Доклад на тему технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов

Обновлено: 06.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов.

Приоритетными в диагностике становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.

Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.

Контроль и оценивание успехов/неуспехов учащихся младших классов являются важной составляющей процесса обучения и одной из главных задач педагогической деятельности учителя. Вместе с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) этот компонент должен соответствовать современной педагогической и методической наукам, требованиям общества, основным приоритетам и целям образования в начальном звене школы.

Оценивание состоит из двух процессов:

сравнение достижений (неудач) учащегося с его прежними достижениями (неудачами);

соотношение достигнутых результатов со стандартами обучения (желательность хороших оценок). Критерии оценивания создаются вместе с учащимися, что помогает формировать самооценку у детей.

Опираясь на принципы начальной школы, постараемся сформулировать правила деятельности учителя в системе оценивания:

— обязательное обсуждение с учащимися критериев оценивания работ;

— постепенно выстроенный переход от безотметочного оценивания к оцениванию в пятибалльной системе;

— осуществление перехода от безотметочного оценивания к балльному не одновременно для всех, а по мере индивидуального понимания учащимися предыдущего этапа оценивания;

— обязательное выделение умений, за которые можно похвалить ребенка;

- оценивание только работы ученика, а не его самого;

обсуждение успехов (неуспехов) учащегося исключительно при индивидуальной беседе с родителями, а не на родительском собрании.

Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

Система проверки и оценивания учебной деятельности младших школьников не может ограничиваться только контролем за усвоением знаний и выработкой умений и навыков по определенному учебному предмету. Она ставит более важные социальные задачи:

– определение степени овладения умениями по использованию знаний, то есть соответствие обучения современным целям образования;

– развитие у учащихся навыков самостоятельной оценки результатов своих действий, умения контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;

– мотивация учащегося на успех, избавление его от страхов перед оцениванием, создание комфортной обстановки, забота о сохранении психологического здоровья младших школьников.
Приемы самооценки и самоконтроля:

1) Словесные приемы

а) для развития самооценки и самоконтроля в конце уроков задаются следующие вопросы:

– Что ты узнал на уроке?

– За что можешь похвалить себя?

– Над чем еще надо поработать?

– Какие задания вызвали интерес?

– Какие задания оказались трудными?

– Достигнута ли поставленная в начале урока цель?

В конце 4-го класса эти работы просматриваются учениками, из них отбираются лучшие, формируются выводы, какие предметы удавались лучше, а какие – хуже. Также определяются цели обучения для следующего, 5-го, класса.

4) Анализ работы за четверть, за год, за определенный период обучения

В 3-4-х классах в конце каждой четверти проводим самоанализ своей учебной деятельности. Для этого ученик отвечает на следующие вопросы:

– Что удалось в этой четверти?

– По каким предметам результаты получились лучше?

– Что не получилось? В чем причина?

– Какую цель поставишь в следующей четверти?

В конце учебного года подобный самоанализ проводится вновь. Ученикам предлагаются следующие вопросы:

– Какими результатами первой учебного года можешь гордиться?

– Над чем еще необходимо поработать?

– По каким предметам возникали затруднения? В чем причина?

– Какую цель поставишь на следующий учебный год?


В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки младших школьников используются следующие формы:

Если ученик доволен собой, у него все получалось, то он рисует улы­бающееся лицо.

Если ученику на уроке было временами непросто, не все получа­лось, то он рисует спокойное лицо.

Если учащемуся на уроке было сложно, многое не получалось, то он рисует соответственно грустное лицо.




1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.

— позволяет любому ученику увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного);

— удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;

— помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).

Вот как можно оценить письменную работу:


Этими линеечками можно пользоваться, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ученику правильно оценить свои возможности и результаты.

7. Листы индивидуальных достижений

Формирование навыков самоконтроля является одной из главнейших педагогических задач, поставленных на начальном этапе обучения. Для достижения формирования подобного навыка необходимо актуализировать для учащихся задачу важности и необходимости самоконтроля.

1. Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. // Начальная школа, № 15, 2006.

2. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., 2002.

3. Ларина А.Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе: мет. пос. – Калининград: КОИРО, 2011.

5. Свиридова О.И. «Форма организации учебной деятельности в начальной школе.

Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают три группы образовательных результатов (личностные, метапредметные и предметные). К основным результатам начального общего образования стандарт относит:

-формирование универсальных и предметных способов действий

- воспитание основ умения учиться

- способности к самоорганизации

- индивидуальный прогресс в развитии личности

Поэтому сегодня для анализа и объективной оценки педагогического процесса, управления качеством обучения необходим мониторинг учебных достижений учащихся. Учитель должен владеть следующей информацией: обученность учащихся, обучаемость, уровень сформированности обще-учебных умений и навыков, личностный рост, индивидуальные образовательные достижения обучающихся, комфортность обучения, доступность образования, состояние здоровья обучающихся.


1. по месту в процессе обучения:

- предварительный, позволяющий определить исходный уровень обученности и развития учащихся;

- текущий, позволяющий определять уровень развития учащихся и степень их продвижения в освоении программного материала;

- итоговый, определяющий итоговый уровень знаний, учащихся по предметам и степень сформированности основных компонентов учебной деятельности школьников;

2. по содержанию:

- прогностический или планирующий, определяющий последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия;

- пооперационный, управляющий правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- по результату, сравнивающий фактический результат или выполненную операцию с образцом после осуществления учебного действия;

3. по субъектам контрольно-оценочной деятельности:

- внешний, осуществляемый педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка);

- внутренний или рефлексивный, осуществляемый учащимся и обращенный на понимание принципов построения и осуществления собственной деятельности (самоконтроль и самооценка).

К главным критериям самоконтроля и самооценки, а также контроля и оценки относятся следующие:

- усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта образования;

- сформированность УУД (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу);

- развитость познавательной активности и интересов, прилежания и старания;

- сформированность познавательной активности и интересов, прилежания и старания.

Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих для всех программ начального образования принципов:

Оценивание должно быть постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используются диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.

Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.

Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.

Оценивать можно только то, чему учат.

Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Вот некоторые приёмы формирования навыков самоконтроля и самооценки, которые можно использовать на уроках.

Лесенка. Ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

Проговаривание. Очень ценный приём самоконтроля при обучении письма под диктовку. После того, как учитель сказал слово, проговорили его по слогам – написали - прочитали то, что написано.

Взаимопроверка. На листочках подписывают фамилию того, кто решал и того, кто проверял. Дети решают примеры, меняются листочками и проверяют. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки.

Листы достижения применяемые ежеурочно на каждом уроке. Ученик оценивает себя на каждом этапе урока и ставит соответствующую оценку себе.

Таким образом, для формирующейся личности младшего школьника важно терпеливое объяснение учителем его успехов и неудач. Прежде всего, оценка должна отражать чуткость и доброжелательность учителя, свидетельствовать о гуманистическом отношении взрослого к ребенку.

Достижение планируемых результатов будут обеспечено за счет

внедрения следующих технологий:

- технологий открытого образования;

- внедрения моделей индивидуализации образовательных траекторий;

- реализации программ и технологий, обеспечивающих достижение личностных результатов;

- создания единой информационной системы комплексного автоматизированного мониторинга развития образования;

-внедрения модели оценивания образовательных результатов обучающихся, учитывающей различия стартовых возможностей и динамику достижений, в целях индивидуализации образования, поддержки учебной мотивации.

Виды осуществления диагностики результатов обучения можно классифицировать по форме предъявления достижений и рассматривать:

Гост

ГОСТ

Понятие технологии оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов

Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов представляет собой процесс, который состоит из двух элементов:

  1. Сравнение нынешних достижений (неудач) учащегося с прежними.
  2. Соотношение достигнутых учащимся результатов, с теми, которые предусмотрены образовательными стандартами.

Помимо оценивания, в начальной школе педагог начинает формировать у учащихся умения и навыки по самооценке собственных результатов. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог адекватно оценивать собственные силы и возможности, формировать самооценку.

Правила реализации технологии образовательных технологий учащихся начальных классов:

  • обязательно осуществлять с учащимися предварительное обсуждение критериев оценивания работы;
  • осуществление постепенного перехода от безотметочного оценивания работ учащихся к пятибалльной системе;
  • переход на оценочную систему проводить только среди тех учащихся, которые уже готовы к этому и понимают принципы оценивания;
  • обязательное выделение для учащихся тех умений, которые заслуживают похвалы со стороны педагога;
  • осуществление только работы ученика, а не его самого;
  • обсуждение успехов и неудач учащегося только в рамках индивидуальной беседы с самим учеником, либо с его родителями.

Организация оценивания достижений учащихся младших классов является одной из важнейших составляющих образовательного процесса и одной из главных задач, которые стоят перед педагогом начальных классов. Наряду с другими компонентами педагогической системы, данный компонент должен полностью соответствовать всем методическим требованиям, а также требованиям современного общества и направлен на приоритетные цели обучения в начальной школе.

Готовые работы на аналогичную тему

Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов не должна включать в себя только лишь контроль, за уровнем усвоения знаний и умений по учебным предметам, но и направлена на их выработку.

Задачами технологии являются:

  1. Определение уровня овладения знаниями и умениями их применения, в соответствии с образовательными целями.
  2. Формирование и развитие у учащихся навыков осуществления самооценки полученных результатов и самоконтроля, а также умения находить и корректировать собственные ошибки;
  3. Повышение мотивации у учащихся на успешность обучения, избавление от страха перед проведением контрольных и проверочных работ, сохранение и укрепление психологического здоровья младших школьников.

Приемы оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов

В технологию оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов входят следующие приемы:

Словесные приемы.

Словесные приемы направлены на развитие самооценки и самоконтроля у учащихся.

Используются: вопросы от педагога, наглядные пособия, беседы и т.д.

В процессе оценивания педагог задает ребенку специально подготовленные заранее вопросы (по пройденным темам или разделам), часть вопросов используется из предыдущей беседы. Все ответы учащегося фиксируются, позже педагог осуществляет их анализ.

Графики.

На графике учащиеся отмечают собственные успехи или напротив неудачи. Ведение графика способствует тому, что учащиеся учатся самостоятельно оценивать свои достижения, выявлять неудачи и т.д.

Рисунки.

Учащиеся оценивают собственную учебную деятельность и образовательные достижения посредством рисунка, за конкретный временной промежуток. В процессе рисования учащиеся на подсознательном уровне изображают свои успехи путем выбора того или иного цвета. Например, учащиеся рисуют свое дерево – успеха, цветок – настроение и т.д.

Символы.

Данный прием особенно актуален в младших классах, так как учащиеся еще не в полной мере владеют письмом. В дальнейшем прием символов может быть использован совместно с другими.

Суть приема заключается в том, что педагог ставит ребенку символ за его достижения.

Например, оценка пять – это звездочка, четыре – флажок и т.д.

Личный дневник школьника.

В начальных классах необходимо детей приучать к школьному дневнику, для этого целесообразно использовать Дневник, который разработали Р.Н. Бунеев и Е.В. Бунеев специально для младших классов.

Дневник Бунеевых содержит все те же элементы, что и обычный дневник, но при этом в него включены элементы, которые направлены на формирование и развитие у учащихся младших классов самооценки, самоорганизации и самоконтроля.

Предварительно с Дневником для начальных классов знакомят родителей, так как это в дальнейшем облегчает работу педагога. Родители оказывают детям помощь по заполнению и правильному ведению дневника.

В процессе ведения дневника ученик не только учится планировать собственное время и силы, но учится осуществлять контроль за своей учебной деятельностью и образовательными достижениями. Оценивание достижений осуществляется за разные промежутки времени – неделя, месяц, полугодие. Задача педагога контролировать ведение и при необходимости оказывать помощь.

Планомерное ведение дневника приучает учащихся к субъективной оценке собственных достижений. Дети приобретают стойкие навыки самоанализа, умеют выявлять причины собственной неуспешности и устранять их.

Портфель ученика.

Анализ работы.

Анализ работы за четверть, за год, за определенный период обучения. По итогам каждой учебной четверти и учебного года учащиеся совместно с педагогом проводят самоанализ, в рамках которого они устанавливают, какие знания и умения были получены за данный промежуток времени, какие предметы давались легче, а кие сложнее, в чем причина, и какова цель на дальнейшее обучения.

Таблицы.

Такой прием особенно эффективен в 4-м классе, он используется при групповой форме обучения. Учащиеся распределяются по группам, а затем оценивают работу своей и других групп. В завершение работу оценивает учитель.

Технология оценивания в начальной школе

Одним из направлений организации учебного процесса в условиях введения ФГОС в начальной школе является, создание условий для оценивания. Эта тема всегда была в педагогике весьма актуальной, тем более таковой она является сегодня, когда глобальные перемены охватили всю систему образования.
В ФГОС НОО требования к образовательным результатам определяются как самостоятельная педагогическая категория и выступают в качестве критериев оценки образовательных достижений школьников.
Оцениванию подвергаются теперь не только учебные достижения, но и творчество, и личная инициатива ребёнка во всех сферах школьной жизни. Иначе говоря, мы перешли от норм оценки, которые фактически часто и во многом субъективно устанавливает сам учитель, к достаточно чётким и однозначным критериям оценки, устанавливаемым стандартом.
Работа в режиме комплексной итоговой оценки требует большой подготовительной работы, высочайшего педагогического профессионализма от учителей, большой затраты времени, сил, желания педагога и, самое главное, искренней веры в саму идею – пути к гуманизации российского образования.
Основная цель новой технологии оценивания – сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной.
В соответствии с этими целями технология оценивания направлена на получение информации, позволяющей учащимся – обрести уверенность в своих познавательных возможностях, родителям – отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка, учителям – оценить успешность собственной педагогической деятельности.

Большое значение в системе оценки уделяется самоконтролю и самооценке- одним из важных видов учебной деятельности. Необходимо детей научить оценивать свои действия, их результаты, своё продвижение вперёд.

Согласно новой парадигме образовательных стандартов оценивание призвано стимулировать учение, а не тормозить его. Таким образом, на первый план выходит поиск такого подхода к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации процесса обучения, повышению учебной мотивации и самостоятельности учащихся. Перед учителем встает вопрос: как это делать?

Помимо оценивания, в начальной школе педагог начинает формировать у учащихся умения и навыки по самооценке собственных результатов. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог адекватно оценивать собственные силы и возможности, формировать самооценку.
Основным объектом оценки в условиях ФГОС выступают планируемые результаты: личностные (самоопределение, моральная ориентация, смыслообразование), метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные (система опорных знаний и система предметных действий).

Цель оценки – это оценивание как достигаемых результатов, так и процесса их формирования. Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают комплексный подход к оценке и использование разнообразных методов и форм оценивания. Основной акцент делается на оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения программы.

Функции оценивания:

обучающая – эта функция оценки предполагает не столько регистрацию имеющихся знаний, уровня обученности учащихся, сколько прибавление, расширение фонда знаний;

воспитательная – формирование навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям;

ориентирующая – воздействие на умственную работу школьника с целью осознания им процесса этой работы и понимания им собственных знаний;

стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;

диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;

проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя; контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в сою работу;

формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования.

Новая система оценивания предполагает следующие исходные положения:

· Частое оценивание, желательно на каждом уроке.

· Выработка четких критериев оценивания каждой работы, исходя из планируемых результатов, соответствующих поставленным учебным целям урока.

· Применение заранее известных педагогу и обучающимся критериев оценивания ученической работы, возможна совместная их выработка.

· Исходя из ведущей роли каждого ученика в современном образовательном процессе, основной акцент в подборе методов и средств для оценивания образовательных достижений обучающихся делается на самооценку, как средство принятия решения учеником, способность составить самостоятельную программу обучения.

Для того чтобы оценивание было эффективным, следует использовать различные стратегии и соответствующие инструменты, которые создадут прочный фундамент для дальнейшего обучения, будут способствовать успешности учения в целом. Применяя ту или иную стратегию, нужно понимать, на что она нацелена, каких результатов мы хотим добиться, каким образом мы помогаем ученику задуматься о своих успехах и достижениях.

Одним из таких подходов к оцениванию является формативное (формирующее) оценивание, или оценивание для обучения. При таком подходе меняется роль учителя, учебный процесс строится на основе сотрудничества между его участникам. Оценка осуществляется непрерывно, оценивается сам процесс движения к качественному результату. Часть полномочий переходит к ученику, таким образом, трансформируясь в самоконтроль и самооценку. Формативное оценивание позволяет учителю отслеживать процесс продвижения каждого учащегося к целям их учения, помогает ему корректировать свою работу на раннем этапе, а ученику почувствовать ответственность за свое обучение.

Особенности техник формативного оценивания заключаются в использовании аналитических инструментов и приемов для измерения уровня освоения, прогресса учащегося в процессе познания. Какие же техники и приемы оценивания существуют в новой системе образования?

Особенности техник формативного оценивания заключаются в использовании аналитических инструментов и приемов для измерения уровня освоения, прогресса учащегося в процессе познания. Какие же техники и приемы оценивания существуют в новой системе образования?

1. Лист общеучебных достижений . Лист учебных достижений показывает развитие ученика (в течение урока, семестра, года и т.д.). Такая техника, во-первых, позволяет реализовать принцип позитивного оценивания, так как даже небольшой успех ученика не остается незамеченным. Во-вторых, такой мониторинг позволяет наблюдать развитие процесса учения каждого ученика и класса в целом. В листе учета указываются вопросы мониторинга, которые зависят от особенностей класса, целей и задач урока и т.д.

Умение прогнозировать содержание текста.

Умение привести пример.

Умение составить собственное высказывание.

Умение продуктивного письма.

1) Что, по вашему мнению, было наиболее важным из того, что вы узнали (выучили) сегодня?

2) Какой вопрос вам запомнился?

3) Что для вас было наиболее трудным, непонятным сегодня?

Учитель собирает ответы, анализирует их и в случае обнаружение проблемных моментов корректирует свою деятельность на следующем уроке.

К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли):

Что вы поняли?

К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки:

– Что вам не понятно?

Произношение и интонация.

Соблюдение грамматических норм.

При ответах учащихся постоянно акцентируется внимание на критериях. Это удобно и при выставлении отметок за выполнение задания, так как критерии были сформулированы четко, и ребятам было понятно, что от них требуется.

5. Графики . На графике учащиеся отмечают собственные успехи или напротив неудачи. Ведение графика способствует тому, что учащиеся учатся самостоятельно оценивать свои достижения, выявлять неудачи и т.д.

6. Символы . Данный прием особенно актуален в младших классах, так как учащиеся еще не в полной мере владеют письмом. В дальнейшем прием символов может быть использован совместно с другими. Суть приема заключается в том, что педагог ставит ребенку символ за его достижения. Например, оценка пять – это звездочка, четыре – флажок и т.д.

Для эффективного самооценивания необходимо:

понимание учащимся, как оценивается его работа, деятельность;

развитие навыков критического мышления;

концентрирование внимания учащихся на своих целях.

Поэтому важно для учителя постоянно напоминать ученику о целях и критериях оценивания работы, планировать время для самооценивания, предоставлять цели урока и критерии оценки наглядно, для того чтобы учащиеся четко представляли к чему они стремятся.

Самооценивание позволяет учащимся осознавать цели учения, определять свои пробелы, заставляет их понимать, что успех или неудача зависят не от таланта, удачи или способности, а от практики, усилий и применения правильных стратегий.

Важно помнить, что оценка должна быть проявлением чуткости и доброжелательности. Незнание - это не порок, а стимул к познанию, поэтому необходимо стимулировать ученика к познанию через похвалу, одобрение, поддержку, создание ситуации успеха. Новая система оценивания снимает тревожность детей, повышает учебную мотивацию, отслеживает динамику школьной успешности. Система контроля ставит важные социальные задачи: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Оценка и отметка в новой системе образования прежде всего фиксируют достижения ученика.

Читайте также: