Доклад на тему служение отечеству

Обновлено: 02.07.2024

Государство – это то, что создано специально для обеспечения жизни и здоровья населению. Но тут все взаимосвязано. Стоит обратить внимание на то, что существуют различные права, а также обязательства. И не только у правительства перед людьми, но и наоборот. Например, защита Отечества.

Данная тема вызывает немало вопросов. Более того, некоторые не согласны с тем, что гражданин обязан оберегать свою Родину. К примеру, если он уезжает на ПМЖ в другой регион или не получает господдержки, когда это требуется. Но на самом деле ситуация вполне понятна. А все из-за того, что полномочия, ответственности и обязательства регулируются на законодательном уровне.

Долг и обязанность

В мире существуют два примерно схожих между собой понятия. Речь идет о долге и обязанностях. Первый вариант считается безусловным. Он при любых обстоятельствах выполняется согласно действующим внутренним или общественным убеждениям/требованиям. В России данный момент преимущественно регулируется на законодательном уровне.

Обязанность при этом обладает несколькими характерными чертами:

вынужденное, а не добровольное исполнение;

наличие у граждан и общества страза перед санкциями, накладываемыми за нарушение;

часто – регулирование законом.

Второй термин относится к внутренним убеждениям. Долг – сочетание силы собственных желаний и мотивов, которое дает уверенность выполняющему силы в целесообразности.

Важно: воинская служба – обязанность, которая установлена согласно Конституции РФ. Но относится она только к определенным категориям граждан.

В чем заключается военная служба?

Военная служба – отдельный вид обязательств человека перед государством, в котором он проживает на постоянной основе. Деятельность, характеризующаяся определенными характерными чертами.

защита родины

К принципам оной относят:

финансирование из госбюджета;

регулирование прав, обязанностей и свобод специальным законодательством;

внутренний распорядок и устройство военной организации контролируется правительством;

поступление в армию и несение службы в строго установленный период и отдельными категориями населения;

Какими качествами должен обладать защитник отечества?

защита отечества обязанность гражданина

Но тот, кто будет стоять на защите государства, должен обладать определенными качествами. К ним принято относить:

чувство ответственности (не только за себя, но и за окружающих);

ум (развитый интеллект);

доброту (сопереживание, эмпатию);

честность и порядочность;

верность и преданность своей Родине (патриотизм);

хорошо развитое чувство справедливости.


ВОЕННОЕ ПРАВО

Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.


АРМИЯ РОССИИ

СМИ "Обозник". История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих

Служение Отечеству в пространстве смысловой структуры патриотизма


С зарождением государств эпохи античности возникает и философское осмысление идеи служения Отечеству, которая в ту эпоху имеет очень большое значение.

Служить Отечеству означает фактически хранить то пространство, где человек обнаруживает себя родником жизни, воды которого животворят через него окружающий природный и социальный мир. Здесь стоит вопрос о хранении истоков бытия, о самой возможности быть или не быть человеку. Бог и сюзерен-вот два ориентира (духовный и материальный), регулирующих поведение средневекового человека в пространстве его жизнедеятельности.

В новое время, на месте средневекового воспитания благочестивых служителей Богу формируется новая цель —формировать гражданина, патриота, бескорыстно служащего на благо Отечества и своих ближних. В новых условиях необходима новая идея, носящая светский, национальный характер, а чтобы быть более понятной , ещё и культурное содержание.

С ХVII столетия в России начинается формирование национальной идеи в контурах государственно-национального пространства в духовном континууме православия. Главные слагаемые российского патриотизма —идея, принцип и опыт служения Отечеству —составили пределы национально- культурной идентификации человека —коллектива —общества — государства.

Именоваться русским означало быть слугой Отечеству и защитником своих ближних .

Педагогическая деятельность М. В. Ломоносова впитала в себя дух петровских реформ, но преодолела негативный для образовательной системы принудительный характер обучения, усилила элемент сознательности, добровольности в действиях учащихся. Идеал патриота для М. В. Ломоносова —человек научно образованный, смелый покоритель природы, действующий на благо государства. Великий ученый определил общие принципы построения и организации системы образования: научность, связь теории и практики, политехнизм, природосообразность, демократизм, патриотизм, непрерывность. Но, несмотря на прогрессивный характер педагогических идей М. В. Ломоносова, его представления о человеке были ограничены требованиями времени:его идеал не свободная, всесторонне развитая личность, а достойный слуга государства.

Анализ особенностей исторического процесса в России второй половины XVIII века позволил выявить условия образовательно-воспитательного потенциала развития промышленности, заложение основ светского образования, выполнения государственного заказа на национальные кадры обусловили поворот образования к проблемам личности, вызвали интерес как к внутреннему, так и соборному миру человека, индивидуальному и социальному в его развитии.

Одна из важнейших мыслей И. И. Бецкого состоит в том, что подлинное воспитание уважения к Отечеству невозможно без уважения к самому себе.

Исследование педагогического наследия В. Н. Татищева, М. В. Ломоносова, И. И. Бецкого, Н. И. Новикова, А. Н. Радищева позволило сделать вывод о том, что в течение XVIII столетия под влиянием историко- культурных условий национальной и европейской жизни происходит трансформация педагогического идеала.

Наоборот, именно от этой точки начинается поворот русской интеллигентской мысли (очень медленный и трудный)—от Европы к себе.

Оформляется течение славянофилов, и А. С. Хомяков предпринимает реабилитацию византизма.

Прошли века, и теперь уже не только подвиг людей, погибших тогда, но и благородство народа, пронесшего память о своих сынах через годы, войны, катаклизмы, —именно о тех сынах, погибших в борьбе с татарами, —взывают к нашим чувствам. И человек, хоть немного знающий историю своей страны и уважающий свою культуру, не может со спокойной душой в этот день заниматься своими личными будничными делами. Он идет в церковь, где служится вселенская панихида по всем убиенным воинам, ставит свечу, вспоминает и своих родных, убиенных и неубиенных (просто усопших), ближних и дальних, думает о них, о прошлом и будущем, о жизни и смерти, о Боге. И душа его настраивается на возвышенный лад, —он смотрит на себя и на свои дела из этой перспективы, он оценивает себя, свою жизнь с точки зрения вечности.

В отечественной культурно-исторической традиции онтологический симбиоз Космоса, Психеи и Логоса характеризуется следующими положениями:

— трактовка космоса как живого, становящегося образования (Н. Ф. Федоров, В. В. Розанов);

— возможность последовательного самостояния (Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, И. А. Ильин); — поиски целостного знания о Боге и миропознании через постижение иррациональной своему основанию Вселенной (И. В. Киреевский, Н. О. Лосский, С. Булгаков, П. А. Флоренский);

— поиск цельности своего бытия в жизни как способе служения Богу. Рассматривая приведенную трактовку историко-культурного субстрата отечественного педагогического процесса, сформулируем ключевые идеи конкретно-исторических доктрин отечественной мысли X I Х-XX вв. К их числу относятся: — восприятие человека как боговдохновенного (вселенского)существа, ищущего добра и противящегося злу ;

— понимание патриотически-ориентированного образования через наследие непреходящих ценностей соборного в своей основе русского культурно- исторического типа ;

— саморазвитие и самоусовершенствование личности посредством идеала, выводящего индивида из его собственного бытия в живое соборное всеединство мира, движущего начала воспитательного процесса ;

— познание Вселенной и Человека как единого иррационального универсума, требующего раскрытия своей сущности с позиций духовности .

В исследованиях философов X I Х-XX вв. последовательно звучит мысль об уникальности человека, который есть существо боговдохновенное или вселенское (К. Н. Вентцель, В. В. Зеньковский).

В этих философских пределах заключены ее свобода и индивидуальность, ее способность творить (И. В. Киреевский, Н. А. Бердяев, В. В. Зеньковский, С. И. Гессен, Н. О. Лосский).

Человек, верящий в Бога, различает в себе добро и зло, стремится к безусловной доброте и правде. В этом его свобода и оправдание своего бытия. Их он искупает у себя самого своей жертвою, духовным подвигом, своей цельной, соборной жизнью (Н. И. Пирогов, В. В. Зеньковский, П. Ф. Каптерев, Н. Ф. Федоров, Д. И. Менделеев, В. В. Розанов). Сторонникам евразийства (Л. П. Карсавин, Н. Н. Алексеев, П. Н. Савицкий, Н. С. Трубецкой и др. )принадлежит идея о сочетании государства и общества как единой социальной реальности, призванной осуществить важную духовную историческую миссию, составляющую глубокий смысл и великую цель единого евразийского государства, его правящего слоя, социальной общности народов России- Евразии, коллектива, семьи и, наконец, человека-индивидуума. При этом индивид рассматривался евразийцами как некая единица свободного самоопределения индивида в идеократическом государстве для достижения целей данного государства.

Приведенное понимание симфонической личности позволяет глубже раскрыть сущность государства как соборного целого, объединяющего в себе совокупность индивидуумов. В этом контексте пересекаются смысловые поля основных евразийских понятий:соборной личности и идеократического государства (идеократии). И именно здесь социальная философия евразийства достигает высшей степени конкретности восходя к понятию общественного идеала .

Л. П. Карсавин подчеркивает, что всякая соборная личность- иерархическая категория. В иерархии симфонических личностей, предложенной автором, государство занимает одну из верхних ступеней, являясь социальной основой и формой целостного единства российского государства. Данное единство включает в себя совокупность этносов, конфессий, классов, социальных слоев и групп, а также отношений, определяющих само существование гармоничного социального общества.

Человек, осознавший себя как боговдохновенную (вселенскую) субстанцию, вобравший в себя все мироздание, становится способным к живому личному созидательному действию, и перед ним открываются вселенские задачи —единение, восстановление единства природы и человека, человека и человечества, человека и Бога.

Изучение существовавшей в России в XIХ столетии системы образования позволило выявить ее детерминанты, ориентированные на выполнение государственных требований, таких как:практико-профессиональная опосредованность, принудительность, прагматичность.

Центральное противоречие просветительских взглядов В. Г. Белинского доводится до высшей точки в образовательной системе революционеров- демократов.

В педагогическом наследии Н. Г. Чернышевского это противоречие несколько смягчено за счет выдвижения на первый план идеи общественного служения и подчинения ей концепции личности.

Идеал Н. Г. Чернышевского —целеустремленная, деятельная личность, вбирающая в себя общенародные потребности и глубоко чувствующая общенародную боль, —формируется в несколько этапов:создание культурного образа мира, анализ конкретной социальной среды, практическое действие.

А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев. СЛУЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВУ КАК СМЫСЛ РОССИЙСКОГО ПАТРИОТИЗМА

Современная Россия – это динамично развивающаяся страна, имеющая все исторические предпосылки, природный, промышленный и человеческий потенциалы для успешного решения задач развития страны. Претворить в жизнь эту цель возможно через реализацию одной из главных обязанностей гражданина нашей страны - обязанности по защите Отечества, а в мирное время - через служение Отечеству на основе осознанного долга перед ним.

Таким образом, защита Отечества как долг и обязанность граждан РФ вбирает в себя и учитывает все изменения в ходе исторических событий страны. В результате осознание человеком своего долга перед Родиной даже при некоторых пробелах или недоработках в аспекте воспитания отражается в дальнейшем как на жизни страны, так и судьбе самого гражданина.

Порядок выполнения долга гражданина РФ по защите Отечества регулируется целой системой законодательных актов, основные из них:

- Конституция Российской Федерации,

Принципы альтернативной гражданской службы:

- На альтернативную гражданскую службу могут быть направлены только те граждане, которые признаны годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями;

- Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территории субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают. Однако это правило не жесткое. Место прохождения службы определяет Федеральная служба по труду и занятости, руководствуясь ежегодно утверждаемыми перечнями профессий и ситуацией на рынке труда;

- Граждане могут проходить АГС исключительно на государственных предприятиях;

- Граждане, избравшие АГС, не вправе по собственной инициативе расторгнуть трудовой договор, участвовать в забастовках, подрабатывать по совместительству в других организациях;

- Представители коренных малочисленных народов направляются для прохождения АГС в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов;

- Срок альтернативной гражданской службы превышает срок службы по призыву.

2. Мировоззренческие, нравственные и духовные основы служения Отечеству.

Как было отмечено выше, служение Отечеству имеет исторический, культурологический, воспитательный, философский фундамент. Таким образом, гражданин страны в своих патриотических чувствах, действиях, помыслах должен сознательно подходить к службе своему Отечеству через мировоззренческие, духовные и нравственные основы миропонимания.

Мировоззрение - это система взглядов человека на объективный мир и его (человека) место в нем, отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Мировоззрение есть общее понимание мира, общества, определяющее социально-политическую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую ориентацию человека. Мировоззренческая составляющая присутствует во всех сферах жизни без исключения. Мировоззрение - это общественно-исторический феномен, возникший вместе с появлением человеческого самосознания и до сих пор проходящий метаморфозы изменения.

Нравственные регуляторы в обществе и в армии - это правила поведения, ориентированного на указанные ценности. Каждый индивид выбирает те нравственные регуляторы, которые наиболее подходят для него.

Высокий нравственный уровень мировоззрения строится с помощью общества, семьи, Церкви, образования. Каждая социальная сфера вносит свой неоценимый вклад в формирование нравственности человека. Высокая нравственность является ступенью к становлению и росту духовности человека. Синтез нравственности и мировоззрения приводит к созданию определенного уровня духовности.
В императорской российской армии духовность означала больше религиозную направленность, чем светскую, после революции 1917 года духовность начала рассматриваться с позиции морали, нравственности, долга.

Долг перед Родиной, предками, страной, семьей является стержнем духовности. Первостепенный долг гражданина, мужчины - служить Родине, пройти службу в вооруженных силах, этим будет исполнен долг перед родными и страной в целом.

Такие категории, как мировоззрение, долг, духовность, отражаются в становлении сознания человека. Они приобретаются, накапливаются, наполняются личностным содержанием в течение развития, образования, самопознания личности и, конечно же, воспитания.

Для успешного становления вышеуказанных категорий необходимо создать ряд условий:
- предпосылки формирования патриотических чувств;
- заинтересованность государства в поддержании определенного уровня мировоззрения, нравственности, духовности граждан;
- развитие воспитания с культурологическим оттенком;
- опора на исторические факты и историю Отечества в целом (сохранение языка, обычаев, традиций);
- теоретическая, материальная и организационная помощь государства в дальнейшем развитии и упрочении мировоззрения, нравственности и духовности в сознании граждан.

Если шкала ценностей в сознании человека выстроена верно, если гражданин осознанно ставит наверху пирамиды ценностей защиту Отечества и долг перед Отечеством, то наверняка можно говорить о создании реальных условий для воспитания и становления человека как гражданина своей страны, о неоценимом вкладе страны в построение личности человека.

Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать.

Чувство патриотизма – основа всех лучших духовных качеств российских воинов. Это чувство олицетворяет любовь к своей Родине, неразрывность с ее историей, культурой, достижениями, проблемами.

Родина – это географическое пространство, где человек родился, а также социальная и духовная среда, в которой он вырос и живет.

Отечество близко понятию Родины, но имеет более глубокое содержание. Оно олицетворяет не только прошлое, но и настоящее народа, проживающего на конкретной территории и имеющего государственное устройство. Россиия раскинулась на площади 17,4 млн км 2 и занимает большую часть Восточной Европы и Северную Азию. Россия граничит с 18 государствами, омывается 12 морями и 3 океанами. Общая протяженность границ Российской Федерации составляет 60 933 км, из них 14 510 км – сухопутных, 7141 км – речных, 475 км – озерных и 38 807 км – морских.

Просторы страны пересекают крупнейшие реки: Обь (с Иртышом) – самая длинная (5410 км) и самая большая по площади бассейна (2990 тыс. км 3 ); Енисей – самая полноводная река (ежедневно сбрасывает в море 623 км 3 воды). В стране более 200 тыс. озер, в том числе и самое глубокое в мире озеро Байкал. Европейская часть России расположена в пределах Восточно-Европейской равнины. С юга ее окаймляют Кавказские, с востока – Уральские горы. На западе азиатской части простирается обширная Западно-Сибирская равнина. В центре страны располагается огромное Среднесибирское плоскогорье, к которому на юге примыкают горные хребты Алтая, Западных и Восточных Саян. Восточную часть страны занимают мощные системы горных хребтов (Верхоянский, Черского, Сихотэ-Алинь и др.). Самая высокая горная вершина России – Эльбрус (5642 м). Самый высокий действующий вулкан – Ключевская Сопка (4750 м).

На территории России проживает более 120 национальностей и народностей, из них 82,5 % – русские. Среди других национальностей, численность которых превышает 1 млн человек: татары – 5,5 млн, чуваши – 1,8 млн, башкиры – 1,3 млн, мордвины – 1,1 млн человек. Около 78 % населения живут в ее европейской части, остальные – в Сибири и на Дальнем Востоке. В состав Российской Федерации входит 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального подчинения (Москва и Санкт-Петербург), одна автономная область и 10 автономных округов.

Патриотизм – духовное и нравственное начало каждого гражданина страны, это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку и национальной культуре.

Патриотизм воинов Вооруженных Сил Российской Федерации проявляется в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать ее интересы, целостность и независимость. Долг есть нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. Самыми важными в обществе является гражданский и патриотический долг перед Отечеством, которые всегда связаны с общественными интересами и потребностями людей. Нравственно-правовой нормой поведения военнослужащих является воинский долг. Он представляет собой единство правового и нравственного требований общества. Суть его заключается в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности государства при отражении вооруженного нападения, а также в выполнении задач в соответствии с международными обязательствами страны. В мирной повседневной жизни воинский долг обязывает каждого воина глубоко осознать личную ответственность за защиту Отечества, требует мастерского овладения вверенным оружием и военной техникой, постоянного совершенствования своих морально-боевых и психологических качеств, высокой организованности и дисциплины. Патриотизм и верность воинскому долгу проявляются в глубоком осознании каждым военнослужащим личной ответственности за защиту Родины и необходимости добросовестно и честно выполнять свои служебные обязанности. Они выражаются в постоянной морально-психологической, физической и профессиональной подготовке к вооруженной защите Отечества, в готовности к преодолению любых трудностей при исполнении воинского долга в условиях мирного и военного времени. Патриотизм – это также и внутренняя потребность в постоянном совершенствовании своих военно-профессиональных качеств для мастерского овладения вверенным оружием и военной техникой. Патриотизм и верность воинскому долгу – это те морально-духовные качества воина, которые делают армию непобедимой.

Читайте также: