Избирательное право в сша доклад

Обновлено: 01.06.2024

Целью данной работы является анализ исторически сложившихся системы выборов США, ее современного состояния.
Таким образом, согласно цели исследования, можно поставить следующие задачи:
 Изучить становление избирательной системы США
 Осветить Конституционные основы избирательной системы США

Содержание работы
Содержимое работы - 1 файл

курсовик Избирательная система США.doc

I Глава Теоретические основы

1. Становление института избирательной системы США….6

2. Формирование двухпартийной системы………………….8

3. Конституционные основы………………………………..10

4. Формирование Конгресса США………………………….11

5. Выборы Президента:……………………………………. 13

Б) Партийные конференции………………………………15

II Глава Основные недостатки избирательной системы США на современном этапе…………………………………………………20

1. Критика в адрес двухступенчатой системы выборов Президента………………………………………………… 20

2. Критика в адрес организации и проведения выборов на местах………………………………………………………23

3. Критика в адрес регистрации избирателей……………. 24

Актуальность темы. Одним из самых древних институтов человеческого общества является институт выборов. Определенная форма выборности существовала уже в родовом обществе, в рабовладельческих обществах Греции и Рима выборы также представляли собой важнейший принцип государственности. В феодальном обществе определенные элементы выборности имели существенное значение, особенно сословные выборы в городах. Но особенно большое значение выборы приобрели с развитием капиталистических общественных отношений и появлением республиканской формы правления.

В современных демократических государствах выборы представляют собой основную форму волеизъявления населения, форму реализации народного суверенитета как одного из основных конституционных принципов.

США – страна с развитой демократической государственностью и прочными правовыми традициями.

Свободные выборы в США также рассматриваются как важнейший элемент демократии. В этой крупной стране, имеющей к тому же федеративное устройство, избирается свыше 18 тысяч должностей, начиная с президента США и кончая шерифом небольшой сельской общины.

Конституция США в своем первоначальном виде вместе с конституциями штатов создали отнюдь не демократическую избирательную систему, и только во второй половине XX в., после многих реформ и поправок, эта система сумела избавиться от наиболее существенных своих недостатков.

Но по сей день, избирательная система США вызывает весьма неоднозначные отзывы в свой адрес.

В последние годы система выборов США (в особенности система выборов Президента США) все чаще и чаще подвергается жесткой критике, как со стороны политологов, так и со стороны рядовых граждан. Её обвиняют в недемократичности, предвзятости, и т.д. Более того, несовершенность американской выборной системы подтверждается многочисленными фактами, т.к. международные наблюдатели не перестают отмечать многочисленные нарушения.

Положение усугубляется стремлением США распространить свою модель демократии по всему миру. Ведь в таком случае возникает вопрос: имеет ли эта страна навязывать другим государствам свой общественный порядок, если сама имеет значительные проблемы.

Но в тоже время выборы 2008 года опровергли подобные обвинения и показали, что США, как и прежде, является образцом демократии и в этой стране в ходе всеобщи равных выборов может выиграть даже темнокожий.

Так или иначе, избирательная система США продолжает вызывать интерес и тревогу у мирового демократического сообщества, что неоспоримо доказывает актуальность выбранной темы.

Объектом исследования является избирательная система Соединенных Штатов Америки.

Предметом исследования являются основные недостатки и преимущества избирательной системы США.

Целью данной работы является анализ исторически сложившихся системы выборов США, ее современного состояния.

Таким образом, согласно цели исследования, можно поставить следующие задачи:

 Изучить становление избирательной системы США

 Осветить Конституционные основы избирательной системы США

 Рассмотреть непосредственно сложившуюся и функционирующую систему выборов Конгресса США

 Подробно разобрать этапы избрания Президента США

 Выявить и охарактеризовать наиболее значительные недостатки системы

 Сделать выводы о современном состоянии избирательной системы США

Используемая литература. Теоретические, конституционные основы избирательной системы США – хорошо изученная тема, широко представленная в различных учебных пособиях по Конституционному праву зарубежных стран, составленных на базе МГИМО, РУДН и т.д. В частности для написания данной курсовой работы автор использовал работы следующих авторов: профессора М.В. Баглая, доктора юридических наук, профессора Ю.И. Лейбо, доктора юридических наук, профессора Л.М. Энтина, И.А. Буртова заведующий правовым отделом Избирательной комиссии Свердловской области и т.д.

1. Становление института избирательной системы США

Конституция США в своем первоначальном виде вместе с Конституциями штатов создали отнюдь не демократическую систему, и только во второй половине XX в, после многих реформ, эта система сумела избавиться от наиболее существенных своих недостатков. Основные черты развития избирательного права в США: усиление демократических начал и приспособление к двухпартийной системе.

Согласно тогда действовавшим законам, в 1789 году право участвовать в выборах имел только где-то каждый пятнадцатый житель Соединенных Штатов. Он должен был быть белым и владеть собственностью. Кроме того, избиратель в большинстве штатов должен был принадлежать к наибольшей по численности членов религиозной конфессии в своем штате. Это последнее условие существовало до начала 19 века, а требование впадения собственностью было отменено только в середине прошлого века. Этому способствовало законодательство о гражданских правах, принятое в 60 – 70-е гг., когда были отменены наиболее одиозные цензы грамотности и образования, а так же следующие конституционные поправки:

XV поправка (1870 г.) – запрет расовой дискриминации на выборах;

XIX поправка (1920 г.) – предоставление избирательного права женщинам;

XXIII поправка (1961 г.) – предоставление права избирать президентских выборщиков жителям федерального округа Колумбия;

XXIV поправка (1964 г.) – запрет ограничения права голоса вследствие неуплаты какого-либо избирательного или иного налога;

XXVI поправка (1971 г.) – предоставление права участвовать в голосовании гражданам с 18 лет[1]. Аргументом тогда было то, что "восемнадцатилетние американцы достаточно взрослые для призыва в армию, но недостаточно для того, чтобы голосовать", а это несправедливо.

Таким образом, согласно современному законодательству активное избирательное право принадлежит всем лицам, имеющим гражданство США, достигшим 18 лет и проживающим в данной местности в течение определенного времени (в зависимости от вида выборов этот срок может варьироваться: для президентских выборов – 30 дней, для других – от трех месяцев до одного года). Лишены права голоса душевнобольные и осужденные. В некоторых штатах в местных выборах не участвуют бедняки (пауперы).

2. Формирование двухпартийной системы

Основатель американского государства Джорж Вашингтон был против партийной принадлежности кандидатов, однако система сложилась и не меняется вот уже двести лет, что вызывает удивление историков.

В Конституции Соединенных Штатов вообще ничего не говорится о партиях, однако широко известны слова одного из отцов-основателей Джорджа Вашингтона, который предупреждал о "губительных последствиях партийного духа". Президент Вашингтон тогда считал, что высшее должностное лицо государства не мог вступать в ту или иную партию, а должен был представлять всех граждан. Сегодня, вопреки предупреждениям, партии в Америке развились так, что политика без их участия просто немыслима.

Партии, как пишут американские эксперты-государствоведы, "выполняют роль посредника между народом и властью, вовлекая активистов и претендентов в избирательный процесс и предлагая электорату различные программы[2]".

Несмотря на эти нормы, Соединенные Штаты в 1800 году стали первой страной, где сложились политические партии, организованные на общенациональном уровне, и исполнительная власть передавалась от одной партии к другой путем выборов. К 1830-м годам политические партии стали устойчивой частью американской политической системы.

Сегодня двумя основными политическими партиями в Соединенных Штатах являются Республиканская и Демократическая партии. Большинство выборных должностных лиц, занимающих должности президента, представителя в Конгрессе, губернатора или законодателя штата, входят в одну из этих партий. Республиканцы и демократы доминируют в политической жизни Америки с 1860-х годов, и с 1852 года каждый президент был либо республиканцем, либо демократом.

Итогом подобной политической структуры – тот факт, что представителям иных партий практически нет смысла вступать в борьбу за те или иные государственные должности, т.е. при существовании двух основных партий, возникновение и успешное функционирование третьих сил – невозможно.

3. Конституционные основы

Согласно Конституции избирательная система, в том числе по выборам Президента и Конгресса США, устанавливается законодательным органом самого штата. Отсюда – исключительная пестрота избирательных систем, несхожесть многих аналогичных положений в различных штатах. Чтобы ввести какие-то требуемые жизнью единообразные нормы для страны, каждый раз необходимо вносить соответствующую поправку в Конституцию.

Регулирование Конституцией избирательной системы затрагивает главным образом пассивное избирательное право. Так, в основном тексте устанавливаются определенные требования к кандидатам при выборах Президента, Вице-президента, сенаторов и членов Палаты представителей. Указывается, что штат сам в лице своей исполнительной власти издает приказ о проведении выборов, если открывается вакансия по его представительству в Конгрессе.

Кроме того, в Америке нет общего федерального закона об организации и прове­дении выборов, а в каждом штате выборы про­водятся по закону штата в соответствии с тре­бованиями Конституции США и конкретного штата. Только в четырех федеральных зако­нах содержатся статьи, регламентирующие порядок организации и проведения выборов:

— закон 1965 г. об избирательных правах (предоставлено право голосовать национальным меньшинствам);

— закон 1975 г. о регулировании финан­совой помощи кандидатам,

— закон 1984 г. о доступности мест голосования для инвалидов,

— закон 1993 г. о регистрации избирателей. Кроме вышеперечисленных законов в ходе проведения выборов применяются общеграж­данские законы, направленные против мошен­ничества и подлога[3].

4. Формирование Конгресса США

Как известно, высшим органом законодательной власти является Конгресс США, который состоит из двух палат: палаты представителей и сената. Сенат состоит из 100 членов, по два от каждого штата, избираемых на срок в 6 лет. Первоначально сенаторов избирали члены законодательных собраний штатов, но с 1913 года, после вступления в силу 17-й поправки к Конституции, выборы сенаторов стали прямыми. Они проводятся одновременно с выборами в палату представителей, при этом каждые два года переизбирается 1/3 состава сената[4]. Избирательный округ по выборам в сенат – весь штат. Сенатором может быть избран любой гражданин США со стажем гражданства не менее 9 лет, достигший 30 – летнего возраста и проживающий в пределах своего штата.

Члены палаты представителей избираются на два года. В палате представителей 435 мест, которые распределяются по штатам пропорционально численности их населения, с учетом, чтобы 1 представитель избирался примерно от равного числа избирателей, причем каждый штат, как минимум, имел в конгрессе 1 представителя. Выборы проходят в одномандатных округах. В настоящее время один конгрессмен избирается примерно от 600 тыс. жителей. В связи с постоянным ростом населения, каждые 10 лет в соответствии с данными переписи населения производится перераспределение мест между штатами с тем, чтобы обеспечить пропорциональность представительства. Членом Палаты представителей может быть избран: гражданин США, состоящий в американском гражданстве не менее 7 лет, достигший 25 лет; постоянно проживающий в штате, не территории которого находится избирательный округ.

Как считается, избирательная система Соединенных Штатов является одной из самых прозрачных, поскольку строится на принципе общенационального (федерального) голосования. При этом, что Президент США, что шериф небольшой деревушки, выбирается исключительно путем голосования, а не назначения, как это принято во многих странах. Однако обо всем по порядку.

Основы избирательной системы США

Избирательное право в Соединенных Штатах Америки, как известно, закреплено не только Конституцией на всех ее уровнях, но и Декларацией независимости. Тут следует учесть несколько основных моментов, которые легли в основу всей избирательной системы.

Президентские выборы в США

Президент, как главенствующий представитель власти, избирается раз в четыре года. Всего на выборах представляется 18 тысяч должностей (от Президента и рангом ниже). Что самое интересное, на это самым непосредственным образом влияет так называемая Коллегия выборщиков. При этом избиратели выбирают список, представленный одним из основных кандидатов.

izbiratelnoe pravo ssha Избирательное право в США

Несовершенство избирательной системы США

Несмотря на свою прозрачность, система выборов в США чиновников всех уровней власти подвергается достаточно суровой критике. В основном, это связано с тем, что здесь задействована Коллегия выборщиков, что может привести к неправильной корреляции результатов голосования отдельных людей и выборов в целом.

Не менее обсуждаемыми являются вопросы, связанные с численностью населения каждого отдельно взятого штата. Наиболее заселенные районы, в которых плотность населения выше, естественно, показывают более высокие результаты. При всем этом может наблюдаться даже игнорирование интересов некоторых штатов т.к. здесь учитываются не электоральные голоса, а процент голосования по всей стране в целом, исходя из численности населения каждого штата. В этом и состоит весь парадокс: процентное соотношение голосов по каждому отдельно взятому региону может либо повлиять на общий результат, либо (что встречается чаще) быть не учтенным вообще.

Выборы в Конгресс США

Конгресс США делится на Палату представителей и Сенат. Первая, исходя из количества штатов, подразумевает избрание нескольких кандидатов от каждого региона, всего в Палату входит 435 мест. Срок работы всех прошедших кандидатов – 2 года.

Другое дело – Сенат, в который входит 100 представителей (по два от каждого из пятидесяти штатов). Избираются кандидаты на 6 лет. Изначально выборы проводились законодательными собраниями штатов, однако после вступления в силу 13-ой поправки к Конституции 2013 года стали прямыми. Выборы проводятся одновременно с избранием Палаты представителей, а сам Сенат обновляется на 1/3 каждые 2 года. Главной территориальной единицей в выборах является целый штат.

Критика избирательного процесса в США

Средства массовой информации в последнее время отмечают возросшее спонсирование партий и кандидатов частными инвесторами. Еще 2006 году сумма вложений составляла примерно 2,6 млрд. долларов. Можно себе представить, во сколько обходится сегодня избирательная кампания на должность Президента, губернатора штата или рядового чиновника в каждом штате. И что вызывает самый неподдельный интерес СМИ, так это факты финансирования кандидатов нефтяными магнатами. Конечно, такие факты особо не афишируются, однако многих заставляют задуматься.

Как стать Президентом США?

Для того, чтобы осуществить подобное, потребуется соблюсти несколько обязательных условий, закрепленных в Конституции США, без которых о такой перспективе можно даже не думать:

  • наличие гражданства США;
  • возраст старше 35 лет;
  • проживание на территории страны не менее 14 предыдущих лет;
  • создание собственной партии или членство в уже существующей (демократической, республиканской);
  • наличие собственной политической программы;
  • тщательно разработанная избирательная кампания;
  • наличие собственных или спонсорских денежных средств.

Судя по приведенным требованиям, условия уж очень жесткими не выглядят, но, как показывает практика, все намного сложнее. В частности, стоит учитывать, что партия может выдвигать не одного, а нескольких кандидатов, которым придется участвовать в праймеризе и кокусах, чтобы они не отбирали потенциальные голоса избирателей друг у друга, проводить дебаты с оппонентами и конкурентами, выступать перед общественностью и т.д. При этом на законодательном уровне в каждом штате некоторые процедуры могут очень сильно отличаться.

В 2020 году в Америке прошли очередные президентские выборы. Избирательная система в Америке достаточно сложная, далеко не все понимают, как она устроена и работает.

Как известно, президент в Америке избирается на 4 года, и может работать не более чем два срока. Требования к кандидату следующие: он должен быть старше 35 лет, быть гражданином Америки с рождения, и последние 14 лет жить в стране. Процент голосования идёт сразу за двух лиц, то есть выбирают президента и вице-президента. Это связано с тем, чтобы обе эти должности занимали люди из одной партий.

Что важно знать? Определения

Демократы и республиканцы

Сейчас в Америке есть две доминирующие партии, это демократическая и республиканская.

К демократической партии относится либеральная политическая партия соединенных штатов Америки. Они уделяют большое внимание гражданским правам, проявляют лояльность в вопросах иммиграции и медицинского страхования. Также они считают, что необходимо усилить налоговое бремя для более богатых людей. Президентами от демократической партии были Барак Обама и Джон Кеннеди.

Как показывает история, президентом становился представитель одной из этих партий, однако принимали участие и независимые кандидаты. При этом за последние много лет еще ни один независимый кандидат не стал президентом Америки.

Что такое праймериз и кокус

Весь избирательный процесс начинается с кокусов и праймериз. Это отбор кандидатов в партиях для их последующего выдвижения или участия в выборах. Эти процессы проходят с февраля и до начала лета.

Кокусы это избирательные формы, у них нет стандартного процесса проведения. Это такие партийные собрания, часто неформальные. На этих собраниях собираются избиратели и члены партий в определённом месте, и разговаривать о том, кто может быть претендентом на выборах от их партии. Демократы обычно делятся на группы с претендентами, и призывают присоединиться к ним. Потом идёт голосование, чтобы в группе было большее количество человек. У республиканцев этот процесс обычно проводят письменно.

Праймериз это другой способ по отбору кандидатов для выборов. Праймериз включает в себя процедуры с бюллетенями и кабинками для голосования. Большинство штатов сейчас используют процедуру праймериз, и только в редких случаях пользуется кокусами. Также в Америке есть так называемый супер вторник, когда праймериз проходит одновременно почти во всех штатах.

Партийные съезды

У каждой партии во всех штатах есть свои делегаты, которые летом отправляются на партийные съезды, где выберут двух кандидатов на пост президента США. Хотя обычно лидеров в партиях знают еще до проведения этих съездов.

На таких партийных съездах представители партии должны набрать больше 50% голосов, чтобы его считали официальным кандидатом в президенты США. В тоже время определяются кандидатуры вице-президента, её предлагает кандидат на должность президента.

Выборщики

После проведенных мероприятий начинается сам избирательный процесс, где будут выбирать президента. Выборы в соединённых штатах Америки проводят в первый вторник ноября.

Важно! Выборы в Америке проходят в два этапа, граждане голосуют не за самого кандидатов, а за выборщиков от каждого штата, указывают кто будет президент и вице-президент.

В американской избирательной системе для каждого штата определяются определенное количество выборщиков, их выявляют на партийных съездах. Выборщики это политики, сенаторы.

В каждом штате может быть столько выборщиков, сколько представителей они отправляют в конгресс. Всего в палате представителей есть 435 членов, а в сенате 100 человек. Так же ещё три выборщика от округа Колумбия, который не представлен в конгрессе. Итого получается 538 выборщиков. Это значит, что именно они от каждой партии будут голосовать за одного из кандидатов в президенты. То есть для победы кандидата у него должно быть 270 голосов выборщиков.

На каждого выборщика в разных штатах приходится разное число избирателей, из-за этого возникают ситуации, когда президентом становится кандидат, за которого голосовало меньшее количество граждан. Такая ситуация была с Трампом.

Это главные особенности и правила, которые можно сказать об избирательной системе в Америке. При подсчете голосов граждан Америки в каждом штате определяется, за кандидатуру с какой партии подано большинство голосов. Это значит, что именно ему отдадут все голоса выборщиков. Например, за кандидата от республиканской партии проголосовали 5000 человек, а за представителя демократов 5000 и один человек. Это значит, что все голоса выборщиков перейдут к представителю от демократов.

избирательный процесс начинается с кокусов и праймериз

Значит, окончательное решение по голосованию примут выборщики-демократы. Теоретически они должны голосовать так, как выбрали избиратели, но это не всегда так. Есть даже такое понятие, как недобросовестные выборщики, которые могут проголосовать за кандидата не от своей партии. За это предусмотрен штраф в сумме 1000 долларов. Они должны нести ответственность перед своей партией, но еще ни разу судов не проводилось.

Надо сказать, что большая часть штатов в Америке голосует каждый раз примерно одинаково, то есть у них уже устоялись все предпочтения. В некоторых штатах всегда побеждает представитель одной и той же партии. Поэтому среди кандидатов в президенты каждый раз разворачивается борьба за колеблющиеся штаты, где у граждан не выявлены явные предпочтения, такие штаты принято называть ключевыми.

Кандидаты в президенты, как представители своих партий, должны приложить усилия и завоевать голоса колеблющихся штатов, даже если там есть всего несколько выборщиков. Это связано с тем, что решающими могут оказаться даже несколько голосов.

В 2020 году в Америке избиратели могли отдать свой голос по почте. Дональд Трамп раскритиковал такой способ голосования, потому что с помощью него можно делать фальсификации.

Как определяют победителя?

После того, как голосование было завершено, начинается подсчет голосов. Подсчёт голосов может длиться несколько дней, но примерный результат становится известен ночью после выборов. Например, в 2016 году Дональд Трамп уже ночью объявил о своей победе.

В 2020 году подсчёт голосов сильно затянулся из-за того, что нужно было подсчитывать голоса граждан, которые проголосовали по почте.

Были в Америке и случаи, когда результаты голосования стали известны через несколько месяцев. Так было в 2000 году, когда все ждали решения верховного суда. И сыграли свою роль несколько сотен голосов в одном штате, из-за которых происходили судебные процессы, где был пересчет голосов.

Победителя оглашают окончательно после коллегии выборщиков, которая обычно проходит в декабре. И 20 января президент США может официально вступить в свою должность, и происходит инаугурация в городе Вашингтоне.

Не все понимают, почему в Америке такая сложная система выборов, для чего нужны выборщики. Как у любого процесса здесь есть свои сторонники и противники.

Вот у такой системы есть и преимущества, потому что считается, что система отражает принципы федерализма, где в каждом штате выбирают своего президента. Также кандидаты стараются обращать внимание на интересы даже меньшинств.

Что такое праймериз и кокус

Есть и критика сложившейся избирательной системы. Критика, в первую очередь связана с тем, что победить может даже тот кандидат, который не набрал большее число голосов граждан Америки, такое уже происходило несколько раз. Многие считают это несправедливым. Среди выборщиков есть так называемые недобросовестные, поэтому результаты выборов иногда предсказать сложно. Они могут выразить только своё мнение, не учитывая мнение общества, и результаты получаются искаженными.

И если штат является не ключевым, то кандидаты проявляют к нему мало интереса. Потому что его население поддерживает определенного кандидата, как и всегда.

В Америке уже не раз предлагали перейти к прямым выборам, но пока система не меняется. Отчасти это связано с тем, что Америка очень большая страна, и есть сомнения, что голоса будут подсчитаны честно.

Выборы конгресса

В день голосования граждане Америки выбирают состав конгресса. Конгресс является законодательным органом Америки. В нём есть две палаты, это сенат и палата представителей. Сенаторов избирают на 6 лет. Если конгресс был избран однопартийный, то они смогут блокировать или откладывать некоторые инициативы президентов. Важно, чтобы конгресс был смешанным, например, одна палата у республиканцев, а другая у демократов, и таким образом, будет система противовесов.

Итог. Понятно, что американская избирательная система является достаточно сложной. Есть много споров о том, насколько она честна, но пока не видно, что есть тенденция к её изменению.

По аналогии с Россией в Америке власть делится на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Первая и вторая ветви являются выборными на всех уровнях, начиная с совета школы и заканчивая Президентом США, а суды, в зависимости от штата, могут выбираться или назначаться. Верховные судьи назначаются Президентом с одобрения Сената.

Конгресс (законодательная власть) состоит из двух палат:

Сенат (по два представителя от каждого штата), избираемый на 6 лет, с ротацией 1/3 через каждые два года,

Палата представителей, избираемая на 2 года по 435 одномандатным округам.

Президента и вице-президента выбирает коллегия выборщиков (538 человек), которая формируется в соответствии с результатами выборов в каждом отдельном штате. Общее число выборщиков от штата равно количеству сенаторов и членов Палаты представителей от данного штата. Федеральный округ Колумбия, не имеющий выборного представительства в Конгрессе, располагает тремя голосами выборщиков.

Президент и вице-президент приносят присягу и вступают в должность 20 января года, следующего за годом выборов.

В отличие от России, в Америке нет общего федерального закона об организации и проведении выборов, а в каждом штате выборы проводятся по закону штата в соответствии с требованиями Конституции США и конкретного штата. Только в четырех федеральных законах содержатся статьи, регламентирующие порядок организации и проведения выборов:

- закон 1965 г. об избирательных правах (предоставлено право голосовать национальным меньшинствам);

- закон 1975 г. о регулировании финансовой помощи кандидатам,

- закон 1984 г. о доступности мест голо - | сования для инвалидов,

- закон 1993 г. о регистрации избирателей. Кроме вышеперечисленных законов в ходе

проведения выборов применяются общегражданские законы, направленные против мошенничества и подлога.

В большинстве штатов конгресс состоит из двух палат и избирается по аналогии с общефедеральным. Губернаторы и их замы (вице-губернаторы) также избираются прямым и тайным голосованием.

Особенности избирательной системы США

В отличие от России, где официальная избирательная кампания в федеральные органы власти начинается не ранее чем за 110 дней до дня голосования, в Америке выборы президента США длятся практически год, а республиканцы могут официально начинать предварительные выборы в год, предшествующий году голосования.

Особенностью американской политической системы является то, что у них нет централизованных общефедеральных партий, как в России и в бывших союзных республиках. В каждом штате есть своя партия, со своим лидером. То есть в Америке 50 демократических партий и 50 республиканских, в большинстве штатов есть партия Зеленых.

Процедура выдвижения кандидата на должность президента и вице-президента однозначно не прописана в конституции или федеральных законах США, и поэтому каждый штат проводит ее со своими особенностями. В зависимости от законодательства штата избиратели могут подавать голоса непосредственно за самих кандидатов в президенты или опосредованно - за делегатов партконференций и съездов, которые обязаны поддерживать кандидатов.

Праймериз могут быть закрытыми - тогда к голосованию допускаются только члены партии из этого штата - или открытыми - тогда любой избиратель приходит на участок, берет бюллетень той партии, которую поддерживает, и ставит в ней крестик напротив имени того кандидата, который может лучше всего представить эту партию на федеральных выборах. Потом голоса со всего штата подсчитываются, и становится понятно, сколько голосов получил каждый из кандидатов.

Фактическая численность делегации штата на национальном партийном съезде рассчитывается по установленной партией формуле, учитывающей такие факторы, как население штата, оказанная им поддержка на прошлых выборах, количество выбранных должностных лиц и т.п.

Штаты заинтересованы проводить выборы по партийным правилам, так как штаты, проводящие выборы без учета этих правил, сталкиваются с тем, что на общенациональных съездах полномочия их делегатов не будут признаны.

Партийные конференции

Политологи считают такую работу партийных конференций признаком высокого уровня развития демократии. Партийный съезд фактически становится простым инструментом ратификации решений, принятых на уровне штата и местном уровне, а значит, политическая система максимально приближена к народу. Для Демократической партии это утверждение более верно, чем для Республиканской, где партийное руководство все еще играет большую роль. Например, в этом году почти никто не сомневается в том, что Буш-младший станет кандидатом от республиканцев и при этом получит на съезде подавляющее большинство голосов.

Кандидат в президенты подбирает себе партнера по выборам, то есть человека, который станет кандидатом в вице-президенты. Обычно партии стараются выдвинуть в вице-президенты человека, который по своим качествам будет дополнять кандидата в президенты.

По мнению американцев, у независимых кандидатов, в отличие от республиканцев и демократов, существует еще одна непреодолимая проблема в случае победы - отсутствие кадрового ресурса для формирования своего аппарата и взаимодействие с Конгрессом, где присутствуют только две ведущие партии.

Система выдвижения кандидатов в президенты США выглядит сложной, даже хаотичной и находится в состоянии перманентного изменения. Наибольшего успеха добиваются те партийные кандидаты, которые хорошо понимают ее и умеют гибко действовать в заданных рамках, а иногда и за их пределами.

Общие выборы

Финансирование избирательных кампаний

После того как съезд выдвигает кандидата, все внутрипартийные конфликты обычно откладываются до момента окончания выборов и партия превращается в более или менее отлаженный механизм для проведения предвыборной кампании. Утвержденный каждой из двух основных партий кандидат получает право на пользование федеральным избирательным фондом. Этот фонд содержит достаточно крупную сумму и предоставляется для того, чтобы минимизировать влияние частных интересов на будущего президента. Согласившись его использовать, кандидат не имеет права привлекать для своей кампании любые сторонние средства, а также обязуется тратить деньги в строгом соответствии с определенными законом правилами. Если кандидат отказывается от федерального фонда, он имеет право привлекать любое количество частных пожертвований и использовать их как хочет (естественно, эта свобода не распространяется на такие расходы, как, например, покупка голосов).

Читайте также: