Доклад на тему совершенствование орфографических умений и навыков учащихся

Обновлено: 07.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Совершенствование орфографических навыков учащихся при подготовке тестовой части (задание 5) ОГЭ. Малязина Зульфия Тафкильевна учитель русского языка и литературы Учхозской СОШ Высокогорского муниципального района РТ

Задание 5. Орфографический анализ.

объяснение написания выделенного слова.

1) НЕ СМОТРЯ (под ноги) – НЕ с деепричастиями, употребляющимися без НЕ, пишется раздельно

2) ОБМАКНУЛ (перо в чернильницу) - правописание гласной в корне зависит от ударения.

3) ШОРОХ – после шипящей пишется о, поскольку можно подобрать проверочное слово

4) ДВУХЪЯРУСНЫЙ – разделительный Ъ пишется в сложном слове после начальных частей двух/трех/четырех перед йотированными гласными.

5) ГОНЯТ (они) – в окончании глагола II спряжения в форме 3 лица множественного числа пишется Я.

ОГЭ по русскому языку -2020

Кодификатор ОГЭ 2020. 6 раздел. Орфография

6.2 Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц

6.3 Употребление гласных букв О/Е (Е) после шипящих и Ц

6.4 Употребление Ь и Ъ

6.5 Правописание корней

6.6 Правописание приставок

6.7 Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

6.8 Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

6.9 Правописание падежных и родовых окончаний

6.10 Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

6.11 Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи

6.12 Правописание отрицательных местоимений и наречий

6.13 Правописание НЕ и НИ

6.14 Правописание служебных слов

6.15 Правописание словарных слов

6.16 Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи

6.17 Орфографический анализ

Комментирование – это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений.

Письменно: Подготовки (3) - цифрой в скобках указывается количество орфограмм в слове.

Устно: разбор начинаю с приставки. Приставка - под- с гласной -о- и согласной -д-. Доказываю: готовил, приготовил.

В корне безударная гласная -о-, запоминаю её.

Суффикс -и-, потому что в неопределенной форме -подготовить- суффикс -и-.

Написание в слове запоминаемой буквы по аналогии с внешним видом самого предмета. Запоминание будет эффективно, если эти слова ребята запишут в словарики, тетради необычно – на месте записанной орфограммы – нарисуют предмет.

Работа над ошибками

Цель этой работы – объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки; закрепить навыки правильного написания слов; дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

муниципального образования

Красноперекопский район

Республики Крым

Развитие орфографических умений и навыков

на уроках русского языка и литературы

Учитель русского языка и литературы

Книга Константин Иванович

Развитие орфографических умений и навыков на уроках русского языка.

Орфографическая грамотность на всех этапах развития школы является важным компонентом подготовки по русскому языку. При формировании у школьников орфографических навыков, учитель должен учитывать психологическую природу орфографического навыка. Навыки формируются на базе умений. Умения, в свою очередь связаны с усвоением знаний и их применением на письме.

Но почему орфография так трудна для школьников? По мнению психологов, методистов, учителей – практиков, причин здесь несколько:

большое количество орфограмм, изучаемых за 3 года (5,6,7 классы);

нехватка времени на отработку грамотного письма;

ухудшение запоминания в связи с наложением нового материала, сходного с

уже изученным (трудно различать!);

однообразие приемов, используемых при изучении орфографии.

И если, по-моему мнению, первые три причины объективны, то четвертую нужно постараться преодолеть, пытаясь разнообразить форму подачи орфографического материала. Вот некоторые формы работы, которые мною используются при изучении орфографии.

1. Орфографическая пятиминутка.

С неё стараюсь начинать почти каждый урок. Эта нехитрая рутинная работа преследует сразу несколько целей:

а) обучающая: повторить какую – либо орфограмму;

- уметь анализировать, объединять, классифицировать слова (развивать мышление)

- уметь объяснять причины объединения и классификации слов (развивать научную речь).

Покажу пример такой работы. Детям диктуются сразу все слова, и они записывают их без предварительного объяснения (думают сами!), например:

делаешь, из-за тучи, молодёжь, шалаш, хорош, беречь, с крыш, речь, меч, могуч.

Далее задаю вопрос: что вы можете сказать об этих словах?

- Я бы поделил(а) эти слова на две группы:

1-я : делаешь, молодёжь, беречь, речь . Эти слова пишутся с Ь ;

2-я : из-за туч, шалаш, хорош, с крыш, меч, могуч ( без Ь ).

- Я бы поделил(а) эти слова на три группы, так как эта орфограмма встретилась нам в глаголах, существительных и кратких прилагательных.

- Я согласен с мнением предыдущих учеников, что здесь нужно учитывать части речи, но я бы поделил эти слова на четыре группы: 1-я: глаголы: делаешь, беречь (пишутся с Ь знаком); 2-я: существительные третьего склонения молодёжь, речь (пишутся с Ь знаком); 3-я: существительные 1 и 2 склонений из-за туч, шалаш, с крыш, меч (пишутся без Ь ); 4-я: краткие прилагательные хорош, могуч (без Ь ).

плюсы такой работы, по-моему, мнению ещё и в том, что здесь зачастую присутствует элемент соревнования: каждому хочется высказаться, быть активным. Стараюсь на уроке создать, такую атмосферу, чтобы дети не боялись ошибаться (их поправят или с ними поспорят); их не будут ругать за то, что они не помнят точной формулировки правил.

1. Глиняный, стеклянный, земляной, серебряный.

Сначала дети самостоятельно находят общее (все эти слова – имена прилагательные, все они на одну орфограмму; у всех в суффиксе есть гласная Я ). После чего называют лишнее слово ( стеклянный ) и объясняют, почему оно лишнее. Обязательное условие к моменту проверки – графическое обозначение орфограммы и подчеркивание лишнего слова.

Первую строку всегда диктую несложную, поэтому в работу активно стараюсь привлечь более слабых учащихся. Стараюсь создать для них ситуацию успеха, в которой, к сожалению они бывают не часто. А сильные учащиеся получают задание придумать свою строчку слов на эту орфограмму.

Далее можно осложнить задание и дать такие слова:

2. Соловьиный, орлиный, гостиный, машинный.

Слабым учащимся обязательно напоминаю: выделить корень (чтобы предупредить возможные ошибки). Когда найдено лишнее слово, можно увидеть неподдельную радость на лицах учащихся, ставим себе заветный плюсик.

После чего усложняю подбор и даю следующие слова:

3. Станционный, лимонный, авиационный, экскурсионный.

В этом случае поиск лишнего слова идет не по способу написания, а по морфемному признаку, следовательно, в полной мере происходит развитие

3. Использование принципов проблемного обучения.

Репродуктивные методы не всегда дают желаемые результаты, поскольку не обеспечивают активной познавательной деятельности и в основном направляют ученика на запоминание. Более действенными являются поисковые методы. Ситуация поиска обусловливает заинтересованность в познании нового и побуждает учеников к самостоятельному выбора способа решения. Следовательно, чтобы урок был результативным, на нем надо стараться создать, по словам психологов, ситуацию интеллектуального затруднения или проблемную. Разрешение проблемных ситуаций способствует формированию мышления школьников. Это положительно влияет на развитие активности, самостоятельности, языкового чутья учащихся, на повышение их грамотности, общее развитие, пробуждает интерес к предмету.

- Самостоятельное наблюдение над языковым материалом и запись первичных выводов (это заставляет работать всех).

- Зачитывание выводов их обсуждение.

- Получение окончательных правильных результатов.

- Краткая (схематичная, табличная) запись результатов наблюдений.

- Восприятие (устное) результатов по краткой записи.

- Составление своих выводов с выводами учебника.

- Начало закрепления. Применение полученных знаний на практике.

1 этап . Перед учащимися на доске в два столбика записаны слова.

Дверь

Степь

Деньги

Коньки

мельче

Пьеса

Вьется

Вьюга

Воробьи

обезьяна

2 этап . Учащиеся наблюдают, думают и записывают первичные результаты своих наблюдений. (Дети знают, что им можно смело зачитывать любые выводы, в том числе и ошибочные). Они быстро находят общее условие первого столбика: Ь знак обозначает мягкость согласных. Сталкиваемся с трудностью в словах второго столбика – почему там Ь знак? Зачем он нужен?

3 – 4 этапы. Наблюдения учащихся и их выводы.

- Мы пишем Ь знак после согласных и перед гласными.

- Значит мягкий знак выступает в роли разделительного.

- Следовательно, Ь знак в нашем языке, в нашей речи не только смягчает звуки, но и разделяет их, то есть выступает в роли разделительного знака.

обозначает мягкость разделительный

7 этап . Учащиеся получают задание сравнить свою схему и материалы в учебнике. Выясняем, что информация в учебнике подтверждает наши выводы, но наша схема более краткая, компактная и легко запоминается. А самое главное мы, как настоящие исследователи, вывели её сами! Считаю, что трудности по открытию роли мягкого знака школьники запомнят надолго. Дети испытывают радость и удовольствие оттого, что они сами смогли открыть новые знания. В процессе такой работы стараюсь поощрять за каждую правильную мысль, даже за попытку её высказать, поэтому вижу заинтересованность.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что необходимо стараться вовлекать учащихся в активную учебную деятельность, а не давать готового решения вопроса.

Доклад

Воспитание компетентного человека – главная задача образовательного процесса в современной школе. Это означает, что молодое поколение должно быть готово к творческой деятельности, иметь высокий уровень интеллектуаль- ного развития, владеть языковой культурой. Орфографическая грамотность – составная часть общей языковой культуры человека.

Актуальность избранной темы определяется рядом факторов: во-первых тем, что грамотность учащихся последнее время вызывает тревогу у педагогов и родителей; во-вторых, перед учителем стоит задача найти пути решения данной проблемы; в-третьих, особенно остро этот вопрос звучит в начальной школе, где закладываются основы правописания.

Какой объём знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать грамотно? Каковы способы усвоения орфограмм в начальных классах? Как организовать работу по повышению орфографической грамотности интересно и увлекательно? Почему зная правило, ученик пишет безграмотно? Это волнующие вопросы не только для меня, но и для всех учителей начальных классов.

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако решение этой задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Значит, умение обнаруживать орфограммы выступает этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Знание правила – это первый этап в формировании орфографического навыка. Применение правила на практике на основе алгоритма – второй этап, а различные виды упражнений, закрепляющих правило, - третий. Я считаю, что одна из главных целей на начальном этапе обучения – научить ребёнка безошибочно определять место орфограммы в слове и решать орфографические задачи.

Задачи реферата:

- рассмотреть пути развития орфографической зоркости младших школьников;

- показать приёмы формирования орфографических навыков;

- осветить роль занимательности и развитие познавательного интереса в процессе обучения орфографии.

По своей структуре реферат состоит из введения, в котором раскрыта актуальность данной темы, рассмотрены цели и задачи работы; двух глав и заключения.

В первой главе раскрывается понятие орфографической зоркости, основные условия её успешного формирования, рассматриваются виды упражнений по выработке грамотности учащихся.

Во второй главе рассматриваются приёмы формирования орфографического навыка и предлагаются занимательные упражнения для повышения интереса к орфографии.

В заключении подводится итог всей работы и общий вывод по данной теме.

По данной проблеме существует много литературы.

[9], в которой представлен познавательный материал по обучению грамоте, дидактические игры, которые помогут сделать русского языка интересным и занимательным.

Глава І. Развитие орфографической зоркости младших школьников

1.1. Понятие орфографической зоркости

Орфографическая зоркость развивается постепенно в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала. Учитель должен систематически и целенаправленно работать на каждом уроке над формированием орфографической зоркости. При систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка. Это обеспечивает успешное выполнение первого действия орфографической задачи: обнаружение орфограммы.

Когда начинать формирование орфографической зоркости? Это возможно уже в период обучения грамоте. Необходимо показывать школьника неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным, причём наблюдения вести от звука к букве.

Проводить работу по развитию орфографической зоркости нужно на каждом уроке русского языка. Для этого нужно спланировать работу заранее с учётом изучаемых и изученных орфограмм, а также возрастных и индивидуальных особенностей учащихся класса.

Фрагмент планирования материала

а) Орфографический диктант

Корова Бурёнка, щенок Барбос, собака Тузик, жеребёнок Орлик

б) Фонетический разбор

а) Орфографический диктант

Крольчата, встреча, ищут, Василий Чаплин

На дворе и за двором белый снег лежит ковром.

а) Орфографический диктант

Зайчата, угощают, качаются, молчу, ульи, гостья, вьюга, город Уфа

Толик Рожков и Петр Рябчиков – большие друзья

1.2. Основные условия успешного формирования орфографической зоркости

Каковы основные условия успешного формирования орфографической зоркости?

· Развитое умение слышать звучащее слово, то есть степень развития фонематического слуха.

· Знание опознавательных признаков орфограмм.

· Систематическая целенаправленная тренировка в нахождении орфограмм.

Развитию фонематического слуха способствуют:

· развитие дикции, упражнения по артикуляции звуков, выразительное чтение:

· упражнения в орфографическом проговаривании слов;

· упражнения в словообразовании и словоизменении;

· фонетический и морфологический разбор;

· фонетические упражнения занимательного характера.

Правильному артикулированию звуков, развитию дикции способствуют проведение фонетических зарядок, на которых учитель использует чистоговорки, скороговорки.

Коси коса, пока роса.

Щетинка у чушки, чешуйка у щучки.

Проворонила ворона воронёнка.

Ра – ра – ра, на улице жара.

Та – та – та, открываем ворота.

Ор – ор –ор, у нас есть помидор.

Для развития фонематического слуха надо выбирать упражнения разнообразные и интересные. Например.

1. Сначала произнеси слово так, как говорим, затем, как пишем: окно, моряк, грибы.

2. Измени слово так, чтобы получилось новое слово (роза – гроза): дар, стол, клад, шар.

3. В словах замените первый или последний звук, чтобы получилось новое слово: нос, ток, воз.

Перед тобой слово в звуковой одежде. Выбери для него буквенный костюм.

Назови слово [р’ и ф м а] , [ к' и т], [ к а н’ и к у л ы].

- безударность на корневом гласном;

- гласные а, о, и, е как наиболее опасные;

- место в слове: гласный находится в корне слова.

Умения, которые надо выработать у учащихся для проверки этой орфограммы: быстро и безошибочно определять место ударения в слове, находить в слове корень, подбирать родственные слова, выбирать из их числа проверочные. Для непроверяемых случаев – умение пользоваться словарём.

Важным условием успешного формирования орфографической зоркости является развитие и тренировка памяти.

1.3. Виды упражнений по выработке орфографической зоркости

Как говорилось ранее работу по развитию орфографической зоркости важно начинать в период обучения грамоте, когда ведётся аналитико – синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами. В этот период можно использовать такие упражнения:

- ежедневный звуковой анализ;

- способ протяжного интонирования звука в целом слове:

с - с- с- ыр, сы-ы-ы-р;

- приём трансформации (если закрою первую букву, какое слово получиться?) клад – лад, спорт – порт;

- подбор слов к звуковым моделям;

1. Прослушать слово, например, вода, записать столько черточек, сколько звуков в слове.

2. Обвести кружочком звуки, которые нельзя обозначить на слух.

3. Записать слово с пропусками.

Прекрасным приёмом развития орфографической зоркости является специально организованное списывание. Работа проводится в классе коллективно с усвоением алгоритма:

1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

2. Повтори предложение, не глядя в текст.

3. Выдели орфограммы в списываемом тексте.

4. Пиши, диктуя себе орфографически.

5. Проверь написанное: читай, подчёркивая орфограммы и сверяя с текстом.

Значительное место среди орфографических упражнений занимают диктанты.

Во время диктанта школьник может пропустить букву, в которой сомневается. Затем задать вопрос учителю.

Ученик сначала лает устное объяснение написания диктуемого слова, а затем записывает слово.

Этот вид диктанта строится на основе проговаривания по слогам. Учащиеся обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов.

Диктант с постукиванием.

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой.

Учитель диктует несколько предложений и дает задание: подчеркнуть те слова, написание которых можно проверить.

Все эти диктанты должны быть небольшими по объёму.

Интересным видом работы является работа с книгой для чтения. Учащиеся открывают книгу на определённой странице, находят слова на заданную орфограмму, записывают их, на работу отводится 3 минуты. Затем проводится проверка. Через месяц при постоянной тренировке школьники находят 12 слов. Детям очень нравится этот вид работы.

Глава ІІ. Приёмы формирования орфографических навыков.

2 .1. Орфографический словарь

Работу над орфографическим словарём можно начинать вести с І класса во втором полугодии. При изучении алфавита ученики знакомятся со списком словарных слов в учебнике. Можно предложить такие задания:

1. Выпиши из словарика слова, обозначающие учебные вещи, поставь в них ударение и подчеркни безударную гласную.

2. Слова, обозначающие животных, спиши в алфавитном порядке, вставь безударную гласную и проверь по словарю.

Л . СИЦА, П . ТУХ, З . ЯЦ.

Чтобы правильно написать окончание, ученики должны знать склонение имени существительного, т.е. вначале определить род, можно обратиться к словарю, посмотреть его начальную форму, а затем дописать слово.

Орфографический словарь можно использовать при выполнении любой творческой работы в классе, дома.

1. Вездеход – вид транспорта.

2. Вездеход = везде + ход

Везде ходит вездеход,

По болоту ходит вброд,

И по речке, словно плот,

По тропинкам и по кочкам,

По полям и по ярочкам,

Всюду ходит вездеход,

Мы возьмём его в поход.

Составление памятки при работе над ошибками и использование её в повседневной практике воспитывает у детей ответственное отношение к пробелам в знаниях, нетерпимость к ним и желание ликвидировать эти пробелы, вырабатывает орфографическую зоркость, умение соотнести допущенную ошибку с изучаемой орфограммой. В своей работе целесообразно составить памятку к работе над ошибками, где каждое правило имеет свой порядковый номер и образец проверки.

Ма –ленький, малень-кий, ал-лея,чай-ка.

2. Жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн.

Напиши слово и ещё три на это же правило.

3. Большая буква в именах собственных.

Горький, Волга, Денис

4. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

Грозы – гроза, снег - снега

5. Пропуск или замена букв.

Напиши три раза.

Подобрать 3 разных слова: пень, письмо, коньки.

7. Разделительный мягкий знак (ь)

Подобрать три слова: вьюга, воробьи, обезьяна.

8. Мягкий знак в конце существительных после шипящих.

Запишите три слова.

9. Сомнительные согласные

Запишите три слова.

10. Непроизносимые согласные

Солнце – солнышко, но опасный – опасен

Запишите три слова.

11. Двойные согласные

Подобрать три разных слова: перрон, группа, ванна.

12. Предлог со словом

В моём столе, в твоём доме.

13. Словарные слова

Подобрать три разных слова.

14. Разделительный ъ знак

Объявление, съел, подъём.

Подберите три слова.

15. Слова на –оро-, -оло-

Подберите три слова: корова, соловей

16. Перенос слов с приставкой

Подобрать три слова: по - крыл, до - гнал, до – плыл.

17. Глагол с приставкой с

Подобрать три слова: сделал, сгорел, сбил.

18. Частица не с глаголами

Подобрать три слова: не шумел, не бил, не кусал.

19. Безударные падежные окончания

Шёл (по чему?) по площади – 3 скл. Д.п. (по степи).

20. Безударные окончания прилагательных

Озером (каким?) глубоким.

21. Безударные личные окончания глаголов

Писать (не на –ить, не искл., Іспр.) пишет.

Работа над ошибками по памятке происходит следующим образом. На полях строки, где была допущена ошибка, ставится цифра – номер орфограммы, помещённой в памятке. Ученик должен выполнить работу над ошибками строго по памятке.

Такой вид работы способствует повышению орфографической зоркости учащихся, положительно влияет на выработку у школьников навыков контроля и развивает умение учиться.

2.3.Занимательные задания для повышения орфографической грамотности

Одна из причин того, что ученики теряют интерес к русскому языку заключается в том, что учителя не всегда ярко показывают богатство русского языка. Каковы же пути, позволяющие привить учащимся любовь и интерес к языку? Таких путей много. Одним из них является применение на уроках элементов занимательности. Дарить детям интересные уроки! Яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, содержательный урок, вызывающий самостоятельный поиск ребёнка, активность его пытливого ума – вот к чему должен стремиться каждый педагог. «Занимательность на уроке – это отнюдь не синоним развлекательности, а напряжённый труд и постоянный поиск [ 2 ].

На всех этапах урока можно использовать разнообразные занимательные формы обучения: игры, состязания, конкурсы, игры – путешествия, викторины, загадки, шутки, сказки, кроссворды, ребусы, шарады. Этот материал помогает ученикам в усвоении орфографии.

Оживить урок, повысить его познавательное значение помогут произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, сказки, загадки. Отгадывание загадок не только развлечение, но и проверка сообразительности, это соревнование на смекалку, развитие ума, внимания, памяти, выработка умения сравнивать предметы и явления природы.

В поле родился, на заводе варился, на столе растворился (Сахар).

Сидит на ложке, свесив ножки (Лапша).

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я. Кто я такая? (Вода)

Два братца живут рядом, а друг друга не видят (Глаза).

Днём спит, ночью летает, прохожих пугает (Сова).

Летом зеленеет, осенью желтеет (Трава).

Пословицы – прекрасный материал для письма по памяти, письма с пропусками.

Родной край делами прославляй.

Жить – Родине служить.

Умей дружбой дорожить.

Хорошая книга лучший друг.

Кто много читает,…(тот много знает).

Семеро одного…(не ждут).

Труд кормит. …(а лень портит).

Разнообразить урок помогут различные грамматические игры.

Плащ печь стол голодный

нож мышь стул летний

рожь тишь дочь зелёный

врач камыш дом пчела

Учитель демонстрирует картинку, ребята молча записывают название изображённого предмета и подчёркивают заданную орфограмму.

Дети угадывают слово и проверяют по орфографическому словарю свою запись:

К Р Н Д Ш СТ К Н Д В Ч К М Л К

карандаш стакан девочка молоко

Разумеется игра – не единственный метод закрепления знаний и умений. Можно использовать метод группировки слов по орфографическим признакам. Учащиеся записывают слова по группам в соответствии с орфографическими особенностями слова. Например, слова с непроверяемой безударной гласной. А Е И О

планета тетрадь лимон комар

капуста пещера собака

Непроизносимые согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке.

Чтобы знать, как писать,

Надо слово изменять,

И за звуком непонятным

Быстро гласную искать.

Парные звонкие и глухие согласные

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг.

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Зуб – на зубы, лёд – на льды –

Будешь грамотным и ты.

Безударные гласные

Если буква гласная

Ты её немедленно

Поставь под ударение.

Весёлые рифмы

В сочетаниях жи – ши

Только И всегда пиши!

В сочетаниях ча – ща

Пишем только букву А.

В сочетаниях чу – щу

Пишут только букву У.

Проблема орфографической зоркости убедила в том, что она имеет сложности: младший школьник имеет свои психологические особенности, связанные с сохранением материала в памяти и его воспроизведение, сложным составом орфографического навыка и длительностью его формирования.

Следует заметить, что орфографическая зоркость приобретается теми учащимися, у которых создана первичная основа, и медленно формируется у тех детей, кто слабо различает и соотносит звуки речи, не умеет пользоваться ударностью слов, подбором слов по смыслу. Для развития орографической зоркости нужны, прежде всего, постоянные упражнения в выделении орфограмм, и тогда объяснения написаний станет намного эффективнее.

Этот вопрос считается очень актуальным. Учащиеся должны овладеть глубокими и прочными знаниями принципов русской орфографии, для этого необходимо создавать условия для привлечения внимания учащихся к орфографической деятельности, а также способствовать развитию интереса к орфографии.

Список литературы

1. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М.:Просвещение, 1957.

2. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.

3. Жедек П.С. Методика обучения орфографии. – М. :Просвещение, 1992.

4. Лемяскина Н.А. Развитие орфографической зоркости младших школьников. - Воронеж, 1998.

5. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990.

6. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучению русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1987.

7. Межонова Г.М. Как научить ребёнка грамотно писать?// Начальная школа. – 2003- № 7. – с.89 – 93.

8. Одегова В.Ф. Развитие орфографической зоркости. // Начальная школа. – 1989. - №6. – с.20 – 22.

9. Подгорная Н.И., Бибик Н.М., Скрипниченко Н.Ф. Дидактические игры и познавательные задания в 1 классе. – К., 1988.

10. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. – М.,1960

11. Смирнова И.Н. Совершенствование орфографических умений учащихся при работе над ошибками на уроках русского языка во 2 классе.// Початкове навчання та виховання. – 2010. - №36 . – с.14 – 19.

12. Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ. – М., 1992.

13. Ундзенкова А.В., Сагирова О.В. Русский с увлечением! – Екатеринбург., 1997.

14. Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников. // Начальная школа. – 1001. – №5. – с.41 – 47.

15. Христенко М.А. Резервы повышения орфографической грамотности младших школьников // Начальная школа. – 1993. - №2. – с.33 – 37.

16. Чардынцева Т.Н., Зыкова А.М. Сказки на уроках обучения грамоте и русского языка в начальных классах. – Воронеж, 1995.


Русский язык – один из самых трудных школьных предметов. Формирование у школьников прочных орфографических навыков - одна из важнейших задач изучения русского языка в школе. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит будущее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность.

Слайд №3

Главным в обучении правописанию является орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания, его применение. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.

Слайд №4

Как и многих учителей начальных классов, меня волнует проблема безграмотного письма учащихся, неумение видеть орфограмму.

II. Новизна опыта

Слайд №5

Как добиться орфографической грамотности, как предупредить ошибки? Профессор М.Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи и которые я применяю на уроках русского языка.

Слайд №6

Новизна опыта состоит в том, что я подобрала эффективные современные педагогические технологии, которые использую в работе при формировании орфографической зоркости.

Современные педагогические технологии помогают мне:

- создавать условия для обеспечения активной практической деятельности каждого ученика;

- включать каждого ученика в активную работу, направленную на развитие умений воспринимать, оценивать, анализировать, применять знания, работать с различными источниками знаний;

- целенаправленно и эффективно использовать различные приёмы и методы, как средство реализации и развития познавательных способностей и интересов учащихся, мотивации.

III. Ведущая педагогическая идея

Моя ведущая педагогическая идея заключается в создании практического материала, прошедшего апробацию в моей деятельности при работе над развитием орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка при помощи современных педагогических технологий.

IV.Технология опыта

Слайд №7

В работе над развитием орфографической зоркости использую следующие современные образовательные технологии:

  • Технология игровых методик.
  • Проблемное обучение.
  • Технология развития критического мышления.
  • Обучение в сотрудничестве (командная, групповая, парная работа).
  • Здоровьесберегающие технологии.

Считаю, что именно идеология этих технологий предусматривает широ­кое использование исследовательских, проблемных методов, и позволяет

при­менять полученные детьми знания в совмест­ной или индивидуальной деятельности.

Этапы формирования орфографической зоркости

Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период.

Слайд №8

При формировании орфографической зоркости соблюдаю несколько этапов:

I этап. Обучение постановки ударения. Задания предполагаются такие, где написание не расходятся с произношением.

II этап. Ввод слов, где написание расходиться с произношением. Определение сильных и слабых позиций.

III этап. Отработка навыка правописания безударной гласной. Упражнение, например, с пропуском и поиском сомнительных гласных.

IV этап. Отработка умения проверять безударную гласную.

V этап. Восприятие орфограмм на слух.

VI этап. Выбор правильного варианта из имеющегося набора.

В I классе создается только основа для выработки навыка правописания безударных гласных, парных согласных и других орфограмм. Во II, III и IV классах проводится отработка навыка проверки слов.

Какие же факторы использую для достижения орфографической зоркости?

Слайд №9

Слуховой: выборочный, предупредительный диктант.

Рукодвигательный: при выполнении всех упражнений.

Артикулярный: орфографическое проговаривание.

Слайд №10

Развитию орфографической зоркости способствует большое количество приемов и систематических упражнений: списывание, комментированное письмо, письмо с пропуском орфограмм, какографическое письмо, поиск орфограмм в тексте, письмо по памяти, орфографические минутки, диктанты.

  1. Выборочные списывания.
  2. Показ нужной орфограммы на карточках – сигналах.

3. Использование орфографического чтения для развития фонематического слуха.

4. Составление опорных таблиц и памяток учащегося, включающих в себя алгоритм работы с орфограммами. Работая с ''Памяткой'', ученик видит перед собой список изученных орфограмм, знает способ исправления ошибок.

Слайд №11

Слайд №12

Алгоритм списывания может выглядеть так:

  • Внимательно прочитай предложение.
  • Повтори его, не заглядывая в текст.
  • Подчеркни в предложении все орфограммы.
  • Прочитай предложение орфографически.
  • Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
  • Пиши, диктуя себе орфографически, не смотря в книгу, подчеркивай орфограммы.
  • Проверь по книге, особое внимание обрати на орфограммы.

При формировании орфографической зоркости использую тренажеры. Считаю, что работа с тренажером снижает физические и умственные перегрузки, нервную утомляемость детей, позволяет им приобрести устойчивый навык и изучать школьный материал с опережением.

Отдельно хочу остановиться на нескольких приёмах, которые очень нравятся детям и которые помогают формировать орфографическую зоркость.

Слайд №13

Слайд №14

Второй приём – это регулярное запоминание рифмовок тренировочного характера.

С заглавной буквы без сомненья

Буквы пишем аккуратно,

Чтобы было всем понятно.

Ударение над гласной

Может сделать букву ясной.

Слайд №15

Начиная с 1 класса, уделяю огромное внимание работе со словарными словами

На этапе закрепления изученного слова даю задания творческого характера, которые развивают ум, активизируют воображение и фантазию детей. Одним из видов такой работы является составление загадок с применением этимологических справок.

Cамый распространенный вид упражнения по русскому языку- “Вставьте пропущенную букву ”. На мой взгляд, малополезный способ работы в плане развития орфографической зоркости и формирования навыка грамотного письма. Основная работа здесь уже выполнена, “зоркость” кем-то уже проявлена, т.е., место, где может быть допущена ошибка, найдено и “подсказано”. При такой работе овладение орфографической зоркостью возможно лишь на уровне непроизвольного (а часто и специального) запоминания слов с орфограммами. А ведь пишущему следует самому обнаруживать места орфограмм. Умение это делать - и есть орфографическая зоркость. Я считаю более эффективным другое упражнение: поиск орфограмм в “чистом” тексте.

Карточка состоит из текста, в котором выделю слова с заданной орфограммой и ключа. Карточка-ключ - это карточка без текста. Но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они-то и обнаруживаются при наложении ключа на текст.

Слайд №16

И в заключении хочу сказать, что большую роль в развитии орфографической зоркости является наглядность и дифференцированный подход. Ведь не секрет, что легче запоминается то, что интересно, ярко, необычно. Компьютерные технологии позволяют экономить время на уроке, делают урок ярким, наглядным, облегчают проверку самостоятельной работы учащихся. Одним из видов дифференцированных заданий являются всевозможные карточки с заданиями для индивидуальной работы.

III. Результативность опыта. Слайд №17

Читайте также: