Доклад на тему роль человека в общественном производстве

Обновлено: 17.05.2024

Ч-век является одновременно главной целью и фактором производства. Ч-век как участник производства выступает в трех лицах: - ч-век - непосредственный производитель благ и услуг; - ч-век - потребитель благ и услуг, им созданных в процессе производства; - ч-век координатор, управленец и организатор процесса производства.

Роль человека, его сущность предопределяются тем, что он и фактор производительных сил, и субъектпроизводственных отношений. Именно человек создает и оживляет средства производства и превращает их в элементы производительных сил. Поэтому рабочая сила — не просто фактор, а главная производительная сила общества.

Роль человека на разных ступенях развития производства различна. Характеристики, которыми должна обладать рабочая сила в каждый исторический период, диктуются состоянием применяемых средств производства и освоенных технологий.

Человек как элемент производительных сил: 1)Ч-век – природа =природные ресурсы, земля, водные ресурсы, воздушные средства. 2)Ч-век средства производства= ручные орудия труда, машины, автоматические устройства, информационные системы, технология. 3)Ч-век – ч-век=разделение труда: внутрипроизводственное, внутриотраслевое, межотраслевое, территориальное.

Человек как субъект общественных отношений Экономических, Политических, Социальных, Правовых, Управленческих, Национальных, Нравственных, Эстетических, Религиозных, Семейных.

Процесс производства, рассматриваемый как непрерывный, возобновляемый процесс, является воспроизводством. Для непрерывного воспроизводства нужно возобновлять, прежде всего: ■материальные потребительские блага; ■основные факторы производства, включая рабочую силу и капитал;■среду обитания и труда человека; ■производственные отношения.

В зависимости от достигаемого объема общественного продукта различают следующие виды воспроизводства: ■простое воспроизводство, когда размеры валового национального продукта, национального дохода, качества создаваемого продукта остаются неизменными в любом последующем цикле; ■расширенное воспроизводство, когда размеры валового национального продукта, национального дохода, а также качество продукта возрастают.

4.Потребности как предпосылка производства. Классифи­кация потребностей. Закон воз­вышения потребностей.

Между производством и потребностями существует определенная взаимосвязь. Во-1х, потребности, запросы потребителя стимулируют производство, а оно в свою очередь, создавая новые ценности и блага, оказывает влияние на объем и структуру потребления. Таким образом, чтобы больше потреблять, необходимо больше производить. Если же производство падает, то неумолимо уменьшается и потребление. Во-2х, производство, создавая конкретные виды материальных благ и услуг, порождает конкретную потребность в них. К примеру, общественная потребность в телевизорах и магнитофонах возникла лишь после создания и организации достаточногоих производства. В-3х, взаимодействие производства и потребностей носит специфический характер в разных экономических системах.

Таким образом, производство формирует общие объективные условия, в которых возникают и развиваются потребности, которые ориентируют воспроизводственную деятельность общества, отдельных людей и социальных групп.

Потребность это всякое состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремится выйти, или состояние удовлетворенности, которое человек желает продлить. Это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности человека.

Классификация потребностей: 1)исходя из структуры и масштабов производства – абсолютные, действительные, подлежащие удовлетворению, фактически удовлетворяемые. 2)исходя из роли в воспроизводстве работника – материальные, социальные, духовные, интеллектуальные. 3)по участию в производственном процессе – производственные, непроизводственные. 4)по происхождению – экономические, незкономические. 5)исходя из социальной структуры – потребности общества в целом, потребности классов в целом, потребности классов социальных групп, потребности отдельных людей, семейные, религиозные. 6)исходя из очередности удовлетворения – первичные незаменяемые, вторичные заменяемые. 7)исходя из характера их изменения – эластичные, жесткие.

Следует отметить, что экономические потребности имеют исторический характер и всегда органически связаны с условиями существования общества, социальных групп и отдельных людей. В то же время они динамичны, растут количественно и качественно. Потребности изменяются с прогрессом общества, в соответствии с законом возвышения потребностей. Специфика действия закона возвышения потребностей состоит в том, что количественный и качественный рост потребностей зависит от наличия производственных ресурсов.

Рассматриваемая тема актуальна сегодня, так как производство возможно только при введении в процесс всех факторов. Производство определенной вещи или услуги требует определенного набора факторов, но главными из них являются земля, труд и капитал. Они действуют взаимосвязано и дополняют друг друга, отсутствие одного из них ведет к нарушению системы и делает невозможным производственный процесс.

В наше время происходит постоянное изменение рыночной экономики. Она постоянно видоизменяется под воздействием тех или иных факторов. В результате меняются потребности, виды экономической деятельности, ценности, которые создаются. Это приводит к переосмыслению ранее существующих экономических категорий, способствует возникновению новых.

Теория трех факторов производства Ж.Б. Сэя положила начало факторному анализу в экономике. Он обосновал, что труд, капитал и земля являются равноправными участниками создания стоимости, они влияют на создание полезности, которая является основой стоимости.

Экономическая наука начала исследовать факторы производства в связи с исследованием самого производства. В экономической теории под фактором производства понимается особо важный элемент или объект, который оказывает решающее воздействие на возможность и результативность производства. Таких факторов, которые используются для производства продукта очень много. Причем для производства каждого продукта существует свой набор факторов, поэтому и возникает потребность в их классификации.

Важно, чтобы каждый из факторов производства был способен принести своему владельцу доход. Доходы играют очень важную роль в жизни каждого человека, потому что являются непосредственным источником удовлетворения его неограниченных потребностей. Чем больше доходы, выше спрос на продукцию и услуги, производимые различными отраслями, тем выше качество продукции, т. к. возникает мотив для достижения лучших конечных результатов, увеличивается конкурентоспособность продукта, выше эффективность производства, значит, лучше экономическая ситуация в стране.

Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение факторов производства и распределения доходов.

Для достижения поставленной цели в рамках курсовой работы необходимо последовательно решить следующие задачи:

- определить место и роль человека в системе производства;

- дать характеристику факторов производства;

- изучить функционирование рынков факторов производства;

Факторы производства

Человек – главный фактор и цель общественного производства

Человек был и всегда останется главным фактором производства. Экономическая теория в изучении человеческого общества исходит из того, что человек является одновременно и производителем и потребителем экономических благ. Он создает, приводит в действие и определяет способы использования техники и технологии, которые, в свою очередь, предъявляют новые требования к физическим и интеллектуальным возможностям человека. Когда прогрессивные средства труда и технологии получают широкое распространение, они начинают предъявлять повышенные требования к работнику, "подтягивать" его до своего уровня. Ручные орудия труда предполагают один тип работника, машины - другой, станок с программным обеспечением и управление сложными автоматизированными системами - третий. Мировой опыт последних десятилетий свидетельствует, - более двух третей больших и свыше семидесяти процентов всех остальных катастроф, связанных с хозяйственной деятельностью происходят по вине человека, с его недостаточной подготовленностью для взаимодействия со сложными техническими системами.




Известно, что человек – существо биосоциальное. Биологическая, социальная, материальная и духовная жизнь человека проходит в его тесной взаимосвязи с природой, средствами производства, другими людьми. Место человека в системе общественного производства можно выразить схемой (рисунок А.1 приложение А).

Вся история развития цивилизации – это прежде всего история развития человека как главной производительной силы. Именно труд делает человека главной производительной силой. Выделяются три основных этапа такого развития. Первый этап – существование естественных производительных сил, которые сводятся к природе самого человека и к силам окружающей его среды. Второй этап – подчинение естественных производительных сил общественным и утверждение человека как главной производительной силы. Третий этап – господство человека над природой благодаря научно-техническому прогрессу и человеческий интеллект становятся фактором непосредственного производства [2].

Требования, предъявляемые к рабочей силе со стороны средств производства и основных технологий связаны с подготовкой высоко квалифицированных, профессионально ориентированных работников, с уровнем расходования рабочей силы, с величиной затрат на ее воспроизводство. Истории известны примеры, когда техническое новшество веками дожидалось нового общественного устройства и нового типа работника.

Ныне в индустриально развитых странах, наряду с безработицей, производство испытывает острейшую потребность в высокообразованных профессионалах. Рост требования к качеству работника - это общеэкономическое условие развития общественного производства.

В обстановке примитивного ручного труда эта зависимость на протяжении веков почти себя не обнаруживала и проявлялась через очень медленные, мало заметные изменения. С переходом к машинному производству произошло ускорение общественного прогресса и указанная тенденция стала обнаруживаться с нарастанием. С особой интенсивностью она действует в условиях научно-технической революции. Основным двигателем научно-технического прогресса становится информационная техника. Она превращается в базу для всех новейших технологий. преобразует все виды производства, играет ведущую роль в повышении производительности труда, снижении стоимости продукции. Предпринимаются попытки создания "искусственного интеллекта", возникает вопрос: не теряет ли человеческий фактор своего значения по мере совершенствования ЭВМ и компьютерной техники?

Однако не следует забывать, что коренные изменения в производстве, сопровождаясь подвижками в квалификационной и профессиональной структуре населения, не уничтожают до конца потребности в малоквалифицированном труде. Более того, в ряде случаев такая потребность воспроизводится непосредственно в самом научно-техническом и общественном прогрессе [7]. Характерная особенность личного фактора производства состоит в том, что человек не просто элемент производства, а главная производительная сила общества. Работник одновременно является и носителем рабочей силы (и тем самым фактором производства) и субъектом производственных отношений. Воздействуя на производство, изменяя его, он тем самым изменяет всю систему экономических отношений, изменяет свое собственное экономическое поведение. Его роль в производстве никогда нельзя понять вне определенной системы общественных отношений. В обществе, как и в производстве, все исходит от человека и все сводится к нему.

Научно-технический прогресс становится реальностью не сам по себе, а благодаря работникам, которые находятся в определенных общественных условиях. Эти условия, а точнее общественные экономические отношения всегда в большей или меньшей мере ориентируют на прогресс, а могут и вообще не создавать к нему должных стимулов. Во втором случае общество сталкивается с необходимостью перестройки системы производственных отношений. Последние определяют направленность в воспроизводстве рабочей силы.

С позиций производства человек не только его субъект, но и его конечная цель. Общественный продукт, пройдя через распределение и обмен, завершает свой путь в потреблении. Удовлетворение потребностей человека, его развитие является естественным конечным назначением общественного производства. Любой предприниматель в своей хозяйственной деятельности преследует цель получить выгоду, но эта цель будет реализована лишь тогда, когда на продукцию его фирмы найдется покупатель (потребитель) [5].

Содержание

1 Факторы производства……………………………………………….……….5

1.1 Человек- главный фактор и цель общественного производства.….………..5

1.2 Земля как фактор производства…………….………..………………………..7

1.3 Труд как фактор производства…….………………….……………………. 10

1.4 Капитал и предпринимательство как факторы производства……………. 12

2 Распределение факторных доходов………………………………………. 16

2.1 Рынок капитала и ссудный процент .………………………………………..16

2.2 Рынок труда и заработная плата …………………………………………….18

2.3 Рынок земли и земельная рента ..…………………………….……………. 21

2.4 Предпринимательство и прибыль…………………………………………. 23

Список использованной литературы…………………………………………28

Введение

Рассматриваемая тема актуальна сегодня, так как производство возможно только при введении в процесс всех факторов. Производство определенной вещи или услуги требует определенного набора факторов, но главными из них являются земля, труд и капитал. Они действуют взаимосвязано и дополняют друг друга, отсутствие одного из них ведет к нарушению системы и делает невозможным производственный процесс.

В наше время происходит постоянное изменение рыночной экономики. Она постоянно видоизменяется под воздействием тех или иных факторов. В результате меняются потребности, виды экономической деятельности, ценности, которые создаются. Это приводит к переосмыслению ранее существующих экономических категорий, способствует возникновению новых.

Теория трех факторов производства Ж.Б. Сэя положила начало факторному анализу в экономике. Он обосновал, что труд, капитал и земля являются равноправными участниками создания стоимости, они влияют на создание полезности, которая является основой стоимости.

Экономическая наука начала исследовать факторы производства в связи с исследованием самого производства. В экономической теории под фактором производства понимается особо важный элемент или объект, который оказывает решающее воздействие на возможность и результативность производства. Таких факторов, которые используются для производства продукта очень много. Причем для производства каждого продукта существует свой набор факторов, поэтому и возникает потребность в их классификации.

Важно, чтобы каждый из факторов производства был способен принести своему владельцу доход. Доходы играют очень важную роль в жизни каждого человека, потому что являются непосредственным источником удовлетворения его неограниченных потребностей. Чем больше доходы, выше спрос на продукцию и услуги, производимые различными отраслями, тем выше качество продукции, т. к. возникает мотив для достижения лучших конечных результатов, увеличивается конкурентоспособность продукта, выше эффективность производства, значит, лучше экономическая ситуация в стране.

Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение факторов производства и распределения доходов.

Для достижения поставленной цели в рамках курсовой работы необходимо последовательно решить следующие задачи:

- определить место и роль человека в системе производства;

- дать характеристику факторов производства;

- изучить функционирование рынков факторов производства;

Факторы производства

Человек – главный фактор и цель общественного производства

Человек был и всегда останется главным фактором производства. Экономическая теория в изучении человеческого общества исходит из того, что человек является одновременно и производителем и потребителем экономических благ. Он создает, приводит в действие и определяет способы использования техники и технологии, которые, в свою очередь, предъявляют новые требования к физическим и интеллектуальным возможностям человека. Когда прогрессивные средства труда и технологии получают широкое распространение, они начинают предъявлять повышенные требования к работнику, "подтягивать" его до своего уровня. Ручные орудия труда предполагают один тип работника, машины - другой, станок с программным обеспечением и управление сложными автоматизированными системами - третий. Мировой опыт последних десятилетий свидетельствует, - более двух третей больших и свыше семидесяти процентов всех остальных катастроф, связанных с хозяйственной деятельностью происходят по вине человека, с его недостаточной подготовленностью для взаимодействия со сложными техническими системами.

Известно, что человек – существо биосоциальное. Биологическая, социальная, материальная и духовная жизнь человека проходит в его тесной взаимосвязи с природой, средствами производства, другими людьми. Место человека в системе общественного производства можно выразить схемой (рисунок А.1 приложение А).

Вся история развития цивилизации – это прежде всего история развития человека как главной производительной силы. Именно труд делает человека главной производительной силой. Выделяются три основных этапа такого развития. Первый этап – существование естественных производительных сил, которые сводятся к природе самого человека и к силам окружающей его среды. Второй этап – подчинение естественных производительных сил общественным и утверждение человека как главной производительной силы. Третий этап – господство человека над природой благодаря научно-техническому прогрессу и человеческий интеллект становятся фактором непосредственного производства [2].

Требования, предъявляемые к рабочей силе со стороны средств производства и основных технологий связаны с подготовкой высоко квалифицированных, профессионально ориентированных работников, с уровнем расходования рабочей силы, с величиной затрат на ее воспроизводство. Истории известны примеры, когда техническое новшество веками дожидалось нового общественного устройства и нового типа работника.

Ныне в индустриально развитых странах, наряду с безработицей, производство испытывает острейшую потребность в высокообразованных профессионалах. Рост требования к качеству работника - это общеэкономическое условие развития общественного производства.

В обстановке примитивного ручного труда эта зависимость на протяжении веков почти себя не обнаруживала и проявлялась через очень медленные, мало заметные изменения. С переходом к машинному производству произошло ускорение общественного прогресса и указанная тенденция стала обнаруживаться с нарастанием. С особой интенсивностью она действует в условиях научно-технической революции. Основным двигателем научно-технического прогресса становится информационная техника. Она превращается в базу для всех новейших технологий. преобразует все виды производства, играет ведущую роль в повышении производительности труда, снижении стоимости продукции. Предпринимаются попытки создания "искусственного интеллекта", возникает вопрос: не теряет ли человеческий фактор своего значения по мере совершенствования ЭВМ и компьютерной техники?

Однако не следует забывать, что коренные изменения в производстве, сопровождаясь подвижками в квалификационной и профессиональной структуре населения, не уничтожают до конца потребности в малоквалифицированном труде. Более того, в ряде случаев такая потребность воспроизводится непосредственно в самом научно-техническом и общественном прогрессе [7]. Характерная особенность личного фактора производства состоит в том, что человек не просто элемент производства, а главная производительная сила общества. Работник одновременно является и носителем рабочей силы (и тем самым фактором производства) и субъектом производственных отношений. Воздействуя на производство, изменяя его, он тем самым изменяет всю систему экономических отношений, изменяет свое собственное экономическое поведение. Его роль в производстве никогда нельзя понять вне определенной системы общественных отношений. В обществе, как и в производстве, все исходит от человека и все сводится к нему.

Научно-технический прогресс становится реальностью не сам по себе, а благодаря работникам, которые находятся в определенных общественных условиях. Эти условия, а точнее общественные экономические отношения всегда в большей или меньшей мере ориентируют на прогресс, а могут и вообще не создавать к нему должных стимулов. Во втором случае общество сталкивается с необходимостью перестройки системы производственных отношений. Последние определяют направленность в воспроизводстве рабочей силы.

С позиций производства человек не только его субъект, но и его конечная цель. Общественный продукт, пройдя через распределение и обмен, завершает свой путь в потреблении. Удовлетворение потребностей человека, его развитие является естественным конечным назначением общественного производства. Любой предприниматель в своей хозяйственной деятельности преследует цель получить выгоду, но эта цель будет реализована лишь тогда, когда на продукцию его фирмы найдется покупатель (потребитель) [5].

Главной целью и фактором производства, его развития и совершенствования является человек. Как участник производства он выступает в трех лицах. С одной стороны, человек является производителем, непосредственно участвующим в создании благ и услуг.

С другой стороны, он потребитель, использующий все, что получено в процессе производства. Кроме того, человек координирует, согласовывает действия производителей и потребителей, выполняя функцию управленца. Следует подчеркнуть, что человек может жить, действовать и развиваться, лишь будучи включенным в общественную связь с другими людьми, основу которой образует их совместная трудовая деятельность. Роль человека, его сущность предопределяются тем, что он и фактор производительных сил, и субъект производственных и всех других общественных отношений.

Взаимодействие материально-вещественного и личного факторов производительных сил - пример диалектического единства, включающего в себя и противоречие. Именно человек создает и оживляет средства производства и тем самым превращает их в элементы производительных сил. Уже поэтому рабочая сила — не просто фактор, а главная производительная сила общества. В меру ее развития человек создает нужные ему средства производства и определяет способы их использования. Такова общая направленность взаимосвязи личного и вещественного факторов в системе производительных сил общества. Вместе с тем характеристики, которыми должна обладать рабочая сила в каждый данный период, диктуются состоянием применяемых средств производства и освоенных технологий. Через это внутренне противоречивое сочетание раскрывается суть соответствия факторов производства, которое имеет общеэкономическое содержание.

Вместе с тем роль человека на разных ступенях развития производства различна. Так, для ремесленного производства характерно выполнение ремесленником всех операций, начиная от первичной обработки исходного сырьевого материала и заканчивая получением конечного продукта.

Каждый производитель выступал здесь как единичный работник. Но, начиная с простой кооперации, производство уже не могло развиваться на базе единичного работника. Он превратился в частичного работника, закрепленного за функцией, что сопровождалось ростом производительности труда. Дальнейшее развитие разделения труда и специализация производства усилили взаимозависимость работников, предопределили возникновение совокупного работника. Появление крупного машинного производства продиктовало необходимость совместного труда работников в пределах отрасли, а затем и общества.

Совокупный работник, под которым понимаются все занятые в общественном производстве, преобразуется под воздействием научно-технического прогресса. В свою очередь НТП влияет на структуру совокупного работника: изменяется квалификационный состав трудящихся, возрастает удельный вес экономистов, инженеров и лиц с высшим образованием.

Сегодня изменились и границы совокупного работника. Сюда сейчас включаются не только рабочие, но и служащие, ИТР, деятели науки и информации, работники сферы услуг и духовного производства, занятые управлением общественным производством, которые непосредственно участвуют в создании материальных и духовных благ и услуг.

Следует подчеркнуть, что требования, предъявляемые к рабочей силе со стороны средств производства и освоенных технологий, включают в себя уровень расходования рабочей силы и вместе с тем величину и характер затрат на ее воспроизводство. Эта весьма существенная зависимость, всегда реализуясь в определенных социально-экономических условиях, имеет также общеэкономическое содержание, характеризуя необходимость возмещения затрат рабочей силы. Тем самым предопределяется объективная граница необходимого продукта.

Неотъемлемый элемент всякого совместного труда - дисциплина. Значимость дисциплины труда неуклонно повышается по мере усиления зависимости между различными звеньями общественного труда, а также роста масштабов приводимых в движение каждым работником ресурсов.

Вместе с тем обостряется и проблема добросовестного отношения к труду, ответственности за выполняемую работу.

Все эти понятия (дисциплина, добросовестность, ответственность), казалось бы, из другой области: не экономической, а нравственной. Это не совсем так. Во-первых, по мере своего развития экономика должна становиться все более нравственной, и к ней не только можно, но и нужно применять соответствующие критерии. Это одна из граней, характеризующих социально-экономический прогресс общества. Во-вторых, - и это самое главное, все названные категории имеют свое базисное, экономическое содержание. Сама нравственность как категория надстройки обусловливается в конечном счете базисом, то есть экономическими отношениями. Как бы ни подавлялась несправедливостью потребность в труде, она глубинно существует как первая потребность, главная для развития и реализации личности. Именно этим объясняются факты, когда человек испытывает гордость за то, что создал своим трудом.

В обществе все исходит от человека. Он не может относиться к труду творчески, если остается лишь исполнителем поступающих извне решений. Он не может быть инициативным в непосредственном процессе производства, если в других сферах общественной жизни его инициатива не только не требуется, но ограничивается, а то и подавляется. Именно поэтому преодоление технократического взгляда на человека непременное условие ускорения как научно-технического, так и социального прогресса в целом.

Человек — воплощение всей совокупности, всего спектра общественных отношений: экономических и политических, национальных и семейных, идеологических и нравственных. Вне этой живой ткани разнообразных общественных отношений человек не может быть понят.

Но в равной мере справедливо и обратное: ни одна из сторон общественных отношений не может быть полностью и до конца изучена без анализа субъектов, их носителей. Так, игнорирование в политико-экономических исследованиях субъектов производственных отношений с их специфическими интересами, потребностями и мотивами в труде вело к сугубо абстрактному, далекому от жизни теоретизированию и схоластике.

С позиций производства как такового человек - не только его субъект, но и его конечная цель. Общественный продукт, пройдя через распределение и обмен, завершает свой путь в потреблении. Без потребления любое производство бессмысленно. А это значит: удовлетворение потребностей человека, его развитие являются естественным конечным назначением общественного производства.

Экономическая теория, таким образом, не может не иметь в поле зрения принадлежность человека к природе со всеми вытекающими отсюда последствиями. Тем не менее само развитие природы не входит в предмет экономической теории, будучи сферой других наук.

Далеко не исчерпывает экономическая теория и социальную суть человека, являющуюся предметом всего комплекса наук обществоведческого и гуманитарного циклов - от философии и истории до демографии и искусствоведения.

Но экономическая теория изучает базовую, решающую область жизнедеятельности общества - производство, и поэтому она не только входит в ряд наук о человеке, но и выделяется в этом ряду своим ведущим положением. Это положение установлено и глубоко раскрыто марксизмом, доказавшим, что человек может жить, действовать и развиваться, лишь будучи включенным в общественную связь с другими людьми, основу которой образует их совместная трудовая деятельность. Роль человека, его сущность предопределяются тем, что он и фактор производительных сил, и субъект производственных и всех других общественных отношений. Взаимодействие материально-вещественного и личного факторов производительных сил - пример диалектического единства, включающего и противоречие. Именно человек создает и оживляет средства производства и тем самым превра щает их в элементы производительных сил. Уже поэтому рабочая сила - не просто фактор, а главная производительная сила общества. В меру ее развития человек создает нужные ему средства производства и определяет способы их использования. Такова общая направленность: взаимосвязи личного и вещественного факторов в системе производительных сил общества. Вместе с тем характеристики, которыми должна обладать рабочая сила в каждый данный период, диктуются состоянием применяемых средств производства и освоенных технологий. Через это внутреннее противоречивое сочетание раскрывается суть соответствия факторов производства, которое имеет общеэкономическое содержание.

Требования, предъявляемые к рабочей силе со стороны средств производства и освоенных технологий, включают уровень расходования рабочей силы и, вместе с тем, величину и характер затрат на ее воспроизводство.

Эта весьма существенная зависимость, всегда реализуясь в определенных социально-экономических условиях, имеет также общеэкономическое содержание, характеризуя необходимость возмещения затрат рабочей силы. Тем самым предопределяется . объективная граница необходимого продукта.

Неотъемлемый элемент всякого совместного труда - дисциплина. Значимость дисциплины труда неуклонно повыша-ется по мере усиления зависимости между различными зве- " ньями общественного труда, а также роста масштабов приво-димых в движение каждым работником ресурсов. Вместе с тем, обостряется и проблема добросовестного отношения к труду, ответственности за выполняемую работу. Все эти понятия (дисциплина, добросовестность, ответственность), казалось бы, из другой области: не экономической, а нравственной. Это не совсем так. Во-первых, по мере своего развития экономика должна становиться все более нравственной, и к ней не только можно, но и нужно применять соответствующие критерии. Это одна из граней, характеризующих социально-экономический прогресс общества. Во-вторых, и это самое главное, все названные категории имеют свое базисное, Экономическое содержание. Сама нравственность как категория надстройки обусловливается в конечном счете базисом, т. е. экономическими отношениями. Как бы ни подавлялась несправедливостью потребность в труде, она глубинно существует как первая потребность, главная для развития и реа-

ЗЗак. 1605 лизации личности. Именно этим объясняются факты, когда человек испытывает гордость за то, что он создал своим трудом.

В обществе все исходит от человека. Он не может отно1 ситься к труду творчески, если остается лишь исполнителем поступающих из вне решений. Он не может быть инициативным в непосредственном процессе производства, если в других сферах общественной жизни его инициатива не только не требуется, но ограничивается, а то и подавляется. Именно поэтому преодоление технократического взгляда на человека непременное условие ускорения как научно-технического, так и социального прогресса в целом.

Человек - воплощение всей совокупности, всего спектра общественных отношений: экономических и политических, национальных и семейных, идеологических и нравственных. Вне этой живой ткани разнообразных общественных отношений человек не может быть ПОНЯТНО в равной мере справедливо и обратное: ни одна из сто-рон общественных отношений не может быть полностью и до конца изучена без анализа субъектов, их носителей. Так, иг-норирование в политико-экономических исследованиях субъектов производственных отношений с их специфическими интересами, потребностями и мотивами в труде вело к сугубо абстрактному, далекому от жизни теоретизированию и схоластике.

С позиций производства как такового человек - не только его субъект, но и его конечная цель. Общественный продукт, пройдя через распределение и обмен, завершает свой путь в потреблении. Без потребления любое производство бессмысленно. А это значит, что удовлетворение потребностей человека, его развитие является естественным конечным назначением общественного производства.

Помимо конечной цели общественного производства существует непосредственная его цель, присущая данному,, исторически определенному способу производства. Она вытекает из отношений собственности, господствующих в той или иной общественной системе. Эта непосредственная цель может более или менее совпадать с естественным назначением производства, а может и приходить в противоречие с ним.

Читайте также: