Доклад на тему романтизм и средневековье

Обновлено: 04.07.2024

Мощным культурным движением и господствующем направлением первым 19 ст., выразившийся во всех областях искусства, становится романтизм., имевший национальные особенности в каждой из европейских стран:

· в Германии романтизм получил теоретическое обоснование, сформировался в 1795-1799 гг. и был связан с философствованием и логически-синтетическим видением мира.

· во Франции романтизм сформировался к 1820 гг. Осознавал себя прежде всего антитезой классицизму, отличался психологизмом, аналитичностью, пессимистической картиной мира, мотивами одиночества, изгнанничества, ностальгии.

· в Англии романтизм зародился раньше, чем в других странах, уже в конце 18 ст., и тяготел к изображению потустороннего, поэтизации детства и природы.

Однако при всех нац. различиях романтизм имел единую ф-ую основу: субъективный идеализм, т.е. за основу оценки мира берутся только субъективные факторы. Романтики считали, что человеческое бытие гораздо богаче его социального измерения: человек с помощью воображения может перенестись в иные миры, может сам их творить, т.е. художественное развитие бытия определяется духовной деятельностью личности.

Отсюда вытекает сущность романтического мировоззрения – субъективное личностное эмоциональное отношение к действительности.

Романтизм базировался на литературных традициях предшествующих веков:

· со Средневековьем романтизм связан интересом к национальным истокам литературы;

· с Ренессансом романтизм связан вниманием к проблеме личности;

· с барокко связан идеей дисгармоничности мира и проблемой конфликтных отношений общества и человека;

· с сентиментализмом связан обращением к стихии чувств и тенденцией демократизации героя;

Эстетические черты романтизма:

Центральной проблемой романтизма становится проблема личности, поскольку гармония личности и общества утрачена, а свобода возможна лишь в пределах индивидуальной духовной жизни, т главным предметом осмысления романтистов становится внутренняя жизнь личности, познание сводится в самопознанию, причем человек – единство противоречивых начал, поэтому сознание его тоже противоречиво и познать человека можно лишь в единстве его разнообразия.

Появляется новый герой: на смену героя Просвещения с его сознательной борьбой за определенное место в жизни, приходит герой, утративший социальные и географические корни и свободно перемещающийся между областями Земли, между сном и явью.

· Отказ от нормативности классицизма

· В романтизме разрабатываются новые жанры: исторический, исповедальный роман; психологическая повесть, лироэпическая поэма, баллада, лирическое стихотворение

· Переосмысливается роль поэта: поэт мыслится проводником идей Бога на Земле. Он обладает синтетическим взглядом на мир, а поэзия – это универсальный язык, включающий в себя эстетику, философию и религию.

· В основе романтизма как метода лежит принцип двоемирия, ощущение разлада между идеалом и действительностью, преодоление которого возможно в искусстве, соответственно романтический универсум включает в себя две сферы, противостоящие друг другу: 1) физическое существование, где господствует материальные интересы и низменные чувства, сюда погружены обыватели; 2) поэтически возвышенная реальность людей творческих, чей внутренний мир для обывателей не постижим.

Тема: Литература английского романтизма

1. Общая характеристика

2. Творчество Байрона

3. Творчество Скотта

I. К 19 ст. Англия продолжает оставаться самой развитой из европейских стран. Характер ее развития определили:

- Французская буржуазная революция;

- Промышленный переворот середины18 ст.;

- Война за независимость в Америке;

Ведущим литературным направлением первой трети 18 ст. столетия становится романтизм, прошедший через стадию возрождения интереса к тв0ву Шекспира, через увлечение фольклором и появление готического романа. В развитии английского романтизма выделяют 2 этапа:

С 1814 г., пережив кризис, Колридж занимается литературной теорией и выступает с публичными лекциями о елизаветинской эпохе и творчестве Шекспира, причем в отличие от критиков 18 века, рассматривавших драматургию Шекспира с позиции классицистической эстетики, Колридж видит в нем автора с богатым воображением, умеющий с помощьюс помощью него придать героям жизненную убедительность.

II. Крупнейшей фигурой английского романтизма является Джордж Ноэл Гордон Байрон (1788 -1824 гг.). Творчество Байрона принято делить на 3 этапа:

А лирический герой – это образ автора, выражающий его мысли, чувства, оценки.

Разделение образов главного и лирического героев обуславливает трансформацию жанра поэмы в творчестве Байрона. Если в поэме присутствует ______ сюжет, лирический герой претерпевает развитие. А у Байрона поэма лиро-эпическая.

1) сюжет резко ослаблен

2) сочетается эпическое и лирическое изображение реальности. В стихотворном повествовании о поступках, переживаниях героя., в лирических отступлениях выражаются переживания поэта.

III. Вальтер Скотт (1771 – 1832) вошел в историю мировой литры как создатель исторического романа, поэт, критик, издатель, собиратель фольклора, знаток европейской литры.

Контекст всех романов расширяется благодаря включению в повествование пейзажа, который становится поводом философствования героя. Основой худ-ого метода В.С. был романтизм, который определил структуру его произведений: сюжеты всегда сложные (авантюрно-приключенческие, важное место в них отведено случайностям, изменяющим ход событий). В его романах присутствуют фантастические элементы, идеализированные байронические характеры действуют наряду с реалистичными образами. В романах В.С. достоверно описываются быт, нравы, эволюция исторических событий, связи прошлого настоящего.

По тематике и проблематике его романы делятся на 2 группы:

Действие всех романов динамично, герои индивидуализированы, описание личных судеб соединено с историческими событиями.

Тема: Литература американского романтизма

I. 19 ст. в истории американской лит-ры – это век романтизма. Как литературное направление романтизм главенствовал с 1820-х гг. до окончания гражданской войны между севером и югом (1861 – 1865 гг). Хронологические рамки американского романтизма обусловлены существованием фронтира, т.е. подвижной границы между цивилизацией белых поселений и остальной частью материка. за линией фронтира располагались свободные индейские поселения. Общество фронтира до конца 1870-х гг. сохраняло докапиталический уклад и задерживало развитие капитализма по всей стране. Существование фронтира обусловило длительное существование романтизма и позднее становление реалистической литры. Предпосылками для формирования американского романтизма были:

1) предромантическая литра

2) американская буржуазная революция и война за независимость (1775-1783 гг.)

3) Аболиционизм – движение за отмену рабства негров

После победы в войне за независимость в национальном сознании американцев укрепляется вера в особый путь и высшее предназначение Америки, которая представляется страной безграничных возможностей, этот комплекс представлений стал называться американская мечта.

Постепенно мечта о свободном и счастливом обществе деформируется и вырождается в жажду материального успеха любыми средствами. Кроме того, сохранение социального и имущественного неравенства, рабство в южных штатах приводит к разочарованию и поиску писателями романтического идеала, противостоящего реальности и лежащего за его пределами. Центральной проблемой американского романтизма на всех этапах его развития была проблема личности – писатели-романтики, опираясь на американский фольклор, делают главным героем персонажа смелого, сильного, предприимчивого, осваивающего неизведанные земли, независимого, который сам создает себя и утверждает в столкновении природы и общества.

Американский романтизм прошел 3 этапа:

1) ранний романтизм (1820-1830 гг.). Американская литра получает международное признание. Ведется поиск национальных художественных традиций, намечаются основные темы и проблематика: война за независимость, освоение континента, жизнь индейцев, которые идеализируются и изображаются как альтернатива буржуазному укладу, свободная морская стихия, европейская история (Ирвинг, Купер, Брайант, Кеннеди). Важную роль с середины 30-х гг. начинает играть литературно-философское течение трансцендентализм. Возникло в 1836 году в Бостоне, название связано с философией Канта и подразумевало постижение истины через откровение, интуицию. Трансцендентализм обращался к этической проблематике, отличался символизмом мироощущения, критиковал буржуазный строй и постулировал самосовершенствование личности (Ральф Эмерсон, Джон Ридли, Маргарет Фуллер, Генри Дэвид Торо, Эмили Диккенсон).

2) зрелый романтизм (1840-1850 гг.). Усиливается разрыв между действительностью и романтическим идеалом, появляется пессимизм, ощущение несовершенства мира и человека, мотивы скорби и тоски, герои теперь с раздвоенным сознанием. В художественный язык пронимает символика. В тексте проявляются элементы сверхъестественного и мистического (По, Мелвилл, Готорн, Того, Диккенсон, Лонгфелло).

3) поздний романтизм (1860 гг.) – это период кризиса, резкого размежевания в связи Гражданской войной: с одной стороны, развивается литра аболиционизма, протестующая в рамках романа против рабства(Лонгфелло, Того, Эмерсон, Бичер-Стоу), с другой стороны, развивается литра юга, романтизирующая и идеализирующая рыцарство юга и реакционно построенный уклад (Кеннеди, Синс).

II. Первым всемирно известным американским прозаиком, основоположником авантюрного, исторического, социального романа США был Джеймс Фенимор Купер (1789-1851 гг.). творчество Купера делят на 3 периода:

- повествование ведется как от первого лица, так и от нескольких

- его герои – носители общечеловеческих качеств

Главным достижением Купера является пенталогия о Кожаном чулке:

Она является художественной историей американского фронтира, историей движения американской нации с востока на запад. Все романы объединены образом Натаниэля Бампо, в судьбе которого выразилась история завоевания континента, история становления американской буржуазной цивилизации, а также история нравственных потерь нации в связи с расширением территорий. Все романы имеют примерно одно сюжетное построение, сквозной темой является трагическая судьба американских индейцев, гибнущих от рук цивилизованных белых, чья свободная жизнь, связанная с природой, идеализируется и противостоит буржуазному миру.

III. Эдгар Аллан По (1809-1846 гг.) – поэт, прозаик, журналист, литературный критик, классик американской литры. Наряду с Ирвингом и Роторном считается создателем американской романтической новеллы и, кроме того, основоположник детективного жанра.

Романтизм - это прежде всего культурное направления. Он отразился в нескольких направлениях искусства, таких как литература и живопись. Первым его пристанищем смело можно назвать Европу, так как романтизм впервые появился именно там. Толчком в его рождении, стало развитие и изменение культуры старого света. Некоторые люди считают, что романтизм появился в ответ классицизму. Отчасти это так и есть, потому что романтизм не шел параллельно классицизму. Романтизмом можно назвать отрицательный классицизм. Романтизм окончательно сформировался в 1790 году. В этот же год романтизм принял участие в немецкой поэзии и Европейской философии.

Романтизм также широко применялся и в художественном искусстве. За небольшой период, количество романтических картин возросло до нескольких тысяч. Известность благодаря романтическим работам пришла многим художником. Такой быстрый рост связан с уникальностью инновационного направления в искусстве. Самыми известными романтическими художниками являются Жерико, Делакруто и другие. Эти художники в основном изображали холмы и горные массивы, а также и руины старых разрушенных городов.

В романтизме не было четко установленных правил. В этом направлении была полная свобода действий. Здесь можно было в одном произведении применять несколько жанров и литературных приемов. Все эти произведения были основаны на выдуманном сюжете, который вряд ли мог повториться в реальной жизни. Все персонажи были яркими личностями с положительным и веселым характером. Также важным фактором этих произведений было место действия основной сюжетной линии. Очень часто действия разворачивались за рубежом, где условия проживания сильно отличались.

Доклад №2

Романтизм относится к художественному и идейному направлению в период с конца 18 и начала 19 века.

Что собой представляет романтизм?

Отличительные черты романтизма

  1. Романтизм происходит от французского слова Romantique. Отличительной особенностью данного течения в поэзии и философии являлось отрицание рационализма и практицизма и открытие в человеке новых качеств. Романтизм – это один из способов самовыражения, раскрытия внутренних качеств, таких как искренность, естественность и раскованность. Главным для представителей этого направления являлось эмоциональное самовыражение.

Самыми ярыми сторонниками романтизма являлись такие великие художники как Делакруа, Фузели, Мартина и т.д. На своих полотнах они изображали светотень, насыщенный колорит и объемную пространственность. Самым любимым мотивом художников являлось изображение старинных пейзажей или руин.

Литература и отличительные черты романтизма

  1. Яркость в характерах главных героев произведений.
  2. Возможность в полноте выражать свои мысли и творческие взгляды.
  3. Описание фантастических и необычных событий.
  4. Многообразие жанров.

Романтизм можно поделить на два направления:

  1. Элегический (пассивный) романтизм. В качестве русского представителя течения выступал В.А. Жуковский. Из зарубежных авторов можно выделить Г.Х. Андерсена.
  2. Революционный или прогрессивный романтизм. Представители данного направления – М.Ю. Лермонтов, В. Гюго, Ж. Санд, К. Рылеев.

Романтизм – это не что иное, как поиск своеобразного идеала, отрицание действительности и яркое выражение индивидуальности и самосовершенствования.

Романтизм

Романтизм

Имя американского писателя Марка Твена прекрасно известно и детям и взрослым благодаря неподражаемому юмору его произведений.

Медуз можно назвать одними из самых загадочных существ морей и океанов. Их относят к классу многоклеточных беспозвоночных. Они отлично охотятся и даже захватывают своих жертв, благодаря своим щупальцам. Медузы могут нормально существовать только

Природа запаслась большим запасом кактусов, которые смогли приспособиться выжить, казалось бы, в достаточно трудных климатических условиях. Человеку известно огромное количество самых разнообразных видов этого растения. Они могут жить долгие

Читайте также: