Доклад мораль и идеология

Обновлено: 08.07.2024

Я знаю только горстку людей, которые сознательно осознают ценности, которые они используют, чтобы направлять свои решения. Ещё меньшему числу людей известны ценности, которые поддерживали наши виды на протяжении десятков тысяч лет. Здесь, мы сделаем их видимыми, как идеологию социальной устойчивости, так, что мы сможем оценить их важность в том, как мы принимаем решения относительно всего в нашей жизни.

Недавно один мой друг меня спросил: “Как работает социальная устойчивость? И что такое идеология, в любом случае? Я не понимаю это”.

Когда мы начинаем интерпретировать всё, что происходит с нами, с точки зрения социально-устойчивых ценностей, и использовать их в качестве основы для принятия наших решений, то эта идеология может нам помочь создавать варианты, выборы, решения, и действия, которые поддерживают и способствуют социальной стабильности в нашей жизни, сообществ и общества в целом.

Устойчивая Мораль —

Когда мы разрабатываем варианты, выборы, решения, основанные на шести ценностях социальной устойчивости, то наши действия приобретают нравственность социальной устойчивости. Наши действия становятся “моральными” ( + ) в соответствии с этими ценностями; или, “нейтральными” ( ø ), как не способствующими, так и не оказывающих пагубных последствий социальной стабильности индивида, организации или национальной, международной или глобальной организации. Те, которые являются пагубными, они “аморальные” ( – ), с точки зрения социальной устойчивости, совершённые ли только индивидом, или как личностью, принимающим решения в организации любого типа и размера. (Организации не принимают решения, а руководители.)

Устойчивая, гуманная мораль. Иронично, но варианты, решения, и действия, которые являются моральными, и способствуют социальной устойчивости, могут быть не гуманными. Действия, которые способствуют устойчивости, также должны быть проверены как гуманные. В своей основе, сопереживание, сострадание и “Любовь” поддерживают развитие более высокого качества жизни для нас самих и с другими. Эти три Ценности-Эмоции (сопереживание, сострадание и “Любовь”) предоставляют мотивирующую энергию, чтобы вырасти в более полного, зрелого и функционального индивидуума внутри себя, и в нашей социальной среде. Они позволяют нам увидеть общее благо как общественное, а не эгоистично личное.

Сочетание этих шести ценностей предоставляют средства для определения “общего блага”, “что является справедливым”, “социальную справедливость” и “социальное правосудие”, которые побуждают нас действовать с сочувствием, состраданием и гуманной заботой — индивидуально, социально, политически, и экономически.

Что этим не является, и более. Важно также сказать, что не является нравственностью для устойчивой цивилизации. Это не та нравственность, которая основывается на религии, политике, деньгах, власти, славе, расе, этнической принадлежности, поле, национальности, или личности; и, кроме того, она не присоединена к тем ориентациям. Она поддерживает выживание, существование и развитие нашей глобальной цивилизации, как социального организма, и это применимо как к международному сообществу государств, так и для индивидов, семей, общин, государств и наций.

Наши Традиционные Формы Морали —

Вы можете быть озадачены этой новой моралью. Тем не менее, когда мы исследуем нашу историческую форму морали, то мы обнаруживаем, что она является глубоко порочной, и неспособной решать многие социальные проблемы современности. Наша традиционная мораль была разработана более 4000 лет назад, и никогда не была предназначена, чтобы быть работающей моралью для развития и улучшения качества жизни и устойчивого развития нынешнего и будущих поколений. Она была разработана как “один размер подходит для всех”, как своего рода код, который передаётся каждому поколению с древнейших времен.

Мораль (от латинского moralitas "манера, характер, правильное поведение") - это дифференциация намерений, решений и действий между теми, которые являются хорошими (или правильными) и теми, которые являются плохими (или неправильными).
Моральный кодекс - это система морали (например, в соответствии с определенной философией, религией, культурой и т. д.) и мораль – это любая такая практика или обучение в рамках морального кодекса. Прилагательное мораль является синонимом слова "хороший" или "правильный". Аморальность - это активное противодействие морали (т. е. хорошему или правильному), наряду с этим аморальность определяется по разному, как непонимание, безразличие к чему-либо, или неверие в какие-либо моральные нормы или принципы. 8


Наш традиционный моральный кодекс существует только для трёх причин:

  1. В качестве руководства для принятия решений во взаимоотношениях между людьми.
  2. В качестве руководства для социальной власти, такой, как юридические суды, когда люди делают аморальные решения и действия.
  3. Чтобы обеспечить известный метод для поддержания социальной стабильности.

Традиционный моральный кодекс ничего не говорит о том, чем должен руководствоваться один человек, или семь миллиардов в будущем. Это не займет много проницательности, чтобы увидеть, что мораль западной цивилизации используемая уже более 4000 лет, не делает ничего, чтобы выявить и указать путь к общей социальной цели, которую каждый может легко принять. Она не делает ничего, чтобы помочь индивидуумам, правительствам, общественным организациям, корпорациям, и организациям общин и обществ достичь этой цели. Пожалуй, один из самых вопиющих недостатков нашего старого морального кодекса состоит в том, что он не применим к организациям, корпорациям или правительствам. Он исключительно для морали от человека к человеку. Даже в этой простой способности он упреждающе не указывает путь к социально устойчивым отношениям.

Совершенно ясно, что наши традиционные нормы морали не поддерживают функциональное, устойчивое общество. В обществе, которое выбрало двигаться к социальной устойчивости, все решения и действия всех граждан, социальных учреждений и организаций, корпораций и правительств должны проактивно способствовать их взаимной социальной устойчивости; и, прекратить действия, которые наносят ущерб социальной устойчивости индивидуумов и общества. Если качество жизни является центральным для социальной устойчивости, оно не станет реальностью без комплексных моральных решений, которые поддерживают социально устойчивые действия. Во многом это похоже на шпонку между полуосью и ведущей шестернёй, мораль, которая упреждающе ориентирует все социальные мысли и поведения отдельных лиц и организаций, является ключом, который выполняет любые попытки, чтобы установить устойчивую социальную организацию.

Подробнее. Социально устойчивая, гуманная мораль —

  • Универсально применима для всех людей любой нации, культуры, расы, национальности, общества, и пола.
  • Будет актуальна и применима в течение 5000 лет от сегодняшнего момента, также как и сегодня.
  • Может стать способом мышления и легко воспринимается всеми людьми без явного или скрытого подтекста иностранных, внутренних, политических или денежных тайных планов.
  • Может поощрять позитивные, конструктивные мысли, формулировки и поведение любого человека на любом уровне общества.
  • Даст надежду на улучшение качества социальных отношений между индивидуумами, общественными организациями и национальными организациями.
  • Легко понимается и применяется практически любым человеком, грамотным или нет.
  • Будет проактивно поощрять социальную эволюцию и зрелость индивидуумов, семей, сообществ, обществ и наций.
  • Будет чётко определять, какие действия добавляют к социальной устойчивости индивидуумов, семей и сообществ, а какие действия пагубны для этого результата.

Добавочная Ценность Моральных Решений —

Переориентация социальной ценности индивидуума. Когда миллионы ежедневных решений и действий осуществляются через социально устойчивую мораль, то каждый индивидуум становится более ценным социальным активом, который может приносить пользу своему сообществу и обществу. Такой кодекс морали добавляет социальную ценность для сообщества, поскольку индивидуум упреждающе принимает решения, которые повышают устойчивую ценность для его собственной жизни и его сообщества. Когда организации принимают решения в соответствии с шестью ценностями, то это приносит пользу индивидуумам и обществу.

Качественные, основанные на ценностях культуры хорошо подготовились к тому, чтобы вовлечь социальную устойчивость, поскольку они являются комплексными по характеру, где человек рассматривается как способным к тому, чтобы влиять на целое, в той мере, как целое влияет на человека. Этот тип мыслящих ценностей окружает системы целостности семьи, сообщества и общества. Индивид существует в отношениях связанности, интеграции и открытости, а не разделения и исключительности.

Качественное, ценностно-ориентированное мышление предлагает индивидуумам возможность предоставления качественных интерпретаций в их мир. Люди ценятся, потому, что они имеют потенциал, чтобы добавить качество-ценность для их сообщества и общества через свои решения и действия. Чтобы повысить ценность вклада индивидуума в обществе, этот человек должен рассматриваться как актив, ценность которого для общества может быть увеличена. Тогда человек становится инвестицией, активом, который может способствовать росту “возврата” для его или её семьи, общине и обществу.

Переориентация социальных программ. Когда общество принимает проактивную инициативу по подготовке индивидуумов для участия в создании устойчивости общества, то это становится достаточным основанием, чтобы двигать общества к социальной зрелости и стабильности. С противоположной точки зрения, когда дети не подготовлены жить в социально устойчивом обществе, то они фактически отвергают возможность принимать решения, которые улучшат качество их жизни, и образа жизни в материальном и социальном плане, что вызывает “сопротивление” для морального и устойчивого развития своей семьи и сообщества. Они отвергают возможность увеличения ценности для своей жизни без того, чтобы решать сознательно.

Сдвиг в культуре. Возможность целых обществ, двигаться к социальной устойчивости, будет значительным сдвигом в культуре, и мышлении индивидов. По мере роста населения свыше количества, необходимого для поддержания общества, меньшее качество жизни становится одинаково доступным для всех, и тем понижает ценность каждого нового гражданина для этой страны. Это противоречит нашим историческим нравственным корням, где ценность каждого человека рассматривается как нечто уникальное и ценное, каким он является. Та реакция, которую мы наблюдали в семьях среднего класса и выше среднего, увеличивает ценностные инвестиции в каждого ребенка, в то время как ценностные инвестиции детей, которые являются экономически изолированными, уменьшаются.

Думать о ценности индивидов, как социальных активов, чья ценность может быть увеличена в интересах общества, является свидетельством возрастающей нравственной зрелости нашего общества. Переориентация общественной нравственности, использующей эти ценности, начала бы придавать ценность интегральной целостности нашего общества, в то время, как мы видим разрозненную совокупность расовых, этнических, национальных и религиозных социальных групп, раздирающих наше общество в клочья.

Социальный Контракт Социально Устойчивого Морального Долга —

Из-за того, что люди недолговечны, а общества и цивилизации являются долгоживущими, то общества обеспечивают условия для выживания будущих поколений людей. Такой исход может произойти только тогда, когда граждане и организации принимают решения, которые поддерживают выживание и устойчивое развитие будущих поколений общества.

Большинство людей забыли, что общественный договор между их обществом и индивидуумами в прошлом сделал возможным для них иметь хорошую жизнь сегодня. Общественный договор требует, чтобы общество обеспечило индивидуумов и семьи возможностью осуществления трёх основных ценностей социальной устойчивости: качеством жизни, ростом и равенством. Общественный договор по социальной устойчивости также требует, чтобы индивидуумы и организации принимали решения и предпринимали действия, которые поддерживают три основные ценности социальной устойчивости для благополучия будущих поколений общества; и им, возможно, потребуется пожертвовать своей жизнью, чтобы помешать угрозам со стороны иноземных захватчиков, или других, для того, чтобы способствовать выживанию общества и устойчивому развитию будущих поколений.

  • Этот контракт срывается, когда большему обществу не удаётся добавить ценность к устойчивости своих граждан, и, когда оно также не в состоянии действовать ответственно, чтобы обуздать социальные влияния и социальных хищников, которые наносят вред гражданам.
  • Этот контракт срывается, когда индивидуумы и семьи не умеют научить своих детей, как стать полезными членами для социальной устойчивости общества, и будущего этого общества.

Социально Устойчивый Моральный Долг —

Основной моральный долг состоит в том, чтобы не навредить другому, что ослабляет их способность выживать, существовать, и стать социально устойчивыми — и нейтральными, чтобы делать вклад в устойчивость самих себя, их семей и сообщества.

Наш вторичный моральный долг состоит в том, чтобы активно принимать решения, которые способствуют социальной устойчивости личности, его семьи, сообщества и для общества. Акцент делается на обязанностях, которые улучшают качество жизни индивида, семьи и сообщества, и общества в целом, для организаций и личностей.

1. Индивидуум. Поскольку личность является органической основой устойчивости нашей глобальной цивилизации, то его или её обязанности и действия направлены к семье, обществу, государству, нации и мировому сообществу. Индивидуум становится ценностным активом общества, поскольку он или она способны способствовать устойчивости своего сообщества.

Основной Моральный Долг: Сохранить жизнь; не причинять вреда прямо или косвенно к другому.

Объяснение: Защита социальных и материальных ценностей, существующих и потенциальных, социальной устойчивости — будущего этого общества. Защищать и развивать те социальные активы (генофонд, младенцев в утробе матери, младенцев и детей, и взрослых), так, что добавленная ценность даётся каждому человеку, который имеет потенциал, чтобы внести свой вклад в устойчивое будущее общества и цивилизации;

Вторичный Моральный Долг: Сделать социальный вклад в социальную устойчивость личности, семьи, общины.

Объяснение: Первая цель жизни человека состоит в том, чтобы сделать жизнь их собственного существования осмысленной; во-вторых, внести значимый вклад в устойчивость своей общины, общества и цивилизации. Каждый человек ответственен за то, чтобы защищать, развивать и использовать социальные ресурсы для социальной устойчивости, возможной для этого и всех будущих поколений.

Упор делается не только на выживание и существование самих себя и общества, но устойчивости этой личности и общества — общества устойчивых личностей в социально устойчивом контексте — наслаждаясь устойчивым качеством жизни.

2. Организации — Сообщества и Общества. “Организации” включает в себя все социальные, государственно-политические, и финансово-экономические организации, включая индивидуальных предпринимателей, государственные учреждения, офисы, бюро в каждой ветви власти всех уровней, компаний и корпораций, и фондов, как пример.

Моральный долг демократического правительства в обществе, которое движется в сторону социальной устойчивости, это чтобы создать своё видение, намерение, работающую философию, миссию, цели и задачи, которые не только помогают выживанию, существованию и оперативному поддерживанию общества, а также поддерживают развитие и эволюцию этого общества в стабильное и зрелое общество.

Ответственность правительства состоит в том, чтобы помочь сообществам и большему обществу сохранять, защищать и развивать социальную стабильность её граждан, а также устранять отдельных лиц, объединения людей и организации, которые нарушают социальную стабильность других людей.

Руководители организаций, которые принимают решения, являются также морально ответственными за принятие решений и предпринимаемые действия, как отдельные граждане. Это является социально устойчивой нравственной ответственностью организаций, чтобы принимать решения и совершать действия, которые проактивно работают в сторону устойчивости их принимающего общества и его граждан.


Первичный Долг: Защита и сохранение целостности семейной организации и функций, и затем общества этой семьи.

Объяснение: Акцент делается на выживании, существовании и устойчивости индивидуумов этого общества для обеспечения устойчивости их общества. Индивид делает свой вклад в их жизнь с этой целью; и, общество помогает человеку иметь осмысленную, целенаправленную жизнь, которая способствует этому вкладу. Это является отношением симбиотической устойчивости, где объединяются социальные силы индивида и общества, и оба получают пользу, которая не используется другими для их отдельных целей. У обоих есть намерение на взаимовыгодной основе.

Хотя это может показаться утопичным для читателей в начале 21-го века, это основано на необходимости прагматических нравственных решений каждым человеком и их государственными учреждениями и корпорациями, которые позволяют развитию социальной устойчивости в семьях, общинах и национальных обществах.

Вторичный Долг: Чтобы освободиться то своих моральных обязательств, на которые общество морально не правоспособно, так, как личности.

Объяснение: На уровне общественной морали, гражданское правительство имеет ответственность и обязательство, чтобы выполнять действия социального морального уровня, которые на личном уровне считались бы аморальными, если бы они выполнялись индивидуумами.


3. Глобальные Организации - Нации и Международное Сообщество. Нравственный долг нации и сообщества наций, это, практически, то же самое, что и "Общественные Организации".

Три Моральные Императивы Социальной Устойчивости

1. Ни один человек не уменьшают или не препятствуют социальной устойчивости другого человека, социального субъекта или глобального субъекта без морального оправдания.
2. Никакой социальный субъект не должен ограничивать или препятствовать социальной устойчивости другого социального субъекта, индивидуума или глобального субъекта без морального оправдания.
3. Никакой глобальный субъект не должен ограничивать или препятствовать социальной устойчивости другого глобального субъекта, социального субъекта или индивидуума без морального оправдания.

“Социальный” относится к двум или более лицам.

“Субъект” относится к любой постоянной или временной социальной группе, и может быть организованным или неорганизованным. Например, корпорации, правительственные агентства и целое правительство будет считаться постоянной, организованной социальной группой. Tupper Ware® Party и кибер-группа “Meet Up” будут рассматриваться как временные, неорганизованные социальные субъекты.

“Организованный” относится к временной или постоянной группе, которая имеет организационную структуру, даже если это означает единичную организующую личность как индивидуального предпринимателя.

На идеологическом уровне моральное сознание представляет собой совокупность принципов, норм, категорий, идеалов, идей о должном, сущем, личном и общественном. Эти элементы устойчивы, в них четко выражена социальная или политическая направленность.

В середине XIX в. новый подход к выяснению содержания и общественного познания идеологии был сделан К. Марксом и Ф. Энгельсом.Основополагающим в понимании сущности идеологии является ее понимание как определенной формы общественного сознания. Сущность и социальная направленность идеологии определяются общественным бытием.

Самое обстоятельное и аргументированное толкование идеологии, ее сущности было дано основоположниками марксизма и их последователями. Они определяют идеологию как систему взглядов и идей, с помощью которых осмысливаются и оцениваются отношения и связи людей с действительностью и друг с другом, социальные проблемы и конфликты, а также определяются цели и задачи общественной деятельности, заключающиеся в закреплении или изменении существующих общественных отношений.

В классовом обществе идеология — это часть общественного сознания и относится к ее высшему уровню, поскольку в систематизированной форме, облеченной в концепции и теории, выражает основные интересы классов и социальных групп.

Идеология - это консолидирующая система идей, сплачивающих различные слои населения, определяющих их ценностные ориентации, моральные нормы, определенный образ жизни, их социальную активность. Это социально-значимая и теоретически оформленная система идей, в которой отражаются глубинные интересы соответствующих социальных групп и слоев и которая призвана закрепить или изменить общественные отношения. Политические идеологии обладают большим потенциалом, с помощью которого можно влиять на общественное сознание и оказывать коммуникационное воздействие.


Гуссейнов:

-Общество не может существовать без общепринятого морального языка, без осознания своего человеческого единства. В условиях классовой вражды и эгоистического разрушения нравов на такую связующую роль претендует мораль господствующего класса, которая становится господствующей моралью. Мораль господствующего класса в процессе того, как она становится господствующей моралью.

-Нормам, выражающим условия классового господства, придается всеобщая, абсолютная форма, как если бы они выражали интересы всего общества.

При нашем убогом ресурсе большинство лишено практически всех прав. Безопасность: богатые и те, кто при власти, имеют личную охрану, остальные – как получится. Правосудие: нет денег – будешь сидеть, виноват ты или нет. Есть деньги или власть – либо выпустят за взятку, либо развалят дело в суде. Над прочими правами идет усиленная работа: например, добиваются, чтобы медицина и образование стали платными. Это сразу отрежет большую часть граждан от этих благ (прав). Нет теперь права на труд. Да чего перечислять, каждый и так все знает.

Причем нам ведь были известны человеческие ценности из другого ряда. Они есть у человека всегда, где бы и в какую историческую эпоху он ни жил. Это, например, право выбора – между добром и злом, служением своему карману или обществу и т. д. Нам внушали, что такие нематериальные ценности только крепчают в борьбе за власть и деньги. Хорошо, двинулись по этому пути, и вдруг оказалось, что жизнь ухудшается! Стало понятным, что материальные ценности вторичны по отношению к высшим человеческим ценностям. Честь, совесть, правда, верность, долг, – не пустые звуки!

Но как соотносятся идеология и мораль с выживаемостью наций?

У всех биологических организмов существует стремление к собственному благополучию. Среди живой природы есть рыбы, есть млекопитающие, а есть земноводные. У каждого своя среда обитания, в которой он себя лучше чувствует: рыбы – в воде, млекопитающие – на суше, а земноводные на границе земли и суши. И у каждого вида свои интересы в рамках среды, в том числе интересы между собой и друг к другу. Некоторые из представителей этих видов, например, едят других представителей. Система таких интересов сопоставима с идеологией у людей. И точно так же, как у людей, если интересы одной из особей вступают в противоречие с интересами сообщества, то эта особь приносится в жертву сообществу. Если будет обратная ситуация, сообщества просто не выживут. В критические моменты человеческой истории все государства идут на ущемление интересов отдельных граждан. Например, всеобщая мобилизация во время крупных войн. Хочешь ты, не хочешь, а будь добр умереть за отечество, а убежишь – расстреляют как дезертира.

Есть довольно верное мнение, что идеология лучше та, при которой люди живут лучше. При коммунистах мы пыжились доказать, что идеология коммунизма лучше, чем идеология свободы человека в Америке. При этом некоторым людям не нравился способ, которым им доставались продукты в СССР. Но ведь и в США, которые доказывали нам свою правоту, многим не нравилось очень многое. Ясно, что нация должна была проявить все, на что способна, совершенно независимо от сложившегося политического строя, именно потому, что нация его – этот строй – и определяла. Россия себя проявила, и теперь можно сказать, что производительность труда у нас в 1930 – 1960-е годы была на самом деле не ниже, а много выше, чем в США, иначе мы не догнали бы их по многим параметрам. А вот по уровню благосостояния, в силу понятных причин, мы их не догнали.

Так стоило ли в таком случае принимать западные ценности? Вряд ли. Западных ценностей на всех не хватит, именно поэтому мы, русские, должны развивать собственные ценности. Не потому, что западные ценности плохие, – они не плохие и не хорошие. Они нам просто не подходят.

За последние 15 лет не просто шла переоценка ценностей, а произошел отказ от морали и моральной солидарности вообще. Это видно по массовой люмпенизации населения и тому факту, что нецивилизованные формы решения конфликтов стали у нас почти нормой жизни. Потеряна вера, опасно ослаблена сила жизни. Идет процесс дегуманизации личности (проституция, наркомания), перевернута вся система оценок, и люди честного профессионального труда оказываются на обочине жизни. Короче, это такие вещи, которые очевидны и которые заставляют нас делать вывод о том, что цена преобразований была слишком высока.

Мораль в современном обществе не может держаться исключительно или по преимуществу на доброй воле индивидов, на их индивидуальных добродетелях. Она обязательно должна быть институционально оформлена и подкреплена. Но в России разрушены, находятся в состоянии хаоса именно общественные институты: правовая система, система образования, в каком-то смысле средства массовой информации. Когда государство ушло из сферы воспитания, сняло с себя идеологические, патерналистские функции, то это сказалось на морали еще более разрушительно, чем на состоянии хозяйства сказался уход государства из экономики.

Вот насколько связаны мораль, идеология, экономика, выживаемость.

Основное богатство общества – это труд его граждан. Но в обществе могут по-разному к нему относиться: либо как к высшей доблести и награде для каждого человека, либо считать его унижением, тяжелым испытанием, которого нужно избегать всеми доступными способами. Решить проблему производства нельзя без формирования определенной жизненной позиции граждан страны, – вот вам и мораль, и идеология.

Для того, чтобы трудиться, необходимо предельное напряжение воли работника. А для этого нужна сильная мотивация, которая базируется на нравственных ценностях. Мотивацию необходимо постоянно изменять из-за совершенствования средств и предметов труда, прихода на производство новых поколений работников. А у России не только нет новой системы побуждений к труду, но и старая исчезла.

Люди, оказавшиеся в этот момент у власти, не обладали (и до сих пор не обладают) достаточным моральным развитием, чтобы создать такую новую систему. Она им и не нужна, если у них нет намерения вернуть Россию к ее прежнему положению в мире. Вывозить сырье и деньги за рубеж, естественно, проще, чем ломать голову над нравственными механизмами трудовой деятельности. А без решения этой нравственной проблемы, без построения на ее основе идеологии не будет Россия выживать.

Вспомним историю. В Европе в XVI веке произошел духовный переворот, вызванный Реформацией, своего рода культурная мутация, когда мещанская этика в форме пуританизма победила, стала господствующей. Капитализм на Западе строили протестанты-кальвинисты, очень верующие люди, которые ради своих моральных убеждений абсолютно без всякого колебания шли на смерть. Моральные максимы для них стояли на первом месте. Ведь не важно даже, какого содержания мораль. Важна готовность пожертвовать собственной шкурой ради того, в чем ты полагаешь свое человеческое достоинство. Кстати, если это доминирует в обществе, такое общество непобедимо. Капитализм был построен на Западе такими людьми. А сейчас общество потребления просто-напросто проматывает то, что было ими создано.

Мещанская этика, пуританская аскеза стали основой развития капитализма.

Но западники, как мы это уже показали, всегда склонны копировать лишь внешнюю сторону явлений. И мещанская этика пришла в Россию без той внутренней аскезы, которая была ее движущей силой, по крайней мере, в XVI—XVII веках, когда капитализм утверждался в Европе. Пропало из нее божественное начало. И ее просто стали навязывать, как способ приобщения к тому, что называется потребительским образом жизни. В итоге оказалось, что оголодавшие советские просто желали сладкой жизни и прочего, но не имели никаких исторических или духовных оснований для возведения этой этики в общественный образец.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Мораль Талмуда

Мораль Талмуда Талмуд делит все человечество на две части: евреев и не-евреев, последних он называет гоями. Всякий необрезанный есть иноплеменник, а иноплеменник и язычник – одно и то же. Христиане, как это мы увидим, составляют предмет исключительной ненависти евреев.

Идеология Евразийского союза – идеология три (3) Д

Идеология Евразийского союза – идеология три (3) Д ?духовность?ДЕРЖАВНОСТЬ?демократияСлавяно-тюркский Союз, основанный на Идеологии Соборности первого царя Московской Руси Ивана Грозного, соединившего в себе две легитимные ветви евразийской власти – Рюриковичей и

Идеология Победы – идеология Патриотизма и Консолидации

Идеология Победы – идеология Патриотизма и Консолидации Для победы в информационной войне, Россия нуждается в государственной интеграционной идеологии, идеологии интеллектуальной и духовной свободы, патриотизма и

Мораль на ощупь

Идеология, мораль и достоинство человека

7. Мораль

7. Мораль Мораль – это свод представлений и предписаний о Добре и Зле в человеческих поступках и отношениях.Мораль учит быть хорошим и не быть плохим. Сначала хорошее от плохого надо различать, а затем к хорошему стремиться, а плохого избегать.Чтобы в этом разобраться,

Идеология и мораль

Мораль историй

Мораль историй Самый важный и самый интересный вопрос заключается в том, почему этим людям-брендам удалось добиться всеобщего признания. Чтобы стать знаменитым, нужно сделать что-то, о чем будут потом рассказывать истории. Выражаясь старомодным языком, каждая история

Религия и мораль

Религия и мораль Принято смешивать два совершенно разных понятия: религиозность и нравственность. Однако религиозность никогда не была условием для нравственности. Более того, религиозная этика вступила в противоречие с современным, принятым в цивилизованном мире

Мораль буйвола [32]

Мораль

Мораль Многие считают, что современная кинопромышленность и мораль – вещи несовместимые или же что мораль, доминирующая в кино, настолько безнравственна, что киноработник не может иметь твердых нравственно-этических позиций. Наша работа отдана на попечение деловых

Мораль корпораций

Мораль и этика

Мораль и этика Библиоман. Книжная дюжина Мораль и этика Артур Шопенгауэр. Собрание сочинений : Мир как воля и представление. О четверояком корне закона достаточного основания / Пер. с нем. Ю. Айхенвальда. – М.: Престиж Бук, 2011. – 1032 с. – 4050 экз. Философия Шопенгауэра, как

Стрит-арт и мораль

История и мораль

Идеология, мораль и достоинство человека

При нашем убогом ресурсе большинство лишено практически всех прав. Безопасность: богатые и те, кто при власти, имеют личную охрану, остальные — как получится. Правосудие: нет денег — будешь сидеть, виноват ты или нет.

Над прочими правами идет усиленная работа: например, добиваются, чтобы медицина и образование стали платными, что сразу отрежет большую часть граждан от этих благ (прав). Нет права на труд. Никто и не заикается о праве на энергию или жилье. Да чего перечислять, каждый и так все знает.

Причем нам ведь были известны человеческие ценности из другого ряда. Они есть у человека всегда, где бы и в какую историческую эпоху он ни жил. Это, например, право выбора — между добром и злом, служением своему карману или обществу и т.д. Нам внушали, что такие нематериальные ценности только крепчают в борьбе за власть и деньги. Хорошо, двинулись по этому пути, и вдруг оказалось, что жизнь ухудшается! Стало понятным, что материальные ценности вторичны по отношению к высшим человеческим ценностям. Честь, совесть, правда, верность, долг, — не пустые звуки!

Но как соотносятся идеология и мораль с выживаемостью наций?

У всех биологических организмов существует стремление к собственному благополучию. Среди живой природы есть рыбы, есть млекопитающие, а есть земноводные. У каждого своя среда обитания, в которой он себя лучше чувствует: рыбы — в воде, млекопитающие — на суше, а земноводные на границе земли и суши. И у каждого вида свои интересы в рамках среды, в том числе интересы между собой и друг к другу. Некоторые из представителей этих видов, например, едят представителей других видов. Система таких интересов сопоставима с идеологией у людей.

И точно так же и у людей, и у животных, если интересы одной особи вступают в противоречие с интересами сообщества, то эта особь приносится в жертву сообществу. Если будет обратная ситуация, сообщества просто не выживут. В критические моменты человеческой истории все государства идут на ущемление интересов отдельных граждан. Например, всеобщая мобилизация во время крупных войн. Хочешь ты, не хочешь, а будь добр умереть за Отечество, а убежишь — расстреляют как дезертира.

Есть довольно верное мнение, что идеология лучше та, при которой люди живут лучше. При коммунистах мы пыжились доказать, что идеология коммунизма лучше, чем идеология свободы человека в Америке. И хотя люди жили, в общем, неплохо (большинство — просто лучше, чем теперь), все же некоторым не нравился способ, которым им доставались продукты. Но ведь и в США, которые доказывали нам свою правоту, многим не нравится способ получения работы.

Ясно, что нация должна была проявить все, на что способна, совершенно независимо от сложившегося политического строя, именно потому, что нация его — этот строй — и определяла. Россия себя проявила, и теперь можно сказать, что производительность труда у нас в 1930–1960-е годы была на самом деле не ниже, а много выше, чем в США, иначе мы не догнали бы их по многим параметрам. А вот по уровню благосостояния, в силу понятных причин, не догнали.

Так стоило ли в таком случае принимать западные ценности? Вряд ли. Западных ценностей на всех не хватит, именно поэтому мы, русские, должны развивать собственные ценности. Не потому, что западные ценности плохие, — они не плохие и не хорошие. Они нам просто не подходят. У них другие волки.

Мораль в современном обществе не может держаться исключительно или по преимуществу на доброй воле индивидов, на их индивидуальных добродетелях. Она обязательно должна быть институционально оформлена и подкреплена. Но в России разрушены, находятся в состоянии хаоса именно общественные институты: правовая система, система образования, в каком-то смысле средства массовой информации. Когда государство ушло из сферы воспитания, сняло с себя идеологические, патерналистские функции, то это сказалось на морали еще более разрушительно, чем на состоянии хозяйства сказался уход государства из экономики.

Вот насколько связаны мораль, идеология, экономика, выживаемость нации.

Основное богатство общества — это труд его граждан. Но в обществе могут по-разному к нему относиться: либо как к высшей доблести и награде для каждого человека, либо считать его унижением, тяжелым испытанием, которого нужно избегать всеми доступными способами. Решить проблему производства нельзя без формирования определенной жизненной позиции граждан страны, — вот вам и мораль, и идеология.

Для того, чтобы трудиться, необходимо предельное напряжение воли работника. А для этого нужна сильная мотивация, которая базируется на нравственных ценностях. А у России теперь не только нет новой системы побуждений к труду, но и старая исчезла.

Люди, оказавшиеся в этот момент у власти, не обладали (и до сих пор не обладают) достаточным моральным развитием, чтобы создать такую новую систему. Она им и не нужна, если у них нет намерения вернуть Россию к ее прежнему положению в мире. Вывозить сырье и деньги за рубеж, естественно, проще, чем ломать голову над нравственными механизмами трудовой деятельности. А без решения этой нравственной проблемы, без построения на ее основе идеологии не будет Россия выживать.

Вспомним историю. В Европе в XVI веке произошел духовный переворот, вызванный Реформацией, своего рода культурная мутация, когда мещанская этика в форме пуританизма победила, стала господствующей. Капитализм на Западе строили протестанты-кальвинисты, очень верующие люди, которые ради своих моральных убеждений абсолютно без всякого колебания шли на смерть. Моральные максимы для них стояли на первом месте. Сходный пример в истории России дают нам старообрядцы.

Ведь не важно даже, какого содержания мораль. Важна готовность пожертвовать собственной шкурой ради того, в чем ты полагаешь свое человеческое достоинство. Кстати, если это доминирует в обществе, такое общество непобедимо. Капитализм был построен на Западе такими людьми. А сейчас западное общество потребления просто-напросто проматывает то, что было ими создано.

В итоге оказалось, что оголодавшие советские при всей своей бедности не имели никаких исторических или духовных оснований для возведения этой этики в общественный образец. Когда до них дойдет, что с ними делают, они вернут свое достоинство и найдут новую идею.

Читайте также: