Доклад на тему святые

Обновлено: 02.05.2024

На русской земле есть множество прославленных угодников. Русской церковью они были канонизированы в лике мучеников, страстотерпцев, преподобных, праведников, юродивых, благоверных и так далее.

Эти люди пострадали во имя Христа. Не стоит забывать и об их великих подвигах, которые они сделали для нашей русской земли.

Истории святых людей все разные, но объединяет их сила духа

Истории святых людей все разные, но объединяет их одно — сила духа. Каждый святой прожил свою жизнь по-разному. Кто-то дожил до старости и мирно отошел ко Господу, а кто-то наоборот умер мученической кончиной.

В этой статье речь пойдет о святых людях русской земли и об их подвигах.

Святые русской земли это Сергий Радонежский, Серафим Саровский, княгиня Ольга и другие

Какие известны святые русской земли? Наиболее известными в русской земле считаются Сергий Радонежский, Серафим Саровский, князья Борис и Глеб, Дмитрий Донской, княгиня Ольга и многие другие. Рассмотрим великие подвиги святых, и почему они были причислены к лику святых и преподобных.

Сергий Радонежский — один из прославленных защитников русского народа

Сергий Радонежский — один из прославленных защитников русского народа. Преподобный Сергий родился 3 мая 1314 года в селе Варницы. При своем крещении он получил имя Варфоломей. В семь лет мальчика отдали учиться, но обучение его шло очень тяжело.

Уже с 12 лет мальчик постился, молился. В 1328 году он вместе с семьей уехал в Радонеж. После того, как родители Сергия умерли, он вместе со своим братом отправился в более пустынные места. Вместе с ним они построили небольшой храм Святой Троице.

В 1337 году Варфоломей принял постриг с именем Сергий. После чего к нему стали приходить ученики, и на том месте образовалась обитель. Сергий Радонежский стал вторым игуменом и пресвитером обители.

Преподобный Сергий Радонежский

В 1337 году Варфоломей принял постриг с именем Сергий. После чего к нему стали приходить ученики, и на том месте образовалась обитель. Сергий Радонежский стал вторым игуменом и пресвитером обители.

Через несколько лет на этом месте образовался один из процветающих храмов. Однажды патриарх Филофей, узнал, что Сергий основал обитель, и решил отдать должное за его деятельность. Уже тогда Сергий был очень известной личностью в княжеских кругах.

Его значение было очень огромно. Он благословлял многих правителей перед битвами, примерял многих враждующих между собой людей. Также стоит отметить и то, что Сергий основал и другие монастыри, такие как Борисоглебовский, Благовещенский, Георгиевский и другие.

В 1452 году Сергий Радонежский был причислен к лику святых. Первоисточником описания жития Сергия Радонежского был Епифаний Премудрый. Он описывал, что за всю жизнь Сергий совершил множество чудес.

Он исцелял больных, хромых. Однажды он воскресил человека. День памяти святого в русской православной церкви 25 сентября.

Среди святых русского православия известен и Серафим Саровский

Среди святых русского православия известен и Серафим Саровский. В миру его звали Прохор, а родился он 19 июля 1759 года. Так как он имел отличную память, Прохор рано обучился грамоте.

Также позднее был рукоположен во иеромонаха. Но для себя он решил избрать путь уединения. Он отправился в лес, чтобы подвизаться там, в строгом посте и молитве. За все годы жизни в затворе он преисполнился любви к Богу, а также у него появилась особая любовь к людям.

Икона Серафима Саровского. Фото: hranitel.club

Также позднее был рукоположен во иеромонаха. Но для себя он решил избрать путь уединения. Он отправился в лес, чтобы подвизаться там, в строгом посте и молитве. За все годы жизни в затворе он преисполнился любви к Богу, а также у него появилась особая любовь к людям.

Господь еще при жизни удостоил Серафима Саровского благодатных даров, таких как прозрение, утешения, врачевания душ и телес. Однажды к нему явилась Матерь Божия и велела ему выйти из затвора, и принимать людей у себя.

Так святой и поступил.

1 января 1833 года святой последний раз побывал на литургии, причастился и отошел мирно ко Господу. Прославление его совершилось в 1903 году.

Святые князья Борис и Глеб — прославленные святые Русской земли

Святые князья Борис и Глеб — прославленные святые Русской земли. Князь Владимир был их отцом, он также известная личность не только в истории, но в православии.

Именно при нем произошло Крещение Руси, то есть одно из знаменательных событий для русской церкви. Известная всеми княгиня Ольга первая русская святая, была его бабушкой.

Незадолго до того, как произошло Крещение Руси, князья Борис и Глеб были воспитаны в христианском благочестии и чистоте. Святой князь Борис получил очень хорошее образование, любил читать Священное писание.

Именно под влиянием святых, Борис имел горячее желание подражать каждому из угодников Божиих. Святой же Глеб не разделял взгляды своего брата. Но оба брата отличались милосердием и сердечной добротой. Они хотели подражать во всем своему отцу, равноапостольному князю Владимиру.

Главным был избран святой Борис. Однажды Борис узнал, что его смерти хочет князь Святополк, и тот не стал сопротивляться. Борис помолился, и стал ждать своей участи. Так погиб святой Борис. Борис и Глеб были первыми русскими святыми.

Далее Святополк двинулся на Глеба. Глеб воспринял смерть брата так, как подобало православному христианину. Таким образом, и Глеб был убит собственным поваром, которого подговорили это сделать. Оба святых были канонизированы Русской православной церковью

Одним из известных святых русской земли стал митрополит Московский и всея Руси Алексий

Одним из известных святых русской земли стал митрополит Московский и всея Руси Алексий. Родился он на рубеже 18 — 19 веков. Святитель Алексий происходил из знатного рода Черниговских бояр Колычевых.

При крещении он получил имя Елевферий. Его восприемником стал князь праведный Иоанн, будущий Московский великий князь. Именно Иоанн позднее был прозван Иоанн Калита.

Уже в отрочестве Господь открыл для святителя Алексия его предназначением. Он любил ловить сетями птиц, но однажды, когда он задремал, во сне он услышал голос, который сказал ему, что он напрасно проводит свое время. Когда мальчик проснулся, он понял, что никого рядом нет. Но голос он слышал слишком отчетливо.

Икона святителя Алексия митрополита Московского и всея Руси. Фото: molitvoslov.today

Уже в отрочестве Господь открыл для святителя Алексия его предназначением. Он любил ловить сетями птиц, но однажды, когда он задремал, во сне он услышал голос, который сказал ему, что он напрасно проводит свое время. Когда мальчик проснулся, он понял, что никого рядом нет. Но голос он слышал слишком отчетливо.

В 1320 году Елевферий решил принять монашеский постриг. 20 лет он выполнял иноческие послушания под руководством старца Геронтия. В монастыре он изучал греческий язык, читал духовную литературу.

В то время все к нему обращались за мудрым советом не только в церковных делах, но и в гражданских.

Однажды он исцелил ослепшую жену одного хана. Хан же пожаловал ему участок земли, на котором Алексий построил Чудов монастырь. Стоит отметить и то, что Алексий не убоялся идти в Орду, в которой возможно его могла ждать смерть.

На протяжении всей жизни Алексий заботился о благоустроении своей Российской паствы и о ее духовном просвещении. В Москве он восстанавливал прежние обители, строил новые. Почил святитель Алексий в 1378 году.

Погребен он был в Чудовом монастыре. Примерно через 50 лет его мощи обрели и обнаружили нетленными. Прославление его как святого совершилось в 1431 году.

Дмитрий Донской причислен к лику святых Русской православной церковью

Еще один из известных святых русской земли это Дмитрий Донской. Родился 12 октября 1350 года в Москве. Когда у него умер отец, его наставником и опекуном стал митрополит Алексий. Очень хорошие отношения у Дмитрия сложились и с преподобным Сергием Радонежским. Именно к нему перед сражением пришел Дмитрий.

Очень долгое время князь враждовал с разными народами, но спустя 9 лет был заключен мир. Постепенно он наладил отношения со всеми. Так как он был человеком верующим, он постоянно поддерживал храмы, монастыри.

В 1380 году произошла одна из великих битв Куликовская, в ходе которой Мамая потерпел поражение.

Умер Дмитрий Донской довольно рано, в 39 лет. Похоронен был в Архангельском соборе города Москвы. Он был причислен у Русской православной церкви к лику святых. День памяти его 19 мая.

Княгиня Ольга стала первой святой на русской земле

Отдельно поговорим о княгине Ольге, речь о которой шла немного выше. Княгиня Ольга стала первой святой. После того, как ее мужа убили, она взяла на себя правление Киевской Русью.

На протяжении всей своей жизни она ходила по русским землям для построения хозяйственной и политической жизни Киевской Руси. Она строила храмы, церкви. Именно в период ее правления, Русь сильно укрепилась и возросла. Стали появляться новые города. Также стоит отметить и то, что она распространяла христианскую веру. На славянской земле при ней появились храмы. Ольга хотела приобщить к этому и своего сына Святослава, но он не послушал мать и остался язычником до конца своих дней.

Княгиня Ольга стала первой русской святой

На протяжении всей своей жизни она ходила по русским землям для построения хозяйственной и политической жизни Киевской Руси. Она строила храмы, церкви. Именно в период ее правления, Русь сильно укрепилась и возросла.

Стали появляться новые города. Также стоит отметить и то, что она распространяла христианскую веру. На славянской земле при ней появились храмы. Ольга хотела приобщить к этому и своего сына Святослава, но он не послушал мать и остался язычником до конца своих дней.

В 969 году княгиня Ольга скончалась. Позднее она была причислена к лику святых. Ежегодно она почитается в Русской православной церкви 24 июля.

Это лишь немногие святые русской земли, которые были и остаются защитниками нашей России.

самые почитаемые святые в православии

Почитание святых — необыкновенная сторона Церковной жизни. В ней по-своему, — и во всей полноте, — раскрывается идея о том, что все верующие во Христа едины. Их не может разделить ни расстояние, ни время, поскольку и расстояние, и время — это условности нашего земного бытия, а Церковь — это часть вечности в нашей жизни.

Святые стяжали Благодать духа Святого и продолжают быть с нами. Мы можем общаться с ними, просить их о чем-то и не сомневаться в том, что будем услышанными.

Каждый святой — это своя история стяжания Благодати Святого Духа уже здесь на земле. Сонм святых — это дар Церкви нам. Святыми становились и нищие и богатые; мужчины и женщины; образованные и неграмотные; покаявшиеся и — ведшие целомудренную жизнь с самого детства. Каждый может найти себе святого с похожей судьбой, проблемами или жизненной ситуацией.

Например, святой Силуан Афонский, который жил в XX веке — это вдохновлящий пример того, как хранить мир душевный и молитву, находясь посреди суеты.

Преподобный старец Силуан Афонский, фотография

Старец Силуан Афонский — один из самых известных святых подвижников XX века. Еще при жизни он сподобился созерцать Нетварный Свет.

Прежде, чем мы расскажем о самых почитаемых и знаменитых святых в православии, хотим сказать, что при всей кажущейся недостижимости их святости, прежде всего они были обычными людьми, которые проживали свою жизнь по совести. Это и есть главное вдохновение для нас. Никто из святых не был от рождения сверхчеловеком — все они были точно такие же, как и мы с вами.

Почитание святых — это не только преклонение перед ними, но и живое общение. К любому святому можно обратиться, любого можно попросить, любой из них услышит искреннюю молитву.

Ниже мы назовем только несколько имен — тех, кто особо почитаем на Руси. На самом деле, это неполный список — он гораздо шире. В конце-концов, каждый святой кем-то да почитаем. Но так сложилось, что есть святые известные настолько, что их имена, — например Николая Чудотворца, — слышали даже те, кто никогда не были в Церкви.

Самые известные святые в православии

О каждом из этих святых мы писали отдельную статью, поэтому ниже в тексте о каждом святом — несколько тезисов и — ссылка на соответствующее житие.

Святитель Николай Чудотворец

Святой Николай Угодник, икона

Николай Чудотворец — это один из самых почитаемых в православии и христианском мире святых. В католических странах Николай Чудотворец стал прообразом Деда Мороза (Санта-Клаус, святой Николай).

Святитель Николай жил в конце III — начале IV-го веков. Он был митрополитом Мир — одной из территорий в Римской Империи, самого крупного на тот момент и сильного государства.

Святитель Николай является олицетворением сразу нескольких подвигов и служений:

Преподобный Сергий Радонежский

икона преподобного Сергия Радонежского

Преподобного Сергия любили тогда и почитают сейчас, потому что он был образцом. Жизнь почти каждого святого является образцом, но преподобный Сергий Радонежский олицетворял собой действительно чудесный пример. Его образ жизни явил собой истинное христианство — когда человек кроток, свободен от страстей и человеческих условностей, но при этом спокойно в них вписывается и даже на них влияет — изменяя вокруг себя мир. По сути, преподобный Сергий олицетворял собой облик счастливого человека.

Преподобный Серафим Саровский

преподобный Серафим Саровский и медведь

Житие Серафима Саровского рассказывает о том, как уже в детстве с ним начали происходить чудеса, а став монахом, преподобный Серафим начал являть их сам — в первую очередь невероятными подвигами, которые совершал: например, три года молился на камне и почти не вкушал при этом пищи. Или кормил диких животных, которые стекались к нему со всего леса и становились рядом с ними кроткими.

Но еще преподобный Серафим — это один из тех святых, который оставил после себя не только предание о собственной подвижнической жизни, но и поучения (если не сказать — целое учение): о благодати. Он учил: христианство — это не свод этических правил, где важно просто быть хорошим человеком, а более высокая цель — стяжав благодать Духа Святого, изменить саму природу человека. И следом — и человек освятится, и мир вокруг него преобразится самым чудесным образом!

В какой-то степени поучения — это действительно самое важное, что святой Серафим Саровский оставил после себя.

Преподобный Амвросий Оптинский

Преподобный Амвросий Оптинский фото

Преподобный Амвросий Оптинский родился в 1812 году в Тамбовской Губернии и скончался в 1891 году — в возрасте 78 лет.

Казалось, его жизнь была сплошным страданием — он постоянно и тяжело болел. Но преподобный Амвросий благодарил Бога за все и всех, кто приходил к нему за советом, просил о том же — благодарить Бога и любить ближних.

Он утешал скорбящих, исцелял больных. А о глубоких и серьезных вещах он говорил на самом простом языке — за что его и полюбил народ.

Блаженная Ксения Петербургская

Святая блаженная Ксения Петербургская, икона

После скоропостижной смерти своего мужа, Ксения Петербургская, будучи еще молодой женщиной, раздала все деньги, оделась в одежду супруга, стала назвать себя его именем и говорила всем, что это не он, а Ксения умерла. И начала так жить — в Санкт-Петербурге и ближайших его окрестностях.

Святая блаженная Ксения была из числа святых, которые прославились в народе своей прозорливостью, хотя это была всего лишь одна и далеко не самая важная часть ее духовного пути — и скорее, его лишь следствие.

Блаженная Ксения помогала бедным, несчастливым. Помогала обрести семью, спасти кров над головой, строить храмы. И все это делала, стараясь остаться безвестной.

Святые праведные Петр и Феврония

петр и феврония икона

Святые Петр и Феврония жили в XII–XIII веках. Их жизнь — пример того, как можно стяжать Благодать Духа Святого через супружество, а также свидетельство, что святость возможна не только среди бедных и убогих, монахов или странников, но даже у правителей.

Их жизнь была необыкновенной. Почитайте подробнее: святые Петр и Феврония — история любви.

Спиридон Тримифунтский

Спиридон Тримифунтский

Святитель Спиридон родился около 270-го года на острове Корфу и прожил 70 лет. Он был женат, но рано овдовел. После того, как святитель Спиридон остался один, его избрали епископом города Тримифунт. В 325 году святитель Спиридон Тримифунтский участвовал в Первом Вселенском соборе — важном для христианства событии, когда епископы и богословы со всего мира формулировали основные вероучительные догматы — чтобы победить существующие ереси и расколы и избежать новых.

Больше ничего точного о Спиридоне Тримифунтском неизвестно, однако, народное предание бережно сохранило память о множестве чудес, которые Божией Благодатию сотворил этот святой, и множестве историй, когда святитель при жизни — или после своей смерти — заступался за сирых и обездоленных, бедных и бедствующих.

Святая великомученица Екатерина

святая Екатерина Александрийская

Житие святой Екатерины — это история красивой и умной девушки, которую убили в 18 лет в центре цивилизованного мира. Возможно, это одна из самых впечатляющих судеб, что случались за две тысячи лет в христианской Церкви.

Смерть святой Екатерины пришлась на самое начало IV века — за несколько лет до того, как Римский император Константин объявил христианство государственной религией.

Формальным поводом для ее казни стало то, что она отказалась поклониться местночтимым богам. Однако власть и императора разозлило не только то, что святая Екатерина оказалась вдруг христианкой. А то, что никто не понимал, как христианкой могла оказаться именно она — красавица из высших слоев.

Преподобный Паисий Святогорец

Паисий Святогорец

Паисий Святогорец — один из самых почитаемых святых XX века.
Живя на Афоне, он прослыл настоящим чудотворцем — исцелял, предсказывал будущее. Однако чудеса Паисия Святогорца — это далеко не самое важное, что было в его житии, и Паисий Святогорец в какой-то степени стал заложником своих чудес.

С одной стороны, то, что о нем говорят в первую очередь как об аскете-чудотворце, справедливо: им старец Паисий и был.
Паисий Святогорец спал 3–5 часов в день. Строгость его постов иной назвал бы голоданием. Он исцелял от неизлечимых болезней, предсказывал будущее, вдохновлял на духовную жизнь, обращал в христианство тех, кто кажется никогда бы не обратился. Он изгонял бесов и сам переживал их многочисленные нападки. Его видели парящим над землей и излучающим Божественный Свет.

Но все эти внешние проявления святости затмили главный подвиг старца Паисия: его смирение — то есть умение с миром на душе воспринимать любые события, которые происходили с ним — плохие и хорошие.

Святость и святые

О святости можно говорить бесконечно – это одна из самых интересных тем, связанных с христианством. Скольких святых знаем мы, таких разных по образу жизни и по характеру – и все они прославлены Богом на небесах и людьми на земле. Среди них есть князья и монахи-отшельники, цари и простые люди, священнослужители и полководцы, великие ученые и юродивые. Святой апостол Павел, святой Иоанн Креститель, великомученик и целитель Пантелеимон, преподобный Серафим Саровский, святой благоверный князь Александр Невский, святая блаженная Ксения Петербургская, святая мученица Татиана, преподобный Сергий Радонежский, святые князья Петр и Феврония Муромские…

Что объединяло столь непохожих друг на друга людей, живших в разных точках земного шара в разные века? Что сделало их навеки нашими покровителями и заступниками перед Богом?

Святость и святые

Во времена первой Апостольской церкви (когда жили и проповедовали ученики Христа – апостолы) святыми называли всех христиан. Это не значит, что они были безгрешными. Первые христиане постоянно причащались, подвергали себя большому риску, молились в катакомбах, страдали от гонений языческой власти и нередко отдавали жизнь за собственную веру. Но тем не менее, они были обычными людьми, а святыми назывались лишь потому, что выбрали для себя христианство.

прп.кирилл белозерский

Святость не стоит понимать как безгрешность. Нельзя сказать, что святые при жизни были идеальными людьми, но они сумели своими делами, помыслами и молитвой настолько приблизиться к Богу, что он прославил их на земле и сделал самыми близкими к Себе на небесах. Поэтому, когда мы обращаемся к кому-то из святых с искренней молитвой, он становится ходатаем за нас перед Богом. Точно так же и при жизни святые согревали всех окружающих любовью, которой было так много в их сердцах, что порой казалось, от них исходит чудесное сияние. Именно поэтому ко многим из них во время их земной жизни постоянно приходили люди со своими бедами и радостями. Святых не боялись маленькие зверушки, а хищные животные, как правило, не трогали – об этом известно немало удивительных историй.

Мы уже говорили о том, что Бог создал человека по образу Своему, а достигать подобия Богу, стараться стать подобным Ему – главная, высокая цель каждого христианина. Это не что-то недостижимое, к этому призваны не избранные, а все мы. Те, кто достиг этого в совершенстве – величайшие святые, и не зря их называют преподобными. Однако путь у каждого из святых свой, поэтому и называют их в процессе канонизации по-разному – мучениками, исповедниками, страстотерпцами и т.д.

Но где же все-таки границы обычного, человеческого и – святости? Ответ знает только Сам Господь. Одно можно сказать наверняка: любовь к Богу и к обычному, грешному человеку, любому из окружающих – это и есть то самое пламя свечи, которое, устремляясь вверх, вело многих, кого мы сегодня почитаем, к святости.

Святость в христианстве – это одно из свойств Бога, а также высокая степень близости к Нему. По своей природе свят только Бог. Но человек может быть свят через сопричастность Божьей святости. К этому призваны все христиане. Святость является даром Божьим, но для его получения человеку нужно приложить усилия. В стойкой борьбе с грехом человек стяжает Божественную благодать, которая преображает его и соединяет с Духом Господним. Так и появляются православные святые.

православные святые

Православная икона всех святых

Происхождение понятия “святость”

Кто такие святые в христианстве

Таким образом, святые люди в Православии – не просто добрые и благочестивые, а те, кто открыли свои очистившиеся сердца Богу в стремлении соединиться с Ним. И чем больше человек озаряется благодатью, тем лучше он видит своё несовершенство и искаженность грехом. Настоящий святой для окружающих будет праведником, но себя он будет воспринимать как последнего грешника.

Митрополит Сурожский Антоний в одной из бесед назвал святых людьми, через которых действует и сияет Бог. Через них Дух Господний может являть чудеса. Многие православные святые при жизни стяжали дар прозорливости, исцеления больных, а после смерти они помогают тем, кто молится им. Часто останки святых остаются нетленными. На основании этих чудес и народного почитания Церковь канонизирует Божьих угодников, то есть прославляет их в лике святых.

Такая процедура сама по себе не делает человека святым, она лишь констатирует то, что уже давно свершилось на небесах. Канонизация праведника не подразумевает одобрения всех его высказываний или поступков. Святые Православной Церкви были людьми своей эпохи, часто со своими ошибками и немощами, которые не помешали им приблизиться к Богу.

История святости в христианстве

В Ветхом Завете можно найти примеры первых молитвенных призываний святых. Например, царь Давид в своих обращениях к Богу упоминал праотцов Авраама, Исаака и Израиля.

Уже в первые века христианства были установлены особые дни для почитания угодивших Богу людей. Прежде всего, апостолов и первых мучеников за Христа. Мученическая кончина воспринималась как бесспорное свидетельство богоизбранности, высшая форма служения Богу. Поэтому ещё в эпоху гонений на первых христиан мученики — особо почитаемые православные святые. Дни их смерти рассматривались как дни рождения в Новую жизнь. Проводились богослужебные поминовения мучеников, которые сплачивали христианские общины. Мощи мучеников присутствовали в каждом храме, а их гробницы становились объектом паломничеств. Память о мучениках благоговейно сохранялась и передавалась новым поколениям христиан. В честь этих святых сочинялись молитвословия и церковные службы.

Именно мученичество как торжество благодати над смертью стало первой формой святости, признанной Церковью. Появилась процедура формального прославления мучеников, то есть торжественного общецерковного признания их подвига и святости. На основе почитания мучеников впоследствии развилось почитание и других святых. Для того, чтобы отметить особенности жизни и подвигов различных святых, были сформированы новые лики святости. Развивалось и вероучение о почитании святых как ответ ересям (ложным учениям).

Православные святые и лики святости

Приведём наиболее известные лики святости.

Апостолы – ученики Иисуса Христа (Пётр и Павел).

Бессребреники – православные святые, которые прославились бескорыстием, отказом от богатства ради спасения души (Косма и Дамиан).

Благоверные – благочестивые правители. Как правило, монархи и князья (Александр Невский, Ярослав Мудрый).

Мученики – христиане, которые приняли насильственную смерть за свою веру (Киприан и Иустина). Великомучениками называют тех, кто подвергся особо жестоким мучениям (Пантелеймон, Георгий Победоносец). Священномученики – мученики, которые имели священный сан: епископы, священники, диаконы (Макарий Киевский, патриарх Гермоген). Преподобномученики – мученики-монахи (Евгения Римская, Григорий Печерский).

Исповедники – христиане, которые открыто исповедовали веру и были мучимы за неё, но выжили и умерли своей смертью (Иоанн Русский, Максим Исповедник).

Праведные – почитаемые за праведную жизнь миряне или представители белого духовенства (Иоанн Кронштадтский, Симеон Богоприимец).

Преподобные – монахи-подвижники (Сергий Радонежский, Серафим Саровский).

Пророки – упомянутые в Библии лица, которые проповедовали и возвещали народу Божью волю (Илия, Иоанн Креститель).

Равноапостольные – святые, которые подобно апостолам проповедовали Евангелие и обращали народы в христианство (царица Елена, княгиня Ольга).

Святители – это прославленные в лике святых архиереи (Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник).

Страстотерпцы – христианские святые, которые смиренно и беззлобно понесли страдания за исполнение Заповедей Божьих (князья Борис и Глеб, царь Николай II с семьёй).

Чудотворцы – те святые, которые прославились даром чудотворения (Николай Угодник, Спиридон Тримифунтский).

Юродивые (блаженные) – подвижники, которые во имя Бога приняли на себя образ безумных (Василий Блаженный, Андрей Юродивый).

Молитва Всем святым, от века Богу благоугодившим

Тропарь, глас 4

И́же во всем ми́ре му́ченик Твои́х,/ я́ко багряни́цею и ви́ссом,/ кровьми́ Це́рковь Твоя́ украси́вшися,/ те́ми вопие́т Ти Христе́ Бо́же:/ лю́дем Твои́м щедро́ты Твоя́ низпосли́,/ мир жи́тельству Твоему́ да́руй,// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 8

Я́ко нача́тки естества́, Насади́телю тва́ри,/ вселе́нная прино́сит Ти Го́споди богоно́сныя му́ченики./ Тех моли́твами в ми́ре глубо́це Це́рковь Твою́,// жи́тельство Твое́, Богоро́дицею соблюди́ Многоми́лостиве.

Перевод: Как первые плоды природы Насадителю всего творения вселенная приносит, Тебе, Господи, Богоносных мучеников. Их мольбами и ходатайством Богородицы, Церковь Твою – Твой народ в мире глубоком сохрани, Многомилостивый.

Молитва 1-я

К вам, о святи́и вси, я́ко путево́дным свети́льникам, дея́ньми свои́ми освети́вшим путь Небе́снаго восхо́да, аз многогре́шный смире́нно коле́на се́рдца моего́ преклоня́ю и из глубины́ души́ взыва́ю: умоли́те о мне Человеколю́бца Бо́га, да не попу́стит ми еще́ блужда́ти по распу́тиям греха́, но да просвети́т мои́ ум и се́рдце све́том благода́ти Своея́, я́ко да то́ю озаря́ем и подкрепля́ем, возмогу́ про́чее вре́мя земна́го жития́ пра́вою стезе́ю непреткнове́нно преити́ и хода́тайством ва́шим к Преблаго́му Го́споду сподо́блюся, поне́ вма́ле прича́стник бы́ти духо́вныя ва́шея трапе́зы в Небе́сном черто́зе Царя́ сла́вы. Ему́же со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м, Благи́м и Животворя́щим Ду́хом бу́ди сла́ва, честь и поклоне́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читайте также: