Доклад на тему софокл трагедия антигона

Обновлено: 05.07.2024

Братья Антигоны Этеокл и Полиник убили друг друга в борьбе за власть. Царь Креонт приказывает не хоронить Полиника, считая его предателем. Антигона, одинаково любящая обоих братьев, не может допустить того, чтобы душа Полиника сгинула, не перешла в подземный мир.

  • Для древних греков обряд погребения был очень важен: душа и тело - единое целое. Если тело после смерти не было погребено, душа умирала вместе с ним. Для совершения обряда погребения достаточно было присыпать тело землей, что и совершает Антигона.

Узнав, кто нарушил запрет, Креонт приказывает замуровать Антигону в пещере, обрекая её на голодную смерть.

  • Креонт ставит государственную власть выше моральных общечеловеческих законов, данных богами. Для него такой поступок был логичен и обоснован: нельзя допустить, чтобы кто-либо шел против установленных правил. Антигона же защищает вечные нравственные ценности, без которых человек не является человеком. Предательство этих ценностей для нее было бы хуже смерти.

Гемон, сын Креонта, жених Антигоны, спорит с отцом, но царь непреклонен.

Слепец-прорицатель Тиресий сообщает царю о пророчестве, согласно которому разгневанные боги готовы жестоко покарать не только Креонта, но и всех его подданных.

Когда же царь принял решение отменить приговор, было слишком поздно: Антигона покончила жизнь самоубийством, повесившись на собственной повязке. Увидев мёртвую возлюбленную, Гемон пронзает мечом свою грудь. Не в силах пережить смерть сына, Эвридика, жена Креонта, также протыкает себя мечом. Некогда гордый Креонт раздавлен горем, уничтожен морально. Он восклицает:

Идейная основа

  • Годы жизни Софокла: около 496 - 406 гг. до н. э.

В трагедии "Антигона" Софокл полемизирует с софистами, которые славились тем, что могли красноречиво оспорить любое суждение, поставить его под сомнение. Они не признают божественных неписанных законов. Протагор же объявляет человека мерой всех вещей. Но если человек - мера всех вещей, то и власть оправданно субъективна, что может привести к тирании.

На примере Креонта Софокл показывает противоречия между произволом человека и неписанными божественными законами, ставя последние выше всего. Он признает свободу человека и его разум, но считает, что есть высшая, более справедливая сила, а пренебрежение к божественным законам - причина несчастья человека.

Софокл. Антигона. Пересказ трагедии. Слушать аудиокнигу

Антигона у мёртвого тела Полиника

Антигона у мёртвого тела Полиника. Художник Н. Литрас, 1865

Антигона

Антигона. Художник Ф. Лейтон, 1882

Антигона дважды засыпает землей тело Полиника. В первый раз ей удается уйти незамеченной, во второй ее схватывает стража и приводит к царю. Это удвоение мотива, за которое современная критика часто упрекала Софокла, помогло поэту привлечь особое внимание зрителей к поступку Антигоны и подчеркнуть его значение в акте разоблачения Креонта. Креонт не сомневается в том, что Антигона руководствовалась только личными побуждениями, любовью к брату, в то время как он, правитель, своим отношением к мертвому предателю укрепляет основы государства. Поэтому у Софокла он без сомнений и колебаний выносит приговор Антигоне. От ошибочного шага Креонта пытается удержать сын Гемон. Но так как Антигона обручена с Гемоном, царь подозревает Гемона в стремлении спасти возлюбленную в ущерб интересам отечества. В сознании своего превосходства над сыном он говорит ему:

Не подчиняйся ж прихоти, не жертвуй
Рассудком из-за женщины, мой сын.

Тщетно Гемон убеждает отца в том, что все фиванцы на стороне Антигоны:

. Город весь жалеет эту деву,
Всех менее достойную погибнуть
За подвиг свой позорнейшею смертью.

Однако Креонт в трагедии Софокла полностью объят ослеплением. Молчание запуганных им старейшин (хор) он принимает за выражение ободрения и прогоняет сына. Появляется слепой прорицатель Тиресий с известием, что боги осудили действия царя и готовы покарать город за нечестивые поступки правителя. Но Креонт относится к слепому старцу как к предателю, польстившемуся на золото врагов:

. Пророки все всегда любили деньги.

Тиресий считает для себя унизительным оправдываться перед безумцем. Он уходит, предрекая Креонту:

Увидишь сам: раздастся скоро, скоро
Вопль женщин и мужей в дому твоем.
Гнев на тебя вздымают города.

Грозные слова, спокойствие пророка, опасения хора вселяют страх в Креонта. Он спешит освободить из заточения Антигону, но поздно: Антигона умерла в своем подземелье, и в отчаянии бросается на меч Гемон. Но этим не кончаются несчастья Креонта. Узнав о смерти сына, жена Креонта убивает себя. У Креонта нет больше сил. Он горестно обращается к слугам:

Уведите меня, уведите скорей,
Уведите – молю, нет меня; я ничто!

По мнению Софокла, ошибки и заблуждения являются неизбежным уделом людей. Так, Антигона, ошибочно считала себя одинокой, а поведение фиванских старейшин поддерживало ее в этом заблуждении. Лишь после появления Тиресия старейшины осмеливаются просить царя спасти Антигону и похоронить Полиника. Креонт считал себя справедливым правителем, а оказался тираном. Он поздно понял, что

Чтить до самой смерти должно
От века установленный закон.

Поучительный сюжет произведения древнегреческой мифологии помогает понять, что закон, написанный на небесах, выше человеческого.

История создания трагедии Софокла

Трагедия создана как продолжение рассказа о жизни царя Эдипа, который не понимал, что творит. Продолжение повествует о жизни его детей, развивается после смерти царя.

Главные герои и их характеристика

В произведении участвуют следующие персонажи:

Трагедия Антигона

Антигона – дочь царя Эдипа, главная героиня, которая решила похоронить брата, нарушив тем самым указ царя.

Креонт – царь, который приказал казнить царевну после смерти ее братьев.

Этеокл и Полиник – враждующие братья Антигоны, которые погибли на поле боя, не смогли поделить власть и трон, оставшийся после смерти отца.

Исмена – вторая дочь Эдипа, которая не поддержала Антигону, не стала ей помогать, посчитав себя слишком слабой.

Эрот – сын царя, жених Антигоны, который покончил жизнь самоубийством, узнав о несправедливом решении отца казнить невесту.

Если рассказывать кратко, то автор написал несколько произведений, которые повествовали об отце Антигоны, его поступках, за которые он понес наказание – выколол себе глаза.

Антигона – плод инцеста, ее отец убил своего отца и женился на матери. В результате кровосмешения у него родилось 4 детей: 2 сына и 2 дочери.

Братья враждовали между собой и после смерти отца не смогли поделить трон и власть. В результате погибли оба в бою. С этого и начинается история, которая полностью раскрывает суть трагедии.

Если читать произведение, не зная предыстории, то сложно понять, в чем его суть.

Антигона

Если говорить кратко, то после смерти брата Антигона решает похоронить его, не обращая внимания на указ, который издал царь Креонт. Именно Креонт правит в Фивах после смерти одного из братьев Антигоны – Этеокла.

Его хоронят с почестями, а вот Полиник, второй брат царевны, после гибели остается гнить. Его тело оплакивают обе сестры, но решается на действия Антигона. Она пытается подговорить Исмену, но она отказывается ей помочь.

Тело Полиника охраняет стража, но при смене караула стражники обнаруживают, что труп присыпан землей. Один из стражников сообщает об этом царю, он приходит в ярость и грозит вестникам и стражникам страшной расправой.

Царь приказывает обнаружить нарушителя закона и привести его живьем к нему. Антигону обнаруживают через несколько часов, она вновь приходит к телу брата и засыпает его землей.

Царь приходит в бешенство и грозит Антигоне страшной расправой – он замурует ее живьем. Царевна своей вины не отрицает, выгораживает сестру и говорит о том, что правитель нарушил не человеческие, а Божьи законы.

999

Образ девушки взывает сочувствие, ее пытается оправдать не только народ, но и жених, царевич Эрот – сын Креонта. Но его мудрые и справедливые слова не впечатляют отца, он не меняет своего решения. Царевич протестует и говорит, что готов умереть вместе с невестой.

Накануне казни Антигоны к царю приходит слепой провидец, говорит, что его решением не довольны боги. Креонт под давлением меняет приговор, но поздно. Антигону уже казнили, а вместе с ней погиб и его сын, царевич.

Жена царя выслушивает вестника молча, потом уходит и бросается на меч. О чем Креонту тут же сообщает вестник. Царь остается в расстроенных чувствах, плачет и вторит, что закон богов выше, чем закон людей – полная антигония. В этот фрагмент правителю вторит хор.


Анализ произведения

Жанр произведения определяется, как трагедия. Суть заключается в том, что не стоит идти против морали, пренебрегать человеческими чувствами, ставить гордость превыше всего.

Царь возомнил себя всесильным, решил строго наказать сестру, которая чтила память брата, оплакивала его и присыпала тело землей.

Более подробно можно изучить трагедию, если прочитать ее. Текст можно найти на онлайн-сервисах, он есть и в аудио варианте. По мотивам трагедии поставлена не одна пьеса. Можно посмотреть трагедию в Театре музыки и поэзии.


Преобладающая черта в характере Антигоны - сила воли, которую она проявляет в борьбе с Креонтом за право похоронить брата по установленному обряду. Она чтит древний закон родового общества. У нее нет сомнения в правильности принятого решения. Чувствуя свою правоту, Антигона смело бросает вызов Креонту.

Появление Гемона, порицающего отца и осуждающего его политику, в идейном отношении имеет значение как выражение политических взглядов самого Софокла, а в композиционном - как протест, который окончательно выводит Креонта из себя, он велит слугам привести Антигону, чтобы убить ее на глазах жениха.

Монолог Антигоны перед казнью - высшая степень напряжения. Жалобы Антигоны, приведенные в коммосе, вызывают живую симпатию к героической девушке, не знающей страха перед всесильным Креонтом, а сравнение ее судьбы с уделом Ниобы, дочери Тантала, обращенной в утес, усиливает драматизм.

В гибели Антигоны хор видит возмездие за отцовский грех.

г) Социально-политическая направленность трагедии.

В трагедии "Антигона" Софокл вскрывает один из глубочайших конфликтов современного ему общества - конфликт между родовыми неписаными законами и законами государственными. Религиозные верования, уходящие своими корнями в глубь веков, в родовую общину, предписывали человеку свято чтить кровнородственные связи, соблюдать все обряды в отношении кровных родственников. С другой стороны, всякий гражданин полиса обязан был следовать законам государственным, которые иногда резко противоречили традиционным семейно-родовым нормам.

Героиня сознательно выбирает путь, который приводит ее к гибели, и поэт одобряет этот выбор, показывая, как смерть Антигоны становится ее победой и влечет за собой поражение Креонта.

Предыстория: Царь Эдип ушёл из города, царём стал Креонт тк сыновья Эдипа несовершеннолетние. Этеокл и Полиник (сыновья Э.) договорились, что будут царствовать по одному году. Когда Этеокл процарствовал год и пришёл Полиник, тот не пустил его в город, Полиник пошёл войной на Фивы, началась война между двумя братьями. В битве они убивают друг друга.

Начало трагедии: разговор Антигоны и Исмены. Антигона просит сестру помочь её похоронить и оплакать брата. (Креонт отдаёт распоряжение похоронить как царя Этеокла, а тело Полиника оставить даже не оплаканным), Исмена отказывает ей в этой просьбе и Антигона решает соверншить погребальный обряд сама. Креонту сообщают, что кто-то нарушил его наказ и на следующую ночь Креонт подсылает своих слуг схватить предателя. Антигона схвачена. Диалог Антигоны и Креонта. Антигона считает, что пусть она будет виновата перед Креонтом, но чиста перед богами. Трагическая война Антигоны: соблюдая общечеловеческий закон, она нарушает закон государства в трагическое военное время. Активный героизм Антигоны, ее прямота и правдолюбие оттенены пассивным героизмом Исмены; Исмена готова признать себя соучастницей преступления и разделить судьбу сестры. Антигона отклоняет эту жертвенность Исмены.

Смысл – это не драма о преступлении и наказании, трагедия человека (Креонта) (в том, что он никого не слушал). Он неправильно понял свои права и переоценил свои возможности. Моральное уничтожение Креонта страшнее физической смерти

Согласно другому толкованию трагедии, Софокл всецело стоит на стороне Антигоны (смерть Антигоны становится ее победой)

Софокл завершил начатое Эсхилом дело превращения трагедии из лирической кантаты в драму.Центр тяжести трагедии окончательно перешел на изображение людей, их решений,поступков, борьбы.Проблемы, волнующие Софокла, связаны с судьбой индивида, а не судьбой рода. Это изменение в идеологической установке привело Софокла к отказу от принципа сюжетно связанной трилогии, господствовавшего у Эсхила. Другое значительное драматическое новшество Софокла - допущение трельего актера, что позволило разнообразить сцены введением второстепенных лиц.

Характерным примером драматургии Софокла может служить его трагедия "Антигона"(около 442г.)Сюжет "Антигоны" относится к фиванскому циклу и является продолжением сказания о войне "Семерых против Фив" и о поединке Этеокла и Полиника. После гибели обоих братьев новый правитель Креонт похоронил Этеокла с надлежащими почестями, а тело Полиника, пошедшего войной на Фивы, запретил предавать землю, угрожая смертью. Сестра погибших, Антигона, нарушила запрет и похоронила Полиника. Софокл разработал этот конфликт с точки зрения конфликта между человеческими законами и "неписанными законами" религии и морали. Вопрос был актуальным : защитники полисных традиций считали "неписанные законы" богоустановленными и нерушимыми в противоположность законам людей. Афинская демократия также требовала уважения к "неписанным законам".

В прологе трагедии Антигона сообщает своей сестре Исмене о запрете Креонта и о своем намерении похоронить брата , несмотря на запрет. Драмы Софокла строятся таким образом, что герой уже в первых сценах выступает с твердым решением, с планом действия, определяющим весь дальнейший ход пьесы.Этой экспозиционной цели служат прологи ; пролог к "Антигоне" содержит и другую черту, очень характерную для Софокла, - противопоставление суровых(Антигона) и мягких(Исмена) характеров. Антигона приводит свой план в исполнение; она покрывает тело Полиника тонким слоем земли. Едва лишь Креонт успел изложить программу своего правления, как узнает, что приказ нарушен. Креонт видит в этом происки недовольных его властью граждан, но затем к нему приводят Антигону, пойманную при вторичном появлении у трупа брата.

Антигона уверенно защищает правоту своего поступка, ссылаясь на кровный долг и нерушимость божественных законов. Активный героизм Антигоны оттенены пассивностью Исмены, но она готова признать себя соучастницей преступления и разделить судьбу сестры. Тщетно Гемон, сын Креонта и жених Антигоны, указывает отцу, что народ на стороне Антигоны. Креонт обрекает ее на смерть в каменном склепе.

Анализ трагедии "Антигона" древнегреческого драматурга Софокла. Может использоваться в рамках основного образования в процессе изучения культуры Древней Греции, а также в рамках дополнительного образования, внеурочной деятельности и проектной деятельности.

Оценить 1930 0

«Не погребать и не рыдать над ним,

Чтоб, не оплакан и земле не предан,

Антигона настолько предана своим принципам, что хоронит тело дважды. Что я имею ввиду: первый раз, он присыпала тело брата пеплом, но стражи, стряхнули его и остались следить, убитая горем девушка вернулась во второй раз, чтобы провести погребальный ритуал, стражи увидев Антигону, схватили ее. Страж рассказал царю следующее:

«Она не оробела. Уличаем

Ее в былых и новых преступленьях, -

Стоит, не отрицает ничего.

И было мне и сладостно и горько:

Отрадно самому беды избегнуть,

Но горестно друзей ввергать в беду.

А все ж не так ее несчастье к сердцу

Антигона: Да. Как не знать? Он оглашен был всюду.

Креонт: И все ж его ты преступить дерзнула?

Почему Антигона не стала ничего отрицать ни перед стражами, ни перед Креонтом? Во-первых, она отстаивала свою справедливость, во-вторых, исполняла свой долг. Как гласит Фиванский цикл, на отца Антигоны было наложено проклятие, по которому, трое его детей должны были погибнуть. Если бы не отважность Антигоны, повлекшая за собой смерть, это проклятие передалось бы на ее детей, такого она допустить не могла.

Учитывая, что власть Креонту дарована богами, то можно ли предположить, что он идет против божьего закона? Отчасти, ведь оставлять умершего непогребенным страшный грех. Почему я вообще заговорила о богах? В Древней Греции мифологии и пантеону отводилась главенствующая роль в жизни населения. Боги управляли жизнями и судьбами людей. Поэтому и Антигона аргументирует свой поступок тем, что не Зевсом, верховным правителем, указ был издан.

Эписодий второй представляет собой долгий диалог Антигоны и Креонта, в ходе которого появляется Исмена. Тут то и проявляется ее истинное двуличие, которое отмечает и царь, и сестра.

«Креонт: Ты, вползшая ехидною в мой дом,

Сосала кровь мою. Не видел я,

Что две чумы питал себе на гибель!

Участвовала ты в том погребенье

Иль поклянешься, что и знать не знала?

Исмена: Я виновата, коль сестра признает,

И за вину ответ нести готова.

Антигона: Всю правду знают боги в преисподней,

Но мне не мил, кто любит на словах.

Исмена: Ты мне, родная, в чести не откажешь,

С тобой погибнув, мертвого почтить.

Антигона: Ты не умрешь со мной, ты ни при чем,

Одна умру - и этого довольно.

Исмена: Но как мне жить, когда тебя лишусь?

Столь большой и значимый отрывок очень ясно отражает мою мысль о том, что Исмена играет в обеих командах: и сестру поддерживает, и закон не нарушает. Только вот один нюанс, своим двуличием она подверглась призрению и со стороны царя, закон указ, которого не нарушала, и сестры, вместе с которой готова умереть. Вывод – сухим из воды выйти нельзя.

Порой, мне кажется, что все трое безумцы. Каждый одержим своими личными идеями и принципами, отчего творят глупости. Креонт, оставаясь верным закону и своей личной справедливости, готов казнить невесту сына. Единственный разумный, на мой взгяд, в этой ситуации остается сын Креонта Гемон, который говорит своему отцу следующее:

«К тому же я не в силах утверждать,

Что ты в словах своих несправедлив,

То есть он единственный, кто видит мир цветным, не делит все на черное и белое, верит, что у разных людей могут быть разные взгляды. Только, к сожалению, единственный разум этой трагедии совершает самоубийство, узнав о смерти любимой. Как и в жизни, разумное повержено упрямством.

Подводя итог, мне хотелось бы выделить несколько особенностей, которые подтверждают актуальность произведения, ведь, если задуматься, до сих пор в той или иной степени, они совершаются многими нашими предками и современниками.

Во-первых, пойдем по хронологии, отстаивание своих принципов и чести семьи. Естественно, поступок, достойный уважения.

В-третьих, одержимость и упрямство Антигоны и Креонта. Антигона, настолько хотела добиться справедливости, что рисковала жизнью во второй раз по глупости, ведь, по сути, она похоронила первый раз брата, выполнила свой долг, но упрямство заставило ее вернуться. С Креонтом та же ситуация. Если бы он, внял голосу разума, послушал своего сына, то Гемон остался бы жив.

В – пятых, вечное противоречие между законом и моралью. Закон – Креонт, мораль – Антигона. Слепое движение в обоих направлениях ведет к трагедии.

В – шестых, возраст определяет разум человека.

«Так неужель к лицу мне, старику,

В – седьмых, во главе стоит один человек.

«Гемон: Не видишь сам, что говоришь как отрок?

Конечно, нельзя назвать Креонта тираном, но несправедливым правителем отчасти можно. Сотни лет люди боролись за то, чтобы устранить самодержавие. Единоличный правитель хорош только в том случае, если он мыслит и рассуждает, а не слепо идет против народа.

Читайте также: