Доклад на тему старейшие населенные пункты монголии и бурятии

Обновлено: 28.04.2024

Монголия расположена в Центральной Азии. Граничит с Россией на севере, и с Китаем на юге. Государственное устройство – Монгольская народная республика, которую возглавляет президент. Площадь страны составляет 1 млн. 564 тыс. километров. Столица – Улан-Батор. Официальной религией Монголии является буддизм. Денежная единица – монгольский тугрик.

Климат Монголии отличается очень холодной зимой и жарким засушливым летом.

На территории находится множество озер, часть из которых полностью пересыхает в летнее время. Самая полноводная река Монголии – это Селенга.

В ландшафте присутствуют горные массивы и пустыни, степи и таежные леса.

На территории Монголии расположена пустыня Гоби. В своей южной части она покрыта дюнами зыбучего песка, который при малейшем ветре приходит в движение. На севере – постепенно переходит в Монгольскую степь, покрытую низкой и редкой травой. Весной эта степь зеленеет и пестреет цветами, но ненадолго: с наступлением лета она выгорает и покрывается пылью. Для земледелия Монгольская степь непригодна, потому что слишком сухая.

В прежнее время монголы были очень воинственными; большими ордами они выходили из Центральной Азии, по долине реки Иртыш, и покоряли обширные пространства.

В настоящее время монголы ведут кочевой образ жизни. Главное занятие – это скотоводство, а именно: разведение овец, лошадей, и двугорбых верблюдов. Эти верблюды одинаково хорошо переносят и летний зной, и зимнюю стужу.

Круглый год монголы пасут свои стада. Летом, когда на равнинах трава выгорает они поднимаются на склоны гор, где пастбища все лето остаются сочными и зелеными. Осенью, когда в горах начинаются метели, монголы спускаются вниз. Зимой скот добывает корм из-под снега, который покрывает Центральную Азию лишь тонким слоем.

От скота монголы получают все необходимое для жизни. Молоко, масло, сыр и мясо составляют их пищу; из конского молока они готовят свой любимый напиток – кумыс. Шкуры и шерсть служат им материалом и для одежды, и для жилища, а именно, для юрты, которую они делают из палок и покрывают войлоком.

Когда скот съедает траву поблизости юрты, монголы разбирают её и на спинах верблюдов перевозят в другое место.

Монголы любят свою кочевую жизнь. Они превосходные наездники; своих детей они учат верховой езде уже с 3-х летнего возраста. Любимое развлечение монголов – конные скачки.

В Монголии построены автомобильные и железнодорожные пути, имеется водный транспорт и осуществляются авиаперелеты. Открыты месторождения медной руды и каменного угля. В крупных городах построены современные многоэтажные дома и офисы.

Монголия является одной из крупных стран, расположенных на Азиатском континенте. На севере ее границы расположены рядом с Российской Федерацией, а на юге-с Китаем.

На равнинах и пологих равнинах Монголии растет одна трава, и сплошь вокруг находятся степи. В северо-западной части страны можно увидеть горы, покрытые хвойной растительностью. В межгорных котловинах лежат озера, среди которых знаменитая Котловина Больших Озер и Долина Озер.

Страна знаменита обширной безводной пустыней Гоби, на территории которой в 1975 году был создан заповедник, где можно встретить диких двугорбых верблюдов. Самым главным богатством для жителей является скот. В степях пасутся большие стада овец, коров, лошадей. Поэтому скотоводство здесь – основное занятие для людей, которых здесь называют аратами. Они с давних времен кочевали по степям. Повсюду можно было встретить юрты, которые легко разбирались и собирались. Монголы раньше ничего не выращивали на земле, так как считали землю неприкосновенностью. Однако в настоящее время жители вспахивают земли и сеют пшеницу и выращивают сельскохозяйственные культуры. Также геологами были открыты крупные месторождения нефти, угля, железной руды и меди. На промышленных предприятиях, перерабатывая шерсть и кожу, изготовляют прекрасные ткани, обувь и одеяла.

Улан-Батор является столицей Монголии. Давно это город был известен своими древними монастырями буддистов. Так как в стране люди в основном занимаются разведением скота, то традиции и праздники здесь связаны со скотоводством. Особое значение для монголов является праздник надом, на котором проводятся скачки на лошадях, соревнования по силовому многоборью и стрельбе из лука.

Множество монголов носят национальную одежду, состоящую из длинного халата красивых расцветок. Но в основном жители предпочитают все-таки современную одежду. В питании преобладаю молочные и мясные блюда. В любую погоду монголы предпочитают горячий чай с молоком, пельмени и пироги. Семьи в Монголии большие. И хотя в последнее время молодежь все больше привыкли к культуре европейцев, то в селах все равно традиционно проводятся национальные гуляния со своими песнями и танцами. И как бы там жители не свыклись с современным укладом жизни, большинство из них так и проживаю в юртах, где пищу готовят, так же как и их предки в чугунном котле и молоко наливают в ведра, выполненные из кожи.

Монголия

Популярные сегодня темы

Белый тигр одно из самых красивых и уникальных животных. Слово тигр означает “острый, сильный”. Он так же был занесён в Красную книгу России.

Наполеон Бонапарт это полководец и государственный деятель, заложивший крепкие основы нынешнего французского государства.

Одно из самых загадочных всемирно известных построений древних лет, которое, по мнению многих историков, скульпторов, архитекторов, обладает душой, считается Собор Парижской Богоматери. Этот

Константин Егорович Маковский — культовый русский живописец и портретист XIX века. Родился в 1839 году в Москве. Семья была большая — отец, мать и 5 детей — и творческая. Отец, работающий как

Владимир Вернадский – русский общественный деятель, естествоиспытатель, проводивший множество исследований в области минералогии, геологии и биохимии.

Небольшой доклад по теме Арктика расскажет о том, что собой представляет Арктика, где она расположена, об особенностях окружающей среды и многих других интересных моментах.


Монголия территориально делится на 21 аймак (область), состоящих из административно-хозяйственных единиц - сомонов (сомон, сум, район). Каждый сомон состоит из административного центра, населенных пунктов и баг (бригад). Всего насчитывается 342 сомона и 1539 багов. Название сомона совпадает с названием административного центра.

Среди городских поселений преобладают небольшие города и населенные пункты городского типа. Это административные центры аймаков, промышленные центры и поселки.

Сельские населенные пункты в Монголии представлены постоянными и кочевыми. В Монголии идет интенсивный переход от кочевого к Оседлому образу жизни. Этот процесс особенно активизировался с конца 50-х годов, когда было завершено кооперирование единоличных аратских хозяйств, началось развитие земледелия Очагами оседлости на селе стали центры СХО (сельскохозяйственных объединений), госхозов с населением 200-2000 человек, бригадные центры СХО, отделения госхозов (по 20—40 человек). В этих сельских населенных пунктах проживает около 40% всего сельского населения республики. Центральные усадьбы СХО и госхозов не только административные, но и культурные центры. В них есть школы, медицинские учреждения, библиотеки, детские сады, гостиницы, клубы, магазины и т. д., ведется жилищное строительство. Общественные здания, как правило, одно - и двухэтажные. Сейчас строятся такие же жилые дома. Все они по традиции ориентированы входом на южную сторону. В центре поселка обычно разбит сквер. При создании новых сельских центров проектировщик учитывают особенности территории, ландшафта. Например предпочтение отдается участкам, защищенным от сильных Зимних ветров, богатым солнечным светом. Как правило, для строительства выбирают пологие склоны горы, обращенные на юг, живописные речные долины.

Населенные пункты кочевого типа сложились в ходе развития кочевого животноводства и до сих пор не потеряли своего значения, хотя, конечно, сильно изменились. Они охватывают 60% сельского населения. Основная форма этих населенных пунктов — суурь, в каждой из них проживают одна или несколько семей, пасущих скот, жилищем им служат юрты. Несколько суурей составляют бригаду. Уклад жизни и быт кочевников за годы народной власти претерпели огромные изме­нения. В настоящее время они постоянно обслуживаются торговыми, культурно-просветительными, медицинскими учреждениями, обеспечены почтовой связью, имеют радиоприемники. Дети школьного возраста живут и учатся в интернатах.

Столица Монголии — Улан-Батор (до 1924 г. — Урга) сформировалась вначале как кочующая (иногда на сотни километров) ставка Дзанабадзара и его преемников. К 1778 г. она оказалась в пойме реки Сельба в районе нынешнего расположения центральной части города Улан-Батора, обросла храмовыми службами, а также хозяйственными стационарными постройками торговцев и мирян, селившихся вокруг нее. Кочевание на дальние расстояния стало затруднительным. Короткие кочевки мобильной ставки первосвященников — хутухт способствовали расширению границ города, появлению новых районов, кумирен и монастырей. В 1809 г. очередная перекочевка привела к созданию монастыря Гандантэгчинлин, а в 1855 г. в результате последней кочевки ставка халхасского хутухты уже окончательно закрепилась в пойме реки Сельба. В 1919 г. в столице проживало около 100 тыс. человек: 30 тыс. монголов (20 тыс. лам и 10 тыс. мирян), около 70 тыс. китайцев, 3 тыс. русских.

Современный Улан-Батор - крупный город с развитой промышленностью и инфраструктурой. В столице проживает 1/4 населения страны. В городе — множество театров, музеев, библиотек, галерей, университетов, академических институтов и колледжей. Подобные процессы градообразования вокруг кочующих монастырей происходили и в других районах страны.

Города Кобдо (1718) и Улясутай (1733) формировались совсем по-иному. Первоначально это были маньчжурские военные крепости, со временем они превратились в административные центры (в основном - с китайским населением). В 1780 — 1911 гг. Улясутай был местопребыванием главного маньчжурского наместника в Халхе, а Кобдо в 1766 г. стал окружным административным центром. В этих городах в 1919г. проживало по 3 тыс. человек, причем доля монголов составляла 10% и была примерно равна численности русских поселенцев.

Со второй половины XX в. в стране идет интенсивный рост новых городов с современной инфраструктурой. Крупнейшие из них — Дархан и Эрдэнэт. В старых и новых городах и поселках получили развитие хозяйственная и промышленная деятельность, учреждения системы науки, культуры, образования и здравоохранения, появились новые для Монголии формы искусства - драма, опера и балет, симфоническая и эстрадная музыка, станковая живопись, монументальная скульптура, кинематограф. Например, в Кобдо действуют более 300 промышленных предприятий и хозяйственных организаций, педагогический институт, сельскохозяйственный техникум, сельскохозяйственный научно-исследовательский институт, геологоразведочная экспедиция, музыкально-драматический театр и др.

ГОРОДА МОНГОЛИИ
Основные населенные пункты Монголии
  • Улан-Батор (Улаанбаатар) - столица Монголии. По настоящему крупный город, а не поселок городского типа. В Улан-Баторе есть все: дорогие отели и дешевые гостиницы, современные супермаркеты и совершенно дикие рынки, музей и театры, рестораны и кафе, железная дорога и современный аэропорт, Интернет кафе, банки и банкоматы, бензин марки АИ-95, газовые заправки – в общем, все, что нужно для путешественника, решившего отправится на покорение степей, пустынь и гор Монголии.
  • Дархан - второй по величине город Монголии. Расположен в 92 километрах от Сухэбатора и в 219 километрах от Улан-Батора. История города начинается с 17 октября 1961 года. Дархан интересен как образец типичного промышленного центра Монголии.
  • Эрдэнэт (монг. Эрдэнэт) - третий по величине город в Монголии, в междуречье Селенги и Орхона, административная единица центрального подчинения, центр Орхонского аймака. Население — 83,2 тыс. жителей (2006). Город Эрдэнт основан в 1973 в связи с разработкой месторождения медно-молибденовых руд у населенного пункта Эрдэнэтийн-Обо.
  • Арвайхээр (Арвайхэрэ, Арвайхэр, Арбай-Хэрэ) , административный центр Увурхангайского аймака.
  • Алтай - город в Монголии, административный центр Гоби-Алтайского аймака. 13 тыс. жителей. Легкая, пищевая промышленность.
  • Алтанбулаг - Небольшой пограничный город Алтанбулаг. Центр одноименного сума (сомона). Расположен в 24 километрах восточнее Сухэбатора. Город Алтанбулаг мало чем отличается от Кяхты, разве что тем, что, кроме деревянных домов, на окраинах стоят еще и юрты.
  • Баганур. Расположен в центральной части Монголии в 117 километрах восточнее Улан-Батора, практически на границе с Хентийским аймаком.
  • Баруун-Урт, до 1989 г. по-русски назывался Барун-Урт; монг. Баруун-Урт) — город в Монголии. Административный центр Сухэ-Баторского аймака и одноимённого сомона. Расположен в восточной части Монголии в северо-восточной части Сухэ-Баторского аймака. Из достопримечательностей: краеведческий музей Сухэбаторского аймака и буддийский монастырь Эрдэнэмандал Хийд
  • Багахангай. Небольшой поселок в 80 километрах от Улан-Батора. Население около 1660 человек. Административно - это один из районов Улан-Батора.
  • Баянхонгор. Административный центр Баянхонгорского аймака Монголии. Население около 23,000 человек. Расположен на высоте 1859 метров над уровнем моря. Пункт на трансмонгольской автомагистрали. Пищевые, обувные, швейные предприятия.
  • Булган - город в Монголии, в долине р. Орхон, административный центр Булганского аймака. 11 тыс. жителей. Легкая, пищевая, деревообрабатывающая промышленность.
  • Даланзадгад. Административный центр Южногобийского аймака.
  • Зуунмод - административный центр Тув аймака Монголии.
  • Мандалгоби (Мандалговь) - город в Монголии, административный центр Среднегобийского аймака. 10 тыс. жителей. Обработка сельскохозяйственного сырья, производство стройматериалов.
  • Мөрөн (Мурэн, Морон). Административный центр Хубсугульского аймака поселок Мурэн находится на реке Дэлгэр-Мурэн (южная оконечность озеро Хубсугул) на расстоянии 671 км от Улан-Батора (102 км от поселка Хатгал). Расположен на р. Дэлгэр-Мурэн. Св. 16 тыс. жителей. Пищевые, деревообрабатывающие, текстильные предприятия; производство стройматериалов. ТЭС. Близ Мурэна — добыча угля.
  • Налайх - административный район Улан-Батора
  • Цэцэрлэг (монг. Цэцэрлэг) - город в Монголии, административный центр Арахангайского аймака.
  • Сайншанда - город на юго-востоке Монголии, административный центр Вост.-Гобийского аймака, на трансмонгольской ж.-д. 12 тыс. жителей. Производство стройматериалов, пищевой комбинат.
  • Сухэ-Батор - город в Монголии, на р. Орхон, административный центр Селенгинского аймака. 45 тыс. жителей (1982). Торгово-транспортный пункт на железной дороге Москва — Улан-Батор. Домостроительный комбинат, спичечная фабрика, пищевая промышленность. Кустарные промыслы. Образован в 1940. Назван по имени Сухэ-Батора.
  • Улгий (Улэгэй) - город на западе Монголии, на трансмонгольской автомагистрали, административный центр Баян-Улгийского аймака. 18 тыс. жителей. Легкая, пищевая, деревообрабатывающая промышленность и др.
  • Улиастай (в досоветский период — Улясутай, в советский период c 1928 г. — Джибхаланту; монг. Улиастай — от монг. улиас — тополь, осина) — город в Монголии, административный центр Завхан аймака. Расположен в западной части страны, в 1115 км от Улан-Батора. Население — 16 240 чел. (оценка 2008 г.).
  • Улаангом (Улангом) -город на северо-западе Монголии, административный центр Увс. 18 тыс. жителей (1982). Пищевая промышленность. Ремесла. Основан на месте ламаистского монастыря.
  • Ундерхаан (Чингис Хот)
  • Хархорин - город и одноименный сомон в центре Увурхангайского аймака Монголии. Хархорин находится в долине реки Орхон, и является частью Всемирного наследия, входя в Культурный ландшафт долины реки Орхон. Наиболее посещаемый город в Увурхангайском аймаке. Основными источниками дохода для Хархорина являются туризм и сельское хозяйство.
  • Ханх - поселок в северной части озера Хубсугул.
    Это административный, экономический, культурный центр Кобдского аймака Монголии. Энергетические, строительные предприятия.
  • Чойбалсан - четвёртый по величине город в Монголии. До 1921 года - Сан-Бейсе, позже переименован в Баянтумен (Баян-Тумен)). В 1941 году город переименован в честь монгольского коммунистического деятеля Хорлогийна Чойбалсана. Административный центр Восточного (Дорнод) аймака. Легкая, пищевая промышленность; производство стройматериалов. Железной дорогой связан с Транссибирской магистралью. ТЭЦ. Вблизи — добыча флюорита (Бэрх). В Советское время в Чойболсане распоагался крупный военный аэродром ВВС СССР (43-АПИБ)
  • Чойр. Административный центр Говь-Сумбер аймака. Расположен в 247 километрах на юго-восток от Улан-Батора, на половине пути от Улан-Батора к Сайншанду.

Остальные населенные пункты можно отнести к небольшим поселкам. В основном это несколько сотен юрт, окруженных деревянными заборами, которые группируются вокруг административных (как правило каменных) зданий - администрация, почта, магазин.


Селенгинский район
Село Ягодное

Деревня получила свое название в середине 1800-х годов благодаря своему удачному расположению. В XIX веке здесь была станция Удун?гинского тракта, основанного купцами из Кяхты. А часть местного населения зарабатывала извозом.


Улус Удунга связан с одним любопытным историческим артефактом – личной печатью Юмжапа Лумбунова, самого богатого и влиятельного бурята дореволюционной России. Он был фактическим владельцем Удугинского купеческого тракта – это примерно 90 верст Великого чайного пути. Снабжение проходящих караванов приносило солидный доход.
Но грянула революция, и в возрасте 70 лет в 1917 году купца арестовали, обстоятельства его гибели до сих пор не известны. Зато в 2016 году в долине реки Удунга поисковики нашли исторический артефакт – большую печать Юмжапа Лумбунова. Сегодня она находится в коллекции мецената и предпринимателя Льва Барданова. Известно, что было еще две малые печати, но они были утрачены, что делает находку еще ценнее.

Кяхтинский район
Село Новодесятниково

Летопись этой деревни началась с прошения губернатору Иркутской губернии о выделении земель крестьянам села Десятниково. И в 1814 году с его согласия 3 семьи переселились на правый берег реки Чикой, основав Новодесятниково.


Джидинский район
Село Номто-Улзар


Кабанский район
Село Ранжурово

Село названо в честь Цыремпила Ранжурова, первого бурятского революционера, большевика, одного из организаторов Советской власти в Бурятии. В начале 1950-х годов в связи со строительством Иркутской ГЭС на Байкале поднялся уровень воды, угрожая затопить островные улусы. Было принято решение переселить жителей на новое место, процесс шел с 1951 по 1953 года.


Таким образом, жители села – потомки кударинских бурят, переселившиеся с западного берега Байкала. Они на протяжении многих столетий сохраняют свои родовые культурно-религиозные шаманские традиции.

Курумканский район
Улус Тазы


Кроме того, улус Тазы славится своими природными красотами. Их, кстати, оценили и строители БАМа, проезжавшие по близлежащей трассе Тазы-Уоян.

Тункинский район
Село Тагархай


Природа в Тагархае потрясает своей красотой. Особенно завораживают величественные горные вершины, на которые открывается панорамный вид, и сверкающие глади озер.
Не удивительно, что эта земля стала золотой колыбелью для многих героев и известных деятелей Бурятии. Это прославленный снайпер и герой СССР Жамбыл Тулаев, дважды кавалер ордена Александра Невского Сырен Андыков, один из первых заслуженных артистов России Цырен Хоборков, гордость бурятской интеллигенции семья Лыгденовых и многие другие.

Нукутский район
Деревня Тангуты

В начале ХХ века в среднем течении реки Унги находилось 9 маленьких улусов. Во время коллективизации в 30-х годах они объединились в одно село – Тангутыа. Бедняки, батраки, бывшие красные партизаны, солдаты объединились в коммунны, чтобы устроить новую жизнь.


Заиграевский район
Село Хара-Шибирь

Село является малой родиной выдающегося деятеля, ученого богослова, дипломата и просветителя Цанид-Хамбо Агвана Доржиева. В 1921 году он на свои средства открыл начальную школу, которая впоследствии стала одной из первых семилеток в Бурятии.


Природа в селе Хара-Шибирь по-своему очаровательна. С севера его окружают высокие скалистые горы, на юге – тайга. По западной стороне тянутся голые сопки, а по восточной – густой ельник с горными ручьями.

Мухоршибирский район
Село Цолга


Ольхонский район
Село Ялга

История села началась в 1916-1917 годах с нескольких бурятских семей, фамилии и имена которых сегодня известны. Постепенно население росло, а в 30-х годах здесь уже был образован колхоз им. Кирова.

Деревня в Ольхонском районе Иркутской области, входит в Хужирское муниципальное образование.


бурятии фото

Бурятия. Немного истории

С XIII века Бурятия входила в состав Монгольского государства. Русские заселяли бурятские земли поэтапно:

  • в XVII веке пришли казаки-первопроходцы,
  • в XVIII-XIX – старобрядцы,
  • в 19-20-х – крестьяне-переселенцы.

Все они привносили в культуру региона яркость и самобытность.

С 1992 года получила статус Республики, а двумя годами раньше приобрела суверенитет.

Язык и вероисповедание

Население Бурятии многонациональное. Буряты говорят на русском, бурятском (государственные) и монгольском языках. В разных частях республики распространено множество диалектов.


В западной части Бурятии люди исповедуют православие, в Забайкалье придерживаются буддизма.

География

Бурятия находится в южной части Восточной Сибири. Она соседствует с Республикой Тыва, Читинской и Иркутской областями, омывается водами Байкала и граничит с Монголией.

Улан-Удэ – столица республики Бурятия и одновременно самый большой город (чуть более 400 тысяч жителей). Менее крупные города – Северобайкальск и Гусиноозерск.

Интересные места Бурятии

Бурятия — один из наиболее интересных регионов Восточной Сибири. Здесь можно узнать многовековую культуру, отдохнуть, подлечиться, побыть наедине с первозданной природой. В республике около 300 памятников природы и множество достопримечательностей.

Самая яркая – озеро Байкал. В Сибири его называют морем. Около 9 тысяч рек несут свои воды в этот водоём. Байкал содержит большую часть запасов пресной воды, поэтому он и получил название колодец.

Недалеко от Байкала на реке Осиновка находится живописный водопад пятиметровой высоты. Примечательное место Бурятии – город Кяхта. Жемчужина чайного пути. Пару столетий назад – самый богатый город России.


Интересное место – Байкальский заповедник, который населяют огромное количество диких растений и животных.

Множество священных мест разных племён и народов есть в Баргузинской долине. Одна из главных – гора Барагхан. На ней строились православные храмы и буддийские дацаны.

Бурятия богата месторождением минеральных вод, лечебных грязи и источников.

Особенности рельефа

Бурятия — страна горная, но есть и участки равнин. Разнообразен и её ландшафт (горные хребты чередуются с впадинами), и растительность тайги, степи и лесостепи. Из-за горного рельефа здесь часто бывают большие и малые землетрясения в 5-6 баллов.


Климат

Суровая зима и знойное лето характерны для Бурятии. При этом низкая температура воздуха зимой переносится легко благодаря небольшой влажности. В это время года много солнечных дней. Летняя жара чувствуется лишь в полдень, утро и вечер приятны прохладой. Довольно продолжительная в Бурятии осень. Температура воздуха в это время года выше, чем в европейских регионах страны. В конце марта начинает ощущаться сибирская весна. Но зелень появляется только в апреле.

Республика Бурятия – сказочный край. Здесь встречаются высокие горы, вечные ледники, быстрые горные реки, жемчужные озёра, бескрайние степи, заманчивая тайга. Здесь природа небывалой красоты. Самый глубокий и чистый водоём на планете – Байкал. А потому для каждого путешественника здесь найдётся уголок, который станет для него самым чудесным.

Большая и загадочная страна Монголия не пользуется большой популярностью среди туристов. Что мы знаем о Монголии? К сожалению не так то много, а ведь это не маленькое далекое государство, а наш ближайший сосед. Так не зайти ли в гости по-соседски и не остаться ли в гостеприимной Монголии погостить недельку другую? Решать ,конечно, Вам. А мы хотим поведать Вам об этой стране и рассказать как менялась Монголия и что особенного в ее развитии .

Монголия на карте мира

Монголия на карте мира

Образование населённых пунктов Монголии

К XVI в. монгольские города, возникшие во времена империи Чингис- ханидов, почти все были уже разрушены.
Основная масса населения, как и в XIII веке, кочевала по бескрайним просторам степей небольшими аулами, каждый из которых состоял в среднем из 2—5 юрт.
Большее количество юрт собиралось лишь около ставок феодалов, которые кочевали вместе с прислугой, наемными пастухами и другими зависимыми от них людьми. Чем богаче и знатнее был монгольский князь, тем больше юрт было в его ставке.

Все же дворцы феодалов были редким явлением в Монголии XVI века, так как подавляющее большинство монгольских князей имело свою резиденцию в своих кочевых ставках.
Появление первых относительно крупных населенных пунктов Монголии в XVI веке, как уже отмечалось выше, связано с распространением ламаизма, когда началось бурное строительство не только кочевых, но и оседлых монастырей.

Очень скоро население ряда монастырей по количеству жителей превышало население любой княжеской ставки, и для удобства управления его стали делить на отдельные монашеские общины — аймаки.

Среди наиболее древних оседлых буддийский обителей Монголии можно отметить крупные монастыри, расположенные главным образом в Центральной Халхе, например Эрдени-цзу, Цаган-байшин на р. Тола, Хэсэк- байшин, Олон-байшин в Восточной Гоби, Харухыйн-харабалгасун на р. Харуха. Из них до настоящего времени сохранился лишь Эрдени-цзу.

Монголия на карте мира

Характерно, что в большинстве случаев планы этих монастырей представляли собой квадрат или фигуру, близкую к квадрату. Глядя на чертежи В. В. Радлова, невольно вспоминаешь описания буддийских обителей, оставленные замечательными русскими землепроходцами XVII века Иваном Петлиным и Федором Байковым.

Петлин посетил ряд больших буддийских монастырей, которые он принял за города. «А городы в Мугалской земле деланы на четыре угла, по углам башни: у города кладен камень серой, а к верху кладено кирпичем. А у ворот городовых своды, так же, что у русских городов; а на воротах на башне колокол медяной вестовой пудов в дватцать, а башня крыта образцами кирпишными. А дворы в Мугалской земле кирпишны, деланы на четыре угла, ограда кругом двора высоко; а на дворехполаты кирпишные, а не высоки; и подволоки у полат выписано травами, красками.

Ф. Байков, который возглавил русское посольство в Китае, отправился в путь в 1654 году. В связи с развернувшимися в Северо-Западной Монголии междоусобными войнами, он не мог воспользоваться дорогой Петлина и прошел из Тобольска в Пекин значительно южнее, вдоль пустыни Гоби.

В верховьях Иртыша, у западных монголов — ойратов — Ф. Байков увидал первые буддийские постройки. Впервые встретив часовню — субурган Джалинобо, — русские приняли ее за мечеть.

Пройдя дальше в юго-восточном направлении русские увидели на р. Бешки, ei землях местного правителя Аблай-тайджи, строящийся буддийский монастырь, приняв его за город

Для нас сведения, оставленные русскими землепроходцами, ценны тем, что в них имеются хотя и короткие, но достоверные сведения о ламаистских монастырях Северной и Западной Монголии, положивших начало образованию населенных пунктов монголов в XVI—XVII веках.

Строительство Абатай-ханом в 1586 году первого оседлого монастыря Эрдени-цзу явилось большим событием в халхасских степях.

Первые кочевые монастыри, размещенные в обычных жилых юртах, были незначительны по размеру и в сущности представляли собою юрту-молельню, совместно с которой кочевало несколько монгольских семей, принявших новую веру. В первое время такие молельни существовали в ставках степных феодалов, которые, следуя за Абатай-ханом, стали исповедовать ламаизм.

Типы монастырей Монголии

В 1647 году основан крупный кочевой монастырь Барун-хуре. В 1651 году глава ламаистской церкви в Монголии Ундур-геген учредил семь аймаков (общин) кочевого монастыря Да-Хуре. В 1654 году в Хентейских горах по инициативе тибетцев строится оседлый монастырь Бревен-хит.

Однако для XVII века более характерно не создание крупных обителей, строительство которых отмечалось в монгольских летописях как большое событие, а именно — образование значительного количества мелких и средних кочевых монастырей. В это время, в связи с развитием сборно-разборной архитектуры, большинство кочевых монастырей уже имело вместительные храмы, хотя кумирни отдельных мелких и бедных обителей размещались, по-прежнему, в войлочных юртах.

В 1711 году основана большая кочевая обитель Цзун-хуре. В 1728 году заложен монастырь Амур-баясхуланту. Примерно в это же время на р. Урту-Тамир строится Цзаин-хуре. На южных склонах горы Богдоула в 1733 году сооружается Маньчжушри-хит. В 1765 году недалеко от современного Улан-Батора возводится монастырь Дамба-Дорчжи и т. д.

Процесс перекочевки

На протяжении XVIII столетия кочевые обители постепенно превращаются в оседлые населенные пункты. Однако на западе и северо-западе Монголии, как уже отмечалось, кочевые монастыри продолжали существовать еще долгое время. Были они и на территории нашей Тувинской автономной области, которая раньше называлась Урянхайским краем.

Поезд хуреня заключает в себе целые сотни подвод на лошадях и верблюдах. Для перевозки больших бурханов употребляются в большинстве случаев лошади, непременно иноходцы и при том для каждого амурлингуй бурхана (доброго божества — Н. Щ.) приготовляются исключительно белые лошади, а для перевоза бурханов докшитов (свирепых богов—Н. Щ.) употребляются лошади разных мастей, но при этом принимается в соображение какой бурхан и на какой лошади ездит.

Рост и богатство монастырей Монголии

Рост и богатство монгольских монастырей обусловливались различными факторами. Монастыри, расположенные в местах с относительно густым населением, в изобилующих хорошими пастбищами центральных и восточных районах Халхи, росли быстро и имели возможность сооружать богатые храмы. К таким монастырям можно отнести Цзаин-хуре, Ван-хуре и Барун- хуре, лежащие в плодородных долинах бассейна Орхона. Монастыри Гандан, Дурекчиван и Чжалханцзы в бассейне Тэса, Бревен-хит на притоке р. Оно-на, Мурэн-хуре на р. Дэльгэр-мурэн, Цзун-хуре, монастырь Цэцэн-хана и Сан-бэйсэ на Керулене и др.

Вообще рост и богатство монгольских обителей в большой степени зависели от их религиозного значения и количества посещавших их верующих. Монастыри хорошо использовали и тот факт, что около них обычно располагались ставки князей, хошунные и аймачные управления и другие административные центры, куда приезжало население по делам службы.

Во многих монастырях были построены дворцы светских и духовных феодалов Монголии, как, например, дворец дурбетского князя с титулом вана в Улан-гоме, дворец дурбетского хана в урочище Кендэлен (Западная Монголия), Цэцэн-хана в Ундур-хане, Сан-бэйсэ в Баян-тумэн, несколько дворцов богдо-гегена в Урге, дворец хутухты в Эрдени-цзу и т. д.

Большинство дворцов возводилось в архитектурных традициях Китая или Тибета и внешне не отличалось от храмов.

Наряду с пышными дворцовыми зданиями крупнейших князей в Монголии можно было встретить и небольшие постройки скромной архитектуры.

В большинстве своем княжеские резиденции представляли собою кочевые ставки, легко переносимые с места на место. Чаще всего они кочевали вблизи монастырей. В конце XVIII века монастыри стали привлекать к себе китайских торговцев и ростовщиков. До этого времени меновая торговля между монголами и китайцами допускалась маньчжурскими властями в основном только в трех, пограничных с Халхой, городах: Калгане, Долонноре и Хухэ-Хото.

Китайские купцы, открывавшие торговлю при монастырях, размещались первое время в палатках и юртах, но потом постепенно начали отстраиваться, создавая постоянные торговые поселки.

По буддийским канонам, маймачены устраивали обычно на некотором расстоянии от монастырей. Например, маймачен крупнейшего монгольского монастыря Да-Хуре был удален от него на несколько сот метров. Впрочем к середине XIX столетия, когда торговые отношения между Монголией и Китаем получили значительное развитие и китайские торговые фирмы уже имели свои отделения почти во всех монастырях, это правило стало нарушаться, и вскоре лавки и магазины можно было встретить в непосредственной близости от обителей.

Монголия разрывает отношения с Россией?

Ситуация сложная, но повода для разрыва отношений между этими странами нет, точнее повод найти можно всегда, но вот последствия могут быть совсем не такими как хотелось бы… Отношения Монголии и России сложные , но давайте вспомним, как все зарождалось…

К началу XX столетия крупнейшие монастыри Монголии превратились в значительные населенные пункты с хорошо развитой торговлей. Важными торговыми центрами к этому времени являлись монастыри Да-Хуре (Урга), Цзаин-хуре (Цзаин-Шаби), Ван-хуре, Улан-гом, Санбэйсэ и др.

В 60-годах XIX века во Внешней Монголии насчитывалось несколько десятков крупных и средних китайских купеческих и ростовщических предприятий, а в начале XX века количество их возросло до 500.

Однако не все современные населенные пункты Монголии образовывались путем постепенного обрастания буддийских монастырей торговыми и гражданскими постройками.

Некоторые монгольские города возникли впервые как военные крепости. Подобные крепости сооружались маньчжурским правительством как опорные пункты войск, направляемых для покорения Монголии.

По имеющимся данным, это укрепление лежало в урочище Саир-усу, к западу от монастыря Долон-шарцзач-сумэ и предназначалось для охраны важнейшего перекрестка караванных дорог. В наше время от укрепления остались лишь глинобитные развалины.

Большинство крепостей было построено в период борьбы маньчжурской династии против западных монголов. В 1731 году основана крепость Кобдо; тогда же возведены укрепления на pp. Туй, Оньги и Байдарик. В 1733 году сооружена крепость Улясутай; в 1735 году к северу от монастыря Эрденицзу построена Орхонская крепость, имевшая в окружности 1080 сажень.

Многие крепости в дальнейшем потеряли свое значение и постепенно были разрушены. Однако Кобдо и Улясутай, где при маньчжурах стали жить китайские наместники западной и центральной части Монголии, превратились в значительные административные центры. Вскоре здесь появились лавки китайских и русских купцов, завязалась оживленная торговля.

Таким образом, можно сделать вывод, что возникновение оседлых населенных пунктов старой Монголии связано с концентрацией населения около стационарных монастырей и некоторых крепостей. Этому способствовали развитие торговли и размещение в указанных пунктах или поблизости от них органов административных центров. Только отдельные населенные пункты Монголии образовались независимо от указанных очагов оседлости. К ним относятся, например, торговые поселки на караванном пути из России в Китай.

Монголия заявила о разрыве отношений с Россией и виза в Монголию 2015

Читайте также: