую позволяют получить оптимальные конструктивные и режимные параметры проектируемых машин и оборудования и процессов значительно быстрее и с меньшими затратами, чем в случае проведения экспериментальных исследований 1. Предназначение и задачи теоретического исследования

По мере того, как в ходе исследования накапливается фактический материал, возникает необходимость в его систематизации. Как известно, две основные функции науки: объяснительная и предсказательная, но перед тем как приступить к выявлению каких-либо причинно-следственных связей, необходимо упорядочить имеющиеся факты, чтобы устранить их хаотичность.

Каждая научная работа нуждается в общих принципах, которые в совокупности называются исследовательским подходом. Строго говоря, определиться с подходом необходимо еще до начала сбора фактического материала. Однако некоторое количество предварительно собранных научных фактов сделают этот выбор более простым и содержательным. В качестве исследовательских подходов можно использовать, например, системный подход, комплексный (целостный) и др.

Теоретическое исследование – это исследование без постановки эксперимента. Естественные явления и процессы описываются языком формул и чисел, и математически достигается цель исследования.

Целью теоретических исследований является выделение в процессе синтеза знаний существенных связей между исследуемым объектом и окружающей средой, объяснение и обобщение результатов эмпирического исследования, выявление общих закономерностей и их формализация.

Задачами теоретического исследования являются:

обобщение результатов исследования, нахождение общих закономерностей путем обработки и интерпретации опытных данных;

расширение результатов исследования на ряд подобных объектов без повторения всего объема исследований;

изучение объекта, недоступного для непосредственного исследования;

повышение надежности экспериментального исследования объекта (обоснования параметров и условий наблюдения, точности измерений). [3] Для решения поставленных нами задач использовался комплекс
взаимодополняющих методов исследования, которые рассмотрены в следующем разделе.

1. Методы теоретического исследования

Метод исследования — это способ, который позволяет решить задачи и достичь цели исследования. С помощью методов исследователь получает информацию об изучаемом предмете. Каждая наука использует свои методы, которые отражают особенности изучаемых явлений.

Применение научно обоснованных методов исследования является существеннейшим условием получения новых знаний, поэтому их выбор имеет решающее значение для результатов исследования.

Избранный исследовательский подход и используемые методы в совокупности составляют методику исследования, своего рода сюжетную линию, в соответствии с которой структурируется весь собранный фактический материал. Спектр методов, используемых при выполнении исследования достаточно широк. Традиционно методы исследования делятся на две группы: теоретические и эмпирические.

Теоретические методы (анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация, моделирование и др.) связаны с мысленным проникновением в сущность изучаемого педагогического явления или процесса, построением моделей их идеальных состояний. Теоретические методы предполагают глубокий анализ фактов, раскрытие существенных закономерностей, образование мысленных моделей, использование гипотез и др.

Методы эмпирического исследования (наблюдение, опросные методы, эксперимент и др.) основаны на опыте, практике. Суть эмпирических методов состоит в фиксации и описании явлений, фактов, видимых связей между ними.[5]

Для решения конкретных задач применяется множество исследовательских методов.

Выбор методов выполнения теоретического исследования основывается на следующих принципах:

совокупности (комплекса) методов исследования;

их адекватности существу изучаемого явления, тем результатам, которые предполагается получить, возможностям исследователя;

их адекватности существу изучаемого явления, тем результатам, которые предполагается получить, возможностям исследователя;

запрета экспериментов и использования исследовательских методов, противоречащих нравственным нормам, способных нанести вред испытуемым.[2]

Выбранные адекватно задачам, методы и способы поисковой деятельности позволяют воплотить идею и замысел, проверить гипотезы, разрешить поставленные проблемы.

Эмпирические, теоретические методы исследования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Теоретические методы предполагают проникновение в сущность изучаемого процесса или явления и состоят в их объяснении, в построении идеального конструкта решения педагогической проблемы. А эмпирические методы позволяют описывать состояние решения педагогической проблемы в современной образовательной практике; обусловливают возможность практической проверки спроектированного теоретического конструкта решения педагогической проблемы.

Критериями выбора исследовательского подхода могут служить принципы диалектической логики:

объективность рассмотрения (при исследовании объекта следует исходить из него самого, а не из нашего мышления о нем);

конкретность (при изучении объекта необходимо учитывать его особенности, специфические условия существования, а принципы и методы исследования объекта использовать лишь в качестве ориентиров);

всесторонность рассмотрения (объект требуется рассматривать во всех его связях и отношениях);

историзм (познавая объект, нельзя игнорировать его развитие, самовыдвижение, изменение).

2. Общелогические методы познания

При проведении теоретического исследования используются как общелогические методы познания, так и специальные.

Из общелогических можно выделить следующие, кстати, они относятся и к теоретическим и эмпирическим:

анализ – мысленное или физическое расчленение целостного объекта на составляющие элементы (признаки, свойства, отношения) и исследование этих частей независимо от целого;

синтез – мысленное или физическое соединение отдельных составляющих элементов (признаков, свойств, отношений) объекта в единое целое с учетом знания, полученного при независимом изучении составляющих элементов;

абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда признаков (свойств) объекта при одновременном выделении других признаков (свойств, предметов и проч.), представляющих интерес для исследователя при решении конкретной задачи;

аналогия – предположение о сходстве объектов в каких-то свойствах на основании выявленного сходства в других свойствах;

обобщение – установление признаков и свойств общих для некоей группы объектов;

индукция – выработка общего вывода на основе частных посылок;

дедукция – выведение заключений частного характера на основе общих посылок;

моделирование – создание и изучение модели, замещающей исследуемый объект, с последующим переносом полученной информации на оригинал.[3]

Из методов, имеющих распространение при теоретическом исследовании, являются методы, основанные:

мысленный эксперимент – на комбинации образов, материальная реализация которых невозможна;

идеализация – на формировании мысленного представления об объекте путем исключения условия, необходимого для его реального существования;

формализация – на создании обобщенной знаковой модели, позволяющей путем операций со знаками представлять структуру объекта и закономерности протекающих процессов;

аксиоматический метод – на принимаемых в качестве истинных принимаемых без доказательства положений, из которых на основании формально-логических доказательств выводятся все остальные;

гипотетико-дедуктивный метод – на создании системы взаимосвязанных гипотез, из которых дедуктивным методом выводятся утверждения, непосредственно сопоставляемые с опытными данными;

Читайте также: