Доклад на тему социальная поддержка детей находящихся в трудной жизненной ситуации

Обновлено: 28.06.2024

В современных условиях проблемы семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, приобретают все большую остроту и актуальность, так как их число с каждым годом не уменьшается, а непрерывно растет. Это связано с проблемами экономического, демографического, социально-политического характера. При этом, пожалуй, самой незащищенной категорией являются дети.

Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.

ВложениеРазмер
дети, попашие в трудную жизненную ситуацию, защита детей 61 КБ

Предварительный просмотр:

Социальная поддержка детей, попавших в трудную жизненную ситуацию

Система защиты детства начинается с защиты семьи, матери и ребенка. Обеспечение этой социальной сферы России является одним из самых разработанных. Воспитание в детских учреждениях строится по апробированным программам. Его необходимым элементом являются обучение детей общению, деятельности в составе группы, подготовка к поступлению в школу.

Социальная защита дошкольников осуществляется во взаимодействии с медициной, педагогикой, производством. Органы социальной защиты населения способствуют оздоровлению и лечению дошкольников, для чего предоставляются, например, льготные условия для пребывания дошкольников в санаториях. Воспитание дошкольников решает задачи их социализации. Самые юные усваивают правила поведения, включаются в групповую деятельность, овладевают основами культуры.

Система социальной защиты школьников органически включает разнообразные мероприятия, проводимые в школе, во внешкольных учреждениях, работу с семьей и общественностью. Основным результатом этой деятельности являются формирование социальной защищенности школьников как устойчивого психического состояния, включающего уверенность в их успешном социально-профессиональном самоопределении, а также эффективная социализация. Социально-педагогическая работа способствует включению в производительный труд, систему непрерывного образования.

Социальная защита детства также включает в себя предупреждение педагогического травматизма, обучение без неудачников, без второгодников, поскольку им свойственны психические состояния, угнетающие жизнедеятельность. Социальная работа такого плана носит профилактический и терапевтический характер. Широко используется практическая социально-психологическая работа [1] .

Важным направлением социализации детей и подростков является их реабилитация в связи с депривацией (образовательной, психологической, нравственной, социальной и др.), то есть утратой важных личностных качеств. При этом диагностируется личностное развитие, строятся индивидуальные планы восстановления способностей (перцептивных, интеллектуальных, коммуникативных, практической деятельности), организуются коррекционные группы, подбираются актуальные занятия, позволяющие в коллективной деятельности приобрести социально ценные знания и умение их применения в труде, общении, в личной жизни.

Нуждающиеся дети на сегодняшний день могут рассчитывать, прежде всего, на материальную помощь. Ее основной задачей является поддержание приемлемого (необходимого и достаточного) уровня жизни ребенка и семьи в целом, находящихся в социально-трудной ситуации. Материальная помощь – это единовременная выплата в денежной или натуральной форме, выраженная в виде суммы денег, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости.

Основным критерием при установлении права на материальную помощь является малообеспеченность, как показатель нуждаемости. Органы социальной защиты населения решают вопрос о признании нуждающихся малоимущими и об оказании им материальной помощи, а непосредственную работу по оказанию таковой ведут муниципальные центры социального обслуживания. Комиссиями по распределению и оказанию материальной помощи, создаваемыми при органах социальной защиты, рассматриваются вопросы оказания такой помощи с учетом материально-бытового положения обратившегося, состава и дохода семьи, причин и обстоятельств, побудивших к обращению за помощью. К сожалению, для получения материальной помощи нередко требуется целый перечень справок и документов, что создает значительные трудности для малообеспеченных граждан.

Повышение государственных расходов на поддержку семей с детьми сыграло определенную роль в улучшении их материального положения, повышении рождаемости детей. Однако доля затрат в ВВП на поддержку семей с детьми в России по-прежнему намного ниже, чем в развитых европейских странах. Едва ли можно ожидать, что денежное регулирование радикальным образом способно устранить причины, приводящие к неблагополучию детей.

В поиске новых путей управления процессом и стимулирования в регионах необходимых изменений в 2008 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации был создан Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Фонд является новым современным инструментом проведения социальной политики в интересах детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях разделения полномочий между центром и регионами.

Миссия Фонда состоит в создании нового механизма управления, позволяющего в условиях разделения полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации значительно сократить распространенность социального неблагополучия детей и семей с детьми, стимулировать развитие эффективных форм и методов работы с нуждающимися в помощи семьями и детьми.

Направления деятельности Фонда на 2012-2015 годы:

  1. профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей, включая профилактику жестокого обращения с детьми, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды, семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  2. социальная поддержка семей с детьми-инвалидами для обеспечения максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество;
  3. социальная реабилитация детей, находящихся в конфликте с законом (совершивших правонарушения и преступления), профилактика безнадзорности и беспризорности детей, преступности несовершеннолетних, в том числе повторной.

Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, акцентирует внимание регионов на необходимости организации системной, комплексной и межведомственной работы с семьями и детьми и полагает, что программно-целевой подход – наиболее подходящий инструмент организации такой работы [3] .

Следующий вид помощи, оказываемой государством – социальное обслуживание детей-инвалидов на дому. Помощь на дому направлена на повышение уровня и качества жизни инвалидов, нахождение детей в привычной для них среде обитания – в домашней обстановке, защиту их прав и законных интересов. Социальное обслуживание на дому может осуществляться на постоянной или временной основе.

При центрах социального обслуживания создаются специализированные отделения, занимающиеся обслуживанием на дому. Социальные работники посещают своих подопечных несколько раз в неделю. Перечень услуг, предоставляемых в этом случае, достаточно широк. Это может быть, во-первых, организация питания, быта и досуга.

Во-вторых, социально – медицинские, санитарно – гигиенические услуги (содействие в проведении медицинской помощи, реабилитационных мероприятий, обеспечение лекарственными средствами, оказание психологической помощи, госпитализация и прочее).

В-третьих, содействие в получении образования инвалидами в соответствии с их физическими возможностями умственными способностями.

В-четвертых, правовые услуги (помощь в оформлении документов, содействие в получении установленных действующим законодательством льгот и преимуществ и т. д.). А так же содействие в организации ритуальных услуг [4] .

Услуги по социальному обслуживанию дети могут получить в специализированных учреждениях на стационарной и полустационарной основе. На базе полного государственного обеспечения осуществляется обслуживание инвалидов, детей-сирот, детей, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а так же в случае, когда местонахождения родителей не установлено. На срок не более одного года в стационары могут приниматься дети одиноких матерей, безработных, беженцев, вынужденных переселенцев.

Стационарная помощь детям оказывается в детских домах-интернатах, школах-интернатах, детских домах санаторного типа, коррекционных детских домах (в том числе коррекционно-психологических), специальных детских домах (для детей с отклонениями). Данные учреждения выполняют функции по созданию благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности. Там осуществляется медико-психолого-педагогическая реабилитация и социальная адаптация детей; освоение образовательных программ, обучение и воспитание; обеспечение охраны и укрепление здоровья воспитанников; охрана прав их интересов.

В учреждениях социального обслуживания действуют отделения дневного или ночного пребывания. Здесь несовершеннолетние могут получить услуги полустационарного социального обслуживания.

В комплексных центрах социального обслуживания создаются отделения дневного пребывания для детей и подростков. В свободное от учебы время дети посещают отделение дневного пребывания, где производится комплектация реабилитационных групп численностью от 5 до 10 человек. Деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе групповых программ, учитывающих индивидуальные программы реабилитации несовершеннолетних.

В период нахождения в отделении дневного пребывания дети и подростки обеспечиваются горячим питанием и лекарственными средствами. В отделениях дневного пребывания имеются помещения для медицинского кабинета и кабинета психологической помощи, для проведения учебных занятий, досуга и кружковой работы, а также столовой [5] .

Так же остается проблемным и вопрос о безнадзорных детях. На пути решения этой проблемы государством были созданы специализированные учреждения, предоставляющие детям приют временного характера.

Важно отметить, что предоставление временного приюта детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, способствует профилактике и, во многом, предупреждает безнадзорность несовершеннолетних. В этих целях создаются специализированные учреждения временного пребывания – это социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Несовершеннолетние находятся в подобных учреждениях в течение времени, необходимого для оказания социальной помощи и (или) социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства. Прием детей (от 3 до 18 лет) производится круглосуточно, они могут обратиться самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей) [6] .

Какие же функции выполняют учреждения временного пребывания? Прежде всего, это помощь в восстановлении социального статуса несовершеннолетнего в коллективе сверстников по месту учебы, жительства. Содействие возвращению детей в семьи, оказание социальной, психологической и иной помощи детям и их родителям. Организация медицинского обслуживания и обучения, содействие в профессиональной ориентации и получении специальности и т.д. Такие учреждения, как социальные приюты, совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и другими организациями осуществляет мероприятия по выявлению детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи. Содействуют органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей [7] .

Следующий вид социальной помощи – реабилитационные услуги. В них нуждаются различные категории детей: инвалиды, малолетние правонарушители, безнадзорные, беспризорные дети и т. д.

Процесс реабилитации – сложный процесс, включающий в себя целый комплекс мер: медицинскую, психологическую, профессиональную реабилитации. Подобные меры направлены на сохранение и восстановление здоровья ребенка и среды его жизнеобеспечения.

Одно из основных направлений реабилитации – льготное обеспечение детей-инвалидов протезами, ортопедическими изделиями, средствами передвижения – кресло-колясками. На сегодняшний день существует около 200 предприятий-производителей технических средств, необходимых для реабилитации инвалидов. Не секрет, что реабилитационные услуги в нашей стране находятся на довольно низком уровне – нет достаточных средств для бесплатного обеспечения всех нуждающихся граждан; мало предприятий, специализирующихся на разработке и выпуске протезно-ортопедических изделий; качество подобной продукции также зачастую оставляет желать лучшего.

Законодательство гарантирует детям-инвалидам право на бесплатное получение профессий, которое реализуется в 42 специальных учебных заведениях начального и среднего профессионального образования, там обучаются свыше 7 тыс. человек. Обучение проводится и в общеобразовательных учреждениях. В рамках среднего профобразования осуществляется подготовка по современным специальностям, связанным с менеджментом, финансами, банковским делом, организацией социального обеспечения и т. д.

Дети-инвалиды дошкольного возраста получают реабилитационные услуги в детских дошкольных учреждениях общего типа, а если это исключается по состоянию их здоровья, то в специальных дошколь­ных учреждениях. Содержание детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ.

Важно отметить, что при невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях обучение детей-инвалидов с согласия родителей производится на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Обучение проводится, как правило, ближайшим к месту жительства ребенка-инвалида образовательным учреждением. На время обучения образовательное учреждение предоставляет бесплатно учебники, учебную и справочную литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения. По итогам обучения выдается документ государственного образца о соответствующем образовании [8] .

Таким образом, принцип приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним провозглашен на государственном уровне. Очевидно, что забота о подрастающем поколении – это одна из основных задач государства. Ведь вовремя оказанная помощь способствует возврату ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, в русло нормальной полноценной жизни. При этом определяющими являются материальное благополучие, духовное развитие и нравственное здоровье подрастающего поколения. Игнорирование поставленных задач – безнравственно.

[1] Пронин А.А. Социально-правовая защита детства в России // Вопросы ювенальной юстиции. - 2009. - N 6. - С. 4.

[2] Омигов В.И. Особенности противодействия преступности несовершеннолетних // Российская юстиция. - 2012. - N 1. - С. 24.

[3] Дети в трудной жизненной ситуации: Новые подходы к решению проблем / Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. - М., 2010. – С. 6-7.

[4] Фирсов М.В. Технология социальной работы: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2007. – С. 128.

[5] Кривошеева М.А. Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как самостоятельный институт Российского семейного права // Адвокат. -2012.- N 11.- С. 54.

[6] Назарова И.Б. Дeти-cиpoты: характеристика проблемы последних лет // Социально-демографическая ситуация / Под ред. Н.М. Римашевской. – М.: РИЦ ИСЭПН, 2012. – С. 208.

[7] Гришаев С.П. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей // СПС КонсультантПлюс, 2011.

[8] Гармаш А., Косихин Д. Гарантия на образование детям-сиротам // ЭЖ-Юрист. - 2012. - N 6. - С. 14.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Создание автоматизированной системы учета базы данных детей, попавших в трудную жизненную ситуацию – актуальность сегодняшнего дня.

XXI век поставил перед социальными педагогами учреждений интернатного типа и детских домов повышенные задачи по ведению электронного персонифицированного учета личных дел воспитанников. Количес.


Анализ внешней среды и образовательной ситуации в посёлке позволил выделить категорию подростков 14-18 лет, состоящих на профилактических учетах комиссии по делам несовершеннолетних, полиции, находящи.

проект "Сельская малокомплектная школа как центр поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации"

презентация к проекту.


Сценарий городской спортивно-развлекательной игры для детей попавших в трудную жизненную ситуацию


Презентация "О деятельности центра поддержки детей,оказавшихся в трудной жизненной ситуации"

Трансформация деятельности детского дома проходит через пересмотр всех аспектов организации работы данного учреждения.Проект позволил оптимизировать процессы становления, развития во.


Методические рекомендации классному руководителю по выявлению детей, попавших в трудную жизненную ситуацию

Методические рекомендации классному руководителю по выявлению детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.


Социально-педагогическая поддержка детей, попавших в трудную жизненную ситуацию

В данной статье раскрыто понятие трудной жизненной ситуации, актуальность проблемы в наши дни, принципы и направления работы социального педагога, а также описан алгоритм работы специалиста с несоверш.

Читайте также: