Доклад на тему структура устного ответа

Обновлено: 02.07.2024

Устный развернутый ответ — это текст учебно-научного подстиля со свойственной ему конкретной целеустановкой, композиционно-структурным построением и определенным речевым оформлением, в котором проявляются стилевые черты учебно-научного текста.

Строгая логичность выражения мысли, доказательность обеспечивается последовательностью изложения материала (вступление — теоретическая часть — иллюстративно-объяснительная часть — концовка) и использованием грамматических средств, связывающих предложения и отдельные части устного развернутого ответа. Наиболее распространенными являются следующие лексико-синтаксические скрепы:

Все эти скрепы обеспечивают прочные смысловые связи, в первую очередь, между частями ученического ответа.

Для устного развернутого ответа характерна точность высказывания (в первую очередь мы имеем в виду терминологическую точность).

Каковы требования к устному развернутому ответу?

Учитель, внимательно слушающий ответ ученика, должен быть готовым к полному, мотивированному (когда дается не только отрицательное мотивирование, но и положительное) анализу услышанного.

Остановимся на основных требованиях, предъявляемых к устному развернутому ответу.

Структурно ответ должен быть полным, что обеспечивается на-личием в ответе необходимых частей: вступления, основной части, включающей в себя изложение основ наук, примеров, их объяснения и концовки.

Начало и концовка ответа (если она есть) должны соответствовать теме высказывания.

Во вступительной части может быть:

— обозначена тема ответа;

— сформулировано коммуникативное намерение говорящего;

— предопределено дальнейшее содержание и построение речи.

В заключительной части:

— подводятся итоги, обобщается сказанное;

— повторяется самая важная с точки зрения говорящего информация;

— выражается отношение к предмету речи.

Теоретический материал необходимо раскрывать полно. Теория раскрыта полно, если освещены все вопросы, сформулированные в предложенной теме ответа.

Теория должна быть изложена правильно. Правильным мы считаем изложение теории в строгом соответствии с данными науки и со значением употребляемых терминов.

Примеры должны быть объяснены полно и правильно в соответствии с теоретическими положениями. Примеры считаются объясненными полностью, если учащийся указывает все условия, обусловливающие написание орфограммы (речь идет об ответе по русскому языку), если объясняются все приведенные примеры, делаются выводы, касающиеся объяснительной части ответа.

К правильному мы относим такое объяснение примеров, которое соответствует как теме ответа, так и выдвинутому теоретическому положению.

Объяснение нельзя признать полным и правильным, если анализ конкретного примера подменен указаниями общего характера.

Ответ должен быть последовательным и связным, что диктует использование разнообразных языковых средств, помогающих разъяснить, растолковать материал, изложить его по частям.

Интонационный рисунок речи должен соответствовать коммуникативно-речевой ситуации общения. Тональность речи учеников должна быть убедительной; необходимо стремиться избегать монотона; говорить следует в таком темпе и настолько громко, чтобы все было понятно, чтобы классу легко и комфортно было воспринимать ответ; не следует забывать о логическом ударении на особо важных словах, а также о паузах; избегать длинных неоправданных пауз, так как они мешают восприятию речи, и в важных фрагментах ответа делать паузы, дающие возможность осмыслить сказанное.

Устный развернутый ответ — это текст учебно-научного подстиля со свойственной ему конкретной целеустановкой, композиционно-структурным построением и определенным речевым оформлением, в котором проявляются стилевые черты учебно-научного текста.

Строгая логичность выражения мысли, доказательность обеспечивается последовательностью изложения материала (вступление — теоретическая часть — иллюстративно-объяснительная часть — концовка) и использованием грамматических средств, связывающих предложения и отдельные части устного развернутого ответа. Наиболее распространенными являются следующие лексико-синтаксические скрепы:

Все эти скрепы обеспечивают прочные смысловые связи, в первую очередь, между частями ученического ответа.

Для устного развернутого ответа характерна точность высказывания (в первую очередь мы имеем в виду терминологическую точность).

Каковы требования к устному развернутому ответу?

Учитель, внимательно слушающий ответ ученика, должен быть готовым к полному, мотивированному (когда дается не только отрицательное мотивирование, но и положительное) анализу услышанного.

Остановимся на основных требованиях, предъявляемых к устному развернутому ответу.

Структурно ответ должен быть полным, что обеспечивается на-личием в ответе необходимых частей: вступления, основной части, включающей в себя изложение основ наук, примеров, их объяснения и концовки.

Начало и концовка ответа (если она есть) должны соответствовать теме высказывания.

Во вступительной части может быть:

— обозначена тема ответа;

— сформулировано коммуникативное намерение говорящего;

— предопределено дальнейшее содержание и построение речи.

В заключительной части:

— подводятся итоги, обобщается сказанное;

— повторяется самая важная с точки зрения говорящего информация;

— выражается отношение к предмету речи.

Теоретический материал необходимо раскрывать полно. Теория раскрыта полно, если освещены все вопросы, сформулированные в предложенной теме ответа.

Теория должна быть изложена правильно. Правильным мы считаем изложение теории в строгом соответствии с данными науки и со значением употребляемых терминов.

Примеры должны быть объяснены полно и правильно в соответствии с теоретическими положениями. Примеры считаются объясненными полностью, если учащийся указывает все условия, обусловливающие написание орфограммы (речь идет об ответе по русскому языку), если объясняются все приведенные примеры, делаются выводы, касающиеся объяснительной части ответа.

К правильному мы относим такое объяснение примеров, которое соответствует как теме ответа, так и выдвинутому теоретическому положению.

Объяснение нельзя признать полным и правильным, если анализ конкретного примера подменен указаниями общего характера.

Ответ должен быть последовательным и связным, что диктует использование разнообразных языковых средств, помогающих разъяснить, растолковать материал, изложить его по частям.

Интонационный рисунок речи должен соответствовать коммуникативно-речевой ситуации общения. Тональность речи учеников должна быть убедительной; необходимо стремиться избегать монотона; говорить следует в таком темпе и настолько громко, чтобы все было понятно, чтобы классу легко и комфортно было воспринимать ответ; не следует забывать о логическом ударении на особо важных словах, а также о паузах; избегать длинных неоправданных пауз, так как они мешают восприятию речи, и в важных фрагментах ответа делать паузы, дающие возможность осмыслить сказанное.

Вступление– это способ привлечения внимания слушателей к обсуждаемой теме, их включения в проблематику выступления. Оно обычно составляет одну восьмую часть всего времени доклада.

Любое выступление начинается с формулировки темы. Нет единых правил по составлению вступления. Часто в нем показывают значение избранной темы в истории культуры, ее место в культурологическом знании. Отмечается актуальность, личные мотивы избрания данной темы, степень ее разработанности в трудах специалистов.

Основная частьречи посвящается раскрытию темы и содержит изложение сведений и доказательства. Высказываемые мысли должны удовлетворять логическим требованиям, быть связанными друг с другом, вытекать одна из другой.

Заключениедолжно быть кратким и ясным. Оно не содержит новых, дополнительных сведений или мыслей. Заключение призвано напомнить слушателям основное содержание доклада, главные выводы и аргументированное выражение собственной позиции по поводу значимых культурологических проблем, рассматриваемых в рамках указанной темы.

Подготовка к практическим занятиям

Целью практических занятий является выявление качественного уровня усвоения теоретического материала по отдельным темам изучаемого курса культурологии и сформированность сложных интеллектуальных умений. К их числу относятся умения анализировать и интерпретировать различные источники культурологической информации, целостно формулировать, логично и последовательно излагать собственные суждения.

На практических занятиях по культурологии предполагается выполнение студентами заданий различного характера, например, на соотнесение понятий и определений, заполнение таблиц, умение выделять признаки и приводить примеры определенного культурного явления, процесса.

Контроль знаний может проводиться в форме тестирования.

Практическое занятие № 1

Сложилась трехчастная структура развернутого устного выступления: вступление, основная часть, заключение.

Вступление– это способ привлечения внимания слушателей к обсуждаемой теме, их включения в проблематику выступления. Оно обычно составляет одну восьмую часть всего времени доклада.

Любое выступление начинается с формулировки темы. Нет единых правил по составлению вступления. Часто в нем показывают значение избранной темы в истории культуры, ее место в культурологическом знании. Отмечается актуальность, личные мотивы избрания данной темы, степень ее разработанности в трудах специалистов.

Основная частьречи посвящается раскрытию темы и содержит изложение сведений и доказательства. Высказываемые мысли должны удовлетворять логическим требованиям, быть связанными друг с другом, вытекать одна из другой.

Заключениедолжно быть кратким и ясным. Оно не содержит новых, дополнительных сведений или мыслей. Заключение призвано напомнить слушателям основное содержание доклада, главные выводы и аргументированное выражение собственной позиции по поводу значимых культурологических проблем, рассматриваемых в рамках указанной темы.

Подготовка к практическим занятиям

Целью практических занятий является выявление качественного уровня усвоения теоретического материала по отдельным темам изучаемого курса культурологии и сформированность сложных интеллектуальных умений. К их числу относятся умения анализировать и интерпретировать различные источники культурологической информации, целостно формулировать, логично и последовательно излагать собственные суждения.

На практических занятиях по культурологии предполагается выполнение студентами заданий различного характера, например, на соотнесение понятий и определений, заполнение таблиц, умение выделять признаки и приводить примеры определенного культурного явления, процесса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с устным ответом как жанром монологической устной учебно-научной речи; дать определение развёрнутому ответу и ответу-добавлению.

развивающие: обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, обеспечить развитие у учащихся монологической речи;

воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, употреблять в своей речи вежливые слова.

Тип урока: открытие новых знаний.

Методы обучения: словесный, наглядный и практический.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Приём обучения: речь учителя, текст учебника и ИКТ.

Принципы обучения: Принцип доступности - материал подбирался с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.

Принцип наглядности - наглядный и демонстративный материал.

Педагогическая технология: элементы мультимедиа-технологии (ИКТ).

Планируемые метапредметные результаты:

личностные: Ориентировать ученика на учёт чужой точки зрения, устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач, адекватное понимание причин успешной или неуспешной учебной деятельности, положительная адекватная самооценка.

регулятивные: Действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в речи учителя, учебника.

познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Строить несложные рассуждения, делать выводы.

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, формулировать собственное мнение. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие,

Захотели вновь прийти!

Настраиваются на работу.

Актуализация опорных знаний.

.зык мой – дру. мой. (Язык мой – друг мой.)

Язык – словарное слово; друг – подруга.

- Объясните, как понимаете пословицу, вспомните, о чём говорили на предыдущем уроке.

(Не было бы языка, не смогли бы мы общаться и учиться новым знаниям. язык помогает мне общаться с другими людьми.)

Сядем ря.ком, да поговорим ла.ком. (Сядем рядком, да поговорим ладком.)

Ученики выходят к доске и добавляют недостающие буквы.

Минутка чистописания

- А сейчас откройте свои тетради. Запишите число. 10 апреля. Классная работа.

- Запишите слово-язы′к. Следует запомнить, что словарное слово "язык" пишется с буквой "я".

(соблюдать Правильно сиди при письме)

Записывают слово с экрана

Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебных задач

- В первом классе мы уже говорили о том, какие бывают виды речи.

Посмотрите на картинки, вспомните и определите, как называются данные виды речи.

Слайд. Письменная речь.

Слайд. Устная речь.

Слайд. Внутренняя речь, речь про себя.

Учитель диктует, учащиеся объясняют орфограммы.

Девочка написала в тетрадке слова.

- Какую речь использовала девочка? (Письменную.)

Ученики молча читают книжки.

- Какую речь использовали ученики? (Внутреннюю речь.)

Петя читает сказку сестрёнке Маше.

- Какую речь использовал Петя? (Устную речь.)

Работа по новой теме.

1.Прочитайте на доске пословицу. Спишите.

По речам узнают человека.

- Объясните эту пословицу. От того что и как говоришь: грамотно или безграмотно, глупости или умные вещи, вежливо или невежливо, люди составляют свое мнение о тебе.

- Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на уроке?

Отвечают на вопросы учителя

Ученики по очереди выходят к доске

Ученики – словарное слово, ча пиши с буквой а. Читают – читарь. Книжки - книжечки.

Сказку – сказочка. Сестрёнка – сёстры. Маша – имя, поэтому пишем с большой буквы.

Открытие нового знания

Работа по учебнику.

Культура общения проявляется в умении общаться красивым, грамотным, а главное, доброжелательным языком с людьми разных возрастов и профессий.

- Что никогда не забывает произносить вежливый человек при встрече? (Здравствуйте; добрый день.) При расставании? (До свидания, прощайте.)

- Как культурный человек благодарит? (Спасибо.) Просит прощения? (Извините или простите, пожалуйста).

Молодцы ребята, а теперь обратимся к учебнику и поговорим об устной речи, вспомним её определение и узнаем, на какие виды делится эта речь.


Устная речь — основная разновидность речи. Это звуковая речь, которая воспринимается другими на слух. Устная речь подразделяется на диалогическую и монологическую.

Диалогической называют речь двух или нескольких собеседников, которые меняются ролями, то есть попеременно бывают пассивными или активными собеседниками.
-Я приведу пример, поздравление друга с днём рождения по телефону.
— Ало! Доброе утро!

— Доброе утро! Я вас слушаю.

— Это Мария. Вы могли бы позвать Тараса?

— Я тебя не узнала. Тарас, я поздравляю тебя с Днем рождения! Желаю счастья, здоровья, успехов в учебе.

— Очень благодарю. Мария, приходи сегодня в шесть ко мне в гости.

— Я обязательно приду. Встретимся вечером!

— Хорошо. До встречи!

Эта речь называется диалогической.

Монологическая речь — это такая речь, когда говорит одно лицо, а остальные слушают, воспринимают его речь.

Так, для того чтобы объявить монологической акт речи, тот, кто говорит, должен понимать полное содержание своей мысли и уметь произвольно построить содержания высказывание или выстроить ряд высказываний.

Монологическая речь — организованная разновидность речи. Тот, кто говорит, заранее планирует не только отдельное слово, предложение, но и весь процесс речи, весь монолог в целом представляется в виде плана. Монологическая речь в своих развернутых формах нуждается в определенной подготовке, которая состоит в, четком планировании и соответствующем словесном оформлении материала.
-Приведём пример, учитель объясняет ученикам новую тему по русскому языку, а дети внимательно слушают.

А как понять, что это развёрнутый ответ? Развёрнутый ответ - это тип свободного высказывания, которое может упорядочить вопросом как текст рассуждения, описания, повествования.
А добавлением называется дополнительная часть какого-либо текста, которая присоединяется к главной, основной части.

А теперь давайте запишем в тетрадь свой небольшой диалог и монолог на любую тему.

Физминутка в форме игры

У нас сегодня особенная физминутка, она тоже связана с вежливым обращением. Я говорю команды, но вы выполняете их только тогда, когда услышите вежливую просьбу.
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Будьте любезны, руки вперед.
Опустите руки, пожалуйста.
Будьте добры, наклоните голову вперед.
Наклоните, назад, пожалуйста.
Влево.
Вправо.
Будьте любезны, садитесь на свои места.

Первичное закрепление знаний

Задание в картинках. Перед вами картинки, нужно сопоставить картинки с речью. Будем работать в парах.



Работают в парах

В завершение нашего урока прочитайте и объясните ещё одну пословицу.

В доброй беседе всяк ума копит. (Беседуя с различными людьми мы узнаем что-то новое и увеличиваем свои знания.) - Была ли наша беседа на уроке доброй? Каких умных знаний накопили? - Что можно узнать о человеке по его речи? (уровень его воспитанности и грамотности, а также профессиональную деятельность).

- Много ли для вас значит вежливость в общении?

Подводим итоги урока.

VII.Рефлексия

- Я рада что, вы вам понравился урок. Я довольна.

Домашнее задание

Творческое. Составьте монологическую речь с использованием вежливых слов.

Записывают домашнее задание

Итог: Итог урока подведён в устной форме – учащиеся объясняли пословицу. Рефлексия урока проведена сигнальными карточками. Урок соответствует требованиям ФГОС. Получилось на уроке использовать наглядные материалы, ИКТ, настроить детей на урок.
Хотелось бы добавить больше групповой работы и работы в парах.

 Выступление на конференции — волнительный, но важный этап в научной карьере каждого, кто занимается исследованиями. Однако выступить с устным докладом или подготовить его текст — это не то же самое, что заниматься самой наукой.

Для удачного представления результатов исследований необходимы дополнительные навыки: поставленная речь, умение взаимодействовать с аудиторией и справляться со стрессом для устного доклада и умение ясно, связно, логично излагать свои мысли в тексте для доклада в письменном виде.

В статье ЛаЛаЛань рассмотрит этапы подготовки устного и письменного доклада. В конце статьи вы найдете чек-лист, который позволит вам проверить себя перед выступлением — все ли готово?


Доклад на научную конференцию: каким бывает?

Доклад — распространенная форма отчетности. С докладом выступают чиновники, с коротким докладом — рапортом — военные. В академической сфере доклад наряду с отчетом (например, отчетом по производственной/учебной/преддипломной практике, отчетом о научно-исследовательской работе) доклад используется для представления результатов исследований.

Для конференций или иных научных мероприятий часто готовятся доклады в письменном виде. У таких документов есть свои особенности оформления, о которых мы расскажем ниже.

В дополнение к такому докладу часто готовится и устный доклад с презентацией, в котором должны быть отражены ключевые аспекты заданной темы. Иногда устный доклад не сопровождается обязательной публикацией текста доклада.

Доклады для большинства научных мероприятий — и письменные, и устные — являются небольшими по объему монологическими высказываниями. Так, для устного выступления чаще всего у докладчика есть всего лишь 5−10 минут, что действительно немного для полноценного освещения результатов научной работы. Текст письменного доклада обычно тоже не очень объемный — 3−7 страниц.

Что отразить в тексте доклада, предназначенного для печати?

Для начала необходимо определиться с темой доклада. По мере подготовки текста она может немного корректироваться и уточняться, но общее пожелание таково: тема должна быть скорее узкой и понятной, чем широкой и необъятной. Это связано во многом с ограниченным объемом текста доклада и коротким выступлением.

Структура письменного доклада в целом соответствует общепринятой структуре научных публикаций:

  • сначала приводятся вводные данные — пишется введение,
  • затем основная часть, представляющая результаты проведенного исследования,
  • и, наконец, выводы.

Что стоит отразить во введении? В этой части обосновывается актуальность работы, описывается объект, и предмет исследования, цели и задачи, а также применяемые методы. В отличие от научной статьи или квалификационной работы, в докладе освещению работ предшественников уделяется не очень много времени (и текстового пространства).

Причина кроется в специфике жанра — на первом плане результаты исследования самого докладчика, которые необходимо представить.

Поэтому при подготовке текста письменного доклада особое внимание уделяется основной части, в которой представлен, например, ход эксперимента и полученные результаты. Именно для подробного освещения результатов и стоит выбирать узкую тему, рассматривать лишь отдельный фрагмент области научного знания: тогда есть возможность в небольшом по объему тексте представить все, что необходимо, и не выйти за рамки отведенного объема (или времени в случае устного выступления).

Кроме того, в тексте немаловажно обосновывать и объяснять узкоспециальные термины, если такие есть.

Дополнительно может потребоваться аннотация с перечнем ключевых слов, но часто она необходима именно для научной статьи, а не доклада.

В заключении резюмируется содержание основного текста, приводятся выводы и их обоснование.

Отметим, что стандарта ГОСТ для оформления текста научного доклада нет. В качестве ориентира можно воспользоваться стандартом ГОСТ по оформлению реферата или ВКР. Конкретные требования часто размещает на своем сайте учебное заведение — организатор конференции.


Как подготовиться к устному докладу?

Содержательное наполнение письменного и устного доклада идентично: в обоих случаях необходимо обозначить тему, обосновать ее актуальность, сформулировать цели, задачи, объект исследования, описать методы и результаты проведенной работы, представить ее выводы.

Однако отличие, разумеется, есть. Во-первых, во время устного выступления важно следить за таймингом. Мы уже говорили о 7−10 минутах, отведенных на доклад, и скажем еще раз: очень важно уложиться в допустимое время, иначе вас остановят, и вы не успеете сказать о самом главном, не успеете логично закончить выступление.

Кроме того, для успешного устного доклада важна жестикуляция, артикуляция, темп и громкость вашей речи, умение взаимодействовать с публикой. Речь не идет о приемах стендапа, однако понимать заинтересованность аудитории, оценивать уровень ее вовлеченности в вашу тему, чтобы где-то подробнее объяснить термины или методы, а где-то, напротив, потратить драгоценные минуты на что-то другое — все это очень важно.

Чек-лист: проверьте себя перед выступлением с докладом

Поскольку конференция — значительное и волнительное мероприятие в научной сфере, особенно для молодых ученых, мы предлагаем вам чек-лист, чтобы быстро проверить, все ли готово к выступлению.

Монологическая речь в русском языке рассматривается как активный вид речевой деятельности, который рассчитан на донесение информации до слушателей одним лицом. Это сложная форма высказывания, которая используется целенаправленно для воздействия на аудиторию и при этом является невербальным средством общения, в отличие от диалога. Структуру текста выстраивает выступающий человек, определяя необходимость использования языковых средств и композицию.

Монологическая речь в русском языке

Определение и характеристики

Монологическая речь — это распространенная в русском языке форма говорения, которая, в отличие от диалогической, предполагает выступление только одного участника, обращенное к слушателям. В некоторых случаях монологичность подразумевает рассуждение с самим собой, познание собственных мыслей.

Разновидности монологов выделяются в зависимости от того, в каком качестве происходит выступление и какова цель говорящего. Особенностью данного типа речи является гораздо большая традиционность в выборе используемых языковых средств. Композиция текста также отличается сложностью, односложные и простые реплики практически полностью отсутствуют. Это объясняет тот факт, что в повседневной жизни монологическая речь не распространена, а больше характерна для следующих сфер:

  • искусство и литература;
  • психология;
  • ораторские выступления на научных конференциях;
  • политические выступления;
  • передачи на телевидении и в радиоэфире.

Монологическая речь

Главной характеристикой устного и письменного монолога является наличие конкретного адресата, для обращения к которому используются местоимения 2-го лица, глаголы повелительного наклонения, а также риторические вопросы (не предполагающие ответа).

Одной из главных функций монолога называют осмысливание, так как в процессе говорения мысли облекаются в слова. Очень важно, чтобы выступающий умел четко формулировать и доносить информацию до аудитории. Связная речь позволяет воспринимать, понимать и анализировать сказанное, а нарушение структуры речи приводит к искажению смысла и плохому восприятию.

Основными характеристиками монолога являются:

Говорящий предварительно готовит текст

Перед началом публичного выступления говорящий предварительно готовит текст, осмысливает его и проверяет на соответствие фактов и логичность. В процессе донесения информации приветствуются уточнения, пояснения, дополнения, сравнения, а также приведение доказательств и обоснование закономерностей.

Любое выступление оратора должно характеризоваться строгим соответствием теме и смысловой завершенностью.

Структурные компоненты и виды

Монологическая речь в русском языке существует в нескольких разновидностях. Выбор конкретной из них определяется целью выступления и тематической направленностью. Но в любом случае не предполагается обратная связь с аудиторией, а каждое последующее выступление не связано с текстом предыдущего оратора.

В таблице видов монологов выделяют:

  • повествование — основано на классической структуре рассказа, то есть присутствует вступление, завязка, кульминация и завершение (строго соблюдается последовательность и логичность событий, фактов);
  • рассуждение — текст включает тезис, доказательство (одно или несколько), вывод;
  • исповедь — сочетание рассуждения и повествование в одном выступлении (выражение собственных гипотез и предположений по поводу происходящих событий, сделанных открытий и т. д. ).

Особый вид монолога — внутренний. Его понятие связано с имитацией так называемого потока сознания, умелого сочетания мыслительного процесса и психо-эмоционального состояния человека. В такой речи допускаются прерывистые, простые, краткие реплики и неполные предложения.

Особый вид монолога — внутренний

Структурные компоненты любой монологии — это вступление, главная часть и завершение. Во время вступления основная задача говорящего — установить контакт с аудиторией, привлечь внимание и заинтересовать слушателя предстоящим рассказом, докладом, презентацией. Важно, чтобы эта часть была максимально захватывающей, интригующей. Она должна создать в зале атмосферу любопытства, ожидания, которая будет поддерживаться на протяжении всего выступления.

В первой части говорящий должен ретроспективно затронуть изученную тему, сделать краткий обзор, разъяснить используемые специфические термины. Кроме того, допускается вступление в виде лирических реплик, юмористических сравнений и даже анекдотов, если это уместно в данной теме доклада.

В основной части раскрывается суть темы с применением достоверных фактов и логически безупречных умозаключений. Именно правильная аргументация заставляет слушателя осмыслить тему, вызывая желание начать дискуссию и диалог.

Заключение — это подведение итогов сказанного. Для оратора важно уложиться в отведенное ему время, так как оборванный на полуслове текст без логического завершения и грамотных выводов не вызовет интереса у слушателя и оставит его в недоумении.

Функции и критерии оценивания

Главная функция монологической речи вытекает из ее главного признака — коммуникативной направленности. В большинстве случаев выступление направлено в адрес одного, двух слушателей или целой аудитории. К другим важным функциям относятся:

Функция монологической речи

В зависимости от предмета выступления монолог может быть продуктивным и репродуктивным. В первом случае предполагается говорение на тему окружающей реальности, происходящих событий. Высказывание строится автором самостоятельно. Второй тип означает пересказ, воспроизведение прослушанного или прочитанного текста. При этом изложение допускается как устно, так и письменно. Именно репродуктивный диалог является основой обучения грамотному говорению, развитию ораторских способностей на начальном этапе.

При развитии правильной монологической речи у ребенка формируется не только общее представление о культуре речи, правилах построения текста, но и преследуются другие задачи:

  • научить выражать завершенную, обоснованную мысль;
  • логически строить мысль и воплощать ее в речь;
  • говорить с достаточной паузой между словами и предложениями, без затягивания или ускорения.

Главными критериями оценивания грамотно построенной речи являются последовательность и логичность. Говорящий должен обоснованно донести до слушателя, как разворачивается действие, какое закономерности в этом присутствуют. Логичность текста подразумевает отсутствие противоречащих друг другу фактов и соответствие его основным правилам логики (к примеру, закон тождества, закон исключенного третьего и т. д. ). В монологах с самим собой такие требования иногда отсутствуют.

Читайте также: