Доклад на тему сталинский ампир

Обновлено: 04.07.2024

Сталинский ампир - лидирующее направление в архитектуре советской России с 1936 по 1955 гг. Этот стиль отражает советскую идеологию, культ личности руководителя государства.

Здания в стиле ампир в Москве помпезны и величественны. Для сталинского ампира в архитектуре характерно использование архитектурных ордеров, барельефы с советской символикой, композиции из скульптурных фигур трудящихся, спортсменов, военных. В оформлении фасадов домов используется мрамор, гранит, бронза.

Ампир в сталинском варианте представлял архитектуру как искусство на основе классики Древнего Рима. Основой стала ордерная архитектура с ее четкими пропорциями и торжественным декором. Добавление советской символики в архитектурный ордер придавало идеологический окрас и подчеркивало оптимистический характер архитектурного подхода, что соответствовало общей направленности социалистического реализма.

Архитектура Москвы, столицы СССР, - по замыслу руководства страны должна была отражать торжество идей социализма. В 1935 году был составлен план реконструкции Москвы, предусматривающий создание архитектурных комплексов, которые были призваны демонстрировать мощи и силу государства рабочих и крестьян.

Так же как социалистический реализм в живописи и литературе новые формы архитектурного проектирования были внедрены в сознание архитекторов и конструкторов. Сталинский ампир в архитектуре возник не в ходе преобразования модных направлений в зодчестве, а путем планомерного и направленного воздействия со стороны государственных структур на деятельность творческой интеллигенции. Власть включила архитекторов, как и других представителей искусства в общегосударственную систему, прославляющую и возвеличивающую Страну Советов.

Элементы ампира особенно ярко проявились в послевоенный период на волне всеобщего ликования. Этот вид ампира отличается от наполеоновского стиля внешним отсутствием единовластного начала. В декоре сооружений московского ампира преобладают символы Советского Союза: серп и молот, пятиконечная звезда, фигуры тружеников села и предприятий.

После 1945 года архитектура стала средством внушения оптимизма, победных идей, уверенности в будущем, и монументальные строения служили наглядной пропагандой. Ярусы и башни высотных зданий на основе классического ордера в архитектуре должны были стать продолжением архитектурных принципов Кремлевского ансамбля.

Крупные скульптурные композиции, высокие шпили, колонны, гранит, мрамор, бронза, позолота, светлая отделочная плитка делают здания в стиле сталинского ампира узнаваемыми и запоминающимися. Они стали доминантой московского ампира. Эти сооружения сталинского ампира рассматривались идеологами советского периода как естественное дополнение к русской природе и характеру народа. Даже то, что сами высотные здания в стиле ампир в Москве очень напоминали аналоги, построенные за несколько десятилетий до этого в США, не смущали архитекторов, которые утверждали, что сходство это только внешнее и поверхностное, и американские строения не несут той идеологической и эмоциональной нагрузки, которые дают московские здания.





Жилой дом на Котельнической набережной

Арх-ры Чечулин, А. К. Ростковский. Курировал строительство Лаврентий Берия. 1937-1952 гг.

Высотное здание на Котельнической набережной, близ слияния Москвы-реки с Яузой, доминирует над всей зоной, являясь отправной точной для всех улиц, идущих вниз к реке, и контрапунктом Кремлю.

Здание поделено на три корпуса: корпус "А", стоящий на набережной Москвы-реки (собственно Котельническая наб.), корпус "Б" - высотная часть, и корпус "В", стоящий вдоль набережной Яузы. Несмотря на внешнее сходство корпусов "А" и "В" внутри они совершенно различны. Корпус "А" построен до войны, на каждой лестничной площадке 4 квартиры (2 - двухкомнатные и 2 - трехкомнатные). В корпусе "В" на площадке всего по две квартиры, соответственно значительно больше площадь квартир. В этом корпусе кроме парадной есть и черная лестница, которая отсутствует в корпусе "А". В соответствии с планом 5 - 17 этажей высотной части (корпуса "Б"), каждый этаж содержит 13 двух-, 3 трех- и 1 четырехкомнатные квартиры. Высотная часть поделена между 4 подъездами. В "лучевых" подъездах (в плане высотная часть имеет форму трехлучевой звезды) два лифта, в центральном четыре. Из каждой квартиры имеется выход на черную лестницу. В большинстве квартир есть небольшие лоджии (в 4-х комнатной две). В трех пятиэтажных башенках, стоящих на высотной части, расположены двухкомнатные квартиры, по одной на этаже. В "башенки" ведет один лифт из двух обслуживающих "лучевые" подъезды.


Корпус А был изначально без декора, который появился уже после постройки второго корпуса, чтобы соединить их. Заселен он был работниками НКВД. Весь корпус можно было пройти, не выходя на лестничные клетки, так как в конце коридора каждой квартиры находилась дверь в следующую. Вероятно, это были противопожарные меры. В корпусе Б на кухнях вторая дверь выводила на черную лестницу на улице. В доме вплоть до 2000-х годов были коммуналки.



План 1-го этажа


Государственный Университет по Землеустройству



История советской архитектуры

Реферат на тему:

Выполнили студенты 4 курса группа 43А Соловьев Д. С.

Проверила: Быкова Г. И.

· Жилой дом на Котельнической набережной

· Дом Советов в Санкт-Петербурге

· Ансамбль Светлановской площади

· Министерство иностранных дел в Москве

· Жилой дом на Кудринской площади

Сталинский ампир - лидирующее направление в архитектуре советской России с 1936 по 1955 гг. Этот стиль отражает советскую идеологию, культ личности руководителя государства.

Здания в стиле ампир в Москве помпезны и величественны. Для сталинского ампира в архитектуре характерно использование архитектурных ордеров, барельефы с советской символикой, композиции из скульптурных фигур трудящихся, спортсменов, военных. В оформлении фасадов домов используется мрамор, гранит, бронза.

Ампир в сталинском варианте представлял архитектуру как искусство на основе классики Древнего Рима. Основой стала ордерная архитектура с ее четкими пропорциями и торжественным декором. Добавление советской символики в архитектурный ордер придавало идеологический окрас и подчеркивало оптимистический характер архитектурного подхода, что соответствовало общей направленности социалистического реализма.

Архитектура Москвы, столицы СССР, - по замыслу руководства страны должна была отражать торжество идей социализма. В 1935 году был составлен план реконструкции Москвы, предусматривающий создание архитектурных комплексов, которые были призваны демонстрировать мощи и силу государства рабочих и крестьян.

Так же как социалистический реализм в живописи и литературе новые формы архитектурного проектирования были внедрены в сознание архитекторов и конструкторов. Сталинский ампир в архитектуре возник не в ходе преобразования модных направлений в зодчестве, а путем планомерного и направленного воздействия со стороны государственных структур на деятельность творческой интеллигенции. Власть включила архитекторов, как и других представителей искусства в общегосударственную систему, прославляющую и возвеличивающую Страну Советов.

Элементы ампира особенно ярко проявились в послевоенный период на волне всеобщего ликования. Этот вид ампира отличается от наполеоновского стиля внешним отсутствием единовластного начала. В декоре сооружений московского ампира преобладают символы Советского Союза: серп и молот, пятиконечная звезда, фигуры тружеников села и предприятий.

После 1945 года архитектура стала средством внушения оптимизма, победных идей, уверенности в будущем, и монументальные строения служили наглядной пропагандой. Ярусы и башни высотных зданий на основе классического ордера в архитектуре должны были стать продолжением архитектурных принципов Кремлевского ансамбля.

Крупные скульптурные композиции, высокие шпили, колонны, гранит, мрамор, бронза, позолота, светлая отделочная плитка делают здания в стиле сталинского ампира узнаваемыми и запоминающимися. Они стали доминантой московского ампира. Эти сооружения сталинского ампира рассматривались идеологами советского периода как естественное дополнение к русской природе и характеру народа. Даже то, что сами высотные здания в стиле ампир в Москве очень напоминали аналоги, построенные за несколько десятилетий до этого в США, не смущали архитекторов, которые утверждали, что сходство это только внешнее и поверхностное, и американские строения не несут той идеологической и эмоциональной нагрузки, которые дают московские здания.


Жилой дом на Котельнической набережной

Арх-ры Чечулин, А. К. Ростковский. Курировал строительство Лаврентий Берия. 1937-1952 гг.

Высотное здание на Котельнической набережной, близ слияния Москвы-реки с Яузой, доминирует над всей зоной, являясь отправной точной для всех улиц, идущих вниз к реке, и контрапунктом Кремлю.

Здание поделено на три корпуса: корпус "А", стоящий на набережной Москвы-реки (собственно Котельническая наб.), корпус "Б" - высотная часть, и корпус "В", стоящий вдоль набережной Яузы. Несмотря на внешнее сходство корпусов "А" и "В" внутри они совершенно различны. Корпус "А" построен до войны, на каждой лестничной площадке 4 квартиры (2 - двухкомнатные и 2 - трехкомнатные). В корпусе "В" на площадке всего по две квартиры, соответственно значительно больше площадь квартир. В этом корпусе кроме парадной есть и черная лестница, которая отсутствует в корпусе "А". В соответствии с планом 5 - 17 этажей высотной части (корпуса "Б"), каждый этаж содержит 13 двух-, 3 трех- и 1 четырехкомнатные квартиры. Высотная часть поделена между 4 подъездами. В "лучевых" подъездах (в плане высотная часть имеет форму трехлучевой звезды) два лифта, в центральном четыре. Из каждой квартиры имеется выход на черную лестницу. В большинстве квартир есть небольшие лоджии (в 4-х комнатной две). В трех пятиэтажных башенках, стоящих на высотной части, расположены двухкомнатные квартиры, по одной на этаже. В "башенки" ведет один лифт из двух обслуживающих "лучевые" подъезды.


Корпус А был изначально без декора, который появился уже после постройки второго корпуса, чтобы соединить их. Заселен он был работниками НКВД. Весь корпус можно было пройти, не выходя на лестничные клетки, так как в конце коридора каждой квартиры находилась дверь в следующую. Вероятно, это были противопожарные меры. В корпусе Б на кухнях вторая дверь выводила на черную лестницу на улице. В доме вплоть до 2000-х годов были коммуналки.

Файлы: 1 файл

Сталинский ампир.docx

ВВЕДЕНИЕ

В новом тысячелетии, когда исторической и культурной ревизии подвергается все наследие ХХ века, когда концепции модернизма и постмодернизма переосмысляются заново, в мире с уже изменившимися политическими и культурными границами, теоретические поиски отечественной архитектуры середины 1935-1950-х годов наконец могут быть рассмотрены непредвзято. Все характерные для идейного и проектного наследия этой поры качества представляются сейчас крайне важными в контексте актуальных проблем и вопросов современной культурологии, искусствознания и архитектуроведения. Довольно интересно рассмотреть и оценить опыт этого времени и для современной российской архитектуры.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава первая. Сталинский ампир – отдельное явление архитектуры XX века

История возникновения стиля

Вообще развитие сталинской архитектуры четко делится на два этапа, разделенных по времени войной. Первый этап – с 1932 года, это первоначальное становление стиля. Его основные принципы уже продиктованы, однако нет еще конкретики форм и решений. В то же время, конструктивизм еще достраивается, поэтому начинается декорирование в новом стиле построенных или еще строящихся зданий, срочная переделка проектов. В этот период официального названия как такового стиль еще не имеет: Хан-Магомедов называет его посконструктивизмом, некоторые другие авторы – советским ар-деко, выразившим усталость от радикальных преобразований. Этот период развития считается временем угадывания вкусов, поисков новой образности в архитектуре, поскольку конструктивизм уже был отвергнут, а найти новый, действительно подходящий времени стиль, как и всегда, было очень трудной задачей.

Идеи социалистического реализма воплощались в архитектуре, наглядно демонстрируя устремленность в светлое будущее. Иерархия ценностей тоталитарной культуры закреплялась в образе здания. В ноябре 1934 г. советские архитекторы собрались на всесоюзное совещание и на нем главным архитектором и строителем социалистической родины, конечно, был назван Иосиф Виссарионович Сталин.

Почему же основой для нового стиля был выбран именно наполеоновский ампир? Дело в том, что этот стиль был призван нести как можно более ярко выраженную идеологическую нагрузку, необходимую властям того времени. Вообще, пытаясь оценить в представлении о сталинском ампире его исторически конкретные формы, а так же его теоретические принципы, мы неизменно натыкаемся на соответствующую ему идеологию. Идеология призвана сообщить всем членам общества самые важные (в ее системе ценностей) представления о мире в целом и о частных его аспектах. А любой архитектурный стиль – это одна из важнейших частей проявления идеологии.

Сталин же видел себя не только архитектором России, но и строителем ее великого будущего. В архитектуре ему всегда нравились грандиозность и пышность дворцовых ансамблей, поэтому все архитектурные проекты должны были отражать величие эпохи строительства коммунизма, а архитектура - иметь массовый, народный характер. Массовость вовсе не означала размаха строительства для удовлетворения нужд и потребностей людей. Декларируемая народность означала приоритетное строительство общественных зданий и сооружений. Теоретики новой архитектуры не уставали говорить от имени народа, что архитектура должна не ориентироваться на буржуазные удобства, а стать летописью в камне великих побед и свершений. С помощью архитектуры воплощался образ идеального пространства и идеального времени. Как и для всей художественной культуры, официальным языком архитектуры социалистического реализма становится по-своему прочитанный классицизм. Но постепенно и в архитектуре возобладало мнение, что единственный стиль не может вполне соответствовать столь масштабной задаче. Поэтому круг архитектурных стилей, предлагаемых для использования, постоянно расширялся. Это вполне соответствовало толкованию социалистического реализма как наследника всего прогрессивного, что создала мировая культура. К началу 40-х годов художественный язык советской архитектуры приобрел невероятную эклектичность, включив в себя элементы множества стилей и приемов мировой архитектуры, начиная от ее истоков до современности. На этой основе начиная формироваться ”сталинский ампир”, который часто называют псевдостилем. Исторический ампир (или неоримский стиль) интернационален и плохо сочетается с национальными традициями. А сталинское руководство желало иметь уникальный симбиоз имперства и народности.

Сталинский ампир был изначально запрограммирован на несение мощного идеологического смысла. К тому же в годы, когда стиль полностью сформировался, то есть первые годы после войны, страна была занята восстановлением разрушенных городов, а значит архитектура стала одним из приоритетных направлений народного хозяйства. На фоне окончания войны, архитектура так же должна была поддерживать общий эмоциональный подъем народа, любое архитектурное произведение должно было внушать зрителям уверенность в скором восстановлении страны. И сталинский ампир казался наилучшим решением в такой ситуации. Однако, все же основным замыслом Сталина, а значит и главным назначением стиля, было подчеркнуть и утвердить визуально существующий в советском обществе тоталитаризм. Монументальность, величественность и отсутствие ориентации на человеческие пропорции роднят здания эпохи сталинизма с древнегреческими и римскими дворцами и храмами. Основной целью такой архитектурной гигантомании и помпезности было вызвать у человека трепет и восхищение, чтобы размеры и отделка зданий подавляли человеческое сознание пышностью и масштабностью. Кроме того, вульгарная величественность стиля символизировала власть партии и призвана была выразить силу и мощь тоталитарного государства, а роскошь, имперский размах и надменная помпезность ампира соответствовали вкусам Сталина, по чьему заданию был создан этот стиль. Сама идеология стиля - это почти что империализм, в нем проявляется откровенное стремление к экспансии и созданию нового культа через иконизацию советской символики.

Общие особенности стиля.

Итак, общая стилизация зданий сталинского ампира пыталась соответствовать архитектуре эпохи Наполеона Бонапарта, так называемому позднему классицизму или ампиру, однако обладала и собственными отличиями и особенностями.

Какими же были отличительные черты зданий, построенных в этом полном помпезности стиле? Во-первых, сталинскому ампиру была свойственна ансамблевая застройка улиц и площадей, то есть здания строились сразу массово, заранее спроектированными ансамблями. Во-вторых, этому стилю была присуща синтетическая природа, он совмещал в себе традиции архитектуры, скульптуры и живописи. Так же, фасады зданий покрывались штукатуркой бежевых, серых и кирпичных оттенков, первые этажи зачастую зрительно отделяли от остального здания, отделывая их рустованным камнем. Все это было подражанием классическому ампиру наполеоновской эпохи. Так же, этому стилю характерно было это обилие лепных и декоративных элементов в классическом стиле, мощных белых колонн, использование дорического, коринфского ордеров и портиков, применение мрамора, бронзы и ценных пород дерева в оформлении общественных интерьеров, как еще один вид подражания. В качестве же подчеркивания советского происхождения сталинский ампир характеризовало широкое применение советской символики. Таким образом, практически на любом строении сталинской эпохи можно найти барельефы с пятиконечными звездами, гербами, лавровыми венками, портретами вождей, стилизованными сценами из жизни страны (такими как сцены уборки урожая, стилизованные барельефы рабочих) и прочими подобными проявлениями советской тоталитарной идеологии.

Помимо внешней отделки зданий, сталинский ампир, разумеется, проявлялся и в интерьере помещений.

Начнем с того, что потолки в помещениях были достаточно высокими, как очередное проявление гигантомании стиля: приблизительно 3 – 3,6 метров. Под потолком был обязательный лепной карниз упрощенного профиля, а так же на потолках располагались лепные розетки под люстры.

Двери внутри помещений были белого цвета, в основном полностью или частично застеклены, что создавало резкий контраст с темной, тяжелой мебелью обстановки, если таковая имелась. Оконные рамы для интерьера в стиле сталинского ампира изготавливали из массива дуба и красили темно-коричневой краской, что также способствовало созданию зрительного контраста. Часто встречалась отделка помещений мраморными плитами, украшениями из бронзовых лавровых венков с советской символикой, стилизованными под факелы бронзовыми светильниками.

Глава вторая. Метрополитен, как яркое выражение архитектуры сталинского ампира

Неоспоримым фактом является то, что значительная часть станции московского метрополитена была построена в стиле сталинского ампира, так как строительство его было начато в 1930-х годах, и до смерти Сталина было построено несколько самых крупных веток метрополитена. Постройка Санкт-Петербургского метрополитена так же была начата еще при Сталине, но из-за войны была заторможена, поэтому в стиле сталинского ампира были построены только станции первой ветки от Автово до станции Площадь восстания. Многие теоретики архитектуры считают, что оформление станций метро, построенных в 1930-50-е годы, является наиболее ярким выражением сталинского ампира в архитектуре. Собственно говоря, именно станции метро сочетают в себе абсолютно все характерные для сталинского ампира черты, все возможные сочетания стилей и приемов в оформлении.

Оформление станций метрополитена, построенных в соответствии с рассматриваемым стилем, поражает своей масштабностью: как правило, это чрезвычайно просторные помещения, украшенные массивными колоннами, пышной лепниной, крупными барельефами советской тематики (которые, как правило, выполнены из бронзы) и соответствующими общей стилистике бронзовыми светильниками в форме различных цветов. Кроме того, оградительные решетки на станциях, отделяющие вестибюли от входов в технические помещения, а так же сами двери помещений, выполнены с соответствующими помпезными украшениями в форме стеблей, бутонов и цветочных лепестков.

Станции московского метрополитена, выполненные в соответствии с канонами сталинского ампира

Если говорить о конкретных примерах, одним из самым ярких проявлений сталинского ампира как стиля оформления станций метрополитена, является Сокольническая линия в Москве, которая была построена еще в довоенное время, то есть в самом начале формирования стиля. Почти все ее станции оформлены в соответствии с канонами сталинского ампира и являются отличным демонстрационным материалом для составления общих и частных характеристик этого архитектурного стиля.


Символ сталинского ампира — знаменитые сталинские высотки в Москве. Сталинский ампир в декоре помещений — это, в частности, массивная деревянная мебель, лепнина под высокими потолками, резные шкафы, бронзовые светильники и статуэтки.

Примеры сооружений и зданий в стиле сталинский ампир

Арка Главного входа ВСХВ в Москве. Построена в 1939 году по проекту архитектора Л. Полякова. До наших дней не сохранились барельефы на пилонах и на внутренней части.

Министерство иностранных дел.

Здание имеет 27 этажей. Высота здания 172 м. Фасадом здание в стиле ампир выходит на Бородинский мост. Смоленскую улицу.

Устремленность вверх подчеркивается шатровым навершием крыши, которые стали общей чертой для московских высоток. Фасад облицован керамическими блоками, цоколь отделан красным гранитом.

На основном фасаде – герб СССР. Портал сооружения декорирован лепниной (скульптор Г.Мотовилов). По сторонам портала построены обелиски из темного гранита.

За сталинским ампиром стояла твердая позиция руководства страны: сформировать у населения оптимистическое восприятие жизни. Ордерная архитектура являлась необходимым элементом идеологического режима и мифологии. Сталинский ампир, воплощенный в зодчестве, нельзя оценить, не обращая внимания на его утопический характер, который выражался в идеях коммунизма, связывающих идеологию Древнего Рима и советской страны.

Автор: Марина Калабухова

Стиль Ампир — общие сведения

Архитектурный стиль, именуемый ампир возник и развивался в начале девятнадцатого столетия. Это было европейское течение в архитектуре, завершившее этап становления классицизма. Изначально он зародился во Франции и ознаменовал период правления Наполеона, после – расширил своё влияние на большую часть Европы. Отличительные характеристики:
• Массивность;
• Разнообразие декора;
• Грандиозность.
Он относится к стилям королевской знати в архитектуре. Ему также характерны театральность оформления внутреннего интерьера и всего комплекса построек. В его состав в обязательном порядке входят колонны, лепные декоры и карнизы, пилястры, скульптуры в античном стиле с мотивами Греции и Египта.

Сталинский ампир в интерьере

Сталинский ампир – это не только внешнее оформление зданий. В интерьере он тоже нашел свое отражение. И сейчас, кстати, этот стиль продолжает пользоваться популярностью, вероятно, в силу своих основных идеологических составляющих – оптимизма, добротности и надежности. Но, конечно, без возведения в культ идеологии коммунизма и его достижений.

Чего уж таить, жить в сталинском доме в советское время считалось очень престижным. Так как там были действительно хорошие квартиры: с высокими потолками, удачными планировками (в них было по 4-5 просторных комнат!). для таких квартир характерны были высокие окна, оформленные в виде эркера.

Если говорить об оформлении интерьера в стиле сталинский ампир, то это присутствие лепнины на потолке, выкладка паркета елочкой, в каждой комнате может быть свой вид паркета, розетки для люстр. На пол кладутся ковры, лучше красные.

При выборе деталей для оформления интерьера стоит обратить внимание на роскошные хрустальные люстры и бра. Мебель лучше выбрать из темных пород дерева, ореха или дуба, лакированную. Сталинский ампир в интерьере – это высокие книжные шкафы со стеклянными дверцами, серванты, заполненные красиво расставленной хрустальной и фарфоровой посудой, буфеты. Можно внести в интерьер характерную атмосферу того времени, установив большие напольные часы из темного дерева, круглый обеденный стол с массивными стульями. Широко применялись и журнальные столики, конечно, не из стекла и железа, как в наше время, а деревянные на испещренных резьбой ножках.

В противовес темной мебели для стен лучше выбрать светлые пастельные тона.

Широко применяются в интерьере сталинского ампира межкомнатные двери белого цвета, с обязательным остеклением. Причем остекление может быть в виде мозаики.

Для создания уюта активно используются такие детали как красивые белые скатерти, массивные шторы с держателями, бронзовые статуэтки и подсвечники, хрустальные вазы. Посуда обязательно качественная, из светлого фарфора. Если у вас есть столовое серебро, смело используйте и его, это тоже деталь для создания стиля.

Стены декорируются картинами. Хорошо, если будет отдельный уголок под библиотеку – со шкафами из массива, уставленными книгами. Можно сделать кабинет в стиле того времени: это массивный стол, диван из темной кожи и лампа с характерным абажуром зеленого цвета.

Одним словом, сталинский ампир в интерьере – очень приятный стиль, можно сказать, вне времени, потому что он направлен на создание ощущения добротности, веры в хорошее. И именно там вы можете обыграть вещи, оставшиеся от пожилых родственников так, что они станут не ненужной рухлядью, а самым настоящим антиквариатом.

Ампир в девятнадцатом веке

Большая часть элементов данного стиля была заимствована художниками и античного стиля архитектурных сооружений. Основой ампира стала именно греческая архитектура, которая имела более плавные очертания. Своё полноценное раскрытие он приобрёл в девятнадцатом столетии.
Когда Наполеон вернулся из похода на Египет, ампир преобразился, в его состав вошли элементы архитектуры Египта. Ампир – один из сам монументальных стилей в архитектуре. Все фигуры в нём абсолютно правильные с точки зрения геометрии. Ему характерны целостные крупные архитектурные комплексы, а не единичные объекты.
В парадных дворцов, выполненных в стиле ампир, принято было располагать разнообразные, но обязательно живописные панно. В них преобладали элементы египетской культуры и традиций. Ценились огромные вазы, которые служили не только для декора, но и в практических целях. Декорировались помещения различными бронзовыми предметами, в основном статуэтками. Военная атрибутика – одно из направлений декорирования помещений в стиле ампир. Через этот архитектурный стиль проявлялось величие императора и правителя государства.

Сталинский ампир в архитектуре

Первоначально новый стиль нашел свое отражения в архтектуре. Решение о необходимости создания нового стиля было сформулировано на всесоюзном собрании советских архитекторов, которое прошло в 1934 году. Конечно, сталинский ампир должен был реализовывать вполне конкретные цели: воплощать веру в светлое будущее, основные передовые идеи и успехи и достижения коммунизма. Идеологическая составляющая наложила свой отпечаток и на внешние проявления стиля сталинский ампир в архитектуре.

Надо сказать, что у сталинского ампира выделяют вполне характерные отличительные черты, которые мы сейчас и назовем:

  • Предпочтение ансамблевой застройке площадей и улиц (это было особенно видно и актуально в период восстановления городов после войны);
  • В стиле оформления зданий предполагалось сочетать все достижения архитектуры, скульптуры и живописи, гармонично связывая их между собой в единый ансамбль;
  • Мы уже упомянули про обязательное использование архитектурных ордеров;
  • Также не забудем про скульптурные и барельефные изображения с геральдической символикой (например, были очень популярны лавровые венки) и изображениями крестьян и рабочих, занятых трудом;
  • Общий настрой стиля, безусловно, — оптимизм;
  • Широко применяется бронза, мрамор, лакированное дерево, лепнина.

Говоря о сталинском ампире в архитектуре нельзя не упомянуть станции метро, которые были построены в то время и имеют вполне характерные отличительные черты. Обязательно присутствуют высочайшие потолки, простор, многочисленные украшения – это лепнина, часто с советской символикой (серп и молот, звезда, герб). Если вам интересно убедиться в этом лично, прокатитесь по станциям Сокольнической ветки метро в Москве.

Ампир в России

В России стиль ампир встречается не повсеместно. Наибольшее число зданий, построенных в этом стиле находятся в Петербурге. Москва также может представить большое число построек в тиле ампир. Он проявляется также в некоторых памятниках и скульптурах. Один из примеров этого стиля расположился на Красной площади Москвы – это памятник Митину и Пожарскому.
Начало своего развития ампир в России получил только в начале девятнадцатого века. Его родоначальником стал правитель Александр І. Он слыл ценителем иностранных архитектурных стилей. Ампир России значительно отличался от изначального европейского ампира. В русском направлении ампира использовались ордерные системы классического направления архитектуры. Его основой стали:
• Тонкое сочетание правильности геометрических форм и сдержанности декорирования как внешнего, так и внутреннего, лепниной;
• Архитекторы стремились передать в нём всю мощь патриотизма нации, славу её воинов.
Торжественность зданий русского ампира всегда привлекала своей масштабностью и неописуемой красотой. Ничего броского, все детали только в классическом стиле. В этом и прелесть ампира.
Что касается ампира в культовых сооружениях России, то здесь стоит отметить преобладание именно монументальной живописи. Стали появляться не свойственные архитектуре России колонны, арки, прочие монументальные сооружения, проставляющие воинственность народа. Повсеместно встречается символика военная, но не только современности, но и древнего мира.
Все элементы русского ампира находились в чёткой взаимосвязи и тонко дополняли друг друга. Это позволяло возводить неописуемо красивые дворцы, храмы и прочие строения в этом стиле, указывая на пышность и торжество царской власти.
Если указывать конкретные сооружения, выполненные в этом стиле, то стоит обратить внимание на один из монументальных кафедральных соборов – Исаакиевский. Его спроектировал родоначальник русского ампира – Монферан.
Сегодня искусствоведы разделяют русский ампир на два течения – московский ампир и петербургский. Это разделение основывается на отдалении ампира от русского классицизма, который культивировался в Москве.
Ампир в Петербурге был довольно близок к классическому стилю в архитектуре. Москва же старалась приблизить ампир к консерватизму. Именно благодаря этой разнице Петербург сегодня выглядит более монументально и масштабно. Так как все сооружения в стиле ампир в Петербурге выражали помпезность и масштабность имперской власти. Здесь довольно часто встречается военная тематика.
Если говорить о личностях, то в Петербурге известность архитектора сооружений в стиле ампир приобрёл Росси, который сочетал в своих работах градостроение и архитектурный подход. Благодаря его стараниям в Петербурге были возведены такие необыкновенные по своей красоте и масштабности архитектурные ансамбли:
• Площадь Сенаторская;
• Синод и Сенат;
• Михайловский дворец;
• Александринский театр;
• Александринская площадь;
• Площадь Михайловская;
• Главный штаб.
Росси был не единственным архитектором этого стиля в Петербурге. Его труды продолжили в разное время Захаров, Жилярди, известнейшие скульпторы Мартос и Щедрин. Ампир был основным направлением в архитектуре России всего несколько десятилетий, но за это время внешний вид многих русских городов, как и Петербурга – основательно изменился.
Благодаря этому архитектурному течению многие русские города приобрели свои визитные карточки для туристов со всего мира. Ампир в России действительно шикарен и вызывает любопытство и восхищение. Он имеет свои изюминки и отличительные черты от Европейских его направлений. Это делает его узнаваемым и привлекает сегодня тысячи туристов в те города, которые затронул ампир. Во всей Европе здания и сооружения, возведённые в этом стиле характеризуются утончённостью и монументальностью, прославлением военных подвигов народа и его патриотизма, силы и верности правителю.

Глава вторая. Метрополитен, как яркое выражение архитектуры сталинского ампира

Неоспоримым фактом является то, что значительная часть станции московского метрополитена была построена в стиле сталинского ампира, так как строительство его было начато в 1930-х годах, и до смерти Сталина было построено несколько самых крупных веток метрополитена. Постройка Санкт-Петербургского метрополитена так же была начата еще при Сталине, но из-за войны была заторможена, поэтому в стиле сталинского ампира были построены только станции первой ветки от Автово до станции Площадь восстания. Многие теоретики архитектуры считают, что оформление станций метро, построенных в 1930-50-е годы, является наиболее ярким выражением сталинского ампира в архитектуре. Собственно говоря, именно станции метро сочетают в себе абсолютно все характерные для сталинского ампира черты, все возможные сочетания стилей и приемов в оформлении.

Оформление станций метрополитена, построенных в соответствии с рассматриваемым стилем, поражает своей масштабностью: как правило, это чрезвычайно просторные помещения, украшенные массивными колоннами, пышной лепниной, крупными барельефами советской тематики (которые, как правило, выполнены из бронзы) и соответствующими общей стилистике бронзовыми светильниками в форме различных цветов. Кроме того, оградительные решетки на станциях, отделяющие вестибюли от входов в технические помещения, а так же сами двери помещений, выполнены с соответствующими помпезными украшениями в форме стеблей, бутонов и цветочных лепестков.

Станции московского метрополитена, выполненные в соответствии с канонами сталинского ампира

Если говорить о конкретных примерах, одним из самым ярких проявлений сталинского ампира как стиля оформления станций метрополитена, является Сокольническая линия в Москве, которая была построена еще в довоенное время, то есть в самом начале формирования стиля. Почти все ее станции оформлены в соответствии с канонами сталинского ампира и являются отличным демонстрационным материалом для составления общих и частных характеристик этого архитектурного стиля.

Кол-во блоков: 17 | Общее кол-во символов: 19642
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:

Сталинский ампир является архитектурным наследием великого вождя СССР, который отличался своей монументальностью и незыблемостью. Сталинский ампир наибольшее распространение получил в послевоенное время с середины 40-х годов, до конца 50-х годов, когда на его место пришли другие архитектурные стили. Но, активные восстановительные работы в послевоенное время, и не менее активная застройка в крупных городах СССР, сделали сталинский ампир одним из самых распространенных архитектурных направлений в монументальном строительстве советских времен.

Характерные признаки сталинского ампира.


Главным составляющим сталинского ампира в архитектуре является монументальность стиля, все здания выглядят невероятно мощно, и преобладают над окружающей архитектурой. Можно выделить такие характерные черты сталинского ампира:

  • Сочетание в себе ноток барокко, позднего классицизма, нео-готики и арт-деко, которые по крупицам и образовали знаменитый архитектурный стиль, названый в честь Сталина;
  • Наличие пятиконечных звезд, лавровых венков и другой резьбы при оформлении фасада зданий;
  • Активное использование мрамора в зданиях;
  • В интерьере сталинского ампира обязательно присутствует дерево, хрусталь, массивные люстры, бронзовые элементы.
  • Масштабность, масивность строений, преумноженный многократно Ампир .

Главные образцы архитектуры сталинского ампира.

Одним из самых интересных зданий, реконструированных в архитектурном стиле сталинского ампира, является Здание мэрии Москвы. Здание было построено в 1782 году по проекту архитектора Матвея Казакова в стиле Классицизм. Трехэтажное здание стало резиденцией генерал-губернатора Москвы и оставалось таковым до революции 1917 года.

Здание генерал-губернатора Москвы на Тверской


Здание генерал-губернатора Москвы на Тверской

В 1937 году здание после реконструкции Тверской улицы оказалось на проезжей части и была проведена операция по передвижению строения на 13,65м в линию с другими домами. Здание весом в 20 тысяч тонн было передвинуто за 41 минуту, что стало на тот момент мировым рекордом. После войны, в 1945 году было решено реконструировать здание Моссовета, чтобы здание не терялось среди высоких строений, построенных рядом. Таким образом было положено начало преобразования стиля Классицизм в стиль Сталинский ампир, увеличением высоты здания и дополнением конструктивных элементов.

Центральная часть здания была расширена для сходства с Триумфальной аркой, и теперь выделяется своим красивым восьмиколонным портиком с фронтоном, большим порталом, служащим центральным входом. Отличительной чертой строения является отделка фасада в красно-белом тоне, тогда как изначально, зданием было окрашено в оранжево-белых тонах. В начале 90-х годов с фасада был демонтирован герб СССР, и вместо него был установлен городской герб. Стоит отметить, что внутри здания прекрасно сохранились убранства времен императора.


Главный павильон ВДНХ является одним из самых недооцененных памятников архитектуры Москвы. Своим монументальным внешним обликом павильон полностью отображает всю значимость достижений социализма в Советском Союзе. Новый павильон был возведен в период с 1851 по 1954 года, и имеет высоту со шпилем 90 метров. Архитектура Центрального павильона ВДНХ сопряжена с массивными и величественными колоннадами, и шпилем, который заметен издалека.


Здание Свердловского горсовета также является одним из самых значимых образцов архитектурного стиля сталинский ампир. Центральная часть здания представляет собой пятиэтажный корпус с башней высотой до 61 метра. Благодаря достроенной в 1954 году башне со шпилем, здание начало преобладать над всеми окружающими строениями в центре Екатеринбурга. Здание выглядит очень торжественно и монументально, что полностью соответствует всем канонам сталинского ампира.


Также, среди других видных сооружений, которые выполнены в сталинском ампире, нам стоит выделить такие здания:


Сталинский ампир стал олицетворением могущества и незыблемости Москвы, навсегда оставшись символом эпохи СССР.

Читайте также: